Как называли берсерков на руси
Русские берсерки. Почему князья так высоко ценили безумие воинов-одиночек?
Способность варваров сражаться в одиночку в воинственном исступлении, без всяких доспехов и побеждать, несмотря на численное превосходство врагов, изумляла римлян, привыкших к строгой военной дисциплине и сомкнутому строю. Таких воинов римляне могли видеть уже в 385 г. до н.э., когда разъяренные кельты ворвались за стены Вечного города.
Позднее воинов-безумцев, дравшихся в одиночку, стали называть берсерками. Они ходили в бой не только в солнечной Италии, в Африке, но и прибывали с дружинами викингов в Восточную Европу. Методы ведения боя одиночными воинами в состоянии психофизического подъема с необычайной энергией перенимали и на Руси.
Берсерки на древних скандинавских рельефах
Уже римские историки замечали, что «…славяне превосходят германцев как телом, так и духом, сражаясь со звериной лютостью. » (Иордан, писатель VI века).
Русские летописи сохранили для потомков имена удивительных бойцов, которые сражались в составе дружин. К примеру, Радзивилловская летопись летопись упоминает о некоем Ратибориче, который «… приимъ лукъ свои, и наложи стрълу, и удари Итларя в сердце, и дружину его всю избиша. » Подумать только — перебил из лука всю дружину недруга.
Другой богатырь Рагдай согласно Никоновской летописи воевал так: «… ходил сей муж на триста воинов» Конечно, богобоязненные хронисты ни в коем случае не восхищаются отвагой и военным искусством русских берсерков. Наоборот, осуждают, упрекая их в некоей дьявольщине, отрицании божеского начала.
Легенды сравнивали Рагдая с матерым волком. С именем этого героя Древней Руси были связаны сказки о таинственных мечах-кладенцах, которыми богатырь орудовал в битве так, будто они были невесомые, сотканные из света.
Бой варяжской дружины
Возможно, из русских берсерков был и былинный боярин Евпатий, вступивший в открытый бой с ордой Батыя после разорения Рязани. Его 1500 воинов перебили весь монгольский арьергард. А затем отразили атаки двух туменов. Батый вынужден был подавить горстку смельчаков многократно превосходящими силами, так и не получив от них согласия перейти на монгольскую службу.
Русские князья набирали в свои дружины таких богатырей, наделяя их высоким жалованьем и землями. Нередко с согласия князя-покровителя рыкари отправлялись за море, в Византию. Там русские берсерки служили базилевсам в константинопольских дворцах.
Причины, по каким существовал сам феномен одержимых яростью схватки воинов, легко группируются в три категории:
Берсерки настраивались перед битвой психологически и эмоционально
Воспитывая уникальные боевые навыки, берсерки оттачивали технику противодействия мечу, умения перехватывать пущенную в цель стрелу. Они могли обращать энергию противника во вред ему самому.
Наносить удары неприятелю воин-одиночка мог с равной ловкостью правой и левой рукой, мог биться двумя мечами или топорами, координируя движения и оценивая стремительно менявшуюся обстановку. Тренировка давала способность к максимальной энергетической экономии. Причем использовалось не только физическое действие, но звуковое воздействие. К примеру, можно было звериным рыком испугать мчавшегося на полном галопе вражеского конного строя, разрушив его, сорвав атаку.
Ярость атаки берсерков
Славянские рыкари волкодлаки на Руси: правда и вымысел
Слышали ли вы когда-то о рыкарях? Ничего удивительного нет в том, если не слышали, ведь сведений о них не так много, только обрывки. Рыкари, в самом названии слышится что-то рычащее. Что говорят современные мифы, кем на самом деле были рыкари и волкодлаки на Руси?
Кто такие рыкари волкодлаки
Согласно историческим данным, один рыкарь волкодлак способен в одиночку победить от десяти до двадцати соперников. А два рыкаря без страха могли броситься в битву с сотней противников.
Волкодлаки в славянской мифологии
Почему рыкарей называли волкодлаками? Волкодлаки в славянской мифологии считались людьми-оборотнями. Мифология тоже обладает своей структурой. Ее задача — объяснить то, что происходило в окружающем мире.
Западноевропейская мифология считала волкодлаков негативными персонажами, в то время как у славян они могли выступать великими воинами, защитниками людей.
Итак, славянская мифология рассматривает рыкаря не только как воина, но и оборотня (волкоклака). Человек-волк — это самый популярный мифологический образ. Возможность обращаться в животного приписывали даже князьям, об этом можно прочесть в летописях.
Принято было считать, что воин, который хотел обрести покровителя в виде животного, должен был сразиться с ним обнаженным один на один. Именно поэтому рыкарей очень боялись. А если же он одерживал победу над животным, то становился еще сильнее.
Правда и вымысел про рыкарей на Руси
Многие слышали о берсеркерах из древней германии. Они сравнивали себя с медведями, были храбрыми безрассудными. Эти воины оставили воспоминания о себе в римских письменах. Природная дикость, устрашающий вид и упрямство, именно так их описывал Тацит. Но уже позднее, в шестом веке, историк Иордан упомянул в своих записях о славянах. Здесь было указано, что они вступали в сражение с не менее звериной яростью.
Можно предположить, что рыкари — это те же берсерки или же их аналоги. Такая точка зрения имеет много сторонников. Она обосновывалась на том, что один воин мог справиться с десятком противников. Но на самом деле никаких доказательств этому факту нет, только предположения.
Следующий факт существования рыкарей можно назвать самым правдоподобным. Вполне вероятно, что это были отдельные войска со специальным предназначением. У них была главная задача — напугать противника грозным, звериным рычанием. Применяя свой талант на поле боя, они пугали не столько противника, сколько коней. Уже позже, в начале пятнадцатого века, вместо этого злобного рычания начали использовать артиллерию для запугивания лошадей.
Заключение
Так можно ли назвать рыкарей правдой? К сожалению, к нашему времени о них дошло мало достоверных источников и письмен. Поэтому, кем на самом деле были рыкари и существовали ли они на самом деле мы можем лишь предполагать.
Смотрите также видео о славянских волкодлаках:
Кто такие таинственные берсерки, которых опасались племена восточных славян
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Яростные, бесстрашные и очень плохо изученные
Природа бесстрашия воинов в разных культурах своя – самураи, например, ставят превыше всего честь умереть в бою за господина, а потому смерти не избегают и не сковывают себя чрезмерной осторожностью. А вот на севере Европы когда-то свирепствовали, в прямом смысле слова, берсерки – совсем не самураи, но тоже любопытная для изучения категория воинов. Вот только изучать их – дело непростое, поскольку до настоящего времени этот феномен дошел скорее в виде легенд, чем описанный в исторических документах и подтвержденный фактами.
Племена восточных славян знали о берсерках не понаслышке, и, скорее всего, любой ценой старались избегать встречи с ними. Но как было избежать? Времена с VIII по XI век были периодом господства викингов, «морских разбойников», которые то ограничивались разорением прибрежных деревень и городов, то завоевывали земли севера Европы и не только. Именно с викингами связывают историю воинов-берсерков, таинственных персонажей скандинавской истории.
Почему таинственных? Да просто если берсерки и существовали, такие, какими они сейчас представляются историкам, то было это еще до появления письменности на территории Скандинавии и вообще Северной Европы, то есть до распространения там христианства. Начиная с XII века стали записывать саги – литературные произведения, основанные на устных повествованиях, но и эти источники нельзя считать достаточно надежными, ведь саги к тому времени рассказывались уже не одну сотню лет. В византийских источниках описания таких бесстрашных «дикарей» встречаются; берсерками их, однако, не называют.
Какими были берсерки, почему и зачем они впадали в неистовство
По-видимому, эти устрашающего вида воины часто шли на службу к правителям, выполняя функции как личных телохранителей, так и исполнителей особых поручений господина. Они ходили на кораблях викингов, став отличным подспорьем при завоеваниях новых владений.
Берсерки не остригали волосы и не брили бороду – до тех пор, пока не одержат свою первую победу, тогда они избавлялись от растительности на голове.
Как объясняют исчезновение берсерков
Пусть сведения о берсерках и нельзя считать абсолютно достоверными, многочисленные упоминания их в старинных произведениях дают возможность составить некое представление об этих «боевых безумцах» и строить предположения о причинах такого поведения во время сражения. По одной из версий, берсерки употребляли настойки галлюциногенных грибов, в частности, мухомора, как это делают шаманы некоторых северных народов.
Церковь не благоволила берсеркам, и в новых сагах они выставлялись уже грабителями и злодеями. В начале второго тысячелетия эти воины были объявлены вне закона, и через несколько десятилетий берсерки уже стали частью прошлого.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как называли берсерков на руси
۞ϟРОДϟ۞ ТРАДИЦИИ ПРЕДКОВ запись закреплена
Воин, желающий обрести духа-покровителя, чаще волка или медведя, должен был сразиться с ними в одиночку и обнаженным. В этом причина того, почему враги так боялись рыкаря, а прошедший через это испытание сам становился более опасным, чем поверженный им зверь.
Вот что пишет о Велесовом ратании Андрей Митрофанский в опубликованной статье (Митрофанский А. Стража Велеса. Воинские искусства.// Журнал «Ведическая культура». Март 2006. №9.):
Славянские князья набирали приближённых воинов-соратников из рыкарей, а зачастую и сами были рыкарями-волкодлаками. Правители Византии, Китая, Халифата – все были наслышаны о великих славянских воинах, и имели в своих войсках элитные гвардейские отряды, собранные исключительно из славян.
«Олбегь Ратиборич, приимъ лукъ свои, и наложи стрълу, и удари Итларя в сердце, и дружину его всю избиша… „ (Радзивилловская летопись: Л.: Наука, 1989, с.91.) Красноречиво. Не менее красноречиво говорит Никоновская летопись о Рагдае: „И ходил сей муж на триста воинов“ (!). Что это, героепоклонничество? Куда там! Летописца воротит от «богопротивности“ кровавых разборок. Варварские прекрасы вовсе не его стезя. Это реальная суть.
«Бысть же у поганых 9 соть копей, а у руси девяносто копии. Надъющимъся на силу, погании пондоша, а наши противу имъ… И снящася обои, и бысть съча зла… и половцы побегоша, и наши по них погнаша, овы секуще…» (Радзивилловская летопись, с. 134. 26)..
К сожалению, многое из того что могли и совершали наши праотцы ныне утрачено, позабыто, окутано покровом тайны и тёмных слухов, и требует нового открытия. К счастью, не до конца потеряны корни…
Мало кто из исследователей проводит параллели с русскими сказками об Иване-царевиче и Сером волке; о Сивке-бурке, сквозь ушко которого, пробравшись, принимал силы новые добрый молодец; о Ване, обернувшегося в Медведя и т.д.
В легендах скальдов сказано о берсерках, как о великих творцах побед. В древнерусских сказках – как об оборотнях ради побед более широкого масштаба. Получалось же у чародейных воинов всё потому, что обладали они наивысшими, нечеловеческими возможностями. Ибо были они любимцами Богов! Мастерами необыденных сил!
Разбудив в себе накопленные запасы эволюции, природы животной и совместив ЭТО с трансовыми возможностями человеческого сознания, фактически можно быть сверхактивированным человеком – ради успеха и побед в жизни.
Овладение трансовым мастерством, гипноидными качествами, особым состоянием, в которое Берсерк впадает для наведения «хмарного» ступора на противника. Победоносные маневры Берсерка столь и быстры и качественны, что враг даже не успеет понять, что уже не существует…
От мощной энергии Берсерков невозможно защититься, их ничего не может остановить, ибо за мгновение реакции противника Берсерк успевает опередить врага на несколько ходов, нанести 3-4 победоносных удара.
Берсерк — учение не просто воина но, к сожалению, оно таковым стало в официальной истории, на пути этого закрытого братства встала церковь, объявив берсерков вне закона, после чего эти люди истреблялись за вознаграждение. С того времени принято считать, что это были невоспитанные люди, полные злобы и ярости, которых невозможно контролировать.
Есть любопытные факты:
1 – В Никоновской летописи есть удивительные строчки датированы 1000 годом: «Преставися Рагдай Удалой, яко наезжаше сей на триста воин» (Преставился Рагдай Удалой, бившийся один против 300 воинов).
Из легенд известно, что Рагдай был подобен волку, и сказки про меч-кладенец берут начало именно от этого персонажа. Коим он размахивал, словно тот не имеет веса.
Существуют официальные теории, согласно которым агрессивность берсерка объясняется приемом перед боем психотропных веществ, а именно мускарином, ядом мухомора. Сегодня мы знаем, что люди при отравлении мухомором дико бьются вокруг себя, они возбуждены, их посещают бредовые мысли. В окружающих и врачах, они видят сказочных существ, богов, духов. Токсичное действие прекращается спустя 20 часов, а затем люди, погружаются в глубокий сон, из которого они в большинстве случаев просыпаются лишь спустя 30 часов. Эта точка зрения является наиболее распространенной, однако назывались и другие возможные причины, такие как истерия, эпилепсия, психические заболевания и наследственность.
Рыкари — русские супервоины
Берсерк — эффективное и вызываемое вполне сознательно боевое неистовство, как необыкновенное явление человеческой силы духа, в древнегерманском и древнескандинавском обществе воин, посвятивший себя богу Одину.
Традиционно, берсерки составляли передовой отряд, начинавший бой. Долго сражаться они не могли (боевой транс не может продолжаться долго), проломив ряды врагов и заложив основу общей победы, они оставляли поле боя обычным воинам, которые завершали разгром противника.
Не всякий берсеркер умел грамотно пользоваться внутренней энергией. Иногда они расходовали ее слишком экстенсивно — и тогда после битвы воин надолго впадал в состояние “берсеркерского бессилия”, не объясняющегося только физической усталостью.
Приступы этого бессилия бывали столь тяжелы, что воин-зверь иногда мог и умереть после битвы, даже не будучи ранен.
У славян были свои «берсерки» — рыкари-волкодлаки. И ни один берсерк не мог сравниться со славянским рыкарем, потому что «Славяне превосходят германцев как телом, так и духом, сражаясь со звериной лютостью…» (Иордан, древний историк, VI век).
Воин, желающий обрести духа-покровителя, чаще волка или медведя, должен был сразиться с ними в одиночку и обнаженным. В этом причина того, почему враги так боялись рыкаря, а прошедший через это испытание сам становился более опасным, чем поверженный им зверь.
Вот что пишет о Велесовом ратании Андрей Митрофанский в опубликованной статье (Митрофанский А. Стража Велеса. Воинские искусства.// Журнал «Ведическая культура». Март 2006. №9.):
«…ВЕЛЕСОВО РАТАНИЕ — древнеславянская система подготовки Ратников дружины Велеса. Дружина Велеса всегда была малочисленна, и во все времена складывали удивительные легенды о подвигах и мужестве ее Ратников.
В системе подготовки воинов использовались мало известные и уникальные техники, которые позволяли, используя все умение ратников противостоять малым числом многочисленным ворогам. В эти методики входили такие знания как: построение стенки ратников, навыки передвижения по ночному лесу и топям в сцепке. Умение противостоять в рукопашной схватке нескольким противникам, молниеносно перевоплощаясь в лики Велеса, проявленные в этом мире: Медведь, Ворон, Тур и Волос. Все это вместе взятое позволяло Страже Велеса выходить победителями из казалось бы безнадежных сражений, отстаивая Честь и сохраняя Культуру, чистоту и независимость своего Народа. Именно Стража Велеса несла на себе основную нагрузку по защите Капищ и Святилищ.
По сей день, Волхвами хранятся эти тайные методики тренировок и уникальные способы подготовки ратников. Методики в первую очередь направлены на раскрытие Мужского Духа — Духа Воина в мужчинах. Дух Воина принадлежит мужчинам по праву рождения, как защитника Рода, просто когда-то дорога к нему была закрыта.
Велесово Ратание это традиция передаваемая от Сердца к Сердцу, свято хранимая стражниками…»
К сказанному можно добавить, что славянские воины в Дружине Велеса проходят два этапа становления своего Духа.
Первый этап — слепая (звериная) ярость — уровень Ратника, подразумевает раскрытие своего Ярла (ярого сердца) с целью сметания любого препятствия со своего пути, будь то враг или какая-либо другая напасть.
Второй этап — благородная ярость — уровень Витязя, подразумевает подчинение своей ярости холодному рассудку (Челу).
Кроме того воины Дружины Велеса владеют навыками Велесовой боротьбы — обрядовой борьбы, которую они показывают на славянских праздниках — на Масленнице, Яриле, Купале, Коляде и т.д.
Рыкарь имел мало общего с пресловутым германским берсерком. «Берсерк» — слово не славянское, у славян были свои «берсерки» — рыкари-волкодлаки. И ни один берсерк не мог сравниться со славянским рыкарем, потому что «Славяне превосходят германцев как телом, так и духом, сражаясь со звериной лютостью…» (Иордан, древний историк, VI век).
Славянские князья набирали приближённых воинов-соратников из рыкарей, а зачастую и сами были рыкарями-волкодлаками. Правители Византии, Китая, Халифата – все были наслышаны о великих славянских воинах, и имели в своих войсках элитные гвардейские отряды, собранные исключительно из славян.
«Олбегь Ратиборич, приимъ лукъ свои, и наложи стрълу, и удари Итларя в сердце, и дружину его всю избиша… „ (Радзивилловская летопись: Л.: Наука, 1989, с.91.) Красноречиво. Не менее красноречиво говорит Никоновская летопись о Рагдае: „И ходил сей муж на триста воинов“ (!). Что это, героепоклонничество? Куда там! Летописца воротит от «богопротивности“ кровавых разборок. Варварские прекрасы вовсе не его стезя. Это реальная суть.
«Бысть же у поганых 9 соть копей, а у руси девяносто копии. Надъющимъся на силу, погании пондоша, а наши противу имъ… И снящася обои, и бысть съча зла… и половцы побегоша, и наши по них погнаша, овы секуще…» (Радзивилловская летопись, с. 134. 26)..
К сожалению, многое из того что могли и совершали наши праотцы ныне утрачено, позабыто, окутано покровом тайны и тёмных слухов, и требует нового открытия. К счастью, не до конца потеряны корни…
Мало кто из исследователей проводит параллели с русскими сказками об Иване-царевиче и Сером волке; о Сивке-бурке, сквозь ушко которого, пробравшись, принимал силы новые добрый молодец; о Ване, обернувшегося в Медведя и т.д.
В легендах скальдов сказано о берсерках, как о великих творцах побед. В древнерусских сказках – как об оборотнях ради побед более широкого масштаба. Получалось же у чародейных воинов всё потому, что обладали они наивысшими, нечеловеческими возможностями. Ибо были они любимцами Богов! Мастерами необыденных сил!
Разбудив в себе накопленные запасы эволюции, природы животной и совместив ЭТО с трансовыми возможностями человеческого сознания, фактически можно быть сверхактивированным человеком – ради успеха и побед в жизни.
Овладение трансовым мастерством, гипноидными качествами, особым состоянием, в которое Берсерк впадает для наведения «хмарного» ступора на противника. Победоносные маневры Берсерка столь и быстры и качественны, что враг даже не успеет понять, что уже не существует…
От мощной энергии Берсерков невозможно защититься, их ничего не может остановить, ибо за мгновение реакции противника Берсерк успевает опередить врага на несколько ходов, нанести 3-4 победоносных удара.
Берсерк — учение не просто воина но, к сожалению, оно таковым стало в официальной истории, на пути этого закрытого братства встала церковь, объявив берсерков вне закона, после чего эти люди истреблялись за вознаграждение. С того времени принято считать, что это были невоспитанные люди, полные злобы и ярости, которых невозможно контролировать.
Любопытные факты
1 – В Никоновской летописи есть удивительные строчки датированы 1000 годом: «Преставися Рагдай Удалой, яко наезжаше сей на триста воин» (Преставился Рагдай Удалой, бившийся один против 300 воинов).
Из легенд известно, что Рагдай был подобен волку, и сказки про меч-кладенец берут начало именно от этого персонажа. Коим он размахивал, словно тот не имеет веса.
Существуют официальные теории, согласно которым агрессивность берсерка объясняется приемом перед боем психотропных веществ, а именно мускарином, ядом мухомора. Сегодня мы знаем, что люди при отравлении мухомором дико бьются вокруг себя, они возбуждены, их посещают бредовые мысли. В окружающих и врачах, они видят сказочных существ, богов, духов. Токсичное действие прекращается спустя 20 часов, а затем люди, погружаются в глубокий сон, из которого они в большинстве случаев просыпаются лишь спустя 30 часов. Эта точка зрения является наиболее распространенной, однако назывались и другие возможные причины, такие как истерия, эпилепсия, психические заболевания и наследственность.
Русский князь Атилла
«Имейте в виду, что никогда незнание не делает зла; пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими». (Ж.Ж. Руссо)
Либо так задумано Богом, либо матрица «подвисает», но феномен исторических двойников не даёт покоя исследователям. То тут, то там выявляются люди поразительно похожие на известных исторических персонажей. Пытаясь разгадать загадку легендарных гуннов, я пришёл к поразительным выводам. Никакой Атилла не монгол.
Дмитрий Нагиев потомок Атиллы. (шутка)
Говорят Атилла жил в 5 веке. Интересно, тогда уже были гравюры? Или это ксерокс с барельефа на меди?
Многие европейские и христианские священники тех лет пытались понять, как же так вдруг неизвестно откуда появившийся народ возвысился над всеми. Аттила они называли «Бич Божий». «За разврат, царившийся в Европе, Бог послал на нас гуннов и их владыку», — говорили они. А некоторые благословляли приход Аттила. Например, Лу — архиепископ Труасский оставил о нем такие слова: «Да будет благословен приход твой, Бич Бога, которому я служу. И не мне останавливать тебя».
«Пусть воспрянет дух ваш, пусть вскипит ваша ярость».
«Идущего к победе не достигают стрелы».
«Кто пребывает в покое, когда Аттила сражается, тот уже похоронен»
Просто у страха глаза велики, вот в Европе и пугают детишек до сих пор страшными жестокими варварами. Но вот вопрос: — А почему он Русь не трогал? Никого не умерщвлял и города не рушил? Ответ напрашивается сам собой. Русь его дом родной. Впрочем, это и не секрет. Всем известно, что он родился в славном городе Итиль (Атиль) на берегах реки РА — Матушки Волги. Тут первое открытие. Атилла вовсе не имя. Это неправильное прочтение его титула – ATILLE HUN (позднее написание изменилось на ATTILA REX, и по сей день существуют два варианта написания – АТТила и АтиЛЛа, это связано с тем, что разные писцы писали так, как слышат) – Хан Атильский. Так город в дельте Волги дал название и самому хану и целому народу в устах «просвещённых» европейцев. ХАН (HUN) трансформировалось в «ГУНН», или «хунн-арий» — HUNGARI.
Именно Атилла – единственный персонаж, подходящий под определение «Великий хан». Почему я в этом убедился? Да потому, что биография Атиллы в деталях совпадает с легендой о «правителе Великих моголов». Даже обряд погребения этих исторических двойников описан чуть не слово в слово. Те же три гроба, отвод русла реки, последующее затопление могилы, и умерщвление всех, кто участвовал в погребении, и кто знал место захоронения. К слову сказать, это всего лишь красивая легенда. На самом деле хоронили Великих ханов самым обычным образом, только могилу копали под корнями старейшего в лесу дерева. И было это не полторы тысячи лет назад, а всего примерно восемьсот. Как только я понял это, всё остальное разложилось как по полочкам.