Как назывались деревни в средневековье
История и описание средневековой деревни и ее обитателей
Подавляющее большинство населения средневековой Европы проживало в сельской местности. Средневековая деревня и ее обитатели были главными поставщиками продуктов питания духовенству, феодалам и обитателям городских поселений. Земли, на которых хозяйствовали крестьяне, находились в собственности феодальных сеньоров. Так, на рубеже IX—X вв. еков сформировались феодальные вотчины и поместья, обрабатываемые попавшими в кабалу крестьянами.
Планы средневековых деревень
Крестьяне составляли основную часть средневекового населения Европы. Однако деревенские поселения имели существенные отличия друг от друга. Расположение крестьянских домов и иных деревенских строений, а также их количество, в первую очередь, определялось характером местности, в которой находилась деревня.
На плодородных землях равнин с обширными луговыми пастбищами размещались деревни, число крестьянских домов в которых могло достигать пяти десятков. С уменьшением плодородности окружающих деревню земель пропорционально снижалось и количество деревенских строений.
Большую роль в процессе организации деревенских поселений играл тот фактор, что средневековый крестьянский дом мог без особых проблем перемещаться его хозяевами на значительное расстояние. Причем для этого были не нужны какие-либо сложные приспособления и механизмы. Достаточно было специальной повозки.
В зависимости от того, как выглядит деревня на план-схеме, историками введена следующая классификация:
В рабочий процесс средневекового поселения были включены и дети простолюдинов, как правило, продолжавшие дело своих родителей. Широкое распространение получали ранние браки, а количество детей в семьях поселян составляло 3−7 человек. При религиозных общинах функционировали школы и дети бедноты иногда, правда, очень редко, имели возможность учиться.
Тип ведения хозяйства в средневековых деревнях носил характер натурального, то есть продукция, в нем произведенная, в нем же и потреблялась. Все недостающее становилось предметом обмена с бродячими или ярмарочными торговцами.
Орудия, применявшиеся в процессе обработки земли, использовались без каких-либо существенных усовершенствований на протяжении всего средневекового периода:
История средневековой деревни и ее обитателей
В Средние века большую роль в развитии европейского сообщества играла патриархальная деревня. Именно средневековая деревня и ее обитатели поставляли на стол королям, духовенству, феодалам и горожанам мясо, фрукты, рыбу и овощи. В период с IX по XII века в сельской местности проживала основная часть населения Европы.
Как выглядела деревня в средневековье
К началу X века в Европе сформировались феодальные вотчины и отдельные поместья, на землях которых трудились крепостные крестьяне. В это время все территории были поделены между господами: поля и луга, озера и реки, холмы и овраги.
Типичная средневековая деревня представляла собой 12−15 дворов. Поселение считалось крепким и богатым, если количество дворов превышало 40. При этом людские селения в горных районах, насчитывающие 15−20 человек, назывались хуторами, то есть не считались деревней как таковой.
План средневековой деревни — это дорога, по обе стороны которой располагаются деревянные дома. Такая схема расположения была крайне удобной: все видели друг друга и в случае необходимости могли прийти на помощь.
Жилье европейцы обычно возводили из крепких пород древесины и для тепла обмазывали щели глиной. Такой дом легко нарисовать и построить. Крыша изготавливалась из соломы, хотя особенно состоятельные жители могли использовать черепицу из закаленной глины с песком.
Центром поселения всегда являлась усадьба феодала. Обычно название селения как-то связывалось с фамилией владельца. Изначально усадьба строилась как большой и просторный дом, позже знать стала селиться в каменных замках.
В стенах усадьбы размещались амбары и конюшни, псарни и птичники. Господа любили развлекаться соколиной охотой или погонями за косулями на лошадях. Конспект 6 класса обычно указывает предпочтения феодалов к активному досугу и вечерним балам.
Уже за стенами вотчины располагались крестьянские наделы. У каждой семьи был свой участок почвы и свои территории для выпаса скота или гусей. При этом закрепощенные люди платили феодалу оброк в виде части своего урожая и скота.
Любопытным фактом считается, что в средневековой Европе любой дом относился к категории движимого имущества, так как при вынужденном переселении семья могла быстро разобрать жилище и перевезти его на новое место. А переезжать с места на место деревням приходилось часто — из-за постоянных военных стычек между феодалами.
Более крупные зажиточные поселения, которые могли отстоять свои территории, строили церковь. Обычно проект такого строительства подразумевал использование площади в центре села. Возле церквей рыли колодцы, так как считалось, что вода у святого места дарует здоровье и долголетие.
Именно колодцы служили местом встречи крестьян для разных целей:
А сразу за окраиной деревни располагались возделанные поля и разнотравье для выпаса скота. Почти в каждом дворе выращивали коров, свиней, овец и коз. Дети смотрели за птицей: голубями и гусями.
Хозяйство крестьян
Средневековая деревня и ее обитатели (6 класс изучает это в разделе «История») ежедневно боролись за жизнь. Каждый крестьянин от мала до велика должен был каждый день не только вести хозяйство, но и контролировать его. Поэтому творческие занятия развивались слабо: люди вынуждены были работать, чтобы не погибнуть от голода.
Все деревни принадлежали какому-нибудь зажиточному феодалу, и только от него зависело, получит ли двор разрешение на рыбную ловлю, выпас скота или возделывание своего куска земли.
Домашнее хозяйство средневековых бедняков было простым. Это деревянный дом с узкими и незастекленными окнами (в качестве защиты от кровососов использовались мочевые пузыри крупного рогатого скота, натянутые на раму). Внутри стоял большой стол, вдоль стен размещались лавки и сундуки с одеждой. На них же и спали, если не хватало денег приобрести досок для кровати. На этом описание домашнего уюта заканчивается: в бедняцких домах ничего больше не было.
Питание крестьян было довольно скудным. В котелке камина готовили каши и тушили овощи. Изредка удавалось добыть себе мяса или рыбы. В селениях готовили пиво из ячменя и фруктовые вина.
Если семья решалась переехать в город и продать свою землю и дом, то требовалось разрешение феодала и всех жителей деревни. Любая местность, будь то луг, лес или болото, стоила денег, поэтому продать свое имущество было делом очень трудным. Чаще всего, чтобы было легче жить, люди объединялись в коллективные хозяйства, каждый член которого выполнял свою роль:
Большой плюс коллективного деревенского хозяйства состоял в том, что община могла сообща строить важные объекты инфраструктуры — например, церкви, мельницы, больницы. Если в групповом хозяйстве предстояли сделки с землей или, например, раздел имущества, то крестьяне самостоятельно регулировали эти вопросы. В том случае, если поселение принадлежало феодалу, на собраниях слово обязательно давали его представителю.
Население средневекового села
Любой реферат на эту тему повествует о том, что почти каждая деревня в Европе IX−XII веков была закрепощена феодалом. Изредка попадались селения, где проживали свободные крестьяне, однако в большинстве случаев и они переходили под опеку знатного человека, который смог бы их защитить от войн в обмен за работу.
Обычно население деревни делилось на три категории по роду занятий:
Важно, что практически все деревенские жители, вне зависимости от того, были они свободными или крепостными, не умели читать и писать. В одном и том же поселении могли жить свободные люди и крепостные феодала — на калитку свободных вешалась специальная табличка. Однако мало кто мог понять, что на ней было написано. Безграмотность и бедность считались главными чертами крестьян.
В редких зажиточных семьях дети могли получить церковное образование. Для того чтобы восполнить количество людей во дворах, практиковались очень ранние браки. Постоянные войны и болезни уносили много жизней, поэтому девочек рано выдавали замуж, чтобы они успели родить по 5−7 детей.
Традиционно дети наследовали занятия родителей и продолжали их дело. Например, сын кузнеца уже в 16−17 лет знал все премудрости этого тяжелого труда и становился полноценным работником кузни.
Таким образом, рисунок судьбы ребенка — это продолжение жизни его отца или матери. Крайне редко у сыновей была возможность уехать на заработки в город. Девочек же с детства приучали к мысли о рождении детей и зависимости от семьи будущего мужа.
Европа того времени жила благодаря труду крестьян, которые, несмотря на трудности, кормили не только своего феодала, но и близлежащие города. Безграмотность, нищета, лишения и оброк со стороны богатых собственников земли стали препятствием для развития культуры. Европейские государства на рубеже IX−XII веков погрязли в бесконечных распрях и войнах, а жители деревень вынуждены были кормить себя и своих детей самостоятельно.
Какими были средневековые деревни?
В истории стран западной и центральной Европы в науке выделяется период Средневековья. Он по принятой в исследованиях периодизации длится с конца V века до начала XVI века. В этот охватывающий несколько столетий временной период основным населением Европы были сельские жители. Количество деревень и сел было значительным и преобладало над количеством городов. Особенно заметно это было в первые ранние века средневековья. Средневековая деревня занимает важное место в истории европейских стран этого времени.
Общее описание деревни эпохи Средневековья
В селах находилось определенное количество дворов. Обычно один двор населяла одна большая семья. Размеры деревни, ее расположение, количество дворов и жителей в ней, преобладающие хозяйственные занятия в значительной степени зависели от места нахождения поселка.
На плодородных землях обычно в деревнях было около 50 дворов, на них велось земледелие и скотоводство. Расположение поблизости замка феодала землевладельца обычно воспринималось как определенная защита от возможных нападений.
На менее плодородных землях, как правило, располагались деревни с меньшим количеством дворов, примерно от пятнадцати до двадцати. В горах обычно селилось еще меньше людей, их хозяйство вследствие характера местности было более замкнутым.
В средневековых европейских деревнях дома часто перевозились на телегах на новые места. В связи с этим поселки не всегда имели определенное расположение, они иногда перемещались.
Кучевая деревня
В науке выделяется несколько видов деревень в средневековье. Одним из них является поселение кучевого типа. Его формирование обычно относится к более раннему времени, к периоду так называемого первобытно-общинного строя. Однако этот вид сельского поселения просуществовал достаточно долго.
В нем жилые дома, хозяйственные постройки, улицы располагались без определенного порядка, как получилось в процессе заселения. Улицы нередко завершались строениями и не выводили на другие улицы или из деревни. Форма и направление улиц обычно не имели системности, они иногда приводили на открытое пространство вокруг поселения.
Поселение с пересечением улиц под прямым углом
В деревнях часто было две улицы, которые пересекались в центре поселка. Здесь располагалась площадь. Дома своей передней стороной были обращены на улицы, часто они были примерно схожей постройки. В результате внешний вид деревни имел порядок.
Деревня-дорога
Одним из факторов, влиявших на формирование населенных пунктов, в науке считается расположение около или на транспортных путях. Это связывается с разными причинами, например, с удобством торговли с проезжающими купцами, с близостью к путям сообщения с другими населенными пунктами.
Внешний вид таких поселений обычно соответствовал той дороге, вдоль которой они располагались. В зависимости от направления дороги, ее формы, поворотов и уклонений располагались и дома деревни. В свою очередь, дороги формировались в условиях определенной местности.
Лучевые деревни
В научных исследованиях указывается, что чаще всего деревни средневековья в западной и центральной Европе строились по лучевому типу. При этом построении в центре поселка находилась площадь. От нее расходились в разных направлениях улицы как лучи. Вдоль них выстраивались дома и хозяйственные постройки. К ним обычно прилегали земельные участки для сельскохозяйственных работ.
Предполагается, что большое распространение этого типа деревень свидетельствует о его удобстве для ведения разных видов хозяйства.
Появление первых городов в 10 веке
В средневековье в европейских странах постепенно строились города. Этот процесс обычно считается более заметным с X века, усиливаясь в последующие столетия. К концу средневековья в странах западной и центральной Европы было уже много крупных городов со значительным числом жителей.
Первые городские центры были очень похожи во многих отношениях на деревни. По одной из теорий, объясняющих формирование городов, они постепенно выстраивались из деревень. Общим у городских поселений (особенно в ранее и зрелое средневековье) и сел был общий план застройки, размеры, форма домов.
Разница чаще всего состояла в больших размерах городов, в обустройстве улиц путем их мощения (мостовые могли быть деревянными или каменными), в наличии более крупных зданий, в возведении укреплений, обычно стен.
Обычно города западных и центральных европейских стран раннего средневековья имели один из двух основных видов застройки того времени: с прямыми улицами, общий вид которых условно соответствовал квадрату (такой тип планировки свойственен древнеримским городам), и с радиальноцентрическим расположением улиц (такая планировка считается более характерной для племен, окружавших границы римского государства).
«Средневекова деревня» История средних веков 6 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель: Узнать что-же такое средневековая деревня. Узнать как жили в средневековых деревнях. Из чего она состоит.
Что-же такое средневековая деревня? Деревня – это тот населенный пункт, в котором, по всей Европе, жили большее количество людей средневековья. Исходя из того, где располагалась деревня, и когда она создалась, жители в ней были совершенно разные. Некоторые деревни больше походили на города, многие же были в худшем положении.
Где располагались средневековые деревни? Средневековые деревни располагались вокруг замка феодала. Одному феодалу могло принадлежать до нескольких десятков, а то и сотен деревень вместе с их обитателями и земельными угодьями. Участники войны за особые заслуги иногда награждались землей и одной деревней. Это были самые мелкие феодалы. А среднестатистический феодал обладал несколькими селами и их жителями. Вся земля, принадлежащая феодалу и пригодная для возделывания, а также пастбища делились на две неравные части: большая часть, конечно, была господская, а меньшая – крестьянская. Но всю эту землю приходилось обрабатывать, естественно, самим крестьянам. А вот лугами, лесами и водоемами могла пользоваться и сельская община. Каждая семья в деревне имела свой участок земли в поле, небольшой домик, двор с огородом, а также простые орудия труда, рабочий и домашний скот и птицу. Работая на своем поле и в своем хозяйстве, крестьяне обеспечивали себя всем необходимым, но часть произведенной продукции они должны были отдавать своему феодалу, то есть платить оброк. Кроме того, они были обязаны работать и на господских полях (барщина). А феодал в свою очередь платил налог в государственную казну продуктами своего натурального хозяйства.
Названия деревень.
Просто названия деревень и все что покажется интересным.
Сообщений: 5351
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 3016
погост в значении ‘селение с церковью, кладбищем и дворами лиц духовного знания’
ДЕРЕВЕНЬКА, д. Парфеновского с/с Великоустюгского р-на. Деревенька – уменьшительное от деревня. Если некогда заброшенное селение осваивалось заново, оно могло именоваться по предшествующему типу поселения, например, Деревня или Деревенька. Название заброшенного на какой-то период поселения в волости Иванов погост Устюжского уезда неизвестно. В первой половине XVI в. на его месте возникло селение, которое именовалось Деревенька, находилось оно в частном владении: «Се яз Павел Драница Офремьев продал. д. Деревеньку на Иванове погосте» (АВУАМ, I, 171). В начале XVII в. Деревенька – уже государственная деревня: «Волость Иванов погост на р. Югу, черная д. Деревенька, а Деревенка то ж, а в ней 1 двор» (ПК Уст 1623, л. 214).
ДИКАЯ, ж.-д. ст., селение Гончаровского с/с Вологодского р-на. В русских говорах слово дикой могло употребляться в значениях ‘находящийся в отдалении от деревни, села’ и ‘никем не занятый, никому не принадлежащий участок земли’ (СРНГ, VIII, 57), ‘свободный, не обрабатываемый под пашню земельный массив среди лесов’ (СНГТ, 183). По-видимому, Диким называли свободный, не обрабатываемый участок, а затем селение на нем. Возникшая железнодорожная станция получила то же наименование.
Сообщений: 5351
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 3016
дор – в древней Руси ‘подсека, расчищенный от растительности участок мелкого леса, подготовленный под пашню или покос’.
ЕЛАКИНО, д. Трегубовского с/с Велико-устюгского р-на. Селение упоминается в грамоте 1639 г. Текст источника свидетельствует о неустойчивости фамилий в XVII в. Владельцы деревни именуются то по фамилии, в основу которой легло имя деда, то по фамильному прозванию, образованному от топонима: «Сава да Карп Даниловы дети Ульянова. Сава и Карп Даниловы дети Елакинские» (АХУ, XIV, 559). В Списках селений середины XIX в. (370) сообщается, что д. Елакино состоит из 5 дворов. По-видимому, от неполного м. л. и. Елак (Елисей).
ЕСЬКИНО, д. Марденгского с/с Велико-устюгского р-на. В источниках начала XVII в. значится под двумя названиями – Онаньинское, Ескино, 3 двора (КП Уст 1623, 72). Первое от полного м. л. и. Ананий. Второе – от неполного м. л. и. Еська (Иосиф>Есип> Еся>Еська).
ИСАДЫ, д. Стреленского с/с Великоустюг-ского р-на. В документах 1217 г. отмечен г. Исады в Рязанской земле, в источниках 1328 г. Исады – урочище в Новгородской земле и т. д. (Барсов, 85), что свидетельствует о древности топонима. Название восходит к существительному исады, которое бытовало в древнерусском языке в значениях ‘пристань, место высадки на реке’, ‘место погрузки на суда, где сосредоточивают товар’ (СРНГ, XII, 212), дано по местоположению селения, возникшего на берегу реки около пристани, места погрузки и хранения товаров.
Сообщений: 5351
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 3016
ИСТОК, д. Орловского с/с Великоустюг-ского р-на. В начале XVII в. зафиксирована под двумя наименованиями: «Волость Орлова. д. черная Прокофьевская, а Исток то ж на оз. и на р. Югу, 4 двора» (ПК Уст 1623, л. 254 об.). В Списках селений середины XIX в. (383) Прокофьевская является официальным названием, а Исток – неофициальным. Вытеснение топонимом Исток названия Прокофьевская развивается во второй половине XIX – XX в. Топоним восходит к слову исток – ‘начало реки, протока’, ‘рукав, соединяющий два озера или озеро с рекой’ (Сл РЯ XI – XV11, VI, 326) и отражает местонахождение деревни – рядом с истоком или протокой.
ИСТОПНАЯ, Д. Верхнешарденгского с/с Великоустюгского р-на. Названа по гидрониму: от прилагательного истопная, что значит ‘текущая из топи, болота’. В Списках селений середины XIX в. (371) сообщается о д. Истоп-ной при рчк. Истопенке, 6 дворов. Там же называется д. Истопенский Починок, 9 дворов.
КЛЕПИКОВСКАЯ, Д. Раменского с/с Сямженского р-на. В начале XVII в. д. Клениковская на рчк. Toe, состоявшая из трех дворов, принадлежала кн. Д. И. Вадбальскому (ПО Вол 1627, II, 46). В Списках селений середины XIX в. (153) она упоминается под двумя названиями: Клепиковская и Верденга Малая, второе – по р. Верденге. Первое произошло от древнерусского м. л. и.-прозвища Клепик (Кляпик). В новгородских книгах отмечен крестьянин Кляпа, в московских – Клепик (Он., 144; Туп., 239). Прозвище образовалось от существительного клепик, которое употреблялось в древней Руси в значениях ‘нож’, ‘изогнутый клин, костыль’ (Сл РЯ XI – XVII, VII, 165). Клепыш – ‘кривой, согнутый’ (ЭССЯ, IX, 35).
Такого же происхождения ойконим Клепик о в о в Великоустюгском,
В вологодских говорах корепа – ‘человек с испорченным оспой лицом’ и ‘неуклюжий человек, делающий все неловко’ (СРНГ, XIV, 324). Корепать – ‘ломать, делать что-либо плохо, неумело’, корепаться – ‘упрямиться, ломаться, капризничать’, ‘недомогать, быть хилым’ (ЭССЯ, IV, 67). Любое из этих значений могло лечь в основу имени-прозвища.
КРАСАВИНО, г. р. п. Великоустюгского р-на. В 1848 г. в с. Красавино вступила в строй ткацкая фабрика для выделки тонких полотен. В 1927 г. село получило статус поселка городского типа. В 1947 г. пос. Краса-вино преобразован в город (Веселовская, 61). Две версии о происхождении названия. Первая – от древнерусского м. л. и. Красава. В вологодских говорах слово красава до сих пор известно в значении ‘красивый человек’ (СРНГ, XV, 172). Вторая – по характеру местности. Красавино – красивое место.
КРЕМЕНЬЕ, д. Трегубовского с/с Велико-устюгского р-на. В книгах начала XVII в. речь идет пока еще о пустоши Кременье на враге (овраге), которую пашет наездом крестьянин д. Лисьи Слободки Осейко Докучаев (ПК Уст 1623, л. 296 об.). Деревня названа по почвенно-геологическим признакам того места, где расположена. Кременье в древнерусском языке— разновидность кремнезема, кремень’ (Сл РЯ XI – XVII, VIII, 28).
КУРИЛОВО, д., центр Куриловского с/с Кичменгско-Городецкого р-на. От древнерусского имени-прозвища Курило, весьма активного в XV – XVII вв. В устюжских грамотах середины XVI в. отмечен послух (свидетель) Курило Оврамов сын (АВУАМ, I, 150). В русских народных говорах курило, курилка – ‘кутила, пьяница’ (Он., 172).
К имени-прозвищу Курило восходит название селений Курилово в Великоустюгском, Сокольском и Череповецком р-нах.
Сообщений: 5351
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 3016
МЕДВЕЖИЙ ВЗВОЗ, д. Орловского с/с Великоустюгского р-на. В начале XVII в. это был починок Гордеево, состоял из одного двора. Второе наименование селения было описательным, неофициальным: «. деревня, что был починок Гордеево, а взвоз на Медвежье то ж» (ПК Уст 1623, л. 255). Слово взвоз в древнерусском языке – ‘въезд, подъем (от реки, перевоза)’ (Сл РЯ XI – XVII). Утрата ойконима Гордеево и изменение описательного выражения взвоз на Медвежье > Медвежий Взвоз происходит в XVIII – XIX вв.
МЕДЕНИЦЫНО, д. Самотовинского с/с Великоустюгского р-на. Впервые упоминается как д. Медяницыно на Сухоне (С. Уст. 1566, л. 1). В источниках XVII в. имеет два названия: «. д. Меденицыно, а Манинская то ж на р. Сухоне, а в ней устюжан посадских людей А. да В. Семеновых детей Босово половники» (ПК Уст. 1624, л. ПО об.). Название Меденицыно восходит к русскому л. и. Меденица. Слово меденица в древнерусском языке имело значения ‘ящерица’ и ‘шмель’ (Сл РЯ XI – XVII, IX, 58). Манинская – от неполного м. л. и. Маня (полная форма Мануил). Утрата Айконима Манинская и закрепление Меденицыно падает на национальный период.
МИКЛЯЕВО, д. Верхневарженского с/с Великоустюгского р-на. В XVII в. селение имело два названия: «. черная д. Рахово, а Микляево то ж на р. Домановице, 1 двор» (ПК Уст 1623, л. 234). В материалах конца XVIII в. приводится уже одно наименование д. Микляевская (ГМ 1796, 117). От разговорного варианта одного из двух полных личных имен: Микула > Микляй или Михайлр > Мика > Микляй (Толкачев 1975, 130).
МИХНИНСКАЯ, д. Нижнешарденгского с/с Великоустюгского р-на. Ранее имела два названия: «. д. черная Красный Бор, а Мих-нинская то ж на рчк. Шарденге» (ПК Уст 1623, л. 184). Первое наименование по местоположению: возникшая вблизи красного (красивого) бора. Второе – от разговорного варианта л. и. Михаил – Михно. Оно и закрепляется в XVIII – XIX вв.
МОНАСТЫРСКАЯ, д., центр Режского с/с Сямженского р-на. В середине XIX в. сохраняла два наименования: официальное Монастырская, неофициальное Лукавино, располагалась при р. Реже, состояла из 11 дворов (СНМРИ, 344). В начале XVII в. Поблизости находилась Леонидова пустынь Угрежского монастыря. В писцовой книге 1623 г. отмечается, что около монастыря меж болот располагаются деревни монастырские, а крестьяне призваны в них из Вологодского, Тотемского, Устюжского и Галицкого уездов. Официальное название отражало принадлежность деревни: находящаяся во владении монастыря. Неофициальное восходит к м. л. и-прозвищу Лукава, отмеченному в новгородских документах XII – XIII вв. В русских говорах лукавить – ‘льстить’ и ‘хитрить’ (СРНГ, XVII, 187).
МУСИНО, д. Марденгского с/с Великоус-тюгекого р-на. Два мнения по поводу происхождения названия. Согласно первому ой-коним образовался от древнего имени Муса. В источниках XV в. упоминается, например, Михаил Тимофеевич Муса Пушкин (Он., 208). Имя Муса восходит к еврейскому Моисей, в форме Муса оно заимствовано русским из тюркских языков, которые в свою очередь заимствовали его из древнееврейского (Баскаков, 143 – 144). По второй версии, ойконим восходит к слову из коми языка мусин – ‘участок открытой волы на болоте’: му – ‘земля’ и син – ‘глаз’ (СНГТ, 381).
Сообщений: 5351
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 3016
Сообщений: 5351
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 3016
ОБРОЧНАЯ, д. Нижнешарденгскогос/сВе-ликоустюгского р-на. Длительный период селение имело два наименования: д. Борисов Починок – официальное и Оброчная – бытовое, разговорное (СНМРИ, 370). Активизация неофициального названия, архаизация и утрата ойконима Борисов Починок развивается в XIX – XX вв. Оброк – ‘натуральный или денежный сбор, взимавшийся с крестьян помещиком’. Следовательно, Оброчная – это селение, жители которой платили подати, налог.
ОРЛОВО, с, центр Орловского с/с Великоустюгского р-на. Одно из древних селений Устюжского края. Впервые упоминается в жалованной грамоте в. кн. Ивана Васильевича конца XV в.: «. се аз. пожаловал есми И. А. Племянникова Орловым на Устюзе» (АСЭИ, III, 286). В источниках конца XVI в. сообщается об Орловской волости, центром которой является укрепленное селение Городок (АВУАМ, I, 267). В писцовой книге 1623 г. в волости Орловой отмечается погост (т. е. селение с церковью) на оз. Орловском, а на погосте церковь Троицы (ПК Уст, л. 251 об.). В Списках селений середины XIX в. (384) приводится Троицко-Орловский погост, а в нем 5 дворов. Название восходит к древнерусскому м. л. и. Орел, весьма активному на Руси. Новгородский крестьянин Микулка Орел упоминается, например, в источниках конца XV в. В Словаре древнерусских личных собственных имен Н. М. Тупикова (с. 291) приводится значительное количество лиц с этим именем.
Сообщений: 5351
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 3016
ПАЗУХИ, д. Юдинского с/с Великоустюгского р-на. В конце XVI в. селение именовалось Пазуха, принадлежало Н. Строганову (АВУАМ, I, 115). Одно из значений слова пазуха в памятниках ХШ в. и позднее – «залив, заводь, бухта» (КДРС). Сохранилось оно и в ряде современных говоров (СМГТ, 167). Деревня, возникшая у залива, заводи, могла называться Пазухой. Изменение Пазуха>Пазухи развивается не ранее XVII в.
ПЕГАНОВО, д., центр Нижнешарденгского с/с Великоустюгского р-на. В начале XVII в. у селения два названия, что свидетельствует, по-видимому, о принадлежности двум владельцам: «В волости Шарденга д. черная Пахомовская, а Пеганово то ж на РЧ7К- Шарденге, 2 двора» (ПК Уст 1623, л 18/ об.). Оба наименования восходят к л и – каноническому Пахом и русскому (языческому) Пеганой. Последнее возникло от прилагательного пеганый, известного в древнерусском языке в значении ‘пятнистый, пестрый’- «Степану Коржневу продана лошадь пеганая» (КДРС). Слово пеганый сохранилось в современных севернорусских говорах в значениях пегий, пестрый, серый’ (КСРНГ). Утрата ойконима Пахомовская и активизация Пеганово развивается не ранее XVIII в.
ПЕНЬЕ, д. Орловского с/с Великоустюгского р-на. Упоминается в документах начала XVII в.: «Волость Орлова, деревня черная Пенье на оз. Киркиевском, 2 двора» (ПК Уст 1623, л. 255). Названа по местоположению. Существительное пенье имело в древнерусском языке ряд значений, в том числе ‘участок леса, подготовленный под посев, подсека без раскорчевки’. В таком значении оно сохранилось в ряде севернорусских говоров (ООВС, 175). Пенье – деревня, возникшая подле или на подсеке.
ПЕСТОВО, д., центр Трегубовского с/с Великоустюгского р-на. В 1619 г. братья Пермитиновы продали д. Пестово Троице-Гледенскому монастырю (XV, XII, 338). В 1624 г. она состояла из одного двора, в котором проживал работник Илейка Григорьев (ПК Уст, л. 155 об.), в конце XVII в. деревня оставалась монастырским владением (ДПВК, 84). Ойконим восходит к древнерусскому имени-прозвищу Пест, активному в XV – XVI вв. В новгородских памятниках конца XV в. упоминается крестьянин Прокош Пест и др. (Он., 243). Прозвище возникло от существительного пест – в древнерусском языке ‘тупой, глупый человек’, ‘тот, кто упрям’ (Д, III, 104).
Такого же происхождения название селений Пестово в Бабаевском, Белозерском, Вологодском, Грязовецком, Междуреченском р-нах.
ПОРОГ, д. Опокского с/с Великоустюгско-го р-на. В XVII в. у селения два наименования: «Стреленская волость, д. Дьякова, а Порог то ж на р. Сухоне и на Дьякове враге» (ПК Уст 1624, л. 222). В XVII – XVIII вв. ойконим Дьяково (по имени основателя Дьяка или по профессии владельца) архаизируется и выпадает, в Списках селений середины XIX в. (375) приводится уже «д. казенная Порог, 10 дворов». Топоним по местоположению деревни: возникшая близ порога – ‘каменистой гряды из больших камней, идущих поперек реки’. Около селения находился один из самых опасных на р. Сухоне порогов – Опокский перебор.
ПРИСЛОН, д. Луженгского с/с Великоустюгского р-на. Селение упоминается в источниках начала XVII в.: «Волость Луженга, д. Прислон на рчк. Черной, а в ней Кондраш-ко Овдокимов да сын его Федька» (ПК Уст 1624, л. 212). Существительное прислон употреблялось в древнерусском языке в значениях ‘гористый крутой берег реки’, ‘гряда с пологим склоном’ (КДРС; СМГТ, 182). Таким образом, селение названо по местоположению: возникшее на крутом берегу реки или на краю возвышенности.
Такого же происхождения ойконим Присло И в Великоустюгском и Череповецком р-нах.
РУПОСОВО, д. Нижнеерогодского с/с Великоустюгского р-на. Впервые упоминается в источниках XVI в.: «Се яз старец И. А. Малого дал в монастырь д. Рупосово и с двором со всеми хоромы» (АВУАМ, I, 76). В начале XVII в. в д. Рупосовской на рчк. Нижней Ерте проживали монастырские половники (ПК Уст 1624, л. 126 об.). Названа деревня по имени первопоселенца или владельца. Русское м. л. и. Рупос довольно активно в Московской Руси. Известны, например, Яшко Рупос, крестьянин, 1498 г., Новгород (Он., 273), Ои-дрейко Рупос Васильев Шенякова (Туп., 341), во второй половине XV в. в Белозерье проживал крестьянин Рупос Иванов (АСЭИ, II, 260). Апеллятив рупос употреблялся в древнерусском языке и сохранился в севернорусских говорах в разных значениях: ‘хлам, отрепье, лохмотья’, ‘крутой обрыв у реки’, ‘бугор изо льда’ и др. (КДРС; КСРНГ). Слово заимствовано из финно-угорских языков: в вене, roppaz – ‘торос (на озере, реке)’, ‘замерзшие (по дороге) комья снега’ (СВЯ, 480).
Сообщений: 5351
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 3016
От существительного селище – в древнерусском языке ‘место, на котором было расположено поселение’, ‘запущенное место со следами поселения’. Когда на запущенном месте (селище) возникало новое поселение, оно могло получить название Селище. «Укреплению такого названия способствовало то обстоятельство, что имя прежнего поселка забывалось» (Селищев, с. 58).
СКОРОДУМ, д. Трегубовского с/с Великоустюгского р-на. В древности имя существительное скородум было известно в значении ‘скороспелое, вдруг, наскоро задуманное и сделанное’ (Д, IV, 205). Скородумом могли назвать, по-видимому, быстро выстроенную часть города или небольшое поселение. По письменным источникам, в Киеве и Москве еще в XVI – XVII вв. сохранялись районы, имевшие название Скородум. Например, Скородум – город в Москве, вал в срубах от крымцев, по Садовой, 1591 (Д, IV, 205).
В глубокой древности на оживленных дорогах во всех русских землях устраивались поселки-хутора, где останавливались князья, а позже их наместники во время сбора дани, – станы. Селения, возникавшие на их месте, могли получить название Стан, Становая, Станище, Становище
Название восходит к существительному старина, которое с давних пор употреблялось в значениях ‘пустое место, где в давнее время было поселение’, ‘городище, развалины’, ‘много раз паханная и перепаханная земля в противоположность целине, дерновине’ (Д, IV, 316). Деревня, возникшая на месте бывшего поселения или около старой роспаши, могла называться Стариной.
СУСОЛОВКА, пос. Сусоловского с/с Великоустюгского р-на. Название восходит к древнерусскому имени-прозвищу первопоселенца. В Новгороде в XVI в. проживал, например, крестьянин Сусол (Он., 307). В основе имени-прозвища лежит нарицательное существительное сусол, широко известное в древней Руси в значении ‘животное из семьи хомяков, суслик’. Глагол сусолить в севернорусских говорах значил ‘медленно пить, сосать’, а существительное сусоля – ‘пьяница’ (Д, IV, 364).
ТЕЛЯЧЬЕ, д. Замошского с/с Сокольского р-на. Упоминается в писцовом описании 1627 г.: «Лопотова монастыря, что на р. Пельшме д. Телячья, а в ней 2 двора крестьян да 3 двора бобылей» (ПО Вол, II, 257). В отдаленном прошлом поблизости от монастырей ставились монахами скотные дворы, при которых жили работники, ухаживавшие за скотом. Если возле такого двора возникала деревня, то она обычно получала название Коровья или Телячья. В данном случае речь идет о телячьем дворе, а потом и д. Телячьей Лопотова монастыря.
Такого же происхождения ойконимы Телячьев Великоустюгском р-не и Телячье в о – в Вологодском. Последняя в XVII в. также называлась Телячье: «В поместье И. А. Плещеева д. Телячье пуста, двор пуст, а в ней жил Сидорко Никитин, казаки ссекли, а братья его Дурак да Кутыга сошли от казачья разоренья. » (ДК Вол 1015, л. 226). Именение топонима Телячье>Телячьево развивается не ранее XVIII в.
ТЕПЛОГОРЬЕ, д., центр Теплогорского с/с Великоустюгского р-на. В прошлом здесь был расположен небольшой монастырь (пустынь), основанный Г. Даниловым (Семенов, V, 102). В документах XIX в. он именовался двояко: Теплогорская пустынь при рчк. Варушихе или Подвалье, 16 дворов (СНМРИ, 371). Первый ойконим восходит к названию д. Теплые Горы, упоминаемой в переписных книгах Устюга 1656 г. Второй образовался от нарицательного существительного подвалье, бытовавшего в русских говорах в значениях ‘овраг с обвалившимися краями’ и ‘крутой скат, обрыв подводной песчаной гряды’ (КСРНГ). Монастырь, а потом и деревня, возникшие подле оврага или обрыва, могли называться Подвальем. Оба наименования отражают рельеф местности.
УСТЬ-АЛЕКСЕЕВО, д., центр Усть-Алексеевского с/с Великоустюгского р-на. В начале XVII в. у селения два названия: «В Орловской волости. д. Алексеевская, а Устье то ж на усть рчк. Варжи и на рчк. Карповице, а в ней живут половники». Далее в документе сообщалось о деревне другой Алексеевской, а Ивановской то ж на рчк. Карповице (ПК Уст 1624, л. 140 об.). Первое наименование – по имени первопоселенца Алексея или по церкви, второе по местоположению: деревня, расположенная близ устья реки. Место впадения реки в озеро или другую реку в древнерусском языке обозначалось однокоренными существительными устье и усть (Ф, IV, 173), начиная с IX – XI вв. оба эти слова активно употреблялись у восточных славян в составных топонимах. Что касается рассматриваемого названия, то в XVIII – первой половине XIX в. произошло объединение двух ойконимов в один. В Списках селений середины XIX в. (386) значится уже д. Устье Алексеевское, состоящая из 16 дворов. Во второй половине века первый компонент утвердился в форме жен. рода, т. е. не Устье Алексееве, а Усть-Алексееве.
В нашем крае значительное число названий селений построено по одной схеме: первый компонент Усть или Устье, второй – наименование реки, в устье которой располагается населенный пункт. Например, д. Усть-Вотч а Марьинского с/с Вожегодского р-на, пос. Усть-Еденьга, Усть-Леденьга и Усть-Царева Пятовского с/с Тотемского р-на, д. Усть-Мякалица Луженгского с/с Великоустюгского р-на, Устье-Вологодское Подлесного с/с Вологодского р-на, Устье-Городищенское Нюксенского с/с Нюксенского р-на и др.
ЮДИНО, д., центр Юдинского с/с Великоустюгского р-на. От м. л. и. первооснователя или владельца деревни. Юда – разговорный вариант довольно распространенного л. и. Иуда.
Такого же происхождения названия селений Юдино б Вотчинском с/с Вологодского р-на, в Комьянском – Грязовецкого и Юдинская в Верховском с/с Тарногского р-на, Разинском – Харовского.
Сообщений: 5351
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 3016