Как называется водомет на ногах
Что такое флайборд, как научиться на нем летать?
Что такое флайборд?
Интересует, что такое флайборд? Это один из экстремальных видов спорта. Так как он связан с водой, другое его название – гидрофлайт. Главная задача флайбордиста – не просто подняться и зависнуть в воздухе, а выполнять сальто, вращаться вокруг оси, делать резкие или плавные повороты. Эффективные выходы и погружения опытных спортсменов восхитят любого зрителя. И вы захотите научиться повторить их движения сами. Самый эффективный трюк этого экстремального спорта – «дельфин». Флайбордист двигается над поверхностью, ныряет и выныривает, имитируя движения дельфина. Да… Этому нужно поучиться. Но оно того стоит! Высота полета может достичь 10 м.
Интересен тот факт, что в 2019 году флайборд внесен в официальный реестр видов спорта как отдельная дисциплина. Во многих странах проводятся чемпионаты. Управлять платформой flyboard не сложно. Поверьте, удержаться на ней сможет даже новичок. Тело само диктует правила. Доверьтесь своей интуиции. Конечно, лучше отдать предпочтение новым платформам. Они обеспечат максимальный контроль. Единственное отличие – вместо земли под ногами у вас окажется мощная струя воды. Задача флайбордиста – балансировать и удерживать равновесие.
Многие зрители сравнивают развлечение с полетом «Железного человека» или ангела. Кажется, что у человека, который парит на флайборде, вырастают крылья. Именно поэтому он с легкостью выполняет все эти трюки.
Кто изобрел флайборд?
Француз Фрэнк Запата после долгих экспериментов изобрел flyboard в 2011 году. Еще задолго до появления летающей доски он обзавелся прозвищами Человек-дельфин, Аквамен (Человек-Вода) и Джетмен. И все благодаря тому, что достиг высоких результатов в соревнованиях на водных байках и даже выиграл соревнования. Но Фрэнку нужно было что-то новое. Поэтому он сконструировал и представил доску в Китае, а затем показал, как летать на флайборде публике. Фрэнк пересек пролив Ла-Манш за 22 минуты, приняв участие в военном параде. Ему удалось преодолеть расстояние в 35 километров, несмотря на сильные порывы ветра. Они и стали главной проблемой. Но спортсмену удалось преодолеть риск дестабилизации.
Разработчик не захотел останавливаться на достигнутом. Его изобретение стало самым модным и востребованным экстремальным развлечением. Обычный флайборд привязан к гидроциклу и имеет ограниченную высоту подъема. Полет возможен только над водоемом. Именно поэтому он разработал реактивную водную доску для профессионалов. Она заинтересовала всех флайбордистов, которые не приемлют ограничений. Новая модель не привязана к гидроциклу и развивает скорость 150 км/час. Управление осуществляется с помощью пульта. Такой флайборд поднимается на высоту 30 метров. Но вернемся к Фрэнку Запата.
Экстримал признался, что не представляет своей жизни без острых ощущений и постоянного риска. Ему просто необходимо пребывать на грани провала. Иногда он сравнивает себя с альпинистами. Да, обычные флайборды абсолютно безопасны, тогда как реактивные доски требуют физической и психологической подготовки спортсмена. Фрэнк раскрыл секреты успешного полета. Необходимо абстрагироваться и не думать о возможном риске. Он погружается в траекторию полета и концентрирует все усилия на выполнении трюков. Именно эти качества помогли ему стать победителем.
Трудно сказать, остановится ли он на этом. Ведь экстремальный спорт требует новых открытий. Сам разработчик не исключает, что в скором времени ему потребуется нечто большее, чем реактив. Возможно, он уже работает над созданием более мощной модели.
Как устроен flyboard?
Мы разобрали, что такое флайборд. Но представление не будет полным, если не узнать, как он устроен. В обычный комплект входят водометные ботинки, шланги, ручные стабилизаторы и гидроцикл. Соединенный с гидроциклом шланг, позволяет обеспечить постоянную подачу воды. Благодаря этому вырывается мощный поток. Со стороны он выглядит как столб. Ручные стабилизаторы позволяют управлять мощностью подачи потока воды. Благодаря ручным водометам сохраняется баланс, обеспечивается контроль в процессе полета.
А теперь рассмотрим устройство флайборда более подробно. В классических моделях в шланг, подведенный к центру доски, нагнетается реактивная струя от аквабайка. В свою очередь функционирование аквабайка обеспечивается за счет бензинового двигателя. Мощность байка может быть разной. От нее зависит высота полета. Например, при мощности в 150 л.с. вы подниметесь на высоту 6 метров. А вот, если у вас модель в 250 л.с., то вы подниметесь на все 10 метров. Мощностью потока управляет инструктор. Парить в воздухе могут как взрослые, так и молодые люди возрастом от 16 лет. Сначала подбирается небольшая высота, а дальше расстояние увеличивается. Есть инструкторы, которые работают даже с детьми от 6 лет.
Как научиться летать?
Если вы ищите, где полетать на флайборде, обратите внимание на групповые и индивидуальные полеты. Обычно новичку требуется не более 5 минут, чтобы научиться пользоваться доской и получить базовые навыки. Каждому флайбордисту выдается шлем и жилет.
Полеты на доске делятся на 2 этапа:
На суше. Это инструктаж, который занимает от 5 до 10 минут. Инструктор расскажет об основных правилах техники безопасности, выдаст экипировку (шлем, гидрокостюм, спасательный жилет) и научит ею правильно пользоваться, обучит технике полета.
На воде. Полет длится от 10 минут до 1 часа. Стоимость зависит от длительности пребывания в воздухе.
Сначала ваша задача – научиться устойчиво стоять на доске и держать баланс. Затем вы научитесь поворачиваться, дальше – погружаться. Этот этап называется «тренировочным». Он проводится на высоте около 1 метра.
Когда вы научитесь уверенно стоять на доске и будете готовы к подъему на более высокое расстояние, высота увеличивается до 5 метров.
На высоте от 9 метров летают опытные флайбордисты.
Для начала можно понаблюдать за теми, кто не боится парить в воздухе и уже умеет выполнять трюки. Так вы получите представление о том, как летать на флайборде и к чему вам необходимо стремиться. Кстати, райдеру не обязательно уметь плавать. Наличие спасательного жилета обеспечивает безопасность во время полета. Добавьте к этому защитный шлем, гидрокостюм и специальные ботинки. Если вы пробовали себя в серфинге, скейтборде или сноуборде, то освоите этот вид спорта намного быстрее.
Заключение
Как видите, название flyboard полностью оправдывает себя. Он дарит незабываемые ощущения и массу положительных эмоций. Он нравится всем активным людям. Присоединяйтесь к команде флайбордистов! Почувствуйте себя супергероем. Практикуйтесь и осваивайте новые трюки! В жизни нужно попробовать все интересное!
Статьи
Про водометы
Водометный движитель (водомет) — это движитель, у которого сила, движущая судно, создается выталкиваемой из него струей воды (реактивная тяга). По сути это водяной насос, который работает под водой. Применяются обычно на судах, плавающих на мелководье.
Водометные движители используются в мире уже с 1950-х годов. Это новозеландцы изобрели лодочный мотор, который можно было использовать безопасно и надежно на мелководных реках для доставки в труднодоступные места разнообразных грузов. Но для более менее коммерческого и повсеместного применения водометов ждали около 50 лет.
Водометный движитель обычно состоит из:
Достоинства водометного движителя |
Хорошо защищён от механических повреждений и кавитации (процесс парообразования и последующего схлопывания пузырьков пара с одновременным конденсированием пара в потоке жидкости ) |
Хорошо плавает по мелководью (можно спокойно передвигаться по мелководным горным рекам и озерам с каменным дном), преодолевает засоренные участки водоёмов и даже перекаты и мели ( в отличие от винтового мотора, в котором такие штуки могут можно разрушить и винт, и сам мотор) |
Безопасен для людей, которые находятся рядом в воде, т.к. импеллер находится внутри. Для применения в спасательной техники это очень актуально, т.к. спасательное судно должно быть как можно ближе к спасаемому человеку. И, кстати, глушить водомет нет необходимости |
На больших скоростях КПД лучше, чем у винтовых. Тут на выбор: либо увеличенная максимальная скорость, либо экономия топлива |
Водомётные катера более устойчивы и управляемы (даже при резких виражах на высокой скорости), потому что водомёт как бы «присасывает» катер к воде, за счет чего он устойчиво ведет себя. Можно совершить разворот практически на месте и двигаться бортом вперёд. Не требуется использование реверс-редуктора, торможение с полного хода, выбег судна при экстренном торможении наиболее короткий |
Тише по сравнению с винтовыми движителями |
Недостатки водометного движителя |
Меньший, по сравнению с винтом, КПД на небольшой скорости из-за необходимости перевозки, помимо собственно полезного груза, также и воды, находящейся в трубопроводе; трения воды в трубопроводах;турбулентных завихрений потока воды в каналах водомёта |
Затруднительность подачи воды сквозь днище судна к насосу, на эффективность которого будет влиять скорость движения судна относительно воды |
Водозабор работает также как помпа и может затянуть со дна камни, песок, мусор. Это может забить систему охлаждения либо повредить импеллер и водовод |
Высока степень износа пары ротор-статор, так как эксплуатация производится на мелководье. |
Cвоеобразное поведение водомётного катера на малом ходу |
Мы используем водометные двигатели фирм Mercury и Weber, потому что они и мощные, и надежные, и крутые, что отлично соответствует нашим катерам.
Для тех, кто хочет досконально разобраться как работает водометный движитель
Импеллер
Водовод
Основные правила проектирования водозаборников |
Свод водозаборника не должен быть крутым, должно быть соблюдено условие безотрывности течения потока воды от днища катера к своду водозаборника. |
Входящая кромка, так называемая «губа» должна иметь профиль максимально приближенный к гидродинамическому. |
Сечения водозаборника должны быть максимально приближены к форме трубы. Плоские поверхности образующие вход водозаборника, за два калибра от импеллера должны плавно перейти к форме круга. |
Спрямляющий аппарат
Спрямляющий аппарат создает на пути движения воды определенное сопротивление. Что бы это сопротивление уменьшить, в идеале профиль лопаток спрямляющего аппарата должен быть правильного гидродинамического профиля, при этом сама конструкция спрямляющего аппарата не имеет большого значения с точки зрения гидродинамики.
Гидродинамические схемы исполнения спрямляющего аппарата.
Лопаточное поджатие. Это когда лопатки спрямляющего аппарата выполняют одновременно и функцию соплового аппарата. В этом случае профиль лопаток имеет форму клина. У такого спрямляющего аппарата имеется одно преимущество – уменьшение осевого габарита всего водометного движителя. Но недостатков больше, чем преимуществ. Потери КПД достаточно велики, благодаря профилю лопаток. О недостатках такого сопла будет сказано ниже в разделе Сопловой аппарат.
Щелевой водомет. Собственно самого спрямляющего аппарата в такой схеме нет. Функцию спрямления струи выполняет сжатое в прямоугольник сопло.
Авторство этого типа водометного движителя принадлежит ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова. Разрабатывалось это щелевое сопла для водометов большой мощности, для водоизмещающих судов с частично напорным водозаборником. Для глиссирующих судов этот тип ВД не эффективен. Пропульсивный КПД такого движителя не более 0,46, тогда как у традиционных ВД не менее 0,6, а у лучших образцов до 0,65. Такая разница в КПД дает потерю скорости катера более 40%.
Сопловой аппарат
Сопловой аппарат (или просто сопло) – элемент гидродинамической части водометного движителя, формирующий струю, которая выходя из сопла обеспечивает реактивную тягу.
Задача соплового аппарата произвести поджатие воды на выходе из водомета. Уменьшение в сопле проходного сечения преобразует давление воды в ее скорость. Наибольшая эффективность сопла достигается его точной, правильной профилировкой. Уменьшая или увеличивая поджатие сопла, можно менять характеристики водометного движителя.
Виды сопловых аппаратов |
В сопле размещен спрямляющий аппарат. Это значительно экономит осевой размер водомета, но требует очень дорогостоящего производства. |
Сопло с лопаточными поджатием. В этом случае, так же спрямляющий аппарат расположен в сопле, но само сопло не имеет поджатия, эту функцию выполняют клиновые лопатки спрямляющего аппарата. Из недостатков конструктивных и практических: трудность организации реверсивно-рулевого устройства. Диаметр струи равен диаметру импеллера, соответственно увеличиваются и размеры реверсивного устройства. Струя на выходе из такого сопла рваная и неравномерная, единственный вариант рулевого устройства – рули в потоке – не самый лучший вариант. |
Щелевое сопло. В таком сопле, в угоду технологичности (можно все сделать из листового металла) и стремлению к уменьшению габаритов, некоторые изготовители водометов существенно пренебрегают эксплуатационными и техническими параметрами водометных движителей. Как было сказано выше, пропульсивный кпд такого движителя не более 0,46, что ведет к недобору скорости и перерасходу топлива. Как и для сопла с лопаточным поджатием, на водомете с щелевым соплом не возможно организовать эффективное реверсивно-рулевое устройство. Этот тип водометного движителя предложен в ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова и разрабатывался специально для водометов большой мощности, с частично напорным водозаборником. |
Реверсивно-рулевое устройство (РРУ)
РРУ обеспечивает поворот судна, а при перекрытии потока из сопла, струя воды поворачивается обратно, что дает судну задний ход.
Задачи реверсивно-рулевого устройства |
Максимально эффективно, без значительных усилий управлять судном на всех режимах переднего хода |
Максимально эффективно использовать энергию водометного движителя на режиме заднего хода |
Обеспечить хорошую управляемость судна при движении и маневрировании на заднем ходу |
Наибольшее количество патентов, касающихся водометных движителей, относится именно к РРУ. Практически все ведущие фирмы, производителей водометной техники имеют свои, отличающиеся от других производителей, схемы РРУ.
Для управления на переднем ходу большинство производителей применяют различные конструкции поворотных насадок.
Существует, так называемое полноповоротное сопло, устройство, которое не воздействует на сформированную в сопле струю, поворачивая ее, а само поворачивается вместе со струей. То есть такое сопло по праву может называться устройством управления вектором тяги водометного движителя. Эффективность такого поворотного сопла чрезвычайно высока. На водометах на малом ходу для улучшения управляемости необходимы «подгазовки», а при использовании полноповоротного сопла, такая необходимость отпадает, судно одинаково эффективно управляется как на полном, таки на малом ходу. Конечно, конструкция такого рулевого устройства более сложная, чем у поворотной насадки.
В качестве рулевого устройства иногда используют рули в потоке. Такие устройства имеют целый ряд недостатков таких как: худшая управляемость, нагруженность конструкции, потери эффективности до 5 % кпд движителя, повышенные усилия на штурвальном устройстве.
Известны схемы РРУ, когда рули в потоке при повороте на 90 градусов перекрывают весь поток струи водомета и вода начинает поступать в реверсивную камеру для обеспечения заднего хода, и при осуществлении реверса управляемость судном отсутствует.
Недостатком многих РРУ является нарушение мнемоники управления на режимах заднего хода (это когда при ходе назад, для поворота направо, штурвал необходимо крутить налево). Неэффективные реверсивные устройства – один из главных аргументов не в пользу водометных движителей при сравнении различных типов движителей.
Привод реверсивно-рулевого устройства (РРУ)
Существует великое множество приводов РРУ водометных движителей. Как правило каждая модель водомета любой фирмы имеет свой привод РРУ.
Для водометов большой мощности (более 250-300 л.с.), как правило, применяются приводы, использующие гидравлические исполнительные механизмы. Такие приводы достаточно дороги, так как требуют насосных станций, трубопроводов, исполнительных механизмов.
Если исполнительные гидроцилиндры привода РРУ вынесены за борт судна, нужно быть готовым к тому, что он потребует очень внимательного отношения при эксплуатации. Совершенно не допустимо, что бы исполнительные гидроцилиндры находились под водой.
Для водометов малой мощности (до 150 л.с.), как правило приводы исключительно механические, так как нагрузки на элементы привода незначительны.
Подшипниковые узлы и дейдвудные уплотнения
Водомет подвержен забиванию водорослями, которые, наматываясь на вал с импеллером, могут его заклинить. В случае заклинивания водомета, для предотвращения поломки стационарного двигателя, на валу предусмотрена срезаемая шпонка. Очистить от водорослей можно, открыв смотровой лючок и убрав их. Смотровой лючок находится в своеобразном «колодце», края которого подняты выше ватерлинии, что позволяет иметь доступ к водоводу на плаву. От попадания в водомет крупных камней предохраняет решетка во впускном отверстии.
Самодельный водомет для лодки своими руками: чертеж, инструкция
Самодельный водомет для лодки ПВХ
Вообще, для того, чтобы создать водомет для ПВХ лодки намного проще, чем для более массивных лодок. Это обусловлено тем, что для ПВХ лодок можно использовать стандартные стандартные лодочные моторы абсолютно любого типа. Наиболее оптимальными являются двигатели, которые имеют мощность от 15 — до 20 лошадиных сил.
Особенно следует обратить свое внимание на тот фактор, что сейчас такие двигатели являются наиболее доступными и качественными. Тем более, что их ассортимент достаточно широкий и подходящий вариант найдется абсолютно для каждого человека
При этом, важно обратить свое внимание на тот фактор, что для изготовления самодельного водомета для ПВХ-лодки рекомендуется использовать самые легкие двигатели — либо отечественного, либо зарубежного производства — кстати для ПВХ-лодок рекомендуется использовать движки зарубежного производства. Материалы для изготовления
Материалы для изготовления
Вообще, материалы для изготовления современных водометов из двигателей для ПВХ-лодок должны использоваться стандартные материалы, вообще как для изготовления водомета для обыкновенного водомета.
Подготовка
В принципе, подготовка для проведения изготовления надежного водомета для лодки ПВХ необходимо подходить с особенной ответственностью, поскольку любая ошибка также может и привести к возникновению разнообразных проблем в двигателе.
Материал обязательно должен быть выполнен в полном соответствии с абсолютно всеми нормами и требованиями. Кроме этого, материалы нужно приготовить сразу, так как все работы осуществляются с помощью использования специализированной техники.
Тут хоть преобразование двигателя хоть и намного легче сделать, осуществлять переработку нужно максимально быстро.
Изготовление
Исходя из тщательных наблюдений, запас воды непосредственно под входной частью патрубка в водомете должен быть более 1-1,5 диаметра всего входного водовода.
При осуществлении прохода, к примеру песчаных кос, глубина которых составляет порядка 0,1 и 0,15 метров (чувствуются редкие толчки) и именно поэтому она забивается.
На водометах чаще всего рекомендуется добавить самый обыкновенный фильтр.
На данный момент, для того, чтобы создать для себя наиболее качественный водомет для лодки ПВХ, рекомендуется воспользоваться чертежами, которых в сети насчитывается очень много.
Но они не все совершенные и при этом, важно обратить свое внимание на то, что сейчас благодаря использованию специального оборудования, возможно создать наиболее качественный и надежный универсальный водомет. Вообще, водомет под ПВХ лодку имеет не водоизмещающий режим, а стандартный переходный. Соответственно, мощность такого водомета будет составлять от 13 до 17 км\\час
Но при этом, этого будет вполне достаточно чтобы вывести лодку, которая изготовлена из ПВХ материала на глиссеровку
Соответственно, мощность такого водомета будет составлять от 13 до 17 км\\час. Но при этом, этого будет вполне достаточно чтобы вывести лодку, которая изготовлена из ПВХ материала на глиссеровку
Вообще, водомет под ПВХ лодку имеет не водоизмещающий режим, а стандартный переходный. Соответственно, мощность такого водомета будет составлять от 13 до 17 км\\час. Но при этом, этого будет вполне достаточно чтобы вывести лодку, которая изготовлена из ПВХ материала на глиссеровку.
И вообще, КПД, водометов на ПВХ-моторы составляет всего 50%. Винты нужно подбирать в соответствии с размерами мотора.
Водомет своими руками
Рассмотрим, как сделать водомет для лодки своими руками. Хитрые на выдумку умельцы придумали два варианта самодельных водометов.
На базе лодочного мотора
Как показал опыт, наиболее удачные самодельные водометы получаются из лодочного мотора «Ветерок-12». Но можно использовать и любой другой. Обычно применяют старые модели: «Москва», «СМ-557-9Л», «Стрела» и т.п. Главное преимущество «Ветерка» — в распространенности и доступности необходимых деталей.
Водовод можно размещать как снаружи лодки, так и внутри нее. Второй вариант применяется чаще, так как при наружном расположении увеличивается гидродинамическое сопротивление плавсредства. Некоторые элементы водовода изготавливают из труб, другие – сваривают из заготовок, вырезанных из листа нержавеющей стали.
Придать заготовкам нужную форму можно с помощью оправки (вручную) либо гибочных вальцов. Лопасти рабочего колеса вырезаются из того же материала. Затем их подвергают профилировке и и приваривают к ступице.
На этапе проектирования модель водовода можно сделать из папье-маше. Затем ее достаточно будет разрезать, чтобы получить выкройку для заготовки-развертки.
Передача вращения от двигателя осуществляется посредством обычного штатного редуктора. Он крепится к главному дейдвуду мотора при помощи специального фланца.
Водоизмещение этой версии самодельного водомета составляет 450 кг. Благодаря ему судно может развивать скорость до 20 – 25 км/ч и выполнять глиссирование.
На базе центробежного насоса
Нагнетательный механизм этого аппарата приводится в движение двигателем Intek мощностью в 5 л.с. производства Briggs & Stratton.
Насос развивает напор в 35 м и имеет 2-дюймовые патрубки всаса и нагнетания. Его стоимость составляет около 300 долларов.
Насос устанавливается в лодке, после чего к нему со стороны всаса присоединяется 2-дюймовая ПВХ-труба. Через отверстие в носовой части днища лодки ее нужно вывести в воду, снабдив патрубком с сетчатым фильтром – это будет водозаборник.
На резьбу нагнетательного патрубка навинчивается высоконапорный штуцер с выходным отверстием диаметром 24 мм. Подойдет изготовленный из упрочненного винила – такие сегодня продаются в любом магазине для садоводов и огородников. Роль сопла также будет возложена на отрезок ПВХ-трубы, имеющей тот же, что и у штуцера, диаметр. Для подсоединения штуцера к соплу следует использовать резиновый шланг.
Не стоит опускать сопло в воду. Вопреки распространенному мнению, такой прием не ускорит, а замедлит лодку, так как приведет к возникновению кавитации.
Величина реактивной тяги, развиваемой таким водометом, зависит от суммарной длины всасывающей и нагнетательной магистралей.
Поскольку гидравлическое сопротивление возрастает с уменьшением диаметра трубы и увеличением скорости движения жидкости в ней, выгоднее всего установить насос как можно ближе к корме, чтобы длина сопла оказалась минимальной.
При таких условиях насос при максимальных оборотах двигателя развивал напор примерно в 20 метров водного столба (2 атм), благодаря чему лодка набрала скорость до 8 км/ч.
Испытателя подобного водомета может подстерегать неприятность: напорный штуцер довольно легко откручивается потоком воды, причем сила его воздействия настолько велика, что удержать деталь от вращения вручную нет никакой возможности.
Смазывание патрубка клеем перед навинчиванием штуцера желаемого эффекта не дает – штуцер все равно срывает. Рекомендуется разработать для резьбового штуцера дополнительное крепление либо использовать насос и штуцер с фланцами.
Практические советы по установке поддона для душа смотрите на этой странице.
Популярные модели водометов
Водомётные моторы изготавливает небольшое количество предприятий. Наиболее популярными брендами водомётов стали:
YAMAHA (модельный ряд JET) – поистине выпускают оборудование высокого класса. Мощность можно выбрать на собственное усмотрение начиная от 40 л.с. и заканчивая 50 л.с. Агрегаты оснащены современными опциями, дистанционным управлением, электростартером. Стоимость на моторы, обладающие высоким уровнем надёжности находится в пределах 250 тысяч – 300 тысяч рублей.
Кальмар – обладает мощностью 2,5 л.с. Может развивать скорость до 15 км/ч (зависит от типа плавательного средства). Прибор, обладая высокой степенью надёжности, отлично подойдёт для рыбаков, которые используют лодки для ловли на небольших водоёмах. Стоимость Кальмара не превышает 60 тысяч рублей.
Tohatsu – обладает двухтактным двигателем и мощностью 2,5 л.с. Разнообразный модельный ряд включает также более мощные моторы, стоимость которых превышает 50 тысяч рублей. Довольно быстро развивает скорость, что несомненно является весомым преимуществом.
Сталкер – считается представителем невероятно лёгких моторов. Их вес обыкновенно не превышает 5 кг (сухая кондиция). Может развивать скорость около 8,5 км/час. Бензобак вмещает 900 мл топлива. Стоимость водомёта находится в диапазоне 22-30 тысяч рублей.
Как увеличить улов рыбы?
За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:
Достоинства и недостатки
Устройство водомёта особенно тем, что все важнейшие подвижные детали «спрятаны» внутри корпуса. Если лодка садится на мель, касание дна происходит корпусом судна. Данная особенность конструкции позволяет защитить детали от повреждения, чего нельзя сказать про подвесные моторы с «оголённым» винтом. Водомётному движителю не страшны встречи с подводным мусором.
При движении моторной лодки по мелководью с глубиной примерно равной посадке корпуса (около 20 сантиметров) водомёт позволяет преодолевать замусоренные участки, а также места с выступающими из воды преградами, благодаря своей манёвренности.
Иногда водомётные движители используются и на прогулочных судах из-за мягкой работы силовой передачи (трансмиссии) и отсутствия вибрации.
К достоинствам также следует отнести отсутствие дополнительного сопротивления воде, свойственное двигателям с открытым гребным винтом (лопасти винта и создают дополнительное сопротивление). Помимо этого, выделяют высокие показатели инерции, более удобную управляемость на высокой скорости (как при переднем ходе, так и при заднем)
Немалую важность имеет и низкий диапазон шума: подвесной водомёт работает заметно тише, нежели мотор с гребным винтом
Тем не менее следует отметить отрицательную сторону: при движении по мелководью есть большой риск, что в двигатель будут затянуты камни, песок и мусор со дна, ведь водомёт работает по принципу помпового насоса. Это может привести к повреждению импеллера, выходу из строя охладительной системы и некорректной работе водоотводного сопла.
Ещё одной отрицательной стороной является трение. Обусловлено оно высокой скоростью движения воды внутри трубы. Не стоит забывать и о стоимости установки. Водомётные лодочные моторы примерно в два раза дороже обычных подвесных моторов с открытым винтом. Из-за этого катера с водомётным движителем в комплекте значительно прибавляют в своей стоимости и воспринимаются клиентами как каприз или непозволительная роскошь.
Непривычным для поклонников классических винтовых моторов является и система управления водомётом. Проблема связана с тем, что классический движитель с открытым гребным винтом имеет однорычажную систему управления. Водомётные движители же имеют многорычажное реверсивно-рулевое устройство. Некоторые изготовители умудряются выпускать катера со встроенным водомётом с однорычажной системой управления. С одной стороны, это помогает освоить водомёт, с другой стороны, скорее влечёт за собой неприятности, чем приносит пользу:
Смотреть галерею
Водомётные движители
Водомётом назван двигатель, обеспечивающий движение судна при помощи силы, создаваемой путём выброса водной струи.
Движитель состоит из винта с валом (импеллером), водомётной трубки, спрямляющего аппарата и рулевого приспособления.
Принцип работы заключается в поступлении воды через импеллер в водозаборный отсек, а после жидкость выбрасывается через конусообразную трубку, выходное отверстие которой меньше в диаметре, чем входное. Так создаётся струя, обеспечивающая движение моторной лодки. При помощи рулевого устройства производится изменение направления движения струи путём поворота движителя в горизонтальной плоскости, что обеспечивает повороты судна, а перекрытие выходного отверстия создаёт обратнонаправленный поток, обеспечивая катеру задний ход.
К выбору водомётов обычно склоняются люди, которым часто приходится преодолевать замусоренные или порожистые водоёмы. Обычный винтовой мотор в данных условиях рискует прийти в негодность из-за высокого риска наматывания тины на винт на мелководье или обычного попадания крупного мусора. В подобных ситуациях незаменимы именно водомётные движители, обеспечивающие высокую скорость, манёвренность и безопасность.
Не стоит ограничиваться мнениями участников различных форумов. Ведь составить полную картину позволяет не всякий отзыв. Водомёт представляет собой не только достаточно сложную конструкцию, он не для всякой модели судна может подойти. Если новичка устраивает сама идея использования судна с водомётным движителем, следует остановиться на готовом варианте судна с водомётом в заводской комплектации. Причём желательно выбирать изготовителя, занимающегося производством данных движителей достаточно давно.
Смотреть галерею
Описание и детали конструкции
Водометная насадка – это механизм, устанавливаемый на подвесной мотор, который является альтернативой гребному винту, он работает по принципу действия центробежного насоса, в котором вода при вращении лопастей импеллера, поступает в корпус со стороны носовой части и выталкивается в противоположную сторону, тем самым придавая ускорение судну. Водометная насадка может иметь свои особенности в конструкции. Но все они имеют следующие узлы.
Водозаборник с решеткой — представляет собой несущею силовую деталь, а также имеет большое значение в гидродинамике водомета. Есть несколько правил изготовления этого элемента:
Импеллер или «рабочее колесо»— предназначен для преобразования энергии от двигателя путем вращения лопастей и проталкивания воды. Эти узлы могут иметь несколько видов конструкции:
Изготавливаются эти узлы из нержавеющей стали, а также сплавов цветных металлов. Для производства применяется способ точного литья, реже используют сварные элементы.
Спрямляющий аппарат — имеет важное значение в работе водомета, он предназначен для направления струи выходящей воды. Варианты исполнения:
Сопло — предназначено для формирования водной струи и путем ее поджатия и создания реактивной тяги. В зависимости от диаметра сопла, может меняться мощность установки до 50%. Многие производители совмещают спрямляющий аппарат непосредственно с соплом, это позволяет уменьшить размеры конструкции.
Реверсивно-рулевой узел — вариантов исполнения этого элемента много, у каждого производителя есть свои способы, но все они, должны отвечать основным требованиям:
Для управления этим узлом используют привод. В зависимости от мощности силовой установки, он может быть сделан в нескольких вариантах:
Дейдвудные уплотнения, а также подшипниковые узлы — учитывая особенности эксплуатации водомета, в основном, комплектуют подшипниками качения. В качестве уплотнительных соединений, используют торцевое уплотнение.
Преимущества и недостатки
Применение водометной насадки в различных условиях эксплуатации несет в себе положительные и отрицательные моменты. Полюсы следующие:
К минусам можно отнести:
Как создать водометный двигатель для лодки ПВХ?
При изготовлении самодельной версии мотора для ПВХ лодки возникает гораздо меньше трудностей, нежели при их создании для массивных лодок. Причина заключается в том, что для подобных лодок подходят любые моторы вне зависимости от их конструкционного исполнения. Лучше всего выбирать для них двигатели мощностью порядка 15-20 лошадиных сил.
Немаловажным моментом является то, что найти подобные двигатели не составляет труда, а уровень их исполнения довольно высокий. К тому же они предусматривают множество вариантов, что позволяет каждому человеку подобрать для себя модель двигателя в соответствии со своими потребностями.
Наиболее подходящими для создания такого двигателя для ПВХ-лодки считаются двигатели, имеющие минимальный вес. И, хотя, такие моторы встречаются и среди отечественной продукции, все же желательно отдавать предпочтение моделям зарубежного производства.
Чтобы сделать подобный водомет, понадобятся следующие материалы:
В целом двигатели для ПВХ-лодок создаются с применением тех же материалов, которые требуются для изготовления водомета, устанавливаемого на простую лодку.
Подготовка
Приступая к созданию водомета для лодки ПВХ, важно учесть все нюансы, так как любой недочет способен повлиять в будущем на работоспособность двигателя. Для работы следует использовать лишь материал, который обладает всеми необходимыми техническими характеристиками
Учитывая, что изготовление подобного мотора своими руками осуществляется с применением специализированной техники, следует заранее побеспокоиться о наличии необходимых материалов
Для работы следует использовать лишь материал, который обладает всеми необходимыми техническими характеристиками. Учитывая, что изготовление подобного мотора своими руками осуществляется с применением специализированной техники, следует заранее побеспокоиться о наличии необходимых материалов.
Несмотря на то, что процесс создания самодельного водомета для ПВХ-лодки не сопряжен с серьезными трудностями, все работы необходимо выполнять без больших задержек.
Изготовление
Если опираться на данные многочисленных наблюдений, то оптимальным под входной частью патрубка в устройстве считается объем воды, который на 1-1,5 диаметра больше входного водовода.
Когда лодка с водометом минует мелководные места глубиной около 0,1-0,15 м, можно ощутить редкие толчки. Как раз в таких случаях водометы могут легко забиться. Во избежание подобного, желательно установить на них фильтр.
Чтобы самодельный водомет прослужил максимально долго, желательно приступать к его изготовлению при наличии чертежей. Проблем с их поиском не возникает, благо в сети их имеется большое количество.
Однако, среди них могут встретиться и такие, которые имеют недочеты. Поэтому, чтобы самодельный водомет получился максимально надежным, все работы следует выполнять с применением специального оборудования.
В процессе эксплуатации водомет для ПВХ-лодки функционирует в обычном переходном режиме. Поэтому он будет в состоянии развивать мощность порядка 13-17 км/ч. При подобных показателях двигатель будет в состоянии обеспечить вывод лодки из ПВХ для проведения глиссеровки.
Если говорить о КПД водометов, устанавливаемых на ПВХ лодки, то он обычно составляет 50%. Для эффективной работы при выборе винтов следует ориентироваться на габариты мотора.
Описание водометных насадок на лодочный мотор
Водометная насадка представляет собой приспособление, похожее на насос, которое достаточно сильно увеличивает КПД судовых двигателей.
Принцип работы
По сути водометный двигатель и гребной винт, действуют по одинаковой схеме. Лопатки насоса, также как лопасти винта, под ускорением выталкивают воду с носа лотки к её корме.
Различия в том, что весь этот процесс происходит в трубе расположенной внутри судна, а не под его днищем и струя воды под напором выплескивается их сопла находящегося над водой.
Где применяется
Водометные двигатели можно использовать на таких водных транспортах как:
Достоинства
Водометные насадки, так же как и сами двигатели, обладают большим количеством плюсов. Ниже представлены преимущества насадок и двигателей, так как их достоинства распространяются и на насадки:
А теперь о плюсах непосредственно насадок:
Минусы
Этапы сборки
Общий принцип сборки водометных насадок на лодочные моторы от разных производителей практически ничем не отличается. Для примера, рассмотрим порядок установки своими руками на ямаху 40.
Сначала надо отделить узлы, связанные с ходовым винтом:
Далее необходимо извлечь изделие из упаковочной коробки, осмотреть на предмет повреждений и проверить комплектность:
Правильно подобрать водометные насадки на Ямаху 15, 30, 40, можно здесь: http://motormaran.ru/benzinovye-motory/vodometnie-nasadki/yamaha-1/. Выбрать по параметрам на Сузуки, смотрите тут: http://motormaran.ru/benzinovye-motory/vodometnie-nasadki/vodometnye-nasadki-suzuki/. Если надо подобрать водометные насадки на Тохатсу, тут: http://motormaran.ru/benzinovye-motory/vodometnie-nasadki/vodomet-tohatsu/.
Чтобы подобрать механизм, надо учитывать:
Важно: Правильный подбор устройства под параметры лодки поможет избежать необходимости увеличения высоты транца. Грамотно установленный агрегат должен находиться в воде только на глубину приемника
Где купить?
Приобретать, лучше в официальных дилерских центрах, или заказать у них доставку, через интернет. Покупая основной агрегат, следует сразу заказать специальные смазочные материалы, для технического обслуживания.
Таблица стоимости в России:
Производитель | Мощность мотора (л. с.) или модель двигателя | Диапазон цен (руб.) | Где можно купить |
---|---|---|---|
SUZUKI (сузуки). | До 20 л.с. DT9.9-15 | 70–90 тыс. | http://www.eastmarine.ru/vcd-11999-9-104400/goodsinfo.html |
YAMAXA (ямаха). | До 20 л.с. | 40–78 тыс. | http://www.eastmarine.ru/vcd-3234/catalog.html |
30 л.с. | 80–95 тыс. | http://www.eastmarine.ru/vcd-3234/catalog.html | |
40 л.с. | 85–100 тыс. | http://www.eastmarine.ru/vcd-3234/catalog.html | |
TOHATSU (тохатсу). | 25-30 л.с. | 120–140 тыс. | http://mercury-mag.ru/vodometnaja-nasadka-dlja-motora-tohatsu-25-40.html |
Совет: Покупая изделия от недостаточно известного производителя, или не проверенного поставщика, следует обратить внимание на качество применяемого металла, плотность подгонки деталей и надежность соединений. Обязательно ознакомиться с сертификатом и проверить возможность гарантийного обслуживания
А также поинтересоваться о возможности дополнительной покупки, расходных материалов и запасных частей.
Рассмотрев особенности устройства, положительные и отрицательные стороны, его применения, хозяева лодок задумываются о переоборудовании своих моторов. Учитывая высокую стоимость, следует четко понимать целесообразность этой операции. Для этого надо проанализировать особенности основных условий эксплуатации судна. Это даст возможность сделать правильный выбор и понять необходимость использования этих приспособлений, для конкретного случая.
Итоги
Придя к заключению, можно отметить, что на самостоятельное изготовление лодочного двигателя требуется не более одного дня. Задача не особо трудная, достаточно лишь обзавестись необходимыми знаниями и умениями, прочитав необходимое количество информации.
Даже приобретя изделие известного производителя никогда нельзя быть уверенным, что изделие окажется качественным и выгодным.
Поэтому чтобы не пришлось тратить деньги на вещь, которая через некоторое время может выйти из строя, лучше воспользоваться решением, сделать мотор самостоятельно. Что может сэкономить не только время, но и финансы.