Как называлась почта в ссср
Почта в СССР
Навеяло на волне постов про Почту России. Которая,как и много чего в России,является правопреемником от СССР. Так что мои истории как раз из истории.
Дело было в девятьсот лохматом году, когда ещё на территории СССР были такие территории,на которые гражданам СССР нужен был особый допуск. Территория эта называлась в обиходе «почтовый ящик», на почтовом конверте обозначалась цифрами: Арзамас-16, Челябинск-69, Красноярск-26 и имели статус секретных и закрытых. Города были обнесены забором из колючей проволоки и ограничивали приток страждущих пропускным режимом. Хотя,почему были. Они и сейчас есть. В одном из них я и живу.
А были ещё такие места,для проезда в которые разрешение давала милиция. Места эти располагались вдоль границ и тоже были причислены к секретным и закрытым.Позвонить в такой город напрямую было нельзя. Поэтому вся связь осуществлялась только через почту и телеграф.
Волею судеб моя семья проживала в городе- ящике под Красноярском, а нашу бабушку ветром сталинских чисток занесло в режимный город Хабаровского края.
В одно прекрасное лето бабушка погостила у нас и отбыла к себе домой. И по прибытию должна была дать телеграмму, что,мол, жива и здорова,прибыла в целости и сохранности. Прошло десять дней- вестей нет. Напомню, что связи, окромя почты и телеграфа, тоже нет. Родители метнулись в краевой центр на главпочтамт,заказали междугородние переговоры. А переговоры-то тоже не сразу, почтальонам надо связь наладить,приезжайте через три дня. Приехали через три дня,переговоры пять минут. «Мама,ты долетела? Всё хорошо?» «А вы что,телеграмму не получили?» (Нет,блять,мы её получили и просто решили геморрой себе и тебе создать-переговоры заказать. Потому что бабушке на переговоры тоже надо ехать в свой краевой центр). Ну,долетела и славно.
Прошло ещё энное количество времени, играем во дворе в прятки. Спрятались с подружкой в кустах акации, сидим-тихаримся. Она-мне «Туткина,глянь, бумажки какие-то.» Поднимает с земли комок бумаги. Разворачивает- а это с десяток бланков телеграмм. Среди которых и телеграмма моей бабушки. Видимо уже тогда во мне была сила Пикабу: я все эти улики собрала и отнесла своему папе. Который отнес это всё в милицию. Потом позвонил юристу завода,на котором работал. В общем был большой скандал. Телеграммы в журнале были отмечены как врученные адресатам. Даже с росписями в получении. Начальника отделения и почтальона уволили. Это история номер раз.
Вторая история была такая.
Решили меня отправить в деревню к сестре. За месяц до моего отъезда написали сестре письмо. Это письмо сестра получила через две недели после того,как я к ней приехала (представьте, как она удивилась,когда я зашла к ним во двор) А телеграмму,отправленную мамой с номером моего поезда и вагона, сестра получила через две недели после моего трехнедельного визита. Представьте,как удивилась я,когда меня никто не встретил))))
Поэтому меня Почта России не удивляет нисколько.
От осинки не родятся апельсинки.
«Вам письмо!» Как в России появилась почта
Передавать друг другу письменные сообщения на Руси начали более тысячи лет назад. На протяжении нескольких веков почта играла ключевую роль в общении людей на расстоянии – другого способа поделиться важной информацией фактически не было. Сейчас, в эпоху всеобщей цифровизации, понятие «почта» стало куда более разнообразным и сложным, но не исчезло и продолжает развиваться уже по новым законам. Обратившись к истории почты, мы увидим, что она неразрывно связана с самыми важными событиями, происходившими в нашей стране.
Ордынское наследие
Как ни удивительно, развитию почтового дела на Руси способствовало монгольское нашествие. В то время, когда разрозненные русские княжества попали в зависимость от Золотой Орды, появились так называемые ямы. Этим словом татаро-монголы обозначали станции, где гонец или слуга мог сменить лошадь и двигаться дальше. Человека, доставляющего письмо или посылку, в свою очередь, прозвали ямщиком: в переводе с татарского «ям-чи» означает «проводник». Почтовая служба в Золотой Орде имела до трехсот тысяч лошадей, а гонцы владели особым удостоверением под названием «пайцза». С ее помощью ямщик мог рассчитывать на поддержку со стороны населения – получить кров и деньги. На почтовых станциях приближение гонцов было слышно заранее благодаря специальным колокольчикам, прикрепленным к повозкам. Считается, что выражение «дело в шляпе» тоже имеет прямую связь с почтой. Документы или «дела» гонцы нередко зашивали под подкладку шапки, чтобы их не украли в пути.
В XVI веке ямская служба распространилась практически по всему Российскому государству. Контролировал ее лично царь: только он мог выдать разрешение на пользование дорогами, в котором указывалось точное число лошадей и количество еды для ямщика. По мере развития приказной системы появляется отдельный Ямской приказ. В середине семнадцатого столетия голландский предприниматель Ян ван Сведен получил от государя право доставлять зарубежные новости из Франции, Испании, Польши и других европейских стран. На расходы ему выделили 500 рублей и столько же соболиных шкурок. Основной задачей ван Сведена было привозить европейские газеты, на основе которых составлялись обзоры прессы для Алексея Михайловича и Боярской Думы. За дополнительную плату помощники предпринимателя также доставляли за рубеж купеческие грамоты. Спустя три года успешной работы ван Сведен столкнулся с конкурентом – Леонтием Марселисом. Тот пользовался покровительством боярской верхушки и вскоре вытеснил голландца и его наймитов. Связи в Посольском приказе помогли Марселису добиться запрета на отправку писем иными способами, кроме как при его посредничестве. Плату за доставку он, разумеется, поднял, потому что теперь ему не с кем было соревноваться.
«Я к вам пишу…»
В годы правления Петра Великого число почтовых маршрутов росло в геометрической прогрессии. В крупных городах появились первые почтовые отделения, а также возникло такое явление, как военно-полевая доставка. К концу XVIII века петровская почта и ямская служба слились воедино, а главным органом управления ими стал почтамт. В 1810 году в Российской империи было 460 почтовых отделений, в которых трудилось свыше пяти тысяч человек. Спустя сто лет число сотрудников почты по всей стране увеличится в семь раз. При Николае I за доставку писем и посылок по России ввели единый тариф, причем цена зависела не от расстояния, а от веса. Письмо складывали пополам, запечатывая стыки сургучом. На чистой стороне указывали адрес доставки и отдавали сотрудникам почты, которые ставили штемпель, подтверждающий оплату. Правда, со временем использование штемпелей стало тормозить работу почты, поэтому появились уже готовые конверты с напечатанными знаками и марками.
Междугороднюю почту в 1830-х годах дополнили внутригородская и сельская. К сожалению, не все жители села могли напрямую воспользоваться почтой, и письма доставлялись в волостные правления. В лучшую сторону условия изменились благодаря Великим реформам. После 1864 года появились земские почты, ответственные за налаживание связи между населенными пунктами. Письма можно было оставлять и в небольших продуктовых лавках, откуда их забирали почтальоны. Почтовое дело оказалось на редкость прибыльным: на рубеже веков объем частной корреспонденции был в разы больше государственной. В 1896 году доход от почтовых отправлений составил двенадцать миллионов рублей, а вырученные деньги шли в казну.
Почту без них представить невозможно
Работа почтальона в Российской империи требовала небывалой выносливости и даже самоотверженности. Рабочий день длился шестнадцать часов: за это время один почтальон мог преодолеть до тридцати километров с тяжелой сумкой наперевес. Сотрудников почты узнавали издалека: в первой половине XIX века они носили форму, напоминающую солдатский мундир. Затем – стали носить сюртуки, причем платили за них сами. Из-за серьезной физической нагрузки почтальонами в основном были мужчины, а женщины работали в канцелярии почтового ведомства. Поступая на службу, представительница прекрасного пола подписывала документ о том, что уволится, если заведет семью. Жалование сотрудников почтового ведомства было невысоким. В начале XX века пешим почтальонам платили 20 рублей в месяц, а тем, кто возил корреспонденцию на лошадях, добавляли еще по 20 копеек в сутки.
С появлением марок, которые можно было клеить на конверты самостоятельно, в городах России стали размещать почтовые ящики. Теперь необязательно было стоять в очереди, ожидая, пока письмо примут в специальном пункте. Первые почтовые ящики делались просто: доски обшивали железом и красили в «фирменный» синий цвет. Сверху изображали конверт с красной печатью. Однако вскоре столь примитивные конструкции пали жертвой проворных воришек, легко срывавших их и уносивших с собой. Пришлось поработать над весом почтовых ящиков. Их стали делать из чугуна – незаметно утащить такую конструкцию оказалось куда сложнее. К началу правления последнего Российского императора почтовых ящиков по всей стране насчитывалось около двадцати тысяч. В 1928 году в Москве появились передвижные ящики, крепившиеся на стены трамваев. Транспорт следовал прямо до почтового отделения, поэтому от человека требовалось лишь дождаться трамвая и бросить письмо. Увы, новшество не прижилось. «Передвижные» почтовые ящики вновь сменились обычными, закрепленными на заборах, стенах домов и столбах. Увидеть такие конструкции можно и сегодня – особенно, в небольших городах и поселках.
История развития связи. Почта
Ни для кого не секрет, что мировая история тесно связана с обменом информацией — без этого процесса существование человеческого общества попросту невозможно. Ключевую роль в таком обмене играет связь, то есть передача и приём информации с помощью различных технических средств. В совсем древние времена у людей не было многоядерных смартфонов, поэтому они использовали более примитивные средства: голос, звуки, огонь, дым и тому подобное.
Со временем менялись средства и формы связи — те, кто поумней, чуть позже придумали письменность и стали передавать информацию в письменном виде. С тех пор информация стала передаваться в более долгоиграющем виде и особенно интенсивно, а первую её пересылку можно смело считать днём рождения почты.
Кстати, слово «почта» происходит от польского «poczta» и итальянского «posta». Последнее, в свою очередь, возникло от «posta» и позднелатинского «posita», которое вероятнее всего является сокращением от «statio posita in…» — остановка, станция для переменных лошадей, расположенная в определённом месте. Таким образом, первоначально это слово обозначало станцию для обмена почтовых лошадей или курьеров. Слово «post» в значении «почта» впервые стали употреблять в XIII веке. |
Сегодня под словом «Почта» подразумевают и учреждение почты (почтамт, отделение), и послание, и совокупность полученной корреспонденции (письма, посылки).
Наиболее интересные музейные экспозиции о почте были, пожалуй, в музее связи им. А.С. Попова в Питере и в музее почты в Уфе (около нулевого километра).
Это я, почтальон Печкин, принёс посылку для вашего мальчика
Историки придерживаются того мнения, что устройство почтовой службы русские переняли у завоевателей — монголов. Тогда на основных дорогах появились почтовые станции (на расстоянии от 30 до 100 вёрст друг от друга) — «ямы», на которых «ямчи» (гонцы) меняли лошадей. В свою очередь, слова «ям» и «ямчи» происходят от двух татарских слов — «дзям» (дорога) и «ям-чи» (проводник). Отсюда пошло и слово «ямщик», которым называли людей, занимающихся перевозкой людей и грузов на гужевом транспорте. Ямщииик, не гониии лошадей…
Работа гонцов была на износ (и подвергалась жёстким наказаниям в случае недобросовестного исполнения обязанностей или срыва сроков доставки посылки), поэтому в их ряды старались набирать людей покрепче. Например, первая посылка из Уфы в Москву (через Казань) в 1639 году заняла у конного гонца Гришки Погорельского аж 70 дней (возможно потому, что у него были неактуальные карты в навигаторе). Попробуйте-ка 70 дней поскакать на коне… а ведь это только в одну сторону.
Макет почтовой станции 17-18 века
Слово «почтальон» (кстати, тоже позаимствованное слово) в дореволюционной России в почтовом деле стало использоваться с 1716 года, а до этого служащих, доставлявших почту, называли «почтарями». При этом были разновидности в зависимости от вида разносимой почты: иногороднюю почту доставляли почтальоны, а городские письма — письмоносцы.
Серьёзно своими реформами почту прокачал Пётр I — именно при его правлении почтовая связь в России появилась во всех основных городах страны. Почта стала государственной, были созданы первые в России почтамты, открыты почтовые конторы в губернских городах, введена должность почтмейстера.
Вместе с этим была введена и новая форма для почтовых служащих: тёмно-зелёный суконный кафтан с ведомственной эмблемой — почтовым рожком (для оповещения о своём прибытии) и красным орлом (герб означал, что почтовый работник является государственным служащим и находится под опекой и защитой большого брата). Позже для подачи звукового сигнала стали использовать поддужный колокольчик.
К концу 18 века протяжённость почтовых путей в России составила ни много ни мало 33 тысячи вёрст (тут подсказывают, что это 35204,4 километров).
Кстати, раз уж заговорили о транспорте, то нельзя не упомянуть про железную дорогу. Первые почтовые вагоны (между Питером и Москвой) начали ходить с 1851 года.
Куверты и штемпеля
Как сейчас, так и раньше, бесплатный сыр был только в мышеловках и в чизбургерах, пробитых как гамбургеры. Говоря проще, пересылка писем была удовольствием не бесплатным.
Письма в то время писались на бумаге, которую потом складывали текстом внутрь. Снаружи на чистой стороне указывался адрес, а место сложения нередко запечатывали сургучом. Затем письмо относили в почтовую контору, где служащий (после взвешивания отправления и получения денег за его пересылку) ставил оттиск специального штемпеля. Получавшаяся в результате манипуляций штука носила название «куверт» (предположительно от английского «to cover» — закрывать) и являлась прообразом современных конвертов.
Штемпель же — устройство типа печати, использующееся на почте для получения (ручным или механическим способом) штемпельных оттисков, служащих для гашения знаков почтовой оплаты, подтверждения приёма почтового отправления, контроля за маршрутом и временем нахождения в пути, а также нанесения каких-либо пометок.
Ну и ещё так называют сам оттиск, который сам по себе несёт довольно много различной информации (в зависимости от цвета, формы, содержания, назначения и так далее).
Это интересно: считается, что штемпель изобрёл откупщик королевской почты Генри Бишоп (H.Bishop), назначенный в 1660 году первым генеральным почтмейстером Соединенного королевства. Изначально изобретение было предназначено для контроля времени прохождения почты, и в оттиске содержалась лишь информация о месяце и дне доставки письма. А так как делать штемпеля со сменяемой датой тогда ещё не умели, то набор для почтовых станций состоял из 366 штемпелей. |
Объёмы пересылок непрерывно росли, и вскоре такой несовершенный способ оплаты очень быстро стал накладен, в первую очередь для самих сотрудников службы. Поэтому для упорядочения системы почтовых сборов в 1845 году почтовый департамент осуществил ряд реформ, среди которых — введение (сначала в Петербурге, а потом и в Москве) первых знаков почтовой оплаты. Так появились штемпельные конверты — те же самые куверты, но с уже напечатанным типографским способом штемпелем на лицевой стороне. Изначально они имели хождение только в пределах города, но уже в 1848 году появились варианты разных номиналов, в том числе для иногородней корреспонденции.
С тех пор внешний вид и конструкция конверта остались практически неизменными.
Марки
На смену штемпельной системе пришли почтовые марки — специальные знаки, франкирование (форма предварительной оплаты отправителем пересылки и доставки пересылки) которыми свидетельствует о факте оплаты услуг ведомства (пересылки и доставки как внутренней, так и международной корреспонденции). Маленькие и красивые кусочки бумаги с заданной стоимостью (номиналом) и богатейшей историей.
Моя скромная коллекция )
Считается, что их изобретателем в 1837 году стал англичанин Роуленд Хилл, мать которого работала на почте и неоднократно рассказывала о трудностях работы, недостатках почтовой системы и дороговизне оплаты. На это Хилл однажды выдвинул идею единообразного почтового тарифа (оплачиваемого отправителем), выпустив памфлет «Реформа почты, её значение и целесообразность». Там-то появление марочек и предусматривалось: «Perhaps this difficulty (of using stamped envelopes in certain cases) might be obviated by using a bit of paper just large enough to bear the stamp and covered at the back with a glutinous wash, which the bringer might, by the application of a little moisture, attach to the back of the letter, so as to avoid the necessity of re-directing it» («Возможно, эта сложность (использования маркированных конвертов в определённых случаях) может быть устранена посредством бумажки, достаточно большой по размеру, чтобы нести на себе марку, и покрытой на обратной стороне тонким клеевым слоем, которую отправитель может, с помощью небольшого увлажнения, приложить на обороте письма, с тем чтобы избежать необходимости перенаправлять его.»). Чуть позже он стал автором первой марки («Чёрный пенни»), ну а дальше понеслось…
Первая в мире почтовая марка
В России марки появились немногим позже — в 1857 году А.П. Чарульский (сотрудник почтового департамента) перенял зарубежный опыт и предложил ввести марочную систему в наших холодных краях.
Первые проекты русских почтовой марок (представленные Ф.М.Кеплером 21 октября 1856 года) были отклонены Чарульским. Позже над к проекту марки подключается старший гравер ЭЗГБ Франц Михайлович Кеплер — почитав фидбек Чаруковского на первые пробы, он принялся изготавливать первые образцы — из нескольких вариантов был выбран один, ставший первой почтовой маркой России. Красивая? 😉
Первые марки приходилось вырезать ножницами, хотя очень скоро пришли к выводу, что это не самый удобный вариант. В 1847 году служащий Дублинского почтамта Генри Арчер предложил делать перфорацию, то есть пробивать сквозные круглые отверстия по всему периметру марки. Но мало кто знает, что перфорирование почтовых марок производится не только для облегчения отделения марок — форма зубцовки и её размеры также являются одним из способов защиты от подделки.
Почтовые ящики
Появление штемпелеванных конвертов упростило оплату пересылки и сделало присутствие почтового чиновника необязательным. Всё это поспособствовало скорому появлению почтовых ящиков (для сбора и хранения писем) прямо на улицах города.
Вариантов конструкции почтовых ящиков в разные времена было огромное множество — и уличные, и “домашние”, и вандалоустойчивые, и даже с устройствами для выдачи марок — во многих музеях, как правило, их целые коллекции.
Военные годы
Одно дело — гражданские письма, а совсем другое — необходимость в обмене информацией во время военных действий, когда почта была востребована ещё больше. Великая Отечественная война дала о себе знать — перемещение миллионов людей вызвало огромное увеличение потока почтового обмена, из-за чего почта (а также телеграфы, о которых чуть позже) работала круглосуточно, ежедневно обрабатывая тысячи посылок. Для понимания масштабов — в одной только Башкирской республике (Уфа была важной составляющей почтовой системы тех времён) в годы войны своевременно было обработано, отправлено и доставлено более 20 миллионов писем.
Минутка занимательной арифметики: среднестатистическая скорость LTE-соединения от Мегафона в Питере у меня составляла 50 мегабит в секунду на приём. Если предположить, что все 20 миллионов писем в Башкирской республике были бы в военные годы написаны на листах формата А4 (с обеих сторон, то есть, примерно, по 5000 символов на лист), то получившийся объём текста (20.000.000 * 5 Кб = 95.367 Гб) можно было бы скачать за 4.5 часа. Наивно предположу, что переписку всей страны вполне можно было бы выкачать за недельку… так, о чём это я.
Интересный факт: в домарочный период письма часто писали с использованием свободного пространства листа как вдоль, так и поперёк. Это делалось в целях экономии бумаги и денег на оплату одного почтового послания. |
Кстати, письма и почтовые карточки, адресованные на фронт, пересылались бесплатно.
Наше время
В конце прошлого тысячелетия техника и технологии начали развиваться особенно интенсивно, в России появились мобильная связь и Интернет. Высокий уровень проникновения этих технологий ощутимо отразился на характере коммуникаций между людьми: поток простой письменной корреспонденции продолжает сокращаться.
Но жители страны практически ничего не потеряли (кроме радости от получения тёплого лампового письма) — ведь на смену бумажной почте пришла электронная. Для передачи информации не нужно разводить костёр, заводить почтовых голубей… да даже необязательно знать, где находится ближайший к дому почтовый ящик — достаточно в любом месте города достать телефон/планшет/ноутбук и быть уже на связи. Любой почтовый адрес, мгновенная отправка и получение писем, любые вложения файлов, коллективная переписка, форвардинг, сортировка — да-да, вот это всё. Находясь в тысячах километров от офиса, я был в курсе того, что происходит на работе.
А ведь когда-то отправка только в одну сторону заняла бы не один день…
Продолжение следует.
// Ссылки по теме (Wikipedia): Всё о почте
Только что вы дочитали первую статью об истории развития связи, все остальные будут опубликованы на страницах спец-проекта с МегаФоном.
!important: Статья не претендует на полноту и достоверность всех данных.
Краткая история почты: от сигнальных костров до наших дней
Информация. Наверное, в нашем мире сложно назвать что-то еще, такое же неосязаемое и такое же плотное, пронизывающее все направления и постоянно скапливающееся вокруг нас. Сохранение информации появилось с первыми наскальными надписями, а вместе с необходимостью передавать ее на дальние расстояния зажглись сигнальные костры и зазвучали барабаны. Так родилась первая почта. Люди научились говорить относительно давно, но человеческий голос несовершенен, когда речь заходит об отправке вестей подальше. Поскольку необходимость делиться информацией не просто накапливалась, но и увеличивалась экспоненциально по мере развития нашего мира, вместе с ней рождались и новые формы почтовой связи. От первых сигнальных барабанов, которые появились порядка 8000 лет назад, древние племена перешли к огню и дыму: их видно издалека, а сам факт зажигания дымного столба был неким сигналом.
Дроны почти полностью заменили почтальонов
Часть первая: сигнальные костры
Африканские племена используют тамтамы для связи и до сих пор, а костры использовались даже индейцами XX века.
Первые зачатки почтовой связи родились в государствах древности вместе с появлением письменности: Месопотамии, Египте, Греции, Персии, Китае, Римской империи. По дорогам зашагали первые гонцы, позднее они пересели на лошадей. Вести и письменные сообщения передавались по принципу эстафеты. На Древнем Востоке правители нуждались в снабжении их постоянной информацией о происходящем на подвластных им территориях с рабовладельческим строем. Неудивительно, что это повлекло за собой развитие прообраза почтовой связи. Считается, что первое почтовое сообщение было отправлено порядка 5000 лет назад в Месопотамии в виде запечатанного глиняного письма.
Почта античности строилась на гонцах, которые устно, письменно, по морю, верхом, по суше, пешком — и чаще всего в военных целях — разносили вести по всем уголкам государств. Особое развитие такая система передачи вестей получила в Римской империи, а с ее падением (около 520 года н. э.) — перестала существовать и почта. В феодальной средневековой Европе XI–XV веков почта и связь как таковые отошли духовным и светским институтам. То есть почтой стала заниматься церковь. Об этом периоде мы поговорим позже.
Как развивалась почта
На секундочку задумаемся. Когда вы в последний раз пользовались услугами почты? Возможно, вам вспомнится посылка, которую вы забирали из отделения почты или непосредственно у курьера. Отправляли письма в какое-нибудь госучреждение. Вскрывали конверты в поисках денег в далеком несчастливом детстве. Посылая «письма счастья», тщательно «облизывая», как положено, каждый конверт, не указывая обратного адреса. Кажется, что почта отходит от нас, перевоплощаясь по большей части в службу доставки и уходя в «облако». На деле же почта эволюционирует. Новости и статья, которые вы сейчас читаете — пример эволюции вестей, прошедших длинный путь из обветренных рук или даже уст персидского гонца до изображения на вашем дисплее. Электронная почта, без которой мы не представляем свою жизнь, была невозможной без Интернета, а Интернет появился не так уж и давно — ему 50 лет даже нет. Вместо электронных писем люди отправляли только бумажные. И даже в будущем, когда, возможно, необходимости доставлять посылку уже не будет — нужный товар распечатается у вас на 3D-принтере, материализуется в телепортаторе или вы будете использовать исключительно виртуальные продукты — все это будет лишь эволюцией почты.
Информация не исчезает бесследно, не растворяется в черной дыре, она лишь принимает другую форму.
В мире не так много феноменов, или даже институтов, сложившихся в результате последовательного и независимого развития по всему земному шару. Навскидку можно назвать лишь самые грандиозные — письменность и языки, множество их; институт науки, впитавший изыскания ученых всего мира за многие тысячелетия; дело дипломатии и государственности, которые и в современное время не чураются норм, разработанных еще в Римской империи; художественная культура, временем расцвета которой считается Древняя Греция. Попробуйте включить сюда почту, и вы удивитесь, как прекрасно этот институт вписывается в этот ряд и включает лучшее из того, что могут придумать люди в разных уголках земного шара вместе и раздельно.
Почта менялась каждый век
Средневековая церковь, будучи единственным и неповторимым органом власти, взяла на себя задачу централизации, которая была бы невозможна без собственной системы сообщений — монастырской почты. Курьеры от монастырей поддерживали связь между отдельными монастырями и главой церкви в Риме, между монашескими орденами и их братствами. Тогда же родились и станции для перемены лошадей, впоследствии перекочевавшие в Россию. Собственно, слово «почта» происходит от итальянского «statio posita in…», что означало станцию для перемены лошадей. Слово «почта» (post) впервые начали употреблять в таком значении в XII веке.
Европейские университеты середины второго тысячелетия, в которые, как сложилось исторически, учащиеся стекались из самых различных стран, чуть ли не пешком, по-ломоносовски, добирались, чтобы получить образование, использовали этот важный момент: за отдельную плату профессиональные гонцы университетской почты поддерживали связь между студентами и их семьями, иногда доставляя письма частным лицам.
Интересным явлением стала «почта мясников». По роду деятельности, европейский цех мясников, который ради закупок совершал обширные путешествия, взял на себя обязанности по перевозке писем и посылок. В некоторых городах южной Германии это стало обязанностью мясников, взамен на что они получали определенные привилегии. Эта почта работала до конца XVII века и местами получила государственное значение.
Первая почта
И все же первой организованной почтой во всех смыслах этого слова считается почта, созданная членами рода Тассо (Тассис, Таксис). Почта Турн-и-Таксис просуществовала со второй половины XV века до 1867 года и внесла огромный вклад в развитие почтовой связи в Европе. Почта Таксисов содержалась на их средства, страх и риск, но неизменно оставалась частным предприятием, хотя императоры и притязали на ее установление. Почта Турн-и-Таксис важно перенимала все эффекты эволюции почты, оперативно привлекала к использованию почтовый штемпель и почтовую марку. 400 лет — неплохая история для частной почты.
История почты в России
Что касается почты России, русской почты, получившей развитие на территории тогдашнего русского государства, историки придерживаются мнения, что почтовую службу наши предки переняли у завоевателей-монголов. В тот смутный период на главных дорогах появились почтовые станции (о которых мы говорили выше), «ямы», на которых «ямчи» (гонцы) меняли лошадей. Как вы догадываетесь, слово «ямщик» уходит корнями именно в эту легенду. А слово «почтальон» обрело себя в дореволюционной России с 1716 года (до этого почтовых служащих называли «почтарями»). Реформы Петра I привели к тому, что почтовая связь в России появилась во всех главных городах страны.
Почтой занялось государство, были открыты первые почтамты, почтовые конторы, ввели должность почтмейстера. Первые почтовые вагоны (между Питером и Москвой) проложили свой путь в 1851 году. Что было дальше — вы знаете, вам в почтовый ящик упало первое в вашей жизни письмо. О том, как работает почта и какие ее элементы претерпели эволюцию, а какие остались неизменными, мы поговорим в следующий раз.
Со временем почта стала современной
Невозможно описать словами, насколько далеко зашло влияние эволюции и революций в почтовой службе, на земле и на море. Почту наверняка можно назвать великим достижением человечества. Мир 1782 года, который последовал за американской войной за независимость, был заключен лишь после переговоров, растянувшихся больше чем на два года. Пруссия и Австрия воевали в 1866 году. Кампания заняла семь дней; и с момента объявления войны до формального заключения мира прошло семь недель. Очевидно, что временная разница в обоих случаях была обусловлена лишь тем, что в одном случае новости шли дольше, а в другом — быстрее.
Мы можем смотреть на прошлое со смешанным чувством — вспоминать наших легкомысленных предков, которые никуда не спешили и которым хватало времени на рефлексию; мы считаем те времена летаргическими, вялыми, спокойными.
Мы гордимся собственной эпохой как наполненной жизнью и активностью, спешкой и нервами, высоким электрическим напряжением. Но многие из нас знают цену этому водовороту жизненных событий и часто говорят: «Этот темп убивает». Сохранится ли этот темп на следующие сто лет? Скорее всего, да. Эволюция почты позволяет нам умещать больше действий в минуту жизни, как и эволюция многого другого, безусловно. Письма больше не идут неделями, посылки скоро будут доставляться мгновенно, связь практически лишилась каких-либо ограничений. Какой будет почта в будущем? Вы узнаете об этом первыми.
Так выглядит почта будущего
Часть вторая: современный мир почты
Самая крупная почта в мире
Самой крупной почтовой системе, которой считается американская, работает 617 000 человек, который отвечают за ежегодную доставку свыше 200 миллиардов писем по 146 миллионам адресов. Это большие цифры для большой организации с длинной историей. Для России эти показатели немного ниже: в 2011 году в «Почте России» работало 312 000 человек. Где были бы эти страны без своих почтовых служб? Может показаться, что с Интернетом, электронной почтой и распространением частных служб доставки, мы вполне могли бы справиться и без местной почты. Безусловно, почты ведущих стран мира ощущают влияние новых технологий и подъема электроники, но при этом объем обработанной почты растет с каждым годом.
Почтовая служба США (USPS) считается крупнейшим работодателем во всем мире: благодаря ей, работу имеют 870 тысяч человек.
При этом, американская почтовая служба обрабатывает 46% всей имеющейся в мире почты. «Почта России» несколько лет назад подбивала следующую статистику: за 2012 год в мире через интернет-каналы было продано товаров и услуг на сумму свыше 37 млрд евро; из 660 000 отделений почтовой связи в мире, 42 000 расположено в России; 5 миллионов писем — столько их проходит в среднем через почты всего мира за одну минуту. 250 автоматизированных сортировочных почтовых центров расположены в США, 100 в Германии и 2 в России. Безусловно, с последней реструктуризацией и выходом прибыли «Почты России» в плюс, технологическая составляющая нашей национальной почты должна улучшиться, но пока лидером остается США.
Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на нас в Google Новостях и Яндекс.Дзен, чтобы не пропускать новые материалы!
Как работает современная почта
На почте работают сотни тысяч человек
Изначально перевозчики транспортировали корреспонденцию пешком и на лошадях, постепенно пересаживаясь на дилижансы, поезда, автомобили, грузовики и, в конечном итоге, на самолеты. Развитие почты оказало важное влияние на развитие дорожной системы практически любой страны. Интересные способы доставки почты включали (а иногда включают до сих пор) мулов, управляемые ракеты (да-да), мотоциклы, собак и почтовых голубей.
По мере бурного развития ракетостроения, рождались также проекты по использованию ракет для оперативной доставки посылок и корреспонденции. В 1930-х годах такие программы получили развитие в Германии, Великобритании и даже Индии. В 1959 году была успешно запущена ракета американской почтовой службы, ядерную боеголовку которой заменили почтовым контейнером. В 1990-х годах уже и российские военные несколько раз «запускали» почту с подлодок. Впрочем, маловероятно, что ракетная почта получит активное распространение. Хотя… об этом мы еще поговорим.
Не менее интересным, элегантным и олдскульным явлением была пневматическая почта середины 19 века, появившаяся в некоторых крупных городах Европы и Америки. Почтовые станции соединялись подземными трубами, через которые с помощью сжатого или разреженного воздуха отправлялись капсулы с письмами. Впрочем, с развитием новых технологий такие пневмопочты постепенно закрывались. Последняя такая система функционировала в Праге до наводнения 2002 года. И все же, ее пытаются восстановить.
Гонцы, доставлявшие почту исстари, зашивали ее под подкладку шапки или шляпы, если бумаги были очень важными «делами», чтобы скрыть факт переноса корреспонденции от грабителей. Отсюда, кстати, и появилось выражение «дело в шляпе».
Как в Америке, так и в России, почта представляет собой национальную государственную компанию. Американская почта не поддерживается налоговыми долларами, а работает как бизнес, в 2006 году оборот которого составил 72,8 миллиарда долларов. В России, несмотря на вливание денег из госбюджета и солидный, на первый взгляд, оборот в 120 миллиардов рублей (2011 год), в 2008 году предприятие находилось «в крайне тяжелом финансовом положении», по словам гендиректора Андрея Казьмина. С вступлением в должность Дмитрия Страшнова в 2013 году, дела национальной почты стали налаживаться, однако, проблемы в виде многочисленных потерянных посылок и медленной доставки по-прежнему остаются.
На данный момент «Почта России» занимает 97% рынка доставки письменной корреспонденции, 96% рынка доставки посылок, 69% рынка подписки и доставки периодической печати, 49,5% рынка доставки пенсий, 45% рынка денежных переводов по России и предоставляет другие услуги.
Что происходит, когда вы кладете письмо в почтовый ящик?
Вы просто отправляете письмо. Куда оно идет?
Итак, вы правильно заполнили свое письмо, снабженное соответствующей маркой, и бросили его в ящик на почте (или где-нибудь еще). Впрочем, конверт не всегда обязательно бросать в общественный ящик: на одном из островов тихоокеанского государства Вануату в 50 метрах от берега находится подводная почтовая станция. С помощью специального непромокаемого конверта, дайверы могут опустить письмо в подводный ящик или отдать дежурном почтальону-дайверу. Такие подводные ящики также имеются в Японии, Малайзии, на Багамах и других курортах.
На любой почтовой марке должно стоять название выпустившей ее страны латинскими буквами. Если такого названия на марке вы не нашли — поздравляем, это британская марка. Великобритания освобождена от такой обязанности как первая в истории страна, включившая марки в обиход.
Почтовый перевозчик достает письма вместе с вашим из ящиком и отвозит в почтовое отделение. Там вся почта грузится на машину и отправляются на завод по обработке почты или другое соответствующее учреждение.
На заводе машины или люди (у нас люди, в США уже машины) сортируют письма по формам и размерам. Также они переворачивают конверты так, чтобы их адреса были направлены в одном направлении. Машина ставит печатные линии поверх почтовых марок, чтобы их не смогли использовать повторно.
В США, на тыльной стороне каждого письма также отпечатывается уникальный флуоресцентный штрих-код. Оптический сканер считывает адрес, а затем штрих-код, представляющий конкретный адрес, наносится на конверт. Если сканер не может считать адрес, письмо сортируется вручную.
Другие обрабатывающие машины считывают эти штрих-коды и отправляют письма в корзины в зависимости от ZIP-кодов — аналогичных нашим индексам — по которым в дальнейшем письма направляются в следующие регионы. Почтовое деление России следует административному делению страны. Введенная в 1971 году система шестизначных почтовых индексов была унаследована от СССР и осталась практически неизменной. Первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации. Следующие три — номеру почтового отделения в нём.
Почтальонам главное не перепутать письма
На последнем заводе обработки корреспонденции, сортировочные машины считывают штрих-коды и сортируют письма по порядку отправки и загрузки в почтовый транспорт. Далее развозятся по отдельным почтовым отделениям и получают личных почтальонов.
В целях повышения скорости обработки и доставки корреспонденции, рекомендуется правильно заполнять адреса. Ваше письмо не будет выброшено, если вы заполните конверт вкривь и вкось, отправив его «на деревню дедушке», но это может существенно затруднить доставку.
Писатель Виктор Гюго последние годы жизни провел в особняке на парижской цлице, которую еще при жизни назвали авеню Виктора Гюго. В обратном адреса на письмах Гюго просто писал: «Месье Виктору Гюго на его авеню в Париже».
Как устроена почта в мире
Забавно устроена навигация и почтовая переписка в Коста-Рике. Там она ведется по описаниям вроде «на деревню дедушке»: «150 метров на запад от Макдональдса», «200 метов по левую сторону от церкви, красный дом с черными решетками». Особенно трудно ориентироваться туристам — им приходится полагаться на местные легенды, вроде «перед бывшим американским посольством». Правительство Коста-Рики запустило программу по именованию улиц, но привыкать к новым названиям местным жителям придется долго.
При всей неподъемности, казалось бы, создания такой структуры как национальная почта, в мире развиваются и вполне успешно частные почтовые и грузовые компании. В России они получили развитие с 1996 года, когда Министерство связи РФ впервые за многовековую историю существования российской почты решило нарушить государственную почтовую монополию на некоторые почтовые услуги. Так коммерческие почтовые компании возникли и в России — и тут же занялись курьерской доставкой почтовых отправлений, пенсий и пособий, пересылкой посылок, распространением периодической печати. И очень хорошо, учитывая порой не самые надежные условия доставки «Почты России».
Что касается мировых компаний, ежегодно отгружающих огромное количество посылок, некоторые из них уже можно назвать автономной и всемирной почтовой службой. Грузовая компания FedEx Express располагает самым большим парком грузовых самолетов в мире — на сегодняшний день их более 650. На случай возникновения сверхнормативных задач по транспортировке, FedEx постоянно держит в воздухе несколько пустых самолетов — на всякий случай.
Специальный проект «История почты» подготовлен при поддержке компании «Бандеролька».