Как называют колонки в клубах
Как подобрать звук для клуба
Если Вы открываете ночной клуб, то само собой разумеется Вам понадобится качественное и мощное звуковое оборудование. Для подбора оборудования лучше всего обратиться к специалистам, тем более что за консультацию и подбор оборудования с Вас ничего не потребуют взамен. Но если Вы решили самостоятельно разобраться в данном вопросе мы рассмотрим некоторые основы.
Разберемся с техническими параметрами акустических систем:
1. Акустические системы делятся на активные (колонки со встроенными усилителями), которые подключаются к сети питания 220В и к источнику аудио сигнала и пассивные системы к которым потребуется отдельно приобретать усилитель мощности.
2. За высокие частоты (ВЧ) и средние частоты (СЧ) у нас отвечают сателлиты, встречаются двух полосные, трех полосные системы. В таких системах как правило установлен ВЧ драйвер и 1-2 СЧ динамика. В простых широкополсных АС динамики подключены через фильтр, который делит сигнал на нужные диапазоны, в более сложных системах Bi-amp, предусмотрен прямой вход для усилителей мощности. За нижний диапазон частот (НЧ) отвечают сабфуверы, в них так же могут быть встроены фильтры.
3. Если с подключением активных систем вопросов не возникает, все уже подобрано и настроено на оптимальные параметры на фабрике, то для пассивных систем потребуется подобрать усилители мощности. Отправной точкой служит мощность (Вт) и сопротивление (Ом). Исходя из этих данных нужно подобрать усилитель с теми же параметрами (например для колонки 250Вт 8Ом потребуется усилитель мощности 250-400Вт при нагрузке 8Ом). Если у вас акустическая система Bi amp, то нужно подбирать усилитель для ВЧ и СЧ компонента отдельно. Все характеристики указаны в паспортах или инструкциях по эксплуатации. Учитывая, что у усилителей по два канала, мы можем каждую пару выходов НЧ, СЧ, ВЧ, подключить к одному усилителю. Всего три усилителя на весь диапазон частот, по две на полосу. А если колонок = динамиков не по две на полосу, а больше? Тогда просто добавляем усилители, ничего специально перестраивать не надо.
Усилители могут использоваться от любого производителя, первоначальным критерием выбора является соотношение цена-качество. Специалисты могут изучить характеристики вроде скорости нарастания выходного сигнала, частотные и фазовые искажения, степень защиты от КЗ и наводок, возможность работы на низкоомные нагрузки.
4. В итоговом комплекте общая выходная мощность сабвуферов должна превышать мощность сателлитов в 1,5-2 раза.
5. Активные акустические системы подключаются в сеть 220в, аудио сигнал подается от источника с помощью микрофонного кабеля с разъемами XLR. Пассивные системы подключаются к усилителю мощности акустическим кабелем с разъемами Speackon.
6. Для управления акустикой понадобится акустический процессор с управлением от компьютера, в который поступает стерео сигнал. Процессор имеет шесть или восемь легко перестраиваемых выходов. Каждый выход имеет собственный лимитер, эквалайзер, регулятор уровня. Каждый выход настраивается на любой частотный диапазон. Итого, два входа и шесть выходов, НЧ. СЧ, ВЧ. Частоты среза настраиваются как вам угодно, но есть уже готовые настройки.Можно использовать электронный кроссовер, делитель частот с эквализацией и регулировкой задержки сигнала. Не самый дорогой, но работает без нареканий на качество и стабильность.
7. Что важно усвоить: при выборе системы никогда не ориентируйтесь на мощность, человеческое ухо воспринимает звуковое давление которое измеряется в Дб, сокращенная аббревиатура SPL:
наглядное описание уровня звукового давления
80 дБ SPL — очень шумно — громкий будильник на расстоянии 1 м; крик; мотоцикл с глушителем; шум работающего двигателя грузового автомобиля;
85 дБ SPL — очень шумно — громкий крик, мотоцикл с глушителем;
90 дБ SPL — очень шумно — громкие крики, пневматический отбойный молоток, тяжёлый дизельный грузовик на расстоянии 7 м, грузовой вагон на расстоянии 7 м;
95 дБ SPL — очень шумно — вагон метро на расстоянии 7 м;
100 дБ SPL — крайне шумно — громкий автомобильный сигнал на расстоянии 5—7 м, кузнечный цех, очень шумный завод;
110 дБ SPL — крайне шумно — шум работающего трактора на расстоянии 1 м, громкая музыка, вертолёт;
115 дБ SPL — крайне шумно — пескоструйный аппарат на расстоянии 1 м, мощный автомобильный сабвуфер;
120 дБ SPL — почти невыносимо — болевой порог, гром (иногда до 120 дБ), отбойный молоток, вувузела на расстоянии 1 м;
130 дБ SPL — боль — сирена, шум клёпки котлов;
140 дБ SPL — травма внутреннего уха — взлёт реактивного самолёта на расстоянии 25 м, максимальная громкость на рок-концерте;
150 дБ SPL — контузия, травмы — взлёт ракеты на Луну с экипажем, на расстоянии 100 м, реактивный двигатель на расстоянии 30 м, соревнования по автомобильным звуковым системам;
8. Если вы хотите получить достойное звучание обратитесь к специалистам за акустическим расчетом! Важно разместить системы таким образом, чтобы звуковое давление распределялось равномерно по всей площади и было достаточным. Но если все же нет возможности, то Вам потребуется дополнительно изучить углы направленности акустических систем, и параметры SPL, после чего попытаться скомпоновать графически все системы на схематичном плане.
На этом история не заканчивается, Вам так же потребуется вспомогательное оборудование: микшерные и DJ пульты, приборы обработки, микрофоны и радиосистемы, коммутация.
Если клуб подразумевает живые концерты, то не забудьте о мониторных линиях, бэк лайне, стойках для оборудования.
Если же у вас ночной клуб крупного формата с большой площадью, стоит рассмотреть более профессиональные системы (Линейные массивы) которые используются в концертной деятельности. Но это уже тема для отдельной статьи.
Как выбрать профессиональную акустику
Сохранить и прочитать потом —
Но не все так печально. В магазинах города представлена продукция ведущих мировых производителей, рассчитанная на самые разные бюджеты. Вы сможете здесь найти и сценические мониторы для открытой дискотеки или open air площадки клуба, а также акустические системы для актового зала. Для того, чтобы не попасть впросак с выбором техники, советую все же обратиться к специалистам. Они порекомендуют наиболее подходящие модели акустики для вашего ресторана, клуба, дискотек или акустику для бара.
Если вы хотите, чтобы на дискотеке не было дефицита низких частот, стоит задуматься о приобретении профессионального сабвуфера или трехполосных систем большой мощности и объема. Но здесь главное – не перестараться, ведь если ваш клуб, дискотека находится вблизи от жилых помещений, могут возникнуть проблемы с местными жителями, которым ваша «профессиональная акустика» не придётся по вкусу.
Грамотно спроектированная акустика для клуба или колонки для дискотек вполне могут быть небольшого объема. При выборе акустики для ресторана, бара, клуба вы можете полагаться только на производителя, на бренд и на свой слух.
И последнее. Выбирая между американским, европейским и азиатским производителем, стоит присматриваться к результату, а не к производителю – последнее время очень многие даже китайские производители стали выпускать очень качественные профессиональные колонки, однако стоит всё тщательно проверить и не пренебрегать гарантией. Ведь от того, какое звуковое оборудование будет в вашем клубе, ресторане или дискотеке, зависит ваше будущее.
10 вопросов, которые нужно задать при установке звукового оборудования в ночном клубе
Звуковое оборудование для ночного клуба
На протяжении всей истории танцевальной музыки, качественная звуковая система имела решающее значение для успеха ночных клубов. Перед установкой нового звукового оборудования для ночного клуба задайте себе эти 10 вопросов.
1- Как мне защитить слух сотрудников моего ночного клуба?
2- Как качество звука влияет на мою прибыль?
3- Каковы мои входные и выходные разъемы и как их зонировать в моем ночном клубе?
4- Как долго будет работать звуковое оборудование ночного клуба?
5- Должен ли я использовать пассивные или колонки с питанием?
6- Нужна ли акустическая обработка?
7- Какой будет счет за электричество от звуковой системы?
8. Насколько громкой может быть звуковая система, прежде чем я буду раздражать соседей?
9- Сколько это будет стоить?
10. Сколько киловатт должно быть в звуковой системе для ночного клуба?
1. Как мне защитить слух сотрудников моего ночного клуба?
Как работодатель, вы несете юридическую ответственность за обеспечение слуха своих сотрудников. Вы должны убедиться, что законные пределы воздействия шума не превышены. Хорошей отправной точкой является предоставление им беруш.
Разместите бар подальше от танцпола при проектировании ночного клуба. Это также помогает располагать громкоговорители рядом с баром на своем собственном выделенном регуляторе громкости.
При выборе звуковой системы используйте оборудование, которое позволяет избежать искажений. Это позволяет снизить уровень громкости при сохранении того же желаемого эффекта. Направленные громкоговорители также помогут сфокусировать звук вдали от чувствительных областей.
При настройке звуковой системы будьте осторожны с настройкой уровней, а также с тем, кто контролирует это. Вы не захотите, чтобы диджей на его первом концерте имел полный контроль над уровнем звука. Вместо этого лучше иметь уровень громкости, установленный профессиональным звукорежиссером.
2. Как качество звука влияет на мою прибыль?
С лучшим качеством звука легче привлекать популярных диджеев и артистов. Это в свою очередь приводит больше людей в ваш ночной клуб. Мы также обнаруживаем более тонкие нюансы того, как качество звука влияет на прибыль.
Выберите звуковое оборудование для ночного клуба, которое обладает исключительной четкостью и точностью. Мы считаем, что искаженная музыка вызывает стресс и усталость. Это потому, что мозг усердно работает, чтобы отфильтровать гармонический контент, являющийся искажением. Улучшение четкости звуковой системы должно привести к лучшей атмосфере. Места с хорошей атмосферой более популярны.
Наши клиенты сообщают, что сотрудники бара считают, что заказы быстрее принимаются после установки динамиков с большей ясностью.
3. Каковы мои входные и выходные разъемы и как их зонировать в моем ночном клубе?
Каждое место отличается друг от друга, поэтому стоит сесть и написать список того, что вы хотите, чтобы ваша звуковая система делала.
Для входных сокетов вам нужно подумать, откуда вы можете воспроизводить музыку. Очевидное место в будке диджея или на сцене. Вы должны подумать, хотите ли вы, чтобы ваши сотрудники могли подключить смартфон за стойкой бара. Возможно, вам понадобятся входные розетки на солнечной террасе, чтобы вы могли вывести своего ди-джея на летние мероприятия. Выходные разъемы должны быть везде, где вы можете установить портативную звуковую систему.
На верхнем уровне в полностью зонированном ночном клубе может быть музыка из любого входного разъема, отправляемого в любой громкоговоритель или выходной разъем. У каждого свой регулятор громкости. Это может даже управляться дистанционно через Интернет. На более простом уровне вы можете просто захотеть пару входных разъемов и позволить персоналу бара выключить ди-джея. Как только вы знаете, что вам нужно, вы можете решить, что подходит для вашего ночного клуба.
4. Как долго будет работать звуковое оборудование ночного клуба?
Всегда проверяйте гарантийный срок, чтобы определить, как долго должно работать оборудование. Что-то с гарантией на год может сломаться. Результатом являются высокие расходы на техническое обслуживание. Если на оборудование предоставляется пятилетняя гарантия, вы можете быть уверены, что ваши инвестиции окупятся.
Как долго функционирует звуковое оборудование, также зависит от того, как оно установлено. Есть простые вещи, такие как установка усилителей вдали от разлива пива. Это также может быть более технологичным решением, например, обеспечение правильных ограничителей для громкоговорителей.
5. Должен ли я использовать пассивные или колонки с питанием?
Для ночных клубов мы всегда рекомендуем пассивные колонки с отдельными усилителями. Это означает, что вы можете заблокировать усилители и их управление.
Может показаться удобным иметь усилители внутри громкоговорителя. Мы бы не согласились. У нас были сбои динамиков с автономным питанием из-за попадания влаги в усилитель. Сюрпризом стало то, что рассматриваемый динамик был установлен в 4 метрах от пола. Когда вы устанавливаете громкоговоритель рядом с людьми, они могут изменить настройки усилителя. Этот включает в себя объем.
Пассивные динамики также более экономичны в установке. При установке громкоговорителей с автономным питанием необходимо установить, как силовые, так и сигнальные кабели. С пассивными громкоговорителями вам нужно только установить один кабель громкоговорителя.
Сказав, что все эти динамики с автономным питанием имеют место в ночных клубах. Они могут быть полезны, когда вам нужна портативная система, например, для диджейских мониторов или на солнечной террасе.
6. Нужна ли акустическая обработка?
Помимо акустического поглощения, стоит подумать о добавлении диффузии. Это нарушает структуру помещения и предотвращает стоячие волны в помещениях. Стоячие волны являются одной из основных причин обратной связи на микрофоны.
7. Какой будет счет за электричество от звуковой системы?
Большинство людей знают, что светодиодные световые эффекты могут снизить их энергетические затраты. Знаете ли вы, что выбранная вами звуковая система для ночного клуба может также повлиять на ваш счет за энергию? Звуковая система влияет на ваш счет за электричество двумя основными факторами. Это чувствительность динамика и эффективность усилителей.
Большая часть энергетического содержания в музыке находится на низком уровне. Когда вы увеличиваете чувствительность динамика низких частот всего на 3 дБ, он может играть так же громко, но потребляет вдвое меньше электричества. Это лучше для окружающей среды, а также снижает затраты на электроэнергию. При выборе новой звуковой системы ночного клуба сравните чувствительность разных пассивных динамиков. Обычно чувствительность находится в спецификации, показанной как 1 Вт / 1 м.
Усилители также имеют огромное значение для расходов на электроэнергию вашего ночного клуба. Большинство усилителей заявляют эффективность около 90%. Вам необходимо подробно ознакомиться со спецификацией усилителя, чтобы убедиться в правильности этих утверждений. Сравнивая тепловыделение с выходной мощностью, вы можете определить истинную эффективность. Мы находим, что усилители, популярные в настоящее время, имеют эффективность от 20% до 75%.
8. Насколько громкой может быть звуковая система, прежде чем я буду раздражать соседей?
Большинство ночных клубов находятся в городских районах, что, к сожалению, означает наличие соседей. Жители обычно жалуются на шум. К счастью, внимательное отношение к звуковой системе вашего ночного клуба может помочь уменьшить беспокойство.
Для начала стоит пройтись по ночному клубу, чтобы увидеть, куда уходит звук. Зачастую виноваты пожарные выходы и кондиционеры. Это легко озвучить. Шум также передается как конструктивно, так и по воздуху. Иногда это помогает установить вибрационные крепления на ваши динамики. Это уменьшает структурный звук.
Стоит тесно сотрудничать с местными жителями, чтобы определить, какие частоты их беспокоят. Идите к ним домой и измерьте, какой шум им мешает. Затем вы можете оптимизировать звуковую систему, чтобы избежать каких-либо проблем. Установите эквалайзер, чтобы уменьшить частоту проблем и ограничить, чтобы избежать чрезмерных уровней Делайте это осторожно, и это все еще может быть громко на танцполе.
Проактивно развивать отношения с соседями. Затем они с большей вероятностью сообщат вам о любых проблемах с шумом, прежде чем жаловаться властям. Перед тем как ваш ночной клуб откроется, проверьте и измерьте уровень шума. Делайте это в течение дня и в течение коротких периодов времени, пока не решите какие-либо проблемы с шумом.
Помните, что вы должны рассматривать своих клиентов в дополнение к музыке. Часто люди, которые собираются войти или покурить на улице, вызывают больше шума, чем утечка музыки из зала.
9. Цена звукового оборудования для ночного клуба.
Этот вопрос состоит из двух частей. Для начала нужно учесть стоимость оборудования. Во-вторых, мы должны учитывать стоимость установки.
Начнем со стоимости звукового оборудования для ночного клуба. Цена хорошего усилителя может достигать несколько сотен тысяч рублей. Он будет иметь мощность 2x 6000 Вт (2 Ом). Как правило, мы рекомендуем использовать тот же бюджет для динамиков, что и для усилителей. Также редко можно использовать всю доступную мощность в таком усилителе, поэтому выделите себе немного средств в своем бюджете. Это означает, что разумный бюджет составляет около 500 рублей за ватт для оборудования звуковой системы вашего ночного клуба.
Стоимость установки сложнее оценить. Чем раньше вы привлечете в свой проект профессионального установщика, тем меньше он будет стоить. Это позволит интегрировать звуковое оборудование на этапе строительства. Аудио кабели могут быть установлены во время первой установки, и структурные крепления легко монтируются ака. Часто после установки краски задумывается об установке звуковой системы в ночном клубе. Это делает монтажные работы намного сложнее и дороже.
10. Сколько киловатт должно быть в звуковой системе для ночного клуба?
В звуковой системе ночного клуба разные динамики охватывают разные частотные диапазоны. Они контролировали дисперсию, чтобы сфокусировать звук на разных участках танцпола. Чтобы получить ровное звуковое освещение на танцполе, потребуется определенное количество дизайна. Когда система спроектирована, вы можете начать вычислять, сколько киловатт должно быть достаточно громким.
Гид по оборудованию для проведения вечеринки
Если вы начинающий промоутер, или только собираетесь организовать свою первую вечеринку, вы, возможно, уже столкнулись с проблемой технического оснащения мероприятия. Какое нужно оборудование, какие колонки, как будут выступать артисты? Прочитав этот гид, вы получите необходимый минимум знаний для правильного оснащения вечеринки и будете лучше разбираться в специальной аппаратуре.
Если вы хотите создать неповторимую атмосферу на вашей вечеринке, мы рекомендуем обратить внимание на огромный выбор светового оборудования по низким ценам.
Допустим, вы определились с концепцией, местом и числом, знаете, кого пригласить выступать, кого позвать тусоваться. Многие на этом этапе думают:”Окей, дело в шляпе”, рассылают приглашения в социальных сетях и раз в несколько дней постят что-то из серии “а вот это классный музыкант, он будет играть моднейшую музыку”. Когда наступает день вечеринки, на саунд-чеке, а в худшем случае уже в начале пати, оказывается, что звук плохой, баса нет, высокие режут слух, громкости или слишком много или наоборот не хватает, у проигрывателей через раз работает кнопка Play, а на микшере не играет один канал. У классного музыканта портится настроение, и вместо моднейшей музыки мы слышим звуки отчаяния. Только атмосфера и люди могут спасти подобную вечеринку, но полагаться на это могут либо новички, либо везунчики.
Можно подумать, что в описанной ситуации всё сильно преувеличено, но вы просто вспомните, сколько раз вы, будучи посетителем вечеринок, огорчались из-за некачественного технического оснащения? А если вы недавно начали сами делать тусовки, то, скорее всего, уже напоролись на подобное и с закулисной стороны. Например, понадеялись на то, что в клубе уже стоит нормальное оборудование, или не знаете, как подобрать аппарат для помещений, где своего звука вообще нет.
Прочитав эту статью, вы поймёте, что ставить для артистов, а что для танцпола.
Правилом хорошего тона считается сразу в разговоре с артистом при приглашении его на мероприятие уточнить, как именно он выступает и что использует. Лайнап для организатора должен выглядеть не просто, как список имён, а как список имён, требований и пожеланий. Это нужно не только для того, чтобы обеспечить техническое оснащение в плане оборудования, но и для понимания, каким образом музыканты будут меняться во время мероприятия, хватит ли места на столе и сцене. Хорошая вещь технический райдер — это уже готовый список всех требований и пожеланий, но, во-первых, райдер есть далеко не у всех, во-вторых, его зачастую игнорируют без оповещения об этом артиста, мол, на месте разберёмся, вроде и так всё просто. Очень много мероприятий срывается в день проведения только потому, что организаторы проигнорировали требования.
Итак, правило №1 — приглашая музыканта, обязательно спросите у него райдер или некое его подобие в свободной форме. Ваш это закадычный друган или немецкая звезда электро — спрашивайте в любом случае. Правило №2 — выполняйте требования и старайтесь выполнить пожелания. Правило №3 — если возникает какая-то заминка, сложно найти оборудование или нет бюджета, сразу оповещайте артиста и вместе оперативно решайте, как разрулить ситуацию, чтобы все остались удовлетворены. Иногда вопрос может встать из-за нехватки 20 сантиметров на столе. Это может показаться мелочью, но в это пространство может удобно поместиться девайс, с которого запускаются доставляющие звуки и эффекты.
Рассмотрим подробнее и условно разделим исполнителей на вечеринках на два вида — классические DJ и те, кто играет лайв-сеты со своим сетапом.
Классическим диджеям обычно нужны вертушки, микшерный пульт и мониторы (колонки для дублирования сигнала с танцпола в диджейку). Диджеи приносят с собой только наушники и треки на пластинках, дисках или флешках. Некоторые играют с помощью DVS-систем с таймкодовыми пластинками, многие используют простые диджейские миди-контроллеры и компьютеры.
Те же, кто выступает со своим сетапом, например, продюсеры с лайв-сетами, обычно более требовательны в плане подготовки к выступлению, и в условиях нашей реальности воспитаны таким образом, что приносят всё необходимое с собой, а от вас требуется только свободный стереовход в микшерном пульте.
Если же речь идёт о серьёзных коллективах, то там вообще всё иначе — вам придётся обращаться к профессиональным техникам и прокатчикам, так как райдеры таких групп могут поразить вас своей сложностью.
Так как лайв-исполнители обычно сами чётко обозначают организаторам свои требования, в этом гиде подробной информации о них не будет.
Это оборудование может пригодиться для артистов:
Виниловые проигрыватели
Нужны диджеям, которые играют с пластинок, и тем, кто пользуется таймкод винилом для игры с компьютера. Обычно нужна пара вертаков, за исключением редких случаев, о которых вы узнаете из общения с артистом. На проигрывателях должен исправно работать питч (он может “плавать”, то есть менять скорость без спроса), платтер (он может изогнуться и криво крутиться), а также нужно правильно настроить вес для иголки (с неправильным грузом можно испортить иглу, пластинку и звук).
Кстати, иглы диджеи любят приносить с собой, но об этом надо заранее уточнить, потому что без иголок музыки не будет.
CD/USB-проигрыватели
Обычные деки ещё долго будут востребованы из-за надёжности и удобства. Множество профессионалов и любителей играют с USB-флешек, используя возможности системы Rekordbox, а кто-то даже до сих пор крутит CD-диски. Современные деки можно использовать и для частичного управления основными диджейскими программами. Как и с виниловыми вертаками, обычно нужно 2 проигрывателя. Бывает, что опытный DJ может попросить 3 или 4, чтобы играть несколько дорожек одновременно.
Перед выбором дек уточните у артистов, какие носители они предпочитают, пользуются ли Link, Rekordbox с горячими точками, и используют ли проигрыватели для Timecode CD или управления диджейским софтом.
Микшерные пульты
Чтобы смешивать источники сигнала, нужен диджейский микшер. В большинстве случаев вам подойдёт любой 4-х канальный микшер от Pioneer. Любители techno могут попросить вас поставить популярный микшер Xone от Allen & Heath, а тёрнтейблисты скажут, что нужен девайс типа NI Traktor Kontrol Z2 или Rane Sixty-Two — каждый из них имеет нужные особенности. Учтите, что большинство диджеев в России и СНГ привыкли к интерфейсу именно “пионеровских” пультов. Искать микшер другого производителя можно в случаях, когда все участники согласны поиграть с чего-то другого, или если это строго прописано в райдере выступающего (тогда вам могут понадобиться два пульта). Для небольших вечеринок достаточно и простых 2-х канальных микшеров. Мы в любом случае рекомендуем 4 канала, так как это позволит вам совершать меньше переподключений во время смены артистов.
Перед выбором микшера спросите, сколько каналов одновременно артист использует для игры. Также уточните, нужен ли пульт со встроенным аудиоинтерфейсом или с поддержкой таймкода.
Standalone DJ-системы
Эти устройства являются комбайнами, сочетающими в себе микшер, деки и контроллер. В основном, такие комплекты подходят для домашних и небольших вечеринок (в кафе, например). Они просто подключаются и не содержат множества продвинутых фишек, дополнительных разъёмов, а играть на таких можно с обычной флешки. Обычно, эти системы можно использовать в качестве полноценного контроллера, и если кто-то пришёл с ноутбуком, то он может просто подключиться к своей любимой программе, быстро настроить связь через USB MIDI и играть.
DJ миди-контроллеры
Обычно цифровые диджеи приносят такие девайсы с собой, но есть несколько причин, по которым вам, возможно, придётся раздобыть контроллер на вечеринку. Бывает, что DJ только недавно начал выступать и просто не успел обзавестись собственным оборудованием, особенно это распространено на небольших тусовках. Возможно, что артисту просто неудобно везти с собой сетап. Однажды мы ставили по райдеру обычный контроллер на вечеринку, где играл глава именитого лейбла R&S — ему просто не хотелось тащить лишний багаж из другой страны. На всякий случай также лучше иметь свободный ноутбук с установленными диджейскими программами, бывали случаи, что прямо перед выступлением система на компьютере артиста начинала глючить, а замены не было.
Мониторы
Провода
Разные мелочи, которые могут пригодиться
Как выбрать звук для танцпола
Типовые решения для озвучивания мероприятий
Исходные данные — это всегда размер площадки, ожидаемое количество человек и формат, определяющий громкость. Сейчас наши типовые комплекты делятся на две группы — вечеринки и презентации. Для презентаций мы опубликовали только комплекты с двумя активными колонками, которых хватит, чтобы озвучить пространство вместимостью до 200 человек. Для вечеринок опубликованы комплекты для мероприятий малого и среднего масштаба. Учитывая, что громкость должна быть хотя бы 100-105 дБ и колонки будут на расстоянии около 2 метров от танцпола, мы получили такие решения:
Теперь та самая теория, изучив которую, вы сможете более осознанно подбирать себе комплекты звукового оборудования.
Мощность акустических систем
Напомним, что колонка называется акустической системой, так как это целая конфигурация из составных частей: специального корпуса, одного или нескольких подобранных динамиков и встроенного электрического оборудования (фильтры, процессоры, усилители и так далее). “Активные” — это акустические системы, у которых внутри уже встроен усилитель. К таким мы подводим кабель с электрическим питанием и кабель аудио сигнала. Активные системы мобильнее, к ним не нужно отдельно тащить усилок, поэтому они чаще всего используются в небольшом прокате.
“Пассивная” акустическая система (колонка) — это та, у которой нет встроенного усилителя, его нужно подключать между источником сигнала и колонкой.
Многие полагают, что количество Ватт, написанных в характеристиках колонки, отражают, насколько громко сможет играть колонка. Многие также замечали, что иногда эти числа у одних колонок зашкаливают по сравнению с другими, хотя обе выглядят очень схожими по размерам, да и играют одинаково интенсивно.
Давайте развеем миф про Ватты ещё раз.
Для начала поймём, что такое громкость, и как она зависит от подводимой к колонке мощности — той самой мощности, которая скоро вас будет интересовать гораздо меньше. Уровень громкости в определённой точке пространства — это уровень звукового давления, создаваемого колонкой (SPL — Sound Pressure Level). Принято измерять и считать его в децибелах (дБ), так действительно удобнее для физических расчётов, в которые мы сильно вдаваться не будем. Теперь запомним, что за 0 дБ, за минимум, приняли звук, который мы практически не слышим, то есть, на пороге чувствительности человеческого слуха.
Итак, важно создать на вашей площадке необходимое давление, соответственно концепции. Возьмём колонку и посмотрим, какое давление она создаёт в разных точках на оси динамика. Это давление зависит от двух значений — расстояния от колонки и от подводимой к ней мощности. (Давление также зависит от угла сдвига относительно оси, от присутствия рядом других систем и от многого другого, но мы рассмотрим самый простой пример).
Отправная точка для расчётов всегда стандартная: 1 метр от колонки и 1 W мощности. Давление при этих условиях называется “чувствительностью” колонки (Sensitivity). У каждой колонки этот параметр измерен при производстве и должен быть известен.
Ок, мы добились необходимого давления в центре танцпола. А вдруг нужно будет сделать громче, или танцпол решили расширить? Какие предельные значения сможет обеспечить и выдержать колонка, пока не сгорит или не начнёт хрипеть?
RMS Power — это предельная мощность, при которой колонка будет играть сколь угодно долго без повреждений и искажений сигнала. RMS или Root Mean Square — среднеквадратичная мощность (это лишь название математического способа вычисления). Запомните простыми словами — усреднённая продолжительная мощность. У сигнала почти всегда есть всплески и падения, громкие и тихие части, согласно этому сигналу аналогично работает и усилитель, постоянно нагружая колонку с разной мощностью. При предельных физических состояниях колонки в течение длительного времени вычисляют данную усредненную величину мощности RMS и фиксируют её.
(Например, 500 W)
Program Power — условно принято считать, что это значение в 2 раза больше, чем RMS. Колонка при такой подаваемой мощности выдержит только 2 часа.
(2*500 = 1000 W)
Peak Power — обычно в 4 раза больше, чем RMS. При такой нагрузке колонка выдержит всего от 5 секунд до 2 часов.
(4*500 = 2000 W)
Само собой, встроенный в колонку усилитель подбирают так, чтобы обеспечивать все эти значения, вплоть до Peak Power, чтобы динамики отрабатывали свой потенциал (RMS при постоянной максимальной нагрузке, Peak при резких скачках).
Производители с гордостью указывают какое-то количество Ватт на колонке, при этом почти никогда не поясняя, что именно это за мощность (RMS? Prog? Peak?). Как правило, они стараются указать Peak Power, потому что она выше всего, но очень важно то, что, даже точно зная единственно важную в данном случае RMS (которую тоже пытаются хитро завысить), нам необходимо знать ещё и Чувствительность (Sensitivity) колонки, чтобы рассчитать давление на танцполе. А вот Sensitivity показывают уже только самые хорошие или самые честные производители.
В итоге, чтобы рассчитать, насколько громко будет играть колонка на танцполе, нам нужно два её параметра:
RMS Power и Sensitivity.
И ещё пример. Представим, что известная мощность RMS у двух разных колонок одинаковая (Например 500W). Включаем один трек на обеих, поднимаем громкость на одной, пока не захрипит, потом на другой. Слышим, что они играют с разной громкостью. Ответ: у них изначально разная чувствительность, например 90 и 100 дБ. Обе с 1 до 500 W набрали примерно по 27 дБ, и на пределе своих возможностей у них получилось по 117 и 127 дБ соответственно (на расстоянии 1 м от колонки). Вот и разная громкость. Кстати, такое значение давления на расстоянии 1 метр при подаче мощности RMS называют максимальным уровнем давления колонки, или SPL Max.
Поэтому чувствительность — это самый важный параметр, который на самом деле показывает, насколько хорошо собрана и технически продумана колонка, насколько качественные комплектующие там используются.
Спасибо за внимание 🙂 ALLFORDJ желает вам вечеринок с чистым и качественным звуком, довольными артистами, отличной музыкой и благодарной аудиторией. Stay Young, Play True!