Как называлась письменность древнего междуречья
Клинопись – письменность Двуречья (3 фото)
Двуречье или Междуречье – это исторически устоявшийся регион, расположенный между реками Тигр и Евфрат. Существовавшее в Двуречье письмо называют клинописью. Как зародилась такая манера письма, и почему она носит это название?
На территории этого региона существовали древние города, где царили особые законы, удивительные обычаи, была своя религия и видение мира. Именно здесь более 6000 лет тому назад возникла особенная система письма, которая известна современникам как клинопись Двуречья. На протяжении всей истории существования человечества людям приходилось приспосабливаться к сложным условиям мира, учиться брать от него все, что нужно для выживания, а впоследствии и для комфортной жизни.
Если у египтян не было проблем с папирусом и камнями, на которых можно было фиксировать свои иероглифы, то у жителей Месопотамии с этим были проблемы. Но зато в избытке была глина. Из этого доступного материала возводили жилища, изготавливали посуду. Люди отмечали, что на мокрой глине легко отпечатываются следы людей и животных. И они решили попытаться использовать ее для фиксации записей. Но наносить на сырую глину сложные знаки было трудно. Значительно легче дело пошло при использовании заостренной палочки с треугольным основанием. Эта идея и стала отправной точкой появления знаменитой клинописи Двуречья, благодаря которой до нас дошли сведения об этом интересном и удивительном регионе и его жителях.
Естественно, так называемые книги отличались друг от друга. Блинчики, на которых упражнялись в чистописании школяры древности, не сушили. По окончании урока нанесенные знаки просто стирались, и табличка использовалась повторно. Но при высушивании на солнце важные данные сохранялись гораздо дольше. Ценную информацию, зафиксированную таким способом, хранили довольно долго, обжигая таблички на открытом огне.
Желающим освоить грамоту сначала предстояло изучить матчасть, то есть научиться изготавливать сами таблички. Задача эта была довольно сложная, поскольку глина была не особенно чистой и содержала массу примесей, от которых нужно было избавиться. Затем на поверхность будущей заготовки наносились линии, чтобы знаки и направление написания не искривлялись. И только после этого ученик приступал непосредственно к выдавливанию букв.
Особенностью распространения письменности в этом регионе являлась ее доступность для широких слоев населения. Писать умели не только богатые и знатные люди, но и простолюдины. Возможно, что именно в связи с этим в обществе активно развивалось устное творчество: люди сочиняли поэмы, стихи и не только.
Таким образом, созданное в Двуречье письмо носит название клинописи по той причине, что для выдавливания знаков использовались доступные для этой территории материалы – таблички из сырой глины и клинообразные заостренные палочки. Спецификой такого письма было нанесение знаков налево столбиками в виде пиктограмм. То есть каждому значку соответствовало определенное понятие либо значение.
Как называлась письменность древнего междуречья
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Шумерская клинопись
Когда-то, несколько тысяч лет назад, реки Тигр и Евфрат не сливались в одно устье, а впадали в Персидский залив раздельно. Постепенно отложения ила, который несли обе реки, нарастали, поднимались из воды островами, соединялись друг с другом. Суша все больше вдавалась в залив. Наконец, образовалась общая дельта Тигра и Евфрата. Большие наносы плодородного ила накопились и в самой долине Междуречья (Месопотамия).
Около 10 тыс. лет назад пришли в долину Тигра и Евфрата ее первые обитатели – шумеры. Они поселились в южной части Междуречья, у берегов Персидского залива. Это были крепкие малорослые люди с круглой бритой головой, большими глазами и длинным прямым носом.
Жизнь и плодородие приносила вода. Она же была и бедой. На севере Месопотамии воды мало. Разлив Тигра и Евфрата покрывает лишь узкие полосы по обеим сторонам рек. В большей части долины – вечная засуха.
В низовьях рек, ближе к Персидскому заливу, воды слишком много, летом стоит нестерпимая жара. Зимой идут дожди. И после них степь покрывается растительностью. Но снова приходит лето с жаркими ураганами, и цветущий луг превращается в пустыню. Чтобы не погибнуть от голода и лишений, обитателям Месопотамии нужно было распределять влагу по полям, строить каналы и запасные резервуары. А в низовьях приходилось ежегодно осушать болота, чтобы обеспечить себе пропитание. Занятие земледелием и заставило шумеров составлять календари сельских работ.
Строить каналы было не под силу одной семье и даже одному роду. В Шумере и Аккаде возникли крупные общины-города-государства. В каждом городе был свой правитель – «патеси», или «энси». Он имел большую власть, по его приказу тысячи людей сгонялись на постройки.
В Шумере и Аккаде камня и дерева было мало, зато было много глины. Из глины делали все: строили дома, изготавливали посуду, зернотерки, игрушки, сосуды. Писали тоже на глиняных табличках.
Из глины шумеры делали лепешки и придавали им круглый или квадратный вид. Деревянной, костяной или тростниковой палочкой квадратной или треугольной в сечении на конце «писали». Нажимали углом, держа палочку наклонно, как карандаш. Поэтому в месте нажима углубление получалось глубже и шире. А там, где палочку легким движением оттягивали от места нажима, углубление получалось уже и мельче. Получался клин.
Клинопись – писать клиньями. Чтобы табличку с надписями сохранить, ее сушили или обжигали.
Первоначально это были простые рисунки. Трехдневное путешествие по воде для охоты, во время которой было убито три оленя, можно было изобразить лодкой над волнистой линией под тремя солнцами, нарисовать трех оленей вверх ногами. Это пиктография.
Но постепенно для важнейших предметов и понятий выработались специальные рисунки. Каждый рисунок изображал предмет и закреплялся за одним или несколькими словами. А каждое слово имело свое звучание. И стали выражать рисунком не только понятие или предмет, но и всякую группу звуков, соответствующую данному слову.
Появились слоги. Словесно-слоговое письмо. Существовало долго, т.к. было удобно. Несмотря на большую сложность клинописной грамоты, читать ее, зная языки аккадский и шумерский, было не так уж трудно. Знаков, используемых постоянно, было около трехсот. Специальные учебники – «силлабарии» содержали списки шумерских знаков с объяснением их произношения и значения и списки грамматических форм. Такие силлабарии нужно было заучивать. Они служили словарями.
А вот и наши «шумерские записи»:
Месопотамская письменность
В эпохи Урук и Джемдет-Наср основным способом письма месопотамцев была пиктография, созданная шумерами. Пиктография с помощью рисунков фиксировала информацию. Содержание таких рисунков можно было передавать различными речевыми конструкциями, пересказывать разными словами без изменения смысла, поскольку они отражали не конкретные слова, а определенный смысл. Шумерское рисуночное письмо было совершенно одинаковым в северных и южных районах Нижней Месопотамии. Это значит, что его разработали в одном центре, столь авторитетном, что разные месопотамские общины заимствовали его оттуда в неизменной форме. Этим центром был, разумеется, Ниппур – столица всешумерского общинно-культового союза эпохи Урук. Можно предположить, что шумерская пиктография была оформлена в ниппурском храме Энлиля в ходе целенаправленной работы по созданию новых методов хозяйственного учета и руководства.
Каждая пиктограмма обозначала предмет либо некое понятие: так, зачерненный небосвод мог обозначать и ночь, и темноту, и болезнь, а гора – и гору, и чужеземную страну, и раба, как выходца из чужеземной страны. Через некоторое время такие пиктограммы стали использовать для «ребусного» письма – например, изображение тростника (шумер. ги) стало обозначать слово «возвращать» (по-шумерски тоже ги, но с другой интонацией). Кроме того, любой знак, изображавший какой-то предмет, мог передавать слог или группу слогов, совпадающих по звучанию с названием этого предмета или хотя бы напоминавших это звучание, т. е. приобретал фонетическое значение (и не одно). Так знаки рисуночного письма становились слоговыми знаками и могли поэтому применяться для передачи служебных частей речи, грамматических показателей и вообще любых звукосочетаний, т. е. для фиксации речи. В итоге тот или иной знак имел несколько словесных и звуковых (слоговых) значений, а также мог употребляться как детерминатив[26]. Все это придавало письму громоздкий и сложный характер.
Постепенно система такого употребления знаков приняла устойчивый и всеобъемлющий характер, одновременно схематизировалось и упростилось их начертание (так что опознать в знаке какой-либо предмет было уже нельзя). Это и означало переход от пиктографии к письменности. Месопотамскую письменность называют клинописью, поскольку месопотамцы писали на сырой глине пером-палочкой из тростникового стебля с треугольным сечением: такие перья оставляли клинообразные оттиски. Для сохранности глиняный документ могли обжигать.
С середины III тыс. до н. э. шумерское письмо стали все чаще применять для аккадоязычных текстов (хотя оно было не очень приспособлено к аккадской фонетике). В начале II тыс. до н. э. потомки шумеров полностью перешли на аккадский язык, шумерский же язык продолжал использоваться на протяжении всей истории Месопотамии прежде всего как «высокий» язык ритуала.
В письменности Месопотамии в каждый момент времени насчитывалось около 400 различных знаков, набор и начертание которых менялись от эпохи к эпохе. Однако для бытовых нужд было достаточно и 70–80, а такое количество знаков мог выучить почти каждый. Поэтому грамотность была распространена среди месопотамцев очень широко. Некоторые ученые считают, что в эпохи процветания страны большинство взрослых свободных месопотамцев были в какой-то мере грамотны, хотя писали с ошибками, да и прочитать могли далеко не всякий текст. Быть грамотным считалось очень почетным.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
75. Письменность
75. Письменность В течение многих столетий все умственное творчество еврейского народа заключалось в устных преданиях. Сказания о начале мира, образовании стран и народов, предания о прошлой жизни еврейского народа, его скитаниях, подвигах, войнах, о его героях, учителях
Письменность
Письменность Главная загадка хараппской цивилизации – письменность. Ее расшифровка прольет свет на множество других тайн. Археологи нашли большое число предметов с надписями на неизвестном древнем языке. Среди них тысячи печатей, изделия из металла и керамики. Ученые
Письменность
Письменность Главная загадка хараппской цивилизации — письменность. Ее расшифровка прольет свет на множество других тайн. Археологи нашли большое число предметов с надписями на неизвестном древнем языке. Среди них тысячи печатей, изделия из металла и керамики. Ученые
Письменность
Письменность Одним из крупнейших культурных достижений шумерийского народа было изобретение письменности, которая появляется в эпоху Урука, уже в начале IV тысячелетия до н. з. Как и все иные самобытно появившиеся у других древних народов системы письменности,
Письменность
Письменность Древнейшая гиероглифическая письменность Египта подобно шумерийской, древнеиндийской, древнекитайской и другим древнейшим системам письма самобытно возникла из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. В эпоху архаики писец, для того чтобы
Письменность
Письменность Книга. Написанный текст передавался в зависимости от типа посланий, различных по своей природе, посредством мозаики, камня и рисунка на папирусе, пергамене и бумаге. Папирус в течение долгого времени выращивался только в Египте, и листки, подготовленные в
I. ПИСЬМЕННОСТЬ
I. ПИСЬМЕННОСТЬ Трудно исследовать доктрину друидов, основанную на системе передачи табуированных знаний. «Доктрина» — слово даже слишком сильное, чтобы обозначить то немногое, что нам известно. К тому же, что скрывало за собой наименование «друидизм» в кельтской
«Месопотамская цивилизация — одна из древнейших в мире.»
«Месопотамская цивилизация — одна из древнейших в мире.» НАСЕЛЕНИЕ Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении.С севера и востока Месопотамия окаймлялась
Месопотамская кампания
Месопотамская кампания Так что о том, чтобы Луций вернулся в Рим за титулом Армянского, речи уже не шло. Он честно предложил Марку Аврелию разделить этот титул, но тот дал знать сенату, что не считает себя достойным его. Он следовал все той же логике: брал на себя
Письменность
Письменность Общепринятая письменность – китайская иероглифика. Иероглифы существуют более 6000 лет и используются в самом Китае, на Тайване, в Гонконге и Сингапуре.Самыми ранними письменными текстами на китайском языке были гадательные надписи, выцарапанные каким-либо
Письменность
Письменность Славяне еще задолго до принятия христианства могли познакомиться с письменностью. Они приходили к грекам на черноморские рынки. После 106 года н. э. из Дакии начался наплыв римских торговцев, а когда в VI и VII веках славяне пришли на Балканский полуостров, им,
Письменность
Письменность Своими знаниями истории народов Месопотамии и ее соседей человечество обязано в первую очередь глиняной табличке.На плодородной низменности между Тигром и Евфратом, в Месопотамии, издавна жили шумеры – древнейший культурный народ мира.У шумеров, как и у
Письменность
Письменность Долгое время (до XIII и даже до XIV века!) наши предки использовали руническое письмо. Как правило — для записей культового характера, поэтому знатоками рун были профессиональные жрецы. На балтских диалектах их называли «вайделоты», на славянских — «волхвы»,
Клинопись (письменность Месопотамии)
Когда говоришь о культуре Месопотамии, следует отметить, что ее основой является письменность этой цивилизации – так называемая шумерская клинопись. Именно этот вид письменности является тем характерным элементом, по которому большинство из нас знает о Месопотамии.
Для примера: если мы слышим слово «Египет», перед нашим взором предстают величественные пирамиды, храмы и сфинксы. В то время как все сооружения Месопотамии того времени расплылись и не позволяют судить об их грандиозности. Единственной памяткой о прошлом остаются лишь памятники письменности в виде всевозможных глиняных табличек, надписей на стенах, барельефах и плитах.
В музеях по всему миру в данный момент хранится более полутора тысяч табличек с клинописными текстами. Рождение письменности Месопотамии приходится на IV-III тыс. до н. э. Скорее всего, она стала следствием развития системы «учетных фишек».
«Учетные фишки»
«Учетные фишки» и их оттиски на камне
Со временем, для удобства, «учетные фишки» начали просто оттискивать на стенках коробок с товарами (делать отпечатки, пока глина еще не застыла). Позднее, оттиски начали заменять на различные рисунки, несущие в себе более сложные обозначения. Это одна из теорий возникновения месопотамской клинописи, которая позволяет объяснить, почему для письма была выбрана именно глина, а также необычную подушкообразную форму древних табличек.
Развитие письменности
На раннем периоде развития письменности в Месопотамии существовало более 1500 различных значков, каждый из которых обозначал одно или несколько слов. Следуя системе унификации значков, постепенно их количество уменьшалось и в нововавилонский период составило уже чуть более 300 штук.
Переход от идеографии к клинописи
Одновременно с унификацией происходила фонетизация письма – значки начали использоваться не только по своему прямому назначению для определения слова, но также и как слоговые части других слов. Это дало возможность, перейти клинописи на новый уровень, который был подкреплен живой речью.
Самыми первыми памятками шумерской письменности являются своеобразные ребусы, которые были понятные лишь тем, кто присутствовал при их создании. Это были вещественные доказательства проведения определенных сделок по продаже или обмену товаров. Примерно в это же время появляются первые учебные тексты.
К середине III тыс. до н. э. клинопись развивается настолько, что ее начинают применять для формирования религиозных и научных текстов, сборников пословиц, географических пособий и словарей.
Значение клинописи для мировой культуры
Клинопись шумеров получила широкое распространение и за пределами Месопотамии – для своих нужд эту письменность используют аккадцы, эблаитяне и хетты.
Около 1500 г. до н. э. жители Угарита используют клинопись для создания своей слоговой письменности, которая, скорее всего, стала основой финикийского письма, от которого, как известно, берет начало греческий алфавит.
Угаритское письмо
В I тыс. до н. э. письменность Месопотамии заимствуют персы для создания своего парадного письма, несмотря на то что в этот период уже существуют более удобные системы письма – арамейская и греческая.
Несмотря на то, что во второй половине II тыс. до н. э., Ассирия и Вавилония приходят в упадок, месопотамская письменность остается жить и используется в качестве языка международного общения по всему Ближнему Востоку. Так, договор между царем хеттов Хаттусили III и египетским фараонов Рамсесом II составлен на аккадском языке.
Для чего нужна метеостанция домашняя? Купить современное техническое решение и забыть о неверных прогнозах погоды.
Шумерские тексты
2. Перевод с шумерского «Эпос о Гильгамеше»
Письменность в древней Месопотамии
Не менее древней, чем египетские иероглифы, была другая система иероглифического письма — так называемая «клинопись». Отдельные ее знаки составлены как бы из небольших «клиньев», начертанных на мягких глиняных пластинках. В Передней Азии, в Месопотамии, там, где среди песчаных пустынь текут реки Ефрат и Тигр, в древности существовали большие и сильные государства. Город Вавилон (находился примерно там, где теперь стоит Багдад, столица арабского государства Ирак) был центром царств Вавилонских, древнего и нового. На реке Тигр образовалось царство Ассирийское, столицей которого был город Ниневия. Ассирия считалась грозой древнего мира; ее цари-завоеватели оставили по себе особенно плохую память из-за жестокостей, которыми сопровождались их военные походы.
Эти древние царства использовали клинопись как систему письма. С берегов Тигра и Ефрата она с течением времени распространилась на запад, до берегов Средиземного моря, и на север, до царства халдов. Проникло клинописное письмо и на восток, к древним персам (иранцам).
Внешняя форма письменных знаков всегда в значительной мере была связана с теми материалами и инструментами, которые употреблялись для письма. В Месопотамии для строительства применяли кирпич-сырец, высушиваемый под жгучими лучами солнца. Эти же глиняные кирпичи, или плитки, пока глина оставалась еще мягкой, использовали и как материал для письма. Письменные знаки на них чертили острой палочкой. При этом один конец черточки оставался тонким, но палочка вязла в мягкой глине, и второй конец получался более широким. Черточка приобретала вид «клина».
По вязкой глине не очень удобно чертить круги и кривые линии, поэтому все знаки старались составлять из этих коротких клинообразных черточек. На глиняной плитке в конце концов оказывались строчки довольно сложных знаков, которые все состояли из клинышков в различных причудливых на вид сочетаниях. При этом, конечно, старались написать на одной плитке как можно больше — экономили поверхность мягкой глины и писали строки тесно одна к другой.
Готовую, исписанную глиняную плитку высушивали на солнце, как простой кирпич. Такие плитки с надписями сохранились до наших дней, пролежав в течение тысячелетий под развалинами древних городов. В царских дворцах и храмах были целые библиотеки таких записей на глине, существовали архивы подобных документов. В 19-м столетии их впервые раскопали археологи и постепенно научились их читать. Как и в Египте, здесь удалось сначала прочесть лишь собственные имена царей, написанные алфавитными знаками, и только потом перешли к разбору более древней формы письма, в которой применялись только клинописные иероглифы.
ИСТОРИЯ КЛИНОПИСНЫХ ЗНАКОВ
С самых древних надписях, найденных археологами, письменные знаки еще похожи на те предметы, которые люди хотели изобразить. Однако, рисовать на глине было неудобно. Постепенно все знаки приобрели угловатые формы и потеряли всякое, хотя бы самое отдаленное, сходство с изображаемыми предметами. Если в Египте правдивые изображения предметов сохранялись и в позднюю эпоху в виде иероглифов художественного монументального письма, украшавшего стены храмов и дворцов, то в долинах Тигра и Ефрата не было ничего подобного. Здесь безраздельно господствовала однообразная на вид клинопись, в которой все знаки были только сложными комбинациями клиньев, не напоминающими ни о каком предмете.
В самой глубокой древности слово «птица» писали знаком, который представлял собой изображение птицы. Правда, это очень упрощенное изображение, но все-таки в нем можно различить тело, шею и голову птицы. Но потом, в результате дальнейшего упрощения, вместо «головы» у птицы оказался просто крестик.
Столица Ассирии Ниневия первоначально была просто небольшим рыбацким поселком на берегу большой реки. Память об этом сохранилась и в начертании того письменного знака, которым обозначалось ее название. Этим знаком стремились изобразить дом, внутри которого рисовали рыбу. Дом изображался в виде трёх стен, как бы в плане, с одной стороны у него намечалась дверь. Рыба же в древней форме клинописи рисовалась довольно похожей на свой оригинал, а позднее внутри дома начали дёлать только несколько уголков, состоящих из маленьких клиньев. Вот древнейшая и более поздняя формы этого знака.