Как называют жителей ингушетии женщин

Как зовут жителей Ингушетии?

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Если мы берем гражданство жителя Ингушетии, то он- россиянин, а если национальность- то он ингуш. Как В Америке, граждане США- американцы,но среди них есть русские, евреи, армяне, итальянцы и так далее.

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Общее количество жителей незначительно превышает 300 000 человек.

Называть принято ительменами:

В последнее время можно услышать и термин «камчатцы», но это скорее от безысходности, от необходимости как-то назвать жителя Камчатки и незнания правильных общеупотребительных вариантов.

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Этот город был изначально основан, как столица (в феврале 1994-го года), на месте разрушенной монголо-татарами древней столицы Алании.

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Официально на русский язык никто особо не предлагал перевод населения Ганы, поэтому в литературе можно встретить совершенно разные варианты, такие вот как эти:

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

В далёком 1920 году, в США жил да был Кристиан Нельсон. И был этот Нельсон владельцем предприятия, ко орте производило различные сладости и вкусности. В число продукции этой фабрики входило и мороженое. И вот однажды, случайно ли, или же экспериментируя и изобретая что-то новое, Нельсон взял и покрыл брикет мороженого шоколадной глазурью. После различных проб и экспертиз были выбраны лучшие сорта мороженого и глазури и в свет вышел новый вид этого деликатеса.

Выбирая название новому сорту мороженого, производитель остановился на названии «Eskimo Pie», что в переводе означало «Эскимосский пирог». Конечно любителям мороженого и особенно детишкам, такое интересное название только увеличивало желание съесть этот «пирог». Ну и немалую роль здесь играло и то, что мороженое и шоколад очень сильно сочетались по вкусу. Буквально в считаные дни этот десерт стал знаменитым и популярным. Сначала по месту производства, потом по всем США, а затем и во всём мире.

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Источник

Как понять ингушей: девять главных слов их культуры

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Иллюстрация: Лиза Стрельцова

Ингушетия — самая молодая республика России. При этом ингушский народ имеет очень долгую историю, особую культуру и довольно строгие горские нравы. Пробуем разгадать их «загадочную душу».

Галгай эздел

Галгай — это самоназвание ингушского народа, в переводе означает «строитель башен» (Ингушетия славится своими родовыми башнями, но об этом позже). А вот слово «эздел» дословного перевода на русский язык не имеет. Так называют неписаный комплекс морально-этических правил, прививаемых ингушам с самого детства. Надо сказать, правила довольно строгие. Зато, как гласит местная пословица, «если ты знаешь ингушские законы, уживешься с любым народом».

Придерживаться этих правил очень важно не только для самих ингушей (вне зависимости от пола, возраста и социального положения), но и для всех, кто живет в республике. Их несоблюдение влечет за собой потерю общественного уважения и для самого нарушителя, и для всей его семьи.

В этот кодекс входят такие понятия, как эздел (сдержанность, уважение к окружающим, благородство), эх (стыд, совесть), ях (сразу два значения: чистота помыслов и дух здорового соперничества), а также денал (мужество, сила духа, надежность, верность слову, достоинство).

Еще одно из основополагающих понятий — сий, что можно перевести на русский как «честь». Подразумевает в целом то же самое: настоящий ингуш должен вести себя достойно и соблюдать все национальные и религиозные обычаи. В республике даже говорят: «Один достойный мужчина может поднять честь всего худого рода».

Не менее важными понятиями для ингушского народа является сахал, означающее «человечность», или «милостыня», и кахетам — «сострадание».

Слово тейп чаще всего переводится на русский язык как «род». Но для ингушей (а также для их ближайших соседей чеченцев) это гораздо более обширное и важное понятие. Тейп — своеобразное объединение людей по родству: в нем объединялись представители нескольких фамилий или выходцы из одной исторической местности. По примерным подсчетам, в самый многочисленный тейп — Евлой — входит около 80 тысяч человек.

Согласно ингушским адатам, представители тейпа — практически семья, связанная одной историей и восходящая к единому предку. Родство по тейпу необычайно важно для ингуша: «однотейпчане» всегда могут рассчитывать на поддержку друг друга, даже если познакомились совсем недавно.

Так что при знакомстве в Ингушетии часто задают сразу четыре вопроса: какой у тебя тейп? Какая фамилия? Откуда ты и кто твой отец? Делается это, чтобы установить возможную родственную связь.

Источник

Ингуши: семья и честь превыше всего

Ингуши — автохтонный народ Кавказа, чья древнейшая история уходит корнями во второе тысячелетие до нашей эры. Жизнь народности столетиями регулируют нормы единого для всех морально-этического кодекса. Свод неписаных правил позволил до сегодняшних дней сохранить непререкаемый авторитет старейшин, уважение к предкам, ценность семьи и чести.

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Где живут, численность

Ингуши — автохтонное население Северного Кавказа. Большая часть представителей народности продолжает занимать места исторического расселения: Ингушетию, часть Северной Осетии. В результате захвата территорий российскими властями во второй половине XIX столетия, репрессий в конце Великой Отечественной войны, значительная часть ингушей выселена в Османскую империю, Среднюю Азию, Казахстан. Передел исторических ингушских территорий в сороковых годах прошлого столетия между Грузией и Грозненской областью поныне является причиной конфликтов чеченских, ингушских, осетинских народов.

Общая численность ингушей в мире, по данным на 2012 г., составляет порядка 700 000 человек. Разделение народа по государствам:

В России наибольшее число ингушей проживает в Республике Ингушетия — 385 537 человек. Значительная часть — 28 336 человек, продолжает занимать исторические зоны расселения, ныне относящиеся к Пригородному району Северной Осетии. От 1000 до 5000 ингушей живет в Республиках Чечня и Кабардино-Балкария, Москве, Ставропольском крае, Тюменской и Ростовской областях.

Название

Самоназвание народа возникло от названия ингушского поселения Ангушт, располагающегося в Северной Осетии на территории Пригородного района. Существует другое самоназвание народа: ГIалгIа́й, или галгаи, в переводе означающее «жители башен».

Жилище

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Традиции

Склепы строили в виде просторных помещений, напоминавших жилые башни с покатыми крышами. Сюда после смерти помещали останки погибших. Второй вариант — небольшие сооружения, напоминающие дольмены, снабженные щелями для проникновения света и воздуха. Подобная конструкция неслучайна: со времен аланской культуры существовал обычай, по которому умирающий человек сам или с помощью близких еще до смерти перемещался в склеп.
До прихода ислама в XIX столетии в горных регионах старики почитали за честь успеть самим дойти до места своего вечного приюта. Выйти из склепа считалось величайшим позором, запрещалось заносить внутрь пищу. Случалось, что родственники навещали умирающего в течение нескольких дней после перехода в склеп.
С повсеместным распространением ислама подобный способ погребения ушел в прошлое: умерших начали хоронить по мусульманским обрядам. Тело обмывали, одевали в светлые одежды, заворачивали в ковер и выносили на двор, где желающие устраивали прощание. Процессия выдвигалась на фамильное кладбище, где после молитв тело предавали земле. Женщины на кладбище не допускались: в их задачи входило приготовить обильный поминальный обед. Как и на свадьбы, на проводы в последний путь, занимавшие до трех дней, собирались все члены огромных ингушских фамилий, друзья, соседи.

Свадебные традиции

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Брачный возраст мужчин наступал в 17-20 лет, девушек — в 15-17 лет. Невесту тщательно выбирали родители жениха, оценивая род в целом, особое внимание уделяя женской половине. Свадебная обрядность начиналась со сватовства, в котором участвовали родители и родственники мужа. Для получения согласия требовалось прийти в дом выбранной девушки не менее трех раз. Положительного ответа это не гарантировало: насильно замуж не выдавали.
В день свадьбы за невестой приезжал свадебный поезд без жениха. После шуточного выкупа и обряда прощания с родителями девушку доставляли в дом свекрови. Старшая женщина встречала ее медом и маслом, что символизировало пожелание сладкой, сытой жизни. Свадьбы проводили шумные, многолюдные: не менее 200-500 человек, иногда число гостей доходило до тысячи. Не позвать кого-то из родных или знакомых считалось оскорблением, равно как и проигнорировать приглашение. Длились торжества до десяти дней.
На время пира девушку проводили в отдельную комнату, где она находилась всю свадьбу. По другой традиции невестка стояла на протяжении свадебного застолья в углу зала, принимая подарки. Жених находился в доме друга, к невесте приходил на третьи сутки, затем избегание продолжалось до месяца. Заканчивались свадебные обряды выводом девушки к роднику за водой, во время которого она знакомилась с жителями селения.

Внешность

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Ингуши относятся к кавкасионскому антропологическому типу европеоидной расы. По мнению исследователей, именно этому народу удалось сохранить наибольшее число аутентичных признаков внешности. К ним относят:

Одежда

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Жизнь

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Традиционная форма семьи — патриархальная, чаще малая или трехпоколенная. Младший сын оставался жить в отчем доме. Старшие приводили невесток в родительский дом, однако начинали строить свое жилище, если имели возможность. Основа межличностных и общественных взаимоотношений базировалась на уважении старших и почтении предков, которых знали до седьмого колена.
Главой семьи был мужчина, отвечавший за финансовое благополучие, безопасность, защищавший честь родных. Женщина занимала зависимое положение, однако никогда не играла роль прислуги или рабыни. С древних времен ее почитали как мать, дающую жизнь всему сущему. Существовала поговорка: «Мужчина портится — семья портится, женщина портится — весь народ портится». До женщин запрещалось дотрагиваться даже пальцем: противное означало оскорбление, вело к кровной мести. При них нельзя было сквернословить, курить, драться. Преследование кровника прекращалось в их присутствии, женщин и детей не использовали как жертв кровной мести.

Религия

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Традиционными религиями ингушей были анимизм, тотемизм, магические верования. Тотемными животными считались волк, медведь, олень. Существовал сложный пантеон божеств, который населяли существа мужского и женского пола. Верховным был бог Дяла, не меньше почитались:

В Средние века в регионе значительно распространилось христианство, о чем свидетельствуют сохранившиеся каменные церкви, кресты. Ислам начинает проникать в регион в XIII-XV вв., однако на равнинах укореняется лишь в XVII-XVIII столетиях, в горах еще позже — в конце XIX в.

Видео

Источник

Десять ингушских «почему»

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Иллюстрация: Даня Берковский

Чтобы понять ингушский менталитет, предстоит задать не одну тысячу вопросов. В этом убедилась журналистка Алена Захарова, которая уже два года живет в Магасе и изучает историю, быт и культуру этого народа. Накопившиеся за это время вопросы она задала специалистам: этнографу Зейнеп Дзараховой и публицисту Хаважу Накостоеву.

1. Почему в ингушском языке нет фразы «С днем рождения»?

З. Дзарахова: Дело в том, что ингуши никогда не делали особого акцента на дне рождения. Долгое время, пока не было письменности, запоминали только приблизительное время появления человека на свет: например, «ранней весной», «во время косьбы» или «после прополки» Уже позже это стало фиксироваться. К примеру, мой дед Адл Барахоев в XIX веке записывал день рождения детей на ингушском языке арабской графикой. Тем не менее отмечать этот день до сих пор считается не очень скромным, как и привлекать внимание к своей персоне, каких бы ты ни достиг высот.

Сегодня для поздравления, как правило, используется фраза Дала дакала волва/йойла хо, что значит «Пусть Бог благословит тебя / Пусть Бог наделит тебя чем-то благим». Хотя все чаще можно услышать и другое поздравление: Вача/Йача денца дакалвувц/дакалуц хо аз, что значит «Благословляю тебя с днем рождения».

Сейчас молодежь и люди среднего возраста в Ингушетии отмечают свои дни рождения — в кафе, дома, с друзьями, родственниками. Но люди старшего поколения по-прежнему этот праздник игнорируют, как и религиозная молодежь. В исламе отмечать его также не поощряется, считается, что в этот день человек просто становится на год ближе к смерти.

2. Почему при появлении старших нужно вставать и не садиться в их присутствии?

З. Дзарахова: Это дань уважения к старшим по возрасту. «Старшему — почести, младшему — заботу!» — говорят ингуши. Решая вопросы жизни семьи и общества, всегда принято считаться с мнением старших. Вставать при появлении старших независимо от национальности — и мужчин, и женщин — обязанность каждого ингуша. Не принято не только садиться, но тем более сидеть с ними, трапезничать за одним столом. Это проявление уважения и скромности. Исключение может быть одно: если младший по возрасту — ваш гость.

3. Раз в Ингушетии очень почитают старших, то почему никогда не обращаются к ним по отчеству?

З. Дзарахова: В ингушском языке отчество предшествует имени. Так, Адл Мохмад в русском варианте — Магомед Адлиевич. Однако в обществе не принято было обращаться по имени и отчеству друг к другу: не только к старшим — ни к кому. Это правило — напоминание о равенстве людей и ответственности за слова, дела и поступки.

У нас в народе говорят: «Все друг друга знают». Это не следует понимать буквально, но стоит человеку выделиться чем-то хорошим или, наоборот, совершить недостойный поступок, как его тут же назовут по отчеству. Это напоминание о высоком уровне ответственности. Впрочем, в современном обществе обращения по имени и отчеству стали распространены в государственных учреждениях и организациях.

4. Почему ингушские женщины (независимо от возраста) всегда уступают мужчинам дорогу?

З. Дзарахова: В былые времена, когда предки ингушей жили в горах, на пути всегда могла подстерегать опасность: узкие тропы, обвалы, звери. И мужчина, как защитник, шел впереди. Со временем это закрепилось в быту и получило скорее символическое значение: уступая дорогу мужчинам, женщины как бы перекладывают на плечи мужчин функцию защитника, в том числе и защитника родины.

Мужественность для ингушей значит очень много: никогда ингушка не позволит своему сыну заниматься женским трудом — уборкой дома, мытьем посуды — и будет с детства растить в нем мужчину. С малых лет в мальчике должно быть заложено чувство ответственности за семью, народ и отечество.

5. Почему теща и зять у ингушей никогда не общаются?

З. Дзарахова: Зять и теща действительно избегают встреч друг с другом. На свадьбе они не пересекаются, потому как в Ингушетии этот праздник проходит раздельно в двух домах: в доме невесты и в доме жениха. Да и после этого новые родственники никакого общения не поддерживают. При этом при необходимости зять вхож в родительский дом жены, но и для этого создаются специальные условия. Например, теща и тесть уходят в другое помещение, а зять учтиво и аккуратно проходит в дом.

Как бы там ни казалось, этот обычай говорит как раз о взаимном уважении. Теща является настолько почетным человеком для зятя, что их отношения нельзя заземлять до уровня бытовых. Наоборот, нужно ограничить возможность малейшего непонимания и недовольства друг другом. Нет такой зафиксированной нормы поведения, через которую зять мог бы выразить все уважение к теще, подчеркнуть ее высокий статус. Зять даже не может называть по имени тестя и тещу. Но при этом обязан быть внимательным к их нуждам и оказывать им поддержку.

Кстати, даже после развода мужчина будет избегать бывшую тещу, отдавая дань традиции. Все это — высокое уважение к женщине как хранительнице культуры народа. Поэтому в ингушском обществе никогда не было и не могло быть анекдотов о теще или о тесте.

6. Почему у ингушей «племянник никогда не стареет»?

З. Дзарахова: Если зять, как представитель другой фамилии, считается почетным родственником, и к нему относятся уважительно и бережно, то именно на его сына или на его дочь, которые являются кровными племянниками, ложится большая ответственность за помощь родственникам по материнской линии.

Даже в преклонном возрасте человек, зная степень родства, будет помнить всегда Со йиши воI ва (Я — племянник). Племянник никогда не сядет за один стол со своим дядей по матери. Где бы ни находился ингуш: в гостях, в другой стране или даже в поезде, узнав, что его собеседник — однофамилец или родственник его матери, он непременно уступит ему более почетное место. Племянники, не соблюдающие сложившийся этикет, вызывают неуважение к себе.

7. Почему при приеме гостей хозяин сидит на самом непочетном месте — у выхода?

З. Дзарахова: У ингушей есть свой кодекс гостеприимства. «Гость превыше всего», «Гость — от Бога», — часто говорят в народе. Подчеркнутое уважение к гостю проявляется в том, что его сажают на самое почетное место в комнате, которое как раз находится в максимальном удалении от входа. Даже если он младше по возрасту, чем глава дома, ему все равно достанется и почетное место, и всеобщее внимание домочадцев. А хозяин, сидя ближе ко входу, следит за соблюдением этикета по отношению к гостю.

8. Почему гостей встречают фразой «Пусть ваш приход будет свободным»?

Х. Настокоев: Через фразу Марша доагалда шо передан посыл: хорошо, что вы пришли к нам по доброй воле, а не по необходимости. Однако выражение также используют и в более общем смысле — например, в адрес человека, который в момент речи присоединился к компании. Уходящим же вслед говорят: Марша лелалда шо, что в смысловом переводе будет звучать так: «Пусть ваш уход от нас и жизнь в целом будут свободными».

9. Почему в Ингушетии нельзя просто так взять и выпить стакан воды?

З. Дзарахова: Отношение к воде у ингушей всегда было священным. Прежде чем сделать глоток, человек, находящийся в обществе, непременно предложит воду другим, сопровождая фразой «Хий молли оаш?» (Будешь воду?). Это часть этикета, проявление дружелюбия и заботы друг о друге. Издревле сохранился обряд, когда невеста, как новый член семьи, приносила воду из родника в свой новый дом, заливала ее в общим котел и угощала всех водой, получая с этого дня признание.

Х. Настокоев: Кроме того, вопрос Хий молли оаш? всегда сопровождается жестом — протянуть стакан. Так принято, что обычно воду обеспечивает младший по возрасту, а первыми ее всегда пьют старшие. Старший у младшего может взять стакан с водой, а вот младший у старшего — никогда. Он откажется, но когда старший завершит, то младший тоже может выпить воды.

Источник

«В платье тебе лучше»: каково быть девочкой в Ингушетии

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Девушки в Ингушетии.

© Михаил Салтыков / коллаж / Ridus.ru

В Ингушетии очень строгие традиции, касающиеся поведения и внешнего вида женщин, которые соблюдаются до сих пор.

Когда я ехала в путешествие по кавказским республикам, то взяла с собой кроме прочего две вещи — длинную свободную рубашку до колена, которую я носила поверх джинсов, и платок, чтобы подвязывать волосы. Вообще-то это необязательные для туристок атрибуты, но я понимала, что так мне просто будет проще общаться с местными. Уж очень много говорят о проблемах женщин на Кавказе, и, честно говоря, о проблемах с правами женщин в Ингушетии я тоже слышала много. А как это выглядит на деле? Читайте в материале «Ридуса».

Платье и взгляд в пол

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Женщины на улицах Ингушетии.

Ингушетия — исламская республика, а это значит, что к женщинам тут много вопросов и есть строгие правила, которые нужно соблюдать, иначе позор, а он для местных страшнее всего остального в жизни. Но, когда бываешь в разных странах и местах, где ислам — основная религия, понимаешь, что везде это работает по-разному, потому что религиозные требования накладываются на традиционные предпочтения, на уровень жизни.

Например, Ингушетия — небогатая республика, по сравнению с соседними Чечней и Дагестаном люди живут намного беднее, и это влияет на то, что могут позволить себе местные девушки. Если в Чечне и Дагестане всюду шикарные свадебные салоны с платьями в прокат за миллион рублей в сутки, магазины с украшениями, кофейни, где женщины могут проводить время с подругами, и девчонки вообще-то выглядят довольными и даже беззаботными, качаясь на качелях или попивая чай в кондитерской, то в Ингушетии со стороны жизнь женщин выглядит печальнее. Все заняты или детьми, или работой. Их женская жизнь выглядит не слишком счастливой, если честно.

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Девушки в Ингушетии.

На улицах можно увидеть женщин с подружками или родственницами, часто с детьми. Все в основном в платьях. Максимум — в юбках до колена. Никаких штанов, конечно. Шанс встретить на улице в Ингушетии (даже не в селе, а в городе) девушку в узких джинсах примерно как шанс встретить динозавра: то есть в теории 50 на 50 — можешь встретишь, а можешь нет, но все прекрасно понимают, что нет. Без вариантов.

Носить или не носить платок — вопрос консервативности взглядов конкретной семьи, но на штаны для женщин настоящее табу.

Местные, завидев меня в тунике поверх джинсов, издалека махали и кричали: «Привет туристам, мы вам рады!» Ни у кого не было даже сомнений, что я приезжая, потому что тут у женщины платье и взгляд должны быть в пол.

К туристкам отношение попроще: мол, что с тебя взять, ты же не знаешь местных особенностей, но неплохо тебе было бы все-таки найти нормальную юбку, чтобы уважать наши традиции.

«В платье тебе лучше»

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Девушки на улицах Ингушетии.

На курорте Армхи, что у границы с Грузией в Джейрахском районе, я познакомилась сразу с несколькими местными ребятами-ингушами. Мы, кажется, подружились, насколько вообще можно подружиться за несколько дней, и они охотно делились историями о местных традициях, нормах и гендерных нюансах в их республике.

Парень Адам рассказывал про свою подругу, которая переехала жить в Ингушетию откуда-то из центральной части России. Она не хотела носить юбки и платки, ходила в джинсах и с распущенными волосами.

«Как-то раз к ней на улице подошли местные, сказали: мол, ты красивая девушка, зачем ты в штанах ходишь? У нас так не принято! Она ответила: мол, да я только приехала, не знаю ваши правила. Потом к ней второй раз подошли, она снова то же самое сказала. А на третий раз, когда она здесь уже полгода жила, наверное, к ней подошли, посоветовали носить юбку, и ее отговорка не сработала. Ей сказали: мол, мы тебя знаем, ты давно уже здесь живешь. В общем, встретил ее как-то после этого, а она в платье, платочком волосы подвязала, такая сразу стала женственная. Я ей тоже сказал, что ведь правы все были, в платье тебе лучше. Она и сама согласилась», — рассказал мне Адам.

Насколько она согласилась сама — вопрос, конечно, спорный, но определенно штаны — это какое-то особенно больное место в местных традициях. Юбка на тебе или штаны — это реально волнует тут всех. И нет, в этом смысле у тебя нет никаких прав решать самой, что тебе надеть.

А замуж можно по любви

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Девушки на улицах Ингушетии.

Учитывая такой контроль за одеждой женщин, можно решить, что уж за их личной жизнью слежка точно еще более строгая и тут у них никаких прав нет вовсе. Но это не совсем так.

Да, девушки действительно не могут остаться один на один с незнакомым мужчиной, если он не родственник, с ними обязательно должен быть кто-то мужского пола со стороны девушки. Да, никаких романтических свиданий без брата. Многие про это только в анекдотах читали, а в Ингушетии как-то так и живут.

Но при этом девушку никто не будет насильно выдавать замуж. По крайней мере, до 25 лет.

Что это значит? Что до этого возраста девушка может сама подбирать себе жениха. Это, конечно, тот еще вопрос, как его подбирать, если без брата ни с кем даже тет-а-тет не встретиться. В основном это предполагает возможность отказаться от нежеланного жениха. То есть, когда девушка нравится кому-то, до 25 она вполне имеет право сказать родителям: нет, не хочу, а можно всех посмотреть?

Довольно прогрессивно. Или нет?

Если девице стукнуло 25, а ей никто не понравился, то тут даже в самых продвинутых семьях она лишается права голоса, дальше ей просто ищут мужа родители. Ищут из тех, кто сам предлагает жениться на засидевшейся в девках своенравной красавице, и среди друзей семьи, по старинке, у кого есть дети подходящего возраста, потому что пора, твое время вышло, у тебя был шанс выбрать.

Старейшины и воровство невест

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Девушки в Ингушетии.

Все это пока звучит не слишком странно, вполне укладывается в рассказы о жизни в исламских странах или регионах. Но, как часто бывает, более современная религия прекрасно уживается с еще более древними местными традициями. У нас, например, христиане любят молочко домовым ставить и блины на Масленицу печь, а в Ингушетии до сих пор балом правят старейшины.

И это касается не только женщин, но, поскольку у женщин в принципе более уязвимое положение, то они от решений старейшин зависят сильнее.

Старейшины — это группа пожилых и уважаемых людей, которые не просто достигли какого-то такого значимого возраста, но и имеют хорошую репутацию. У них должна быть приличная семья, дети, внуки, общественные достижения.

Старейшины — это люди, которые решают разные непростые вопросы об отношениях других, исходя из традиционных правил жизни в Ингушетии.

Так, например, какое-то время назад (не слишком большое) старейшины запретили воровать невест.

Да, старейшины, а не закон УК РФ, чтобы вы понимали. Закон существовал давно, а запрет этот относительно новый. Но и к нему прислушиваются еще далеко не все. Местные говорят, что все равно иногда находятся те, кто ворует невесту по старинке: мол, деды наши воровали, мы чем хуже?

То есть, живя в Ингушетии, не стоит надеяться, что закон будет восприниматься слишком серьезно, и даже решения старейшин указ далеко не всем. Да, если ты девочка, тебя все еще могут украсть. К счастью, это происходит все реже.

И потом, скорее всего, за это заплатят. Старейшины постановили, что за кражу невесты нужно заплатить сто тысяч рублей. Им. Да, вот так. Не девушке, не ее семье — старейшинам. Причем платить должен и тот, кто крал, и его друзья (есть даже какое-то соотношение процентное). Что потом, кстати, будет с девушкой, тоже вопрос: ведь для нее это в глазах общества в Ингушетии равнозначно тому, чтобы быть «испорченной».

Интересно, что заплатить нужно и для того, чтобы официально жениться! Сумма, которую должен заплатить жених за право получить добро на брак от старейшин, около 30 тысяч рублей (тут информация моих знакомых расходилась). Это означает, что мужчина достаточно зрел: если у него есть деньги оплатить такую «пошлину», то и на семью сможет найти.

Так вот все семейные дела решают старшие.

«Она меня обняла!»

Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть фото Как называют жителей ингушетии женщин. Смотреть картинку Как называют жителей ингушетии женщин. Картинка про Как называют жителей ингушетии женщин. Фото Как называют жителей ингушетии женщин

Девушки на улицах Ингушетии.

Конечно, такие сложные традиции вокруг замужества и брака приводят к тому, что физические контакты между мужчинами и женщинами ограничены максимально. Если с девушкой в Ингушетии нельзя увидеться без брата, то уж обнять или взять за руку — тем более. Что уж там, даже свою жену на людях поцеловать или обнять неприлично.

Традиционный местный танец даже построен вокруг этого запрета. По традиции, когда женщины танцевали, иногда мужчина мог подойти и сцепить руки в кольцо вокруг талии девушки, а она должна была продолжать танцевать и не задеть его. Если прикосновение случалось, то мужчина обязан был жениться, иначе могло закончиться даже кровопролитием и семьи могли стать кровными врагами. Кстати, да. В Ингушетии до сих пор существует такое понятие. И старейшины проверяют по своим архивам, нет ли кровной мести между семьями будущих молодоженов. Если она есть, то те либо отменяют свадьбу, либо уезжают из республики и обрывают все связи со своими семьями.

Работает ли это все сейчас или это сказки из Средневековья? Я видела, как в отеле, где я останавливалась, молодой бармен пытался ущипнуть официантку (удачно), а она с хохотом от него убегала. Кажется, в теории после такого у них должны быть серьезные проблемы. Но их не было. Значит, работает не всегда.

Но мой гид, очень религиозный ингуш, рассказывал, как однажды водил в горы двух москвичек, очень модных девиц, и одна подвернула ногу, возвращалась она с его помощью. Все обошлось, но суть его рассказа была в том, что на прощание она обняла его. «Она меня обняла! Обняла!» — с каким-то даже страхом рассказывал гид. Он признался, что растерялся и вообще не слишком понимал, что нужно делать в такой ситуации.

Значит, когда-то это все-таки работает.

Вероятно, какие-то женские свободы все-таки до Ингушетии доходят, не зря же девушкам даже разрешили выбирать себе мужа, пусть и только до 25. Но, пожалуй, кровная месть, старейшины и кража невест тут все еще более понятные для людей институты, чем вопросы гражданских прав.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *