Как называлась оплата княжеской администрации
Как выглядела зарплата в Древней Руси? Читайте наше расследование…
Сегодня пятница, и, как водится, мы публикуем что-нибудь интересненькое.
Изучая историю Древней Руси, я случайно наткнулся на интересные факты о «зарплатах» древнерусских госслужащих. Многие факты действительно поражают.
Сегодняшний пост о такой далекой, но такой близкой истории нашего государства =)
Так уж получилось, что долгое время в Древней Руси одни и те же люди занимались торговлей и участвовали в военных действиях. Со временем, когда обе сферы развились так, что совмещать не представлялось возможным, да и государству потребовались профессиональные военные, из этого класса в отдельную группу выделились военные. Их мы знаем как княжескую дружину.
Cамые опытные воины, княжи мужи или бояре, вошли в старшую дружину и по-сути составили чиновничью верхушку. С ними князь обсуждал государственные дела, назначал воеводами, cтавил во главу народных ополчений, отправлял наместниками по городам, посылал для сбора штрафов.
К младшей дружине относились: телохранители князя и старших дружинников (гриди), молодые военные (отроки), и детская дружина, куда принимали отпрысков старших дружинников «для обучения уму-разуму».
Князь кормил, одевал, вооружал, снабжал лошадьми и жильем свою дружину, что называется, на бюджетные деньги. Собственно, оплачивать наемный труд на регулярной основе первыми начали именно великие и удельные князья.
«Зарплата» дружинников часто состояла из постоянной и переменной частей. Старшим дружинникам, наместникам в городах, князь назначал постоянный «оклад» – процент с фиксированных княжеских сборов. Получали они и «комиссионные» — процент от судебных штрафов и пошлин, оплачиваемых городом в казну. Младшим дружинникам также предоставлялась на содержание часть собираемой дани. Отроки, как современные сейлз-менеджеры, «сидели на проценте» — жили за счет части доходов от выполнения поручений, которые давали им князья. Например, сбора дани или судебных штрафов. В «релокационный пакет» для всей княжеской администрации входило предоставление казенного жилья и пропитания от местного населения.
Была, кстати, и «бонусная часть», которая выдавалась по итогам военных кампаний — князья делились с дружиной добычей. Когда побежденные откупались, князья брали откупы не только на себя, но и на своих воинов. По легенде князь Олег, прибив щит на вратах Царьграда, потребовал с греков по «12 гривен на каждое весло своих двух тысяч кораблей». Возможно, сказка — ложь, но она определенно отражает принятую тогда практику.
Как можно видеть, оплата услуг дружинников во многом ложилось на плечи населения за счет так называемых кормлений. Как объясняет в своих трудах Василий Ключевский, кормлениями назывались «судебно-административные должности, соединенные с доходом в пользу должностных лиц, который получался ими прямо с управляемых». Доход этот носил общее название «корма», что соответствует нынешнему термину «содержание».
Сначала кормления носили эпизодических характер и были чем-то вроде командировочных: сборщики штрафов, строители городов и некоторые другие получали с населения оговоренное натуральное довольствие. Позже население обязали содержать княжескую администрацию в течение всего периода службы. Все госслужащие на местах обычно получали «корм» натурой — хлебом, мясом, зерном, овсом и сеном для лошадей — трижды в год (на Рождество, Пасху и Петров день). При вступлении в должность полагался отдельный «въезжий корм». Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины, например, за клеймение и продажу лошадей, «полавочное» (за право торговли или аренду торгового места), мыт (тогда – что-то вроде таможенных пошлин) и другие.
Руководитель маркетинговой практики, UCMS Group Russia
Сегодняшние чиновники получают зарплату, но так было не всегда. Раньше они получали все для жизни в натуральном виде. Как называлась такая плата княжеской администрации? ответ:
Ответы
причины и предпосылки объединения земель:
завоевание руси полчищами батыя к упадку хозяйства, ремесла, торговли. особенно сильно пострадали северо-восточные земли. однако русь на удивление быстро залечивала раны. и уже с xiii века постепенно началось восстановление хозяйства края. были возрождены такие города, как владимир, торжок, суздаль, москва и др.; отстроены тысячи сел и деревень. в это же время к северу от реки оки стали переселяться крестьяне и ремесленники со своими семьями, бояре со своими людьми из юго-западных земель. в лесистых местах, особенно к северу от москвы, началась усиленная расчистка лесов под пашню.
в xvi-xv веках стало развиваться и ремесло. восстанавливались некоторые исчезнувшие виды ремесла, появились новые. вокруг городов центров ремесла и торговли складывались местные рынки, на которых крестьяне приобретали изделия городских ремесленников, а горожане сельскохозяйственные продукты. некоторые товары находили сбыт и в соседних княжествах. восстанавливались торговые связи северо-восточных земель с новгородом и псковом.
по мере развития земледелия, ремесла и торговли появлялось все больше людей, заинтересованных в ликвидации раздробленности страны. ведь многочисленные границы с их заставами и торговыми пошлинами, существование различных денег, мер веса и длины затрудняли торговлю и хозяйственные связи между княжествами. а бесконечные усобицы порывали хозяйство городов и сел.
в северо-восточной руси быстро развивалось вотчинное землевладение. крупным землевладельцам было тесно в границах мелких княжеств. но существовавшие между князьями договоры запрещали покупку боярам из одного княжества земель на территории другого. поэтому бояре были также заинтересованы в едином государстве.
за объединение земель выступала православная церковь. несмотря на раздробление страны, она всегда была единой, поддерживала тех князей, которые стремились к объединению земель.
сказка «золотой чуб»
сказки «счастливый человек», «три вора», «мудрый судья»
сказки «счастливый человек» и «чистый родник».
4. Княжеская администрация
4. Княжеская администрация
В силу разнородного происхождения древнерусского правительства, администрация каждого княжества имела двойственную природу279. Некоторые должностные лица получали свои полномочия исключительно от князя, в то время как предполагалось, что другие представляют народ, хотя в действительности назначались князем. Первоначально, должностные лица второй категории избирались народом. Эти служащие располагались по рангу в соответствии с математическим принципом. Это были: тысяцкий – глава тысячи, сотский – глава сотни, десяцкий – глава подразделения в десять человек. Происхождение такой системы и ее отношение к организации власти в клане и племени остается спорным вопросом.
Десятичная система в группировании населения и территориальном делении существовала среди многих народов, включая англо-саксонские. Она, вероятно, возникала в связи с примитивной военной организацией. В кампании, привлекавшей к совместным действиям много кланов и несколько племен, она оказывалась предпочтительней с военной точки зрения, поскольку предполагала разделение армии на отряды, равные по составу. При таком порядке задача планирования и проведения военных операций намного облегчалась. Более того, чтобы проще проводить военную мобилизацию, целесообразно было сохранять разделение живой силы на десятичные отряды и в мирное время. Затем такие десятичные подразделения стали и территориальными делениями, что было удобно для взимания налогов.
Десятичная система подразделений на Руси, возможно, возникла в сарматскую эпоху, но более вероятно, что начало этой системы связано с гуннской империей. Гунны были тюрками с некоторой примесью монголов, а десятичная система представляется старой традицией как тюрков, так и монголов. Название города Тмутаракани может быть использовано в качестве подходящей иллюстрации. Это название, должно быть, происходит от титула тюркского военачальника, разбившего лагерь на Таманском полуострове в 568 г. Тма-Тархан – значит глава десяти тысяч. Позднее армия Чингисхана была сформирована в соответствии с той же самой десятичной системой. Еще позднее казаки организовывались в отряды по десяткам и по сотням.
И хазары, и мадьяры, видимо, тоже применяли десятичную систему разделения в управлении своими асо-славянскими подданными – в распределении их вспомогательных войск, как и в собирании с них дани. Не ясно, как эта система была приспособлена к клановому и племенному делению у славян. По-видимому, племя исчислялось как тысяча, клан – как сотня, а семейная община (задруга) – как десяток.
В киевский период в каждом главном городе, то есть, в каждой столице княжества, был тысяцкий. Хотя эта должность первоначально являлась выборной со временем князь взял на себя прерогативу выдвижения на нее кандидата, за исключением Новгорода. Обычно это положение занимал кто-то из влиятельных бояр, и постепенно среди них возникла тенденция сделать эту должность передающейся по наследству. Так, при Ярославе тысяцким в Киеве сначала был Вышата, а затем его сын Ян. В общее правило это, однако, возведено не было, и системе наследования должности не удалось пустить прочные корни в Киевской Руси.
Хотя тысяцкий и получал должность от князя, он всегда считался командующим городским ополчением («тысячей»), которое противопоставлялось княжеской свите. В некоторых случаях он выступал от лица народа, выражая несогласие с князем. К примеру, когда князь Всеволод II Киевский, который принадлежал к ветви Ольговичей в киевской княжеской семье, намеревался завещать киевский стол своему брату, тысяцкий Глеб выразил протест от лица киевлян в том, что последние не хотят, чтобы дом Ольговичей оставался у власти, и настоял, чтобы их следующим правителем стал Мономашич, наследовавший Всеволоду после его смерти (1146 г.)280.
Если тысяцкий пренебрегал мнением народа, горожане призывали его к ответственности за действия, направленные против их интересов, и в некоторых случаях выражали свое недовольство достаточно сильно. Во время киевского восстания 1113 г. простой народ разграбил дом тысяцкого. Между прочим, в тот раз были разграблены и дома сотских, и это указывает на то, что бунтовщики считали их доверенными лицами тысяцкого. Этих городских сотских, находившихся в подчинении тысяцкому, не следует путать с сотскими в сельской местности, которые всегда избирались.
Княжеский двор был собственно центром княжеской администрации. Любой управляющий княжеским имуществом (тиун) также имел право занимать должность в государственной администрации. Главный управляющий (тиун дворский) со временем стал главой финансовой администрации в каждом княжестве. Другие управляющие служили судьями, и сам термин «тиун» постепенно приобретал дополнительное значение «судья».
В местной администрации князь был представлен своим заместителем – посадником. Следует заметить, что термин «посадник» означал также «городской глава»; не следует путать эти два типа посадников. Княжеские заместители выбирались или из числа младших членов Дома Рюрика, или из бояр. Они имели право на долю с той дани, которую собирали для князя, а также особый налог с населения данного места для обеспечения их существования. Позднее, в ранний московский период, такая система оплаты местным правителям стала известна как «кормление» – «кормление с земли» как таковой. В этом термине есть доля иронии, потому что в древнерусском языке у него было дополнительное значение правления; дело в том, что эти два одинаково звучащих слова происходят от разных корней.
Местные общины, как городские, так и сельские, под наблюдением посадника вели свои собственные дела через выборных должностных лиц.
Читайте также
Городская и княжеская Реформация
Городская и княжеская Реформация Ранняя лютеровская Реформация не только послужила источником идей для других реформаторов, но и осуществила прорыв к новому постсредневековому индивидуальному сознанию. В отличие от лютеровского, в большей степени богословского,
Княжеская наука
Княжеская наука Святой благоверный князь Александр родился 13 мая 1220 года на Суздальской земле в городе Переяславль-Залесский. Его родителями были князь Ярослав Всеволодович и княгиня Феодосия.Александра воспитывали так же, как и всех княжичей на Руси — подымали до
4. Княжеская администрация
4. Княжеская администрация В силу разнородного происхождения древнерусского правительства, администрация каждого княжества имела двойственную природу279. Некоторые должностные лица получали свои полномочия исключительно от князя, в то время как предполагалось, что
1. Государственная машина Дворянская иерархия. – Правительство. – Реформа государственного аппарата. Интенданты. – Церковная администрация. – Приход. – Городская администрация. – Налоги и подати. – Денежная реформа. – Крестьянские восстания. Кроканы и «босоногие»
1. Государственная машина Дворянская иерархия. – Правительство. – Реформа государственного аппарата. Интенданты. – Церковная администрация. – Приход. – Городская администрация. – Налоги и подати. – Денежная реформа. – Крестьянские восстания. Кроканы и
Княжеская дружба
Княжеская дружба Немедленно по возвращении Тохтамыша в Сарай туда отправился Михаил Тверской – добывать ярлык на Великое княжение Владимирское, то есть должность старшего из начальников Русского улуса. По размышлении и взвешивании за и против хан объявил свою волу:
Княжеская чехарда (XI век)
Княжеская чехарда (XI век) Наследство Ярослава Мудрого Последним князем Днепровской Руси, которому удалось держать свое государство твердой рукой, был самовластец Ярослав Мудрый. После него сыновья перессорились, и начался процесс, который называют феодальной
Княжеская лестница
Княжеская лестница «Первоначально род состоял из отца, сыновей, внуков и т. д., – поясняет Соловьев, – когда отец умирал, его место для рода заступал старший брат; он становился отцом для младших братьев, следовательно, его собственные сыновья необходимо становились
IX. Администрация СЛОНа Низшая администрация. Надзиратели. Начальник пункта. Начальник ИСО. Начальник лагерей. Пособники
IX. Администрация СЛОНа Низшая администрация. Надзиратели. Начальник пункта. Начальник ИСО. Начальник лагерей. Пособники СЛОН построен на начале самообслуживания и в смысле хозяйственном, и в смысле административном. Хозяйственно СЛОН – огромное торгово-промышленное
Княжеская эмиграция
Княжеская эмиграция Великая княжна Софья и «мнози Греци, иже приидоша, служаще царевне», не развернули русскую внешнюю политику в нужном Венеции направлении, да и вряд ли прилагали к этому особые усилия. Зато у Деспины и ее окружения появилось достаточно времени и
XLIX. Княжеская власть у ран
XLIX. Княжеская власть у ран От поморян и других соплеменников своих ране отличались преобладанием религиозной стихии во всем общественном строе: все их учреждения основывались на поклонении божествам и вся мысль, вся воля народа была в руках жреца. Сам князь ранский
Городская и княжеская Реформация
Городская и княжеская Реформация Ранняя лютеровская Реформация не только послужила источником идей для других реформаторов, но и осуществила прорыв к новому постсредневековому индивидуальному сознанию. В отличие от лютеровского, в большей степени богословского,
Княжеская родословная
Княжеская родословная Этой развитой родовой идеологии, ясно осознаваемой этнической самоидентификации («мы от рода русского»), непременно должен был сопутствовать культ общего предка[45]. Исторические разыскания в этом направлении затруднены тем, что древнейшая
КНЯЖЕСКАЯ ОХОТА
КНЯЖЕСКАЯ ОХОТА Рассвет позолотил купола церквей Москвы, залил алым светом бревенчатую городскую стену. Зарумянились наличники княжьего терема, веселые блики разлетелись от вывешенных намедни для просушки на тын горшков.Хлопнула тяжелая дубовая дверь терема. На
Глава 2 Княжеская (боярская) дума
Глава 2 Княжеская (боярская) дума Своеобразным продолжением князя в X–XIII вв. являлось его ближайшее окружение, с которым он обсуждал и решал наиболее важные вопросы в жизни страны, княжества или волости. В летописи эта практики зафиксирована уже для середины X в.
Княжеская анархия. Нашествие татар
Княжеская анархия. Нашествие татар Начавшаяся после смерти сына Владимира Мономаха-Мстислава (1132 г.) княжеская анархия длилась целое столетие и закончилась сначала поражением Руси на реке Калке (1223 г.), а затем разорением Киева и подчинением Руси татарам (1240–1242 гг.).За
Как на Руси казну наполняли
Еще в Древней Руси государственный аппарат существовал за счет налоговых сборов. А поскольку личные финансы правителей тогда не отделялись от финансов государства, все поступления стекались в княжескую или царскую казну. Сокровищницы с огромными сундуками устраивались в подклетах каменных церквей. Создавались особые отделения: казна золотая, казна шубная, казна пушная, казна белая (бельевая). Натуральные и денежные ценности назывались скотом, комната с казной — скотницей, а казначей — скотником.
В источниках упоминаются разные названия первых налогов: дань, оброк, повинность, подать, тягло, но сама суть неизменна. Налоговое бремя всегда возлагалось на население — крестьян и горожан. По случаю военных походов вводились чрезвычайные сборы, иногда бязательные платежи вносились добровольно, но чаще всего дань взималась с подвластных племен.
В древнерусских воинственных княжествах существовала вполне цивилизованная фискальная система. Регулярная дань приносила казне постоянный доход. Задолго до X века на завоеванных территориях действовали уставы и уроки, то есть строго определенный порядок обязательных выплат. В обществе, основанном на натуральном хозяйстве, налоговая схема привязывалась к земельной собственности. Субъектом налогообложения становился дым (семейный очаг, дом), рало или плуг. Чаще всего денежным эквивалентом служили меха, размер выплат так и назывался: «одна шкурка с дыма».
К оплате принимались мед, рыба, зерно — в зависимости от рода занятий поселенцев и потребностей княжеской казны. Помимо дани, источником поступлений в казну был оброк — выплата ренты за пользование землей, продуктами производства или деньгами. На оброк отдавались лесные и рыболовецкие угодья, пашни, огороды, сенокосы и мельницы. Вплоть до отмены крепостного права зависимые крестьяне собирали оброчные подати для вотчинников и помещиков либо уплачивали повинность работами.
Одной из первых налоговых форм, принятых в древнерусском государстве, был повоз: представители подвластного племени сами привозили князю установленную дань. Существовала другая специфическая форма налога — полюдье. Княжеские даньщики (чиновники, контролировавшие исполнение повинностей) разъезжали по владениям, собирая дань с поселенцев. Среди них были писцы, учитывавшие размеры земельных участков и количество плательщиков, собственно даньщики, занятые сбором прямых податей, и черноборцы, которые взимали плату с простого народа (черный бор). Один из видов полюдья — кормление князя и его войска за счет местного населения. Так, жители Новгорода раз в год отдавали князю 300 слитков серебра (гривен) на содержание наемных дружинников, оборонявших северные кордоны.
Пошлины и специальные сборы
Некоторые казенные сборы, которые существуют и поныне, были приняты еще в средневековой Руси. Служба, взимавшая проезжую пошлину (мыть), именовалась «мытники». В золотоордынские времена из мытников выделились три подразделения. Заставщики взимали плату за проезд товарных обозов через путевые заставы, мостовщики брали пошлину на мостах, перевозчики отвечали за сбор на перевозах. Торговые пошлины собирались таможниками: в XII–XIV веках иногородцы уплачивали гостиную дань за разрешение торговать в других городах, за контрольное взвешивание товара на казенных весах и клеймение продаваемых лошадей. Устанавливались таже упоминаются брачная, медовая, сторожевая пошлины. Позже были введены новые налоговые сборы: стрелецкий хлеб, ямская гонь (перевозочные), пищальные деньги (на изготовление оружия), городовые и засечные (на возведение засек — пограничных укреплений).
В XVI веке образовались территориальные налоговые управления — чети. Кроме уплаты податей, население обязывалось выполнять прочие повинности: строить дороги и мосты, брать на постой государственных чиновников, предоставлять подводы. Жители городов — посадские — платили дополнительный оброк с кузниц, лавок, мастерских.
Люди, жившие на просторах Урала, Сибири и Поволжья, вносили в казну особый вид натурального налога — ясак (ценная пушнина). Самые необычные, но социально размежеванные сборы вводил государь-реформатор Петр Великий. При нем был установлен суровый налог на ношение бороды: холопьи оценивались в 30 рублей, рядовые торговые и дворянские — в 60 рублей, первостатейные купеческие — в 100 рублей. В своих деревнях крестьяне могли не брить бороды, но, въезжая в город и на обратной дороге, они должны были заплатить за роскошь копейку. Во времена царствования Петра I действовал банный налог: думные бояре и первостатейные купцы вынуждены были уплачивать в казну 3 рубля, разночинцы, рядовые купцы и дворяне — по рублю, крестьяне же — по 15 копеек.
Состав казны стал меняться с 50-х годов XVI века: долю натуральных податей постепенно вытеснили денежные средства. Но лишь к началу XX века она перестала рассматриваться исключительно как хранилище ценностей и приобрела значение системы управления государственными активами.
Способы сбора дани на Руси в IX—XII веках
Дань — подати, взимавшиеся со славян, населявших территорию Древней Руси.
До начала объединения древнерусских племен в государство население платило дань варягам и хазарам, совершавшим набеги на их территории.
С 882 года в Киеве стал править князь Олег. Постепенно покоряя разрозненные славянские племена, он начал их объединение в единое государство.
Важнейшей функцией молодого древнерусского государства стала защита территорий от внешних врагов. Князю были нужны средства для содержания дружины, организации новых походов.
Дань с населения стала основным источником дохода княжеской казны.
Правление князя Олега.
Сначала дань взималась Олегом с подвластных ему ильменских племен, кривичей, мери.
С 883 года дань начинают платить древляне.
С 884 года — северяне и радимичи.
Олег установил систему сбора дани с покоренных племен.
Благодаря правильной налоговой политике князя Олега, в IX веке происходило постепенное объединение, расширение, укрепление древнерусского государства.
Повоз и полюдье.
Один из методов сбора дани назывался повоз. Заключался в обязанности населения по распоряжению князя доставлять продукты в определенное время в Киев на княжеский двор.
Основным способом взимания дани являлось полюдье — объезд князя с дружиной подвластных территорий.
Полюдье являлось способом поддержания и укрепления княжеской власти над славянскими племенами.
Реформы княгини Ольги.
В 945 году преемник Олега князь Игорь, совершавший полюдье, попытался взять с племени древлян дань в тройном размере. Древляне подняли восстание и убили Игоря.
Жена его, княгиня Ольга, подавила восстание и покарала древлян.
В 946 году она провела налоговую реформу и установила новую систему сбора дани:
В 982 году с приходом к власти Владимира Святославича полюдье прекратилось.
Пошлины и сборы.
Кроме дани, взимаемой во время полюдья и на погостах, с населения собирались нерегулярные пошлины.
К торговым пошлинам относились:
Князь, в чью пользу собирались пошлины, должен был строить удобные переезды и мосты, обеспечивать безопасность купцов в дороге.
Судебные пошлины собирались за совершенные преступления:
В 988 году князь Владимир принял христианскую веру. Для возведения храмов и содержания церквей нужны были средства. Новая специальная подать составляла одну десятую часть доходов и называлась «десятина».
К XIII веку полюдье полностью утратило свое значение как способ сбора дани. Большинство собираемых налогов оставалось в отдельных княжеских уделах. Это привело к ослаблению и распаду объединенного князем Олегом древнерусского государства.