Как называют науку изучающую закономерности исторического
Как называют науку изучающую закономерности исторического
Генетика — наука, изучающая закономерности
Генетика изучает закономерности наследствености и изменчивости Ответ: 3
индивидуальное развитие организмов разве не онтогенез?
ОНТОГЕНЕЗ (индивидуальное развитие) — процесс развития организма с момента зарождения до конца жизни.
Наука, изучающая законы индивидуального развития организмов на стадии зародыша называется эмбриологией.
исторического развития органического мира- это же эволюционное учение.а в пояснении написано палеонтолоия
Палеонтология (греч. – давний; рус. Палеонтология, англ. Palaeontology, нем. Palontologie f) – наука, изучающая вымершие организмы, пытается реконструировать по найденным останками их внешний вид, биологические особенности, способы питания, размножения и т.п., а также восстановить на основе этих сведений ход биологической эволюции.
Задание 1 № 315. Науку, объектом которой являются процессы исторического развития органического мира называют эволюционным учением,а в ответе указано палеонтология
Палеонтология – наука о развитии органического мира прошлого.
Палеонтология – раздел геологии (науки о земле), однако по объекту исследования она ближе к биологическим наукам, так как изучает все возможные проявления жизни геологическом прошлом.
Разные разделы палеонтологии изучают:
палеозоология – древние останки позвоночных и беспозвоночных животных (в том числе насекомыех);
палеоботаника – ископаемые водоросли, пыльцу и споры (палеопалинология), семена (палеокарпология) древних растений и др.;
палеомикология – ископаемые остатков грибов;
микропалеонтология– древние микроорганизмы;
палеобиогеография – закономерности географического распространения ископаемых организмов;
тафономия – закономерности процессов захоронения (образования местонахождений) ископаемых остатков организмов;
палеоэкология – связи организмов прошлого друг с другом и с окружающей средой;
А эволюционное учение. это не НАУКА. а учение.
Хорошо,тогда почему на тот же самый вопрос вы даёте другой ответ:»Задание 1 № 17818. Науку, объектом которой являются процессы исторического развития органического мира, называют
3) эволюционное учение
4) молекулярная биология
Эволюционное учение — это наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях исторического развития живого мира.
ИСТОРИЧЕСКОГО. развития. филогенез. Это эволюционное учение изучает.
Тест с ответами: ОГЭ по биологии. 1 вариант (2018)
1. Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира:
а) эволюционное учение +
б) анатомия
в) генетика
2. Какая наука изучает процесс фотосинтеза:
а) экология
б) физиология +
в) систематика
4. Закономерности передачи наследственных признаков изучает:
а) генетика +
б) экология
в) антропология
5. Специальность учёного, изучающего строение и функции клеток, называется:
а) эмбриолог
б) селекционер
в) цитолог +
6. Каким методом воспользуется учёный – ботаник при установлении родства между растениями рожь посевная и кукуруза сахарная:
а) моделирования
б) сравнения +
в) экспериментальным
7. Первым увидел и описал микробов:
а) Везалий
б) Пристли
в) Левенгук +
8. Каким методом воспользуется учёный – зоолог при установлении родства между озёрной лягушкой и зелёной жабой:
а) сравнения +
б) абстрагирования
в) моделирования
9. Система наиболее общих знаний в определённой области науки – это:
а) эксперимент
б) гипотеза
в) теория +
10. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом:
а) наблюдения
б) эксперимента +
в) анализа
11. Сущность клеточной теории отражена в следующем положении:
а) все организмы состоят из клеток +
б) клетки всех организмов имеют ядро
в) клетки всех организмов близки по своим функциям
13. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных:
а) осуществляется двойное оплодотворение +
б) тело составляют органы и ткани
в) в семени формируется зародыш
14. Нервные узлы в нервной системе человека относят к её:
а) центральному отделу
б) коре больших полушарий
в) периферическому отделу +
15. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале человека:
а) увеличивают поверхность соприкосновения стенки кишечника с пищей +
б) участвуют в образовании водорастворимых витаминов
в) нейтрализуют поступающие с пищей вредные вещества
16. Если кровь из раны вытекает пульсирующей струёй и имеет ярко-алый цвет, то кровотечение у пострадавшего:
а) венозное, и необходимо наложить жгут
б) артериальное, и необходимо наложить жгут +
в) артериальное, и достаточно наложить тугую повязку
17. Характеристика, соответствующая строению листа дуба черешчатого:
Тип листа:
а) сидячий
б) оба варианта верны
в) черешковый +
18. Характеристика, соответствующая строению листа дуба черешчатого:
Жилкование листа:
а) перистое
б) перистое +
в) параллельное
19. Характеристика, соответствующая строению листа дуба черешчатого:
Форма листа:
а) перисто – раздельный
б) цельный
в) перисто – лопастный +
20. Характеристика, соответствующая строению листа дуба черешчатого:
Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее широкой части:
а) ланцетный
б) овальный +
в) яйцевидный
21. Почему бактерии выделяют в самостоятельное царство органического мира:
а) отсутствует ядро в клетке +
б) в основном, гетеротрофные организмы
в) в неблагоприятных условиях размножаются митозом
22. Наследственная информация бактерии находится:
а) в рибосомах
б) в центральной части цитоплазмы +
в) в жгутиках
23. Какие из перечисленных органоидов есть в клетке бактерии:
а) аппарат Гольджи
б) митохондрии
в) рибосомы +
24. Какое вещество входит в состав клеточной стенки бактерии:
а) хитин
б) муреин +
в) лигнин
25. Бактерии в отличие от растений имеют:
а) специализированные половые клетки
б) митохондрии
в) одну кольцевую молекулу ДНК в клетке +
26. Укажите случай симбиоза бактерии с другим организмом:
а) бацилла сибирской язвы и овца
б) кишечная палочка и человек +
в) вибрион холеры и человека
27. Какая из перечисленных частей папоротника щитовника относится к спорофиту:
а) вайя +
б) заросток
в) ризоиды
28. Каким образом происходит распространение плодов и семян у клёна:
а) насекомыми
б) водой
в) ветром +
29. Какой процесс у растений обеспечивает транспорт воды и минеральных веществ из корня в стебель:
а) испарение воды листьями +
б) образование органических веществ из неорганических на свету
в) дыхание растений
30. По какой части древесного стебля происходит передвижение растворённых органических веществ из листьев ко всем органам:
а) древесина
б) луб +
в) сердцевина
Тест по биологии 9 класс тема биологические науки
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Задания 1. Роль биологии в практической деятельности людей
1 Какое биологическое исследование может провести женщина, изображённая на картине Анри Матисса «Женщина перед аквариумом»?
1) определить физические свойства воды в аквариуме
2) сравнить состав воды в аквариуме с водой в реке
3) определить видовой состав обитателей аквариума
4) описать форму аквариума
2 Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?
2) эволюционное учение
3 Кого считают создателем клеточной теории иммунитета?
4 Система наиболее общих знаний в определённой области науки — это
5 На рисунке изображён великий русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX в., известный тем, что создал
1) учение о доминанте
2) клеточную теорию
3) учение о биосфере
4) теорию возникновения человека
6 Сформулировать гипотезу — значит
1) собрать имеющиеся факты
2) выдвинуть предположение
3) подтвердить объективность полученных данных
4) провести эксперимент
7 Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?
8 Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?
9 На рисунке изображён великий английский естествоиспытатель и биолог середины XIX в., известный тем, что создал
1) рефлекторную теорию
3) клеточную теорию
4) теорию иммунитета
10 Систематика — это наука, изучающая
1) функции организмов в природе
2) родственные связи организмов
3) образ жизни организмов
4) внешнее строение организмов
11 Законы наследования признаков организма установил
12 Какая наука изучает процесс фотосинтеза?
13 На рисунке изображён великий французский естествоиспытатель и биолог конца XVIII — начала XIX в., известный тем, что создал первую научную
1) хромосомную теорию
2) теорию эволюции живого мира
3) клеточную теорию
4) теорию иммунитета
14 Факт существования сезонной линьки у животных был установлен
1) методом микроскопирования
2) методом наблюдения
3) экспериментальным методом
4) гибридологическим методом
15 Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом
16 Каким методом воспользовался И. П. Павлов чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?
17 Выдающийся русский физиолог, учёный-энциклопедист конца XIX в. И. М. Сеченов известен тем, что объяснил
1) механизмы движения крови по малому и большому кругам кровообращения
2) природу образования условных и безусловных рефлексов у человека и животных
3) механизмы зрительного восприятия сетчаткой глаза
4) природу психических явлений, в основе которых лежат физиологические процессы — рефлексы
18 Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом
19 Примером применения экспериментального метода исследования можно считать
1) сравнение двух микропрепаратов
2) измерение кровяного давления у пациента
3) формирование условного рефлекса на звонок
4) описание нового вида организмов
20 Закономерности передачи наследственных признаков изучает
4) молекулярная биология
Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?
22 Специальность учёного, занимающегося лечением домашних животных, называется
1 Правильный ответ: 3
2 Правильный ответ: 2
3 Правильный ответ: 4
4 Правильный ответ: 3
5 Правильный ответ: 3
6 Правильный ответ: 3
7 Правильный ответ: 4
8 Правильный ответ: 2
9 Правильный ответ: 2
10 Правильный ответ: 2
11 правильный ответ: 3
12 Правильный ответ: 2
13Правильный ответ: 2
14 Правильный ответ: 2
15 Правильный ответ: 1
16 Правильный ответ: 3
17 Правильный ответ: 4
18 Правильный ответ: 4
19 Правильный ответ: 3
20 Правильный ответ: 1
21 Правильный ответ: 4
22 Правильный ответ: 4
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-231488
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Задание №1 ОГЭ по Биологии
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей
Тематика заданий: роль биологии в картине мира и жизни людей
Бал: 1
Сложность задания: ♦ ◊◊
Примерное время выполнения: 2 мин.
Разбор типовых вариантов заданий №1 ОГЭ по биологии
Биологическое исследование
Вариант 1ОБ1
Анри Матисс «Женщина перед аквариумом»
Какое биологическое исследование может провести женщина, изображённая на картине Анри Матисса «Женщина перед аквариумом»?
Единственный вариант, который имеет отношение к биологии – 3.
Вариант 1ОБ2
Факт существования сезонной линьки у животных был установлен
Для того чтобы установить факт наличия линьки не нужно иметь при себе никаких приборов. Всего лишь следует посмотреть за животным, у которого предполагается линька. Следовательно, это устанавливается методом наблюдения.
Биологические науки
Вариант 1ОБ3
Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?
Анатомия изучает строение.
Генетика – закономерности наследования.
Экология – окружающую среду.
Эволюция – развитие мира.
Вариант 1ОБ4
Система наиболее общих знаний в определённой области науки — это
Теория — учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.
Гипотеза — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.
Эксперимент — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.
Наблюдаемый факт — это описание того, что можно наблюдать при некоторых условиях. Условия проведения наблюдения — описание того, при каких условиях можно наблюдать описанное в первой части утверждения.
Вариант 1ОБ5
Сформулировать гипотезу — значит
Гипотеза — это предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.
Вариант 1ОБ6
Наука цитология получила своё развитие благодаря созданию
Так как цитология – это наука о клетке, то свое развитие она получила благодаря клеточной теории.
Вариант 1ОБ7
На рисунке изображён фрагмент энцефалограммы человека. Расшифровать её позволят знания в
Расшифровать её позволят знания в области физиологии, так как физиология — это наука о «работе» органа. Физиология изучает основное качество живого — его жизнедеятельность, составляющие её функции и свойства, как в отношении всего организма, так и в отношении его частей.
Ученые
Вариант 1ОБ8
Кого считают создателем клеточной теории иммунитета?
Теория, согласно которой решающая роль в антибактериальном иммунитете принадлежит фагоцитозу, принадлежит И. И. Мечникову.
Вариант 1ОБ9
На рисунке изображён великий русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX в., известный тем, что создал:
На портрете изображен В. И. Вернадский, создавший учение о биосфере и ноосфере.
Вариант 1ОБ10
Выдающийся русский физиолог, учёный-энциклопедист конца XIX в. И. М. Сеченов известен тем, что объяснил
У. Гарвей — два круга кровообращения;
И. П. Павлов — природа образования условных рефлексов;
М. В. Ломоносов, впервые в монографии «о трех материях дна ока», сформулировал трехсоставную теорию цветового зрения;
И. М. Сеченов в классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Открыл явления центрального торможения.
Уровни организации живой материи
Вариант 1ОБ11
Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?
На фотографии изображена стая фламинго (и в воде стоят фламинго, и летят фламинго). Популяционно-видовой уровень организации жизни состоит из группы родственных особей, объединённых определённым генофондом и специфическим взаимодействием с окружающей средой (популяций и видов).
Вариант 1ОБ12
Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?
Так как цитология – наука о клетке, то она изучает объекты на клеточном уровне.
Как называют науку изучающую закономерности исторического
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?
2) эволюционное учение
В качестве запасающего вещества гликоген активно накапливается в клетках
1) клубня картофеля
2) бактерий туберкулёза
Признаки бывают наследуемые или приобретённые. Какой из следующих признаков является приобретённым?
Рассмотрите рисунок. Что изображено на рисунке под цифрой 1?
3) корневой волосок
4) придаточный корень
Голосеменные растения, в отличие от покрытосеменных, имеют
Какое из названных простейших имеет постоянное место удаления остатков непереваренной пищи (порошицу)?
2) амёба дизентерийная
3) амёба обыкновенная
Определите по внешнему виду клюва птицы, чем она питается в естественной среде.
1) бесхвостыми земноводными
2) мелкими млекопитающими
3) летающими насекомыми
4) молодыми побегами
Какой признак, свойственный человеку, является признаком животных типа Хордовые?
1) нервная система узлового типа
2) жаберные щели в стенке глотки зародыша
3) лёгкие, состоящие из альвеол
4) волосяной покров
Какая система органов осуществляет постоянный приток кислорода и необходимых питательных веществ к клеткам и тканям организма?
Что отсутствует в изображённой схеме рефлекторной дуги?
1) вставочный нейрон
2) чувствительный нейрон
4) двигательный нейрон
К механической функции скелета человека относят
2) обмен минеральных солей
3) смягчение ударов при ходьбе
4) участие в иммунитете
Какими клетками уничтожаются бактерии, попавшие в организм человека?
1) красными кровяными клетками крови
2) клетками нефронов почек
3) клетками альвеол лёгких
4) белыми кровяными клетками крови
Где кровь движется с наименьшей скоростью?
2) в плечевой артерии
3) в верхней полой вене
4) в нижней полой вене
Какой орган пищеварительного канала обладает функциями переваривания пищи?
Почему человек дрожит, когда ему очень холодно?
1) чтобы остановить проникновение холода сквозь кожу
2) чтобы создать с помощью мышечной активности дополнительную энергию
3) чтобы улучшить передачу сигнала о холоде в мозг
4) чтобы доставить больше крови к поверхности кожи
Что воспримут изображённые на рисунке рецепторные клетки?
Что служит примером условного торможения?
1) задержка дыхания при погружении в холодную воду
2) прекращение пережёвывания пищи при внезапной встрече с другом
3) потеря навыка катания на роликовых коньках
4) отдёргивание руки от острого лезвия ножа
Иван болен диабетом. Какой из следующих продуктов он должен употреблять с большой осторожностью?
При переломе рёбер пострадавшему следует
1) зафиксировать повреждение гипсовой повязкой
2) приложить тёплую грелку
3) зафиксировать повреждение с помощью шины
4) наложить фиксирующую повязку после выдоха
Между какими организмами складываются взаимовыгодные отношения в природе?
2) рак отшельник–актиния
Выберите правильно составленную пищевую цепь.
1) листья укропа → землеройка → обыкновенный ёж → ястреб
2) листья укропа → обыкновенный ёж → ястреб
3) листья укропа → личинка майского жука → землеройка → обыкновенный ёж
4) листья укропа → гусеница бабочки махаон → большая синица → ястреб
Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни (по оси х отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси у — температура тела больного (в °С)).
Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость для 5-го дня болезни?
1) медленно падает, а потом снижение становится резким
2) резко падает, достигая минимума, а потом плавно растёт
3) резко растёт, достигая пика, а потом также резко падает
4) резко падает, а затем немного растёт, после чего резко падает
Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:
Группа 1 | Группа 2 |
---|---|
Сосна | Ель |
Берёза | Ветреница |
Одуванчик | Копытень |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1) источник питания
2) способ размножения
3) требования к освещённости
Верны ли следующие суждения о мышечных тканях человека?
А. Волокна сердечной мышцы имеют контактные участки, благодаря которым сигнал от одной клетки быстро передаётся соседним клеткам.
Б. Гладкая мышечная ткань обладает способностью к быстрому сокращению.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Какие структуры относят к центральной нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кора больших полушарий
3) двигательные нервы
4) чувствительные нервы
5) продолговатый мозг
Установите соответствие между признаком и видом органического вещества, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
              ПРИЗНАК          | ВИД ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА |
A) состоят из остатков молекул аминокислот | 1) белки |
Б) выполняют роль биологических катализаторов     | 2) углеводы |
В) являются обязательными веществами плазматической мембраны | |
Г) являются главными источниками энергии | Д) входят в состав клеточной стенки растений и грибов |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Расположите в правильном порядке процессы, вызывающие листопад. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) отделение черешка листа от побега
2) пожелтение листьев
3) образование пробкового слоя у основания черешка листа
4) уменьшение длины светового дня
Вставьте в текст «Питание в листе» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПИТАНИЕ В ЛИСТЕ Органические вещества образуются в листе в процессе ___________ (А). Затем они перемещаются по особым клеткам проводящей ткани — ___________ (Б) — к остальным органам. Эти клетки расположены в особой зоне коры стебля — ___________ (В). Такой вид питания растений получил называние ___________ (Г), поскольку исходным веществом для него служит углекислый газ, добываемый растением из атмосферы.
1) воздушное | 2) древесина | 3) дыхание | 4) луб |
5) почвенное | 6) ситовидная трубка | 7) сосуд | 8) фотосинтез |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Рассмотрите фотографии собаки породы азавак. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Почему купающийся человек, выйдя из воды, чувствует холод, особенно если подует ветер?
Используя содержание текста «Что предпочитает есть муравей?» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Какую функцию в муравейнике выполняли муравьи, участвующие в эксперименте?
2) Чем экспериментаторы кормили муравьёв до начала эксперимента?
3) Какое оптимальное соотношение белков и углеводов в рационе питания чёрных садовых муравьёв обеспечило им жизнь до 400 дней?
ЧТО ПРЕДПОЧИТАЕТ ЕСТЬ МУРАВЕЙ?
Чёрные садовые муравьи, оказывается, очень удобный объект для изучения влияния фактора питания на продолжительность жизни. В естественных условиях они питаются падью — сладким соком растений, а также мёртвыми насекомыми. Но чего и сколько съедает отдельный муравей, понять трудно, потому что распределение добычи, принесённой муравьями-фуражирами, происходит в недрах гнезда. До эксперимента было известно, что белковая часть пищи идёт в основном на прокормление личинок, а взрослые особи предпочитают растительную пищу. Исследовать проблему питания оказалось сложно, так как муравьиные колонии неоднородны по составу, поэтому был поставлен эксперимент.
Предварительно учёные сформировали более 100 экспериментальных групп по 200 рабочих муравьёв-фуражиров в каждой. Насекомых отбирали вне гнезда, когда они собирали корм. В этих однородных группах не было ни королевы, ни личинок. Каждую группу поместили в «гнездо» — пластиковую чашку диаметром 10 см, дно которой выстилали влажной ватой. Гнездо ставили на круглую подставку диаметром 12 см с очень скользкими стенками, которые не позволяли насекомым сбежать. В этой же зоне муравьёв и кормили из единственной кормушки — так проще было учитывать потреблённый за сутки корм, число муравьёв у кормушки и число кормящихся насекомых. Сначала им давали 15%-ный раствор пчелиного мёда и мучных червей (личинок мучного хруща), а спустя неделю, когда насекомые пообвыклись на новом месте, начали эксперимент.
На первом этапе эксперимента учёные решили проверить, как на продолжительность жизни муравьёв влияет соотношение белков и углеводов. Для насекомых приготовили искусственные корма, в которых общая концентрация питательных веществ была постоянной, неизменным оставалось и содержание витаминов, минералов и жиров, а отношение белков и углеводов составляло 5:1, 3:1, 1:3 и 1:5. Каждый из этих четырёх рационов опробовали 32 экспериментальные группы. Ежедневно исследователи убирали из гнезда мёртвых муравьев; эксперимент длился до тех пор, пока не умерли все насекомые. В результате было установлено что группы, находящиеся преимущественно на углеводной диете, продержались около 400 дней, а с максимальным преобладанием белков едва дотягивали до 50 дней. Таким образом, учёным удалось установить наиболее оптимальное соотношение углеводной и белковой пищи в питании муравьёв-фуражиров.