Как называется золотая фольга для декора
Золочение и картины с поталью
Поталь – художественный материал, используемый для имитации сусального золота при реставрации и декорировании картин, украшений, мебели и других предметов, золочении лепнины. В ее составе нет драгметаллов, поэтому стоит она недорого, тем не менее, создает великолепный натуральный блеск металла, которого не добиться другими способами, например, красками металлик. В зависимости от химического состава поталь может имитировать не только золото, но и серебро, медь.
Содержание
Виды потали
Для удобства работы с разными поверхностями выпускается в различных формах.
Поталь и материалы для картины поталью
Какие материалы вам потребуются?
Поталь относится к так называемым «капризным» материалам, поэтому если вы решили с ее помощью что-то декорировать, но у вас нет опыта, обязательно проверьте, все ли необходимое для золочения есть под рукой.
Материалы для работы поталью
Для золочения вам потребуется следующее:
Отдельно следует сказать о специальном клее для потали. Их выпускается несколько видов, и каждый имеет свои особенности.
От нанесения клея до выкладывания потали обязательно выдерживают определенное количество времени, указанное производителем.
Для финишного защитного покрытия лучше всего подходит шеллак, натуральная смола на основе спирта. Он создает очень прочный износостойкий слой, поэтому готовым изделием можно пользоваться, не опасаясь, что на нем появятся потертости, трещины, повреждения, вызванные влагой или перепадом температуры. При выборе финишного покрытия следует учитывать тот фактор, что лаки на водной основе окисляют поталь, а на спирту, наоборот, надолго сохраняют позолоту.
Если вы хотите создать на позолоченной поверхности какой-нибудь интересный художественный эффект, советуем использовать воск или битумный лак. С их помощью можно сделать естественные для старинной вещи потемнения, они придают изделию объем, оригинальную фактуру. Для искусственного состаривания применяют патину. В результате на поверхности образуются прожилки и пятна зеленоватого и рыжего цветов, совсем, как на антиквариате. Все декоративные средства наносятся строго под лак, иначе они сотрутся. Лакируют изделие только после их полного просыхания.
Что позолотить?
С помощью потали можно декорировать разные поверхности:
Поталь также используется и как вспомогательный материал, например при работе с эпоксидной смолой:
С чего начать? Этапы золочения изделия
Золочение – довольно сложный, но интересный процесс. Самое главное здесь – соблюдать последовательность всех этапов, следить за временем высыхания каждого слоя, работать очень аккуратно и внимательно.
Рассмотреть процесс золочения во всех деталях можно на этих видео:
Как создать картину с поталью (мастер-класс)
Свое первое позолоченное изделие вы сможете создать, изучив мастер-класс, приведенный ниже.
Что такое поталь и как ею пользоваться
В этой статье я расскажу вам про такой материал, как поталь, как правильно ее использовать и наносить на предметы для их золочения. Также на примерах покажу, как работать с разными видами потали. Читайте подробнее в новой статье!
Золотой материал
Наверняка вы видели картины и декоративные изделия, в которых присутствовал золой цвет или, частички золота. У меня на онлайн-курсе «Интерьерная живопись» создаем как раз такие картины. Так вот, это не золото, а специальный материал, который художники и мастера используют для золочения своих предметов.
Просто, удобно и доступно, в отличие от золота. Но у всего есть свои нюансы и тонкости. Поэтому, давайте вместе разбираться, что же такое поталь.
Что такое поталь
Поталь – это декоративный материал, который используют в живописи, декупаже и других прикладных техниках, чтобы имитировать настоящее золото при золочении картин и предметов.
Несмотря на то, что поталь выглядит и создает впечатление золота, в ней нет золотых металлов и она не является драгоценностью. Именно за это ее так любят художники-декораторы. Ведь за относительно небольшую стоимость при правильном применении поталь способна сотворить чудеса и украсить любой предмет или картину.
Поталь бывает в нескольких видах, например, в листах, крошкой, жидкой. Ниже мы с вами рассмотрим все основные виды потали, их свойства и как ими пользоваться.
Также поталь имеет несколько цветов. Помимо золотого цвета, есть еще серебряный и бронзовый цвета, которые в свою очередь, в зависимости от производителя, могут иметь свои собственные оттенки.
Материалы и инструменты для работы с поталью
Поталь, в отличие от красок материал не простой, и чтобы избежать неудачи и разочарования, в первый раз используя поталь лучше посмотреть какой-нибудь мастер-класс, например, как правильно наносить поталь.
Если вы уже освоились и готовы приступить к работе, вам понадобится целый набор разнообразных материалов, от кисточек и клея, до специальной грунтовки и лака.
Поталь
Прежде всего, вы должны определиться, в какой технике хотите работать, чтобы выбрать поталь. В зависимости от того, какой эффект вы хотите получить в итоге и нужно выбирать поталь: жидкую, в листах или крошкой.
Лампензель
Не пугайтесь этого названия, это всего лишь плоская кисточка для специального нанесения потали на декорируемое изделие. Такую кисть используют для золочения предметов поталью в листах. Она не имеет привычной вам деревянной ручки и имеет веерообразную или прямоугольную форму. Изготавливается из натурального материала.
Кисть колонок
Приклеенную к изделию поталь необходимо разглаживать мягкой кисточкой. С этой задачей прекрасно справляется колонковая кисть, которую можно приобрести в любом магазине.
Клей для потали
Клей для потали имеет особое значение, ведь без него она будет бесполезна. А правильно подобранный клей поможет сделать из нее удивительные вещи с эффектом золочения.
Клей наносится на само изделие или холст до нанесения потали. Существует несколько разновидностей клея для потали:
Грунт для потали
Как и в любой другой декоративной работе, грунт в первую очередь нужен для того, чтобы выровнять поверхность для последующего нанесения краски или потали.
Грунтовка для потали бывает, как обычной, так и клеевой. Наиболее распространенным является грунт левкас, который используется для золочения деревянных предметов. Это универсальный грунт, однако для холстов он не очень подходит, так как становится слишком хрупким после высыхания.
Для живописи лучше выбирать клей-грунт, который будет сочетать в себе несколько свойств сразу и избавит вас от лишних хлопот и трат.
Защитный лак для потали
После того, как ваше изделие или картина высохнут, необходимо будет покрыть работу финишным лаком, который закрепит весь результат. Для этого вам понадобится специальный шеллачный лак на спиртовой основе из натуральных смол.
Этот лак хорош тем, что он очень прочный, хорошо переносит влажность, не растрескивается со временем. Также он не окисляет позолоту, в отличие от лаков на водной основе.
Дополнительные средства для золочения и декорирования изделий
Если вы хотите создать изделие с эффектом старины и налета антиквариата, то вам никак не обойтись без патины – специального средства для состаривания изделий. Именно благодаря ей, вы сможете создать уникальные и неповторимые подтеки и прожилки, которыми отличаются изделия прошлого.
Для того, чтобы придать изделию больший объем и фактурность, а также сделать темными естественные прожилки, воспользуйтесь битумным лаком. После нанесения битумного лака, поталь станет более тусклой. Рекомендуется после высыхания закреплять шеллачным лаком.
Виды и особенности работы с поталью
Поталь бывает нескольких видов и в зависимости от этого, вам нужна будет та или иная техника, чтобы знать, как с ней работать.
Поталь в листах
Самый распространенный вид потали – в листах. Это связано с тем, что такая поталь прекрасно подходит для любого вида материалов, будь то дерево, стекло, металл, керамика, холст.
Как работать с листовой поталью? Прежде всего, нужно, как и всегда подготовить поверхность изделия. Ее нужно очистить, выровнять и обезжирить, затем нанести специальную грунтовку. Если вы будете использовать клей для потали на масляной основе, то вам придется ждать пока он высохнет около 12 часов, а если на водной, то приклеивать можно будет практически сразу.
Убирая неровности и воздушные пузырьки, используйте ткань, проглаживая поверхность. Листовая поталь идеально подходит для декорирования больших участков и поверхностей.
Жидкая поталь
Эта поталь сама по себе очень яркая, является металлической краской. Также универсальна и подходит практически для любых поверхностей. Такая поталь не боится излишней влажности, не окисляется и держится на изделии очень прочно.
Как наносить жидкую золотую поталь? Все просто, наносить ее можно на изделия губкой или кисточкой, в зависимости от объема и деталей, которые нужно покрыть. Наносить следует в несколько слоев, хорошо просушивая каждый слой. Если наносить краску аэрографом, это заметно упростит и облегчит процесс работы, а также позволит потали быстрее высохнуть.
Поталь в хлопьях
Такую поталь еще называют поталь в крошках. Все потому, что она очень похожа на смятые крошки фольги, с жатым эффектом. Также, как и листовая, поталь в хлопьях имеет несколько цветов – золотой, серебряный и бронзовый.
Очень часто такую поталь используют при изготовлении украшений, так как очень красиво переливается и создает множество оттенков на своих гранях. Поталь хлопьями сыпется на декорируемое изделие, а не наносится кистью, чтобы не изменить ее структуру.
Такую поталь используют для создания эффекта кракелюра, то есть трещин и красивых переходов светотени.
Рулонная поталь
Как правило такую поталь используют для золочения крупных предметов. Представляет такая поталь очень тонкий лист золотого цвета и в длину может достигать 50 метров. Это не самый популярный и доступный вид потали, поэтому на нем мы не будем останавливаться подробно.
Трансферная поталь
Интересный и экономичный вид потали, листы которого лежат на специальной пленке. Особенность этого вида потали заключается в том, что на этой пленке сразу несколько слоев потали, и чтобы использовать их все, необходимо эту пленку прикладывать несколько раз к декорируемому изделию.
Как пользоваться такой поталью для золочения? Поверх клея кладете лист потали, а пленку хорошо разглаживаете и убираете.
Поталь в форме пасты
Пастозную поталь используют для золочения кожаных и текстильных изделий, нанося кисточкой, губкой или руками. Когда такая поталь высохнет, ее можно отполировать для дополнительного блеска.
Восковая поталь
Если вы декорируете изделие, которое не будет подвергаться чрезмерной эксплуатации, можете попробовать в золочении использовать воск. Это вполне универсальное и экономичное средство, так как его можно использовать и как грунт, залепляя мелкие трещины и неровности, и как средство для старения предмета, а также, для придания объема изделию. Воск можно накладывать руками или кисточкой.
Популярные техники и способы работы с поталью
Если вы еще совсем новичок в нанесении золотой потали на холст или на изделие, то просто следуйте этим правилам, и тогда ваша работа станет проще и аккуратнее.
Среди наиболее популярных техник работы с поталью, можно выделить несколько:
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить 5 звезд. А если у вас есть вопросы о потали, смело задавайте их в комментариях.
Подробнее о материалах. Поталь и фольга
В своих картинах я часто использую поталь разных видов
* Интерьерная картина «Мифы и легенды». Абстракция. Магия. Эзотерика
* Объемная картина «Восточная сказка». Триптих. Ассамбляж.
* Интерьерная картина «Лесная колдунья». Абстракция. Магия. Эзотерика
* Интерьерная картина «Маркиза». Абстракция.
и декоративную фольгу
* Интерьерная картина «Нимфа». Абстракция. Объемная картина
* Интерьерная картина «Климт. Поцелуй». Абстракция.
Чем они отличаются? И что лучше для заказа именно вашей картины?
Поталь это тончайший лист металла или сплавов, имитирующий сусальное золото.
Также для создания других картин и передачи образа и настроения я использую декоративную фольгу.
Оксидированная поталь в листах (поталь, окисленная химическим способом, на листе образуются причудливые рисунки)
Листовая поталь
Поталь в хлопьях
Декоративная фольга (металлизированная, глянцевая, пигментная, голографическая)
Сравним поталь и декоративную фольгу
Поталь имеет более благородный блеск, глубокое сияние.
Красиво смотрится на солнце. Но несколько блекнет в плохо освещенном помещении.
Фольга более насыщенна по цветам, разнообразна по оттенкам, демократична по стоимости. Но ее блеск более электрический.
Фольге не страшно плохо освещаемое помещение.
Слева поталь, справа декоративная фольга
В сравнении с листовой поталью
В сравнении с поталью в хлопьях
В сравнении с оксидированной поталью
Позолота
Хочу рассказать о технике, которую можно с равным успехом применить и для реставрации старой мебели, и в качестве декора новой. Способ этот — золочение.
Человечество издавна ценило и любило золото. И до сих пор золотой эквивалент — мерило не только мировых валют, но и уровня благосостояния отдельно взятого индивида.
Этот драгоценный металл всегда активно использовался для декорирования — мебели, предметов интерьера, архитектурных элементов. Можно имитировать позолоту, например, с помощью краски с золотистым пигментом. А можно покрыть предмет настоящим золотом.
Золотой интерьер — это просто: используйте современные краски с золотистым пигментом
Одна из особенностей этого материала, принёсшая ему многовековую популярность, — большая пластичность. Это самый ковкий металл: один его грамм можно вытянуть в тончайшую проволоку длиной почти 3,5 км или расплющить в лист площадью в 1 м². Толщина этого золотого листа будет 0,0001 мм, он прозрачен для света, но не пропускает тепло.
Эта особенность лежит в основе техники покрытия поверхностей сусальным золотом — обклеивания тончайшей золотой фольгой. Толщина драгоценного слоя составляет всего около 100 миллимикрон (нанометров), а в результате производится впечатление, что предмет сделан из чистого золота.
Золотая фольга
В декоративных целях сусаль используется очень давно. Наверное, с тех самых пор, как люди поняли, что вожделенного металла на Земле не так уж много, и золотых масок не хватит для всех фараонов, не говоря уж о простых смертных. Первое упоминание о тончайшей золотой фольге учёные относят к эпохе правления Южной и Северной династии в Китае — 1700 лет назад.
Когда стало ясно, что драгоценной миллимикронной фольги тоже недостаточно для удовлетворения всех желающих позолотиться, в ход пошли достижения химии: появилась поталь. Поталь — это тоже тонкая фольга, но уже не из чистого золота, а из сплавов, не содержащих драгоценные металлы, например, меди с алюминием или цинком.
Материалы для золочения
Итак, что же потребуется? В зависимости от своих задач можно подобрать оптимальные варианты — и по внешнему виду, и по трудоёмкости нанесения.
Сусальное золото
Этот традиционный материал для золочения представляет собой настоящее золото с пробой от 6 до 24 карат. Выпускается в книжках, конвертах, пачках и рулонах различной ширины. Листы золота переложены шёлковой или папиросной бумагой. Производится золотая фольга разной толщины — для наружных и внутренних работ.
Книжка сусального золота. Фото с сайта mygranite.ru
Так, стандартная книжка (размер листа 91,5х91,5 мм) с 60 листами может иметь вес 1,25 г (применяется для икон и живописи). Комплект такого же размера, но уже весом в 4 г используется для наружных работ — золочения куполов и скульптур в фонтанах. Такое сусальное золото покрывает, например, фигуру Самсона в центральном фонтане Петродворца.
Существует и разновидность — трансферное золото. Это такие же золотые листы, но на бумагу они помещены под давлением, поэтому удерживаются на основе. Трансферное сусальное золото удобно использовать для золочения больших ровных площадей, так как его легче переносить на декорируемую поверхность.
Трансферное серебро. Фото с сайта susalnoezoloto.ru
Сусальное золото, как и обычное ювелирное, может быть разных оттенков — от белого до червонного. Также выпускается сусальный палладий и сусальное серебро.
Поталь
Фольга из сплавов не содержит драгоценных металлов, продаётся в таких же упаковках. Наиболее распространённый вариант — в книжках. Обычно они немного иного формата, чем сусальное золото — 140х140 мм. Также есть в рулонах и пачках, поталь обычная и трансферная.
Техника её нанесения такая же, как и в работе с сусальным золотом. Зато цена на порядок ниже: книжка потали из 25 листов стоит около 470 рублей, а книжка сусального золота 23 карата весом 1,25 г — уже 6400. Кроме сплавов, имитирующих золото и серебро, есть медная или бронзовая поталь, а также листы оксидированной потали — с поверхностью, покрытой разноцветными разводами окислов.
Оксидированная поталь. Фото с сайта noris-russia.ru
Творёное золото
Творёное золото — это мелко растёртые в хлопья листы сусального золота, смешанные с гуммиарабиком (смолой акаций). Название происходит от способа приготовления. Мастер разводит в блюдце порошок гуммиарабика водой и указательным пальцем растирает листы сусального золота в мельчайшие хлопья — затворяет, творит золото.
Творёное золото используют в иконописи. В декоративных целях этот материал можно применять в сочетании с сусалью: наносить его на углубления или, наоборот, выпуклости рельефа. Заполированное сусальное золото имеет глянцевую поверхность, а творёное — сатинированную.
Золото на иконах
Хлопья и вата
Кроме листовой фольги, в магазинах для декораторов можно купить поталь в виде хлопьев или ваты. После декорирования таким материалом поверхность приобретает мерцающий вид, потому что хлопья неоднородны по цвету и форме.
Декоративная вата для позолоты (хлопья в виде мелкой стружки) значительно ускоряет работу — позволяет покрыть имитацией золота большую поверхность за короткое время. Вата для золочения позволяет добиться ровной глянцевой поверхности без особых навыков.
Вата для золочения. Фото с сайта salonpotali.ru
Для работы с подобными материалами вам наверняка пригодится фартук. В нашем маркете, объединяющем крупные интернет-магазины, вы можете выбрать что-нибудь подходящее. Загляните в подборку Фартуки.
Лаки и клеи
Есть несколько традиционных приёмов нанесения позолоты, в которых технология подготовки основы, нанесения клея и покрытия из сусального золота не изменились за прошедшие века. Существуют два основных способа золочения: водяной (или «на полимент») и масляный. Первый применяют для интерьерных работ, второй подходит и для золочения наружных архитектурных элементов.
Полимент — это смесь глины особых сортов, добываемых всего в нескольких месторождениях в мире (лучшую глину для полимента получают в Армении), с клеем на животной основе (осетровым или кроликовым) и льняным маслом. Сухой полимент растирается в порошок на доске из мрамора, смешивается с эмульсией из воды и яичных белков.
Золочение на полимент
Для масляного золочения используется лак мордан — раствор натуральных смол.
К радости декораторов промышленность выпускает и синтетические лаки, более простые в применении. Конечно, позолота из потали на искусственных материалах никогда не даст глубины, свойственной золочению на русских иконах, когда листы золота наклеивали на отполированный полимент с помощью водки. Но для нужд декорирования мебели такого качества и не требуется.
Сусаль не нуждается в защитном покрытии сверху — золото не подвержено окислению или разрушению, оно само веками предохраняет позолоченную поверхность от разрушения. Покрытия же из потали требуют защиты лаком, потому что со временем окисляются и меняют свой цвет.
Эффект старины на золочении
И потому поталь применяют только для интерьерных работ. Зато предмету, покрытому имитацией, можно придать дополнительные декоративные качества. Например, создать эффект старого золота или серебра, покрыв поверхность битумным лаком. Он сохранится в углублениях рельефа, и вещь будет выглядеть старинной.
О необходимых инструментах и самом процессе золочения читайте в публикации Золочение: инструменты и техники нанесения. Напитаться декораторскими идеями для самостоятельного творчества можно в статье Золочение как способ декорирования: вдохновляющие идеи.