Как назывались танковые войска вермахта
Панцерваффе
Панцерваффе (нем. Panzerwaffe ) — танковые войска, входящие в состав сухопутных войск Вермахта (нем. Heer ) и войск СС. Под таким названием существовали с 1936 по 1945 год.
Содержание
История
Состоянию бронетанковых войск в Третьем Рейхе уделялось немалое внимание. Адольф Гитлер постоянно требовал увеличить количество производства танков, хотя тех цифр, которых желало германское командование, достичь так и не удалось — в первую очередь, из-за нехватки сырья и производственных мощностей.
Начало танкостроения в Германии обычно связывают с приходом к власти нацистов. Это не совсем верно. Ещё в 1931 году инспектор автомобильных войск рейхсвера генерал-майор Освальд Луц выдвинул идею формирования крупных танковых соединений, оценив при этом достигнутые к тому времени результаты разработки танков в Веймарской республике как неудовлетворительные. Находясь под сильным влиянием начальника своего штаба, подполковника Гейнца Гудериана, он отдал указание приступить к проектированию бронированной машины массой 5 тонн, для использования её в учебных целях (единственная поблажка Версальского договора). До сих пор для этого в войсках применялись деревянные макеты танков, смонтированные на легковых автомобилях и даже на велосипедах. Также выпускались лёгкие танки под видом тракторной техники.
Panzer I стал первым (1933) немецким танком, поступившим на вооружение Вермахта. Несмотря на то, что эта машина предназначалась для подготовки кадров панцерваффе, довольно долго ей суждено было составлять основу германского танкового парка.
С середины 1934 года, параллельно с поставкой боевых машин в армию, началось и развертывание танковых частей.
В 1935 году Эрих фон Манштейн в письме к генералу Беку описал идею машин «штурмовой артиллерии», главной задачей которых должна была бы быть непосредственная поддержка атакующих подразделений пехоты. На основе этих рекомендаций, к 1937 году были разработаны самоходные орудия Sturmgeschütz III (Штуг III), ставшие самым массовым по численности представителем бронетехники вермахта.
Бронетанковые войска Вермахта пользовались не только разработками немецких конструкторов. Достаточно широко использовались чешские танки, которые достались немцам в ходе оккупации Чехословакии.
На 1 сентября 1939 года (начало Второй мировой войны) вермахт располагал 3190 танками, из них Pz Kpfw I — 1145, Pz Kpfw II — 1223, Pz Kpfw 35(t) — 219, Pz Kpfw 38(t) — 76, Pz Kpfw III — 98, Pz Kpfw IV — 211, 215 — командирские, 3 — огнемётные, 5 штурмовых орудий.
Безвозвратные потери в Польской кампании составили 198 машин.
Некоторые танковые дивизии СС, среди прочих (например, только в феврале 1945 года, при взятии Будапешта было уничтожено три дивизии СС — 8-я, 22-я и 33-я), — 1-я дивизия СС «Лейбштандарте-СС Адольф Гитлер», 2-я танковая дивизия СС «Дас Рейх», 3-я танковая дивизия СС «Тотенкопф» и 12-я танковая дивизия СС «Гитлерюгенд» были уничтожены неоднократно, а затем формировались заново.
Танковые войска вермахта – зарождение и развитие доктрины
У спех, который танковые войска вермахта имели в начальный период Второй мировой войны, зачастую связывают и именем Х.ГУДЕРИАНА, считая его «создателем немецкого танкового оружия». Вместе с тем, как у этого нового рода войск, так и доктрины его применения было несколько авторов. При этом, Х.Гудериан не являлся ключевой личностью.
Танковые войска вермахта — истоки
В Германии в первые годы после заключения Версальского договора возможность заниматься танками и принципами их применения оставалась только теоретической. Поэтому офицеры рейхсвера сначала обсуждали в профессиональных журналах идеи, существовавшие за границей.
Британская концепция импонировала немцам больше, в большей степени соответствуя их собственным военным рассуждениям. В техническом отношении немцы также сильнее ориентировались на английские, чем на французские образцы бронетехники.
Кодовое понятие «большой трактор»
Определенной вехой в становлении танковых войск вермахта считается, начатая в 1925 г. секретная разработка танка под кодовым обозначением «большой трактор» (Großtraktor). Свою роль она сыграла прежде всего в совокупности с заключенным в 1922 г. в Рапалло (Rapallo) договором с Советским Союзом. Документ стал основой военного сотрудничества двух стран.
В его рамках СССР в 1928 г. предоставил в распоряжение рейхсвера учебно-тренировочный полигон Кама под Казанью. Там немецкие и советские военные специалисты совместно опробовали самые современные на тот момент танки, в том числе и «большой трактор».
В 1927 г. майор Людвиг Риттер фон РАДЛМАЙЕР (Ludwig Ritter von RADLMAIER) впервые публично вступил в самостоятельное танковое формирование. Находясь на посту референта инспекции автомобильных войск, Л.Радлмайер собирал и систематизировал практический опыт применения бронетехники. Под псевдонимом «директор Раабе» (Direktor Raabe) в период 1929-32 гг. он возглавлял секретную танковую школу «Кама» в СССР.
Х.Гудериан подхватывает рассуждения
По утверждениям немецких историков, Хайнц ГУДЕРИАН (Heinz GUDERIAN) начал принимать участие в публицистических дискуссиях о путях механизации сухопутных частей немецкой армии только с конца 1927 г. Он не выдвинул никаких новых идей, а просто подхватил уже циркулировавшие концепции. В то время Х.Гудериан имел звание майора и служил референтом автомобильных частей в армейском транспортном отделе управления войсками. Соответственно, в его первых публикациях говорилось о вопросах военного транспорта, а не о танках.
Ситуация изменилась, когда его начальник признал интерес Х.Гудериана к бронетехнике и решил сделать его «специалистом по танкам». В октябре 1928 г. совместно с сотрудниками автошколы в Берлине он начал изучать тактику танкового боя. Кроме того, его на четыре недели откомандировали в Швецию для изучения организации и строительства местных танковых подразделений.
Главным покровителем Х.Гудериана историки называют полковника Освальда ЛУТЦА (Oswald LUTZ), с 1929 г. начальника штаба инспекции автомобильных войск. Офицеры познакомились в 1922 г. Когда 1 апреля 1931 г. О.Лутц получил звание генерал-майора и был выдвинут на должность инспектора автомобильных войск, он потребовал назначить в качестве своего начальника штаба Х.Гудериана. Только теперь Х.Гудериан смог в действительности влиять на становление танковых подразделений.
Ускорение после 1933 г.
В значительной степени текущие проекты формирования будущих танковых войск вермахта продвинул 1933 г. Произошло это по двум причинам.
С одной стороны, к власти пришел Адольф Гитлер. Став канцлером, он приступил к массовой механизации рейхсвера. С другой стороны, 1 октября 1933 г. начальником управления войсками (Truppenamt) в министерстве рейхсвера – де-факто генеральном штабе немецкой армии – стал генерал-лейтенант Людвиг БЕК (Ludwig BECK), который активно содействовал танковому вооружению.
Возглавляемое им ведомство в 1933 г. издало наставление под названием «Управление войсками» (Truppenführung). В следующем 1934 г. документ пополнил раздел, который разбирал применение самолетов, танков и боевых химических средств. Эта часть предусматривала объединение полков бронированных боевых машин с другими моторизованными подразделениями в танковые соединения, которым предписывалось действовать самостоятельно и без оглядки на подразделения в тылу.
Следующий шаг к созданию танковых войск вермахта и их успешным «молниеносные операции» («Blitzfeldzügen«) против Польши и Франции сделал кавалерийский офицер подполковник Мориц фон ФАБЕР ДЮ ФOP (Moritz von FABER DU FAUR).
Новая командная инстанция
Разделение инспекции автомобильных войск произошло 1 июня 1934 г. – на её основе возникли две инстанции. Первая – инспекция моторизации сухопутных сил (Inspektion für Heeresmotorisierung), вторая – командование мотомеханизированных войск (Kommando der Kraftfahrkampftruppen).
Обе инстанции возглавил генерал Освальд ЛУТЦ (Oswald LUTZ). Но теперь командование мотомеханизированных войск стало официальной командной инстанцией будущих танковых войск Германии. Руководство штабом командования принял на себя полковник Хайнц Гудериан.
В январе 1935 г. генерал О.Лутц предложил, сформировать три танковые дивизии по два танковых полка в каждой. После того как Гитлер 16 марта 1935 г. снова ввел призыв на военную службу и одновременно переименовали рейхсвер в вермахт, дальнейшая милитаризация страны пошла открыто.
Поздним летом 1935 г. первая опытная танковая дивизия вермахта провела первые учения на военном полигоне под Мюнстером. Согласно отчету генерала О.Лутца, организация танковой дивизии того времени, с одной танковой бригадой, состоявшей из двух полков по два батальона в каждом, оказалась приемлемой.
Командование танковых войск вермахта
Для организации управления, разведки и боя танковой дивизии О.Лутц рекомендовал тесное взаимодействие с авиацией (люфтваффе). Он также указывал на важность радио для управления моторизованными войсками в ходе боя. Поскольку полевым командирам в соответствии с немецкой традицией предписывалось управлять с переднего края, О.Лутц считал оснащение танковых подразделений командирскими машинами с радиооборудованием абсолютно необходимым.
Командование мотомеханизированных войск в сентябре 1935 г. переименовывается в командование танковыми войсками (Kommando der Panzertruppen). Его инспектором всё еще оставался генерал О.Лутц, а начальником штаба – Х.Гудериан. Однако, уже 15 октября 1935 г. Х.Гудериан в Вюрцбурге возглавил вновь сформированную 2 танковую дивизию. Его преемником на должности начальника штаба командования танковых войск стал полковник Фридрих ПАУЛЮС (Friedrich PAULUS).
Форма личного состава танковых войск вермахта сильно отличалась от пехоты. Её ввел ещё рейхсвер в ноябре 1934 г. Она включала: полевую куртку, брюки, несколько головных уборов (защитная кепка и фуражка, а также полевая кепка), портупею и ботинки на шнуровке черного цвета. К ним добавлялась полевая блузка мышиного цвета. Воротник полевой куртки украшался черепом алюминиевого цвета – по традиции прусских гусар «Мертвая голова» («Totenkopfhusaren«).
В течение следующих нескольких месяцев особое значение в становлении танковых войск вермахта сыграл генерал Людвиг БЕК (Ludwig BECK), хотя именно его Х.Гудериан в мемуарах назвал своим самым большим противником. Занимая должность начальника Генерального штаба сухопутных сил, Л.Бек своей докладной запиской от 30 декабря 1935 г. вызвал переориентацию вооружений в пользу бронетехники.
В документе, в качестве трех основных тактических задач танков Л.Бек называл:
Сопротивление традиционалистов
По утверждениям немецких историков, как Х.Гудериан, так и Л.Бек при реализации своих планов столкнулись с сопротивлением традиционалистов, в частности, Главного управления сухопутных сил (Allgemeinen Heeresamt), которое возглавлял генерал-майор Фридрих ФРОММ (Friedrich FROMM).
На предложения Л.Бека 22 января 1936 г. управление ответило, что основная задача танков заключается в поддержке атак пехоты и поражении живой силы противника. Бой танков против танков считался маловероятным, а в бою танковые подразделения следует подчинять командованию пехотной дивизии.
Уже через неделю Л.Бек возражал Главному управлению, настаивая на том, что главной задачей танковых войск вермахта является борьба с вражескими танками. Кроме того, Л.Бек активно выступал за самостоятельные танковые дивизии, которые пригодны для выполнения оперативных задач. Соответственно, они не должны подчиняться пехоте.
Точку в этом споре поставил Вернер фон ФРИЧ к тому времени уже генерал-полковник. 11 февраля 1936 г. В.Фрич поддержал концепцию оперативного использования танков Л.Бека и назвал её «поворотом, ориентированном в будущее». Тем самым, для Л.Бека дорога по строительству танковых войск вермахта в его понимании вопроса оказалась открыта.
Однако, генерал не мог реализовать все свои замыслы, поскольку теперь тотальному оснащению всех танков пушками противилось управление сухопутными вооружениями (Heereswaffenamt). Согласно меморандуму ведомства от 23 марта 1936 г. все имевшиеся типы немецкой бронетехники (Panzerkampfwagen I — IV) признавались достаточными для выполнения стоящих задач, а оснащение всех танков пушками не имело необходимости.
Откликнувшись на предложения генерала О.Лутца, в 1937 г. Х.Гудериан опубликовал свою книгу «Внимание – танки!» («Achtung – Panzer!»). Эта работа и последующие публикации сделали его бесспорным лидером среди немецких танковых теоретиков. Вместе с тем, как показано выше, основы доктрины применения танковых войск вермахта закладывались многими военными специалистами Германии.
Боевые принципы
Главное командование сухопутных сил (Oberkommando des Heeres) вермахта 1 марта 1939 г. издало наставление 645. Учебное наставление по ведению боя для легкой и средней танковых рот легло в основу немецкой танковой тактики и во многом обусловило немецкий «блицкриг» 1939-40 гг.
В разделе «принципы ведения боя», среди прочего, говорится:
По материалам военно-исторического журнала «Militär&Geschichte»
Организация танковых войск
Третьего рейха
Высшим оперативным объединением танковых войск вермахта в начале Второй мировой войны являлась танковая группа, состоявшая из семи-восьми танковых и моторизованных дивизий и большого количества приданных частей. Накануне вторжения в Советский Союз на его границах было развернуто четыре танковые группы.
В дальнейшем состав танковых армий претерпел значительные изменения. Если в 1941-1942 гг. они представляли собой мощные высокоманевренные объединения, ударной силой которых были танковые дивизии, то в 1943 году танковые армии превращаются в армии смешанного состава, в которых преобладают пехотные соединения. При переходе стратегической инициативы к Красной Армии наметилась четкая тенденция превращения немецких танковых армий в обычные полевые армии, однако в тот период они имели еще в своем составе больше танковых и моторизованных дивизий, чем обычные полевые армии, да и применялись они в основном для обороны важнейших стратегических направлений. К концу 1944 года завершается процесс превращения танковых армий в обычные армии. На Восточном фронте до конца войны сражались 1-я, 2-я, 3-я и 4-я танковые армии. В конце 1942 года в Северной Африке 6ыла сформирована 5-я танковая армия, а в сентябре 1944 года начала формирование 6-я танковая армия СС.
Дивизия являлась основным тактическим соединением. Дивизия имела штатный состав. Дивизия также являлась наименьшим соединением, в котором сочетались все роды войск. В танковой дивизии имелись танковый, два мотопехотных (с 1942 г. – панцергренадерских) и артиллерийский полки. Моторизованная пехотная дивизия состояла из 2-х мотопехотных и артиллерийского полков. Пехотная дивизия состояла из трех пехотных полков. В состав дивизий входили также подразделения обеспечения. Существовавшие до войны легкие пехотные дивизии после войны с Польшей были реорганизованы в танковые.
Танковая дивизия в сентябре 1939 г. состояла из танковой и моторизованной бригад, артиллерийского полка, мотоциклетного стрелкового, разведывательного и саперного батальонов, противотанкового дивизиона, батальона связи и тыловых служб. В ней было 11,7 тысяч человек, 328 танков, 130 орудий и минометов. В составе каждой танковой дивизии в качестве мотопехоты было по 1-2 двухбатальонных стрелковых полка (в 1942 переименованы в панцергренадерские). Например, 1-я танковая дивизия при наступлении на Польшу в сентябре 1939 года кроме танковой имела 1-ю стрелковую бригаду, в состав которой входили 1-й стрелковый полк и 2-й мотоциклетный батальон. Стрелковый полк состоял из 2-х моторизованных стрелковых батальонов, каждый из которых включал в себя мотоциклетную роту, две стрелковых роты, тяжелую саперную роту, батарею орудий поддержки и противотанковый взвод. Мотоциклетный батальон имел в своем составе три мотоциклетные роты, одну пулеметную роту и тяжелую роту поддержки. Для обеспечения мобильности мотопехота использовала грузовики и большое количество мотоциклов.
В 1942 году количество танков в танковой дивизии по штату возросло до 200. Однако постоянные боевые потери и поломки танков приводили к тому, что только некоторые дивизии приближались к штатному числу. Большинство дивизий не имело и половины штатной численности. В 1942 г. батальон танков Pz Kpfw IV по штату состоял из четырех танковых рот по 22 средних танка Рz Kpfw IV плюс восемь танков в штабной роте полка. Существенно изменилось соотношение танковых подразделений и мотопехотных. Пехотный компонент танковых дивизий все больше возрастал. В июне 1942 г. стрелковые (Schutzen ) полки танковых дивизий были переименованы в панцергренадерские полки.
В танковую дивизию образца 1943 г. по штату входило два панцергренадерских полка. Панцергренадерские батальоны состояли вместо пяти из четырех рот: трёх стрелковых и одной тяжелой саперной роты.
Типовой штатный состав танкового полка 1943 г.:
1-й танковый батальон:
2-й танковый батальон:
Чаще всего реальное количество танков в подразделениях отличалось от штатного.
В мае 1943 г. новые танки Pz Kpfw V Panther «Пантера» получили 51-й и 52-й отдельные танковые батальоны, затем ими вооружались 23-й и 26-й отдельные танковые полкии танковые полки дивизий СС « Дас Рейх » и « Лейбштандарте Адольф Гитлер ».
Типовой состав танковой дивизии вермахта
1943 г. 1944 г. 1945 г.
Личный состав (в тыс.)
Уменьшение количества танков в танковых дивизиях частично компенсировалась за счет усиления огневой мощи мотопехотных (панцергренадерских) полков, несмотря на то, что размеры их уменьшились. Например, в 1939 году на вооружении четырех стрелковых и одного мотоциклетного батальона, входивших в состав танковой дивизии, находилось 110 ручных и 56 станковых пулеметов, 36 50-мм и24 80-мм миномета, восемь легких пехотных орудий и двенадцать 37-мм противотанковых орудий PaK36. В 1944 г. в танковой дивизии на вооружении четырех панцергренадерских батальонов должно было быть 364 легких и 49 тяжелых пулеметов, легких минометов не было, зато вместо них имелось двадцать восемь 80-мм и шестнадцать 120-мм тяжелых минометов, двенадцать тяжелых пехотных орудий, двенадцать 75-мм пехотных орудий и 40 20-мм зенитных орудий. Противотанковые пушки были переданы противотанковым батальонам дивизий, каждый из которых имел сорок три 75-мм орудия PaK40.
В марте 1945 года типовая танковая дивизия имела смешанный танковый полк, который состоял из танкового батальона и батальона панцергренадеров на бронетранспортерах. В состав танковой дивизии входили также два панцергренадерских полка на грузовиках (по два батальона в каждом), смешанный противотанковый батальон (75-мм противотанковые орудия орудия РАК и истребители танков «Ягдпанцер») и артиллерийский полк (дивизион самоходных орудий «Веспе» и «Хуммель», два моторизованных дивизиона). Таким образом, произошло значительное увеличение доли панцергренадеров в танковой дивизии. Теперь в дивизию входило пять панцергренадерских (мотопехотных) батальонов и один танковый. Танковая дивизия образца 1945 года по штату имела только 54 танка, в том числе истребители танков «Ягдпанцер», входившие в противотанковые батальоны. Большинство дивизий имело танков намного меньше.
К началу Польской кампании Германия располагала 4-мя моторизованными пехотными дивизиями: 2-й, 13-й, 20-й и 29-й. Зимой 1939-40 гг. был сформирован мотопехотный полк «Великая Германия». Мотопехотные дивизии хорошо показали себя в Польше и Франции, поэтому осенью 1940 последовало дальнейшее их расширение. 3-я, 10-я, 14-я, 18-я, 25-я, 36-я и 60-я пехотные дивизии стали моторизованными. Из частей 16-й пехотной дивизии, которые не подошли для формирования 16-й танковой дивизии, была сформирована 16-я мотопехотная дивизия. 2-я мотопехотная дивизия была реорганизована в 12-ю танковую дивизию к 10 января 1941 года. Полк «Великая Германия» был развернут в дивизию (были добавлены еще два полка) к 12 марта 1942 г. Боевые действия на советско-германском фронте показали, что ударная мощь моторизованных дивизий не высока, а большие потери в технике, вооружении и особенно автотранспорте серьезно уменьшили их мобильность.
Летом 1942 г. в состав моторизованных дивизий были введены танковые батальоны. Это значительно усилило боевую мощь дивизий. Танковые батальоны некоторых мотопехотных дивизий были вооружены танками Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV. Однако большинство танковых батальонов моторизованных (панцергренадерских) дивизий были вооружены штурмовыми орудиями, особенно в конце войны. Осенью 1943 г. в состав моторизованных дивизий был включен дивизион самоходных орудий.
В октябре 1942 г. мотопехотные полки, известные как «стрелковые» (Schutzen), были переименованы в гренадерские полки, а в марте 1943 г., они получили известность как панцергренадерские (Panzergrenadier) полки.
После крупного поражения немцев под Сталинградом в конце 1942 г. – начале 1943 г. были переформированы в панцергренадерские 3-я, 29-я и 60-я мотопехотные дивизии. В марте 1943 года во Франции из остатков 3-й мотопехотной дивизии сформирована 3-я панцергренадерская дивизия. 1 марта во Франции из частей 345-й пехотной дивизии была сформирована 29-я пехотная дивизия. 23 июня того же года она была реорганизована в 29-ю панцергренадерскую дивизию. 23 июня 1943 г. все мотопехотные дивизии вермахта стали именоваться панцергренадерскими, за исключением 14 и 36-й дивизий, из которых была выведена техника, и они стали обычными пехотными дивизиями. В июле 1943 г. 60-я дивизия была восстановлена как панцергренадерская дивизия «Фельдхеррнхалле». Всего за годы войны в вермахте было сформировано 15 армейских панцергренадерских дивизий.
В 1944 году в ходе очередной реорганизации количество солдат в панцергренадерской дивизии было сокращено на 680 человек. В соответствии с германской теорией «меньше солдат – больше вооружения» огневая мощь всех родов войск была усилена. Так, было увеличено количество орудий и минометов с 201 до 274 единиц. Количество танковых подразделений осталось прежним, однако танки были заменены штурмовыми орудиями.
В марте 1945 года все панцергренадерские дивизии стали танковыми, хотя располагали к тому времени очень незначительным количеством танков.
В ходе войны, как временные соединения, иногда формировались танковые бригады. Например, для участия в операции «Цитадель» на южном фасе Курской дуги была сформирована 10-я танковая бригада. Эта бригада состояла из одного танкового и одного моторизованного полков, в которых танков было больше, чем в любой танковой дивизии.
После поражения немецких войск под Москвой стали создаваться танковые войска резерва главного командования вермахта: началось формирование значительного количества дивизионов штурмовых орудий, а позднее отдельных батальонов тяжелых танков (по 32-45 тяжелых танков Pz Kpfw VI «Тигр»), истребительно-противотанковых дивизионов (по 45 противотанковых САУ), бригад штурмовых орудий (по 31-45 штурмовых орудий). Этими мерами командование вермахта пыталось компенсировать недостатки в организационной структуре танковых и моторизованных дивизий и постоянное сокращение их боевого состава.
Организация танковых войск Третьего рейха позволяла гитлеровскому командованию массированно использовать танковые войска, осуществлять глубокие наступательные операции, а с переходом к обороне наносить сильные контрудары. На протяжении войны количество танковых и моторизованных дивизий Третьего рейха постоянно возрастало. На 22 июня 1941 года насчитывалось 20 танковых и 16 моторизованных дивизий. В период с декабря 1941 г. по май 1945 г. было сформировано вновь 26 танковых, 17 моторизованных дивизий, 16 танковых и 12 моторизованных бригад.
Боевые действия Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., т. 1. М., 1958.
«Военно-исторический журнал», 1974, № 2.
Миддельдорф Э. Тактика в русской кампании. Перевод с немецкого. М., 1958.
Мюллер-Гиллебранд. Сухопутная армия Германии 1933-1945 гг. Перевод с немецкого, т. 2. М., 1958.
Танки Германии периода Второй мировой войны
С середины 1930-х годов немецкие военные в соответствии с принятой ими концепцией ведения войны («блицкригом») при определении требований на разработку танков основной упор делали не на огневую мощь танка, а на его маневренность с целью обеспечения глубоких прорывов, окружения и уничтожения противника. С этой целью началась разработка и производство легких танков Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II и несколько позже средних танков Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV.
С началом Второй мировой войны немецкие танки успешно боролись с танками противников, но с появлением у стран антигитлеровской коалиции более совершенных танков Германии пришлось отказаться от легких танков и сосредоточить силы на разработке сначала средних, а затем и тяжелых танков.
Средний танк Pz.Kpfw.III Ausf.(G, H, J, L, M)
Средний танк Pz.Kpfw.III был разработан в 1935 году в рамках принятой концепции ведения войны как эффективное средство борьбы с танками противника и до 1943 года был основным танком вермахта. Производился с 1937по 1943 годы, всего было выпущен 5691 танк. До начала войны выпускались модификации танка Pz.Kpfw.III Ausf. (А, В, С, D, E, F). А в военный период 1940-1943 годы модификации Pz.Kpfw.III Ausf. (G, H, J, L, M).
Танки первой партии Pz.Kpfw.III Ausf.А были «классической немецкой» компоновки с размещением трансмиссии в носу танка, весом 15,4 тонны, экипажем пять человек, с противопульной защитой с толщиной брони 10-15 мм, с короткоствольной 37-мм пушкой KwK 36 L/46,5 и тремя 7,92-мм пулеметами MG-34, двигателем мощностью 250 л.с., обеспечивающим скорость по шоссе 35 км/час и запас хода 165 км. Перед войной и во время войны он претерпел ряд модификаций. Из основных изменений до войны на модификации Ausf.Е основное бронирование было доведено до 30 мм и установлен двигатель мощностью 300 л.с.
В 1940 году в серийное производство была запущена модификация танка Pz.Kpfw.III Ausf.G, при которой на танк устанавливалась короткоствольная 50-мм пушка KwK38 L/42, поскольку длинноствольная еще не была доведена и вместо двух спаренных пулеметов устанавливался один. Вес танка увеличился до 19,8 тонны.
На модификации Ausf.Н, выпускавшейся с конца 1940 года, основное отличие заключалось в усилении бронирования. Корма башни изготавливалась из цельной гнутой бронеплиты толщиной 30 мм и на лобовую часть корпуса наваривалась дополнительная бронеплита толщиной 30 мм, защищенность лба корпуса при этом увеличилась до 60 мм.
На модификация Ausf.J, выпускавшейся с марта 1941 года, основное отличие заключалось в повышении защищенности лба корпуса. Толщина основного броневого листа увеличена до 50 мм, а с декабря 1941 года устанавливается длинноствольная 50-мм пушка KwK 39 L/60 с повышенной бронепробиваемостью.
На модификации Ausf.L защита лба корпуса и башни увеличивается до 70 мм за счет установки дополнительных бронеплит толщиной 20 мм, вес танка увеличился до 22,7 тонны.
Модификация Ausf.М, выпускавшаяся с октября 1942 года, отличалась ненамного, на бортах башни устанавливается шесть мортир для запуска дымовых гранат, увеличили боекомплект пушки и на командирской башенке размещается установка для зенитного пулемета.
Модификации Ausf.N, выпускавшейся с июля 1943 года, устанавливается короткоствольная 75-мм пушка KwK 37 L/24, аналогично применявшейся на танках Pz. Kpfw.IV Ausf.(А — F1), вес танка увеличился до 23 тонн.
С началом войны Pz.Kpfw.III успешно противостоял французским легким танкам, средним D2, S35 и тяжёлым В1bis он проигрывал, его 37-мм пушки не могли пробить броню этих танков. Такая же ситуация была с английскими легкими и средними танками довоенного производства, обладающих недостаточным бронированием и оснащенных легким вооружением. Но с конца 1941 года английская армия в боях в Северной Африке уже насыщалась более совершенными танками Mk II Matilda II, Мк.III Valentine, Mk.VI Crusader и американскими М3/M5 General Stuart и Pz.Kpfw.III начал проигрывать им. Тем не менее, в танковых сражениях немецкая армия часто побеждала благодаря более грамотному сочетанию танков и артиллерии как в наступлении, так и в обороне.
На Восточном фронте в 1941 году танки Pz.Kpfw.III I в танковых дивизиях составляли от 25% до 34 % от общего числа танков и в целом они были равноценными противниками большинства советских танков. По вооружению, манёвренности и броневой защите он имел существенное превосходство только над Т-26, БТ-7 уступал ему в бронезащите, а Т-28 и КВ в манёвренности, но по всем характеристикам Pz.Kpfw.III был слабее Т-34.
При этом Pz.Kpfw.III превосходил все советские танки по лучшим условиям обзорности из танка, количеству и качеству приборов наблюдения, надёжности двигателя, трансмиссии и ходовой части, а также более удачным распределением обязанностей между членами экипажа. Эти обстоятельства при отсутствии превосходства в тактико-технических характеристиках позволяли Pz.Kpfw.III в большинстве случаев выходить победителем в танковых дуэлях. Однако при встречах с Т-34 и тем более с КВ-1 добиться этого нелегко, поскольку немецкая танковая пушка могла пробить броню советских танков только с дистанции не более 300 м.
Учитывая, что в 1941 году Pz.Kpfw.III составлял основу немецких танковых войск и по своим характеристикам далеко не превосходил советские танки, которых было в несколько раз больше, Германия сильно рисковала, нападая на СССР. И только тактическое превосходство в использовании танковых соединений позволяло немецкому командованию одерживать убедительные победы на начальном этапе войны. С 1943 года основная нагрузка в противоборстве с советскими танками перешла к Pz.Kpfw.IV с длинноствольной 75-мм пушкой, а Pz.Kpfw.III стали играть вспомогательную роль, при этом они ещё составляли примерно половину танков вермахта на Восточном фронте.
В целом Pz.Kpfw.III являлась надёжной легкоуправляемой машиной с высоким уровнем комфортности работы экипажа и его модернизационный потенциал в начале войны был вполне достаточен. Но, несмотря на надёжность и технологичность танка, объём его подбашенной коробки оказался недостаточным для размещения более мощной пушки, и в 1943 году он был снят с производства.
Средний танк Pz.Kpfw.IV
Танк Pz.Kpfw.IV разработан в 1937 году в дополнение к танку Pz.Kpfw.III как танк огневой поддержки с более дальнобойной пушкой с мощным осколочным снарядом, способным поражать противотанковую оборону за пределами досягаемости других танков. Самый массовый танк вермахта, серийно выпускался с 1937 по 1945 годы, всего было выпущено 8686 танков различных модификаций. Модификации танка Ausf.A,В,С выпускались до войны. модификации Ausf. (D, E, F, G, H, J) во время Второй мировой войны.
Танк Pz.Kpfw.IV также имел «классическую немецкую» компоновку с передним расположением трансмиссии и экипажем пять человек. При весе модификации танка Ausf.С 19,0 тонны он имел низкую броневую защиту, толщина брони лба корпуса и башни была 30 мм, а бортов всего лишь 15 мм.
Корпус и башня танка были сварными и не отличались рациональным наклоном бронелистов. Большое количество люков облегчало посадку экипажа и доступ к разным механизмам, но при этом снижало прочность корпуса. Башня была многогранной формы и давала возможность модернизировать вооружение танка. На крыше башни сзади устанавливалась командирская башенка с пятью смотровыми приборами. Башня могла поворачиваться вручную и с помощью электропривода. В танке были обеспечены хорошие условия обитаемости и обзорности экипажу танка, имелись совершенные на то время приборы наблюдения и прицеливания.
Основное вооружение на первых модификациях танка состояло из короткоствольной 75-мм пушки KwK.37 L /24 и дополнительного вооружение из двух 7,92-мм пулемета МГ-34, один спаренный с пушкой, другой курсовой в корпусе.
В качестве силовой установки использовался двигатель Maybach HL 120TR мощностью 300 л. с., обеспечивающий скорость 40 км/час и запас хода 200 км.
Модификация танка Ausf.D, выпускавшаяся с 1940 года, отличалась усилением бронезащиты бортов до 20-мм и дополнительным 30-мм бронированием лба корпуса и башни.
На модификации танка Ausf.Е, выпускавшейся с конца 1940 года, по результатам польской кампании толщина лобового листа была увеличена до 50 мм и на борта корпуса устанавливалась дополнительная 20-мм защита. Вес танка увеличился до 21 тонны.
На модификации танка Ausf. F, выпускавшейся с 1941 года, бронирование было изменено. Вместо навесной брони лба корпуса и башни толщина основных бронеплит была увеличена до 50 мм, а толщина бортов корпуса и башни — до 30 мм.
На модификации танка Ausf.G, выпускавшейся с 1942 года, короткоствольная 75-мм пушка была заменена на длинноствольную 75-мм пушку KwK 40 L/43 и лобовая броня корпуса была усилена дополнительными 30мм бронеплитами, вес танка при этом увеличился до 23,5 тонны. Это было связано с тем, что при столкновении на Восточном фронте с советскими Т-34 и КВ-1 немецкие противотанковые пушки не могли пробивать их броню, а 76-мм советские пушки пробивали броню немецких танков практически на любых реальных дистанциях боя.
На модификации танка Ausf.Н, выпускавшейся с весны 1943 года, изменилось бронирование, вместо дополнительных 30-мм бронеплит на лбу корпуса танка была увеличена толщина основных бронеплит до 80-мм и введены навесные противокумулятивные экраны из 5-мм броневых листов. Также была установлена более могущественная 75-мм пушка KwK 40 L/48.
Модификация танка Ausf.J, выпускавшаяся с июня 1944 года, была направлена на удешевление и упрощение производства танка. С танка был удален электропривод башни и вспомогательный двигатель с генератором, установлен дополнительный топливный бак и усилена крыша корпуса установкой дополнительных 16-мм бронеплит. вес танка при этом увеличился до 25 тонн.
В отличие от танка Pz.Kpfw.III, который создавался как эффективное противотанковое средство, танк Pz.Kpfw.IV создавался в дополнение к Pz.Kpfw.III и рассматривался как штурмовой танк артиллерийской поддержки, предназначенный для борьбы не с танками, а с огневыми точками противника.
Следует также отметить, что Pz.Kpfw.IV разрабатывался в рамках концепции «блицкрига» и основное внимание было уделено его подвижности, при этом огневая мощь и защищенность были недостаточными уже на время создания танка. Короткоствольная пушка с низкой начальной скоростью бронебойного снаряда и слабая толщина лобовой брони, на первых модификациях всего лишь 15 (30) мм, делала Pz.Kpfw.IV легкой добычей противотанковой артиллерии и танков противника.
Тем не менее, танк Pz.Kpfw.IV оказался долгожителем и пережил не только танки предвоенной разработки, но и целый ряд танков, разработанных и выпускавшихся серийно во время Второй мировой войны. Резко возросшие боевые характеристики танка в процессе его модернизации, приведшие к установке длинноствольной пушки и увеличению лобовой брони до 80 мм, сделали его универсальным танком, способным выполнять широкий спектр задач.
Он оказался надежной и легкоуправляемой машиной и активно использовался вермахтом с начала и до конца Второй мировой войны. Однако подвижность танка у последних переутяжеленных модификаций была явно неудовлетворительной и в итоге к концу войны Pz.Kpfw.IVсерьезно уступал по своим характеристикам основным средним танкам стран антигитлеровской коалиции. К тому немецкая промышленность не смогла организовать его массовое производство и количественном соотношении он также проигрывал. За время войны безвозвратные потери вермахта в танках Pz.Kpfw.IV составили 7636 танков.
До начала Второй мировой войны Pz.Kpfw.IV составляли менее 10 % от танкового парка вермахта, тем не менее он успешно боролся с танками стран антигитлеровской коалиции. С установкой длинноствольной 75-мм пушки он уверенно противостоял Т-34-76 и практически всем американским и английским танкам на большинстве реальных дистанций боя. С появлением в 1944 году Т-34-85 и модификаций американского М4 General Sherman с 76мм пушкой, значительно превосходивших Pz. IV и поражавших его с дистанции 1500-2000 метров, он окончательно стал проигрывать в танковом противостоянии.
Тяжелый танк Pz.Kpfw.V «Panther»
Танк Pz.Kpfw.V «Panther» разработан в 1941-1942 годах как ответ на появление советского танка Т-34. Серийно производился с 1943 года, всего было выпущено 5995 танков.
Компоновка танка была « классической немецкой» с передним расположением трансмиссии, внешне он был сильно похож на Т-34. Экипаж танка был 5 человек, конструкция корпуса и башни собиралась из броневых плит соединенных «в шип» и двойным сварным швом. Броневые плиты устанавливались под наклоном для увеличения бронестойкости аналогично, как на Т-34. На крыше башни была установлена командирская башенка, люки механика-водителя и радиста были размещены на крыше корпуса и не ослабляли верхний лобовой лист.
При весе танка 44,8 тонны он имел хорошую защищенность, толщина брони лба корпуса верх 80 мм, низ 60 мм, бортов верх 50 мм, низ 40 мм, лба башни 110 мм, бортов и крыши башни 45 мм, крыши корпуса 17 мм, днища 17-30 мм.
Вооружение танка состояло из длинноствольной 75-мм пушки KwK 42 L/70 и двух 7,92-мм пулеметов MG-34, один спаренный с пушкой, другой курсовой.
В качестве силовой установки использовался двигатель Maybach HL 230 P30 мощностью 700 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 55 км/час и запас хода 250 км. Прорабатывался вариант установки дизельного двигателя, но от него отказались из-за дефицита дизельного топлива, необходимого для подводных лодок.
Ходовая часть на каждый борт содержала восемь опорных катков, расположенных в «шахматном» порядке в два ряда с индивидуальной торсионной подвеской, передняя и задняя пары катков имели гидравлические амортизаторы, ведущее колесо было переднего расположения.
Концепция танка Pz.Kpfw.V отражала уже не концепцию «блицкрига», а оборонительную военную доктрину Германии. После боев на фронтах Великой Отечественной войны основное внимание стало уделяться защищенности танка и его огневой мощи при ограничении подвижности из-за большого веса танка.
Первый опыт боевого применения танков Pz.Kpfw.V на Курской дуге выявил как достоинства, так и недостатки этого танка. Эта партия танков отличались невысокой надёжностью и не боевые потери от неисправностей были очень высокими. В числе достоинств нового танка немецкие танкисты отмечали надёжную защиту лобовой проекции корпуса, на тот момент неуязвимую для всех танковых и противотанковых советских орудий, мощную пушку, позволявшую поражать все советские танки и САУ в лоб и хорошие прицельные устройства.
Однако защита остальных проекций танка была уязвима к огню 76,2-мм и 45-мм танковых и противотанковых орудий на основных дистанциях боя. Главной слабостью танка была его относительно тонкая бортовая броня. Лучше всего танк проявлял себя в активной обороне, действиях из засад, уничтожении наступающих танков противника с больших дистанций, контратаках, когда минимизировалось влияние слабости бортовой брони.
Танк имел ряд безусловных плюсов — хорошая плавность хода, большой объём боевого отделения, повышающий комфортность работы экипажа, качественная оптика, высокая скорострельность, большой возимый боезапас и высокая бронепробиваемость пушки KwK 42. В 1943 году бронепробиваемость снарядов пушки обеспечивала поражение любого воевавшего тогда танка стран антигитлеровской коалиции на дистанциях до 2000 м.
Недостатками танка была также больша́я высота из-за необходимости передачи крутящего момента от двигателя к агрегатам трансмиссии посредством карданных валов под полом боевого отделения, бо́льшая уязвимость узлов трансмиссии и ведущих колёс из-за их расположения в наиболее подверженной обстрелу лобовой части машины, сложность и ненадежность «шахматной» ходовой части. Грязь, набивавшаяся между опорными катками, зимой часто замерзала и полностью обездвиживала танк. Для замены повреждённых внутренних опорных катков из внутреннего ряда требовалось демонтировать от трети до половины внешних катков, что занимало несколько часов.
Аналогами Pz.Kpfw.V могут выступать только советские танки КВ-85, ИС-1, ИС-2 и американский M26 «Першинг». M26 был запоздалой реакцией на появление Pz.Kpfw.V, но по своим основным характеристикам он вполне соответствовал уровню Pz.Kpfw.V и мог противостоять ему на равных. Он начал поступать в войска в небольшом количестве только в феврале 1945 года и уже не играл серьезной роли в сражениях Второй мировой войны.
Советский тяжёлый танк ИС-2 при всей внешней схожести его массогабаритных характеристик с «Пантерой» использовался не как основной танк, а как танк прорыва с иным балансом брони и вооружения. В частности, большое внимание уделялось хорошему бортовому бронированию и мощности огня против небронированных целей. Мощность 122-мм пушки у ИС-2 была почти вдвое выше, чем у 75-мм пушки KwK 42, но бронепробиваемость была вполне сравнима. В целом оба танка были хорошо приспособлены для поражения других танков.
В Англии только к концу войны смогли создать некую альтернативу Pz.Kpfw.V в виде танка А34 Comet. Выпущенный в конце 1944 года танк А34 Comet, вооруженный танковой 76,2-мм пушкой, уступая несколько в бронировании Pz.Kpfw.V, весил на 10 тонн меньше и обладал более высокой огневой мощью и манёвренностью.
Тяжелый танк Pz.Kpfw.VI Tiger
В соответствии в концепцией «блицкрига» в немецrой армии на первом этапе не было места тяжелым танкам. Средние танки Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV вполне устраивали военных. С конца 30-х разработки такого танка велись, но в связи с невостребованностью танка такого класса ими никто особо не интересовался. С нападением на Советский Союз и столкновением с советскими Т-34 и КВ-1 стало понятно, что Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV серьезно уступают им и встала необходимость разработки более совершенного танка. Работы в этом направлении были интенсифицированы и в 1941 году был разработан танк Pz.Kpfw.VI, основным назначением которого являлась борьба с танками противника. В 1942 году он начал поступать в войска, за 1942-1944 годы было выпущено 1357 танков Pz.Kpfw.VI Tiger.
Танк был «классической немецкой» компоновки с передним расположением трансмиссии. Экипаж танка был 5 человек, механик-водитель и радист размещались впереди в корпусе. командир, наводчик и заряжающий в башне. На крыше башни устанавливалась командирская башенка.
Корпус и башня были сварными из броневых плит, устанавливаемых в основном вертикально без углов наклона. Бронеплиты стыковались методом «ласточкин хвост» и соединялись сваркой. При весе 56,9 тонны танк имел высокую бронезащищенность, толщина брони лба корпуса верх и низ 100 мм, середины 63 мм, бортов низ 63 мм, верх 80 мм, лба башни 100 мм, бортов башни 80 мм и крыши башни 28 мм, бронемаски пушки 90-200 мм, крыши и днища 28 мм.
Вооружение танка состояло из длинноствольной 88-мм пушки KwK 36 L/56 и двух 7,92-мм пулеметов MG-34, один спаренный с пушкой, другой курсовой.
В качестве силовой установки использовался двигатель Maybach мощностью 700 л.с. и полуавтоматическая коробка передач. Танк легко управлялся с помощью штурвала, без особых усилий производилось и переключение передач. Силовая установка обеспечивала скорость по шоссе 40 км /час и запас хода 170 км.
К положительным сторонам танка можно отнести лёгкое управление очень тяжёлой машиной и хорошая плавность хода, обеспечиваемая торсионной подвеской с «шахматным» расположением опорных катков. При этом такая конструкция ходовой части в условиях зимы и бездорожья была ненадежной, набивавшаяся между катками грязь за ночь замерзала так, что обездвиживала танк, а замена повреждённых катков из внутренних рядов была утомительной и долгой процедурой. Большой вес существенно ограничивал возможности танка, поскольку вне дорог трансмиссия машины оказывалась перегруженной и достаточно быстро выходила из строя.
Танк был дорогим и сложным в производстве и обладал низкой ремонтопригодностью ходовой части. Из-за большого веса танк было трудно транспортировать по железной дороге, так как были опасения повреждения мостов, по которым двигались вагоны.
Среди танков стран антигитлеровской коалиции Pz.Kpfw.VI не было достойных противников. По огневой мощи и защищенности он превосходил советский КВ-1, а по подвижности они были примерно равны. Только в конце 1943 года с принятием на вооружение ИС-2 появился равноценный соперник. В целом, уступая ИС-2 по защищённости и огневой мощи, Pz.Kpfw.VI выигрывал у него в технической скорострельности на минимальных дистанциях боя.
Тяжелый танк Pz.Kpfw.VI Tiger II «Королевский тигр»
Танк Pz.Kpfw.VI Tiger II был разработан в 1943 года как истребитель танков и поступил в войска с января 1944 года. Это был самый мощный танк, принявший участие во Второй мировой войне. Всего до конца войны было выпущено 487 таких танков.
Tiger II сохранил компоновку танка Tiger I со всеми ее плюсами и минусами. Экипаж также остался в количестве пяти человек. Конструкция корпуса была изменена, использовалось наклонное расположением брони, как на танке «Пантера».
Вес танка увеличился до 69,8 тонны, при этом танк обладал отличной защищенностью, толщина брони лба корпуса верх 150 мм, низ 120 мм, бортов 80 мм, лба башни 180 мм, бортов башни 80 мм, крыши башни 40 мм, днища 25-40 мм, крыши корпуса 40 мм.
Вооружение танка соcтояло из новой длинноствольной 88-мм пушки KwK 43 L/71 и двух 7,92-мм пулеметов MG-34.
Силовая установка была заимствована с танка Tiger I. Устанавливался двигатель Maybach мощностью 700 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 38 км/час и запас хода 170 км.
Ходовая часть также была заимствована с танка Tiger I, был только добавлен еще один опорный каток и ширина гусеницы увеличена до 818мм.
Бронепробиваемость 88-мм пушки KwK 43 обеспечивала Tiger II поражение любого танка в боях Второй мировой войны. Даже бронирование наиболее защищённых танков, таких как американский M26, английский «Черчиль» и советский ИС-2, не обеспечивало им практически никакой защиты на реальных дистанциях боя.
Лобовая проекция танка, несмотря на значительную толщину бронелистов и их наклонное расположение, отнюдь не являлась неуязвимой. Это было обусловлено снижением легирующих добавок в материале бронеплит вследствие потери Германией ряда месторождений цветных металлов, особенно никеля. Еще более уязвимыми являлись борта танка, 85-мм советские пушки Д-5Т и С-53 пробивали их с расстояния 1000—1500 м, американская 76-мм пушка M1 поражала в борт с расстояния 1000—1700 м, а советские 76,2-мм пушки ЗИС-3 и Ф-34 поражали его в борт в лучшем случае с 200 метров.
Tiger II в дуэльном бою превосходил все танки как по бронированию, так и по точности и бронепробиваемости орудий. Однако, подобные столкновения «лоб в лоб» были весьма редки и советские танкисты старались вести маневренный бой, для которого Tiger II подходил менее всего. Действуя в обороне, из засад, как истребитель танков он был для советских танкистов предельно опасен и мог уничтожить несколько танков прежде, чем сам будет обнаружен и обезврежен. Что же касается бронетехники союзников, то американские и английские танки не могли эффективно противостоять Tiger II и союзники чаще всего использовали против него авиацию.
Увеличение веса танка привело к крайней перегрузке силовой установки и ходовой части и резкому снижению их надёжности. Постоянные отказы приводили к тому, что около трети танков выходили из строя ещё на марше. Низкие ходовые качества и ненадёжность Tiger II практически полностью нивелировали его преимущества в огневой мощи и бронировании.
По огневой мощи и защищенности Tiger II был одним из сильнейших танков периода Второй мировой войны. Однако многочисленные недостатки его конструкции, особенно в силовой установке и ходовой части, огромный вес, низкая надёжность, а также оперативно-тактическая обстановка, не позволявшая в полной мере использовать преимущества танка, обусловили общий достаточно низкий потенциал машины.
Сверхтяжелый танк Pz.Kpfw.VIII «Maus»
По инициативе Гитлера в 1943 году началась разработка сверхтяжелого танка прорыва с максимально возможной защитой. В конце 1943 года бы изготовлен первый экземпляр танка. который на удивление при пробеге по двору завода показал хорошую управляемость и принципиальную возможность создания такого супертанка. В связи с отсутствием мощностей для производства его серийное производство не началось, было изготовлено всего два экземпляра танка.
Танк был классической компоновки весом 188 тонн с экипажем 6 человек, вооруженный двумя спаренными пушками в башне — 128-мм KwK-44 L/55 и 75-мм KwK-40 L/36,6 и одним 7,92-мм пулеметом MG-34.
Танк обладал мощным бронированием, толщина брони лба корпуса 200 мм, бортов корпуса низ 105 мм, верх 185 мм, лба башни 220 мм, бортов и кормы башни 210 мм, крыши и днища 50-105 мм.
Силовая установка состояла из авиационного двигателя «Даймлер-Бенц» МВ 509 мощностью 1250 л.с. и электрической трансмиссии с двумя генераторами и двумя электродвигателями, обеспечивающая скорость по шоссе 20 км/час и запас хода 160 км. Гусеницы шириной 1100 мм обеспечивали танку вполне приемлемое удельное давление на грунт 1,6 кг/кв. см.
В бою танк Pz.Kpfw.VIII «Maus» не испытывался. При приближении армии Советского Союза в апреле 1945 года два образца танка были взорваны, из двух образцов удалось собрать один и сейчас он экспонируется в Бронетанковом музее на Кубинке.
Во время Второй мировой войны немецкие конструкторы смогли разработать, а промышленность Германии организовать серийное производство линейки средних и тяжелых танков, по своим характеристикам не уступающих, а во многом и превосходящих танки стран антигитлеровской коалиции. На фронтах этой войны немецкие танки противостояли на равных танкам своих противников, а немецкие танкисты нередко выигрывали сражения при использовании танков с худшими характеристиками за счет более совершенной тактики их применения.