Как назывался коллектив первобытных людей

Первобытное человеческое стадо

Первобытное человеческое стадо (или праобщина) — условное название первоначального человеческого коллектива, который занимался собирательством и, возможно, охотой, непосредственно сменившего коллективы ближайших животных предков человека.

Половые отношения в таком коллективе скорее всего были беспорядочными (промискуитет). Постепенно половые связи между членами одного стада стали запретными и были заменены половыми связями с членами других коллективов (экзогамия). Так стадо превращалось в род.

См. также

Ссылки

Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть фото Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть картинку Как назывался коллектив первобытных людей. Картинка про Как назывался коллектив первобытных людей. Фото Как назывался коллектив первобытных людей Это заготовка статьи по истории. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть фото Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть картинку Как назывался коллектив первобытных людей. Картинка про Как назывался коллектив первобытных людей. Фото Как назывался коллектив первобытных людей

Полезное

Смотреть что такое «Первобытное человеческое стадо» в других словарях:

ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО — «ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО», условное название начального этапа первобытного общества (см. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО), его дородовой стадии, относящейся к эпохе древнего палеолита (см. ПАЛЕОЛИТ). Период становления человека и общества. Переход от … Энциклопедический словарь

ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО — первонач. человеч. коллектив, непосредственно сменивший зоологич. объединение ближайших предков человека – предлюдей. Основой превращения стада животных предков человека в П. ч. с. было зарождение и развитие производств. деятельности. П. ч. с. –… … Философская энциклопедия

Первобытное человеческое стадо — («Первобытное человеческое стадо») условное название первоначального человеческого коллектива, непосредственно сменившего зоологические объединения ближайших животных предков человека. Период «П. ч. с.», как предполагает большинство… … Большая советская энциклопедия

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО — (общинно родовое родовое), охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения государства. Характеризуется коллективным трудом и потреблением. Основной ячейкой первобытного общества, по мнению большинства ученых, был материнский род,… … Большой Энциклопедический словарь

Первобытное общество в Азербайджане — Наскальные рисунки в Гобустане. Мезолит. Первобытное общество в Азербайджане доисторический период в истории Азербайджана. Содержание … Википедия

Первобытнообщинный строй — первая в истории человечества общественно экономическая формация. Основы учения о П. с. как особой общественно экономической формации были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом и в дальнейшем развиты В. И. Лениным. Согласно наиболее… … Большая советская энциклопедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

СССР. Первобытнообщинный строй — Древнейшие следы пребывания человека на территории СССР относятся к шелльской культуре (См. Шелльская культура) (около 600 400 тыс. лет назад) раннего Палеолита (стоянка Сатани Дар в Армении). Ашельская культура (400 100 тыс. лет назад)… … Большая советская энциклопедия

Источник

Первобытное человеческое стадо

Половые отношения в таком коллективе скорее всего были беспорядочными (промискуитет). Постепенно половые связи между членами одного стада стали запретными и были заменены половыми связями с членами других коллективов (экзогамия). Так стадо превращалось в род.

Современными историками и антропологами само устройство общества такого типа подвергается сомнению. Наблюдение за современными человекообразными обезьянами, а также данные археологии указывают на то, что по крайней мере со времени австралопитеков первобытные люди жили небольшими группами от 15 до 35 особей (человек), образованных гаремными или моногамными семьями.

. начальную форму организации общества в отечественной науке часто называют «первобытным человеческим стадом», В то же время некоторые ученые считают, что употребление этого термина неправомерно, так как в нем объединены несовмести­мые понятия — стадный характер взаимоотношений приписывается первобытным человеческим коллективам, следовательно, допуска­ется вульгаризация, биологизация процессов общественного разви­тия. Но это возражение вряд ли основательно. Термин «первобытное человеческое стадо» как раз хорошо передает диалектическое свое­образие организации древнейших и древних людей, ее переходное состояние от предчеловеческого стада животных к «готовому», сфор­мировавшемуся обществ.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Кроманьонцы — общее название ранних представителей современного человека, которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними (40—30 тысяч лет назад). По внешнему облику и физическому развитию фактически ничем не отличались от современного человека (за исключением деления на современные расы).

Источник

Всеобщая история

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Человеческое общество до появления первых государств, историки называют эпохой первобытности. В этот период, который длился миллионы лет, появились первые в мире люди.

Возникновение первых людей

Около 3-4 миллионов лет назад Землю заселяли человекообразные обезьяны. Они не были похожи на современных людей, не владели членораздельной речью, отличались грубым лицом и длинными свисающими вниз руками. Но в отличие от обычных обезьян они умели изготавливать простейшие орудия труда, которые применяли на охоте.

Примерно 40 тысяч лет назад в Африке и Южной Азии появились существа, которых историки считают прямыми предками современного человека – Homo Sapiens (Человек Разумный). От человекообразной обезьяны Homo Sapiens отличался большим объемом мозга, более прямой походкой, человеческими чертами лица.

По мере развития, Homo Sapiens научился выражать свои эмоции связной речью. Его руки становились более ловкими, пальцы более гибкими. Чтобы выжить в условиях дикой природы древние люди объединялись в родовые общины.

Запоминаем новые слова!

Орудия труда – это специальные приспособления для осуществления трудовой деятельности.

Родовая община – это коллектив кровных родственников, проживающий на одной территории, занятый совместной трудовой деятельностью.

Большую часть времен человек древних времен проводил в поисках пищи. Ее можно было добыть двумя способами: собирательством и охотой. Занятие собирательством представляло собой поиск съедобных ягод, кореньев, улиток, плодов, птичьих яиц. В основном этим занимались женщины и дети, так как большинство взрослых здоровых мужчин проводили свое время на охоте.

Родовые общины

Выжить в суровых природных условиях древние люди могли только в родовой общине. Как правило, она состояла из нескольких десятков человек из одного рода, которые жили и трудились сообща. Взрослые здоровые мужчины занимались строительством жилища, изготовлением орудий труда, охотой. Женщины в это время готовили пищу, шили одежду, поддерживали огонь в очаге.

Запоминаем новые слова!

Род – это группа людей, происходящих от одного предка.

Жизнью и делами своей общины сородичи управляли сообща. Совместно они принимали все самые важные решения, а также избирали старейшину общины – самого умного, умелого и опытного сородича. Старейшина прилагал все усилия для сохранения родовой общины, поддержаний в ней порядка.

Первоначально родовые общины вели кочевой образ жизни – периодически перемещались с места на место. Это было связано с тем, что охотники вынуждены были искать новые территории для охоты. Истощив запасы всех съедобных ягод, плодов и кореньев, собиратели также нуждались в перемещении на новые земли.

После того как древние люди научились скотоводству и земледелию, они перешли к оседлому образу жизни – то есть, перестали постоянно менять место жительства. Это произошло примерно 10 тысяч лет назад.

Скотоводству люди обучились благодаря детенышам животных, которых они забирали к себе после убийства зверя на охоте. Так они одомашнили овец, куриц, коз, уток, свиней. Животных использовали для получения продуктов питания – мяса и молока, а их шкуры шли на пошив одежды и обустройство жилища. Самое первое из прирученных животных – собака, стала верным помощником древнего человека на охоте.

Земледелию древние люди также научились случайно – они заметили, как оброненные на землю семена через время входят и приносят плоды. Система земледелия значительно упростила людям жизнь – теперь они могли сохранять большие запасы зерна на случай голода или неурожая.

Первобытные орудия труда и оружие

Большинство орудий труда первобытные люди изготавливали из камня. Он был удобен в использовании, так как раскалывался на пластины с острыми режущими краями. Кускам камня люди придавали разнообразные формы, позволяющие скрести, резать, копать.

Самыми распространенными древними орудиями труда были:

Для убийства крупной добычи охотники изготавливали копья – длинные палки с заостренными наконечниками, которых метали в животных. Длину копья каждый охотник подбирал для себя индивидуально, примерно в собственный рост. Для мелких и более шустрых животных охотники применяли дротики – короткие копья. Их можно было бросать с большого расстояния в некрупную добычу.

Зарождение религии

Многие явления природы воспринимались первобытным человеком как загадочные и устрашающие. Люди пытались объяснить грозу, ветер, холод, засуху, молнию влиянием духов или волей богов. Так зародились древнейшие религиозные верования.

Наши предки считали, что окружающий их мир заселен невидимыми духами, которые способны помочь или навредить общине. Рассерженные духи насылали на род болезни, засуху, неурожай, распугивали добычу на охоте. Чтобы их задобрить, члены общины проводили различные религиозные обряды: подносили духам жертвенные дары, наносили на тело определенные рисунки и символы, танцевали специальные танцы перед охотой.

Запоминаем новые слова!

Религиозный обряд – это совокупность определенных действий, с помощью которых люди пытаются установить связь со сверхъестественными силами, Богом.

Одновременно с верой в духов, у людей зародилась вера в богов – более могущественных существ, повелевающих всем миром, отдельными природными стихиями. Богов представляли в виде Солнца, Луны, звезд, молнии, ветра. Древние люди верили, что боги также могут принимать форму отдельных видов животных, поэтому в некоторых племенах существовали запреты на убийство того или иного зверя (медведя, орла, кабана, оленя и прочих).

В совершении религиозных обрядов люди часто использовали идолов – сделанные из дерева, глины или камня изображения богов. Им подносили жертвенные дары: самые вкусные ягоды и коренья, забитых на охоте животных. В обмен на дар предки просили удачи на охоте, обильного дождя, прекращения холодов, исцеления от болезни.

С зарождением религии в общине появился новый тип людей – маги, шаманы, колдуны, которые проводили религиозные обряды, «разговаривали с богами» и указывали роду волю богов.

Первобытное искусство

С переходом от кочевого образа жизни к оседлому, жизнь людей стала более спокойной, размеренной. У них появилось больше свободного времени, что способствовало зарождению искусства.

Первобытные охотники рисовали в пещерах сцены охоты. Мощные бизоны, олени, мамонты, лошади, носороги наносились на стены природной краской. Пещерная живопись сохранилась до наших дней потому, что в пещерах краски не выцветали на солнце, не подвергались воздействию дождя и сильного ветра.

Помимо наскальных рисунков до наших дней сохранились древние фигурки животных и людей. Наши предки мастерили их из камня, рогов и костей животных, глины, которую затем обжигали.

Переход от родовой общины к соседской

После того как кочевой образ жизни сменился оседлым, начался постепенный распад родовых отношений. Древние люди уже не нуждались во всесторонней помощи рода, был совершен переход от родовой общины к соседской.

Запоминаем новые слова!

Соседская община – это коллектив людей, состоящий из нескольких семей, живущих на одной территории, но принадлежащих к разным родам.

Отличительные признаки соседской общины:

Для защиты от воинственных соседей соседские общины объединялись между собой в племена. С возникновением племен появились племенные вожди – главы племени, которых члены общины избирали на общем собрании.

Запоминаем новые слова!

Племя – это добровольное объединение нескольких родов, проживающих на одной территории.

Отдельные племена стали объединяться в племенные союзы. Они складывались не на основе кровнородственных связей, а на основе общей территории, потребности в защите от сильных врагов. Часто названия племенных союзов происходили от наименований рек, гор, озер или земли, на которой они проживали. Например, ильменские словене – племенной союз славян, живших у озера Ильмень.

Впоследствии на основе племенных союзов образовывались первые древнейшие государства. С образованием первых государств завершилась эра Первобытности, началась новый исторический период – эпоха Древнего мира.

Источник

Этапы развития первобытного общества

Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть фото Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть картинку Как назывался коллектив первобытных людей. Картинка про Как назывался коллектив первобытных людей. Фото Как назывался коллектив первобытных людей

Этапы развития первобытного общества

Содержание

Введение

Переход человека к новому образу жизни и иным, чем прежде, отношениям с окружающей природой происходил одновременно с формированием другого восприятия мира. Конечно, и в пору нового каменного века, как и прежде, не было науки, учёных, философов, которые посвящают себя исследованию природы и человеческого общества. Осознание мира происходило стихийно, и в нём участвовали все члены общества. В это время восприятие окружающего оставалось конкретным, образным. Отвлечённые, абстрактные понятия ещё не отделились от их реальных проявлений. Следы этого сохранились в древних языках, когда говорившие на них люди уже обладали письменностью. Например, в языке шумеров понятие «открыть» буквально означало «дверь толкнуть», а «убить» — «голову палкой ударить». За каждым понятием скрывался образ, живое действие. В этом отношении древние земледельцы и скотоводы мало отличались от своих предков. Однако в их восприятии мира появилось и нечто новое.

Первобытное общество – (доисторическое общество, праистория, протоистория) период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на письменных источниках (с 4 тыс. до н. э.).

Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть фото Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть картинку Как назывался коллектив первобытных людей. Картинка про Как назывался коллектив первобытных людей. Фото Как назывался коллектив первобытных людей

Вначале — полулюди-полуживотные, умеющие делать простые орудия из камня. В конце — такие же, как мы, люди, научившиеся охотиться, обрабатывать землю, разводить скот, строить дома, делать разнообразную утварь, орудия из бронзы, железа. В начале — существа, ещё не умевшие говорить; в конце — творцы эпических сказаний, понимавшие, что они живут в сложном, противоречивом мире, стремящиеся осознать своё место в нём. В начале — полуобезьяны, прыгающие от радости, что они сыты; в конце — участники сложных обрядов, обращающиеся к своим сверхъестественным покровителям. В начале — существа, живущие небольшими семейными группами во главе с самцом; в конце — члены сообщества родов и племён, во главе которых стояли уважаемые всеми прародители. Перечень достижений человечества можно продолжать долго. Человечество прошло путь от полуживотного состояния до того момента, когда стали создаваться первые государства, появились города и признаки цивилизации.

Периодизация первобытного общества

Первый этап в развитии человечества первобытнообщинный строй занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 35 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются три периода:

Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда.

Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть фото Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть картинку Как назывался коллектив первобытных людей. Картинка про Как назывался коллектив первобытных людей. Фото Как назывался коллектив первобытных людей

В свою очередь каменный век подразделяется на:

Периодизация первобытной эры

Ряд ученых подразделяют историю первобытного общества на пять этапов, каждый из которых отличается степенью развития орудий труда, материалами из которых они изготавливались, качеством жилья, соответствующей организацией ведения хозяйства.

I. Первый этап определяется как предыстория хозяйства и материальной культуры: от возникновения человечества до приблизительно I млн. лет назад. Это время, когда приспособление людей к окружающей среде мало чем отличалось от добывания средств к существованию животными. Многие ученые считают, что прародиной человека является Восточная Африка. Именно здесь при раскопках находят кости первых людей, живших более 2 млн. лет назад.

II. Второй этап — примитивно присваивающее хозяйство приблизительно I млн. лет назад — XI тыс. до н.э., т.е. охватывает значительную часть каменного века — ранний и средний палеолит.

III. Третий этап — развитое присваивающее хозяйство. Хронологические рамки его определить трудно, поскольку в ряде местностей этот период закончился в XX тыс. до н.э. (субтропики Европы и Африки), в других (тропики) — продолжается до настоящего времени. Охватывает поздний палеолит, мезолит, а в некоторых областях — и весь неолит.

IV. Четвертый этап — зарождение производящего хозяйства. В наиболее развитых в хозяйственном отношении районах земли — IX-VIII тыс. до н.э. (поздний мезолит — ранний неолит).

V. Пятый этап — эпоха производящего хозяйства. Для некоторых областей сухих и влажных субтропиков — VIII-V тыс. до н.э.

Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть фото Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть картинку Как назывался коллектив первобытных людей. Картинка про Как назывался коллектив первобытных людей. Фото Как назывался коллектив первобытных людей

Источники первобытного общества

Основными вещественными источниками первобытной истории являются:

Помимо производства орудий материальная культура древнего человечества теснейшим образом связана и с созданием жилищ.

Наиболее интересные археологические находки древнейших жилищ относятся к раннему палеолиту. На территории Франции обнаружены остатки 21 сезонного стойбища. В одном из них была открыта овальная ограда из камней, которую можно трактовать как основание легкого жилища. Внутри жилища находились очаги и места изготовления орудия. В пещере Ле Лазаре (Франция) были обнаружены остатки убежища, реконструкция которого предполагает наличие опор, крыши из шкур, внутренних перегородок и двух очагов в большом помещении. Постели — из шкур животных (лисьи, волчьи, рысьи) и водорослей. Эти находки датируются временем около 150 тыс. лет.

На территории бывшего СССР остатки наземных жилищ, относящихся к раннему палеолиту, были обнаружены у села Молодово-на-Днестре. Они представляли собой овальную выкладку специально подобранных крупных костей мамонтов. Здесь же обнаружены следы 15 костров, располагавшихся в разных частях жилища.

Первобытная эпоха человечества характеризуется низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием, коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства (прежде всего эксплуатируемой территории), равнообеспечивающим распределением, социально-экономическим равенством, отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.

Анализ развития первобытного человеческого общества показывает, что это развитие шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.

Теории происхождения человека (Антропогенез)

Выделяю три основные теории происхождения человека:

Общая схема эволюции человека следующая:

Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть фото Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть картинку Как назывался коллектив первобытных людей. Картинка про Как назывался коллектив первобытных людей. Фото Как назывался коллектив первобытных людей

Практически появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда. Именно последние стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы. Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества — вот те важнейшие этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытнообщинного строя.

Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особенность — географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд и пр. быстрее продвигались к цивилизации.

Развитие производительных сил первобытного общества

Палеолит

Эпоха палеолита подразделяется на раннюю, среднюю и позднюю стадии. Ранний палеолит характеризуется крайне примитивными каменными орудиями, ручными рубилами. Хозяйство: охота и собирательство.

Накануне великого оледенения человек уже умел охотиться на крупнейших животных: слонов, носорогов, оленей, зубров. Появляется уже оседлость охотников, подолгу живущих на одном месте. Сложная охота очень давно стала дополнением к простому собирательству.

В этот период человечество было уже достаточно организовано и оснащено. Может быть, самым значительным было овладение огнем около 300-200 тыс. лет тому назад.

Одни исследователи относят к раннему палеолиту также мустьерскую эпоху, а другие выделяют ее в особый этап среднего палеолита. Мустьерские неандертальцы жили как в пещерах, так и в специально изготовленных из мамонтовых костей жилищах — чумах. В это время человек уже научился сам добывать огонь трением, а не только поддерживать огонь, зажженный молнией. Основу хозяйства составляла охота на мамонтов, бизонов, оленей. Охотники были вооружены копьями, кремневыми остриями и дубинами. К этой эпохе относятся первые искусственные захоронения покойников, что свидетельствует о возникновении очень сложных идеологических представлений. Полагают, что к этому же времени можно отнести и зарождение родовой организации общества.

Верхний (поздний) палеолит известен нам лучше, чем предшествующие эпохи. Природа попрежнему была сурова, ледниковый период еще продолжался. Но человек был уже достаточно вооружен для борьбы за существование. Хозяйство становится комплексным: основу его составляла охота на крупных животных, но появились зачатки рыболовства, серьезным подспорьем было собирательство съедобных плодов, зерен, кореньев.

По мнению археологов, основной ячейкой социального строя верхнего палеолита была небольшая родовая община, насчитывающая около сотни людей, из которых двадцать были взрослыми охотниками, ведшими хозяйство рода. Небольшие круглые жилища, остатки которых обнаружены, возможно, были приспособлены для парной семьи.

Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть фото Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть картинку Как назывался коллектив первобытных людей. Картинка про Как назывался коллектив первобытных людей. Фото Как назывался коллектив первобытных людей

Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть фото Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть картинку Как назывался коллектив первобытных людей. Картинка про Как назывался коллектив первобытных людей. Фото Как назывался коллектив первобытных людей

Мезолит

Примерно за десять тысячелетий до нашей эры огромный ледник, достигавший 1000-2000 метров в высоту, начал интенсивно таять, остатки этого ледника сохранились до наших дней в Альпах и на горах Скандинавии. Переходный период от ледника к современному климату называют условным термином «мезолит», т.е. «среднекаменный» век, — промежуток между палеолитом и неолитом, занимающий примерно около трех-четырех тысячелетий.

Мезолит является ярким доказательством сильного влияния географической среды на жизнь и эволюцию человечества. Природа изменилась во многих отношениях: потеплел климат, растаял ледник, потекли на юг полноводные реки, постепенно освобождались большие пространства земли, закрытые ранее ледником, обновилась и развилась растительность, исчезли мамонты и носороги.

В связи со всем этим нарушился устойчивый, налаженный быт палеолитических охотников на мамонтов, пришлось создавать иные формы хозяйства. Пользуясь древесиной, человек создал лук со стрелами. Это значительно расширило объект охоты: наряду с оленями, лосями, лошадьми стали охотиться на разных мелких птиц и зверей. Большая легкость такой охоты и повсеместность дичи сделали ненужными прочные общинные коллективы охотников на мамонтов. Мезолитические охотники и рыболовы небольшими группами бродили по степям и лесам, оставляя после себя следы временных стоянок.

Потеплевший климат позволил возродить собирательство. Особенно важными для будущего оказалось собирание диких злаков, для чего даже были изобретены деревянные и костяные серпы, с кремниевыми лезвиями. Новшеством было уменье создавать режущие и колющие орудия со вставленными в край деревянного предмета большого количества острых кусков кремня.

Началось приручение животных: охотник-лучник шел за дичью с собакой; убивая кабанов, люди оставляли на выкорм выводки поросят.

Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть фото Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть картинку Как назывался коллектив первобытных людей. Картинка про Как назывался коллектив первобытных людей. Фото Как назывался коллектив первобытных людей

Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть фото Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть картинку Как назывался коллектив первобытных людей. Картинка про Как назывался коллектив первобытных людей. Фото Как назывался коллектив первобытных людей

Неолит

Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление прибавочного продукта

К неолиту относят период VII-V тыс. до н.э. Расселившееся в разных ландшафтных зонах человечество пошло разными путями и разными темпами. Племена, оказавшиеся на Севере, в суровых условиях, долгое время оставались на прежнем уровне развития. Зато в южных зонах эволюция была более быстрой.

Человек уже использовал шлифованные и сверленые орудия с рукоятками, ткацкий станок, умел лепить посуду из глины, обрабатывать дерево, строить лодку, плести сеть. Гончарный круг, появившийся в IV тыс. до н.э., резко повысил производительность труда и улучшил качество глиняной посуды. В IV тыс. до н.э. на Востоке было изобретено колесо, стала использоваться тягловая сила животных: появились первые колесные повозки.

С эпохой неолита связан один из важнейших технических переворотов древности — переход к производящему хозяйству (неолитическая революция).

Переход первобытного общества к производящему хозяйству и связанное с ним развитие производительных сил вызвали качественные изменения в жизни тех обществ, которые этот переход совершили. Неизмеримо увеличилась устойчивость хозяйства, значительно повысился жизненный уровень, резко возросла численность населения, значительно усложнились социальные структуры, произошел определенный психологический сдвиг.

Правда, в отдельных, достаточно редких случаях возможно получение прибавочного продукта и на основе высокоспециализированного присваивающего хозяйства (как, например, у индейцев северо-западного побережья Северной Америки или у алеутов). Однако оно носит исключительный и ограниченный характер и не приводит к полному разложению первобытнообщинных отношений. В подобных случаях сохранялись полная зависимость от природно-географических условий и как следствие этого низкая плотность населения, уже сама по себе ограничивающая возможности специализации, слабое развитие общественного разделения труда и относительная неразвитость частнособственнических отношений.

Хотя отдельные общества, основанные на экономике присваивающего типа, могли достигать сравнительно высокого уровня развития, в целом это направление хозяйственной деятельности представляется тупиковым, ограничивающим возможности общественного прогресса. Народы, которые занимаются только рыболовством и охотой, пребывают вне той точки, от которой начинает отсчет действительное развитие. Видимо, не случайно ни в одном обществе охотников и рыболовов государство не возникло.

Второй важной предпосылкой появления прибавочного продукта было освоение металлов. Однако, хотя металлические орудия значительно увеличили производительность труда, между их появлением и появлением регулярного прибавочного продукта отсутствует прямая зависимость. В обществах, находившихся в различных природно-хозяйственных условиях, значение каждого из последовательно появляющихся металлов и появления металлов вообще было неодинаковым.

Таким образом, освоение металла, не будучи универсальной предпосылкой появления прибавочного продукта, явилось, по крайней мере в производящих обществах Старого Света, важнейшим условием дальнейшего развития производительных сил, а следовательно, и роста производимого прибавочного продукта. Не случайно в тех обществах, которые раньше других перешли к скотоводству и земледелию и освоили металлы, экономическое и общественное развитие шло наиболее быстрым темпом.

Однако прибавочный продукт был способен начать оказывать разлагающее влияние на тогдашнее первобытное общество лишь в тех случаях, когда были реальные возможности реализовывать его и перераспределять. Это происходило через обмен и общественное разделение труда.

Общественное разделение труда и развитие отношений обмена. Историческая эволюция общины

В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу в развитии производительных сил, и второе общественное разделение труда — выделение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда.

Как установлено археологией, спорадический обмен возник уже в верхнем палеолите, в первую очередь за счет различий в природно-географических условиях. Но только появление прибавочного продукта создало для обмена прочную основу в виде пищевых излишков и продуктов межобщинной специализации. Наличие у общины определенного избытка пищи позволило некоторым ее членам уделять больше времени для специализации в том или ином виде ремесел.

Прибавочный продукт не просто расширял сферу обмена, он делал его необходимым, так как в условиях еще неразвитой внутриобщинной специализации большая часть излишков могла реализоваться только через обмен. Постоянное повторение процесса обмена делает его общественным процессом регулярным и привычным. И с течением времени некоторая часть продуктов общественного труда начинает изготавливаться преднамеренно — с целью обмена.

С появлением регулярного прибавочного продукта впервые стало возможным товарное производство, сперва в крайне примитивных, неразвитых и зачаточных формах. Излишки продуктов питания, а также произведенные благодаря им орудия труда, украшения стали первыми товарами. Соответственно появляются первые мерила стоимости и средства обмена — примитивные деньги.

Первоначально сфера товарного производства была чрезвычайно узкой, охватывая лишь прибавочный продукт, а хозяйство каждой общины было узконаправленным. Поэтому продукты обмена, открывая возможность накопления имущества, зачастую не использовались по прямому назначению, а образовывали сокровища, каковыми нередко служили примитивные деньги. Наряду с ними появляются своеобразные единицы накопленных богатств, не предназначавшиеся для обмена.

Будучи порождением общественного разделения труда, обмен с появлением регулярного прибавочного продукта стимулировал межобщинную специализацию и одновременно открыл дорогу специализации внутриобщинной. Все это вело к дальнейшему росту производительных сил. Обмен, через который происходила реализация произведенных излишков, способствовал накоплению ценностей, возникновению и закреплению имущественного неравенства.

Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть фото Как назывался коллектив первобытных людей. Смотреть картинку Как назывался коллектив первобытных людей. Картинка про Как назывался коллектив первобытных людей. Фото Как назывался коллектив первобытных людей

Предпосылки разложения первобытного строя. Возникновение частной собственности и социального неравенства

Примерно в V-IV тыс. до н.э. началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, помимо неолитической революции важную роль играли интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина-земледелец и воин стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причем каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.

От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу — складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности. Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство). Древнейшие документы Египта и Двуречья свидетельствуют о таком положении, сложившимся к концу IV началу III тыс. до н.э. Ту же картину подтверждают древнейшие памятники письменности, появляющиеся у некоторых племен предгорий Передней Азии, Китая во II тыс. до н.э.

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны — все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой — ослабевшие и обедневшие. Соответственно первые из них постепенно превращаются в господствующие, а вторые — в подчиненные. В результате войн могли оказаться в подчиненном положении целые племена или даже группы племен.

Однако долгое время, несмотря на имущественное и общественное расслоение общины, верхушка родовой знати еще должна была считаться с мнением всей общины. Но все чаще трудом коллектива злоупотребляет в своих интересах родовая верхушка, с могуществом которой рядовые общинники уже не могут спорить.

Итак, признаками распада родового строя явились:

Археологические раскопки в различных частях мира, в том числе и на территории бывшего СССР, позволяют сделать такие выводы. Примером могут служить знаменитый Майкопский курган на Северном Кавказе, относящийся ко II тыс. до н.э. или пышные погребения вождей в Триалети (южнее Тбилиси). Обилие драгоценностей, погребение с вождем насильственно убитых рабов и рабынь, колоссальные размеры могильных насыпей все это свидетельствует о богатстве и власти вождей, о нарушении первоначального равенства внутри племени.

В различных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло разновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые — к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).

Таким образом, рост производительных сил создал предпосылки к:

С переходом от парного брака к патриархальному, а позднее моногамному укрепляется семья, которая обособляется в рамках общины. Общинная собственность дополняется личной. Индивидуализация производства и укрепление семьи означали ослабление первобытного коллективизма и общины в целом. По мере развития производительных сил (переход к медным, бронзовым и железным орудиям труда) и укрепления территориальных (соседских) связей между семьями на смену ранней первобытной общине приходит первобытная соседская, а позднее — земледельческая община. Для нее характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего противоречия создает условия для возникновения классового общества и государства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *