Как называли турков на руси
Как появились турки
История заселения Малой Азии тюрками восходит к завоевательным походам турок-сельджуков. Сельджуки были одной из ветвей тюрок-огузов, проживавших до X века в степях Центральной Азии. Ряд ученых считает, что огузы сформировались в степях Приаралья в результате смешения тюркютов (племена Тюркского каганата) с сарматскими и угорскими народами.
В Х веке часть огузских племен переместилась на юго-восток от Приаралья и стала вассалами местных династий Саманидов и Караханидов. Но постепенно тюрки-огузы, воспользовавшись ослаблением местных государств, создали собственные государственные образования — государство Газневидов в Афганистане и государство Сельджукидов в Туркмении. Последнее и стало эпицентром дальнейшей экспансии тюрок-огузов, называемых также сельджуками, на запад — в Иран, Ирак и далее в Малую Азию.
Великая миграция тюрок-сельджуков на запад началась в XI веке. Именно тогда сельджуки во главе с Тогрул-беком двинулись на Иран. В 1055 г. они захватили Багдад. При преемнике Тогрул-бека Алп-Арслане были завоеваны земли современной Армении, а затем нанесено поражение войскам Византии в битве при Манцикерте. В период с 1071 по 1081 гг. была завоевана практически вся Малая Азия. Огузские племена расселились на Ближнем Востоке, дав начало не только собственно туркам, но и многим современным тюркским народам Ирака, Сирии и Ирана. Первоначально тюркские племена продолжали заниматься привычным для них кочевым скотоводством, однако постепенно происходило их смешение с проживавшими в Малой Азии автохтонными народами.
Ко времени вторжения тюрок-сельджуков население Малой Азии было невероятно пестрым в этническом и конфессиональном отношении. Здесь проживали многочисленные народы, на протяжении тысячелетий формировавшие политический и культурный облик региона.
Среди них особое место занимали греки — народ, игравший ключевую роль в средиземноморской истории. Колонизация Малой Азии греками началась еще в IX в. до н. э., а в эпоху эллинизма греки и эллинизированные аборигенные народы составляли большую часть населения всех прибрежных районов Малой Азии, а также ее западных территорий. К ХI веку, когда в Малую Азию вторглись сельджуки, греки населяли не менее половины территории современной Турции. Наиболее многочисленное греческое население было сосредоточено на западе Малой Азии — побережье Эгейского моря, на севере — на побережье Черного моря, на юге — на побережье Средиземного моря вплоть до Киликии. Кроме того, внушительное греческое население проживало и в центральных районах Малой Азии. Греки исповедовали восточное христианство и являлись главной опорой Византийской империи.
Пожалуй, вторым по значимости после греков народом Малой Азии до завоевания региона тюрками были армяне. Армянское население преобладало в восточных и южных районах Малой Азии — на территории Западной Армении, Малой Армении и Киликии, от берегов Средиземного моря до юго-западного Кавказа и от границ с Ираном до Каппадокии. В политической истории Византийской империи армяне также играли огромную роль, было много знатных фамилий армянского происхождения. С 867 до 1056 года в Византии правила Македонская династия, имевшая армянское происхождение и также называемая некоторыми историками Армянской династией.
Третьей многочисленной группой народов Малой Азии к Х-XI вв. были ираноязычные племена, населявшие центральные и восточные районы. Это были предки современных курдов и родственных им народов. Значительная часть курдских племен также вела полукочевой и кочевой образ жизни в горных районах на границе современных Турции и Ирана.
Кроме греков, армян и курдов, в Малой Азии проживали также грузинские народы — на северо-востоке, ассирийцы — на юго-востоке, многочисленное еврейское население — в крупных городах Византийской империи, балканские народы — в западных районах Малой Азии.
Вторгшиеся в Малую Азию турки-сельджуки первоначально сохраняли свойственное кочевым народам племенное деление. На запад сельджуки продвигались в привычном порядке. Племена, входившие в правый фланг (бузук), занимали более северные территории, а племена левого фланга (учук) — более южные территории Малой Азии. Стоит отметить, что вместе с сельджуками в Малую Азию пришли и присоединившиеся к тюркам земледельцы, которые также осели на малоазийских землях, создав свои поселения и постепенно тюркизировавшись в окружении сельджукских племен. Переселенцы занимали преимущественно равнинные территории в Центральной Анатолии и лишь затем продвинулись на запад — к Эгейскому побережью. Поскольку большинство тюрок занимали степные земли, горные районы Анатолии в большей степени сохранили автохтонное армянское, курдское и ассирийское население.
Формирование единой турецкой народности на основе многочисленных тюркских племен и ассимилируемого тюрками автохтонного населения происходило достаточно долго. Оно не было завершено даже после окончательной ликвидации Византии и создания Османской империи. Даже внутри тюркского населения империи сохранялось несколько групп, весьма отличавшихся по образу жизни. Во-первых, это были собственно кочевые тюркские племена, которые не спешили отказываться от привычных форм хозяйствования и продолжали заниматься кочевым и полукочевым скотоводством, осваивая равнины Анатолии и даже Балканского полуострова. Во-вторых, это было оседлое тюркское население, включавшее в том числе и земледельцев Ирана и Средней Азии, пришедших вместе с сельджуками. В-третьих, это было ассимилированное автохтонное население, включая греков, армян, ассирийцев, албанцев, грузин, принимавших ислам и тюркский язык и постепенно смешивавшихся с тюрками. Наконец, четвертая группа пополнялась постоянно за счет выходцев из самых разных народов Азии, Европы и Африки, также переселявшихся в Османскую империю и тюркизировавшихся.
По некоторым данным, от 30% до 50% населения современной Турции, считающегося этническими турками, на самом деле составляют исламизированные и тюркизированные представители автохтонных народов. Причем цифру в 30% озвучивают даже националистически настроенные турецкие историки, тогда как российские и европейские исследователи считают, что процент автохтонов в составе населения современной Турции гораздо выше.
На протяжении всего своего существования Османская империя перемалывала и растворяла самые разные народы. Некоторым из них удалось сохранить этническую идентичность, однако большинство ассимилированных представителей многочисленных этносов империи окончательно смешались между собой и превратились в фундамент современной турецкой нации. Помимо греческого, армянского, ассирийского, курдского населения Анатолии, весьма многочисленными группами, принимавшими участие в этногенезе современных турок, были славянские и кавказские народы, а также албанцы. Когда Османская империя распространила свою власть на Балканский полуостров, под ее контролем оказались обширные земли, населенные славянскими народами, в большинстве своем исповедовавшими православие. Некоторая часть балканских славян — болгар, сербов, македонцев — предпочла принять ислам, чтобы улучшить свое социальное и экономическое положение. Сформировались целые группы исламизированных славян, такие как боснийские мусульмане в Боснии и Герцеговине или помаки в Болгарии. Однако многие славяне, принявшие ислам, просто растворялись в турецкой нации. Очень часто тюркская знать брала в жены и наложницы славянских девушек, которые потом рожали турок. Славяне составляли значительную часть янычарского войска. Кроме того, многие славяне в индивидуальном порядке принимали ислам и переходили на службу Османской империи.
Что касается кавказских народов, то они также с самого начала очень тесно контактировали с Османской империей. Наиболее развитыми связями с Османской империей обладали адыго-черкесские народы, проживавшие на Черноморском побережье. Черкесы издавна шли на военную службу к османским султанам. Когда Российская империя покорила Крымское ханство, в Османскую империю начали переселяться многочисленные группы крымских татар и черкесов, не желавших принимать российское подданство. В Малой Азии расселилось большое количество крымских татар, которые смешались с местным тюркским населением. Процесс ассимиляции был быстрым и безболезненным, учитывая очень большую языковую и культурную близость крымских татар и турок.
Присутствие кавказских народов в Анатолии существенно увеличилось после Кавказской войны, когда многие тысячи представителей адыго-черкесских, нахско-дагестанских и тюркских народов Северного Кавказа переселились в Османскую империю, не желая проживать в российском подданстве. Так в Турции сформировались многочисленные черкесские, абхазские, чеченские, дагестанские общины, которые влились в состав турецкой нации. Некоторые группы мухаджиров, как назывались переселенцы с Северного Кавказа, сохранили этническую идентичность вплоть до настоящего времени, другие практически полностью растворились в тюркской среде, особенно если и сами изначально говорили на тюркских языках (кумыки, карачаевцы и балкарцы, ногайцы, татары). В полном составе в Османскую империю были переселены воинственные убыхи — одно из адыгских племен. За полтора столетия, прошедшие со времени Кавказской войны, убыхи полностью растворились в турецкой среде, а убыхский язык прекратил свое существование после смерти последнего носителя — Тевфика Эсенча, который скончался в 1992 году в возрасте 88 лет. Многие выдающиеся государственные и военные деятели как Османской империи, так и современной Турции имели кавказское происхождение. Например, убыхом по национальности был маршал Берзег Мехмет Зеки-паша, кабардинцем — один из военных министров Османской империи Абук Ахмедпаша.
На протяжении XIX — начала ХХ вв. османские султаны постепенно переселяли в Малую Азию многочисленные группы мусульманского и тюркского населения с окраин империи, особенно из регионов, где преобладало христианское население. Например, уже во второй половине XIX века началось централизованное переселение греков-мусульман с Крита и некоторых других островов в Ливан и Сирию — султан беспокоился о безопасности мусульман, проживавших в окружении христиан-греков. Если в Сирии и Ливане такие группы сохраняли собственную идентичность в силу больших культурных отличий от местного населения, то в самой Турции они стремительно растворялись в среде тюркского населения, также вливаясь в состав единой турецкой нации.
После провозглашения независимости Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, а особенно — после Первой мировой войны и распада Османской империи, — началось вытеснение тюркского и мусульманского населения из стран Балканского полуострова. Были проведены т.н. обмены населением, главным критерием которых была религиозная принадлежность. Христиане выселялись из Малой Азии на Балканы, а мусульмане — из балканских христианских государств в Малую Азию. В Турцию были вынуждены переселиться не только очень многочисленные балканские турки, но и исповедовавшие ислам группы славянского и греческого населения. Наиболее масштабным был Греко-турецкий обмен населением 1921 года, в результате которого в Турцию переселились греки-мусульмане с Кипра, Крита, Эпира, Македонии и других островов и регионов. Аналогичным образом происходило и переселение турок и исламизированных болгар — помаков из Болгарии в Турцию. Общины греческих и болгарских мусульман в Турции ассимилировались довольно быстро, чему способствовала большая культурная близость между помаками, греками-мусульманами и турками, наличие многовековой общей истории и культурных связей.
Практически одновременно с обменами населением в Турцию стали прибывать и многочисленные группы новой волны мухаджиров — на этот раз с территории бывшей Российской империи. Установление советской власти было очень неоднозначно воспринято мусульманским населением Кавказа, Крыма и Средней Азии. В Турцию предпочли переселиться многие крымские татары, представители кавказских народов, народов Средней Азии. Появились и иммигранты из Китая — этнические уйгуры, казахи, киргизы. Эти группы также частью влились в состав турецкой нации, частью — сохранили собственную этническую идентичность, которая, однако, все больше «размывается» в условиях проживания в среде этнических турок.
Современное турецкое законодательство считает турками всех, кто рожден от отца — турка или матери — турчанки, распространяя понятие «турок», таким образом, и на потомство от смешанных браков.
Огузы в IX—X веках представляли собой конгломерат тюркоязычных племён, обитавших на территории Средней Азии. С конца X века к ним всё чаще стало применяться название «туркмены». Туркменами, вероятно, именовали тех огузов, которые переходили в ислам. Позднее они приняли самое активное участие в формировании современных этносов турок, азербайджанцев и туркмен.
В середине X века среди огузов стал выделяться клан Сельджукидов, выходцев из рода кынык. Объединив под своей властью часть огузских племён и приняв ислам, Сельдакукиды двинулись в Мавераннахр и Хорезм, а затем в Хорасан.
Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 593.
Откуда взялись турки
Турки и Туркмены стали порождением Хазарского каганата
Территория, ныне называемая Турцией, на самом деле является территорией Ромейской (Византийской) империи, захваченной в своё время турками.
Турки же возникли в Х веке на территории Уральской области Казахстана. Первоначально это было племя под названием кынык, обитавшее на берегах Сырдарьи при впадении её в Аральское море. Племя кынык и по сей день обитает в местности Камыстыколь в Чапаевском районе Западного Казахстана и входит в состав казахского байбакты из Младшего жуза.
Кыныки входили в состав племенного объединения Беджене, известного на Руси как печенеги. Появление турок тесно связано с событиями в соседнем с кочевьями печенегов Хазарском каганате. В 740 году один из хазарских правителей Булан, женившись на еврейке, перешёл в иудаизм и принял еврейское имя Сабриэль. Однако основное население Хазарии оставалось язычниками, среди которых постепенно пускало корни магометанство, распространявшееся проповедниками из Хорезма. Хазарские иудеи тут же были освобождены от налогов, и вся тяжесть налогового гнёта пала на неиудейскую часть населения. Налоговый гнёт был настолько суровым, что люди бежали в степь или добровольно просились в рабство иудеям. Естественно, такое правительство у коренного населения популярностью не пользовалось, и воевать за его интересы не желало, при первой возможности переходя на сторону противника. Поэтому иудейское правительство Хазарии вынуждено было для поддержания порядка внутри страны и для удержания в повиновении вассальных стран, использовать чужеземных наёмников. Основу хазарской армии составляли предки будущих чеченцев – носители нахско-дагестанских языков. Однако для того, чтобы они не сговорились и не совершили переворота, хазары стали разбавлять армию наёмниками из состава живших в нынешнем Западном Казахстане печенегов. Одним из таких отрядов и командовал некий племенной бек Сельджук Дукакович Кыныков. Сельджук пользовался доверием царя Иосифа, поскольку в 955 в 20-летнем возрасте году принял иудаизм.
После разгрома нашими войсками Хазарского каганата наёмники оказались на вольных хлебах. Служившие хазарам печенеги начали нападать на Русь. В 968 печенеги осадили Киев, но были разбиты. В 970 они участвовали в битве под Аркадиополем на нашей стороне, но после заключения русско-византийского мира (июль 971) стал назревать новый русско-печенежский конфликт. В 972 печенеги князя Кури у днепровских порогов убили великого князя Святослава Игоревича, а из его черепа сделали чашу. В 990-е произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами. Великий князь Владимир разбил их в 992 году на Трубеже, но в 996 сам потерпел от них поражение под Васильевом. Владимир строил на степной границе крепости с системой оповещения для эффективного противодействия вторжениям печенегов. Сельджук же объявил себя мусульманином и был со своим отрядом принят хорезмшахом Абу-Абдаллах Мухаммадом на службу в чине мукаддама. Ему в кормление был передан город Дженд в Кзыл-ординской области нынешнего Казахстана и его окрестности. Сельджук получил право обирать население подконтрольных территорий и обязался охранять вверенный ему участок хорезмийской границы.
В 995 году последний хорезмшах из династии Афригидов Абу-Абдаллах Мухаммад был взят в плен и убит эмиром Ургенча Мамуном ибн-Мухаммадом. Хорезм был объединён под властью Ургенча. В 1017 году Хорезм был подчинен султану Махмуду Газневи. К тому времени отряд Сельджука разросся до крупного войска, корпусами которого командовали старшие сыновья Сельджука Израиль и Михаил, и младшие Муса, Юсуф и Юнус, родившиеся уже после принятия Сельджуком ислама. Поскольку при захвате Хорезма сыновья Сельджука не поддержали прежнего правителя и признали власть Махмуда Газневи, последний стал раздавать сыновьям и внукам Сельджука губернаторские должности. Однако в 1035 году кыныки, которых в ираноязычном Хорезме звали туркменами, во главе с внуком Сельджука Тогрулбеком Михайловичем, его братом Даудом (Давидом) и их дядей Мусой Сельджуковичем ушли из Хорезма. Они форсировали Амударью и расселились на территории современной Туркмении. Преемник Махмуда Газневи Масуд, опасаясь потерять Хорасан, двинул летом свое войско на туркменов. Туркмены устроили засаду и разгромили султанскую армию.
В 1043 году туркмены захватили сам Хорезм, а также почти весь Иран и Курдистан. В 1055 году туркменами был захвачен Багдад и весь Ирак. При султане Алп-Арслане, племяннике Торгула, умершего 4 сентября 1063, правившем в 1063—72 годах, была завоёвана Армения (1064) и одержана победа над византийцами при Манцикерте (1071). В этой битве один из византийских военачальников Андроник Дука, объявив, что император погиб, дезертировал с поля боя, вследствие чего битва была проиграна, а в плен к Алп-Арслану попал император Византии Роман IV Диоген. Через неделю он был отпущен Алп-Арсланом под условие выдачи сельджукских пленных и уплаты миллиона золотых.
С этого момента началось завоевание Малой Азии, то есть той территории, которая сейчас представляет собой азиатскую часть Турции.Эта территория принадлежала Риму и составляла несколько римских провинций – Азия, Вифиния, Понт, Ликия, Памфилия, Киликия, Каппадокия и Галатия. После разделения Римской империи Малая Азия входила в состав Восточной Римской империи. Малая Азия была захвачена турками с 1071 по 1081 в основном уже при сыне и преемнике Алп-Арслана Мелик-шахе. Своего наибольшего политического могущества государство турок-сельджуков достигло при султане Мелик-Шахе (1072—92). При нём турками были подчинены Грузия и Караханидское государство в Средней Азии.
После распада Сельджукской державы под ударами татар-монголов, в Малой Азии продолжал существовать Румский султанат от тюркского названия Рима Рум. Первоначальным центром государства была Никея, с 1096 года столица была перенесена в город Конья, из-за чего Румский султанат в нашей литературе часто называют Конийским. В результате феодальных распрей и вторжения монголов Конийский султанат к началу 14-го столетия году распался на ряд бейликов. В одном из этих бейликов правил бей Осман. В 1299 году он отделился от Румского султаната, а в 1302 году разбил войска Византии под командованием Георгия Музалона.Византия потеряла фактический контроль над сельскими областями Вифинии, из-за чего в ходе дальнейших осад лишилась и оставшихся изолированных крепостей. Поражение вызвало массовую эмиграцию христианского населения, что изменило демографическую ситуацию в регионе. Тем не менее, завоевание Вифинии османами было постепенным, и последний византийский оплот — Никомедия, был захвачен ими в 1337 году. Последняя кампания Османа, перед смертью от старости, была направлена против византийцев в городе Бурса. После смерти Османа I власть Османской империи начала распространяться над Восточным Средиземноморьем и Балканах.
В 1352 году османы, переправившись через Дарданеллы, впервые самостоятельно ступили на европейскую землю, захватив стратегически важную крепость Цимпу. Христианские государства упустили ключевой момент, чтобы объединившись, выбить турок из Европы, и уже через несколько десятилетий, пользуясь междоусобицами в самой Византии, раздробленностью Болгарского царства, османы укрепившись и освоившись, захватили большую часть Фракии. В 1387 году, после осады, турки захватили крупнейший, после Константинополя, город империи, Салоники.
Турецкое государство, быстро набиравшее мощь и успешно боровшееся за расширение своих границ и на западе, и на востоке, давно стремилось к завоеванию Константинополя. В 1396 году османский султан Баязид I подвёл свои войска под стены великого города и семь лет блокировал его с суши, но Византию спасло нападение на турецкие владения эмира Тимура. В 1402 году турки потерпели от него сокрушительное поражение при Анкаре, что на половину столетия отсрочило новую большую осаду Константинополя. Несколько раз турки нападали на Византию, но эти атаки не удавались из-за династических конфликтов в турецком государстве. Так был сорван поход 1423 года, когда султан Мурад II снял осаду города из-за слухов о восстаниях в его тылу и обострения придворных интриг.
В 1451 году к власти в Османском султанате пришёл Мехмед II, убивший в борьбе за трон родного брата. Зимой 1451—1452 гг. Мехмед начал строительство крепости в самом узком месте пролива Босфор, отрезая тем самым Константинополь от Чёрного моря. Византийские послы, направленные Константином узнать цель постройки, были отосланы обратно без ответа; посланные повторно были пленены и обезглавлены. Это было фактическим объявлением войны. Крепость Румелихисар или Богаз-кесен (с турецкого — «перерезающий пролив») была достроена к августу 1452 г., и установленные на ней бомбарды стали обстреливать византийские корабли, ходящие через Босфор в Чёрное море и обратно. Мехмед II после постройки крепости подступил к стенам Константинополя в первый раз, но через три дня отступил.
Осенью 1452 года турки вторглись в Пелопоннес и напали на братьев императора Константина, дабы они не сумели прийти на помощь столице (Сфрандизи Георгий, «Большая Хроника» 3;3). Зимой 1452—1453 начались приготовления к штурму самого города. Мехмед издал приказ турецким войскам захватить все ромейские города на фракийском побережье. Он считал, что все прошлые попытки взять город провалились из-за поддержки осаждавших с моря. В марте 1453 турки сумели взять Месемврию, Ахелон и другие укрепления на Понте. Силимврия была осаждена, ромеи блокированы во многих местах, но продолжали владеть морем и на своих кораблях опустошали турецкий берег. В начале марта турки раскинули лагерь у стен Константинополя, а в апреле начались земляные работы по осаде города. 5 апреля к столице подошла основная часть турецкой армии. 6 апреля Константинополь был полностью блокирован.
9 апреля турецкий флот подошёл к цепи, перекрывавшей Золотой Рог, но был отбит и вернулся в Босфор. 11 апреля турки сконцентрировали тяжёлую артиллерию напротив стены над руслом речки Ликоса и начали бомбардировку, которая длилась 6 недель. 16 мая турки начали вести подкоп под стены возле Влахернского квартала, в то же время их корабли под звуки труб и барабанов 16, 17, и 21 мая подходили к цепи у Золотого Рога, пытаясь привлечь к себе внимание, чтобы скрыть от греков шум подкопа, но ромеи сумели все-таки обнаружить подкоп и стали вести контр-подкопы. Подземная минная война закончилась в пользу осаждённых, они взрывали и затопляли водой проходы, вырытые турками. 29 мая 1453 года после длительной осады город пал. Константинополь стал столицей Османской империи.
Император Константин IX Палеолог бросился в бой как простой воин и был убит.
Прибытие Андрея Фомича Палеолога в Москву и передача Ивану III прав на престол
Его наследником стал его брат Фома, дочь которого Софья Фоминична стала женой нашего великого князя Ивана III. В 1490 году в Москву прибыл её брат Андрей, ставший после смерти отца наследником византийского престола, и передал права на престол своему зятю. Его дочь Мария вышла замуж за нашего воеводу верейского удельного князя Василия Михайловича Удалого, троюродного брата великого князя московского Ивана III Васильевича.
турок
Полезное
Смотреть что такое «турок» в других словарях:
турок — ТУРОК, рка, м. (или турок недорезанный). Шутл. бран. Словосоч. приписывают А.В.Суворову … Словарь русского арго
турок — ТУРОК, устар. осман ТУРЧАНКА, разг. турка ТУРЕЦКИЙ, османский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ТУРОК — см. турецкий. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Турок — Турки Türkler … Википедия
турок — род. п. рка, народн. турка (Лесков), прилаг. турецкий (Ив. Пересветов, ХVI в., ввиду наличия е – из польск.), др. русск. турокъ (Дракула 652 и сл., Псковск. 2 летоп. под 1485 г.), турский (Афан. Никит., Дракула и др.). Из др. тюрк., тур. türk… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Турок — м. см. турки 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
турок — турок, турки, турка, турок, турку, туркам, турка, турок, турком, турками, турке, турках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
турок — т урок, т урка … Русский орфографический словарь
турок — (2 м), Р. ту/рка; мн. ту/рки, Р. ту/рок … Орфографический словарь русского языка
турок — див. турки … Український тлумачний словник