Как называли остапа бендера великий

Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер-бей

Как называли остапа бендера великий. Смотреть фото Как называли остапа бендера великий. Смотреть картинку Как называли остапа бендера великий. Картинка про Как называли остапа бендера великий. Фото Как называли остапа бендера великий

Оста́п Бендер — главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», «великий комбинатор», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма денег». Один из самых популярных героев «плутовского романа» в отечественной литературе.

Сам Бендер представляется как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-Бей (в «Двенадцати стульях»). В романе «Золотой телёнок» Бендера именуют Остап Ибрагимович.

Содержание

Биография

Жизнь Остапа Бендера до 1927 года

Бендер родился то ли в 1900 году (в «Двенадцати стульях» летом 1927 года он называет себя «мужчиной двадцати семи лет»), то ли в 1897 (в «Золотом теленке» осенью 1930 года Бендер говорит: «Мне тридцать три года, возраст Иисуса Христа…»).

Прошлое Остапа весьма туманно. Авторами романов его прошлое упоминается вскользь:

По другой версии Ильф и Петров намеренно дали Бендеру «интернациональное» (украинско-еврейско-турецкое) имя как раз для того, чтобы исключить указанные выше толкования и подчеркнуть универсальность, всеобщность этой личности. Как известно, Одесса — город интернациональный, каким был и дуэт авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка». Данная версия является более спорной по сравнению с первой, ибо в конце XIX—начале XX веков в Одессе, где проживало значительное число евреев, их численность увеличилась. В том числе из-за бежавших туда от погромов (в частности, из еврейского местечка Бендеры).

Очевидно, что Бендер учился в гимназии, так как он однажды припоминал латинские слова-исключения, зазубренные там (роман «Золотой телёнок», гл. XVII). Кроме того, в том же романе (гл. XIII), на упоминание Васисуалием Лоханкиным о сермяжной правде жизни, Остап Бендер со знанием дела замечает:

Дело было в том, что по указанию В. И. Ленина, заменившего политику «военного коммунизма» «новой экономической политикой» (НЭПом), мошенничество из разряда преступлений перешло в категорию аморальных проступков, ибо деньги и ценности изымались у их владельцев ненасильственным путем. Жертвы, как любил говаривать сам Остап Бендер, приносили их ему и подобным ему сами, «на блюдечке с голубой каемочкой», а это, на взгляд тогдашних большевиков, ничем не отличалось от торговли, которая в их глазах считалась разновидностью надувательства граждан, но разрешалась законом. В 1920-е годы были приняты УК РСФСР (1922), УПК РСФСР (1922), «Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик» (1924), УК РСФСР (1926). Одновременно с введением этих законов, была произведена амнистия всех, содержавшихся в переполненных тюрьмах, заключённых «по пустяковым делам» и по статьям тех преступлений, которые были отменены (утратили силу), то есть декриминализированы сами деяния и лицо, освобожденное в связи с декриминализацией, отпускалось на свободу не по амнистии, а в связи с тем, что закон уже не считал их действия криминальными. В отличии от Якова Менелаевича, за которым по освобождении по амнистии продолжала числиться судимость, Бендер судимым не считался, ибо такого преступления более не было. Именно по этой причине Остап Бендер мог стать героем сатирического произведения, ибо большевики приняли решение бороться с «аморальщиной» путем перевоспитания в обществе (коллективе), подвергая их высмеянию и осуждению.

Кроме того, Остап по крайней мере один раз был в Средней Азии до 1930 года.

«Двенадцать стульев»

Как называли остапа бендера великий. Смотреть фото Как называли остапа бендера великий. Смотреть картинку Как называли остапа бендера великий. Картинка про Как называли остапа бендера великий. Фото Как называли остапа бендера великий

Так в романе впервые появляется великий комбинатор.

По мнению ряда комментаторов романа (в частности, М. Одесского и Д. Фельдмана), описание свидетельствует о том, что в Старгород вошёл заключенный, неоднократно судимый и совсем недавно освободившийся, то есть преступник-рецидивист (мошенник, так как сразу после освобождения строит планы, связанные с мошенничеством). В самом деле, бездомный бродяга, не имеющий холодной весной (лед на лужах) ни пальто, ни носков, но путешествует в модном костюме и щегольской обуви:

Аферы

Живость характера и любовь к денежным знакам позволяли Остапу проводить довольно остроумные аферы, жертвами которых становились большие группы людей одновременно.

В Старгороде Остап в один вечер сколотил подпольную организацию для свержения Советской власти — «Союз меча и орала». Её члены, старгородские «бывшие» и нэпманы, настолько уверовали в серьёзность затеи, что в конце концов явились с повинной в ОГПУ, а у одного из них Бендеру ещё дважды удалось получить денежные субсидии на «святую цель».

В приволжском городке Васюки Остапу удалось выдать себя за международного гроссмейстера, дать сеанс одновременной игры в местной шахматной секции (которая с лёгкой руки Остапа была переименована в «Клуб четырёх коней»), и убедить наивных провинциалов в реальности организации «Международного Васюкинского турнира 1927 года», на котором должны были встретиться сильнейшие шахматисты современности. А после проведения турнира Васюки с передовой идеей шахматной мысли должны были стать новой столицей СССР (Нью-Москва), а впоследствии — и всего мира.

Получив в в своё распоряжение автомобиль Адама Козлевича, Бендер по пути в Черноморск успешно выдавал себя за командора большого автопробега, «снимая пенки, сливки и тому подобную сметану с этого высококультурного начинания».

Убийство и воскрешение героя

Как называли остапа бендера великий. Смотреть фото Как называли остапа бендера великий. Смотреть картинку Как называли остапа бендера великий. Картинка про Как называли остапа бендера великий. Фото Как называли остапа бендера великий

В предисловии к «Золотому теленку» Ильф и Петров в шутливой форме рассказали о том, что к концу написания «Двенадцати стульев» возник вопрос об эффектной концовке. Между соавторами возник спор, убивать ли Остапа или оставить в живых. В конце концов, решили положиться на жребий. В сахарницу положили две бумажки, на одной из которых был нарисован череп с костями. Выпал череп — и через тридцать минут великого комбинатора не стало.

В романе «Золотой телёнок» Остап «воскрес». Шрам на шее, описанный авторами, говорит о том, что студент Иванопуло вернулся домой достаточно вовремя для того, чтобы «хирурги смогли спасти мою молодую жизнь».

В конце «Золотого телёнка» Остап был ограблен румынскими пограничниками при переходе границы, но остался в живых, что может говорить о намечавшемся продолжении приключений Остапа.

В 1933 году в печати появились анонсы третьего романа о Бендере под условным названием «Подлец», но этот замысел Ильфа и Петрова остался неосуществленным. Зато в конце XX века на рынке появилось несколько «продолжений»: А. Вилинович «Дальнейшие похождения О. Бендера» (1997), Петр Ильфов «Рог изобилия» (1999).

«Золотой телёнок»

Вся дилогия представляет собой биографию авантюриста, который поначалу был уголовником, а затем стал сыщиком, своего рода подпольным советским Видоком или Арсеном Люпеном.

Действия Остапа Бендера в первой части его биографии («12 стульев») легко подпадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса, в то время как во второй части — «Золотом телёнке» — он, по сути, расследует преступление. Подобная двойственность героя вполне в духе классического детектива.

Образ Бендера в романах

Можно заметить, что образы Бендера в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» довольно сильно различаются. В «Двенадцати стульях» его образ довольно схематичен, фактически это условный персонаж. Он практически не совершает ошибок, всё ему дается удивительно легко. В «Золотом теленке» образ Бендера более глубок, в нём уже можно почувствовать живого человека, со всеми его болями, радостями и мечтами.

Бендер-«управдом» в некоторых подражаниях Ильфу и Петрову

Как называли остапа бендера великий. Смотреть фото Как называли остапа бендера великий. Смотреть картинку Как называли остапа бендера великий. Картинка про Как называли остапа бендера великий. Фото Как называли остапа бендера великий

Возможные прототипы Остапа Бендера

Некоторые исследователи считают, что в образе Бендера воплотились характеры и трёх его создателей (включая Валентина Катаева). От Катаева взяты черты наглого провинциала, от Петрова — неисчерпаемая страсть к шуточкам, от Ильфа — скепсис и элементы разочарованности. Таким образом, Бендер уникален тем, что в его характере, как в калейдоскопе, проворачиваются характеры трёх совершенно разных лиц, что придаёт ему незаурядную художественную глубину.

Источник

Великий комбинатор: кем был Остап Бендер в реальной жизни?

Как называли остапа бендера великий. Смотреть фото Как называли остапа бендера великий. Смотреть картинку Как называли остапа бендера великий. Картинка про Как называли остапа бендера великий. Фото Как называли остапа бендера великий

Фильм «Двенадцать стульев» можно будет увидеть 7 марта в 19:20 на телеканале «МИР».

«Литературные негры»

Все началось одним августовским утром 1927 года. В редакцию газеты «Гудок» вошел высокий, по моде одетый мужчина средних лет. Он без стука вошел в комнату «Четвертой полосы», где работали двое молодых и тогда еще никому не известных репортера – Илья Ильф и Евгений Петров. Последний фамильярно обратился к вошедшему: «Привет, Валюн». Ильф поздоровался более сдержанно. Тем гостем был старший брат Евгения, Валентин Катаев. Он с загадочным видом подмигнул журналистам и заявил, что пришел с деловым предложением. «Я хочу, чтобы вы стали моими. литературными неграми», – заговорщически произнес Катаев. Репортеры удивленно переглянулись.

Катаев давно вынашивал идею о том, чтобы стать «советским Дюма-отцом». Кто-то рассказал ему, что знаменитый француз нанимал начинающих писателей, и те создавали за него великие шедевры, а он лишь подкидывал им идеи. Вот и Катаев решил подкинуть младшему брату основу для приключенческого романа, сюжет которого сегодня знаком каждому. Главные герои охотятся за бриллиантами, которые зашиты в одном из двенадцати стульев, и, конечно же, попадают во всевозможные передряги, красочно раскрывающие пороки современного общества. Молодым писателям идея пришлась по душе. Так, в той самой прокуренной редакционной комнатушке, родился тандем Ильфа и Петрова.

Катаев же вскоре после этого разговора отправился на Зеленый мыс, пообещав своим «литературным неграм» иногда вносить коррективы в их текст, проходясь по нему «рукой мастера». Впрочем, как вспоминали впоследствии Ильф и Петров, Валентин отдал весь роман им на поруки. Когда ему представили финальную версию книги (первую часть «Двенадцати стульев» авторы закончили в течение месяца), Катаев признал, что роман вполне зрелый и в его правках не нуждается. Свое имя из списка авторов он решил убрать, поскольку сюжет, написанный Ильфом и Петровым, сильно расходился с его представлениями. Но взамен потребовал от писателей указать на первой странице посвящение В. П. Катаеву и с первого гонорара подарить ему золотой портсигар. Обе просьбы писатели честно выполнили.

Почти всех персонажей «Двенадцати стульев» Ильф и Петров «срисовали» со своего окружения. Одним из эпизодических героев поначалу был некий инспектор уголовного розыска. По признанию самих авторов, они списали его с их общего знакомого, которого звали Осип Беньяминович Шор (друзья и близкие называли его Остапом). Имя авторы решили не менять, а звучную фамилию герой получил от соседа Ильи Ильфа – владельца мясной лавки Бендера.

Очень быстро писатели поняли, что без Остапа в их книге не обходится ни одно важное действие: он словно «распихивал» остальных героев и постоянно вырывался на первый план. Так второстепенный персонаж превратился в главного героя, которого на долгие годы полюбила вся страна.

Мечты о Бразилии и женитьба на «Грицацуевой»

Братья с раннего детства грезили приключениями: читали книги о захватывающих путешествиях и мечтали о кругосветном плавании. Однако дедушка мечты внуков не разделял. Он устроил их на работу в свою лавку, где мальчишки помогали ему в торговле, а иногда даже и в контрабанде. Домой к деду часто наведывались криминальные авторитеты, мошенники и бандиты. Эта необычная атмосфера сильно повлияла на юного Осипа.

Окончив мужскую гимназию, Осип Шор поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета, но вскоре бросил его и решил переехать к матери в Петроград. Там он собирался вновь поступить в университет, на этот раз – на механический факультет Технологического института имени императора Николая I. Но планы Осипа нарушила гражданская война. В Петрограде начался голод. Осип ослаб, заболел бронхитом и быстро разочаровался в своем выборе. Он решил вернуться в солнечную Одессу.

Кстати, даже повзрослев, Шор не растерял своего энтузиазма и склонности к авантюрам. Он мечтал когда-нибудь уехать в Бразилию или Аргентину и даже выработал особый стиль в одежде: носил светлые костюмы, белую капитанскую фуражку и фирменный длинный шарф, небрежно свисавший с шеи. Так начал формироваться образ легендарного Остапа Бендера, хотя сам Осип еще об этом не подозревал.

Путь обратно в Одессу занял у нашего героя около года. Именно в это время, с 1918 по 1919 год, с Осипом случилась большая часть его удивительных приключений, которые позднее легли в основу романа «Двенадцать стульев». Чтобы добыть хоть какие-то средства к существованию и добраться домой, он прибегал к самым смелым авантюрам. К примеру, истории о том, как он представлялся художником, чтобы проникнуть на пароход, выдавал себя за пожарного инспектора в доме престарелых и даже за гроссмейстера, хотя совершенно не умел играть в шахматы – все эти эпизоды вошли в роман Ильфа и Петрова почти без изменений. Даже женитьба Бендера на мадам Грицацуевой – не выдумка: в какой-то момент Шор действительно вступил в брак с некой богатой дамой и перезимовал у нее, живя в тепле и довольстве.

Месть Япончика и конец карьеры

Вернувшись наконец в родную Одессу, Осип устроился на работу в Одесский уголовный розыск и занялся ловлей преступников. В те годы стать инспектором в Одессе было не трудно. За годы революции власть в городе переходила из рук в руки 14 раз! В итоге Одессу фактически поделили между собой политические и криминальные группировки: здесь были зоны влияния большевиков, белогвардейцев, иностранных интервентов, и, конечно, бандитов всех сортов и мастей. Уровень преступности был невероятно высоким. В итоге одесситам пришлось объединиться в дружины и бороться с преступностью своими силами. Самые усердные борцы получали звания инспекторов – так было и с Шором.

Как называли остапа бендера великий. Смотреть фото Как называли остапа бендера великий. Смотреть картинку Как называли остапа бендера великий. Картинка про Как называли остапа бендера великий. Фото Как называли остапа бендера великий Фото: Википедия/общественное достояние

Он, казалось, был создан для службы в ЧК: хитрый, ловкий, да к тому же довольно рослый (его рост составлял около 190 сантиметров) и крепкий, Осип наводил страх на бандитов. Его главным противником был знаменитый Миша Япончик, чьей банде он нанес весомый урон. За свою карьеру в угрозыске Остап сумел раскрыть несколько дел об ограблении, которые совершали подручные Япончика, устраивал им облавы и т.д.

Но все это разом оборвалось после одного трагического случая. Бандиты несколько раз пытались расправиться с Осипом, но ему каждый раз удавалось улизнуть. А вот его брат оказался не настолько ловким. Натан Шор, более известный современникам как поэт Анатолий Фиолетов, не только писал стихи, но и также трудился в уголовном розыске вместе с братом. По рассказам Катаева, который был другом Натана, он стал жертвой ужасной путаницы. Прихвостни Япончика, охотившиеся за Осипом, попросту перепутали его с братом. В тот роковой день, 27 ноября 1918 года, бандиты настигли его в мебельном магазине, где Натан вместе со своей невестой, поэтессой Зинаидой Шишовой, выбирал мебель для будущей квартиры. Через несколько дней они должны были пожениться.

Спросив фамилию и услышав нужный им ответ, негодяи сделали четыре выстрела в упор – молодой человек скончался на месте. Остап был потрясен смертью брата, это горе практически уничтожило его. Он несколько дней искал убийц, а найдя, вместо того, чтобы отомстить, до утра вместе с ними оплакивал покойного: бандиты, как ни странно, тоже скорбели по погибшему.

Побег, война и тракторный завод

О своих приключениях Осип, бывший прекрасным рассказчиком, часто говорил с Валентином Катаевым. Ну, а при каких обстоятельствах тот передал эти сведения Ильфу и Петрову – читателю уже известно. Кстати, в 1934 году Шор лично встретился с писателями, столь мастерски воплотившими на бумаге многие эпизоды из его жизни. Удивлению авторов не было предела, когда их «Остап» буквально вломился к ним и стал требовать баснословные гонорары за «списанного» с него Бендера. Растерянные Ильф и Петров начали оправдываться, а Осип только весело рассмеялся – шутить и подкалывать он всегда умел.

Осип Шор долго кочевал. В 1934 году он отправился в Челябинск, где устроился на тракторный завод к своему приятелю, который был там директором. В 1937 году, по слухам, директора задержали сотрудники НКВД, и Шор вступился за него – попал «под горячую руку». Его забрали в отделение, но он и тут проявил чудеса ловкости: выпрыгнул прямо из окна кабинета следователя и сбежал. Впрочем, личное дело Шора до нас не дошло, поэтому судить о достоверности этой конкретной истории – сложно.

Во время Великой Отечественной войны Осип отчаянно пытался пробиться в блокадный Ленинград – к сестре и матери. Но тщетно. Уже после победы он узнал, что Екатерина Герцевна умерла от голода, а Эльзу эвакуировали в Ташкент. Примерно в это время у Осипа обнаружили экзему, которая переросла в рак кожи. Но он прервал лечение и отправился в Ташкент для встречи с сестрой. Тяжелая болезнь не помешала ему устроиться на работу: последующие 15 лет Осип Шор работал проводником на товарных поездах. После войны вернулся из Ташкента в Москву, поселился на Воздвиженке.

Как называли остапа бендера великий. Смотреть фото Как называли остапа бендера великий. Смотреть картинку Как называли остапа бендера великий. Картинка про Как называли остапа бендера великий. Фото Как называли остапа бендера великий Фото: Википедия/общественное достояние

В отличие от своего литературного «близнеца», Осип Шор прожил долгую, хоть и нелегкую жизнь. Женой и детьми он так и не обзавелся и умер в 1978 году, немного не дожив до 80 лет. О том, что именно он стал прототипом Остапа Бендера, долго никто не знал – в старости Шор не любил много рассказывать о своей жизни. Лишь в год его смерти, когда был издан биографический роман Валентина Катаева «Алмазный мой венец», появились первые намеки на связь Шора с Бендером: Катаев упоминает об этом, но вскользь. Так или иначе, именно Осипу Беньяминовичу обязан жизнью наш великий комбинатор, образ которого, кажется, не устареет никогда. Бендер – один из всенародно любимых литературных персонажей, памятники которому установлены сразу в нескольких городах. 19 декабря 2011 года памятник был открыт и на родине Шора, в Никополе: белая фигура в знакомых фуражке и шарфе обнимает стул. А на постаменте красуется очень трогательная надпись: «Никопольчанин Осип Шор. Он же сын турецкоподанного Остап-Сулейман Берта Мария Бендер-бей, он же Остап Ибрагимович, он же прототип великого комбинатора Остапа Бендера (И. Ильф и Е. Петров)».

Источник

Остап Бендер

Остап Бендер
Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей(-Задунайский)
Как называли остапа бендера великий. Смотреть фото Как называли остапа бендера великий. Смотреть картинку Как называли остапа бендера великий. Картинка про Как называли остапа бендера великий. Фото Как называли остапа бендера великий
Памятник Остапу в Элисте. 1999
Создатель:Илья Ильф
Евгений Петров
Произведения:Двенадцать стульев
Золотой телёнок
Пол:мужской
Национальность:неопределённая
Раса:европеоидная
Место жительства:СССР, без определённого
Возраст:27-33
Дата рождения:1900 или 1897
Место рождения:вероятно, Одесса
Дата смерти:осень 1927 (мнимой)
Место смерти:Москва (мнимой)
Семья:холост
Дети:нет
Прозвище:Ося
Звание:«великий комбинатор»
Род занятий:авантюрист
Прототип:Осип Шор и др.
Роль исполняет:Игорь Горбачёв
Сергей Юрский
Фрэнк Ланджелла
Арчил Гомиашвили
Андрей Миронов
Сергей Крылов
Георгий Делиев
Николай Фоменко
Олег Меньшиков
ВикицитатникЦитаты в Викицитатнике
ВикискладФайлы на Викискладе

Оста́п Бе́ндер — главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», «великий комбинатор», «идейный борец за денежные знаки», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма (увода) денег». Один из самых популярных героев плутовского романа в отечественной литературе.

Сам Бендер представляется как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей (в «Двенадцати стульях») и Бендер-Задунайский (в «Золотом телёнке»). В романе «Золотой телёнок» Бендера именуют Остап Ибрагимович.

Содержание

Биография

Происхождение имени

Прошлое Остапа весьма туманно. Авторами романов его прошлое упоминается вскользь:

Жизнь Бендера до 1927 года

Остап родился то ли в 1900 году (в «Двенадцати стульях» летом 1927 года он называет себя «мужчиной двадцати семи лет»), то ли в 1897 (в «Золотом телёнке» осенью 1930 года Бендер говорит: «Мне тридцать три года, возраст Иисуса Христа…»).

Упоминается, что Бендер учился в «частной гимназии Илиади» (роман «Золотой телёнок», гл. XVII). Кроме того, в том же романе (гл. XIII), на упоминание Васисуалием Лоханкиным о сермяжной правде жизни, Остап Бендер со знанием дела замечает:

В ранней молодости Бендер «кормился тем, что показывал на херсонской ярмарке толстого, грудастого монаха, выдавая его за женщину с бородой — необъяснимый феномен природы» («Золотой телёнок», гл. XVI )

Из истории, рассказанной Бендером инженеру Щукину («Двенадцать стульев», гл. XXV ), следует, что Остап зимой 1919 года жил в Миргороде, в охваченной Гражданской войной Украине. И судя по подробностям рассказа о Вечном жиде («Золотой телёнок», гл. XXVII ), Остап Бендер в этот период занимался контрабандой.

Кроме того, Остап по крайней мере один раз был в Средней Азии до 1930 года.

«Двенадцать стульев»

Как называли остапа бендера великий. Смотреть фото Как называли остапа бендера великий. Смотреть картинку Как называли остапа бендера великий. Картинка про Как называли остапа бендера великий. Фото Как называли остапа бендера великий

Как называли остапа бендера великий. Смотреть фото Как называли остапа бендера великий. Смотреть картинку Как называли остапа бендера великий. Картинка про Как называли остапа бендера великий. Фото Как называли остапа бендера великий

Как называли остапа бендера великий. Смотреть фото Как называли остапа бендера великий. Смотреть картинку Как называли остапа бендера великий. Картинка про Как называли остапа бендера великий. Фото Как называли остапа бендера великий

Как называли остапа бендера великий. Смотреть фото Как называли остапа бендера великий. Смотреть картинку Как называли остапа бендера великий. Картинка про Как называли остапа бендера великий. Фото Как называли остапа бендера великий

Так в романе впервые появляется великий комбинатор.

По мнению ряда комментаторов романа (в частности, М. Одесского и Д. Фельдмана), описание свидетельствует о том, что в Старгород вошёл заключённый, неоднократно судимый и совсем недавно освободившийся, то есть преступник-рецидивист (мошенник, так как сразу после освобождения строит планы, связанные с мошенничеством). В самом деле, бездомный бродяга, не имеющий холодной весной (лёд на лужах) ни пальто, ни носков, но путешествует в модном костюме и щегольской обуви:

«Золотой телёнок»

Вся дилогия представляет собой биографию авантюриста, который поначалу был уголовником, а затем стал сыщиком, своего рода подпольным советским Видоком или Арсеном Люпеном.

Действия Остапа Бендера в первой части его биографии («12 стульев») могут подпадать под соответствующие статьи Уголовного кодекса, в то время как во второй части — «Золотом телёнке» — он, по сути, расследует преступление, хоть и с целью шантажа. Подобная двойственность героя вполне в духе классического детектива.

Убийство и воскрешение героя

Как называли остапа бендера великий. Смотреть фото Как называли остапа бендера великий. Смотреть картинку Как называли остапа бендера великий. Картинка про Как называли остапа бендера великий. Фото Как называли остапа бендера великий

Как называли остапа бендера великий. Смотреть фото Как называли остапа бендера великий. Смотреть картинку Как называли остапа бендера великий. Картинка про Как называли остапа бендера великий. Фото Как называли остапа бендера великий

В предисловии к «Золотому телёнку» Ильф и Петров в шутливой форме рассказали о том, что к концу написания «Двенадцати стульев» возник вопрос об эффектной концовке. Между соавторами возник спор, убивать ли Остапа или оставить в живых, что даже стало причиной ссоры между соавторами. В конце концов, решили положиться на жребий. В сахарницу положили две бумажки, на одной из которых был нарисован череп с костями. Выпал череп — и через тридцать минут великого комбинатора не стало.

В романе «Золотой телёнок» Остап «воскрес». Шрам на шее, описанный авторами, говорит о том, что бывший студент Иванопуло вернулся домой достаточно вовремя для того, чтобы «хирурги смогли спасти мою молодую жизнь».

В конце «Золотого телёнка» Остап был ограблен румынскими пограничниками при переходе границы, но остался в живых, что может говорить о намечавшемся продолжении приключений Остапа.

В 1933 году в печати появились анонсы третьего романа о Бендере под условным названием «Подлец», но этот замысел Ильфа и Петрова остался неосуществленным. Зато в конце XX века на рынке появилось несколько «продолжений»: Борис Леонтьев «Триумф Великого комбинатора, или возвращение Остапа Бендера» (1996), А. Вилинович «Дальнейшие похождения О. Бендера» (1997), Сергей Федорович Гаршин «Зелёный попугай» (1998), Петр Ильфов «Рог изобилия» (1999), Илья Риф «Новые приключения Остапа Бендера» (2009), Виктор Боев «Метаморфоза Остапа Бендера» (2010), Намик Алиев «Продолжение приключений Остапа Бендера» (2008—2010), Александр Нартов «Новые похождения Бендера» (2011)

Внешность и некоторые характеристики

Судя по всем описаниям, Остап — довольно привлекательный молодой мужчина с интересной внешностью. Он высокий, спортивного телосложения, кожа смугловатого оттенка, глаза голубые (реже — карие или серые), волосы темные — скорее всего, темно-русые или темно-каштановые. Несмотря на бедность и незнатное происхождение, Остап весьма умен, сообразителен, смекалист. Обаятелен, нравится женщинам разных возрастов. Обладает прекрасными актерскими способностями, отменно врёт. Неприхотлив в еде и в жилье — скорее всего, из-за молодости. Напивается редко, но метко — так, в «12 стульях» он напивается «на ресторанной горе до столбняка». Вообще, Остап — человек, который очень хочет жить, попробовать в этой жизни все, но на его пути слишком много препятствий. Именно поэтому, Остап — язвительный, саркастичный циник, который во всем ищет выгоду для себя. Остап весьма дальновиден и проницателен, ему не откажешь в интуиции. Возможно, при других жизненных обстоятельствах, он сделал бы отличную карьеру, зарабатывал бы хорошие деньги, но он вынужден скитаться по городам, перебиваясь аферами и случайными заработками. В этом и есть его трагедия — человек с недюжинными мозгами, сообразительный, современный вынужден влачить такое, в общем-то, жалкое существование. Он не может долго сидеть на одном месте — слишком много у него планов и надежд. Энергичность, неистощимость на выдумки, богатая фантазия и в то же время чувство юмора, человечность (по крайней мере по отношению к своим компаньонам) — именно за это Остап так полюбился читателям…

Аферы

Живость характера, знание психологии, артистические способности и любовь к денежным знакам позволяли Остапу проводить довольно остроумные аферы, жертвами которых становились как отдельные граждане, так и большие группы лиц одновременно.

Образ Бендера в романах

Можно заметить, что образы Бендера в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» довольно сильно различаются. В «Двенадцати стульях» его образ довольно схематичен, фактически это условный персонаж. Он практически не совершает ошибок, всё ему даётся удивительно легко. В «Золотом телёнке» образ Бендера более глубок, в нём уже можно почувствовать живого человека, со всеми его болями, радостями и мечтами.

Возможные прототипы Остапа Бендера

В пользу этой версии косвенно высказывается писатель Валентин Катаев: «что касается центральной фигуры романа Остапа Бендера, то он написан с одного из наших одесских друзей. В жизни он носил, конечно, другую фамилию, а имя Остап сохранено как весьма редкое. Прототипом Остапа Бендера был старший брат одного замечательного молодого поэта… Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом…» [11]

После издания книги О. Шор заявился к Ильфу и Петрову с целью потребовать «авторские», за использование образа, однако писатели, рассмеявшись, пояснили, что образ собирательный, посему о вознаграждении речи идти не может, однако выпили с ним «мировую», после которой Осип оставил свои претензии, попросив писателей лишь об одном — воскресить героя. [12]

Также следует отметить, что в 1926 году, за год до появления Бендера на страницах книги, в Москве, где жили Ильф, Петров и Катаев, с большим успехом (всего было дано двести спектаклей) в театре Вахтангова была поставлена пьеса Михаила Булгакова «Зойкина квартира», показывающая нравы НЭПа. В пьесе действует персонаж Аметистов, он же Путкиновский, он же Антон Сигурадзе, весьма похожий на будущего Бендера. [14] Это обаятельный пройдоха, артистичный плут, элегантный мошенник, весьма активный и красноречивый, выпутывающийся из различных ситуаций. Аметистов, как и Бендер, перед первым появлением в пьесе вышел из тюрьмы. Аметистов был расстрелян в Баку, как Бендер зарезан в Москве — но оба они чудесным образом воскресли. Аметистов может убедить кого угодно в чём угодно (кроме милиции). Голубая мечта Аметистова — Лазурный берег и белые штаны («— Ах, Ницца, Ницца. [ср. О, Рио, Рио. ] Лазурное море, и я на берегу его — в белых брюках!» [15] [14]

В 19 веке образ великого комбинатора с мечтой о Рио предвосхитил барон Николай фон Менгден (сын генерала фон Менгдена и баронессы Амалии) (1822—1888), который в 1844 году авантюрным способом из праздного любопытства оказался в Рио-де-Жанейро. Выдав себя за русского сенатора, он получил аудиенцию у бразильского императора Педру II. Проведя время в Рио-де-Жанейро «превесело», Николай Менгден вернулся в Россию, где уже был уволен со службы. История эта была рассказана в воспоминаниях баронессы Софьи Менгден, опубликованных в 1908 году в журнале «Русская старина». [16]

Бендер на экране

Памятники Остапу Бендеру

Как называли остапа бендера великий. Смотреть фото Как называли остапа бендера великий. Смотреть картинку Как называли остапа бендера великий. Картинка про Как называли остапа бендера великий. Фото Как называли остапа бендера великий

Как называли остапа бендера великий. Смотреть фото Как называли остапа бендера великий. Смотреть картинку Как называли остапа бендера великий. Картинка про Как называли остапа бендера великий. Фото Как называли остапа бендера великий

Остап Бендер увековечен памятниками в ряде городов:

Интересные факты

Ссылки

Примечания

Как называли остапа бендера великий. Смотреть фото Как называли остапа бендера великий. Смотреть картинку Как называли остапа бендера великий. Картинка про Как называли остапа бендера великий. Фото Как называли остапа бендера великий Остап Бендер
Книги12 стульев · Золотой телёнок
СоюзникиКиса Воробьянинов · Шура Балаганов · Паниковский · Козлевич · Фунт
СоперникиОтец Фёдор · Корейко · Паниковский
Женщины БендераМадам Грицацуева · Зося Синицкая
Другие персонажиАльхен · Васисуалий Лоханкин · Кислярский · Никифор Ляпис-Трубецкой · Супруги Калачовы · Инженер Щукин · Эллочка-людоедка · Безенчук · Перикл Фемиди · Зицпредседатель Фунт
ГородаАрбатов · Нью-Васюки · Старгород · Черноморск
Исполнители
роли Бендера
Андрей Миронов · Сергей Юрский · Арчил Гомиашвили · Игорь Горбачёв · Сергей Крылов · Николай Фоменко · Джемал Тетруашвили · Олег Меньшиков · Фрэнк Ланджелла · Георгий Делиев
Фильмы по мотивам
«12 стульев»
Двенадцать стульев (М. Фрич, М. Вашински, Польша-Чехословакия, 1933) · 13 стульев (Э. Эмо, Германия, 1938) · It’s in the Bag! (R. Wallace, США, 1945) · Sju svarta be-hå (G. Bernhard, Швеция, 1954) · Treze Cadeiras (F. Eichhorn, Бразилия, 1957) · Las Doce sillas (Т. Г. Алеа, Куба, 1962) · 12 + 1 (Н. Гесснер, США, 1969)
Постановки
«12 стульев»
Телеспектакль А. Белинского, 1966 · Кинофильм М. Брукса, 1970 · Кинофильм Л. Гайдая, 1971 · Телефильм-мюзикл М. Захарова, 1976 · Мюзикл Т. Кеосаяна, 2003-2004 · Фильм У. Оттингер, 2004 · Телефильм-мюзикл М. Паперника, 2005
Постановки
«Золотого телёнка»
Кинофильм М. Швейцера, 1968 · Телефильм В. Пичула, 1993 · Телесериал У. Шилкиной, 2006

Полезное

Смотреть что такое «Остап Бендер» в других словарях:

ОСТАП БЕНДЕР — герой романов (дилогии) И.А.Ильфа и Е.П.Петрова «Двенадцать стульев» (1927 1928) и «Золотой теленок» (1930 1931). «Молодой человек лет двадцати восьми» в первом романе и чуть старше тридцати во втором, «сын турецко подданного», как он себя… … Литературные герои

Остап Бендер — см. Великий комбинатор. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

ОСТАП БЕНДЕР — Герой дилогии И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» (см. «Двенадцать стульев»*) «великий комбинатор», авантюрист, человек, который использует множество известных ему «честных» способов присвоения чужих денег. В первом… … Лингвострановедческий словарь

Остап Бендер — крыл. сл. Остап Бендер. Великий комбинатор. В сатирических романах Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) главный герой Остап Бендер, ловкий пройдоха, обуреваемый жаждой наживы, совершающий ряд… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Остап Бендер — Ост ап Б ендер, Ост апа Б ендера … Русский орфографический словарь

Остап Бендер. Великий комбинатор — В сатирических романах Ильи Ильфа и Евгения Петрова Двенадцать стульев (1928) и Золотой теленок (1931) главный герой Остап Бендер, ловкий пройдоха, обуреваемый жаждой наживы, совершающий ряд мошеннических проделок, иронически назван великим… … Словарь крылатых слов и выражений

Бендер — Бендер: Остап Бендер, главный персонаж романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», а также фильмов, снятых по этим романам. Робот Бендер (от англ. Bender сгибальщик), один из главных персонажей мульсериала «Футурама». Бендеры… … Википедия

Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер-бей — Памятник Остапу в «современных Васюках» Элисте. 1999 год Остап Бендер главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», «великий комбинатор», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма… … Википедия

Бендер — крыл. сл. Остап Бендер. Великий комбинатор. В сатирических романах Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) главный герой Остап Бендер, ловкий пройдоха, обуреваемый жаждой наживы, совершающий ряд… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Остап — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка <<Имя>>. Вы можете помочь проекту, добавив его. Остап мужское имя, южно русская и украинская (особенно О … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *