Как назывался этаж на руси
Как на Руси называли этаж?
Этаж на Руси называли словом «жильё». Говорили: «в избе две комнаты и жильё», имея в виду второй этаж избы. А вот слово «этаж» имеет французское происхождение и в русский язык пришло оттуда.
Но, так как этаж не совсем русское слово, то на Руси его заменяли словом жилье. Это и есть правильный ответ на этот кроссворд.
Жильё. или Связь.
Слово «этаж» имеет французское происхождение, из французского языка и просочилось оно в русский. А до того уровни строений(в основе своей, жилых), назывались вышеупомянутыми терминами.
Верным ответом в данном случае оказалось слово «жилье». Очень интересное задание и довольно не простое. А вот слово «этаж» заимствованное и появилось, конечно, позже. Благодаря таким вот викторинам и вопросам можно узнать что-то совершенно новое.
Как мне нравится узнавать новое в старом. И все благодаря ответам на кроссворды.
Каждый из нас обладает жильем, и независимо от того, многоэтажный дом имеется в виду, или частный дом. Этажность многоэтажного дома тоже не имеет значение.
Многие слова, которые употребляли наши предки сегодня имеют совсем другие значение, конечно зачастую близкие по смыслу. Так, этаж у них назывался просто ЖИЛЬЕ, в то время как в современном русском языке это слово имеет значение просто места жительства.
Никогда раньше не встречался подобный вопрос, и конечно как раньше называли этаж я даже не задумывалась. А разгадка оказалась совсем простой и название этажа было совсем не хитрым- Жилье, но не зная об этом вряд ли догадаешься сразу. Жилье- верный ответ к вопросу.
У слова «этаж» существует множество синонимов. Так называют часть здания, где все помещения расположены на одном уровне. Здания в несколько этажей начали возводить уже в древности, поэтому они носили разнообразные названия у разных народов. Выбор наименования этажа довольно велик:
На Руси в древности этаж именовали словом «ЖИЛЬЁ», это и будет верный ответ на этот вопрос.
Было, и неправильно ответила. После этого стала внимательнее читать. Правда все равно не уверена что всегда правильно отвечаю. Мне на тот вопрос кроме автора никто замечание не сделал. Да и автор не особо возмущался, спасибо ему. Хотя было мне самой неприятно оттого, что я сглупила. Но иногда читаю (не обязательно на БВ) и смех разбирает. Кажется что некоторые молодые люди специально неправильно отвечают и с ошибками, чтобы посмеяться.
Выражение, которое загадано на этом этапе кроссворда, относится к довольно известным, потому что встречается во многих интернет-источниках, публикующие мудрые и остроумные высказывание известных людей. Вот как эта фраза звучит в оригинале:
Ответ: «Танго».
В любом случае, ваш ответ, как специалиста не останется незамеченным лицами, которым действительно важен квалифицированный ответ.
На некоторых винных бутылках имеется вогнутое дно, причем довольно сильно вогнутое внутрь. Для чего это делается? Как я уже писала раньше, имеется несколько версий, причем некоторые из них постоянно оспариваются разными авторами. Всего я насчитала четыре разных версии создания этого углубления в дне бутылки, вот они представлены все здесь:
Какая версия наиболее правильная или несколько из них, трудно сказать точно, но это не так уж и важно, мы привыкли видеть это углублеие на винных бутылках и не обращаем на него внимание. Надо только знать, что такое углубление внутрь бутылки называется коротким словом Пунт.
Смешно, правда? Ведь и так известно как, тогда зачем эти глупости.Вот они наверно для какого-то рейтинга.Ну я не все пока понимаю, только предположил.
Спрашивать надо про жизнь, а у нее много секретов.
Как на руси называли ЭТАЖ))))
1. Этажом называется часть здания, где помещения расположены на одном уровне.
Последний этаж. | Средние, верхние этажи. | Жить на пятом этаже. | Спуститься на первый этаж на лифте. | Я поднялся на эскалаторе на третий этаж, в зал, где должен был состояться приём.
2. Мансардный этаж — это ряд жилых или рабочих помещений, которые надстраиваются над верхними этажами дома.
Этот мансардный этаж отведён под офисные помещения.
3. Цокольный этаж — это нежилой уровень дома, который располагается под первым этажом здания, в подвале дома.
В первом, втором и цокольном этажах жилых зданий допускается размещать помещения для магазинов розничной торговли.
4. Словом этаж в разговорной речи называют всех людей, живущих в помещениях дома, расположенных на одном уровне.
Весь этаж собрался праздновать свадьбу.
5. Этажом называется ряд предметов, которые расположены друг над другом.
Полки в три этажа. | Книги в несколько этажей.
Аліса – семирічна дівчинка, якій наснилися пригоди в підземній Країні чудес і Задзеркаллі, де вона зустрілася з різноманітними казковими і фантастичними персонажами, що живуть по своїй особливій логіці і весь час спантеличують розумну юну вікторіанку. Будучи втіленням всіх дитячих вікторіанських чеснот: чемності, привітності, скромності, стриманості, серйозності, відчуття власної гідності, Аліса одночасно зберігає в собі ту безпосередність і душевну відвертість. Світ нонсенсу, куди потрапляє Аліса, часто дратує її, дивні персонажі, з якими вона зустрічається, як правило, прискіпливі, дратівливі і образливі, проте їй вистачає здорового глузду, щоб примиритися з ситуацією, зуміти перевести розмову на іншу тему, дивуючись дивацтву світу, що відкривається перед нею, одночасно приймати його таким, як він є. Адже незважаючи на всю його дивність і уявну нез’ясовність, у світі Чудес і Задзеркалля царює своя бездоганна логіка. Це світ, де все розуміється буквально, де метафора позбавляється свого переносного значення, внаслідок чого каламбур таким навіть не відчувається, де парадокс виявляється результатом бездоганної логічної побудови. У забавних же пародійних віршах, що рясно зустрічаються в тексті, в знайомих за оригіналом логічних і граматичних зв’язках раптом виявляються зовсім інші, а то й просто безглузді слова. Риса характеру Епізод тексту, в якому вона проявилася Художні прийоми та засоби, використані для втілення цієї риси характеру героїні Допитливість і цілеспрямованість Гонитва за Білим Кроликом Зображення погоні з переходом в іншосвіття Сміливість Не боїться випробувань, не боїться Герцогині та Королеви Казовий прийом зображення переходу з реального світу в світ, створений фантазіями самої героїні Принцип протиставлення Розвинена творча фантазія, химерно-логічний склад розуму Любила вдавати двох осіб воднораз. Моделює ситуації власних пригод у своїй свідомості, живе постійно у світі фантазій Використання мотиву роздвоєння, мовні каламбури, парадоксальність дій, моделювання в свідомості майбутніх пригод. «Свій» світ героїні – це світ фантазій та постійно активної творчої фантазії дівчинки Спостережливість Підмічає в інших персонажах як хороше, так і погане Художня деталізація та виділення художніх домінант. Принцип накопичення та зіставлення Уважність Підмічає все навколо Накопичення художніх деталей Чемність та ввічливість Спілкування з іншими персонажами, особливо з Чеширським Котом Діалоги з іншими персонажами, внутрішні монологи й діалоги героїні Тверезо мислить Критично оцінює моралізаторські теревені Герцогині. Не втрачає здорового глузду навіть у чарівному світі Зображення контактів з іншими персонажами, зображення точки зору героїні, принцип контрасту Любить пригоди Захотіла побувати в чудесному саду Зображення думок і почуттів героїні Співчутлива Переживає за підданців Королеви, яким остання наказала відтяти голови Зображення контактів з іншими героями, протиставлення її іншим персонажам Волелюбна Не дозволяє собою маніпулювати Принцип антитези Здатна зберігати почуття власної гідності Не принижується перед Чирвовою Королевою, навіть вважає її «смішною» Зображення домінантних рис поведінки Схильна до ризику, сильна Експерименти з їжею та питвом, що регулюють зріст Використання чарівних речей та предметів Правдива Говорить у вічі іншим, що про них думає, особливо чітко це проглядається у розділі «Божевільне чаювання» Зображення мовних особливостей героїні, мовні каламбури. Зображення точок зору персонажів Людяна (гуманна) Фрагмент з дитинчам Герцогині, використовує зменшення чи збільшення зросту не тільки для того, щоб задовольнити власну Зображення дій героїні в критичних ситуаціях Схильна до парадоксів, часто верзе дурниці Відсторонення окремих частин тіла Аліси (ноги окремо від тіла), постійно перекручує інформацію Каламбури, фантасмагорії
Традиционное русское жилище (13-15 вв.)
Крестьянская усадьба состояла из жилой избы, надворных хозяйственных построек и огорода. Мы в точности не знаем обычного плана усадьбы, но в ряде случаев ее постройки располагались по периферии двора, центром которого была жилая изба. Деревенский двор, учитывая специфику сельских поселений того времени, должен был быть замкнутым, окруженным забором, особенно, когда он стоял одиноко.
Можно предполагать, что распространившийся впоследствии в северных и. восточных русских областях комплекс жилых и хозяйственных построек, объединенный однорядной, двухрядной или трехрядной связью, с крытым хозяйственным двором, также восходит к древнему периоду. Если в центральных и южных землях крестьянскую усадьбу следует представлять похожей на сохранившуюся до наших дней в южновеликорусских и североукраинских селениях застройку с жилым домом, стоящим несколько поодаль от улицы (за забором), с хозяйственными постройками, рассредоточенными по усадьбе и не связанными непосредственно с домом, то на севере Руси, в Старой Ладоге и Белоозере, дома с примыкавшими к ним, по всей вероятности, крытыми хозяйственными дворами существовали в домонгольское время.
Внутренняя планировка усадеб зависела от многих обстоятельств. Усадьба феодала по самой планировке отличалась от усадьбы купца, приказного человека или ремесленника. В ней господский дом находился в глубине двора, а на улицу выходили глухие стены хозяйственных построек, тын ограды и ворота, Такая планировка подсказывалась замкнутым характером хозяйства феодала; она обнаружена как в археологически изученных усадьбах XVI в., так и в сохранившихся планах усадеб XVII в. В ней можно видеть корни традиционного плана застройки дворянских владений XVIII в. с почетным «чистым» двором перед домом, хозяйственным двором и садом позади него.
Как деревенские, так и городские усадьбы XIII-XV вв. представляли замкнутые хозяйственные единицы, содержавшие в себе все необходимое для жизни и производства. Однако усадьбы ремесленников были более связаны и с соседними усадьбами и с городским рынком по всему укладу жизни своих владельцев. По-видимому, не случайно, что именно в Новгороде с его чрезвычайно развитыми торговыми отношениями боярский дом еще в XV в. мог выходить на улицу, а погреба встречались сравнительно редко.
Основой дома являлась рубленная из бревен примерно квадратная клеть, образовывавшая нередко единственную жилую комнату от 3,5×3,5 до 6×6 м. Как показывают археологические раскопки, в древности подавляющее большинство жилищ рядового населения были однокамерными, то есть состояли всего из одной комнаты.
Дальнейшее развитие жилого дома шло по линии увеличения числа помещений. К избе пристраивали сени, иногда имевшие даже не срубную, а более легкую столбовую конструкцию; при необходимости пристраивали и другой сруб, соединявшийся с избой дверями. Большую давность имеют и цельнорубленные двухкамерные срубы, в которых капитальная бревенчатая пятая стена отделяла сени от избы. В Новгороде они преобладали уже в XI- XII вв. В XIII-XV вв. наряду с однокамерными и двухкамерными жилищами распространяются и трехкамерные постройки, обычно из двух срубов, соединенных сенями, но даже в Новгороде Великом они не составляют большинства построек (отдельные трехкамерные постройки в Новгороде были и в XII в.).
В северорусских домах в жилых комнатах и сенях пол настилали из толстых, тесанных топором деревянных досок, причем направление их обычно было от входа к противоположной стене помещения. В южнорусских жилищах нередко был плотно» утрамбованный земляной пол. Потолок также делали из брусьев или плах, опиравшихся на стену и центральную балку-«матицу». По некоторым данным, над потолком засыпали землю для сохранения тепла. Позднее, в XVI в., для молодоженов устраивали на первую ночь специальное помещение, чтобы они не оказались «под землей».
Надворные постройки так же, как и жилые, были рубленными из бревен клетями. На них (особенно в зоне лиственных лесов) чаще, чем на жилье, шли дубовые бревна. Это объясняется тем, что дуб крепче сосны и ели, но не имеет такого прямого и ровного ствола и в срубе образует большие щели, что не так важно для хозяйственных построек. Смолистые хвойные деревья обеспечивали, кроме того, и большую сухость помещений. Пол в хозяйственных постройках или вовсе отсутствовал или его делали из неоструганных (а иногда и неошкуренных) тонких бревен и жердей.
Бани были почти в каждой северорусской усадьбе. Их строили также из бревен, но иногда на постройку бань шли отходы от других строений. Так, в Москве, в Зарядье, была открыта баня, сгоревшая при большом пожаре 1468 г. Ее венцы срублены из бревен неравной толщины, уже бывших ранее в какой-то другой постройке; пол устроен из тонких неотесанных жердей, неплотно прилегавших друг к другу для лучшего стока воды, как в современных деревенских банях. Такими жердями была выстлана земля перед срубом; это можно объяснить известным обычаем выходить во время паренья из бани на свежий воздух.
В XV в. крупные феодальные сеньоры стали строить себе каменные палаты, которые поначалу включали в общий комплекс с остальными деревянными помещениями дворца. Пожалуй, больше всего таких зданий известно в Великом Новгороде.
Кирпичная печь с трубой тоже очень рано должна была стать не только источником тепла, но и важным элементом украшения интерьера. Народный обычай белить печи и расписывать их различными узорами и рисунками на разные сюжеты, по-видимому, весьма древний. Позднейшие изразцовые печи, получившие широкое распространение, уже в XVI-XVII вв., по всей вероятности, сменили печи расписные.
«Красный» угол комнаты украшало множество икон, выложенных золотом, серебром и драгоценными камнями. Среди них были древние иконы и произведения, принадлежавшие кисти лучших художников.
Секреты, тайны и загадки русской избы
Русская изба – это дом, сколоченный из бревен, в котором обитали славяне. Наши предки бережно относились к семейному очагу, вся их жизнь проходила в стенах добротной и самобытной избушки. Обязательным элементом жилья был печной угол, также существовали зоны для мужчин и женщин. В переводе с древнеславянского языка слово «истьба» означает «дом» или «баня».
История русской избы
До десятого века жильё представляло собой что-то наподобие полуземлянки. Бревенчатые сооружения не имели твердого фундамента и порой уходило под землю. От почвы, как правило, достраивали буквально два-три ряда досок, этого считалось достаточно.
В строении отсутствовали двери и окна. В качестве входа использовали небольшое отверстие высотой до одного метра. Внутри помещения имелся очаг, сложенный из булыжников. Дымоход отсутствовал, полы были земляными. Доски стали укладывать немного поздней. Для вывода дыма использовали отверстие, исполняющее роль двери.
Однако развивалась не только культура славян, но и внешний облик их жилища. Постепенно дома совершенствовались и в итоге приобрели вид, знакомый современникам.
Виды изб
Все жильё славян можно разделить на несколько категорий, в зависимости от типа отопления и количества стен.
По способу нагрева помещений избы делились на:
В первом случае речь идет о древнем сооружении. Отличительная черта строения – отсутствие трубы для вывода дыма. Народ часто использовал выражение «топить по-чёрному». Печи в таких домах именовали «курными». Дым покидал комнату через входное отверстие. В результате на стенах и потолке оседала копоть. Чуть позже стали появляться окошечки с задвижками.
Изба шестнадцатого века – это видоизмененное строение, принявшее облик «белого дома». В них уже были печные трубы, которые исключали риск проникновения дыма в помещение. Первыми позволить себе такие постройки могли только состоятельные люди. |
В восемнадцатом веке Петр I запретил возведение «курных изб» в Санкт-Петербурге. Несмотря на указ правителя, черные дома продолжали строить вплоть до девятнадцатого столетия.
По количеству стен жильё делили на следующие виды:
Строительство русской избы
Перед возведением жилища наши предки много времени уделяли поиску подходящего места для строительства. Самым благоприятным участком считалась территория на возвышенности с хорошим освещением. Крайне нежелательно возводить дом на местах бывших захоронений и там, где ранее стояла баня.
Огромное значение имел подбор строительных материалов. Оптимальным вариантом славяне считали бревна из сосны, ели или лиственницы. Но выбрать правильную породу недостаточно. Не менее важен был возраст дерева.
В строительстве нельзя использовать сухие бревна, поскольку они считаются мертвыми. Также для возведения дома не подходили деревья, растущие на краях обочины. Жители Руси именовали и «буйными» и верили, что они способны разрушить сруб.
Выбрав подходящее сырьё, приступали к возведению дома. В современно мире основой любой постройки является фундамент. Избы на Руси чаще всего устанавливали без него. |
Очутившись в деревне, незнающий человек, увидев два домика, подумает, что они абсолютно идентичны. На самом деле один может быть на фундаменте, второй на колоннах из дуба.
При сборе избы в качестве основы брали временные подкладки, чтобы в дальнейшем уложить фундамент. Затем устанавливали сруб, являющийся главной конструкцией и представляющий собой прямоугольно уложенные бревна. Один ряд называли венцом.
Бруски соединяли, используя одну из двух методик, распространенных на Руси:
Для утепления жилья в замковые соединения укладывали мох или паклю изо льна. Также их порой стелили между бревен, чтобы добиться максимального удержания высокой температуры в помещении.
Чем больше в здании венцов, тем выше дом. Первый ряд бревен именовали окладной, для него выбирали самые крупные бруски. Затем шел основной венец (нижняя обвязка), в который врезали лаги, применяемые для укладки пола.
Ряд от основы до оконного проема называли подоконным. Затем шли венцы для окошек. Когда проем заканчивался, укладывали надоконный ряд. Первый из них именуется замыкающий. |
Следующий шаг возведения избы – монтаж кровли. Изначально крепили верхнюю обвязку, которая играла роль основы крыши. Она состояла из прогонов и подстропилин, на них устанавливали стропила, являющиеся каркасом кровли. Если планировали установку веранды, то перед монтажом верхних прогонов ставили столбы для террасы.
Далее оставалось закрепить саму кровлю. Главное преимущество подобной крыши заключалось в том, что при появлении испорченных элементов, не нужно было полностью разбирать покрытие. Поврежденная доска заменялась легко и быстро.
На верхушке избы крепили охлупень или конёк. Он не только украшал крышу, но и соединил две части кровли. Его установка помогала исключить риск перекоса дома, поэтому монтаж конька считался одним из основных элементов строительства. Установка охлупеня обозначала скорое окончание зодческих работ.
После кровли приступали к креплению причелин, боковых досок, которые удерживали крышу со всех сторон. Также они выполняли защитную функцию, исключая риск проникновения снега под покрытие.
Общий вид
Как же наши прадеды строили избы? Во многом это зависело от региона проживания. Ведь даже сейчас, посетив юг и север России, нельзя не отметить разницу в домах. Традиции зодчества зависели и от климатических условий, наличия необходимых материалов. Например, в северных краях была влажная почва и соответственно, большое количество сырья для строительства домов.
В южных регионах с древесиной было тяжело, поэтому до пятнадцатого века там возводили хаты-мазанки, напоминающие землянки, на один метр врытые в грунт. Северяне быстрей пришли к наземному типу жилья, благодаря влажному климату и большому количеству леса.
Изба девятого столетия представляла собой квадратную постройку со стороной от четырех до пяти метров. Сруб привозили на место строительство в готовом виде либо собирали по бревнам.
Пол в жилище чаще всего был земляным, чуть позже его начали застилать досками. Состоятельные славяне строили двухэтажные терема. К избе обычно пристраивали сени, шириной примерно два метра.
Крыша была из дерева, теса или драни. С шестнадцатого века кровлю покрывали корой березы, чтобы защитить от сырости. Оконное стекло появилось в десятом столетии, до этого жильё строили без проемов, оборудуя лишь маленькие окошечки для вывода дыма. |
Крыльцо русской избы
Архитектура данного элемента продумывалась до мельчайших деталей. Крыльцо удивительным образом сочетало в себе высокий художественный вкус, вековые традиции и уникальное мастерство зодчих. Элемент соединял жилое помещение с улицей, его открывали для гостей и простых путников.
На крылечке поздним вечером любили собираться всей семей, приглашали соседей. Здесь хозяева избы и их гости танцевали, пели, ребятишки бегали и резвились.
В зависимости от региона размеры крыльца и его форма существенно отличались. На севере оно было громоздким и высоким, устанавливали его преимущественно с южной стороны дома. Асимметричное расположение и неповторимая архитектура придавали внешнему облику избы «изюминку» и красоту.
Часто крылечко устанавливали на столбы и декорировали ажурными дощечками из дерева. Это было оригинальным украшением дома, которое добавляло фасаду добротности.
Южане предпочитали крепить крыльцо с передней части избы, привлекая к нему внимание путников и соседей с помощью ажурной резьбы. Элемент мог состоять из пары ступенек или целой лестницы.
Некоторые хозяева украшали крылечко навесом, другие считали подобную деталь лишней.
Чтобы в доме в течение длительного времени сохранялось тепло от печи, славяне предпочитали отделять жилую зону от улицы. Для этой цели использовали сени. Это то помещение, куда человек попадает сразу при входе в дом. Помимо сохранения тепла сени использовали для размещения необходимых вещей (подобие кладовки), некоторые организовали в помещении чулан для продуктов.
Внутреннее пространство избы
У крестьян дом состоял из одного или двух жилых комнат, в редких случаях встречалось три. Самая распространенная конструкция избы – это отапливаемое помещение и сени. Зажиточные славяне дополнительно строили горницу. Комната, предназначенная для летнего периода, активно использовалась в бытовой жизни. Для ее отопления приобретали печь-голландку.
Изба внутри отличалась простотой, основную часть помещения занимала печка. Стол занимал почетное место в углу, по диагонали от отопительного прибора. На нем размещали иконы. Вдоль стен устанавливали скамейки, над которыми висели полки. |
В задней части дома оборудовали полати – деревянный настил, предназначенный для сна и отдыха. Также в жилище имелся женский, мужской и красный угол. В последнем отмечали все значимые события в семейной жизни.
Небольшое пространство дома на Руси (около двадцати пяти квадратных метров) было настолько грамотно организовано, что в нем без проблем размещались семь человек. Поскольку каждый член семейства знал свое место в хате.
Русская печь
Интерьер избы славян сложно представить без печки. Ее использовали для обогрева помещений, приготовления еды, отдыха и проведения гигиенических процедур. Наверх вели небольшие ступеньки, в стенках печи делали миниатюрные выемки для хранения домашней утвари. Топку оснащали заслонками из железа.
Устройство «сердца» избы было уникальным и одновременно функциональным. Печку размещали в центральной зоне дома, с левой или правой стороны от входа. Ее считали главным украшением и достояния жилища.
Научно доказано, что пища, приготовленная в печи, является самой полезной, поскольку сохраняет все питательные вещества и витамины. С отопительным прибором связано огромное количество приданий и традиций.
Древние славяне верили, что на печи облюбовал себе местечко домовой. Сор никогда не выносили из избы, его сжигали. Таким образом, наши предки сохраняли энергию в пределах жилища, что способствовало повышению благосостояния семейства.
В некоторых регионах печь применяли для проведения банных процедур и лечения тяжелых недугов. Древние лекари утверждали, что от серьезной болезни можно избавиться, просто полежав пару часов на прогретой полати.
Печной угол
Порой его именовали «бабьим», поскольку именно здесь хранилась домашняя утварь. Для отделения угла использовали обычную тканевую занавеску либо выстраивали перегородку из дерева.
В эту зону практически никогда не заглядывали мужчины семейства. Если посторонний парень осмеливался заглянуть за занавеску, то оскорблял подобным поведением хозяев избы. |
Печной угол применяли для стирки и высушивания белья, здесь занимались приготовлением пищи, лечили малышей и гадали. Практически каждая барышня в русском селении увлекалась каким-либо видом рукоделия. А самое тихое и спокойное место, идеально подходящее для этого занятия – печной угол. Чаще всего девушки занимались вышиванием, росписью, шитьём.
Мужской угол (Коник)
Он располагался с правой стороны от входа. Здесь размещали широкую лавку, огороженную досками из дерева. Их вырезали в форме конской головы, отсюда такое необычное название мужского угла.
Под скамьей парни размещали инструменты, используемые для проведения ремонтных или иных работ. В «конике» мужчины плели корзинки, создавали красивые вещи из лозы, латали обувь и ремонтировали утварь.
На лавку, расположенную в углу, присаживались все гости, даже заглянувшие в дом на пару минут. Здесь же мужчина спал и отдыхал в свободное время.
Женский угол (Середа)
Это было важное пространство в девичьей судьбе. Ведь именно из-за занавески барышня выходила в праздничном наряде, когда жених со сватами приезжали на смотрины. Там же она поджидала суженого в день свадьбы. В «середе» женщины рожали детей и кормили их грудью, подальше от посторонних глаз.
Если девушке нравился парень, то в «середе» его дома, она прятала обметалочку, чтобы в ближайшее время выйти замуж. Существовало поверье, что подобный обряд поможет невестке поладить с будущей свекровью и стать хорошей хозяйкой в своем доме.
Красный угол
Самое светлое пространство в комнате, которое считалось священным. При возведении избы его размещали на восточной стороне, где пара смежных оконцев образует угол. Благодаря необычному расположению проемов, свет падал на участок и максимально освещал его.
Мебель и убранство
Русская изба внутри обязательно имела стол, который использовали для праздничного или повседневного приема еды. Это один из древнейших типов передвижной мебели. В доме славян он имел постоянное место, в красном углу, где располагались иконы.
Наши предки придавали особое значение правилам поведения за столом. Об этом символизирует четкое закрепление места мебели в пространстве. Передвижение предмета происходило в исключительных случаях. |
Стол покрывали скатертью, которую создавали из домотканины. Для повседневного использования шили пестрые полотнища или применяли грубый холст.
Во время приема пищи стол покрывали скатертью, после завершения трапезы убирали. Для праздничных изделий использовали ткань лучшего качества, декорировали кружевами или кисточками по краям.
Обязательным элементом убранства русской избы являются скамейки. Славяне использовали три типа лавок: переметную, переносную и приставную. Первая имела перекидную спинку, подходила для сидения или ночного отдыха. Переносная скамья оснащена четырьмя ножками или парой глухих досок, ее приставляли к столу по мере необходимости.
Приставная лавка имела две ножки, размещенные на одном конце. Чаще всего для ее изготовления брали цельный кусок древесины.
Роль кровати в старинные времена выполняла скамейка, приставленная к стене или другой лавке. На них размещали постель, включающую в себя перину, подушку и изголовье. Для простыни брали шелк или полотно. В праздничные дни постели убирали понарядней, в будние – поскромней. Роль изголовья выполняла подставка из дерева с резными столбиками по углам, которую клали под подушку.
Невероятно, но факт, в давние времена постель была прерогативой состоятельных людей. Крестьяне предпочитали отдыхать на печи или голых скамейках.
Посуду размещали в поставцах – столбы, оснащенные многочисленными полочками. На нижних хранили тяжелые изделия, на верхних размещали мелкую утварь. Главное украшение избы – иконы. Их ставили на открытую полку или шкафчик, именуемый божницей. Его готовили из дерева, декорировали резьбой или росписью.
Обычно божница состояла из двух ярусов. В верхний ставили старые иконы, в нижнем – новые. Также там хранили важные документы и предметы, освященные в храме.
Утварь
Сложно представить крестьянскую избу без многочисленной посуды и предметов домашнего обихода. Утварь (чугунки, сковороды, латки из глины) хранили в печи или возле неё. А вот фарфоровые изделия размещали на видном месте, чтобы их красоту смог оценить каждый гость. Она символизировала достаток и была предметом гордости славянских хозяек.
Посуду для праздничных мероприятий расставляли в горнице, в шкафчике-заблюднике размещали тарелки. Для хранения повседневной утвари использовали навесные полки. Обеденная посуда состояла из глиняной или деревянной миски, ложки, солонки из бересты или меди, чашек для кваса.
Для хранения хлеба использовали расписные короба, оформленные красочно и ярко. Это выделяло предмет, символизируя его важность и значимость. Чай пили из самовара. |
Для просеивания муки применяли сито. Наиболее распространенная посуда – глиняный горшок. В них готовили вкусную кашу и наваристые щи. Также в хозяйстве использовали бочки и кадушки для солений.
Жарили на сковороде, тесто замешивали в деревянных емкостях. Для хранения и ношения воды брали ведра либо кувшины.
Чтобы достать еду из печи использовали ухват. В девятнадцатом веке глиняные горшочки сменились металлической утварью, которая именовалась чугунками.
Для приема пищи использовали чашу, которая отличалась по величине. Часто по краям предмета имелась роспись из растительного орнамента. Для питья применяли деревянную или глиняную кружку, покрытую узорами.
Традиционная русская изба сегодня
Давно канули в небытие времена, когда славяне жили в курных домах. По мере развития народа, менялись и избы. Конечно, существуют уникальные шедевры от русских умельцев, которые не имеют аналогов.
Но посетив в наши дни любое сельское поселение, можно отметить тот факт, что практически все дома напоминают братьев-близнецов. Именно этот вариант жилья и является окончательной формой русской избы.
Отношение к русской избе в русской народной культуре
Крестьяне относились к дому, как к живому существу. Изба считалась сокровенным местом, в котором человек мог выразить собственное представление о мире и жить по своим законам. По внешнему виду строения легко определить статус его владельца. В одном поселении невозможно было встретить две одинаковые избы.
Внутреннее убранство дома ассоциировалось с женщиной, ведь она наводила там порядок и следила за уютом. А вот внешнее пространство (двор, усадьба и т.д.) считалось мужским владением.
Одной из главных функций избы была защита. Изображение солнца под кровлей символизировало счастье и благополучие, рисунок льва считался оберегом от дурного глаза. Дом на Руси содержали в чистоте и порядке. Даже в семьях с большим количеством детей изба поражала красотой и уютом. |
Пословицы и поговорки, приметы о русской избе
В новое жилище первой обязательно запускали кошку. В северных районах России к животному до сих пор относятся с большим уважением.
О русской избе сложено невероятное количество разнообразных поговорок и пословиц:
Заключение
Русская изба – это уникальное строение с грамотно организованным внутренним пространством. Дома славян были наполнены уютом, поражали набором замысловатой утвари и простой мебелью. Обитатели Руси с любовью относились к жилищу, украшали его и заботились о чистоте не только внутри избы, но и во дворе. Несмотря на огромное хозяйство и многочисленную детвору, славянская хата по-прежнему считается образцом для подражания. Здесь всегда царила теплая атмосфера и главенствовал порядок.
Из видеоролика вы узнаете, как правильно строить русскую избу.