Запись звукового материала, отображающего звуковую картину действия наиболее приближенно к реальности.
Возможность восстановить звучание, которое было в студии записи в условиях кинотеатров с различной конфигурацией зрительских залов.
Кроме того, при разработке оборудования необходимо следовать общепринятым мировым стандартам, что дает возможность обеспечить совместимость при воспроизведении на одном оборудовании материала в различных звуковых форматах, т.е. возможность просмотра на современной технике киноматериала, записанного с использованием устаревших алгоритмов.
Звуковые форматы
DOLBY SR-D (Spectral Recording – Digital) или более распространенное бытовое название – DOLBY DIGITAL. Шесть цифровых каналов звука: левый, правый, центральный, левый окружающий, правый окружающий и LFE (Low-Frequency Effects) – канал низкочастотных эффектов. При записи звуковой сигнал подвергается компрессии
1/12. На кинопленке данный формат записывается между перфорациями. В случае, если происходит сбой при раскодировании этого формата, то автоматически происходит переключение на аналоговый формат DOLBY SR. После того как декодирование цифрового сигнала восстанавливается, киноаппарат автоматически возвращается к воспроизведению формата DOLBY SR-D (см. Рисунок).
1/3. Но весь этот сигнал не удается разместить на кинопленке. Поэтому записывается только дорожка с цифровым кодом синхронизации звука и видео. Воспроизведение звука осуществляется с отдельного DTS проигрывателя при помощи трех компакт-дисков.
Аудиооборудование современных кинотеатров
источник звукового сигнала – DVD-плейер или видеомагнитофон;
приборы декодирования, обработки и распределения звукового сигнала;
оборудование для усиления;
акустические системы для воспроизведения.
публикация Эра-Online №16 май 2002 года.
ВидеОТОН
Если Вам понравился наш сайт вы можете поместить ссылку:
Звуковые эффекты стали неотъемлемой частью современных фильмов, их реализм постоянно совершенствуется и то, что мы слышим сейчас в кино – результат кропотливой работы многих людей на протяжении 90 лет. О том как мы к этому пришли и почему вам стоит посмотреть «Миссия невыполнима» в кинотеатре, оборудованном системой Dolby Atmos расскажем в этой статье.
История многоканального звука
Впервые многоканальная запись для воспроизведения в кино была использована в 1941 году для мультфильма «Fantasia» от Disney. Звукорежиссёры тогда совершили огромный шаг в формате воспроизведения звука перейдя с моно на трехканальное аудио (2 фронта и центр), записанных на кинопленку оптическим способом.
Почему этот шаг был огромным? Звук в кино и так появился относительно недавно. Первым фильмом с синхронной речевой фонограммой стал музыкальный фильм «Певец джаза», вышедший в свет в 1927 году, а первая фраза главного героя «Подождите минутку! Вы еще ничего не слышали!» стала символом новой эпохи звукового кинематографа. А теперь представим себе, как реагировали зрители того времени на новый звук. Если раньше мы слышали одинаковый звук из всех колонок, то теперь можно было четко позиционировать правую и левую часть аудиокартины.
Но дальнейшее развитие многоканального звука было приостановлено на 10 лет, главной причиной чему послужила 2-я мировая война.
Новым толчком к развитию многоканальности стало активное совершенствование магнитофонной записи. Первые магнитофоны были трофейными, привезенными из Германии, да и само название «магнитофон» – это ставшее нарицательным имя модели AEG Magnetopfon.
Далее развитие многоканального аудио продолжилось в США. Первый многодорожечный магнитофон был изобретен знаменитым музыкантом Лесом Полом (изобретателем электрогитары, без которой невозможно представить современную музыку), он же первым до этого проводил записи на моно магнитофон.
Звук в кинотеатрах
В кино первые форматы объемного звука записывались именно при помощи магнитофона, на пленку вместо оптической дорожки стал наносится магнитный слой, а проекторы оснащались магнитофонными головками для воспроизведения звуковых дорожек. В дальнейшем, в связи с ростом популярности кинематографа и экспериментами в форматах пленки, индустрия перешла на широкий формат – широкоэкранный Cinemascope на 35мм пленке с анаморфированием (при съемке и воспроизведении) и 70 мм пленка вместо 35мм. Большие экраны требовали соответствующего звукового оформления. В то время в кинотеатрах были использованы два основных аудиоформата: для Cinemascope (4 канала – левый фронт, правый фронт, центр и surround, расположенный сплошным массивом сзади и сбоку от слушателей) от 20th Century Fox и Todd AO для 70 мм (имел уже 6 каналов, где добавилось по одному дополнительному каналу слева и справа на фронте, в связи с огромным размером экрана).
Любопытный факт: Центральный канал стал необходимым в связи с большими размерами кинозала, когда диалоги для зрителей справа и слева звучали не из центра. Центральная АС же обеспечивала четкое позиционирование всей воспроизводимой речи. В дальнейшем центральный канал так и сохранил рабочее название «dialog».
Звуковая дорожка того времени сильно отличалась от современных, хотя по сути количество каналов не изменилось. Все дело в том, что на том этапе развитие технологий было очень сложным, да и качественные звуковые эффекты в те времена не были столь востребованы. Сами форматы к тому же были не столь распространены, поскольку оборудование для их воспроизведения стоило весьма недешево и его могли позволить себе только наиболее успешные кинотеатры.
Компания Dolby
В середине 70-х годов на сцену выходит компания Dolby, изначально заработавшая себе имя на системах шумопонижения Dolby A и Dolby B для профессиональной и любительской звукозаписи. Но успехов в данной сфере создателю компании Рею Долби было мало и он обратил свой взор на кинематограф. В 1971 году появился первый фильм, при записи звуковой дорожки к которому использовалась система шумопонижения Dolby A – им стал «нашумевший» тогда «Заводной апельсин». Данная технология позволила значительно расширить динамический диапазон воспроизводимых частот в аудиосопровождении фильма.
В 1974 году компания Dolby представила миру новый формат записи Dolby Stereo, который используется в звукозаписи до сих пор (не он один, естественно).
Понятие Stereo тех дней значительно отличается от того, как его понимают сейчас, в наши дни – это обозначение двухканального аудио. Для многоканального используется термин surround sound, который появился, кстати, именно благодаря внедрению технологий многоканального звука в домашние кинотеатральные системы. В те времена термин Stereo обозначал именно объемный звук. Данный формат снова вернул на пленку оптическую дорожку звукозаписи причем для четырех существующих каналов. Звук фронтальных каналов при таком декодировании оставался без изменений, объемные аудиоэффекты получились путем вычитания левого фронта из правого (путем переворота фазы) и фильтрацией сигнала в диапазоне ниже 100гц и выше 7кГц.
С центральным каналом возникла небольшая загвоздка, ведь классически звук центрального канала – это смешение звука правого и левого фронта с увеличением громкости на 3Дб. То есть звук голоса был слышен и в фронтальных парах, но тише на 3Дб. Dolby использовал умную систему улучшения разделения каналов в зависимости от ситуации: в случае если диалог звучал в тишине, то звуки фронтальных каналов дополнительно приглушались, а если речь шла вместе с музыкой (если использовать предыдущий метод, то музыку было плохо слышно, а еще она увеличивала громкость в пузах между речью) для синергии двух звуковых дорожек было использовано подмешивание звука в противофазе правого канала к левому и наоборот. Естественно четкое позиционирование звуковых эффектов в записях с технологиями Dolby появилось не сразу, ведь достаточно сложно было четко позиционировать и разделять доминантное звуковое сопровождение и спецэффекты. Но компания постоянно совершенствовала кинопроцессоры и технологии, и качество звука в новом формате достигло небывалых высот.
Огромную же популярность данному формату принес фильм Джорджа Лукаса – «Звездные войны», 1976 г. Показав в данном фильме величайшее, по тем временам, качество аудио и видео эффектов фильм обрел огромную популярность и продвинул использование Dolby Stereo в кинематографе. Джордж Лукас, в принципе, внес огромную лепту в мир звукозаписи, но об этом немного позже.
В то время уже активно развивалось домашнее телевидение, кинотеатры стали посещать реже, но запись прокатных версий фильма была недешевой и отличалась плохим качеством. Dolby Stereo позволило значительно удешевить домашнее кино, сделав его доступным для широкой публики.
Для поддержки высокого качества звука в кино Dolby вводит жесткую сертификацию кинотеатров, а логотип компании становится приманкой для зрителя, так как подобный звук невозможно было реализовать в домашних условиях.
В дальнейшем копания Dolby добралась и до широких экранов, привнеся в мир первые системы 5.1 которые используются в наши дни.
Наличие отдельных динамиков для воспроизведения НЧ сигнала стало новым прорывом в спецэффектов выдавая громоподобные реалистичные взрывы и эффекты (первым фильмом формата 5.1 стал «Апокалипсис сегодня» Френсиса Форда Копполы).
Но все же популярность широкоформатного кино стала падать, поэтому большого количества кинофильмов с данным типом фонограммы создано не было.
Домашние кинотеатры
Новый виток развития кинозвука начался в 80-е годы, именно в это время активно развивалось домашнее видео и появился лазерный видеодиск. Также широкое распространение получили домашние Hi-Fi стереосистемы. В 1982 году компания Dolby выпустила в свет декодер Dolby Surround способный декодировать 3 канала (левый + правый фронт и surround). Для большинства слушателей этого было достаточно, но в связи с ростом популярности телевизоров больших диагоналей, от 27″, в 1987 году был представлен декодер Dolby Surround Pro Logic, способный извлекать 4-х канальный звук из двухканальной фонограммы. Так в мире стали появляться первые домашние кинотеатры основанные на Hi-Fi оборудовании. Они стремительно захватили рынок и из предметов роскоши стали обычным явлением.
В 90-е годы стала активно развиваться цифровая запись, в свет вышел формат CDS с цифровой аудиодорожкой вместо аналоговой, разметка метаданных осуществлялась при помощи пикселей на кинопленке. Но из-за уровня технологий часто появлялась проблема пропадания звука связанной с ошибками в звуковой дорожке.
Dolby Digital
В 1992 втором году на премьере фильма «Batman Returns» был представлен новый формат цифровой записи Dolby Digital, широко использующийся в наше время. Данный формат использовал дублированные цифровые и аналоговые аудио дорожки (в качестве резервных) и смог избавиться от проблем с прерыванием звука. Данный формат разрабатывался как универсальный для различных носителей и стал одним из обязательных при записи DVD.
Dolby Surround EX
В 1999 году компания долби совместно с компанией THX и Skywalker Sound Studios разрабатывает новый формат Dolby Surround EX специально для 1-го эпизода приквела «Звездных Войн» — «Призрачная угроза». Данный формат позволял записать звук формата 6.1, что давало звукорежиссеру дополнительную палитру звуковой картины.
О THX стоит рассказать отдельно. THX – это не формат звукозаписи, это общий стандарт звуковоспроизводящих устройств для того, что бы при воспроизведении звук был таким же, каким его слышал звукорежиссёр.
Интересна и история его появления. Когда Джордж Лукас снял фильм «Возвращение джедая» из первой трилогии «Звездных войн», был проведен тестовый показ фильма в кинотеатре. Результат не удовлетворил режиссёра, так как все задумки касаемые звуковых эффектов оборудование того времени не могло воспроизвести физически. Тогда и была создана компания THX названная в честь первого фильма Лукаса «THX 1138». Перед разработчиками была поставлена задача выработать строгие правила для кинотеатров, чтобы звуковая дорожка при воспроизведении не отличалась от той, которую слышит звукорежиссер, при этом качество должно быть максимальным. Также компанией был создан высококачественный кроссовер, аналогов которого на тот момент на рынке не было. Сертификацию THX обязаны были пройти как звукозаписывающие студии, так и кинотеатры. С 1990 года её начали проходит и домашние аудиосистемы.
В 1993 году появился еще один популярный формат DTS (Digital Theatre Systems), созданный для фильма «Парк Юрского периода». Данный формат воспроизводит аудиодорожку синхронно с видео, но с отдельного лазерного носителя. В домашних форматах DTS использует принципиально иную систему кодирования, данная система позволяет воспроизвести звук с учетом особенностей человеческого слуха, а так же записать до 8 независимых дорожек. Несмотря на то, что принципы кодирования в системах разные, название используется одно и тоже, вероятнее всего в целях маркетинга.
Dolby Atmos
Ну и, наконец, хочется рассказать о новом формате звука для домашних кинотеатров – Dolby Atmos, который был впервые презентован в 2012 году. Если распространение обычного звука в классических уже системах многоканального аудио мы можем рассмотреть как двухмерное, горизонтально (звук справа, слева, спереди, сзади), то Atmos позволяет обеспечить полностью трехмерное звучание с использованием вертикальной плоскости. Данная технология открывает возможность звуковым дорожкам эффектов существовать независимо друг от друга, так как они не сводятся звукорежиссером раз и навсегда, а существуют отдельно и обрабатываются специальным процессором. Дополнением в Dolby Atmos кинотеатрах стали потолочные колонки и дополнительные сабвуферы. Первым фильмом в данном аудиоформате стал 3D мультфильм «Храбрая сердцем».
Но и это еще не все, данный формат также внедрен и в домашние кинотеатральные системы. Такие производители Hi-Fi как Onkyo, Yamaha, Marantz, Denon, Pioneer, уже выпустили ресиверы с поддержкой данного декодера. Чтобы сделать Atmos кинотеатр дома необязательно встраивать потолочные АС, производители колонок и ресиверов уже выпускают дополнительный комплект акустики, который устанавливается на фронтальную пару и работает за счет отражения звука от потолка.
Мне самому посчастливилось протестировать домашнюю систему на Dolby Atmos, презентация которой проводилась в конференц-зале, не подготовленном специально к демонстрации. Показывали ролик про тропические леса. Мне удалось услышать очень интересные и реалистичные эффекты: во-первых, эффект падения дождевых капель именно сверху, то есть звук падения распространялся сверху вниз. Но что мне больше всего понравилось, так это эффект летящей птицы. На экране колибри пролетала над головой и потом по дуге уходила назад по левой части сцены. Я четко услышал положение птички в пространстве, то есть не только справа или слева, но и над головой или на уровне лица. Звук получился очень реалистичный. Если получится совместить данную технологию звука с шлемом вроде Oculus можно получить в итоге полный эффект участия в кино.
Москвичи могут оценить технологию Atmos уже сегодня, посмотрев фильм «Миссия невыполнима» в одном из 3-х кинотеатров «Формула Кино» или в одном из 6 кинотеатров «Люксор».
А если вы хотите собрать домашнюю систему с Dolby Atmos, то мы рекомендуем присмотреться к такому комплекту: — Ресивер Onkyo TX-NR636 — Колонки для Dolby Atmos Onkyo SKH-410 — И любую Hi-Fi 5.0 акустику
О том как собрать и настроить это оборудование для создания домашнего кинотеатра я расскажу в следующей статье.
Звук в кинотеатре: что нужно, чтобы его воспроизвести?
Компания Dolby рассказывает о звуковом оборудовании на примере своих устройств
Качественное звуковое сопровождение заметно влияет на то, останется ли зритель доволен просмотром фильма, захочет ли он вернуться к вам в кинотеатр. Специалисты Dolby Laboratories, разработчика аудио-, видео- и голосовых технологий с более чем 50-летним стажем, рассказывают о своей линейке оборудования для воспроизведения звука в кинотеатрах. Помимо базовой техники, компания предлагает устройства для площадок различного типа, в том числе для малых залов, разработки для зрителей с ограниченными возможностями по слуху и зрению.
Для воспроизведения в кинотеатре звука в цифровых форматах 5.1 и 7.1 необходимо установить следующее оборудование: звуковой процессор, заэкранные громкоговорители, громкоговорители окружения и усилители.
На рынке представлены две модели звуковых процессоров, выпускаемых компанией Dolby: СР750 и СР850. Кроме того, доступна разработка IMS3000 – интегрированный медиасервер, который способен воспроизводить звук как в форматах 5.1 и 7.1, так и в Dolby Atmos.
Dolby® CP750 – простой и надежный процессор для работы с современными цифровыми форматами. Он принимает и обрабатывает звуковые данные от нескольких аудиоисточников: сервера цифрового кинопоказа, серверов предварительного показа и других. В дополнение к цифровым форматам кино (Dolby Surround 7.1 и 5.1) он также декодирует Dolby Digital Surround EX TM (битовый поток), Dolby Pro Logic® II и Dolby Pro Logic. Поддерживает удаленное управление из любой точки сети.
Dolby Atmos® CP850 – кинотеатральный процессор для цифрового кинопоказа, специально разработанный для формата Dolby Atmos. Dolby Atmos значительно расширяет возможности для создателей контента и создает лучшее впечатление у зрителей. В дополнение к этому, CP850 поддерживает многоканальные форматы звука 5.1, 7.1 и декодирование альтернативного контента с HDMI-входа в форматах Dolby Digital Plus, Dolby Digital, Dolby E и Dolby True HD. Процессор обладает уникальной системой эквализации Dolby Lake с разрешением в 1/12 октавы. Оснащен внутренним кроссовером. Автоматическая калибровка обеспечивает единообразное воспроизведение высокого качества для каждого фильма.
Интегрированный медиасервер Dolby® IMS3000 – сервер обработки изображений и аудиопроцессор в одном устройстве. В отличие от многих других решений Dolby IMS3000 универсален: кинотеатр может начать с использования форматов Dolby Audio 5.1 или 7.1, а позже перейти на Dolby Atmos®. Благодаря упрощенной конструкции система занимает меньше места и требует меньшую мощность на кондиционирование помещения.
В 2017 году Dolby выпустила инновационный продукт – многоканальный цифровой усилитель, функционирующий с СР850 или IMS3000 и способный поддерживать до 32 выходных каналов с мощностью 300 Вт на канал. Эта компактная конструкция, которая может заменить до 16 стереоусилителей, проста в установке и экономична в энергопотреблении. Усилитель идеально подойдет для кинотеатров с ограниченной площадью кинопроекции. Он автоматически определяет максимальную и доступную мощность сети и условия эксплуатации и окружающей среды. Усиление в каналах регулируется, исходя из текущих параметров.
Все перечисленное оборудование одинаково подходит как для больших, так и для маленьких залов, а также для кинотеатров на открытом воздухе.
Для малых залов с ограниченной площадью проекционной комнаты оптимальным решением является интегрированный медиасервер Dolby® IMS3000. Он легко устанавливается в проектор 2-й или 3-й серии, благодаря чему можно сэкономить место и энергопотребление. И на сервер, и на аудиопроцессор дается гарантия 3 года.
Для малых залов, у которых нет ограничений по площади проекционной комнаты, может быть использован сервер и интегрированный медиаблок Dolby ShowVault/IMB. С декабря 2017 года он поставляется с дисками по 4 Тбайт, что значительно увеличивает размер хранилища. Решение может быть установлено как с процессором СР750, так и с СР850. Более того, возможны следующие комбинации оборудования: интегрированный медиасервер Dolby IMS2000 с процессором CP750 или с процессором СР850.
Для оборудования премиальных залов подойдут ленточные громкоговорители SLS. Это самые передовые аудиосистемы для кинотеатров, представленные на рынке. Громкоговорители SLS предельно точно воспроизводят звуковую дорожку, не создают искажений и обеспечивают равномерное звуковое покрытие. С любого места в зале зрителям слышны все акустические нюансы.
Если среди посетителей кинотеатра есть зрители с ограниченными возможностями по слуху и зрению, специально для них компания Dolby разработала беспроводную аудиосистему DolbyFidelio. Она помогает слабовидящим зрителям услышать тифлокомментарии, а для слабослышащих зрителей предусмотрены более громкий звук и персональная система отображения скрытых субтитров CaptiView –небольшой OLED-дисплей на гибком штативе, который вставляется в подстаканник на подлокотнике кресла. Система Dolby Fidelio состоит из передатчика, который подключается к серверу цифрового контента, беспроводных приемников и зарядной станции с сенсорным планшетом. К приемнику гости могут подключить как входящие в комплект, так и собственные наушники. Громкость настраивается прямо на устройстве, что обеспечивает максимально комфортное прослушивание.
Разработать оптимальное решение по количеству громкоговорителей для кинозалов помогут официальные дилеры компании Dolby – «Невафильм», Asia Cinema, «Кинопроект», ArtSound K, Merlin, «МД Технолоджи», Magna Tech Electronic. Они также помогут подобрать решения по использованию звукового оборудования для различных целей – концертов, театральных постановок, развлекательных мероприятий. Для субсидированных площадок Dolby предлагает специальные цены на оборудование.