Как называли почтальона в старину
Их называли почтальонами
Их называли почтальонами
Создание русского централизованного государства настоятельно требовало расширения ямской гоньбы. Это было осуществлено великим князем Московским Иваном III.
Старинные акты той поры донесли до нас около 1600 названий мест, где княжеские гонцы могли получать подводы и корма. В своем духовном завещании 1504 г. Иван III писал: «А сын мои Василеи в своем великом княженьи держит ямы и подводы на дорогах по тем местам, где были ямы и подводы на дорогах при мне» [17].
Несколько раньше устанавливается наказание за самовольное взятие подвод. Около 1430 г. великий князь Василий Васильевич Темный освободил на пять лет жителей села Бисерово (в современном Ногинском районе Московской области) от яма и подвод. Всякого нарушившего княжеский указ ожидала кара: «А что у них кто возьмет или чем их изобидит, быти от меня в казни» [18].
Иван III пошел дальше своего отца. Он стал назначать в местности, временно освобожденные от ямской повинности, специальных приставов.
Собственно должность пристава была известна задолго до правления Ивана III. Так называли судебных чиновников. Теперь же стали назначаться официальные лица, в обязанность которых входило следить за соблюдением правил ямской гоньбы — ямские пристава.
Первое упоминание о приставе в таком качестве встречается в грамоте Ивана III от 6 июня 1481 г. Этим документом Филипп Петрищев назначался в села Троице-Сергиева монастыря, расположенные по реке Воре (в современном Пушкинском районе Московской области), для защиты крестьян от притеснений проезжающих. Ему было приказано следить, чтобы ездоки «в троицких селах и в деревнях тех сел не ставились, ни кормов бы есте, ни проводников не имали, ни лугов не травили, ни гонцы бы мои подводы и проводников и у них не имали». А если кто будет забирать подводы насильно, то их было велено «ссылать доловь», попросту говоря — гнать прочь. Указ предписывал приставу обеспечивать лошадьми гонцов с ратными вестями, а также лиц, «с кем моя будет грамота на имя в монастырские села, кому будет дати подводы» [19].
Такие грамоты назывались подорожные.
Самая ранняя из дошедших до нас русских подорожных относится к 1294–1304 гг. Ее дал сын Александра Ярославича Невского владимирский великий князь Андрей атаману Андрею Крицкому и его сыну Кузьме для проезда по Северной Двине к Белому морю. К сожалению, этот интереснейший документ остался только в списке XV–XVI вв. Хранится он в Ленинграде в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина:
«От великого князя Ондрея к посадникам, и к скотникам, и к старостам. Како есмь докончал (заключил мир) с Новымъ городом, ходите трем ватагам моим на море: а ватамман Ондреи Критцкыи, отъ дают с погостов корм и подводы по пошлине; а сын его Кузма како пойдет с потками (птицами) по данничу пути, дадят ему корму и подводы, по пошлине с погостов» [20]. Содержание грамоты в общем-то ясно. «Даннич путь» — дорога, на которой княжеские слуги имели право получать у податного населения (данников) все необходимое для проезда.
Сохранилась форма новгородской судебной повестки-позовки XV в. Возможно, она одновременно служила подорожной для посланных. Если устранить из текста документа имена собственные, то грамоте можно придать вид общей формулы: «От посадника (такого-то), от посадника (такого-то), от сочкого (такого-то). Се позва (такой-то такого-то) на суд дворяны (такими-то)» [213. Здесь недоумение может вызвать двухкратное повторение имени посадника. Дело в том, что в XV в. Новгородом управляли два посадника. А позовка писалась от их имени и имени сотского.
С конца XV в. подорожные, выдаваемые проезжающим, начинают составляться по единой форме. В них предписывалось: «По ямом ямщикам давать подводы от ямы к яму». Некоторые грамоты обязывали кормить на ямах проезжающих. В 1493 г. ехал из Москвы в Великий Новгород «Сенка Зазевидов с немчином». По подорожной им должны были давать по две подводы, а также «куря, да две части говядины, да две части свинины, да соли, и заспы (крупы), и сметаны, и масла, да два калача полуденежные» [22]. Так что от голода проезжающие не страдали.
Берестяная грамота XII в. «От Жизнемира ко Микуле»
Вислая печать князя Александра Невского. XIII в.
На пристани в Новгороде (с картины К. Лебедева)
Княжеский гонец на Руси XVI в. (с картины А. Першина)
Так выглядели подорожные грамоты в XV–XVI вв. (муляж из Центрального музея связи им. А. Попова)
Иван III разрывает ханскую грамоту (с картины Н. Шустова)
Гонец XVI в. (с картины В. Шварца)
Необходимость спешно доставлять сообщения вынуждала гонцов даже в XVI–XVII вв. брать лошадей не только на ямах, но и в придорожных селах. Такое право давала им подорожная, написанная по особой форме: «По дороге от Москвы до (название города) по ямом ямщикам, а где ямов нет, всем людем безотменно, чей кто нибуди, что есте давали б (такому-то) подводу верхи» [23]. Тогда же, возможно, было установлено разделение подвод в зависимости от их назначения. «Подводу верхи» — верховую лошадь — обычно давали гонцам. В XV в. расстояния между ямами были значительные, поэтому гонец, как правило, получал две лошади для того, чтобы в пути пересаживаться с одной на другую. Официальных лиц, послов, грузы возили на «подводе с телегою» летом и на «подводе с саньми» зимою, другими словами, на лошадях, запряженных в павозки.
Интересное описание скорой ямской гоньбы первой четверти XVI в. оставил австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посещавший Московию в 1517 и 1526 гг. Начинается этот рассказ словами: «У князя (Василия Ивановича) в своем владении в разных местах определены гонцы с полным числом лошадей, дабы, когда послан будет царский гонец, лошади были тотчас готовы» [24].
Далее дипломат рассказывает, как он ехал из Новгорода в Москву. На ямах Герберштейну и его спутникам каждое утро приводили 30, 40, а иногда 50 лошадей, тогда как им нужно было не более 12. Доехав до следующего яма, путники меняли лошадей и тотчас отправлялись дальше. По словам Герберштейна лошаденки на станах были низкорослые, лохматые, ленивые, но очень выносливые. Если кому-то надобно было ехать быстро, а с лошадью что-нибудь случалось, он брал в ближайшем поселении или у первого встречного, кроме царского гонца, другую и продолжал путь. Ямщики потом взыскивали за брошенную лошадь, а взятую возвращали хозяину, заплатив при этом положенную плату.
Русскую систему ямской гоньбы немецкий дипломат называл почтой, гонцов — почтальонами, ямщиков — управляющими почт, ямы — станциями. В русском же языке все эти слова появились только спустя полтора столетия.
К «Запискам» приложен чертеж Московского Кремля. По обычаю того времени план украшен рисунками. Здесь и боярин в долгополой одежде, и воины на конях, и лыжники. Для нас же самое интересное на чертеже — несущиеся во весь опор сани. Много саней. На некоторых седоки сами правят лошадьми. Другие же с проводниками, так еще в старину называли ямщиков. Любопытную деталь подметил путешественник: в те времена проводники обычно сидели верхом на лошади, спустив ноги меж оглоблей.
Адам Олеарий — немецкий ученый и путешественник, посетивший Россию в 1633 и 1635–1639 гг., описывая ямскую гоньбу, говорил, что русские обычно запрягают в повозку одну лошадь. А если коней несколько, то их ставят одного за другим цугом или «гусем».
Московские ямщики начала XVI в. (по рисунку С. Герберштейна)
У каждого ямщика был рожок из бычьего рога. Тем не менее, подъезжая к станции, охотник закладывал два пальца в рот и обыкновенным свистом вызывал смену. В свое оправдание охотники товарищи говорили, что свист дальше слышно и лошади под молодецкий посвист бегут быстрее [25].
Иностранцы оставили описание внешнего вида русских почтарей. Но более точно одеяние гонщика, даже с указанием цен, перечислено в приказных делах 1628 г., хранящихся в Центральном государственном архиве древних актов: зипун лазорев астрадинный — 2 руб. 50 коп., шапка вишневая с пухом — 1 руб. 50 коп., кушак бумажный с ножами — 50 коп., кафтан шубной полусуконный подлазоревый — «два рубли без гривны» [26]. Такой наряд по тем временам очень дорогой — 6 руб. 40 коп. «строился» на долгие годы и переходил от отца к сыну, от деда к внуку.
В «Записках о московских делах» Герберштейн отмечал, что по темпам передвижения гонцы не уступали западноевропейским почтальонам. Его служитель проехал 600 верст, отделявшие Великий Новгород от Москвы, за 72 часа[13]. Примерно такой же была скорость доставки корреспонденции и на других дорогах Русского государства. Летописи рассказывают, что гонец с известием о взятии Казани в 1552 г. прибыл в Новгород на седьмой день [28]. Казань пала 1 октября, когда осенние дожди размыли дороги. И все-таки гонец промчался 1400 верст со средней скоростью 200 верст в сутки.
В декабре 1546 г. по всем семи дорогам из Москвы помчались гонцы с грамотами к князьям и детям боярским. Речь в этих документах шла о выборе царской невесты. Все указы заканчивались такими словами: «Грамоту пересылайте между собой сами, не задерживая ни часу» [29].
С течением времени в старинных актах стали указывать, что проезжающие, если хотят, могут покупать продукты питания и фураж, а не брать их силой. Первый из подобных документов — грамота царя Ивана IV, данная 17 мая 1551 г. московскому Чудову монастырю: «А хто у них (монахов) в том селе и в деревнях станет, он корм свой и конской купит» [30].
В 1558 г. Г. А. Строганов «бил челом» царю Ивану Васильевичу на земли ниже Великой Перми по реке Каме до Чусовой. Царь пожаловал ему эти угодья: указав: «в течение 20 лет хлеб, соль и всякий запас торговые люди в городе держат и послам, гонцам, проезжим и дорожным людям продают по цене, как между собою покупают и продают; также проезжие люди нанимают полюбовно подводы, суда, гребцов и кормщиков» [31].
Скорая ямская гоньба требовала наличия хороших дорог. Поэтому русское правительство уделяло большое внимание созданию новых путей и поддержанию в порядке старых.
Первые «технические» требования, предъявляемые к дорогам, опубликованы в Судебнике царя Федора Ивановича 1589 г. «Куда были преж сего дороги, и ныне бы те дороги были чисты, — говорится в 223 статье свода законов, — и через реки перевозы по государове дороге, а через ручьи мосты вново добрые». Следующая статья определяла ширину дороги в полторы сажени (около 3,2 метра). «А по лесам дорогу частить поперег полторы сажени, и выскиди (бурелом) и поперечный лес высекати. А на ручьях мосты мостиТи поперег полторы сажени. А где на проезжей дороге заворы (косогоры), и тут бы были отворы (удобные спуски и подъемы)». По тракту велено было ставить вехи, «до кех мест чья земля имеет». Так появилась прародительница верстового столба.
Судебник устанавливал наказание за несвоевременный ремонт дорог. Если на худом мосту седок изувечится или лошадь «ногу изломит», то весь убыток взять с того, кто вовремя не починил мост. Такая же кара ждала человека, не поставившего на своей земле вехи [32].
Читайте также
5. Как называли себя Этруски?
5. Как называли себя Этруски? Начнем с того, что этруски называли себя Расенами [91], с.72, Расами. То есть попросту Русскими? «“Расенна” – так называли себя Этруски» [91], с.72. С. Ферри характеризует переселение этрусков в Италию как «туско-сабинско-расенское» [90], с.14. «Г.
Кого называли маврами?
Кого называли маврами? Маврами в средневековой Европе называли мусульман, которые в VIII в. пришли из Северной Африки на Пиренейский полуостров и основали там свое государство Андалус.Само слово мавр гораздо древнее.Там, где сейчас располагаются Испания и Португалия,
2.5. Как называли себя этруски
2.5. Как называли себя этруски Начнем с того, что этруски называли себя РАСЕНАМИ [106], с. 72, а также РАСАМИ. То есть попросту РУССКИМИ. Сообщается следующее: «„РАСЕННА“ — так называли себя ЭТРУСКИ» [106], с. 72. С. Ферри характеризует переселение этрусков в Италию как
Как называли славян?
Как называли славян? Названия народов (этнонимы) делятся на два типа — эндоэтнонимы и экзоэтнонимы. Эндоэтнонимы — это как народ сам себя называет. Экзоэтнонимы — это как его называют другие. Немцы называют себя «дойтчен», а для французов немцы до сих пор «алеманны», по
Как их называли
Как их называли Для обозначения статуса римских женщин использовался целый спектр терминов. Конечно, их употребление со временем менялось, имело стилистические и местные варианты, но все же можно составить их словарик в порядке латинского алфавита.Amita — тетка по отцу. Anus
Как называли славян?
Как называли славян? Названия народов (этнонимы) делятся на два типа — эндоэтнонимы и экзоэтнонимы. Эндоэтнонимы — это как народ сам себя называет. Экзоэтнонимы — это как его называют другие. Немцы называют себя «дойтчен», а для французов немцы до сих пор «алеманны», по
П. П. Дмитриев Нас называли «антюфеевцами»…
П. П. Дмитриев Нас называли «антюфеевцами»… Наш дивизион 122-миллиметровых гаубиц образца 1938 г. на конной тяге был сформирован на станции Сомово под Воронежем и во второй половине декабря 1941 г. прибыл на Волховский фронт. Большинство личного состава еще не участвовало в
5. Как называли себя этруски
5. Как называли себя этруски Начнем с того, что этруски называли себя РАСЕНАМИ [106], с. 72, РАСАМИ. То есть попросту РУССКИМИ? Сообщается следующее: «„РАСЕННА“ — так называли себя ЭТРУСКИ» [106], с. 72. С. Ферри характеризует переселение этрусков в Италию как
5.4. В XVII веке Черным морем называли центральную часть Тихого океана В XVIII веке Чермным морем называли Калифорнийский залив Тихого океана, а весь современный Индийский океан также называли Чермным морем
5.4. В XVII веке Черным морем называли центральную часть Тихого океана В XVIII веке Чермным морем называли Калифорнийский залив Тихого океана, а весь современный Индийский океан также называли Чермным морем На карте 1622–1634 годов, нарисованной картографом Hessel Gerritsz, Тихий Океан
5.1. Ее называли Люси
5.1. Ее называли Люси 5.1.1. Агитация за ХадарДональд Джохансон, ученик Кларка Хауэла, добыв деньги на экспедицию на север Эфиопии в Хадар, где встречались ископаемые, приехал на конференцию по озеру Рудольф в 1973 г., чтобы уговорить специалистов ехать с ним в Хадар.Он
Их называли по-разному
Их называли по-разному В XI–XV веках, помимо государственных мужей и служителей церкви, из Руси в Царьград отправлялись и обычные люди. Как правило, они шли по местам христианских святынь и достопримечательностей. Их называли «путниками», «странниками», «паломниками».
О том, что не называли «бюджетом» королевства
О том, что не называли «бюджетом» королевства Работы Франсуазы Байяр с осторожной, но впечатляющей точностью устанавливают, сколько Франция получала и, следовательно, тратила на деле (само слово, как и понятие «бюджет», было неизвестно в ту эпоху).В мирное время, то есть
Его называли «адом»
Его называли «адом» Второй бастионСолдаты Муромского полка сражались и на втором бастионе.Бастион находился на небольшой возвышенности на краю Килен-балки. Вначале он не имел номера. На генеральном плане города Севастополя «с показанием высочайше утвержденного
История развития связи. Почта
Ни для кого не секрет, что мировая история тесно связана с обменом информацией — без этого процесса существование человеческого общества попросту невозможно. Ключевую роль в таком обмене играет связь, то есть передача и приём информации с помощью различных технических средств. В совсем древние времена у людей не было многоядерных смартфонов, поэтому они использовали более примитивные средства: голос, звуки, огонь, дым и тому подобное.
Со временем менялись средства и формы связи — те, кто поумней, чуть позже придумали письменность и стали передавать информацию в письменном виде. С тех пор информация стала передаваться в более долгоиграющем виде и особенно интенсивно, а первую её пересылку можно смело считать днём рождения почты.
Кстати, слово «почта» происходит от польского «poczta» и итальянского «posta». Последнее, в свою очередь, возникло от «posta» и позднелатинского «posita», которое вероятнее всего является сокращением от «statio posita in…» — остановка, станция для переменных лошадей, расположенная в определённом месте. Таким образом, первоначально это слово обозначало станцию для обмена почтовых лошадей или курьеров. Слово «post» в значении «почта» впервые стали употреблять в XIII веке. |
Сегодня под словом «Почта» подразумевают и учреждение почты (почтамт, отделение), и послание, и совокупность полученной корреспонденции (письма, посылки).
Наиболее интересные музейные экспозиции о почте были, пожалуй, в музее связи им. А.С. Попова в Питере и в музее почты в Уфе (около нулевого километра).
Это я, почтальон Печкин, принёс посылку для вашего мальчика
Историки придерживаются того мнения, что устройство почтовой службы русские переняли у завоевателей — монголов. Тогда на основных дорогах появились почтовые станции (на расстоянии от 30 до 100 вёрст друг от друга) — «ямы», на которых «ямчи» (гонцы) меняли лошадей. В свою очередь, слова «ям» и «ямчи» происходят от двух татарских слов — «дзям» (дорога) и «ям-чи» (проводник). Отсюда пошло и слово «ямщик», которым называли людей, занимающихся перевозкой людей и грузов на гужевом транспорте. Ямщииик, не гониии лошадей…
Работа гонцов была на износ (и подвергалась жёстким наказаниям в случае недобросовестного исполнения обязанностей или срыва сроков доставки посылки), поэтому в их ряды старались набирать людей покрепче. Например, первая посылка из Уфы в Москву (через Казань) в 1639 году заняла у конного гонца Гришки Погорельского аж 70 дней (возможно потому, что у него были неактуальные карты в навигаторе). Попробуйте-ка 70 дней поскакать на коне… а ведь это только в одну сторону.
Макет почтовой станции 17-18 века
Слово «почтальон» (кстати, тоже позаимствованное слово) в дореволюционной России в почтовом деле стало использоваться с 1716 года, а до этого служащих, доставлявших почту, называли «почтарями». При этом были разновидности в зависимости от вида разносимой почты: иногороднюю почту доставляли почтальоны, а городские письма — письмоносцы.
Серьёзно своими реформами почту прокачал Пётр I — именно при его правлении почтовая связь в России появилась во всех основных городах страны. Почта стала государственной, были созданы первые в России почтамты, открыты почтовые конторы в губернских городах, введена должность почтмейстера.
Вместе с этим была введена и новая форма для почтовых служащих: тёмно-зелёный суконный кафтан с ведомственной эмблемой — почтовым рожком (для оповещения о своём прибытии) и красным орлом (герб означал, что почтовый работник является государственным служащим и находится под опекой и защитой большого брата). Позже для подачи звукового сигнала стали использовать поддужный колокольчик.
К концу 18 века протяжённость почтовых путей в России составила ни много ни мало 33 тысячи вёрст (тут подсказывают, что это 35204,4 километров).
Кстати, раз уж заговорили о транспорте, то нельзя не упомянуть про железную дорогу. Первые почтовые вагоны (между Питером и Москвой) начали ходить с 1851 года.
Куверты и штемпеля
Как сейчас, так и раньше, бесплатный сыр был только в мышеловках и в чизбургерах, пробитых как гамбургеры. Говоря проще, пересылка писем была удовольствием не бесплатным.
Письма в то время писались на бумаге, которую потом складывали текстом внутрь. Снаружи на чистой стороне указывался адрес, а место сложения нередко запечатывали сургучом. Затем письмо относили в почтовую контору, где служащий (после взвешивания отправления и получения денег за его пересылку) ставил оттиск специального штемпеля. Получавшаяся в результате манипуляций штука носила название «куверт» (предположительно от английского «to cover» — закрывать) и являлась прообразом современных конвертов.
Штемпель же — устройство типа печати, использующееся на почте для получения (ручным или механическим способом) штемпельных оттисков, служащих для гашения знаков почтовой оплаты, подтверждения приёма почтового отправления, контроля за маршрутом и временем нахождения в пути, а также нанесения каких-либо пометок.
Ну и ещё так называют сам оттиск, который сам по себе несёт довольно много различной информации (в зависимости от цвета, формы, содержания, назначения и так далее).
Это интересно: считается, что штемпель изобрёл откупщик королевской почты Генри Бишоп (H.Bishop), назначенный в 1660 году первым генеральным почтмейстером Соединенного королевства. Изначально изобретение было предназначено для контроля времени прохождения почты, и в оттиске содержалась лишь информация о месяце и дне доставки письма. А так как делать штемпеля со сменяемой датой тогда ещё не умели, то набор для почтовых станций состоял из 366 штемпелей. |
Объёмы пересылок непрерывно росли, и вскоре такой несовершенный способ оплаты очень быстро стал накладен, в первую очередь для самих сотрудников службы. Поэтому для упорядочения системы почтовых сборов в 1845 году почтовый департамент осуществил ряд реформ, среди которых — введение (сначала в Петербурге, а потом и в Москве) первых знаков почтовой оплаты. Так появились штемпельные конверты — те же самые куверты, но с уже напечатанным типографским способом штемпелем на лицевой стороне. Изначально они имели хождение только в пределах города, но уже в 1848 году появились варианты разных номиналов, в том числе для иногородней корреспонденции.
С тех пор внешний вид и конструкция конверта остались практически неизменными.
Марки
На смену штемпельной системе пришли почтовые марки — специальные знаки, франкирование (форма предварительной оплаты отправителем пересылки и доставки пересылки) которыми свидетельствует о факте оплаты услуг ведомства (пересылки и доставки как внутренней, так и международной корреспонденции). Маленькие и красивые кусочки бумаги с заданной стоимостью (номиналом) и богатейшей историей.
Моя скромная коллекция )
Считается, что их изобретателем в 1837 году стал англичанин Роуленд Хилл, мать которого работала на почте и неоднократно рассказывала о трудностях работы, недостатках почтовой системы и дороговизне оплаты. На это Хилл однажды выдвинул идею единообразного почтового тарифа (оплачиваемого отправителем), выпустив памфлет «Реформа почты, её значение и целесообразность». Там-то появление марочек и предусматривалось: «Perhaps this difficulty (of using stamped envelopes in certain cases) might be obviated by using a bit of paper just large enough to bear the stamp and covered at the back with a glutinous wash, which the bringer might, by the application of a little moisture, attach to the back of the letter, so as to avoid the necessity of re-directing it» («Возможно, эта сложность (использования маркированных конвертов в определённых случаях) может быть устранена посредством бумажки, достаточно большой по размеру, чтобы нести на себе марку, и покрытой на обратной стороне тонким клеевым слоем, которую отправитель может, с помощью небольшого увлажнения, приложить на обороте письма, с тем чтобы избежать необходимости перенаправлять его.»). Чуть позже он стал автором первой марки («Чёрный пенни»), ну а дальше понеслось…
Первая в мире почтовая марка
В России марки появились немногим позже — в 1857 году А.П. Чарульский (сотрудник почтового департамента) перенял зарубежный опыт и предложил ввести марочную систему в наших холодных краях.
Первые проекты русских почтовой марок (представленные Ф.М.Кеплером 21 октября 1856 года) были отклонены Чарульским. Позже над к проекту марки подключается старший гравер ЭЗГБ Франц Михайлович Кеплер — почитав фидбек Чаруковского на первые пробы, он принялся изготавливать первые образцы — из нескольких вариантов был выбран один, ставший первой почтовой маркой России. Красивая? 😉
Первые марки приходилось вырезать ножницами, хотя очень скоро пришли к выводу, что это не самый удобный вариант. В 1847 году служащий Дублинского почтамта Генри Арчер предложил делать перфорацию, то есть пробивать сквозные круглые отверстия по всему периметру марки. Но мало кто знает, что перфорирование почтовых марок производится не только для облегчения отделения марок — форма зубцовки и её размеры также являются одним из способов защиты от подделки.
Почтовые ящики
Появление штемпелеванных конвертов упростило оплату пересылки и сделало присутствие почтового чиновника необязательным. Всё это поспособствовало скорому появлению почтовых ящиков (для сбора и хранения писем) прямо на улицах города.
Вариантов конструкции почтовых ящиков в разные времена было огромное множество — и уличные, и “домашние”, и вандалоустойчивые, и даже с устройствами для выдачи марок — во многих музеях, как правило, их целые коллекции.
Военные годы
Одно дело — гражданские письма, а совсем другое — необходимость в обмене информацией во время военных действий, когда почта была востребована ещё больше. Великая Отечественная война дала о себе знать — перемещение миллионов людей вызвало огромное увеличение потока почтового обмена, из-за чего почта (а также телеграфы, о которых чуть позже) работала круглосуточно, ежедневно обрабатывая тысячи посылок. Для понимания масштабов — в одной только Башкирской республике (Уфа была важной составляющей почтовой системы тех времён) в годы войны своевременно было обработано, отправлено и доставлено более 20 миллионов писем.
Минутка занимательной арифметики: среднестатистическая скорость LTE-соединения от Мегафона в Питере у меня составляла 50 мегабит в секунду на приём. Если предположить, что все 20 миллионов писем в Башкирской республике были бы в военные годы написаны на листах формата А4 (с обеих сторон, то есть, примерно, по 5000 символов на лист), то получившийся объём текста (20.000.000 * 5 Кб = 95.367 Гб) можно было бы скачать за 4.5 часа. Наивно предположу, что переписку всей страны вполне можно было бы выкачать за недельку… так, о чём это я.
Интересный факт: в домарочный период письма часто писали с использованием свободного пространства листа как вдоль, так и поперёк. Это делалось в целях экономии бумаги и денег на оплату одного почтового послания. |
Кстати, письма и почтовые карточки, адресованные на фронт, пересылались бесплатно.
Наше время
В конце прошлого тысячелетия техника и технологии начали развиваться особенно интенсивно, в России появились мобильная связь и Интернет. Высокий уровень проникновения этих технологий ощутимо отразился на характере коммуникаций между людьми: поток простой письменной корреспонденции продолжает сокращаться.
Но жители страны практически ничего не потеряли (кроме радости от получения тёплого лампового письма) — ведь на смену бумажной почте пришла электронная. Для передачи информации не нужно разводить костёр, заводить почтовых голубей… да даже необязательно знать, где находится ближайший к дому почтовый ящик — достаточно в любом месте города достать телефон/планшет/ноутбук и быть уже на связи. Любой почтовый адрес, мгновенная отправка и получение писем, любые вложения файлов, коллективная переписка, форвардинг, сортировка — да-да, вот это всё. Находясь в тысячах километров от офиса, я был в курсе того, что происходит на работе.
А ведь когда-то отправка только в одну сторону заняла бы не один день…
Продолжение следует.
// Ссылки по теме (Wikipedia): Всё о почте
Только что вы дочитали первую статью об истории развития связи, все остальные будут опубликованы на страницах спец-проекта с МегаФоном.
!important: Статья не претендует на полноту и достоверность всех данных.