Как называется воздержание у монахов
Как монахи живут без женщин
Как известно, монахам запрещены связи с женщинами. Неудивительно, что большинство благочестивых православных людей интересуется, как они справляются с этим, и как это может сказаться на их здоровье.
Жизнь монахов без женщин
На самом деле, существует две природы воздержания монахов от связи с женщинами. Первая – это психологическое состояние организма. У монахов в голове крутятся совсем другие мысли, ведь даже без половой связи можно спокойно жить.
В данном случае необязательно принимать какие-то подавляющие потенцию вещества, например, бром. Важно психологически себя настроить на то, что любовные отношения с женщинами принесут зло.
Под воздействием психики человек может совершить все что угодно, как хорошее, так и не очень, поэтому психология оказывает влияние. Чтобы справиться с сексуальными желаниями, монахи читают молитвы, ведут аскетичный образ жизни, приходят к вере и уединению. Однако неизвестно, чем они занимаются, когда остаются одни, может быть они практикуют и самоудовлетворение?
Второе объяснение того, как монахи живут без женщин, – физиологическая сторона. Основа полового инстинкта – биологическая и природная составляющие, поэтому подавить его можно несколькими способами:
Уровень полового влечения по большой части зависит и от обстановки, в которой пребывал мужчина, и от качества воспитания, под воздействием которого происходило формирование его темперамента, и от слабости нервной системы, развивающейся под влиянием сложившейся атмосферы в детские годы.
Последствия воздержания
В результате сексуального воздержания невозможно получить существенных повреждений или заболеваний, однако это сильно сказывается на психологическом и физиологическом состоянии мужского организма. Есть люди, которые воздерживаются от интимного удовольствия по причине отсутствия реакции на соответствующие раздражители.
Также воздержание бывает в результате неспособности переходить к любовным отношениям сразу же после первого раза. Это обусловлено физиологическим насыщением, которое происходит на фоне приятных и ярких событий, и сказывается на психологическом состоянии человека.
Кроме этого, существуют люди, называющиеся «однодневными невротиками», у которых неустойчивая нервная система. После половой связи такие люди становятся вялыми, подавленными, у них учащается сердцебиение, повышается потоотделение, а также наблюдаются другие мучительные симптомы.
Как правило, в результате воздержания у представителей мужского пола набухают вены в половых органах, появляется чувство тяжести, дискомфорта и неприятности. Зачастую такое состояние может закончится болезненными ощущениями. При таких симптомах возникают частные позывы к мочеиспусканию. Обычно этим страдают мальчики в подростковом возрасте, когда у них выявлена юношеская гиперсексуальность.
Взрослые мужчины намного легче и безопаснее справляются с воздержанием, не ощущая острой необходимости и не сталкиваясь с существенными преобразованиями в организме.
Пожилые мужчины также проще переносят воздержание и не отмечают в своем состоянии здоровья каких-либо недомоганий. Из этого следует, что влияние природы, психологический настрой и приобретенная мудрость помогают жить человеку так, как от него требуют условия, в которых он находится.
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Когда без малого четверть века назад я решил поступать в семинарию, то не без удивления открыл для себя, что у большинства как моих сверстников, так и у людей старшего возраста достаточно специфичное отношение к духовенству.
Взору большинства священник представал тогда примерно в том же свете, в котором изображался в фильмах девяностых годов: человеком «не от мира сего», всегда ходящим (а может, даже и спящим) в рясе, носящим длинную бороду и говорящим с характерным оканьем. Священнику, опять же, по мнению большинства, нельзя было жениться и есть мясо, также при всём этом Церковь непременно должна была платить ему большие деньги. По прошествии нескольких лет обывательский взгляд на священника изменился, чему немало способствовало повсеместное открытие храмов. Ведь когда в городе одна-две церкви, то горожанину, почитай, с живым попом и пересечься негде: у одного-двух священников на весь город своих дел невпроворот, а в церковь обыватель обыкновенно не ходит. Точнее, может, и заходил бы раз-другой в течение года, но так ведь далеко, попробуй найди время, силы и желание! Итак, храмов стало больше, священников, соответственно, тоже. Доступность церквей вкупе с тем интересом ко всему прежде запрещённому, который имел место в девяностые, привели к тому, что священников стали видеть чаще, чаще с ними общаться и пересекаться в самой разной обстановке. В итоге обыватель так или иначе узнал, что представляет собой настоящая священническая жизнь. Как следствие, нелепых стереотипов стало гораздо меньше. Впрочем, некоторые темы вызывают обывательский интерес, как и прежде. И пусть этот интерес в девяти из десяти случаев праздный, всё же он куда более здоровый, нежели тот, какой имел место четверть века назад.
Одной из таких неизменно интригующих тем является вопрос брака и безбрачия в среде духовенства.
Брак и безбрачие – две стороны одной нормы
Для начала давайте разберёмся в предварительных понятиях. Духовных лиц можно разделить на две условные категории: духовенство и монашество. К духовенству относятся люди, получающие от Церкви право священнодействия. Это три иерархические степени: епископы, священники и диаконы. В свою очередь монашество иерархической степенью не является. Оно представляет собой не что иное, как особый образ жизни, тогда как иерархически монахи стоят на одной ступени с мирянами.
Вот как раз для монахов безбрачие и является нормой жизни. Здесь нет ничего от «бремён неудобоносимых» (Лк. 11:46) или угнетения человеческой свободы. Первое и главное, что требуется от желающего стать монахом – осознанное желание и свободный выбор. Когда же человек этот выбор делает, он попадает в среду, живущую по собственным, весьма строгим, правилам. Цель монашества – полное отречение от мирской жизни, от суеты мира сего и излишних житейских попечений. В этой связи естественным видится отказ от семейной жизни и брака, поскольку, имея обязательства перед женой и детьми, полностью посвятить себя Богу невозможно. Собственно, само слово «монах» происходит от греческого «моно» – один. Итак, безбрачная, уединённая жизнь – норма для монаха. И не нужно задавать вопросы о том, как монахи живут без женщин. Выбор монашеской жизни – это, как правило, сознательный выбор зрелого человека, знающего мир и мирскую жизнь, понимающего, от чего и ради чего он отказывается, а потому в женщине как спутнице жизни элементарно не нуждающегося, поэтому без женщин монахи обходятся самым что ни на есть естественным образом.
С духовенством же всё несколько сложнее. Низшие степени священства – священники и диаконы – отличаются между собой разновидностью служения. Одни (и их большинство) несут служение приходское, то есть служат в городских и сельских храмах или же в соборах. Соответственно, живут в миру, имеют одни интересы и одни заботы со своими прихожанами и потому хорошо знают, чем их паства живёт и дышит. В подавляющем большинстве приходские священники и диаконы являются людьми семейными, имеющими жён и детей. С одной стороны – в этом их благо, поскольку священнослужитель, занятый большую часть времени в храме или в связи с ним, может позволить себе быть спокойным за бытовую сторону жизни. А кроме того, это – возможность регулярного снятия психологического напряжения, без которого в священническом служении не обходятся никогда и которое ничем не снимается так эффективно, как временем, проводимым в кругу семьи и посвящаемым жене и детям. С другой стороны, семья – это ещё и определённая пастырская необходимость. Поди пойми, чем живёт большинство твоих семейных прихожан, если у самого ни семьи, ни жены, ни забот, ни проблем.
Конечно, в диаконы или священники нередко рукополагают монахов. Надо ведь кому-то и в монастырях служить. Впрочем, жизнь монаха в священном сане мало отличается от жизни монаха вообще. Поэтому священнослужители-монахи обходятся без женщин столь же естественно, сколь и их нерукоположенные собратья.
Кроме того, из монахов, точнее исключительно из монахов, избираются епископы – высшее духовенство. И, естественно, их жизнь проходит по-монашески уединённо. Хотя насыщенность и напряжённость архиерейского служения невероятно далека от тихого монастырского жития, вряд ли стоит недоумевать тем, что и архиереи обходятся без женщин: если у простого монаха мы предполагаем определённый уровень сознательности и твёрдости в выборе монашества, то не тем ли более эти качества должны быть присущи епископу, избираемому из монахов с мудростью и опытом.
Не бывает нормы без исключений
Так, наверное, подумали вы по мере чтения предыдущего абзаца. И, скажу вам, недаром. Ведь помимо вышеописанной православной практики существует, например, ещё католическая. Очень простая. В Католической Церкви семейного духовенства, кроме, разве что, диаконов, нет. Для священников там предусмотрен целибат. Причём безальтернативно. И не спрашивайте о том, как священники обходятся без женщин, мне самому это понять сложно, ведь приходское служение – это не тихая жизнь за монастырскими стенами, где день на день похож и за тебя решают большую часть проблем от финансовых до бытовых. И тем не менее Западная Церковь этим установлением дорожит и воспринимает целибат духовенства как традицию древнюю, по-своему обоснованную и, конечно же, общеобязательную. По крайней мере, ни один из Римских Пап, имевших возможность убедиться, что обязательное безбрачие не только не делает служителей алтаря достойнее, но, напротив, способствует греху и разврату, не решился на отмену обязательного целибата для священников.
Такое явление, как целибат, существует и в нашей Церкви. Он ни в коей мере не является обязательным, появился сравнительно недавно (причём не без западного влияния), и священников-целибатов в Православной Церкви сравнительно немного. Но тем не менее они есть и вместе со вдовыми священниками составляют своеобразную прослойку сознательно или вынужденно безбрачного духовенства, не являющегося при этом монашествующим, то есть так или иначе обходящегося без женщин. Впрочем, в наше глубоко постсоветское время, когда Церковь ещё не успела восстановиться после десятилетий противостояния официальному безбожию, приходское служение нередко несут и монашествующие.
А как же всё-таки должно быть?
Конечно, стремиться к идеалу нужно во всём. Даже в том, что далеко не первостепенно и в чём неидеальность более чем простительна. Но если уж говорить о том, каков идеал, то он, безусловно, состоит в том, чтобы в мужских монастырях служили монашествующие священники, а в соборных и приходских храмах – женатые. Даже в женские монастыри правила повелевают определять на служение семейных священников во избежание возможного соблазна. Правда, в эту схему никак не укладываются священники-целибаты. Что ж, неудивительно. Явление это, повторюсь, для Православной Церкви новое и совершенно нетрадиционное. Что говорить, когда само слово каждый коверкает как хочет. Помню, как однажды в годы учёбы в семинарии один студент меня спросил: «Как правильно: ‟целебат” или ‟целибат”?» Выслушав ответ, он задумчиво посмотрел сначала на меня, потом к себе в текст и написал… «целебат». Впрочем, как вы понимаете, это как раз и не показатель.
В разные времена в жизнь Церкви входили явления, понятия и вещи совершенно новые и доселе ей незнакомые. И ничего, приживались, становясь постепенно сначала терпимыми, затем нормальными, а потом и вовсе превращались в благочестивую традицию. Безбрачное священство тоже, полагаю, приживётся. Тем более что оно не требует приносить какой-нибудь специальный «обет целибата» и при этом обещает куда меньше ответственности, чем монашество или брак. При этом не стоит забывать, что существуют люди, по натуре являющиеся одиночками. Они не нуждаются ни в ком, им хорошо наедине с собой, в частности, мужчины легко обходятся без женщин, и это не стоит для них ни трудов, ни усилий. Глупо было бы думать, что подобное свойство натуры может быть препятствием к священству в случае, если брать на себя подвиг монашеской жизни человек не собирается. Однако процентное соотношение безбрачных священников к семейным и монашествующим останется в будущем, полагаю, примерно таким же, как и сейчас. Потому как неудобств для священнической жизни целибат сулит куда больше, чем выгод, да и приемлем он далеко не всем. В конце концов, в сегодняшнем своём разнообразии практик Церковь не настолько далеко отошла от нормы, чтобы нынешнее положение вещей не было вполне терпимым и не имело бы шанса со временем стать одной из разновидностей нормы.
О монашеском воздержании.,
Федоренко Любовь
О.Сергий!А меня заинтересовал и второстепенный второй вопрос,заданный Романом:
«2.(второстепенный вопрос,но был бы весьма признателен) Монашеская жизнь вообще это же сложнейшая и неизученная технология развития личности человека, кроме всего прочего.Деликатный. Монахам запрещены связи с женщинами. Скажите..должно же наступить половое бессилие от воздержания и вообще болезни и расстройства..говорят врачи и т.д. Они просто воздерживаются и нет никаких последствий? Если после 5-10лет монашеской(воздержания) жизни он решит пожениться или не знаю он будет, как мужчина состоятелен? Согласитесь это серьезный вопрос в монашеской жизни(здоровье и психологическое состояние) и за века монастырей на него давно должен быть дан серьезный ответ»
протодиакон Сергий Шалберов
Половое воздержание в миру не следует отождествлять с монашеским воздержанием. В браке должна быть подавлена похоть. В монашестве должно быть подавлено (сублимировано) само половое желание, ибо у монашества иные цели: «Не борьба с полом составляет смысл монашества, а борьба с грехом, и целомудрие, воздержание от половой жизни есть не цель, а средство этой борьбы» (прот. Зеньковский). Воздержание в монашестве должно стать средством полного перехода половой энергии в энергию любви к Богу, это жертва земным ради более скорого узнавания небесного. Познав высоту, вниз уже не стремятся, поэтому наивно спрашивать «если монах захочет пожениться». Попадаются, конечно» расстриги, отрекшиеся от обетов, но это лжеиноки, ошибшиеся и очень несчастные люди, как и все изменники..
И, поверьте, настоящие иноки, как например, на Святой Горе Афон, совсем не думают об «этом», так как вкусили полноту
другой Любви.
Современному миру не нужен Христос, не нужна Любовь, не нужна Истина! Поэтому сегодня в обществе и даже среди врачей намеренно навязывается ложное мнение о том, что физиологическая польза воздержания это всего лишь средневековые религиозные суеверия и научное невежество, и это несовместимо с современными знаниями о физиологии. Врачи и фармацевты используют эту идею для своей коммерческой выгоды и специально создают в обществе страх к воздержанию, которое якобы является причиной заболеваний нервной системы и пагубно влияет на общее состояние здоровья. На основании этого убеждения, врачи и психоаналитики подчас доходят до того, что советуют юношам воспользоваться услугами проституток, утверждая что риск подцепить венерическое заболевание несравним с пагубным воздействием на нервную систему от долгого воздержания. Не демонизм ли это, навязанный отцом сексуалььной революции сатанистом-маньяком Фрейдом? В действительности именно половая распущенность приводит к серьезным плотским и душевным недугам. Так что медицинские и фармакологические компании надолго обеспечили себе сверхприбыли, спекулируя на обывательской доверчивости.
Как называется воздержание у монахов
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Как монахи усмиряют свою плоть и у всех ли это получается
Как монахи усмиряют свою плоть, легко ли им подавлять свои естественные потребности – вопрос сложный.
Ведь влечение к женщине – для мужчин это нормально.
Да, но только не для монахов.
Они отреклись от всего мирского, смирили свою плоть и полностью посвятили свою жизнь служению Богу.
Почему монахи соглашаются на целибат и в чём отличие белых и чёрных монахов
Термином «целибат» обозначается отказ человека вступать в брак. В Библии нигде не написано, что создавать семью – это плохо, и, тем не менее – понятие такое в Христианстве существует. Кроме того, различают целибат добровольный и обязательный.
Для Православия вступление в брак возможно и для священнослужителя. Но с оговорками. Создавать семьи могут лишь те, кто состоит в сане дьякона или священника. Кроме того, духовенство в православии бывает белое и чёрное. Чёрные монахи не могут создавать семьи и несут свою службу в стенах монастыря.
Именно из чёрных монахов впоследствии выбирают епископа (высший сан в церковной иерархии). Как правило, выбор делается среди архимандритов (высший монашеский чин). Получается, в православии – или семья, или «карьерный рост» и наивысшая степень священства.
Немало среди монахов и тех, кто отказался от брачных уз по другой причине. Такие люди сознательно отрекаются от всего земного, чтобы стать ближе к Господу. А жену и детей они воспринимают, как преграду, которая встаёт между мужчиной и Всевышним.
В данном случае цель целибата заключена в возможности ни на что и ни на кого не отвлекаться, а каждую свою минуту молиться и размышлять о Боге и его промыслах.
В православном монашестве именно такой путь считается единственно правильным для духовного роста. Духовное развитие – духовным развитием, но природа часто берёт своё и учения церкви могут оказаться бессильны перед потребностями организма. И монахам как-то нужно решать этот вопрос.
Как усмирял свою плоть монах Иоанн Многострадальный
Усмирение плоти – эта проблема стоит не только перед современными монахами, та же участь постигла церковных служителей и в древности. Яркий тому пример – судьба Иоанна Многострадального или Иоанна Печерского. Сегодня он почитается православными верующими святым, его просят о помощи, когда нужно побороть желания плоти.
Время жизни Иоанна Многострадального – XII век. Его мучило плотское влечение, из-за чего он ещё юношей решил уйти в стены монастыря и постригся в монахи. Однако ничего не помогало. Иоанн для усмирения плоти стал соблюдать строгий пост. Бывали дни, когда он мог не есть и не спать в течение нескольких суток.
Страдания, на которые обрёк себя юноша, оказались безуспешными. Далее он идёт в пещеру и селится возле мощей, принадлежащих Антонию Печерскому. Иоанн молился там денно и нощно, после чего разделся, а на руки надел тяжеленные оковы, пытаясь через боль забыть о своём желании.
Истязание оковами не помогло и молодой человек недалеко от пещеры выкапывает яму, залезает в неё и по грудь сам себя закапывает. Тело вскоре затекло, и дико заболели мышцы. Однако Иоанн терпел эту боль в течение 7 дней.
Его пример является яркой демонстрацией тяжёлой борьбы верующего человека и его естественных желаний. Такими же методами часто пользовались и другие монахи в древности.
Как монахи усмиряют свою плоть, на какие жертвы идут ради этого
Если человек религиозен, дал обет безбрачия, но ему сложно совладать со своей плотью, то во времена Средневековья известны даже случаи самоистязания в связи с этим. Монахи просто начинали бить себя плёткой.
Верующие в те времена не отдавали себе отчёт в том, что плотское влечение – для организма желание вполне естественное, и готовы были на что угодно, лишь бы справиться с «соблазнами Лукавого».
Как обстоят дела с плотским влечением у современных служителей монастырей
Обрекая себя на жизнь в стенах монастыря, мужчина понимает, на что идёт. И есть часть монахов, которые, не рассчитав своих сил, оставляют монастырь, правила оказываются для них чересчур строгими. Но кто остаётся, прекрасно знает обо всех ограничениях, что его ждут, поэтому решение каждого послушника является вполне осознанным.
Воздержанию помогают длительные молитвы и изнурительный труд. Есть специальная литература с изречениями старцев по поводу того, как одной силой мысли можно усмирить в себе желание. Для служителей монастырей телесные наслаждения гораздо менее значимы, чем возможность служить Богу и ни на что не отвлекаться.
Способствует воздержанию и то, что мужчины живут обособленно от женщин и никакой связи с мирской жизнью не имеют. Есть монахи, которым удаётся полностью настроить себя на жизнь в монастыре, так что вскоре данные ограничения уже не кажутся такими невыполнимыми. Если организм сумел адаптироваться, то влечение со временем может пройти вовсе.
Другой вопрос – безболезненно ли это проходит для здоровья мужчины. Но ведь и в миру бывает так, что и обета безбрачия давать не приходится, а просто так складываются обстоятельства. Когда человек выбирает то, что для него является самым важным, он просто готов ради этого на определённые жертвы.
Как же монахи справляются с воздержанием
Монахам, которые выбрали для себя жизнь в монастыре, приходится справляться не только с желанием съесть чего-нибудь вкусненького, но и с сексуальным влечением. Но вот интересно, как им это удается, ведь большинство монахов — здоровые мужчины и им наверняка очень хочется плотской любви.
История возникновения монашества
Для того чтобы понимать, как монахам удается воздерживаться от интимной близости, прежде нужно понять, кто такой монах и как он им стал.
Первое упоминание о монахах было еще в Египте, на тот момент — провинции Восточной Римской империи. Монахи удалялись в пустыню, чтобы находиться вдали от мирских соблазнов. В IV веке, после признания христианства государственной религией, многие стали подражать стремлению идти на муки ради того, чтобы вера утвердилась.
Основателем монашества стал Антоний Великий, который жил еще в IV веке. Он поселился на берегу Нила в полном уединении. Спустя некоторое время к нему стали приходить другие люди за наставлением, поучениями. Но несмотря на то, что Антоний давал ответы на все вопросы, он запрещал селиться рядом с ним.
Как монахи воздерживаются от инимной близости
В монастырь никто не попадает просто так. Как правило, выбор осознанный и каждый монах знает о том, как может влиять половое влечение на человека. Для воздержания монахи довольно часто пользуются изречениями старцев о блуде и стараются побороть в себе желание именно силами мысли.
Многие считают, что монахи отказываются от секса только внешне, а вот с внутренним влечением им приходится бороться. Чаще всего для отказа от него они используют следующие методы:
Те, кто никогда не имел отношения к монашеству, считают, что они идут против природы. Ведь не так просто нас создали такими, какие мы есть.