Как называют главного у цыган
Как живет цыганский табор: образование, управление, иерархия, традиции
Что происходит внутри цыганского табора? Несмотря на кажущуюся сторонним наблюдателям хаотичность устройства цыганского табора, на самом деле в нем существует четкая иерархия. Любой табор построен по кастовой системе, аналогичной той, что существует в Индии.
Классическую кастовую структуру табора можно наблюдать у цыган-лудильщиков, которые называют себя кэлдэрарами.
Как образовывался табор
Существует два способа образования табора. Первый — когда из соображений безопасности объединяются несколько разных семей. У кэлдэрар такое объединение называлось «кумпанией». Любая семья при желании могла выйти из табора (но это случалось редко). Жили цыгане-кочевники в палатках. В одной кумпании могло насчитываться от 10 до 25 палаток. В наше время бродячая кумпания преобразовалась в общину, проживающую оседло в том или ином районе.
Также табор мог образоваться по принципу товарищества, во главу угла которого было положено какое-то общее занятие, профессия. Это объединение называлось «вортэчией» (у русских цыган — «амалом»). В таборе мужчины жили отдельно от женщин, доходы делились на всех поровну, включая древних стариков. Меньше выделяли только холостякам, поскольку им не нужно было кормить детей.
Управление в цыганском таборе
Все семьи цыган-кочевников многодетные и зачастую сложные, то есть включают несколько поколений родственников. Во главе табора всегда стоит вожак, самый мудрый, опытный и «заслуженный» цыган. Обязательно женатый. Помимо него в семью могут входить его престарелые родители (если еще живы), дети, зятья и невестки, их дети и т.д. Все, как один, обязаны подчиняться вожаку. Его слово — закон для всех членов семьи в частности и табора в целом. Вожаку не перечат даже его родители.
Метод управления цыганским табором — резко авторитарный. Мнение вожака не обсуждается. Он априори является выразителем древней цыганской мудрости и неписанных законов, которые все обязаны свято чтить. В исторических хрониках вожака табора обычно рисуют эдаким деспотом, который может послать любого члена табора на преступление, и тот не посмеет ослушаться. Это справедливо лишь отчасти.
Лидер-вожак цыганского табора
Обычно вожаком становится авторитетный человек, который заслужил это право и доказал всем членам табора, что способен защитить их интересы в любой ситуации. Вожака беспрекословно слушались все, но он обязан был являться выразителем мудрости и придерживаться цыганских законов. Если же он был несправедлив, мог остаться вообще без табора (но это случалось крайне редко).
Цыгане вожака нередко называют «баро» (не «барон»!), что в переводе обозначает «главный», «большой». Никаких цыганских баронов на самом деле не существует. Этот миф придумали не сведущие в цыганских обычаях европейцы. Сами же ромалэ просто поддерживают его, не считая нужным спорить с окружающими. У этого народа принято говорить то, что посторонние хотят услышать.
Английские кочующие цыгане
Вожак решает все споры, подтверждает браки, назначает наказание провинившимся и пр. Самым суровым наказанием раньше считалось изгнание из табора. Оно могло привести наказанного к скитаниям и лишениям, поскольку в другом обществе цыгане-одиночки практически не могли прижиться и обычно оказывались за решеткой.
Иерархия цыганского общества и традиции
После вожака по важности идут другие мужчины-главы семейств и старейшины. Затем — старшие женщины, на которых ложится основная забота о заработке и пропитании. Мнение дам в таборе почти никогда не спрашивают, а они сами, зная устав, на нем и не настаивают. Самыми бесправными, практически лишенными права голоса являются молодые холостяки, незамужние девушки и дети.
Цыганская детвора в России
Все спорные моменты решает цыганский суд. В какой бы стране табор ни жил, на государственное судопроизводство он никогда не полагает надежд. Даже при столкновении с официальной властью вожак всегда отстаивает право решить проблему внутри табора при помощи цыганского суда, полагая, что чужаки просто не способны понять устройство жизни и законы цыганского общества.
Одной из самых больших проблем современных цыган являются принятые у них ранние браки. Мальчиков женят в 14-15, девочек могут выдать замуж и в 12 лет. Во многих регионах цыгане почти не дают возможности своей молодежи учиться. В лучшем случае, ребенок может окончить 2-3 класса средней школы, научиться сносно читать и отлично считать деньги.
Румынские цыгане празднуют рождение Девы Марии
Получение нормального образования цыгане считают бессмысленным. Подростка зачастую забирают из школы и насильно женят. Так в 12-14 лет дети оказываются отягощены собственной семьей с детьми. Браки заключают только со своими. Союзы с представителями других наций для ромал — нонсенс, незаконное деяние. За это могут выгнать из табора. Такая практика повторяется из поколения в поколение, образуя очень закрытую, в какой-то степени «окаменелую» структуру цыганского общества.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Почему европейцы вожаков цыганского табора называют баронами
Несмотря на кажущуюся сторонним наблюдателям хаотичность устройства цыганского табора, на самом деле в нем существует четкая иерархия. Любой табор построен по кастовой системе, аналогичной той, что существует в Индии. Классическую кастовую структуру табора можно наблюдать у цыган-лудильщиков, которые называют себя кэлдэрарами.
Как образовывался табор
Существует два способа образования табора. Первый — когда из соображений безопасности объединяются несколько разных семей. У кэлдэрар такое объединение называлось «кумпанией». Любая семья при желании могла выйти из табора (но это случалось редко). Жили цыгане-кочевники в палатках. В одной кумпании могло насчитываться от 10 до 25 палаток. В наше время бродячая кумпания преобразовалась в общину, проживающую оседло в том или ином районе.
Также табор мог образоваться по принципу товарищества, во главу угла которого было положено какое-то общее занятие, профессия. Это объединение называлось «вортэчией» (у русских цыган — «амалом»). В таборе мужчины жили отдельно от женщин, доходы делились на всех поровну, включая древних стариков. Меньше выделяли только холостякам, поскольку им не нужно было кормить детей.
Управление в таборе
Все семьи цыган-кочевников многодетные и зачастую сложные, то есть включают несколько поколений родственников. Во главе табора всегда стоит вожак, самый мудрый, опытный и «заслуженный» цыган. Обязательно женатый. Помимо него, в семью могут входить его престарелые родители (если еще живы), дети, зятья и невестки, их дети и т. д. Все, как один, обязаны подчиняться вожаку. Его слово — закон для всех членов семьи в частности и табора в целом. Вожаку не перечат даже его родители.
Метод управления цыганским табором — резко авторитарный. Мнение вожака не обсуждается. Он априори является выразителем древней цыганской мудрости и неписанных законов, которые все обязаны свято чтить. В исторических хрониках вожака табора обычно рисуют эдаким деспотом, который может послать любого члена табора на преступление, и тот не посмеет ослушаться. Это справедливо лишь отчасти.
Вожак табора
Обычно вожаком становится авторитетный человек, который заслужил это право и доказал всем членам табора, что способен защитить их интересы в любой ситуации. Вожака беспрекословно слушались все, но он обязан был являться выразителем мудрости и придерживаться цыганских законов. Если же он был несправедлив, мог остаться вообще без табора (но это случалось крайне редко).
Цыгане вожака нередко называют «баро» (не «барон»!), что в переводе обозначает «главный», «большой». Никаких цыганских баронов на самом деле не существует. Этот миф придумали не сведущие в цыганских обычаях европейцы. Сами же ромалэ просто поддерживают его, не считая нужным спорить с окружающими. У этого народа принято говорить то, что посторонние хотят услышать.
Вожак решает все споры, подтверждает браки, назначает наказание провинившимся и пр. Самым суровым наказанием раньше считалось изгнание из табора. Оно могло привести наказанного к скитаниям и лишениям, поскольку в другом обществе цыгане-одиночки практически не могли прижиться и обычно оказывались за решеткой.
Иерархия цыганского общества и традиции
После вожака по важности идут другие мужчины — главы семейств и старейшины. Затем — старшие женщины, на которых ложится основная забота о заработке и пропитании. Мнение дам в таборе почти никогда не спрашивают, а они сами, зная устав, на нем и не настаивают. Самыми бесправными, практически лишенными права голоса, являются молодые холостяки, незамужние девушки и дети.
Все спорные моменты решает цыганский суд. В какой бы стране табор ни жил, на государственное судопроизводство он никогда не полагает надежд. Даже при столкновении с официальной властью вожак всегда отстаивает право решить проблему внутри табора при помощи цыганского суда, полагая, что чужаки просто не способны понять устройство жизни и законы цыганского общества.
Одной из самых больших проблем современных цыган являются принятые у них ранние браки. Мальчиков женят в 14-15 лет, девочек могут выдать замуж и в 12 лет. Во многих регионах цыгане почти не дают возможности своей молодежи учиться. В лучшем случае ребенок может окончить 2-3 класса средней школы, научиться сносно читать и отлично считать деньги.
Получение нормального образования цыгане считают бессмысленным. Подростка зачастую забирают из школы и насильно женят. Так в 12-14 лет дети оказываются отягощены собственной семьей с детьми. Браки заключают только со своими. Союзы с представителями других наций для ромал — нонсенс, незаконное деяние. За это могут выгнать из табора. Такая практика повторяется из поколения в поколение, образуя очень закрытую, в какой-то степени «окаменелую» структуру цыганского общества.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Noonpost (Египет): кочуют и ничего не производят. История цыган с самого начала
Этих людей можно встретить в любом уголке мира, однако они остаются на обочине жизни, непрерывно кочуя из одной страны в другую. У них нет заграничных или внутренних паспортов — достаточно сообщить пограничнику, что ты цыган, рома или нури, чтобы отправиться в новое путешествие навстречу простоте и исключительности, как полагают одни, или стыду и страданиям, как считают другие.
Хотя, как и в любом обществе, среди цыган есть хорошие и плохие люди, существует множество связанных с ними устойчивых стереотипов, которые игнорируют различия между цыганами, будь то страна происхождения или занятия. Зачастую они имеют отношение к деструктивной деятельности, в которую вовлечены некоторые группы цыган, включая колдовство, воровство, торговлю женщинами и попрошайничество. По этой причине нецыгане считают это меньшинство ущербным.
Откуда пришли цыгане?
Цыган везде называют по-разному. В Ираке их называют «каули», от слова «кабули», что является отсылкой к столице Афганистана. Это один из главных городов, в который когда-то пришли цыгане. В Леванте их называют «нури», что произошло от слова «свет», поскольку цыгане известны своей яркой одеждой, веселыми танцами и витающей вокруг них радостной атмосферой, в то время как другие связывают происхождение этого слова с названием главного племени цыган — «лури».
Говорят, в восьмом веке нашей эры существовал политический союз между царями Персии и Индии. Тогда персидский царь пожелал создать в стране атмосферу танцев и пения, и правитель Индии отправил ему в дар 12 тысяч цыган. В Персии им предоставили скот и пшеницу, чтобы они могли осесть на этой земле.
Однако вскоре цыгане обратились к царю с жалобами об отсутствии еды и работы, в связи с чем он был разгневан и изгнал их из Персии. Так они распространились по всему миру, разбившись на три группы. Одна часть цыган отправилась в Европу, другая — на Ближний Восток, а третья — в Северную Африку. По оценкам, численность цыган составляет 30-40 миллионов человек, большинство из которых проживает в пригородах крупных городов и отдаленных районах, а также у границ между государствами.
Контекст
Румынские цыгане спят на улице
Цыгане и власть во Франции
Цыгане в Европе: cын за отца не отвечает?
Их социальный и экономический статус не менялся на протяжении веков. Они долгое время считались рабами правителей и богатых слоев населения, особенно в Румынии. Цыгане по-прежнему являются презираемыми обществом маргиналами, поскольку не соблюдают общественные нормы и не подчиняются законам государства. Тем не менее исследователи, изучающие образ их жизни, могут в какой-то степени объяснить нам причины такого положения дел.
Как говорится в книге Джамала Хайдера «Цыгане: история страданий», в общественном сознании цыгане чаще всего ассоциируются с воровством, однако цыгане по-своему оценивают понятие «воровство», поскольку, по их мнению, все в природе является собственностью Творца и всего человечества, а потому никто не имеет права обвинять их в краже. Более того, во время своих постоянных разъездов они привыкли брать все, что встречается на пути и может принести им пользу.
«По этой причине воровство рассматривается в качестве обычной деятельности, как и любое другое занятие — оно необходимо, чтобы выжить, — пишет Джамал Хайдер. — Цыган может считаться вором в своем сообществе только в том случае, если крадет то, что ему не нужно, или грабит человека более бедного, чем он сам. Тогда это преступление, которое должно быть наказано».
Как отмечает автор книги, политика Европы была основным фактором, способствовавшим распространению мифов и легенд о цыганах посредством трех сил: церкви, государства и профсоюзов, которые провоцировали чувства враждебности и ненависти по отношению к цыганам и лишали их всяческих прав. В результате, цыганам пришлось заниматься мошенничеством, чтобы выжить, что власти использовали для дальнейшего разрушения их репутации.
Цыганские обычаи и традиции
Согласно книге, цыгане были известны своей глубокой любовью к музыке, пению и танцам. Их таланты были главной причиной терпимого и снисходительного к ним отношения. Ежегодно в некоторых городах Турции проходит фестиваль, способствующий возрождению цыганского наследия и обычаев. Танцы, песни, яркая одежда является частью их индивидуальности, а песни о любви, бедности, долгом пути и свободе навевают ностальгию.
Цыган отличает смуглая кожа, темные волосы, яркие глаза и сверкающие зубы, широкие плечи и относительно невысокий рост, а их одежда и украшения по цвету напоминают индийские.
Интересно узнать, как цыгане относятся к членам семьи и родственникам в целом. К примеру, они рады рождению девочек, поскольку ценят их как источник жизни и потомства. Поэтому к женщине относятся как к главному члену семьи. Обычно муж живет с семьей своей жены, а не наоборот. Семья зависит от нее в финансовом отношении, и поэтому женщина занимается различными видами деятельности, такими как танцы, пение, продажа роз и другие простые торговые операции.
Если говорить о брачных обычаях, то цыгане не одобряют брак с нецыганами, будь то мужчина или женщина. Это считается позором. Цыганки исключаются из общины, в то время как для цыгана, выбравшее в спутницы нецыганку, предусматривается более мягкое наказание. При этом его жену ждут многолетние ненависть и презрение общины. Как утверждает автор, она может быть убита в случае нарушения обычаев племени, поэтому среди цыган наиболее распространен традиционный брак.
Наконец, следует отметить, что некоторые цыгане покинули свои общины и смогли интегрироваться в другие сообщества, начав обучение в школе, либо работая по определенной профессии и изменив внешний облик. Тем не менее они сохраняют связь с ценностями своих общин, что, разумеется, нелегко, поскольку они сталкиваются со множеством предрассудков в отношении цыган вследствие увеличения разрыва между ними и всеми остальными людьми.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
10 законов, которым обязана следовать каждая девушка в цыганской общине
Современные общины, скажем, американских цыган выглядят несколько иначе, чем мы могли бы себе представить: женщины вовсе не обязательно одеты в длинные цветные юбки и платки. Однако есть то, чему неукоснительно следуют все члены общины.
Например, получить образование для цыганки большая редкость. Мы в AdMe.ru немало удивились этому и решили узнать и о других правилах поведения, которым должны следовать цыганские девушки.
Традиции замужества
Цыгане свято чтут свою культуру, и пришельца со стороны, претендующего на руку цыганки, называют Gorger — то есть тот, кто не принадлежит к их общине и не является цыганом. Девушки в основном находят свою любовь среди общины, за редким исключением. Желание сохранить собственную культуру настолько велико, что браки между двоюродными братьями и сестрами здесь не редкость.
Замуж девушка должна выйти девственницей. Что случится с цыганкой, не сохранившей свою невинность до свадьбы? Она считается грязной и осквернившей общину. Поступив так, она рискует остаться на мели: ни один мужчина-цыган не пойдет против правил общины, женившись на ней после того, как она отдалась другому.
Кстати, средний возраст замужества — 16–17 лет у девушек и 18–19 лет у парней, и этот брак, согласно традициям, должен сохраниться на всю жизнь. Цыганка, вышедшая замуж, может даже не помышлять о разводе. В цыганской общине повторные браки не приветствуются, и, чтобы не «осквернить» общину, женщина может вступить только в один брак на всю жизнь.
Крайне редко женщины все же расстаются с мужьями. И, как правило, они уже не вступают в новые отношения. В глазах общины это бросает тень не только на нее, но и на ее дочерей.
Подчинение родителям
Девочка, растущая в цыганской общине, с раннего возраста окружена правилами, которые диктуют родители. Конечно, такая система присутствует и в большинстве других культур, но в цыганской культуре родители (и в особенности отец) имеют огромный авторитет, и дочь обязана делать то, что ей скажут. Когда она становится старше, ей разрешается выходить из дома только в сопровождении членов семьи (и это не обязательно родители — сопровождать цыганку могут сестры, братья, тети и дяди).
По этой же причине родители часто выбирают мужа для своей дочери, не полагаясь на ее мнение. Браки по договоренности среди цыган не редкость. А после того как родители выдадут цыганку замуж, она будет обязана почитать и слушаться мужа точно так же, как и родителей.
У мальчиков в этом плане свободы намного больше — они могут выходить из дома в одиночку, самостоятельно выбирать невесту и т. д.
Нельзя звонить в полицию
Как правило, цыгане выясняют свои дела громко и шумно, зачастую бросаясь в драку с представителями враждебной семьи. И это тоже часть их традиций. Однако все проблемы решаются внутри семей, без привлечения закона. Подать в суд или вызвать наряд полиции не в их правилах: цыгане скорее придут толпой в дом соперников или устроят разборки на свадьбе. В худшем случае семья отречется от того, кто вызовет полицию на разборки. Любой человек в цыганской общине обязан знать, что поступать так — против правил. Мужчины это принимают, но некоторые девушки все еще пытаются призвать разбушевавшуюся родню к порядку с помощью закона.
Придется смириться с насилием
Статистика домашнего насилия в цыганских общинах невероятно высока. Исследование в Англии показало, что 61 % замужних цыганок в Англии подвергаются насилию со стороны супруга. Женщины вынуждены мириться с этим. Участница шоу Gypsy Sisters Мелли рассказывает, что однажды бывший муж запер ее в трейлере, а когда она сумела выбраться, несколько раз ударил ее. Семья девушки убедила ее принять мужчину обратно. Девушка объясняет, почему так: «Это цыганская традиция, и ее нужно чтить».
Поддерживать чистоту в доме
Если в большинстве стран женщина может позволить себе не быть домохозяйкой и иногда лениться делать уборку, то для цыганки такое непростительно. Гигиена в культуре цыган занимает важное место, и за поддержание чистоты в доме отвечает именно женщина. Она должна соблюдать несколько правил, в частности ни с кем не делиться своей посудой или столовыми приборами, в том числе и с супругом. Все предметы посуды промываются несколько раз: под проточной водой, в отдельной чаше с кипятком и снова под проточной водой.
Стирать мужскую и женскую одежду полагается отдельно. Верхняя часть тела считается чистой, в то время как нижняя — грязной, так что одежда «до пояса» и «ниже пояса» стирается отдельно друг от друга. Ну и само собой, нижнее белье тоже подлежит персональной стирке.
Беременность — особый период
Беременная женщина не должна вступать с кем-либо в физические контакты. В это время она даже не спит в одной кровати с супругом. Принимать водные процедуры полагается только в освященной воде. Кроме того, цыганская женщина, носящая ребенка, освобождается от выполнения домашних обязанностей: в этот период готовит пищу и содержит дом в чистоте ее муж.
Американские цыгане, впрочем, иногда пренебрегают этим правилом — их женщины более независимы.
Носить яркую и провокационную одежду
Несмотря на то что поведение цыганки должно быть целомудренным, ее наряд должен прямо-таки кричать об обратном. Таким образом, она может привлечь внимание будущего мужа, не прилагая к этому никаких усилий (потому что знакомиться с парнями первой цыганская девушка не может). Наиболее яркий пример такого поведения — это американские цыгане, которые каждый день наряжаются как на праздник. А уж если намечается свадьба или день рождения, в ход идут самые эффектные украшения и самые роскошные платья.
Нельзя подниматься на 2-й этаж
Фотограф Евгений Доманский запечатлел, как мужская и женская части табора цыган-котляров заходят в автобус через разные двери, чтобы не соприкасаться.
В цыганской культуре все еще широко распространено понятие «скверны», с которой напрямую связано то, что нижняя часть тела считается грязной. Это не относится к девочкам и девственным девушкам, а вот половозрелая замужняя женщина считается «нечистой» ниже пояса, и прикоснуться к ее юбке или обуви означает «оскверниться». Из-за этого, если семья живет в 2-этажном доме, женщине запрещалось подниматься на 2-й этаж — туда допускались только дети и юные девушки. Но в некоторых домах цыган на 1-м этаже имеется гараж, поэтому женщина автоматически оказывалась на 2-м. Про людей, живущих в таких домах, другие цыгане говорят, что они «опоганились». По этой же причине, из-за «скверны», во время застолья женщины сидят отдельно от мужчин.
Гости к мужчинам и женщинам тоже приходят отдельно. Например, у котляров (или кэлдэраров — этнической группы цыган, входящих в состав большой группы рома) гость-мужчина может подойти только к мужчине, а гостья — к женщине. Остальное считается неприличным.
Серьги — исключительно женский атрибут
Цыганские женщины любят украшения, и чем они массивнее и ярче, тем лучше. А что насчет мужчин? Многие из нас представляют себе цыгана с серьгой в ухе, но цыгановед Кирилл Кожанов утверждает, что в их культуре серьги — часть только женского образа, и мужчине такое носить попросту неприлично.
После замужества — только юбка
На фотографии видно, что маленькая девочка носит штаны, в то время как взрослые женщины-котлярки одеты только в платья.
У цыган-котляров принято, что замужняя женщина может носить только юбку. Кирилл Кожанов рассказывает, что незамужние девушки-котлярки нередко носят джинсы, а после брака могут надеть юбку прямо поверх них.
Определенно, некоторые особенности цыганской жизни устарели. Мало того, они еще и довольно жестоки по отношению к девушке. А что вы знаете о каких-нибудь еще подобных традициях в других странах?