Как называлась столица хазарского каганата
Итиль (столица Хазарского каганата)
Итиль (Атиль) — столица Хазарского каганата в середине VIII — X веков.
Местоположение
Город находился в устье Волги. Археологически не идентифицирован. Его описания оставлены в арабо-персидской географической литературе и в «Еврейско-хазарской переписке».
История
Возник на месте зимовника как ханская ставка. Вероятно, являлся первым городским поселением в низовьях Волги. После поражения, понесённого хазарами от арабов в 737, резиденция хазарского кагана была перенесена из Семендера в прикаспийском Дагестане в более удалённую от военных действий дельту Волги. Это место оказалось очень удобным в торговом отношении: оно позволяло контролировать выход в Каспийское море. С середины VIII века начался подъём международной торговли, и Итиль превратился в крупнейший транзитный рынок.
В источниках IX века город фигурирует под именем Хамлидж (Хамлых), что может быть расшифровано как ханский город. Название Итиль появляется в X веке. Оно употреблялось, по-видимому, иностранцами. По арабским представлениям, Итилем называлась одна половина города, тогда как вторая часть носила имя Хазаран. Каким именно частям соответствовали эти названия, неясно, так как информация противоречива. Источники хазарского происхождения называют Итилем только реку, но не город. Его название приводится в форме Казар.
В период своего расцвета город состоял из трёх частей, разделённых рекой. Сообщение между ними осуществлялась на лодках. Правая (западная) часть была административной. В ней обитал царский двор численностью около 4 тыс. человек и военный гарнизон — по разным данным, от 7 до 12 тыс. человек. Эту часть окружала крепостная стена. В стене было четверо ворот, из которых двое выходили к стоянке судов у реки, а двое позади города в степь. Между двумя частями располагался остров, где размещались дворцы двух правителей Хазарии — кагана и бека (царя) (по другим данным, каган жил внутри дворца бека). Это были единственные сооружения, выстроенные из обожжённого кирпича, остальным жителям не разрешалось строить из данного материала. Остров соединялся с одной из частей при помощи моста из лодок. Левая (восточная) часть возникла позже и являлась торговой. Она описана наиболее подробно. Здесь располагались рынки, торговые склады и бани. Жилые дома представляли собой войлочные юрты, деревянные шатры и землянки.
Население города было чрезвычайно пёстрым в этническом отношении. Мирно уживались разные религиозные общины: иудеи, мусульмане, христиане и язычники. Причём представители этих общин были выходцами из разных стран. Всех их привлекала справедливость и безопасность, господствующая в хазарской столице. Мусульманская колония насчитывала св. 10 тыс. чел. и состояла как из купцов, так и ремесленников. Иудейская община состояла из купцов, прибывавших по торговым делам, и жителей, переселившихся в Хазарию, спасаясь от религиозных преследований в Византии. Из язычников особо отмечаются русы, которые составляли отдельную торговую колонию, и славяне. Этническая принадлежность других язычников и христиан не конкретизируется, но их общины тоже были значительными. Для нужд каждой конфессии существовали культовые храмы: церкви, мечети и синагоги. В городе насчитывалось около 30 квартальных мечетей со школами и одна соборная мечеть с минаретом. Для решения споров существовало семеро судей: по двое для иудеев, мусульман и христиан и один для всех язычников. Деятельность судей контролировал чиновник, назначаемый царём.
Хазары жили в столице только в зимнее время. Весной с месяца Нисана (апрель) по месяц Кислев (ноябрь) они отправлялись на свои родовые земельные участки: знать — на кочёвки, беднота — на полевые работы. В поздних описаниях указывается, что город окружали деревни и пашни. Собранный урожай доставлялся в город на телегах и лодках. Каждая из частей города, по-видимому, имела приписанную сельскую область, откуда взимались натуральные налоги.
В 968/969 Итиль был взят и разрушен русами. Уцелевшее население укрылось на островах в дельте Волги. Некоторое время город находился в оккупации, а хазарский правитель жил в изгнании на побережье во владениях Хорезма. После ухода русов царский двор смог вернуться. О дальнейшей судьбе хазарской столицы данных нет. В XI — начале XIII в Нижнем Поволжье существовал крупный город Саксин, а в монгольское время — Сарай-Бату, но были ли они расположены на месте Итиля, неизвестно.
Хазарский каганат
Значительным явлением в тюркской и общемировой истории был Хазарский каганат. Но история этого государства часто описывается в качестве фона или контекста истории других народов. Она все еще не вписана в систему общетюркской цивилизации и государственности татарского народа, хотя есть немало признаков-критериев (общность исторического происхождения, языка, образа жизни и т.д.), позволяющих рассматривать Хазарию как важную составляющую тюркской цивилизации и татарской субкультуры.
Создание Хазарского каганата
Тюркоязычные хазары — кочевники и скотоводы появились здесь после гуннского «броска» в Европу. По свидетельству сирийского историка Захария Митиленского, на рубеже V — VI вв. в северо-западном Прикаспии обосновалось 13 тюркоязычных племен, среди которых были савиры, авары, болгары, хазары. Хазары вместе с савирами проявляли себя как заметная военная сила, совершая походы на византийские и иранские владения в Закавказье.
В 560-570-е гг. хазарские племена подпали под влияние Тюркского каганата. Вместе с основными тюркскими группами каганата, заключившего союз с Византией, хазары участвовали в походах на Иран. После ослабления и распада Западно-Тюркского каганата хазары оказались одним из самых крупных и влиятельных племен Северного Кавказа, создав новый союз племен — Хазарский каганат. Власть в каганате сохранила в своих руках тюркская (тюркютская) династия Ашина.
Племена Хазарского каганата
Во второй половине VII в. хазары, воспользовавшись разделением Великой Болгарии между сыновьями хана Кубрата, подчинили себе часть болгарских племен. В составе Хазарского каганата оказались также савиры, барсилы, беленджеры, аланы и другие местные племена.
Территория Хазарского каганата
В конце VII — начале VIII в. хазары смогли подчинить себе близлежащие восточнославянские племена и обложили их данью. В результате военного противостояния с Византийской империей на рубеже VII—VIII вв. хазары овладели Таманским полуостровом, Боспором, большей частью Крымского полуострова, за исключением Херсонеса.
Во времена наивысшего расцвета в начале VIII в. Хазарский каганат включал в себя обширные территории Северного Кавказа, все Приазовье, большую часть Крыма, контролировал степные и лесостепные просторы вплоть до Днепра. Несмотря на усиление хазарского присутствия в Причерноморье, встревоженная арабскими походами Византия устанавливает с Хазарией союзные отношения.
VII — VIII вв. были периодом взрывоподобной экспансии арабской цивилизации, создавшей огромную империю — Арабский халифат, простиравшийся от реки Инд в Азии до Пиренейских гор в Европе. Уже в ходе первых военных кампаний арабы теснят могущественные державы того времени — Византийскую империю и Сасанидский Иран, ослабленные внутренними противоречиями и извечной взаимной борьбой.
В середине VII в. завершилось арабское завоевание Ирана, а в начале VIII в. в состав арабского государства вошли Закавказье и часть Средней Азии. Центром процветающего халифата стал Багдад.
Хазары совершили несколько походов в контролируемые арабами земли Закавказья. В ответ арабы в 735 г., преодолев Кавказские горы, нанесли поражение хазарам. Хазарский каган и его окружение восприняли от арабов ислам, который затем распространили среди части населения каганата. Это результат арабского цивилизационного влияния, проникновения в страну арабских проповедников и мусульманских купцов.
Столица Хазарского каганата
После арабских походов центр каганата перемещается на север. Столицей каганата сначала был древний город Семендер в Северо-Кавказском Прикаспии, а затем город Итиль на Нижней Волге (неподалеку от современной Астрахани). Город располагался на обоих берегах Волги и на небольшом острове, где расположилась резиденция кагана. Он был обнесен стенами и имел хорошую систему укреплений.
В восточной части города (Хазаран) располагался ремесленноторговый центр с крупными ярмарочными площадями, караван-сараями, мастерскими, а западную населяли чиновная и военная аристократия, здесь же располагались административные здания и ханский дворец.
Население столицы, как и всего каганата, было пестрым в этническом отношении: кроме хазар здесь жили болгары и аланы, тюрки и славяне, арабы и хорезмийцы, евреи и византийцы. Многие приезжие купцы задерживались в Хазарии подолгу. Мусульмане имели мечети христиане церкви, иудеи — синагоги, а язычники — языческие храмы и места молений.
Экономика Хазарского каганата
Основным хозяйственным занятием населения Хазарии оставалось полукочевое скотоводство, но активно развивались земледелие, садоводство и виноградарство. Многие зерновые, огородные и садовые культуры пришли к земледельцам Хазарского каганата из Центральной и Средней Азии, с Ближнего Востока, из Южной и Центральной Европы. Близость Каспийского и Азовского морей, Волги, Дона и других рек сделала для населения Хазарии привычным рыболовство.
Летом многие скотоводы отправлялись на временные кочевья, зимой жили в поселениях и городах. Стремительно развивалось ремесло, которое перенимало наиболее прогрессивные технические приемы и технологии различных цивилизаций и народов.
Торговля Хазарского каганата
Особое значение в формировании Хазарского каганата и расширении его международных связей играла торговля.
Каганат оказался на пересечении традиционных торговых путей с востока на запад (Великий шелковый путь) и из Балтики в Каспийское и Черное моря (Великий волжский путь).
Саркел крепость хазарского каганата
Крупнейшим городом Хазарии был город Саркел (от хазарского «белый дом»), построенный в IX в. на пересечении нескольких торговых караванных путей с водным. В 834 г. византийский император Феофил по просьбе хазарского кагана направил на Дон архитектора для строительства каменной крепости, которая и была возведена местными мастерами. Крепость защищала расположенный по соседству торговый город и была отделена от него рвом. На внутренней территории крепости, имевшей толстые кирпичные стены и башни, располагалась цитадель с двумя сторожевыми башнями.
Саркел быстро рос и вскоре превратился в крупнейший город Приазовья с разноязычным населением, заметную часть которого составляли болгары. Впоследствии город был сильно разрушен дружинниками князя Святослава, но просуществовал как южная русская твердыня под названием Белая Вежа вплоть до середины XII века.
Византия и Хазарский каганат
Хазария, оказавшись в зоне геополитической конкуренции крупнейших империй и цивилизаций (Византия, Арабский халифат), втягивалась не только в их военное соперничество и политику, но и стала причиной культурно-религиозного противоборства. В связи с такой ролью Хазарского каганата в Прикаспийско-Причерноморском регионе вопрос о государственной религии приобретал ключевое значение. Изначально язычники — болгары и хазары подвергались влиянию арабов-мусульман, а византийцы внедряли христианство, создав в VIII века на территории каганата митрополию с семью местными епархиями.
Почти одновременно с принятием ислама часть хазар Северного Дагестана стала исповедовать иудаизм, который принесли на Кавказ евреи, изгнанные сначала из Сасанидского Ирана, а затем из Византии.
Иудаизм в Хазарском каганате
Хазары проявляли значительную веротерпимость, о чем свидетельствовали многие современники. Вероятно, поэтому попытки объявить одну из религий государственной не встречали сопротивления в обществе. Так произошло, когда на рубеже VIII—IX вв. каган Обадия сместил прежнюю тюркскую династию и объявил иудаизм государственной религией.
Окружение кагана приняло иудаизм, а большая часть населения продолжала исповедовать язычество, ислам и христианство. В среде местных феодалов произошел раскол, хазарские князья — противники нового кагана решили опереться на помощь венгров, кочевавших в это время за Волгой, а Обадия нанял тюркские отряды печенегов и гузов (огузов). Началась междоусобная борьба, в результате которой проигравшие ушли на Дунай, а кто-то из них, вполне вероятно, откочевал в Среднее Поволжье.
Разгром Хазарского каганата
В конце IX в. берега Дона и причерноморские степи заполняют новые тюркские кочевники — печенеги, серьезно затруднявшие хазарскую внешнюю торговлю. Еще более опасную угрозу для гегемонии Хазарского каганата и хазарской торговли представляла Киевская Русь, которая также стремилась поставить под свой контроль транзитную торговлю востока Европы: Великий шелковый путь и балто- черноморско-каспийский путь. В результате многочисленных русских походов были ослаблены основные жизнеобеспечивающие центры города Итиль, Семендер и Саркел. Восстановить каганат оказалось невозможным.
Племена и народы каганата переселились либо ассимилировались другими этносами, главным образом с печенегами, а затем с половцами. Этноним «хазары» некоторое время еще бытовал в Крыму, который итальянские источники продолжали именовать Хазарией вплоть до XVI в.
По всей вероятности, дальними потомками хазар можно считать небольшой тюркоязычный народ караимы, исповедующий караимистскую версию иудаизма, проживавший в Крыму в средние века и частично переселившийся в XIV веке в Польшу, Литву и на Украину.
История Хазарского каганата. Справка
Хазарский каганат или Хазария – в 650‑969 годах средневековое государство, созданное кочевым народом – хазарами. Столицей Хазарского каганата был город Итиль.
Хазария выделилась из Западно‑Тюркского каганата и контролировала территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо‑западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.
Первоначально Хазария являлась типичным кочевым ханством. Во главе государства стоял каган (правитель). Формально он обладал всей полнотой военной и административной власти. Каган являлся главой языческого культа и наделялся в глазах подданных сверхъестественными способностями. Его власть считалась установленной небом.
Центральной частью страны было Нижнее Поволжье. Здесь жили собственно хазары. По этой территории проходили кочевки кагана и хазарской знати. Большая часть территории управлялась без административного вмешательства. Подчиненные народы: аланы, болгары, буртасы, венгры, славяне и др. сохраняли собственную социально‑политическую структуру. Они имели своих правителей, которые были обязаны собирать и отправлять в Хазарию дань.
Население каганата делилось на «белых» (свободные) и «черных» (податные) хазар. Верхушку «белых» образовывала родовая аристократия (владельцы крупных стад). Внутри нее существовала сложная иерархия, поскольку хазары не уничтожали знать покоренных племен, а включали ее через систему вассальных отношений в состав правящей элиты.
Основу хозяйственной деятельности рядового населения составляло кочевое скотоводство. Для правящей верхушки основным источником обогащения первоначально была военная добыча, получаемая путем грабежа соседних стран. Интересно, что, согласно ярду свидетельств, хазары не убивали ремесленников завоеванных стран.
Постепенно у хазар произошла переориентация на невоенные источники доходов. Это стало возможным в результате того, что во 2‑й половине VIII ‑ начале IX веков начался подъем международной торговли. Контроль над важными транзитными путями привел к тому, что в IX‑X веках основной источник доходов Хазарии стали составлять торговые пошлины. Столица Хазарии – Итиль – превратился в крупнейший торговый пункт. При этом сами хазары сохраняли традиционный кочевой уклад и международной торговлей не занимались.
Решающую роль в прекращении существования Хазарии сыграло Древнерусское государство. В 964 году князь Святослав освободил последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей и в 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил крепость Саркел. Затем, в 965 или, по другим данным, в 968‑969 годах русы (народ, давший свое имя и составивший социальную верхушку первого государства восточных славян – Руси), действуя в союзе с огузами (один из трех тюркских народов Средней Азии, сложившийся к IX веку в степях современного Казахстана), разгромили Итиль. Этот момент считается концом независимого хазарского государства.
Археология занялась хазарами в 1920‑1930 годах. Собственно хазарские находки крайне редки: археологи, как правило, ориентируются по форме и типологии керамических сосудов. Поскольку в каганат входили и кочевники, и оседлые народы, то в хазарских поселениях соседствуют предметы этих несходных между собой культур. Список хазарских древностей, которые ученые однозначно приписывают хазарам, исчерпывается несколькими десятками предметов. В ряду хазарских находок наиболее «знамениты» ритуальный ковшик с изображенными на нем сценами мифической битвы, несколько реликвариев со столь же богатыми сказочно‑мифологическими изображениями, кирпич из крепости Саркел с планом святилища‑лабиринта, каменная плита с рунической надписью на ней и еще несколько подобных, но только более коротких и отрывочных надписей на черепе быка и осколках посуды.
Исследования в советское и постсоветское время и позволили обнаружить большое количество протогородских центров и укреплений. На сегодняшний день достоверно отождествлены только два хазарских города – Саркел и Самкерц. Развалины Саркела идентифицируются с левобережным Цимлянским городищем (территория Волгоградской и Ростовской областей). Сегодня Цимлянское городище недоступно для исследований – оно было затоплено при строительстве Цимлянского водохранилища в первой половине 1950‑х годов. Развалинами города Самкерц считают Таманское городище (станция Тамань, Краснодарский край).
Идентификация хазарских городов Беленджер и Семендер носит спорный характер. На роль Семендера претендует городище Тарки недалеко от Махачкалы, но, возможно, по мнению археологов, этот город находился в другом месте. Еще один прикаспийский город хазар, Беленджер, как считают ученые, возможно, стоял на месте, известном как Верхнечирюртовское городище. Оно было затоплено при строительстве Сулакской ГЭС (Дагестан).
Ключевой научной проблемой в изучении истории Хазарского каганата является распространение иудаизма в Хазарии. Археологи стремятся найти материальные подтверждения бытования в Хазарии иудаизма и оценить, в какой степени им было затронуто хазарское общество.
В настоящее время в мировой историографии наблюдается несовпадение мнений. Российские и украинские специалисты считают, что в иудаизм перешли только царский род и некоторая часть высшей знати. В свою очередь западные и, в том числе, израильские историки настаивают на широком бытовании этой религии среди всех хазар, а также на ее проникновении в среду подчинённых хазарам народов.
На территории Тамани были найдены надгробные стелы с изображением иудейской символики, свидетельствующие о том, что в этом регионе иудеи присутствовали до V века. Археологи не исключают возможности обнаружения следов хазарского иудаизма в результате масштабных раскопок в бассейне Нижнего Дона и Нижней Волги.
В сентябре 2008 года археологи из совместной экспедиции Астраханского государственного университета и Института этнологии РАН объявили о том, что они нашли столицу Хазарского каганата – город Итиль. По мнению ученых, Итиль ‑ это Самосдельское городище в Астраханской области (село Самосделка, 40 км от Астрахани).
Работы на городище велись с 2000 года. Культурный слой составляет около трех с половиной метров. Археологам удалось установить очертания кирпичной крепости‑цитадели, выявить жилые кварталы, характерные для хазарского времени «юртообразные» жилища, специфическую керамику. Нижние слои городища датируются VIII‑IX веками, то есть хазарским временем. Найден также слой большого пожара, который, возможно, соответствует времени разрушения Итиля киевским князем Святославом Игоревичем (960‑е годы). Общая площадь предполагаемой хазарской столицы велика: около двух квадратных километров. В таком поселении одновременно могли жить 50‑60 тысяч человек. По средневековым меркам, это очень крупный город.
По мнению ученых, Итиль прекратил существование не после падения каганата, а позже – примерно в XIV веке, когда его затопила Волга: следы предмонгольского и золотоордынского этапов в жизни города зафиксированы археологически.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Итиль найден? Учёные изучают крупное поселение хазар
Исследовательская группа археологов из научной организации «Археоцентр», Астраханский краеведческий музей-заповедник и Астраханское отделение Русского географического общества ведут раскопки древнего городища в Астраханской области. Город датируют VIII–X веками — временем, когда здесь располагались поселения одного из самых загадочных народов Средневековья — хазар. Учёные считают: эта находка может стать выдающимся археологическим открытием.
Город под ногами
Я стою на плоской вершине невысокого степного холма, палево-пыльного, покрытого мелкой сетью трещин — следов жаркого и сухого лета. Один за другим налетают порывы тёплого ветра. Излучина речки Болда — одного из бесчисленных водотоков центральной части дельты Волги — видна совсем рядом, отмеченная полосой луговой зелени и старыми вётлами, что растут у самой воды. За речкой — село Семибугры, давшее своё имя новому археологическому открытию и новой исторической загадке.
02_1.jpg
Под этим холмом и у его подножия лежит ещё неизвестный науке город VIII–X веков, принадлежавший одному из самых загадочных народов Средневековья — хазарам. Это новая находка астраханских археологов, и здесь прошёл пока лишь один, самый первый сезон раскопок. Он не вскрыл ещё ни золотых кладов, ни крепостных стен. Но он принёс находки, которые, безусловно, создают невероятно интересную интригу, в которой только предстоит разобраться.
03_raskopki.jpg
Хазарская загадка
О народе хазар мы все знаем со школьной скамьи — тех самых, «неразумных», которым «за буйный набег» отмстил пушкинский Вещий Олег. Цитируя заученные с детства стихи, мы понятия не имеем о таинственных хитросплетениях истории. А между тем хазары — это настоящий камень преткновения для нескольких поколений историков. Владения Хазарского каганата — средневековой империи, просуществовавшей с VII по X век, простирались от дельты Волги до Крыма, Днепра и Северного Кавказа. Хазары преуспевали и в войне, и в торговле, строили сторожевые крепости на границах, брали дань с народов, чьи земли они захватили. Византийский монах Феофан Исповедник записал в 810–815 годах: «Хазары, великий народ… овладели всей землёй вплоть до Понтийского моря». Но вот что удивительно: летописцы и путешественники немало писали о воинских успехах хазар, но источники не сохранили описаний этого народа, сведений о их быте и культуре, городах и обычаях. Мало того, у всех соседей хазар — греков, армян, персов, арабов, русских — в те времена существовала уже не просто письменность, а развитая литература. А от хазар остался лишь один таинственный документ, до сих пор вызывающий споры о его подлинности, — письмо хазарского царя Иосифа в Испанию к сановнику халифа Хасдаи ибн Шафруту, написанное в Х веке. Там описаны хазарские города, богатая столица Итиль, лежащая на берегу Волги, торговля, обычаи царского двора. Письмо написано на древнееврейском языке, поскольку правящая верхушка Хазарского каганата исповедовала иудаизм. А как же быть с самим языком хазар? Была ли у них собственная письменность?
04_radzivillchroniclefol8rb.jpg
Учёные начали поиски остатков материальной культуры хазар в 20–30-х годах ХХ века. Историк и археолог Михаил Артамонов провёл раскопки пограничной хазарской крепости Саркел на левом берегу реки Дон и обнаружил в ней предметы, сделанные руками самых разных народов — современников хазар: гузов, алан, волжских булгар, печенегов, то есть тех, кто служил у воинственных завоевателей. А вот что же осталось от самих хазар? Где же искать не воинские гарнизоны, а жилища мирных хазарских семей, где лежала их столица Итиль, с зелёными садами, богатыми купеческими лавками, мастерскими ремесленников, царскими покоями? После раскопок руины Саркела поглотило Цымлянское водохранилище, а загадка осталась.
«Кто такие хазары и что такое Хазария — никто толком не знал, потому что, в отличие от прочих народов, имевших предков и потомков, у хазар ни тех, ни других не было обнаружено. Больше того, народность, в течение почти целого тысячелетия обитавшая в такой хорошо изученной местности, как междуречье Волги, Дона и Терека, где, согласно всем летописным источникам, помещался Хазарский каганат, почему-то не оставила после себя никаких археологических памятников. Хазары, как и все прочие люди, ели и пили и, конечно, били посуду, а где же черепки — материал, всегда являющийся первой находкой археологов?» — написал историк и археолог Лев Гумилёв, один из исследователей хазарской загадки.
Какую посуду били хазары
На городище Семибугры археологов привели заметки Льва Гумилёва, написавшего в экспедиционном отчёте, что «у села Семибугры обнаружена разнообразная керамика; серая лощёная; чёрная с лощением, прочерченным решёткой; красная с бороздчатым орнаментом и лепная, чёрная в изломе с красным обжигом. Количество находок превышает все ранее обследованные места».
Глубокий археологический шурф на Семибугорском городище зияет правильным прямоугольником. Этим летом археологи добрались до культурного слоя неведомого поселения. И первое, что показало ценность находки, — широкий слой керамических черепков, достигающий 30 см толщины, а вслед за ним — ещё один. Это значит, что люди жили на этом месте не менее 200 лет.
Дамир Соловьёв: «Слой черепков достигал 30 см. Это чистая керамика, без примеси каких-то грунтов. Потом — пустая прослойка, за ней — ещё один такой же слой, меньшей мощности — около 15–20 см, но тоже состоящий из такой же керамики. Стало понятно, что здесь было два этапа заселения. Керамика очень хорошо атрибутируется салтово-маяцким периодом, а это значит — Хазарский каганат. Шлаки и гончарный брак, которые найдены здесь, говорят о массовом производстве керамики. Объём материала колоссальный. Стало понятно, что это не маленькая деревушка тут располагалась».
05_4.jpg
Для любых исследований всегда важна отправная точка, ключевой признак. В археологии ключевым признаком той или иной древней культуры очень часто выступает керамика — её форма, качество, способ обжига, орнаменты — признаков достаточно много. Древние мастера перенимали друг у друга способы изготовления посуды — той, которая лучше всего шла в обиход в той или иной местности или государстве. На всей огромной территории Хазарского каганата, в слоях, относящихся ко всему периоду его становления, расцвета и упадка, находят именно эти звонкие черепки — керамику так называемого салтово-маяцкого периода. У хазар в хозяйстве были добротные горшки и пузатые кувшины с узкими горлышками, удобные и достаточно дорогие. У этой посуды был сложный процесс изготовления и обжиг в бескислородной среде.
06_gorshki.jpg
Черепки лепной керамики с горизонтальным линейным, линейно-волнистым орнаментом, а также круговой столовой посуды, покрытой лощением, найденные на городище Семибугры, находят аналогии во всех известных материалах салтово-маяцкой культуры и на городищах хазарского времени VIII–X веков, исследованных в Дагестане. Мало того, среди черепков обнаружились и другие артефакты — пока немногочисленные, но очень важные. Это серебряный дирхем Арабского халифата, отчеканенный в VIII веке в Тунисе — одной из арабских провинций того времени. Монета хорошей сохранности. С ней учёные получили нижнюю дату археологического материала — конец VIII века. Такие дирхемы были в то время «ходячей монетой» у купцов всех национальностей — своего рода твёрдой валютой VIII–X веков. Среди черепков нашлись и металлические изделия — пластины с «тамгами», сходными по виду со знаками Рюриковичей, и поясная пряжка — изделия явно славянского происхождения времён князя Святослава.
shtuchki.jpg
И вот что особенно важно — на городище Семибугры были найдены фрагменты кирпичей. Это, безусловно, говорит о стационарном строительстве. В Хазарском каганате так строить имел право только каган — это была царская монополия. Значит, найденный город — не просто рядовое поселение. Одной из интереснейших интриг хазарской археологии были и остаются поиски столицы каганата — города Итиль. На эту роль есть уже несколько претендентов.
Где ты, Итиль?
Лев Гумилёв был не просто историком и археологом. Ход его мыслей, характер его поисков, приключения в экспедициях, описанные в его книгах и статьях, частенько заставляют вспомнить достославного Индиану Джонса. В 1959–1961 годах в поисках главных хазарских городов — Итиля и Семендера он проехал сотни километров от Калмыкии и Дагестана до Северного Казахстана. На берегу реки Терек он нашёл хазарское городище, которое, по его предположению, могло быть именно Семендером. А вот таинственный Итиль никак не давался учёному. Да не только Итиль — на Волге вообще не удавалось найти никаких следов хазарских поселений.
«Согласно описаниям арабских и персидских географов и письму царя Иосифа, Итиль был большим городом, располагавшимся на длинном, узком острове и обоих берегах Волги, — пишет Лев Гумилёв. — С правым берегом остров был соединён мостом, а на левый нужно было переправляться на лодке … Все подчеркивают, что город был обширным и многолюдным, хотя кирпичных зданий, за исключением ханского дворца, не было. Указано, что в городе было много деревьев, а стену, окружавшую город, сравнивали даже со стеной Ургенча. С одной стороны, количество признаков и авторитетных свидетельств как будто вполне достаточно, но с другой — непонятно, как мог такой памятник остаться незамеченным, когда даже остатки деревень не могут укрыться от острого глаза археолога».
Несмотря на все усилия, Гумилёв так и не нашёл легендарный город. Но ему удалось сделать другое важнейшее открытие. Его предшественники не могли найти на Волге хазарских памятников, потому что не там искали. Правильный путь поисков подсказали сведения, полученные от геологов, анализ динамики уровня Каспийского моря и им же самим проведённые подводные раскопки Дербентской стены. Они показали, что в VIII–Х веках уровень Каспия был минус 32 метра. То есть огромная площадь дельты Волги в то время была сушей. И Гумилёв начал планомерно искать хазарские памятники не севернее, а южнее Астрахани, в дельте, особенно внимательно обследуя так называемые бэровские бугры — естественные глинистые холмы.
08_h-1059.jpg
«На 12 метров поднялся уровень Каспия — до абсолютной отметки минус 20 метров. Дельта частью была залита, а частью превратилась в непроходимые камышовые джунгли. Под водой оказались почти все те земли, на которых располагались хазарские сёла и нивы. Да и севернее в пойме Волги возросшие весенние паводки уничтожили всякие следы хазарских поселений. Хазарию постигла судьба легендарной Атлантиды. Народ её, лишённый родины, рассеялся в этническом конгломерате Золотой Орды», — написал Лев Гумилёв.
Загадка Самосделки
Долгое время считалось, что Итиль, как Атлантида, скрыта водами Каспийского моря. Но в 1990 году рекогносцировочные исследования под руководством астраханского историка и археолога Сергея Котенькова на городище Самосделка в Камызякском районе Астраханской области принесли интереснейшие сведения. Раскопки показали, что в культурных слоях Самосделки содержатся остатки сразу трёх городов, последовательно сменявших друг друга, — предположительно, хазарского (IX–X вв.), предмонгольского времени (XI–XII вв.) и золотоордынского (XIII–XIV вв.). Масштабные раскопки начались лишь спустя 10 лет — в 2000 году. И прессу взорвала сенсация — найдена хазарская столица Итиль, над ней лежит средневековый город Саксин народа гузов, а ещё выше — золотоордынский город с ещё неизвестным названием.
09_samosdelka_06.jpg
Многое говорило за то, что эта догадка верна: и расположение в дельте, похожее на древнее описание Итиля, и наличие кирпичной крепости — оплота царской власти, и остатки юртообразных жилищ, напоминающих хазарские из известных находок, и радиоуглеродный анализ, дающий нужную датировку VIII–IX веками. Однако споры о том, является ли Самосдельское городище Итилем, до сих пор не окончены. Почему?
Сергей Котеньков, археолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, действительный член РГО: «Это был первый поселенческий объект в дельте Волги, содержащий артефакты — гончарную и лепную посуду дозолотоордынского периода в огромном количестве. И мы решили, что это городище может быть местоположением столицы Хазарского каганата — города Итиль. Но в 1992 году на городище работала Северо-Кавказская археологическая экспедиция под руководством Е.И. Савченко, результаты которой «остудили» наш пыл: обнаруженная нами керамика относилась к более позднему времени (IX–XII века). Собственно «хазарская» — салтово-маянская керамика на городище так и не выделена».
10_samosdelka_03.jpg
Дамир Соловьёв: «Раньше интерпретировали Самосделку как возможный претендент на столицу — Итиль. Но там в нижних слоях городища представлена керамика общетюркского кочевого типа, которая присуща в том числе и хазарам. Это повело неверной дорожкой интерпретации. Но это не отменяет загадки — кто основал тот город».
На земле будущих сенсаций
И вот мы стоим на степной земле в излучине реки у деревни Семибугры. Под нами — ещё не раскопанный древний хазарский город. Чуть выше, на вершине бэровского бугра, уже вскрыты и исследованы несколько могил. Это не сановники и не знать — это обычные жители-труженики: мужчины, женщины, дети. Под холмом таится огромный древний некрополь. Здесь, в плодородной некогда долине жили люди, трудились, пасли скот, ловили рыбу, торговали, рождались и умирали. Был ли этот город легендарной столицей хазарской империи? Сенсации ещё нет. Но ведь сенсации — это не для исследователей. Им важнее другое.
qqfkot0e0vs_1.jpg
Дамир Соловьёв: «В этом году мы нашли лишь верхние части сооружений. Там лежат горелые балки, прослеживается какая-то первая геометрия жилищ. Но всё это — задача раскопок следующего года. Мы нашли здесь нечто большее, чем Итиль, — мы здесь обнаружили те самые «сёла и нивы» хазар, лежащие на Волге, ядро их волжских поселений, их родной дом, который так долго не могли найти наши предшественники. Итиль — это всего лишь одна из его составных частей. И даже если мы сейчас не на нём стоим — рано или поздно мы на него выйдем».
Екатерина Головина