Как называлась ручка в старину
Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.
Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.
Береста и пергамент как замена бумаге
Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.
Не ешь ягодку, лучше чернила сделай
Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.
Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.
Приход металлических перьев на смену птичьим
Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.
Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.
Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Истории создания письменных принадлежностей
В 1883 году Lewis Edson Waterman преобразил историю письма. Более века Waterman играет ключевую роль в развитии отрасли современных пишущих принадлежностей. Являясь результатом долгого технического и творческого поиска, каждая новая модель отвечает самым высоким стандартам письменных принадлежностей. Техническое совершенство целого спектра Waterman дает полную свободу выбрать ту модель, которая соответствует стилю и личности. Ручки Waterman полностью гарантированы от механических повреждений из-за некачественных материалов или плохой сборки. Они будут исправлены, заменены или обменяны на новые бесплатно, при обращении в любой из филиалов компании Waterman.
Идея надежной и безопасной перьевой ручки пришла в голову американскому страховому агенту Льюису Эдсону Ватерману, когда его контракт испортило протекшее перо. Это изобретение произвело революцию в истории канцелярских принадлежностей. Ватерман изучил причины неравномерности поступления воздуха и тока чернил и нашел решение, использовав принцип капиллярности: дополнительные прорези в баллоне для чернил позволили воздуху заменять собой чернила по мере их расходования. Результатом стала равномерная, постоянная подача чернил. В 1884 году Ватерман получил патент на свое изобретение и открыл мастерскую по производству безопасных ручек. Первую ручку, сделанную там, он назвал The Regular («Стабильная»). Дела пошли так хорошо, что спустя год бывший страховой агент уже открыл фабрику!
В 1889 году на фабрике Ватермана была выпущена первая ручка с увеличенным пером из 14-каратного золота и новым резервуаром, собиравшим лишние чернила.
В 1900 году на Всемирной Выставке успех «гения пера» был отмечен Первым призом. Именно на заводе Ватермана начался выпуск ручек, колпачок которых был оснащен зажимом, а также безопасных ручек. Такое название они получили благодаря тому, что их можно плотно закрыть и избежать протекания. Убирающееся перо при закручивании его внутрь корпуса не позволяло чернилам вытечь наружу.
И именно ручка WATERMAN сыграла главную роль в окончании Первой мировой войны: в 1919 году премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж подписал золотой ручкой WATERMAN Версальский мирный договор.
В 1940-е годы братья Джозеф (Ласло) и Георг Биро изобрели шариковую авторучку в том виде, каком мы знаем её сейчас.
В 1943 г. Были изготовлены первые коммерческие образцы.
Во время Второй Мировой войны правительство Великобритании приобрело патент Ласло. Шариковые ручки стали использовать штурманы в авиации и офицеры в нелегких боевых условиях.
В начале технология производства стержней была дорогой. Шариковые стержни были согнуты для увеличения емкости чернил и имели «двойную длину». Технология развивалась в сторону более тонких шариков и удешевления стержней.
Правда, потребовалось некоторое время, чтобы оценить свойства, заложенные в этом устройстве. Надо было расстаться с многолетней привычкой статического сжатия, почувствовать: нет сжатия – нет боли. Удерживая Ring-Pen, рука легко и свободно «бежит» по бумаге, не развивая синдром канала запястья, нет мозоли на среднем пальце.
Многие компании работают над развитием своих идей и борются за право «задавать моду» в 21-м веке.
Возможно, в «историческом» списке появится что-то новое. Может вскоре, а может только через века, о чем свидетельствует история. Однако эта самая ручка, какая бы она ни была, простая или сверхзолотая, и является настящим символом памяти для последующих поколений. Ею мы пишем нашу историю, ею оставляем наставления и назидания…
История шариковой ручки: когда появилась и кто изобрел ручку
Вы когда-нибудь задумывались над тем, какое значимое место в нашей жизни занимают привычные предметы утилитарного предназначения? Та же простейшая шариковая ручка, имеющаяся на каждом письменном столе, в рабочем кейсе или рюкзаке школьника – что будет, если ее у нас забрать? Даже если вы привыкли набирать текст на ПК или смартфоне, наверняка почувствуете неудобство, если лишитесь столь простого устройства.
Немногие знают, что шариковая ручка изобретена не так уж и давно: в конце позапрошлого, а в нынешнем виде – только в середине прошлого столетия. Благодаря этому эпохальному изобретению отпала необходимость в регулярной заправке перьевых ручек, а наши дети приходят из школы, не испачкавшись чернилами. Не все, конечно, но это совсем другая история…
Кто же придумал шариковую ручку, сделав нам такой царский подарок?
Кто и когда изобрел шариковую ручку?
История создания шариковой ручки напоминает авантюрный роман и статью из научно-популярного журнала одновременно. Впрочем, так всегда бывает, когда речь идет о революционных изобретениях и колоссальных деньгах.
Первая шариковая ручка появилась в 1888 году. Эту примитивную авторучку изобрел скромный банковский служащий Джон Лауд. Таким образом, номинальной родиной шариковой ручки считаются США.
Джон Лауд и чертеж первой шариковой ручки
Ручка Лауда, по сути, была маркером, способным писать не только на бумаге, но и на грубых поверхностях вроде картона и древесины. Впрочем, изобретатель шариковой ручки в этом и видел ее основное предназначение – маркировать коробки и ящики.
По конструкции ручка Лауда напоминала известный нам шариковый дезодорант. Чернильный след на поверхности оставляла достаточно крупная сфера, поддерживаемая более мелкими шариками. Конструкция была очевидным новаторством для своего времени, но, как любая первая попытка, была далека от совершенства: она была ненадежна, чернила при первой же возможности вытекали, шарики то застревали, то выпадали.
К усовершенствованию шариковой ручки приложил руку и легендарный Джордж Паркер. Он известен, прежде всего, как изобретатель наиболее совершенной перьевой ручки и основатель одноименной корпорации. Но и Джордж Паркер получил свой патент в приложении к шариковой ручке, в 1904 году.
Нужно понимать, что Лауд не изобрел шариковую ручку в современном виде: он просто дал толчок развитию научной мысли в этом направлении. В последующие полвека было выдано свыше трех сотен патентов на усовершенствование конструкции Лауда, но она долгое время оставалась непревзойденной.
Собственно говоря, секрет крылся не столько в конструкции, сколько в составе чернил. Задача состояла в том, чтобы создать чернила оптимальной вязкости, которые бы не вытекали и не высыхали внутри ручки.
В этом отношении Лауд был вне конкуренции: его формула, хранящаяся в строжайшей тайне, долгое время была непревзойденной. Да, его чернила зимой замерзали, а летом разжижались и вытекали, но конкуренты даже близко не достигали показателей лидера. Что там говорить: отступил даже Паркер, сосредоточившись на любимых перьевых ручках. А уж ему-то предприимчивости было не занимать.
История и эволюция ручки для письма
Следующий рывок в истории возникновения шариковых ручек совершили братья Биро родом из Венгрии, запатентовавшие новую конструкцию в 1938 году. Сначала над изобретением шариковой ручки задумался Ласло Биро: ему, как журналисту, были известны все проблемы несовершенных письменных принадлежностей. Горящий энтузиазмом Ласло стал генератором и основным воплотителем идеи, но на пути к успеху его сопровождал родной брат Георг, талантливый химик.
После оккупации Будапешта Ласло долгое время жил и работал в Аргентине. В этой стране и сейчас называют шариковые ручки «биромами», а день рождения Биро, 29 сентября, считается национальным праздником – «Днем Изобретателя».
Братья изобрели первую ручку для письма, которая действительно хорошо писала, не протекала при первой же возможности и надежно удерживала шарик. В основе конструкции лежал подпружиненный поршень, подававший чернила на шарик благодаря капиллярному эффекту.
Шариковая ручка братьев Биро
Но самый главный секрет крылся в чернилах, куда более вязких, нежели для перьевой ручки. По сути, это была густая паста на основе глицерина с добавлением пигментов нужных цветов, похожая на типографскую краску.
Изобретение братьев Биро имело локальный коммерческий успех, было запатентовано в Великобритании, где и было налажено первое производство шариковых ручек. Заказчиком выступили ВВС Великобритании: перьевые ручки на больших высотах отказывались писать, так что изобретение Ласло стало настоящей находкой для военных пилотов.
Затем Ласло был вынужден переехать в Париж, а потом и вовсе в Аргентину. Причины эмиграции крылись в национальности Биро – политика нацистской Германии в отношении евреев известна.
В Аргентине Ласло развернулся по-полной: он снова запатентовал капиллярную шариковую ручку в 1943 году, а затем – основал компанию Eterpen, продававшую порядка 7 миллионов ручек ежегодно.
Первые шариковые ручки стоили ощутимо дороже перьевых: цена одной штуки равнялась дневному заработку рабочего. Тем не менее, их ценили за удобство и покупали с удовольствием.
Ласло всерьез решил покорить и американский рынок, но обнаружил, что он уже занят предприимчивым конкурентом Милтоном Рейнолдсом, запатентовавшим шариковую ручку в США. На дворе стоял 1943 год.
Патентные войны
Между Ласло Биро и Милтоном Рейнолдсом развернулась нешуточная патентная война. Было множество судов и заседаний патентных комиссий, на которых ломали копья лучшие юристы мира. В результате патент Милтона Рейнолдса был признан действительным, и американский рынок для гениального венгра-еврея оказался потерянным.
Милтон Рейнолдс в центре
Так виновен ли американец в краже интеллектуальной собственности? Вопрос неоднозначный. Рейнолдс действительно бывал в Аргентине, где и познакомился с изобретением Биро.
Да, идею он, мягко говоря, позаимствовал у Биро, однако его модель, к разработке которой приложил руку талантливый инженер Уильям Хурнергарт, существенно отличалась от ручки венгра. В американской версии чернила подавались на шарик самотеком, под действием силы тяжести, что позволило обойтись без подпружиненного поршня.
Компания Reynolds Rocket в первый же год существования продала свыше двух миллионов шариковых ручек. За два года цена их упала более чем в 20 раз, правда, и качество стало, мягко говоря, так себе.
Но вернемся к Ласло. Его изобретение очень заинтересовало француза Марселя Бика, но, в отличие от пронырливого американца, он поступил вполне честно, то есть, купил лицензию Биро. Однако и он не остановился на достигнутом венгром, значительно усовершенствовав конструкцию.
Именно Бик придумал сделать конструкцию разборной, то есть, отделить корпус от стержня. Еще одним новшеством стало оснащение в виде миниатюрного шарика диаметром в 1 мм, созданного методом сверхточной обработки из твердого металла. Это позволило улучшить качество ручек во всех отношениях: шарик держался прочно, скользил гладко, чернила ровно ложились на бумагу тонкой линией и не просачивались сквозь нее.
Первые ручки от Бика появились на европейском рынке уже в 1950 году. Но настоящей революцией стала презентация ручки Bic Cristal, взорвавшая мир в 1953 году. Стоило надежное и презентабельное новшество всего 23 цента.
А буквально через несколько лет француз победно вышел на американский рынок, оттеснив в тень всех конкурентов и основав корпорацию Waterman-BIC Pen Corporation со штаб-квартирой в Милфорде. Вскоре она производила порядка миллиарда ручек в год, а стоили они всего 10 центов и были доступны всем и каждому.
Ручки Cristal Pen производятся и успешно продаются и поныне. Вы наверняка пользовались ими неоднократно. Конструкция проста и надежна: удобный шестигранный корпус из прозрачного пластика, позволяющий контролировать уровень чернил, идеальный миллиметровый шарик из карбида вольфрама, вентилируемый колпачок и тыльная заглушка, окрашенные в цвет.
В ручках Cristal Pen используются быстросохнущие чернила на масляной основе. Одного стержня хватает для того, чтобы начертить линию длиной свыше двух километров!
Шариковые ручки в современном мире
Когда же появились шариковые ручки в России? Произошло это к концу 60-х годов прошлого столетия, когда Россия была всего лишь одной, пусть и самой крупной, республикой в составе СССР.
В то время между СССР и Западным миром был выставлен «железный занавес», все новшества «с той стороны» внедрялись со скрипом, и первые шариковые ручки ожидаемо появились у немногочисленных счастливчиков, ездивших за границу, или родственников таковых – дипломатов, моряков, спортсменов с мировым именем, видных деятелей культуры и так далее.
Первое массовое производство советских шариковых ручек было налажено в 1965 году, причем цеха оснастили швейцарским оборудованием. Эти ручки долгое время были предметами роскоши, недоступными школьникам. Стоила такая красота два рубля, а «бережное» отношение детей к письменным принадлежностям общеизвестно, поэтому родители, зарабатывавшие по 90-120 рублей в месяц, просто опасались покупать отпрыскам шариковые ручки.
Стержней для шариковых ручек в продаже не было, зато в службах быта появилась услуга их заправки. Она предусматривала извлечение и возврат шарика в стержень, что отрицательно сказывалось на качестве письма. Но по сравнению с чернильницами и перьевыми ручками, которыми привыкли писать советские школьники, это было грандиозным прорывом.
В начальных классах некоторых советских школ писали чернильными ручками вплоть до 80-х. Этот странный консерватизм объяснялся тем, что шариковые ручки якобы портят почерк. Тогда чистописание стояло во главе всего начального образования!
Вскоре цена новинки снизилась до более демократичного одного рубля, шариковые ручки стали общедоступными, но превратились в дефицит, продержавшийся пару лет. Но со временем производство ручек существенно расширилось, они стали стоить всего 35 копеек, появились в продаже десятикопеечные сменные стержни, и вся страна перешла на «шарики». Перьевые авторучки перешли в ранг дорогих подарков и аксессуаров для утонченных эстетов.
Следующие изобретения в мире шариковых ручек связаны преимущественно с усовершенствованием уже существующих конструкций и модернизацией состава чернил. Так, в 1984 году японская корпорация Sakura Color Products Corp подарила нам ручки-роллеры, пишущие гелем.
Гелевые чернила имеют меньшую вязкость, чем традиционная паста для «шариков», посему лучше впитываются и оставляют четкие следы на сложных поверхностях, в том числе, и на промасленной бумаге. Текст, написанный гелевой ручкой, лучше сканируется и распознается машинами.
Сейчас массовое производство шариковых ручек в мире исчисляется миллиардами штук в год. И какие бы сверхумные гаджеты ни изобретали, вряд ли Человечество откажется от старых добрых ручек в ближайшие сотни лет!
Ежесекундно в мире продается порядка 125 шариковых ручек. При этом каждый житель нашей планеты в среднем за год исписывает более четырех стержней!
Интересные факты о ручке
А теперь, так сказать, интеллектуальный десерт, то есть занимательные факты, связанные с шариковыми ручками:
Вот такая она, обыкновенная и незаменимая шариковая ручка!
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
В 1708 году в России гражданский шрифт (гражданская азбука) русского алфавита введен в изданиях гражданской печати после реформы печатного кирилловского устава, произведенной Петром I. Гражданский шрифт положен в основу современного русского шрифта.
Весной 1736 года русские войска выступили в поход на Крымское ханство и взяли крепость Перекоп. Первым на вал крепости вскарабкался не воин, закаленный в боях, а безусый мальчишка-солдат по имени Василий. За это он получил офицерский чин. Да вот незадача: оказался он из старинного рода князей Долгоруких — личных врагов царствовавшей тогда императрицы Анны Иоанновны, а отроков из этой фамилии было велено в чины офицерские под страхом смерти не выводить. Офицерский чин у «сосунка» императрица отобрать постеснялась, а вот учить грамоте строго запретила. Во многих боях участвовал Василий Михайлович Долгорукий, стал генералом, потом генерал-губернатором Москвы, но писать так и не научился. Стыдясь своей безграмотности, он всегда ссылался на плохие перья: «Плохо очинили — не могу писать, пусть адъютант пишет».
Гусиное перо. Гравюра начала XVII в. (1605 г.).
А писали в то время, как известно, перьями настоящими, взятыми у птиц. В основном использовали гусиные, но встречались и перья воронов, павлинов. Чтобы подготовить перо к письму, его сначала очищали в раскаленном песке, затем обрезали под определенным углом и затачивали. Причем от того, как обрезано и заточено перо, во многом зависело качество написанного. Многие писатели и поэты не доверяли никому этого «важного» дела. Хорошие перья принято было даже дарить. В кабинете Пушкина в богатом футляре хранилось собственное перо Гёте, присланное им в подарок великому русскому поэту.
Примерно в 1790 году независимо друг от друга австралийцы и французы изобрели грифель для карандаша. Тогда и возникла индустрия пишущих инструментов.
Владычество гусиных перьев кончилось в XVIII веке. Удача пришла в 1884 году к страховому маклеру из Нью-Йорка Льюису Ватерману. Ему удалось создать компактную и надежную ручку с капиллярными протоками, ставшую прообразом современных авторучек. Подтолкнуло его к решению этой проблемы жизненная неудача.
Однажды Льюис Ватерман должен был подписать один важный контракт, клиент уже ожидал его в своем офисе. Готовясь к этому важному делу, Льюис купил новую перьевую ручку. Когда контракт уже лежал на столе и клиент с новенькой ручкой готов был подставить свою подпись, но, увы, перьевая ручка отказалась писать. Пока Ватерман искал новую ручку, клиент подписал контракт с другим брокером. Льюис
Ватерман решил взять реванш, но не простым способом, а изобрести такую авторучку, которая бы всегда оставалась надежным инструментом письма.
Ватерман очень быстро сориентировался, что загвоздка состоит в том, что система подачи чернил должна не только давать чернильному составу подходить к перу, но и контролировать заполнением воздуха резервуара, по мере траты в нем чернил. Не имея технического образования, Льюис Ватерман догадался использовать принцип капилляра.
Хитроумный американец применил для подачи воздуха в ручку очень узкие каналы, узкие настолько, что под действием капиллярного притяжения, чернила в эти каналы не просачивались, позволяя в тоже время воздушной среде спокойно втягивается по ним в внутрь под действием пониженного давления.
Дальнейшее усовершенствование авторучки связано с именем Джорджа Паркера, сельского учителя из американского штата Висконсин. Свое изобретение Паркер запатентовал в 1889 году. Созданные им чернильные авторучки получили название «Вечное перо» и благодаря своему высокому качеству, обрели признание во всем мире.
В 1890 году в США насчитывалось 58 фирм выпускавших авторучки, но Джордж Паркер решил открыть собственное предприятие и не прогадал. Качество его изделий, за счет точности подгонки деталей, было вне конкуренции. Самая знаменитая модель из серии паркеровских ручек – «Паркер Дуэфолд», она была выпущена на рынок в 1921 году. Эта эффектная авторучка была не только самая привлекательная на рынке, но и одна из самых дорогих, 7 долларов за ручку, и это была цена намного выше, чем у ручек конкурентов. Однако такая цена не испугала покупателей и в последствии ручка «Паркер Дуэфолд» (Parker Duofold) стала одной из наиболее используемых ручек 20-х годов прошлого столетия.
В 1933 году была выпущена ручка «Паркер Вейкметик» (PARKER VACUMATIC), ставшая еще одним инженерным шедевром. У Этой ручки был совершенно эксклюзивный заправочный механизм, который мог удерживать в двое больше чернил, по сравнению с «Паркер Дуэфолд». Эта ручка стала лидером уже 30 годов.
Каких только перьев не понапридумано за прошедшее столетие!
Были они и в форме Эйфелевой башни, и с портретами Наполеона или английской королевы. А знатные люди даже украшали именные перья своими гербами. Только к началу нашего века стальное перо перекочевало в школьный портфель.
Долгие годы школьники на уроках чистописания, окуная ручку в чернила, выводили с нажимом по прописям:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
Перо цепляется за «ко»,
И клякса черная, как жук,
С конца пера сползает вдруг.
В том же, 1933 году известный Нью-йоркский художник Джозеф Плат разработал торговый знак ручек Паркер – изящный зажим стрелку.
Паркеровские ручки вошли в большую историю. Хотя для подписания договоров между странами ручки изготавливаются по особому заказу, изделия Паркера не один раз становились орудиями мировой политики. В 1945 году ручкой «Паркер Дуэфолд» Американский генерал Дуглас Макартур подписал капитуляцию Японии на борту линкора «Миссури». В 1991 году исторический договор «О сокращении вооружений» был подписан Джорджем бушем и Михаилом Горбачевым пером «Паркер-75» в корпусе из титана баллистической ракеты, украшенным красной сапфировой звездой.
Перо — не только сердце ручки, но и ее лицо, причем главное действующее. Перья современных авторучек изготавливаются из металлов. Но чистые металлы из-за своих механических свойств для производства непригодны, поэтому в большинстве случаев используются сплавы на основе латуни, стали, никеля, серебра и золота. Если перья изготовлены из неблагородных металлов, таких как нержавеющая сталь или латунь, то гальваническое покрытие из золота или серебра помогает повысить их устойчивость к коррозии и улучшить внешний вид.
Если мы говорим о пишущих инструментах представительского класса, то, как правило, их перья изготавливаются из серебра или золота. «Перо выполняет одну из главных имиджевых функций подарочной перьевой ручки, — считает Алексей Левицкий, — поэтому иногда перья делают преднамеренно более крупными, на них наносится художественная гравировка и позолота. Золотое или серебряное перо особенно повышает престиж изделия».
Впрочем, по мнению ряда специалистов, выбор материала не оказывает решающего влияния на эластичность и гибкость пера. Более значительными факторами являются величина пера, его форма и конструкция, тщательность шлифовки, обработка острия. Если перо сделано не из золота, а из нержавеющей стали, то оно может быть таким же прочным и одновременно гибким и эластичным, как золотое. Поскольку и сталь, и золото достаточно быстро изнашиваются при письме, острие пера изготавливают из более дорогого и твердого металла, как правило, платиновой группы — иридия или родия.
В сплавах серебра обычно используется стерлинговое серебро 925 пробы и упрочняющие элементы — медь, никель либо цинк. В чистом виде серебро используется лишь для посеребрения. Мягкость чистого золота делает этот металл совершенно непригодным для изготовления перьев, поэтому, чтобы придать ему твердость, в сплав также добавляют медь, никель, серебро или цинк. Изменения концентрации отдельных металлов в сплаве влияют на внешний вид и характеристики золота. Например, цвет золота 18 карат колеблется от светло-желтого до розового и красного в зависимости от добавок. Все сплавы золота обладают чрезвычайно высокой стойкостью к атмосферной и водной коррозии, отчего почти не тускнеют.
Существуют три основных типа промышленных сплавов золота, используемых при изготовлении авторучек:
Золото 9К (375 частей чистого золота на 1000 частей сплава). Самый твердый и самый дешевый сплав золота.
Золото 14К (585 частей чистого золота на 1000). Средний по стоимости сплав, из которого изготавливается большинство золотых перьев.
Золото 18К (750 частей на 1000). Более мягкий, чем предыдущие сплавы, но достаточно твердый, чтобы использоваться при изготовлении перьев.
Белое золото — сплав золота с серебром и палладием. Белое золото обычно изготавливается в варианте 18К, однако применяется в промышленности весьма экономно.
Также для производства перьев используются металлы группы, в которую входят платина, родий, иридий, осмий и палладий, обладающие одинаковыми физическими, механическими и химическими свойствами. Все они белого цвета и чрезвычайно устойчивы к коррозии. Платина — мягкий металл, но с добавлением незначительного количества других металлов быстро твердеет, и для производства изделий она используется в виде сплава с содержанием 950 частей на 1000. Осмий и палладий используют в основном для изготовления кончиков пера, прочность этих металлов делает перья исключительно прочными и долговечными.
Сколь древним пишущим инструментом не была бы перьевая ручка, на сегодняшний день она остается очень высокотехнологичным изделием. Многие операции при изготовлении ручек по-прежнему выполняются вручную. Так, производство только пера может включать до тридцати последовательных операций.
Известно, что металлы, используемые в производстве перьев, со временем «подсаживаются» под руку владельца, раз и навсегда запоминая особенности его почерка и наклона. Впрочем, это отнюдь не значит, что перо нельзя выбрать в соответствии со своей манерой письма. Производители, как правило, предлагают несколько степеней толщины пера, которые обозначаются латинским буквами F, M, B, их сочетания с U и E определяют промежуточные толщины.
Традиционно приняты следующие обозначения:
UF — ультратонкое перо, предназначенное для художественной работы, но не для письма;
EF — экстратонкое — для письма тонкими линиями со слабым нажимом;
F — тонкое — идеально для обычного письма тонкими линиями со средним нажимом;
M — среднее — для среднего нажима и средней толщины линии, универсальное перо;
B — широкое — с массивным закругленным острием для толстых линий;
EB — экстраширокое — с большим закругленным наконечником для толстых линий и выразительных подписей;
EEB — экстра экстраширокое — для людей, которые быстро пишут толстыми линиями и хотят, чтобы их подпись выглядела характерно.
Перья первой и последней степеней на массовом рынке встречаются крайне редко. Также перья выпускаются для наклонной тонкой (OF) и толстой (OB), прямой и наклонной курсивных манер письма. Эффект курсива и каллиграфического почерка достигается за счет размещения на кончике пера специально приплюснутого маленького шарика из износостойкого иридия, который изменяет толщину линии при движении в разных направлениях. Кроме того, некоторые производители делают для левшей специальные наклонные перья с измененным углом.
Компании, выпускающие престижные пишущие инструменты, часто не только дают пожизненную гарантию на свои изделия, но и по желанию покупателя могут заменить перо. «Для классических ручек Pelikan перо, как правило, изготавливается из желтого золота и декорируется родием, — рассказывает Марина Борисова, директор компании Avantre. — Перо всегда изготавливается с особой тщательностью и для каждого вида почерка можно подобрать свое, ведь перо необходимо выбирать по руке. Если перо в приобретенной ручке чем-то не подходит владельцу, компания Pelikan заменит его на другое. Маркировка на пере всегда означает толщину пера, пробу золота и логотип компании-производителя».
В современных перьевых ручках существует несколько систем подачи чернил. Эти системы могут быть устроены по принципу конвертора или картриджа. В конвертор чернила закачиваются с помощью насосной или поршневой системы, тогда как картриджи представляют собой аналоги обычных стержней, которые нельзя заправлять, ими, как правило, снабжаются менее престижные модели. После использования картриджи выбрасываются.
Современная система подачи чернил в перьевых ручках достаточно сложна. Интенсивность, с которой чернила поступают на перо, зависит от нескольких факторов: температуры воздуха, атмосферного давления, а также от усилия, с которым перо прижимается к бумаге. Вот почему система подачи чернил в современных ручках помимо капилляров, выравнивающих внутреннее и внешнее давление и не позволяющих чернилам выливаться, дополнена коллектором и специальной камерой контроля нажатия пера. Все это сделано для того, чтобы обеспечить перо именно таким количеством чернил, которое требуется в настоящий момент.
Коллектор отвечает за порционную подачу чернил на перо. Если используется широкое перо или ручкой пишут очень быстро, коллектор увеличивает количество подаваемых чернил на перо, и наоборот. Камера контроля предназначена для компенсации как повышенного атмосферного давления, так и непропорционально сильного нажатия пера. Она играет роль своеобразного компенсатора давления, чтобы при сильном нажатии чернила не выливались.
Картриджи удобны и просты в использовании, однако требуют от поставщика достаточно аккуратного обращения. «Главная сложность состоит в транспортировке картриджей, — говорит Мария Волкова, менеджер по маркетингу компании „Петропен Плюс“. При низкой температуре чернила могут замерзнуть, а картридж — лопнуть. Поэтому картриджи и ручки приходится упаковывать раздельно, кроме того, с сентября по март отгрузки картриджей в регионы ограничиваются».
Прочитать продолжение истории ручки, а именно кто изобрел шариковую ручку и как она покорила мир можно в моем прошлом посте ВОТ ТУТ.
В 80. 90-х годах появились роллеры. По сути, это более «тонкая» и продвинутая технология шариковых ручек. Тонкий шарик, менее вязкие чернила. В начале 90-х годов технология роллеров была значительна улучшена. Появилось невиданное ранее разнообразие инструментов и фирм.
А самым дорогим в мире письменным прибором стала ручка «Mystery Masterpiece» – продукт совместного творчества «Mont blanc» и «Van Cleef & Arpel». Эта ручка по праву может считаться настоящим шедевром ювелирного искусства.
На каждой подобной ручке есть 840 алмазов и более 20 карат других драгоценных камней, которые закреплены по специальной, секретной технологии «Van Cleef & Arpel». Есть три вида подобных ручек – с сапфирами, рубинами или изумрудами. По три ручки каждого вида – итого 9. Работа по изготовлению одной такой ручки занимает год. Самое время огласить цену, она стала абсолютно рекордной – 730’000 долларов.
1990-е годы. Компьютерная эра. Болезни «белых воротничков»: синдром канала запястья, артрит (артритом болен каждый 7-ой американец). Рынок пишущих инструментов ищет решение в изменении формы. Резиновые муфты, ручки треугольного сечения, «раздутые» ручки – традиционный прием для совершенствования продуктов компаний, производящих пишущие инструменты. Наибольшее распространение получили резиновые муфты цилиндрического сечения и повторяющие форму пальцев.
В 1997 году была разработана первая ручка, которую нет необходимости сжимать при письме. Несколько лет исследований потребовалось GRANDEE Corporation для создания пишущего инструмента с новыми свойствами.
Всевозможных авторучек придумано бесчисленное множество: с календарем, электронными часами и даже с миниатюрной вычислительной машиной. Эта ручка немного больше обычной, на зато она умеет выполнять четыре арифметических действия и вычислять проценты. У ручки есть маленькое табло, на котором высвечиваются исходные данные и конечный результат. Одна из проблем «общения» человека с ЭВМ — передача машине информации. Обычно это делается с помощью специальных перфокарт. Но их использование требует определенной подготовительной работы. Здесь поможет электронная авторучка, которая синхронно передает в компьютер записываемые на бумаге знаки.
«Умная» ручка придумана специально для строителей. С ее помощью можно в считанные минуты определить, сколько материалов потребуется для будущего дома. Ручкой проводят по линиям чертежа, и тем самым в память ЭВМ вводятся все необходимые данные. Если внести данные о масштабе, в котором выполнен чертеж, то компьютер по заложенной в нем программе подсчитает, сколько потребуется кирпича, стекла, бетона.
Но среди этих электронных чудо-ручек не затерялась и старая испытанная «вставочка». Из США пришла в Европу мода на старые деревянные ручки и чернильницы-непроливашки, которыми пользовались в свое время деды современных школьников. Элегантные дамы торжественно вынимают из сумочек эти переживающие второе рождение письменные принадлежности и заботливо погружают металлическое перышко в чернила.
Многие компании работают над развитием своих идей и борются за право «задавать моду» в 21-м веке. В США принимается новый обязательный стандарт по организации рабочего места. Не все пишущие инструменты смогут ему удовлетворить. Возможно, в «историческом» списке появится что-то новое. Может вскоре, а может только через века, о чем свидетельствует история.