Как называют музыкантов в оркестре
Состав оркестра
Многих интересует вопрос про состав оркестра. Происхождение слова «оркестр» греческое. Так ещё до нашей эры называли театральную площадку для выступления актёров и хора. Своё современное значение – «группа музыкантов, играющих вместе» – слово «оркестр» обрело сравнительно недавно, лишь к 17-18 веку. До этого в ходу было другое слово – «капелла».
Зародившись в Средние века как небольшая группа музыкантов, оркестр стремительно развивался и свой нынешний, симфонический вид приобрёл в начале 19 века. Выходя из маленьких придворных залов во всё более и более просторные пространства, оркестр расширял свои возможности и разрастался. Теперь «оркестр» – это огромная масса людей в чёрно-белых костюмах.
Состав оркестра
Каждый симфонический оркестр состоит из 4 основных групп: струнно-смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные. При необходимости к этим группам добавляются различные инструменты: фортепиано, арфа, орган и клавесин.
Оркестр численностью больше 50 человек называется Большим Симфоническим. Более компактный состав называется Камерным оркестром.
Рассадка музыкантов в оркестре
Представьте, что вы дирижёр и стоите лицом к оркестру.
По левую руку у вас будут первые и вторые скрипки, чуть дальше арфы и группа ударных инструментов.
По правую руку будут сидеть альты, виолончели, а за ними деревянные духовые.
На одном из краёв сцены располагается группа контрабасов. Рассадка может варьироваться в зависимости от воли дирижёра, от акустических условий концертного зала и от традиции, которой придерживается тот или иной оркестр.
Более наглядное представление о рассадке можно получить на концерте. Когда в следующий раз вы окажетесь на живом выступлении оркестра, обратите внимания в каком порядке сидят музыканты. И главное – как этот порядок отражается на балансе звучания.
Оркестр и дирижёр
Многие люди сомневаются – а нужен ли вообще дирижёр?
Сразу скажем, что исполнение большой симфонической музыки без дирижёра очень затруднительно.
(Хотя в исполнении камерной музыки небольшим составом, отсутствие дирижёра – общепринятая практика).
Прежде всякого выхода на сцену, дирижёр – это тот человек, который готовит с оркестром программу. Это и тренер и преподаватель и организатор репетиционного процесса.
Рискнём провести не самую точную, но всё же на данном этапе полезную аналогию: дирижёр в оркестре – режиссёр в театре.
Дирижёр непосредственно отвечает за управление звуком.
У каждого музыканта перед глазами находятся ноты, в которых указана только их собственная партия. А перед дирижёром стоит партитура – запись всех голосов оркестра.
Выходит, что дирижёр это единственный участник оркестра, обладающий постоянным представлением о целостном звучании инструментов.
Разработан специальный язык дирижёрских жестов, понятный каждому профессиональному музыканту мира. С помощью жестов дирижёр организует слаженную работу всех партий. Музыканты в оркестре сидят друг к другу спиной – параметры современных концертных сцен не позволяют им разместиться иначе.
При такой рассадке невозможно одновременно вступить, закончить звук, выбрать общий темп и так далее.
Большую симфоническую музыку в качестве эксперимента всё-таки возможно сыграть без дирижёра.
Недавно в России был возрождён один из таких экспериментов – замечательный оркестр Персифманс, считающийся первым в истории симфоническим оркестром без дирижёра. Найдите в афише их ближайшее выступление. Вы сможете убедиться в том, какое это непростое дело – игра без дирижёра.
Инструменты оркестра
Мы уже говорили об оркестровых группах. Струнно-смычковые, деревянно-духовые, медные-духовые и ударные. Рассмотрим каждую группу подробней.
В состав струнно-смычковых инструментов оркестра входит скрипка, альт, виолончель и контрабас.
Деревянно духовые – это гобой, кларнет, флейта, фагот и саксофон. Медные: труба, тромбон, валторна, туба, корнет и флюгергорн.
Группа ударных инструментов очень обширна, основные инструменты: литавры, тарелки, колокольчики, большие и малые барабаны.
Всегда возникает закономерный вопрос: что делает флейта группе деревянных духовых, ведь эти инструменты сделаны вовсе не из дерева.
Всё очень просто – когда-то давно флейта изготавливалась из дерева и так и осталась в группе деревянных.
Надо понимать, что каждый из современных инструментов оркестра двести, триста лет назад выглядел и функционировал иначе, чем сейчас. Каждая новая эпоха, а иногда и десятилетие вносит определённые изменение в то, из чего сделан инструмент, как он звучит, какую роль выполняет в оркестре. Техническое развитие цивилизации всегда способствовало расширению возможностей инструментов.
Не всегда такая модернизация хороша для музыки. Замещая старый инструмент более совершенной его версией, очень часто мы теряем целую традицию исполнения. Нас бы очень удивило звучание оркестра трёхсотлетней давности.
История развития оркестровых инструментов – огромная и очень увлекательная тема. Мы надеемся когда-нибудь рассказать вам об этом подробней.
А пока, как говорится, до встречи в концертном зале!
Музыкальные вопросы и ответы
1. Фамилия какого композитора по-русски звучит как часть растения? (Ответ. Ф. Лист — венгерский композитор)
2. А как называют музыканта, играющего на тубе? (Ответ. Тубист)
3. В какой руке держат смычок, играя на смычковых музыкальных инструментах (скрипке, альте, виолончели, смычковом контрабасе)? (Ответ. В правой руке)
4. Из пород каких деревьев делаются верхняя и нижняя деки скрипки? (Ответ. Верхняя — из ели, нижняя — из клена)
5. Именем какого древнерусского певца назван один из музыкальных инструментов? (Ответ. Баян)
6. Именем какой певчей птички названо одно из произведений композитора А.А.Алябьева (1787-1851)? (Ответ. «Соловей»)
7. Как извлекается звук на флейте? (Ответ. Воздушной струей через отверстие, специально для этого предусмотренное)
8. Как называется деревянная подставка под струны в струнных музыкальных инструментах? (Ответ. Кобылка)
9. Как называется приспособление для издания звука на медных духовых инструментах? (Ответ. Мундштук)
10. Как называется приспособление для удерживания подбородком скрипки при игре? (Отвтет. Подбородник)
11. Как называется приспособление, врезанное в заднюю стенку корпуса скрипки? (Ответ. Пуговица)
12. Как называется приспособление, при помощи которого извлекается звук на деревянных духовых инструментах (кларнет, гобой, саксофон, фагот)? Почему это приспособление так называется? (Ответ. Трость — приспособление из тонких камышовых (бамбуковых) пластинок (бамбук, камыш по форме напоминают трости, тросточки))
13. Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора? (Ответ. Солист)
14. Как называют музыканта, играющего на ксилофоне, барабане, тарелках? (Ответ. Ударник)
15. Как называют музыканта, играющего на пианино? (Ответ. Музыканта, играющего на фортепиано (пианино или рояле), называют пианистом)
16. Как называют музыканта, играющего на трубе? (Ответ. Трубач)
17. Как называют музыкантов в оркестре? (Ответ. Оркестранты)
18. Как называют участников хора? (Отвтет. Хористы)
19. Как называются бока скрипки, соединяющие обе деки в корпус? (Ответ. Обечайки или бочки)
20. Как называются красивые фигурные отверстия на верхней деке (дека — это верхняя плоскость корпуса инструмента) скрипки, альта, виолончели и смычкового контрабаса? (Ответ. Эфы (напоминают латинскую букву «f» — эф))
21. Как называются стерженьки для наматывания и настройки струн в струнных музыкальных инструментах? (Ответ. Колки)
22. Как у струнных музыкальных инструментов (скрипка, гитара и др.) называется возвышение над струнами, чтобы они не задевали за гриф? (Ответ. Порожек)
23. Какая часть музыкального инструмента и какая птица называются одинаково? (Ответ. Гриф)
24. Какие инструменты были предками фортепиано? (Ответ. Клавесин и клавикорд, которые постепенно были вытеснены фортепиано)
25. Какие ключи, кроме скрипичного и басового, употребляются в музыке в наше время? (Ответ. Альтовый, теноровый, валторновый)
26. Каким одним словом называли современники всех участников «Могучей кучки»? (Ответ. «Кучкисты»)
27. Какой инструмент больше по размерам — виолончель или смычковый контрабас? (Ответ. Контрабас)
28. Какой инструмент больше по размерам — скрипка или альт? (Ответ. Альт)
29. Какой инструмент по-итальянски называется КОРНИ? (Ответ. Валторна)
30. Какой инструмент по-итальянски называется ОБОИ? (Ответ. Гобой)
31. Какой композитор написал больше всех симфоний? (Ответ. Йозеф Гайдн (более 100 симфоний))
32. Какой медный духовой оркестровый инструмент не имеет клапанов (кнопок)? (Ответ. Тромбон)
33. Кто заканчивал оперу А.П.Бородина «Князь Игорь», которую он не успел закончить? (Ответ. Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов)
34. Кто такой дирижер и кто такой регент? (Ответ. Дирижер — управляющий оркестром, хором, оперным или балетным представлением. Регент — это дирижер церковного хора)
35. Оба инструмента называются одним словом «фортепиано». Как называется каждый из них? (Ответ. Пианино и рояль)
36. Сколько белых и черных клавиш у фортепиано? (Ответ. 88)
37. Сколько музыкантов в большом симфоническом оркестре? (Ответ. 100 человек)
38. Сколько струн у инструментов: а) балалайки; б) домры; в) скрипки; г) смычкового контрабаса; д) гитары? (Ответ. а) три, б) четыре, в) четыре, г) четыре, д) шесть или семь)
39. Сколько тонов в тритоне? (Ответ. Три тона)
40. Сколько участников может быть в профессиональном смешанном хоре? (Ответ. 100-200 человек)
41. Фамилия какого композитора по-русски напоминает название молочного продукта? (Ответ. Б.Сметана — чешский композитор)
42. Чем отличаются друг от друга духовые инструменты корнет и труба? (Ответ. Устройством клавиатуры, размерами (корнет — покороче) и звучанием (у трубы звук более торжественный))
43. Чем отличаются пианино и рояль друг от друга? (Ответ. Пианино имеет форму шкафа, и струны в нем расположены вертикально, а рояль имеет форму стола на трех ножках, и рама со струнами расположена в нем горизонтально.)
44. Что такое клавир? (Ответ. Это — переложение оркестровой пьесы, оперы и т. д. для фортепиано.)
45. Что такое опус? (Ответ. Это слово латинское и обозначает «сборник» сочинений под своими порядковыми номерами)
46. Что такое синтезатор? (Ответ. Синтезатор — электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Требуемое звучание достигается за счёт изменения свойств электрического сигнала (в аналоговых синтезаторах) или же методом настройки параметров центрального процессора (в цифровых синтезаторах). Синтезатор, выполненный в виде корпуса с клавиатурой, называется клавишным синтезатором. Синтезатор в виде корпуса без клавиатуры называется синтезаторным модулем и управляется от MIDI-клавиатуры или другого устройства. В случае, если клавишный синтезатор оборудован встроенным секвенсором, он называется рабочей станцией. Синтезатор в виде компьютерной программы, использующей универсальную звуковую плату для озвучивания и стандартные средства ввода-вывода (компьютерные клавиатуру, мышь, монитор), называется программным синтезатором.)
Симфонический оркестр
Симфони́ческий орке́стр — большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки преимущественно западноевропейской традиции. Сложился (количество участников, состав инструментов) в эпоху ранней венской классики в связи с появлением нового крупного жанра — классической симфонии (отсюда специфическое название). Позднее «симфонической» стала называться вообще всякая музыка для данного инструментального состава — в том числе и созданная композиторами мировых национальных школ.
Содержание
Характеристика
Cимфонический оркестр состоит из инструментов, история которых неразрывно связана с историей музыки Западной Европы. Музыка, которая пишется в расчёте на симфонический оркестр (также называемая «симфонической»), как правило, принимает во внимание стиль (жанровую специфику, музыкальный язык, вплоть до ограничений, налагаемых конструктивными особенностями данного инструмента [1] ), сложившийся в рамках европейской музыкальной культуры.
Оркестр полной величины, требуемый некоторыми масштабными произведениями XIX и XX веков, может включать в себя до 110 музыкантов. Оркестры малого состава могут состоять из не более чем пятидесяти исполнителей: такие коллективы или работают в малых городах, где существование полномасштабного оркестра экономически нецелесообразно, — или специализируются на исполнении более ранней музыки, рассчитанной на небольшие составы, и сочинений, предназначенных композиторами для более камерного музицирования, и могут называться камерными оркестрами. Иногда для обозначения размеров оркестра используется количество представленных в нём инструментов каждого семейства деревянных духовых: оркестр, в котором играют два флейтиста, два гобоиста и т. д., называют па́рным, оркестр с тремя флейтистами и т. д. — тройным.
Исторический очерк
Истоки симфонического оркестра прослеживают в европейском инструментальном музицировании XVI века, связывая его историю с совершенствованием струнных инструментов. В эпоху барокко оркестр нельзя было представить без клавесина, нередко в состав входили лютня, мандолины. Йозеф Гайдн своим творчеством ввёл классический состав симфонического оркестра. Это — духовые парного состава, литавры и струнный квинтет.
В начале XIX века в большом симфоническом оркестре было увеличено количество струнных, расширен качественный состав духовых и ударных, во многих случаях вводилась арфа, реже фортепиано и орган. Большое значение для формирования современного симфонического оркестра принадлежит Бетховену.
До начала XIX века дирижер во время исполнения сам играл — например, на скрипке. Однако постепенно дирижеры отказались от подобного совмещения.
Оркестр
Орке́стр (от греч. ορχήστρα ) — большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон.
Содержание
Исторический очерк
Сама идея одновременного музицирования группы исполнителей-инструменталистов уходит в глубокую древность: ещё в Древнем Египте небольшие группы музыкантов вместе играли на различных праздниках и похоронах.
Слово «оркестр» («орхестра») происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии. В эпоху Возрождения и далее в XVII веке орхестра трансформировалась в оркестровую яму и, соответственно, дала название помещающемуся в ней коллективу музыкантов.
Симфонический оркестр
Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов — семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке. Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные Ударные музыкальные инструменты. Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился. В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр. Малый симфонический оркестр — это оркестр преимущественно классического состава (играющий музыку конца 18 — начала XIX века, или современные стилизации). В его составе 2 флейты (редко малая флейта), 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (редко 4) валторны, иногда 2 трубы и литавры, струнная группа не более 20 инструментов (5 первых и 4 вторых скрипок, 4 альта, 3 виолончели, 2 контрабаса). Большой симфонический оркестр (БСО) включает в медную группу обязательные тромбоны и может иметь любой состав. Часто деревянные инструменты (флейты, гобои, кларнеты и фаготы) доходят до 5 инструментов каждого семейства (кларнетов иногда и больше) и включают разновидности (малая и альтовая флейты, амур-гобой и английский гобой, малый, альтовый и басовый кларнеты, контрафагот). Медная группа может включать до 8 валторн (в том числе и особые тубы Вагнера), 5 труб (включая малую, альтовую, басовую), 3-5 тромбонов (теноровых и тенорбасовых) и тубу. Очень часто используются саксофоны (все 4 вида, см. джазовый оркестр). Струнная группа доходит до 60 и более инструментов. Многочислены ударные инструменты (хотя литавры, колокольчики, малый и большой барабаны, треугольник, тарелки и индийский тамтам составляют их костяк), часто используются арфа, рояль, клавесин.
Духовой оркестр
Струнный оркестр
Струнный оркестр по сути представляет собой группу смычковых струнных инструментов оркестра симфонического. В струнный оркестр входят две группы скрипок (первые скрипки и вторые скрипки), а также альты, виолончели и контрабасы. Такой тип оркестра известен с XVI—XVII века.
Оркестр народных инструментов
В различных странах получили распространение оркестры, составленные из народных инструментов, исполняющие как переложения произведений, написанных для других составов, так и оригинальные сочинения. В качестве примера можно назвать оркестр русских народных инструментов, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки, трещотки, свистульки и другие инструменты. Идея создать такой оркестр была предложена в конце XIX века балалаечником Василием Андреевым. В ряде случаев в такой оркестр дополнительно вводят инструменты, фактически не относящиеся к народным: флейты, гобои, различные колокола и многие ударные инструменты.
Эстрадный оркестр
Эстрадный оркестр — коллектив музыкантов, исполняющих эстрадную и джазовую музыку. Эстрадный оркестр состоит из струнных, духовых (в том числе саксофонов, обычно не представленных в духовых группах симфонических оркестров), клавишных, ударных и электромузыкальных инструментов. [1]
Эстрадно-симфонический оркестр — большой инструментальный состав, способный объединить исполнительские принципы различных видов музыкального искусства. Эстрадная часть представлена в таких составах ритм-группой (ударная установка, перкуссия, фортепиано, синтезатор, гитара, бас-гитара) и полным биг-бэндом (группы труб, тромбонов и саксофонов); симфоническая — большой группой струнных смычковых инструментов, группой деревянных духовых, литаврами, арфой и прочих.
Предшественником эстрадно-симфонического оркестра был симфоджаз, возникший в США в 20-х гг. и создавший концертный стиль популярно-развлекательной и танцевально-джазовой музыки. В русле симфоджаза выступали отечественные оркестры Л. Теплицкого («Концертный джаз-банд», 1927), Государственный джаз-оркестр под руководством В. Кнушевицкого (1937). Термин «Эстрадно-симфонический оркестр» появился в 1954. Так стал называться Эстрадный оркестр всесоюзного радио и телевидения под руководством Ю. Силантьева, созданный в 1945. В 1983, после смерти Силантьева, им руководил А. Петухов, затем М. Кажлаев. К эстрадно-симфоническим оркестрам относились также оркестры Московского театра «Эрмитаж», Московского и Ленинградского театров эстрады, оркестр «Голубой экран» (руководитель Б.Карамышев), Ленинградский концертный оркестр (руководитель А. Бадхен), Государственный эстрадный оркестр Латвийской ССР под управлением Раймонда Паулса, Государственный эстрадно-симфонический оркестр Украины, Президентский оркестр Украины и др.
Чаще всего эстрадно-симфонические оркестры используются во время песенных гала-представлений, телевизионных конкурсов, реже для исполнения инструментальной музыки. Студийная работа (запись музыки в фонд радио и кино, на звуковые носители, создание фонограмм) превалирует над концертной. Эстрадно-симфонические оркестры стали своеобразной лабораторией отечественной, лёгкой и джазовой музыки.
Джазовый оркестр
Джазовый оркестр — один из самых интересных и своеобразных явлений современной музыки. Возникший позже всех других оркестров, он стал воздействовать на другие формы музыки — камерную, симфоническую, музыку духовых оркестров. Джаз использует многие из инструментов симфонического оркестра, но имеет качество радикально его отличающее от всех других форм оркестровой музыки.
Главное качество, отличающее джаз от европейской музыки — это бо́льшая роль ритма (намного бо́льшая, чем в военном марше или вальсе). В связи с этим в либом джазовом оркестре есть особая группа инструментов — ритм-секция. Джазовый оркестр имеет ещё одну особенность — превалирующая роль джазовой импровизации приводит к заметной вариабельности его состава. Однако есть несколько видов джазовых оркестров (примерно 7-8): камерное комбо (хотя это область ансамбля, но его необходимо указать, так как в нём суть действия ритм-секции), камерный ансамбль диксиленд, малый джазовый оркестр — биг-бэнд малого состава, большой джазовый оркестр без струнных — биг-бэнд, большой джазовый оркестр со струнными (не симфонического типа) — расширенный биг-бэнд, симфоджазовый оркестр.
В ритм-секцию всех видов джазового оркестра обычно входят ударные, струнные щипковые и клавишные инструменты. Это джазовая ударная установка (1 исполнитель), состоящая из нескольких тарелок ритма, нескольких акцентных тарелок, нескольких том-томов (либо китайских, либо африканских), педальных тарелок, малого барабана и особого вида большого барабана африканского происхождения — «эфиопской (кенийской) бочки» (ее звук намного мягче турецкого большого барабана). Во многих стилях южного джаза и латиноамериканской музыке (румба, сальса, танго, самба, ча-ча-ча и др.) используются дополнительные ударные: набор барабанов конго-бонго, маракасы (чокало, кабаса), бубенцы, деревянные коробочки, сенегальские колокольцы (агого), клаве и др. Другие инструменты ритм-секции, уже держащие мелодико-гармонический пульс: рояль, гитара или банджо (особый вид северо-африканской гитары), акустическая бас-гитара или контрабас (на котором играют только щипком). В больших оркестрах иногда бывает несколько гитар, гитара вместе с банджо, оба вида басов. Редко используемая туба — духовой басовый инструмент ритм секции. В больших оркестрах (биг-бэндах всех 3 видов и симфоджазе) часто используют вибрафон, маримбу, флексатон, гавайскую гитару, блюзовую гитару (обе последние слегка электрифицированы, вместе с басом), но эти инструменты уже не входят в ритм-секцию.
Другие группы джазового оркестра зависят от его вида. В комбо обычно 1-2 солиста (саксофон, труба или смычковый солист: скрипка или альт). Примеры: ModernJazzQuartet, JazzMessenjers.
В диксиленде 1-2 трубы, 1 тромбон, кларнет или сопрано-саксофон, иногда альт- или тенор-саксофон, 1-2 скрипки. В ритм-секции диксиленда банджо используется чаще гитары. Примеры: ансамбль Армстронга (США), ансамбль Цфасмана (СССР).
В малом биг-бэнде могут быть 3 трубы, 1-2 тромбона, 3-4 саксофона (сопрано=тенору, альт, баритон, все играют ещё и на кларнетах), 3-4 скрипок, иногда виолончель. Примеры: Первый оркестр Эллингтона 29-35 годов (США), Bratislava Hot Serenaders (Словакия).
В большом биг-бэнде обычно 4 трубы (1-2 играют высокие сопрановые партии на уровне малых со специальными мундштуками), 3-4 тромбона (4 тромбон тенор-контрабас или тенор-бас, иногда и 3), 5 саксофонов (2 альта, 2 тенора=сопрано, баритон).
В расширенном биг-бэнде могут быть до 5 труб (с видовыми трубами), до 5 тромбонов, дополнительные саксофоны и кларнеты (5-7 общих саксофонов и кларнетов), струнные смычковые (не более 4 — 6 скрипок, 2 альта, 3 виолончели), иногда валторна, флейта, малая флейта (только в СССР). Подобные эксперименты в джазе проводили в США Дюк Эллингтон, Арти Шоу, Гленн Миллер, Стенли Кентон, Каунт Бейси, на Кубе — Пакито д`Ривера, Артуро Сандоваль, в СССР — Эдди Рознер, Леонид Утёсов.
Симфоджазовый оркестр включает большую струнную группу (40-60 исполнителей), причем возможны смычковые контрабасы (в биг-бэнде могут быть только смычковые виолончели, контрабас участник ритм-секции). Но главное это использование редких для джаза флейт (во всех видах от малой до басовой), гобоев (все 3-4 вида), валторн и совсем не типичных для джаза фаготов (и контрафагота). Кларнеты дополняются басом, альтом, малым кларнетом. Такой оркестр может исполнять специально написанные для него симфонии, концерты, участвовать в операх (Гершвин). Его особенность — выраженный ритмический пульс, которого нет в обычном симфоническом оркестре. От симфоджазового оркестра следует отличать его полную эстетическую противоположность — эстрадный оркестр, основанный не на джазе, а на бит-музыке.
Особые виды джазовых оркестров — духовой джазовый оркестр (духовой оркестр с ритм-секцией джаза, включая гитарную группу и с уменьшением роли флюгельгорнов), церковный джазовый оркестр (существует ныне только в странах Латинской Америки, включает орган, хор, церковные колокола, всю ритм-секцию, ударные без бубенцов и агого, саксофоны, кларнеты, трубы, тромбоны, струнные смычковые), ансамбль стиля джаз-рок (коллектив Майлза Дэвиса, из советских — «Арсенал» и др.).
Военный оркестр
Военный оркестр, духовой оркестр, являющийся штатным подразделением воинской части.
Школьный оркестр
Состоящий из учеников школы коллектив музыкантов, возглавляемый, как правило, педагогом начального музыкального образования. Для музыкантов нередко является отправной точкой их дальнейшей музыкальной карьеры.