Как называют носильщиков на эвересте
Шерпы: тайные герои Эвереста
С подачи туристов слово «шерп» стало синонимом слов горный проводник или носильщик. На самом же деле это никакая не должность и не профессия, а народность, населяющая Восточный Непал. Горные обитатели невероятно выносливы, знают лучше, чем кто бы то ни было, высокогорную местность, обладают наследственной высотной адаптаций, и именно профессиональным альпинистам-шерпам принадлежит большинство рекордов по восхождению на Эверест. Кто же они, рожденные в горах жители, которые всегда остаются в тени покорителей Эвереста?
Дословно «шерп» означает «человек с востока». Все, что известно об этой народности — это что их предки когда-то переселились из Тибета, и что шерпы имеют монгольское происхождение. Незаполненные страницы истории являются следствием того, что народ не имеет письменности и для счета времени использует тибетский календарь. На протяжении жизни также у них могут меняться имена. Фамилии они, как правило, не используют. Поскольку никакие официальные записи не ведутся, они сами то и дело путаются в датах и не могут сказать точно, как их зовут, если имя попросить произнести по буквам.
От своих тибетских предков шерпы переняли одежду, обычаи, кухню и язык, который схож с тибетским.
У шерпов нет письменности, фамилий, а счет времени они ведут по тибетскому календарю
В еде шерпы предпочитают не придерживаться определенного меню — все-таки местность глухая и «всеядный рацион» добыть гораздо проще. Мясо, сушеные продукты или консервы, привезенные туристами, шерпы все охотно съедят. Однако кулинарные традиции у них все же есть. К традиционным блюдам, например, относят мо-мо — что-то вроде супа с пельменями. Помимо этого блюда шерпы очень любят пить чай. Пьют его несколько раз на дню. Из риса и ячменя они варят шерпское пиво, называемое чанг. Представляет оно собой готовую закваску, которую наливают в чашку, заливают кипятком и пьют через бамбуковую трубочку.
Шерпы обладают недюжинной силой и выдержкой. Относится это и к мужчинам, и к женщинам, и к детям. В сопоставлении с мужчинами слабый пол здесь никак нельзя назвать слабым: наравне с мужчинами женщины могут выполнять тяжелую работу и носить тяжести, достигающие двух третей их собственного веса. Вообще, переноска чего бы то ни было для шерпов вполне естественное занятие. Подхватывая поклажу, они надевают ее не на плечи, а на лоб. По их мнению, это самый эффективный способ переноски, позволяющий переносить на себе десятки килограммов груза.
Переноска чего бы то ни было для шерпов вполне естественное занятие
Шерпы обладают «высокогорными» генами, благодаря чему им легко покоряются любые вершины. Впервые подняться на Эверест удалось новозеландскому исследователю Эдмунду Персивалю Хиллари и шерпу Тенцинг Норгей. Достигнув вершины, Хиллари принялся водружать флаг, а Норгей стал раскладывать в снегу шоколадки как подношение богам. Другой шерп Аппа Тенцинг с 1990 года стал регулярно подниматься на Эверест. Восхождения он совершал один, а иногда и два раза в год. Последний раз он взбирался на Эверест 11 мая 2011 года, став абсолютным рекордсменом по количеству восхождений на гору, число которых достигло 21 раза.
Чтобы подняться на высшую точку планеты, шерпу Пемба Дордже понадобилось всего 8 часов 10 минут — кроме него с такой скоростью на гору не взбирался ни один альпинист. А шерп Бабу Чири, поднявшись на гору, провел там 21 час. Все эти достижения находятся далеко за гранью возможностей обычных спортсменов, но могут запросто покориться одним из тех, кого считают всего лишь носильщиком или проводником, который сопровождает очередную группу альпинистов, решившую подняться на Эверест.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Шерпа не горный гид
В СМИ бытует неправильное представление о том, что слово «шерпы» описывает местных гидов. На самом деле это слово означает «восточные». Действительно, большинство обосновалось в восточной части Непала, где и расположена гора Эверест. Шерпы также являются древней этнической группой, чьи предки жили в регионе тысячи лет. Перепись 2011 года насчитывала почти триста тысяч шерпов в Непале.
Любопытно, что они не всегда были знаменитыми альпинистами. До того как иностранцы начали подниматься на Эверест, шерпы никогда не взбирались на скалы. Гора была святым местом. Джомолунгма означает «священная мать». Шерпы зарабатывали на жизнь фермерством, скотоводством и ткачеством. Сейчас они торгуют еще и знаменитой розовой гималайской солью.
Тем не менее в начале 1900-х годов шерпы получили приличный финансовый доход, работая в качестве проводников. Богохульство сменилось гордостью за свое мастерство и обеспечением своих семей.
Шерпы заимствовали свои духовные убеждения у тибетцев. Они больше не знают, когда это произошло, но ветка, которую они выбрали, древняя. Школа тибетского буддизма Ньингмапа восходит к восьмому веку, когда буддизм только пришел в Тибет.
Ньингмапа добавила красоту и знания в буддистскую культуру. Многие ритуалы по-настоящему прекрасны и сопровождаются пением. Изучение тибетского языка также способствовало распространению грамотности и умений.
Они собирают мусор
Гора Эверест предлагает захватывающие виды и природные пейзажи. Но когда альпинисты смотрят вниз и вокруг своих ног, они видят что-то совершенно другое. Земля усеяна мусором и сломанной техникой.
Время от времени начинается работа по очистке. В ходе уборки 2019 года 20 шерпов собрали мусор и доставили мешки на завод по переработке. Из нескольких кемпингов они собрали одиннадцать тонн мусора в апреле и мае.
Рекорд большинства подъемов принадлежит шерпам
Традиционно мужчины работают гидами. Но это не мешает дамам быть носильщиками, взбираться на Эверест или участвовать в других приключениях.
Шерпа Лхакпа является рекордсменкой и считается самой успешной альпинисткой. Она добиралась до вершины девять раз, все это время воспитывая троих детей, имея дело с жестоким мужем и работая на двух работах в Соединенных Штатах.
Они имеют генетическое превосходство
Когда исследователи впервые узнали шерпов, разница между ними и обычными людьми быстро обнаружилась. Разреженный воздух больших высот вызывал у посетителей усталость или тошноту. Но гиды продолжали действовать эффективно и без усталости.
В 2017 году исследователи также обнаружили, что естественный отбор был позади шерпов, ведь они родились в условиях низкого содержания кислорода. Вместо того чтобы стать уставшими, их тела приспособились к тяжелым условиям.
Инцидент на Лхоцзе
Общее мнение таково, что шерпы никогда не злятся. Однако в 2013 году группа шерпов не только потеряла хладнокровие, но и предположительно пыталась наказать иностранцев на горе Эверест. Симоне Моро, всемирно известный альпинист, был занят своим пятым походом в гору, когда его группа столкнулась с шерпами на Лхоцзе. Что вызвало драку, остается неясным.
Известно лишь то, что спустя час разногласий недовольство местных закончилось и сменилось на доброжелательность. Группы помирились, хоть и потеряли время.
Они хотят для детей другого
Шерпы: почему их называют самым выносливым народом в мире
Что мы знаем о шерпах? Что это те безымянные люди, которые помогают альпинистам в восхождениях на Эверест. Однако шерпы — не профессия, это народ. И народ удивительный.
Без грамоты и истории
Когда мы говорим «шерпы», то обычно имеем ввиду носильщиков, которые помогают альпинистам совершать восхождения. Это не самое верное представление. Шерпы — это одна из народностей, которые сегодня преимущественно обитают на территории Восточных Гималаев. И занимаются они не только тем, что носят поклажу. Большинство из них занимается земледелием.
Шерп в переводе означает «человек с Востока». Когда-то шерпы жили в Тибете. Они монголоидного происхождения, но с тибетцами их связывают и традиции, и религия, и одежда. Похожи и их языки. Однако у шерпов нет и не было письменности. От этого серьезные пробелы в том, что касается их историографии. Это почти в прямом смысле народ без истории, поскольку, что не написано пером… то сложно однозначно доказать.
Живут шерпы традиционно по тибетскому календарю, но датировка их жизней — дело непростое. Они уделяют собственным персонам незначительное внимание. Даже имена у них меняются на протяжении жизни. Фамилий как таковых нет в принципе. Вместо этого, если возникает такая необходимость, используется название местности, где родился шерп. Или шерпа.
Даже с самим названием представителей этого народа в единственном числе возникают проблемы. Поскольку и «шерп» и «шерпа» (оба слова мужского рода) — признаются нормативными. Нет письменности — нет и строгих правил.
Рожденные восходить
Шерпы удивительно выносливые. Во время восхождений они могут нести на себе поклажу, превосходящую по тяжести собственный вес. Они выдерживают такие перегрузки, которые для европейцев являются смертельными. Конечно, ученых заинтересовал этот феномен.
Многочисленные исследования подтвердили, что у шерпов иначе работает система кровоснабжения — их кровь бежит в два раза быстрее, чем у европейцев, сохраняя при этом оптимальный сердечный ритм и давление.
Исследования показали, что концентрация продуктов распада азота в крови шерпов в 10 раз выше, чем у тех, кто приезжает покорять Эверест издалека. Оксид азота и его метаболиты расширяют кровеносные сосуды — отсюда и фантастическая выносливость шерпов.
Джонатан Стемплер (Медицинский центр Университета Дьюка), занимающийся этой проблематикой, отмечает: «Интересные данные о здоровье жителей Тибета показывают, каким образом природа использовала оксид азота для возмещения негативных последствий постоянного пребывания на большой высоте в условиях гипоксии».
Сами шерпы относятся к этому философски. Тенцинг Норгей, самый известный шерп (первым, вместе с Хиллари покорил Эверест), в своей книге «Тигр снегов» спокойно рассказывает: «Мальчик-шерп смотрит вверх — он видит гору. Потом он смотрит вниз и видит груз. Он поднимает груз и идет на гору. Он не видит в этом ничего необычного или неприятного. Идти с грузом — его естественное состояние, и ноша для него все равно что часть тела».
Всеядность
Популярности шерпов среди тех, кто приезжает в Гималаи покорять Джомолунгму, способствует, по признанию того же Терцинга Норгея, их всеядность. В отличие от большинства индусов и пакистанцев, шерпы практически всеядны. Спокойно могут употреблять любые консервы, с которыми альпинисты обычно идут в горы. Не чураются они и алкоголя. Более того, у шерпов даже есть алкогольный напиток, называемый чанг. Это такое шерпское пиво, которое готовится из риса, ячменя или других злаков. Пьется оно обычно через соломинку.
Шерпы даже не чураются сигарет. И вообще стараются жить без догматических ограничений. Впрочем, как рассказывал Норгей, перед восхождением и во время него, от сигарет шерпы отказываются, что не вызывает у них какого-либо синдрома отмены.
Семья
Надо сказать, что шерпы весьма демократичны по сравнению с большинством азиатских народов. Даже гендерные вопросы у них не имеют строгой закономерности. Так, шерпские женщины, которые традиционно считаются хозяйками дома, могут наравне с мужчинами принимать участие в восхождениях. Даже несмотря на то, что они обычно низкорослые, или даже маленькие, они могут нести поклажу почти со свой вес. Такая «мужская» работа не считается у шерпских женщин чем-то зазорным.
Многоженство среди шерпов практически не развито. Сами они объясняют этот факт именно демократичностью отношений: попробуй управься с несколькими женами, если с одной непросто совладать. Распространено, впрочем, многомужество — одна жена на несколько братьев — так сохраняется имущество внутри семьи. Бывают среди шерпских семей и разводы, но инициатор не может разойтись без уплаты определенной суммы.
Религия
90% шерпов — буддисты. Они верят в реинкарнацию и даже посещают буддийские храмы, однако их вера подчеркнуто не ритуальна. Они не «заморочены» на религии, несут Будду скорее в сердцах. Фанатиков среди шерпов нет.
Как признается Терцинг Норгей «наши важнейшие обряды связаны с рождением, женитьбой и смертью. Мы сжигаем наших покойников, кроме маленьких детей, которых принято хоронить. Исключение составляют также умершие высоко в горах; их тоже хоронят — либо люди, либо сама природа».
Шерпы живут три жизни: в своем народе, в своей религии, и в своей работе. Одна жизнь от другой у них неотделимы.
Политика
Шерпы — не вымирающий народ. Их численность постоянно растет. Растет и образованность, а также гражданское самосознание. То и дело они хотят монополизировать Эверест и даже закрыть его для восхождений. Многие из нового поколения шерпов после «бума» эверестомании осваивают нетипичные для себя профессии, связанные в том числе и с юридической отраслью.
Шерп всегда в душе путешественник, покорять новые вершины у этого народа в крови. Вполне возможно, что в будущем они приобретут такую силу и значимость, что с ними будут считаться и «сильные мира сего».
Шерпы
Численность шерпов за последние 30 лет сильно возросла. Так, если в 1975 году их численность составляла около 25 тысяч человек, [1] то в 2001 году, по оценке властей Непала, [источник не указан 1287 дней] было зарегистрировано 154 622 представителя этой народности, из которых почти 93 % — буддисты, 6,26 % — индуисты, 0,63 % — христиане и 0,20 % — последователи религии Бон.
Традиционными занятиями шерпов в Непале являются земледелие (выращивание картофеля и овса), скотоводство (яки); в прошлом они были посредниками в торговле между Непалом и Тибетом. Основные занятия в Индии — торговля и участие в восхождениях на горные вершины, где они практически незаменимы в качестве высокогорных носильщиков. Многие шерпы погибли, участвуя в восхождениях, из-за тяжёлых погодных условий, лавин, травм и болезней.
Содержание
Интересные факты
Когда команда поднялась на вершину, их ожидала палатка, услужливо разбитая десятью шерпами накануне.
Знаменитые шерпы
Французские альпинисты Р.Параго и Я.Сеньёр в книге «Макалу, Западное ребро», описывая восхождение на одну из высочайших гор Земли, свидетельствуют: «Час за часом, день за днем продолжается движение по гребню между 4000 и 4200 метров по направлению к перевалу Барун. Бесконечный снег. Носильщики (шерпы) предпочитают идти босиком, используя пальцы ног, чтобы надежнее цепляться за снег. Эти люди действительно отличаются невероятной выносливостью к холоду и поразительным мужеством».
Источники
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Шерпы» в других словарях:
ШЕРПЫ — (шерпа) народ на востоке Непала (100 тыс. человек, 1992) и в соседних районах Индии (15 тыс. человек). Язык тибето бирмской группы. Верующие буддисты … Большой Энциклопедический словарь
ШЕРПЫ — ШЕРПЫ, ов, ед. шерп, а, муж. Народ, населяющий высокогорные районы Восточного Непала, а также соседние с ними районы Индии. Ш. горовосходители (проводники альпинистов). | жен. шерпка, и. | прил. шерпский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова
Шерпы — Норгей Тенцинг и Эдмунд Хиллари Шерпы народность, проживающая в верховьях Гималаев. Неизменные участники большинства гималайских экспедиций. Как правило нанимаются экспедицией для подъёма грузов в базовый лагерь и промежуточные высотные лагеря.… … Энциклопедия туриста
шерпы — ШЕРПЫ, ов, мн (ед шерп, а, м) и <
ШЕРПЫ — шерпа, народность; расселены в Вост. Непале (св. 20 тыс. чел.; здесь и ниже оценка на 1970) в р не горы Джомолунгмы (Эверест), а также в Индии (дистрикт Дарджилинг, св. 15 тыс. чел.), и в Сиккиме (ок. 5 тыс. чел.). Язык Ш. относится к тибето бирм … Советская историческая энциклопедия
шерпы — ов; ШЕРПА, шерп; мн. Народность, живущая в Восточном Непале и Индии; представители этой народности. ◁ Шерп, а; Шерпа, ы; м. * * * шерпы (шерпа), народ на востоке Непала (100 тыс. человек, 1992) и в соседних районах Индии (15 тыс. человек). Язык… … Энциклопедический словарь
Шерпы — мн. 1. Народ, населяющий высокогорные районы Восточного Непала и соседние с ними районы Индии. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
шерпы — ш ерпы, ов и ш ерпа, ы, жен., ед. ч. шерп, а (народ) … Русский орфографический словарь
шерпы — шерпа/; ов см. тж. шерп, шерпа Народность, живущая в Восточном Непале и Индии; представители этой народности … Словарь многих выражений
шерпы — шерп/ы, ед. шерп/ … Морфемно-орфографический словарь
Одноразовые люди. Непальские шерпы.
Наткнулся на крайне интересную статью и решил поделиться с вами выдержками из неё. Очень длиннопост. Источник
На протяжении более чем сотни лет иностранные альпинисты нанимают местных шерп для самой опасной работы в мире. Это прибыльный бизнес для местного населения в бедном регионе, но он стоит жизни многим из них.
Утром 24 октября 2010 года, ветеран альпинизма, шерпа Чхеванг Нима (Sherpa Chhewang Nima) работал на склоне горы, в его обязанности входила установка высотного лагеря на отметке в 7130 метров на склоне пика Барунтзе (Baruntse), остроконечной вершины вблизи Эвереста в восточном Непале. В то время высоко в небе плыли кучные облака, а склоны горы сильные порывы ветра забрасывали снегом.
Из-за своей высоты, чуть более 7000 метров, пик Барунтзе не значился среди великих мировых вершин, но несмотря на это он по прежнему оставался популярной вершиной для иностранных альпинистов.
Нима Гальзен работал на иранскую команду. В этот день они работали в паре, закрепляя веревку и прокладывая маршрут по склону горы, в это время из клиенты: Арно, иранцы и несколько других команд находились в нижних лагерях ожидая завершения работы шерп и планируя восхождение на вершину горы.
Арно была в высотном лагере на середине маршрута. Она планировала свой штурмовой выход на следующий день, давая тем самым шерпам целый день на выполнение их работы. Снег на склоне горы был особо глубоким, но Арно сказала: «Я видела что они продвигались довольно быстро, быстрее чем мы даже могли предполагать. Тогда я даже подумала что они пройдут в этот день к самой вершине».
Примерно в 2 часа дня, находясь всего лишь в 200 метрах от вершины, Чхеванг ставил очередную станцию страховки на снежном склоне горы, в это время, внезапно, снег ушел из под его ног, скатываясь в низ большим пластом. Чхеванг остался стоять на большом карнизе, державшимся лишь слабой снежно-ледовой связкой за склон горы, и любой, даже маленький порыв ветра мог его обрушить.
И в мгновение ока, Чхеванг исчез в пропасти вместе с обрушившимся карнизом.
Как потом рассказывал Нима Гальзен, катившиеся по склону горы глыбы льда, как соломинку перебили страховочную веревку Чхеванга, лишив его последней надежды на выживание. Как ни пытался Гальзен, он так и не смог обнаружить на склоне горы тело своего товарища; завершив осмотр склона, он поспешил спуститься в низ к Арно, которая встретив его в высотно лагере, сперва приняла истерику Гальзена как радость от восхождения на вершину.
Арно сразу же связалась с ее туристическим агенством в Непале с просьбой выслать спасательный вертолет.
При организации восхождений иностранных альпинистов, основную массу работы выполняют шерпы, которые слишком часто становятся ее жертвами. Результатом их работы становятся закрепленные перила на склоне горы, по которым на вершину безопасно поднимаются целые «караваны» альпинистских экспедиций, и не только на склонах Эвереста работают шерпы, в их «ведомсте» находятся десятки высочайших горных вершин Непала. И на каждой из них, шрпы подвергаются самым большим опасностям в альпинизме: камнепадам, переходам через трещины, риску обморожения, истощения, и в следствии большой высоты повышенному риску образованию тромбом и инсультов.
Весной 2013 года не один трагичный случай, вписанный в историю восхождения на Эверест, наглядно проиллюстрировал, насколько опасна работа шерп на склоне самой высокой горы в мире.
В соответствии с базой данных гималайских восхождений, которая отслеживает трагичные случаи с шерпами, за время альпинистской истории Гималаев, в ее горах погибло 174 высотных шерп, и 15 из них на Эвересте за последние 10 лет.
Но в то же время очень много шерп остались инвалидами в следствие камнепадов, обморожений или последствиями высотной болезни: инсульта или отека головного мозга.
Шерпы, работающие над Базовым лагерем на Эвересте, имеют в 10 раз больший риск погибнуть чем иностранные альпинисты. Об этом свидетельствуют данные по статистике рабочих профессий Центра по контролю и профилактике заболеваний (США). Работа шерп в соответствии с этими данными является первой в перечне самых опасных работ в мире (не учитывая службу в войсках).
По статистике вероятность гибели шерпы на Эвересте более чем в 3,5 раз выше чем вероятность гибели пехотинца в течение первых четырех лет войны в Ираке.
Нет в мире подобной сферы услуг, которая так часто бы убивала своих рабочих.
Возьмем, к примеру, два трагичных восхождения шерп, которые привели к постинсультному параличу: 54-х летний Анг Темба (Ang Temba) и 65 летний Лхакла Гальзен (Lhakpa Gyalzen).
Несчастный случай с Ангом произошел во время его восхождения по Северной стене Эвереста, в то время когда он работал на японскую команду в 2006 году. Его жена, Фурда (Furba), которой сейчас 48 лет заботиться о нем в их доме в Катманду, все время вспоминая строгое предупреждение японского врача, который осмотрел Анга в Базовом лагере, когда его доставили со склона Эвереста: «Он сказал: больше никакого альпинизма».
Лхакпа Гальзен (Lhakpa Gyalzen), который поднимался на Эверест, работая на китайскую экспедицию в 2000 году, перенес на склоне горы инсульт, и ему не так «повезло» как Ангу. Хотя он может передвигаться с тростью и даже отчасти разговаривать, его жена и дети ушли от него.
Заканчивая отступление, автор продолжает историю падения Чхеванга:
«Со стороны дома я слышала сильный плач«, вспоминает Арно. «Плач, который я никогда ранее в своей жизни не слышала«.
«Я опустилась перед вдовой на колени и сказала что мне очень жаль. Подошел лама, вывел меня на улицу и сказал: «Вы не должны быть здесь, уходите«.
Со слов Арно, мы узнаем, что эти деньги зачастую не играют большой роли в дальнейшем выживании семьи шерпы. К тому времени, как она прибыла в деревню Thamo, несколько лам уже пришли с монастыря над деревней, что бы начать подготовку к пуджу, пышной буддийской церемонии, предназначенной для проведения души умершей через очередную реинкарнацию.
Эти обряды, которые могут стоить дороже, чем страховые выплаты, зачастую в конечном итоге усугубляют и без того огромное горе семьи погибшего шерпы, вводя ее в большие долги.
«Моя страсть к горам создала сферу деятельности, которая убивает моих наемных рабочих, она относиться к людям как к одноразовым элементам системы, а с этим трудней всего примириться«.
«Если бы кто либо из американцев смог бы подняться на Эверест 19 раз, он был бы по крайней мере звездой рекламных компаний, таких как например Budweiser«, сказал 50-и летний Норбу Тенцинг Норгей (Norbu Tenzing Norgay), двоюродный брат Чхеванга и самый старший из живущих сыновей первопокорителя Эвереста шерпы Тенцинга Норгея. «Шерпы не получают такого же признания как иностранные альпинисты«.
Но это не могло продолжаться вечно и ряд крупных трагедий сподвиг правительство Непала (к слову, от туристов-альпинистов Непал имеет около 8% годового ВВП) на определенные шаги:
В соответствии с этим новым положением, которое согласовал Совет Правительства Непала с 1 января 2014 года вводятся следующие тарифы страховых полисов:
— страховка для Офицера связи (и его сотрудников) увеличена с 600 000 рупий до 800 000 рупий (с 5000 до 6500 евро)
— страховка для Сардара (руководитель группы шерпов в экспедиции) увеличена в два раза: с 500 000 до 1 000 000 рупий (с 4000 до 8000 евро)
— страховка носильщиков и шерп, работающих на низкой высоте выросла с 250 000 до 500 000 рупий (с 2000 до 4000 евро)
— страховка для высотных шерп и носильщиков работающих на большой высоте увеличена с 400 000 до 1 000 000 рупий (с 3000 до 8000 евро)
Кроме того, увеличивается оплата аварийно-спасательных работ, включая перевозку умерших альпинистов: с нынешних 3000 евро до 7500 евро.
Сейчас бы неплохо завершить пост каким-нибудь глубокомысленным изречением, но это будет глупо выглядеть. Сейчас, с развитием образования и возможности уехать за границу, шерпы стали получать возможность выбора своей судьба. И это здорово. Но речь не об этом. Лично я глубоко восхищаюсь этими людьми, их будничному ежедневному героизму. И искренне верю, что со временем они в полной мере встанут в один ряд с величайшими альпинистами по своему признанию. Ведь во всем остальном они давно уже стоят с ними плечо в плечо. Всем гор!
Всегда охуевал над альпинистами которые залазят на этот Эверест, а потом дофига этим гордятся, осознание того что для меня это достижение офигенное, а шерпы лазают по этой горе тупо по работе, убило бы все желание подниматься.
Орфография, склонения, бррр.
У автора статьи нужно забрать клавиатуру
Коммерческие восхождения и несчастные случаи в горах
В сентябре этого года на Эльбрусе произошла очередная трагедия. Сегодня, когда эмоции немного улеглись, хотелось бы поразмышлять о причинах, приводящих к регулярным трагедиям как на Эльбрусе, так и на Эвересте и других «коммерческих» вершинах и коммерческих горных походах.
Долгое время альпинизм/горный туризм развивался как вещь для избранных, готовых много трудится повышая свою подготовку людей, отдававших, по большей части, отчет куда и зачем они идут и что для этого надо. Но жизнь не стоит на месте. Начал зарождаться коммерческий туризм, а потом и альпинизм. Придумали его, удя по всему в СССР (если не прав, подскажите где).
Ситуация во многом купировалась наличием какого-никакого контроля государства, наличием государственных КСС. Туризм вообще разделился на плановый и спортивный.
При подготовке спортсменов-альпинистов/туристов большое внимание уделялось не только технической стороне, для прохождения которой была выстроена целая система, но и морально волевой подготовке. Поскольку в горах надеяться можно «только на крепость рук, на руки друга и вбитый крюк», важным условием является дисциплина, готовность помочь товарищу, как в твоей группе, так и чужой, находящейся поблизости. Причем, такой подход был интернациональным. Так во время трагедии с группой Шатаевой на пике Ленина в 1974 году на помощь через ураган пытались пробиться японцы, американцы, из лагеря вышли вмести с нашими альпинистами англичане и французы.
Туристические фирмы на западе предлагали услуги экстремального туризма. Но явление это на было массовым в силу высокой стоимости таких туров. В 1965 году была создана Международная федерация ассоциаций горных гидов (IFMGA), которая занималась, в том числе, выработкой единых стандартов работы.
С повышение качества высокогорного снаряжения, повышением общего уровня подготовки альпинистов, во второй половине 80 годов прошлого столетия начали появляться мысли, что на вершину можно занести (иногда буквально) кого угодно. И стали появляться туристические компании, предлагающие организацию восхождений, в том числе и на Эверест. Поначалу клиентами этих компаний становились альпинисты, имеющие довольно хорошую подготовку, однако не позволяющую совершить восхождение без помощи гидов и портеров. Но поскольку такой подход значительно сужал возможность заработка, требования к клиентам неуклонно снижались. Это привело к тому, что, несмотря на ограничения, которые вводит правительство Непала, в сезон на восхождение на Эверест по классическому маршруту стоит буквально очередь.
Очередь на Эверест
Читая книгу я все время поражался низким уровнем подготовки восхождения: проблемы с кислородом, платками. Да что там говорить, если на трех гидов было всего две рации.
Но если в 96 гибель восьми человек взволновала общественность, то единственные выводы, которые были сделаны, это соответствующая подготовка общественного мнения. Были запущены в оборот и успешно внедрены идеи о «зоне смерти» это когда помочь невозможно в принципе, и если с человеком там что-то случилось, то его надо бросать и идти дальше.
С появлением социальных сетей и желанием людей выложить там фотографию с популярных мест, в том числе и горных вершин (и не важно, что твоя заслуга в достижении вершины чуть больше чем у фотоаппарата, которым сделаны эти снимки) ситуация активно усугубляется.
Но это все далеко, а что же происходит в близким нам горах? Да все тоже самое. Ведь капитализм сей час везде, а экстремальный туризм сей час в моде. Множество фирм и частных предпринимателей, а зачастую и просто частных лиц, предлагают услуги по организации восхождений, сплавов, походов. Уровень предоставляемых услуг при этом разнится как небо и земля. На просторах бывшего СССР есть несколько фирм, предоставляющих услуги очень высокого качества (по крайней мере, при первичном изучении), но цены там доступны очень небольшому кругу лиц и как долго они просуществуют в таком виде сказать трудно.
Большинство же предложений сформировано с учетом требования сокращения издержек, рассчитано на «массового потребителя» и, по сути, является обманом в большей или меньшей степени. Давайте попробуем разобраться в чем же заключается обман.
2.Восхождение на Эльбрус, особенно с юга, технически несложное. Конечно это не восхождение на Ушбу. Но необходимо уметь ходить в кошках, уметь ходить в связке, уметь зарубаться на склоне в случае срыва. Обучение всему этому далеко не всегда предусмотрено программой тура, а если и предусмотрено, не факт, что все участники смогут за отведенное время эти навыки освоить. Про навыки спасработ даже говорить не приходится.
5.Поскольку группы формируются по принципу кто деньги внес, тот и идет, в одной группе собираются люди с различным уровнем физической, технической подготовкой, различными морально-волевыми качествами. Вероятность конфликтов в таких группах весьма велика. Также велика вероятность того, что на восхождении группа распадется на несколько. И как тогда быть гидам?
Конечно ходить! Но только дружить со здравым смыслом. Начинать с малого, учиться, думать. На мой взгляд, лучший путь в горы через альп и тур клубы. Да этот путь не быстрый. До Эвереста можно и не успеть за всю жизнь дойти, но этот путь минимизирует бессмысленный риск для себя и окружающих. К тому же этот путь проходится вместе с друзьями и единомышленниками А это, поверьте, дорогого стоит.
Фотографии из «этого вашего интернета»
Эльбрус. Буйные есть? Восхождение на сноубайках
Представляем вам документальное кино о идее забраться на вершину Эльбруса на переоборудованных в сноубайк эндуро-мотоциклах.
В Мексике альпинисты спасли собаку, которая месяц провела одна на высочайшей вершине страны, вулкане Орисаба
Бездомный пёс по кличке Канело вместе с туристами поднялся на вершину вулкана около месяца назад, но на обратном пути отстал и не мог спуститься самостоятельно. Почти месяц он провёл на холоде. Другие альпинисты пытались ему помочь, но им это не удавалось. История завирусилась в соцсетях, и группа альпинистов из 30 человек отправилась специально за псом. В итоге собаку нашли, отогрели, накормили и в рюкзаке спустили с горы 🤗
Про обучение в альплагере
Предыдущий пост вызвал несколько вопросов, касающихся обучения, и, чтобы ответить на них, я решил написать этот пост. В этом материале я постараюсь рассказать о том, чему и как учат в альплагерях на уровне НП-1 (начальная подготовка, включающая значок). В зависимости от лагеря и времени данные могут отличаться в ту или иную сторону, я постарался описать типовую картину. Поехали!
Для поездки в лагерь требуется выполнить следующие условия:
— оплатить стоимость путевки;
— оплатить дорогу;
— собрать вещи/купить снаряжение;
— купить страховой полис;
— получить справку о состоянии здоровья;
— получить пропуск в пограничную зону (опционально).
1. Высота
В редких случаях на высоте, начиная с 2 000 метров может начаться горная болезнь. Скорее всего проявляться она будет в легкой форме: повышение артериального давления, пульса, головная боль, одышка при физической активности. В более тяжелых случаях может наступить головокружение, тошнота и расстройство пищеварения. Предсказать заранее, как поведет себя организм обычно нельзя (бывает так, что раньше было хорошо, а потом стало плохо, и наоборот). Как правило, влияют на переносимость высоты несколько факторов:
— физическая форма (если вы без труда пробегаете марафон, то, вероятно, будет терпимо, если не можете пробежать пару километров, то, вероятно, будет плохо). Основной акцент не на мышечную массу, а на выносливость и способность нормально работать при высоком пульсе и недостатке кислорода (аэробные нагрузки, выносливость).
— наследственность. Здесь, как говорится, кому как повезло. Кто-то очень плохо переносит высоту и недостаток кислорода, кто-то ничего не замечает. Частично это можно исправить физическими тренировками (см. выше).
— состояние организма. В горах обостряются все болезни, поэтому перед поездкой крайне желательно пройти медицинское обследование и вылечить все, что можно, а также, запастись необходимыми лекарствами. Чем больше у вас проблем со здоровьем, тем сложнее будет и тем больше шанс, что станет хуже. Например, недолеченная простуда может перейти в пневмонию.
2. Дорога
Фактически, если вы не поедете на собственном вездеходе/вертолете, то ехать придется в грузовике повышенной проходимости (типа вахтового), трясясь в кузове около 4-х часов в компании таких же бедолаг и тяжелых рюкзаков. Если у вас слабый вестибулярный аппарат (укачивает в транспорте), то имеет смысл запастись пакетами и таблетками от укачивания. Бывают исключения, когда дорога до лагеря достаточно комфортная и можно доехать с ветерком на обычном автомобиле.
10 человек с удобствами на этаже или на улице, или место под палатку с удобствами на улице. Иногда к этому добавляется проживание в индивидуальном гостиничном номере с удобствами, но за отдельную плату.
Типовая общая комната напоминает хостел или казарму. Как правило, в ней расположены двухъярусные кровати, какие-нибудь шкафчики для вещей и электрическая розетка. Розеток обычно мало или очень мало, поэтому лучше взять с собой пауэрбанк и удлинитель. Электричество может даваться по часам от генератора, а может быть постоянно. Сотовая связь может отсутствовать, либо может принимать один конкретный оператор. Интернета скорее всего не будет. Если вы жили в общежитии или служили в армии, то, в принципе, ничего нового не увидите, для остальных проживание может быть не очень комфортным.
Гигиена. Здесь условия могут очень сильно отличаться, в зависимости от лагеря. Где-то постоянно есть горячая вода, где-то только по часам (обычно вечером). Туалет может быть, как в номере, так и на этаже, а может и на улице в виде классического деревенского сортира. Душ также может быть либо в номере, либо на этаже, либо на улице. Иногда душевая может заменяться баней раз в несколько дней. В любом случае, нужно быть готовым к тому, что принимать ванну не получится, а, порой, придется несколько дней не мыться. Как правило, эта проблема более актуальна для девочек, чем для мальчиков. Полотенца, зубную пасту/щетку, шампунь и прочие принадлежности нужно брать с собой.
Обучение
Подробную программу обучения можно посмотреть на сайте лагеря, это открытая и формальная информация, поэтому я не буду заострять на ней внимание. Все обучение можно разделить на три этапа:
— теория и знакомство со снаряжением;
— практика на рельефе;
— восхождение.
Теоретические занятия заключаются в лекциях по медицине (оказание первой помощи и транспортировка пострадавшего), описании региона и опасностей, которые грозят в горах. Как правило, это небольшой блок, дающий очень поверхностные знания.
Практика на рельефе. Состоит из трех основных пунктов: занятия на травянистых склонах, занятия на скалах и занятия на льду. Проходят они обычно недалеко от лагеря. В каждом из пунктов отрабатывается техника передвижения и страховки, а также, командная работа в связке. Фактически, это день-два для каждого пункта, за который показывают самые основные техники (как ходить в кошках, как лазить с верхней страховкой и за какую сторону держать ледоруб). В зависимости от погоды или взглядов инструктора акцент может быть сделан на одном из элементов.
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Надеюсь, я смог ответить на некоторые вопросы, касающиеся альплагеря. На оставшиеся вопросы постараюсь ответить в комментариях.