Как называется украшение носа корабля
НОСОВОЕ УКРАШЕНИЕ КОРАБЛЯ
— украшения в виде символических фигур, зачастую художественного исполнения, помещавшихся в прежнее время на носу у кораблей.
Смотреть что такое «НОСОВОЕ УКРАШЕНИЕ КОРАБЛЯ» в других словарях:
Носовое украшение — Носовое украшение: Носовое украшение, носовая фигура скульптура на носу корабля. Пирсинг носовой перегородки … Википедия
НОСОВОЕ УКРАШЕНИЕ — гальюнная фигура, украшение в виде символических фигур, помещавшееся у форштевня гребных и парусных кораблей. На древних судах сюжеты носовых украшений были различны: у египтян птица, у финикийцев лошадь, у греков голова вепря, у викингов голова… … Морской энциклопедический справочник
ГАЛЬЮН — (Head gallery, seamens head) 1. Ватерклозет на корабле. 2. На парусных кораблях Г. назывался носовой свес, на котором устанавливалось носовое украшение. На этом же свесе по оба борта судна устраивались отхожие места и места для сбрасывания всяких … Морской словарь
Аврора (крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Аврора (значения). «Аврора» … Википедия
Аврора (бронепалубный крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Аврора (значения). «Аврора» … Википедия
Идзуми (бронепалубный крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Идзуми. «Идзуми» 和泉 … Википедия
Esmeralda (1883) — У этого термина существуют и другие значения, см. Эсмеральда. «Эсмеральда» Esmeralda … Википедия
Княвдигед — верхняя часть форштевня парусных судов, на котором крепились фигуры из дерева, украшавшие носовую часть. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 Княвдигед 1) Носовая кница, служащая опорой для бушприта и дающая архитектурное оформление носу … Морской словарь
Штандарт (яхта, 1857) — «Штандарт» … Википедия
Носовые фигуры корабля: морские символы
Носовые фигуры корабля: морские символы
Гальюнная фигура — носовое украшение на парусном судне. Фигура устанавливалась на гальюн (свес в носовой части парусного судна). На этом же свесе устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях. Тщательно продуманные резные декоративные работы из дерева, известные как носовые фигуры, были весьма популярны с шестнадцатого по девятнадцатый век.
Вверху: резное украшение «Кати Сарк», 1896 год, фото Алексея Сулоева
Носовая фигура этого судна была первоначально датирована периодом викингов, но в настоящее время ее происхождение определяют периодом с 350 по 650 год, когда германские племена распространялись по Европе после распада Западной Римской империи (левая фотография внизу).
Несколько столетий спустя суда викингов часто демонстрировали устрашающие головы драконов во время своих набегов, приблизительно между 800 и 1000 годами нашей эры (средняя и правая фотография сверху).
Голландские носовые украшения: слева и посередине – линейный корабль 1787 года «Саелэнд». Справа: корабль 1811 года «Финикс»
Тем не менее, общая практика использования носовых украшений достигла рассвета в 1500-ых годах, с развитием галеонов, которые могли пересекать океан. Как и вывески для трактиров, которые использовались для рекламы во времена, когда большинство людей не умели читать, носовые фигуры часто служили для обозначения имени судна для наименее грамотных слоев общества. Они также использовались для демонстрации богатства и социального положения владельца судна, а на военных кораблях олицетворяли могущество и силу страны.
Голландские и российские носовые украшения 1739-1741-ых годов:
Носовые фигуры также служили своего рода приносящим удачу талисманом для команды корабля. В Германии, Бельгии и Голландии считалось, что носовые украшения заключали в себе духа по имени Кабоутермананкес. Этот дух защищал судно и команду от жестоких штормов, предательских ветров, неотмеченных на карте скал, немочей и болезней и, в конечном счете, в случае если судно тонуло, этот дух проводил души моряков в загробную жизнь. Если бы моряки потеряли свои жизни в море без такой защиты, считалось, что их души обречены скитаться по морю вечно.
Носовые фигуры, почти полностью исчезнув к 1800-ым годам, вновь приобрели популярность после наполеоновских войн. Но они были меньшего размера в сравнении с полноразмерными фигурами, популярными в предыдущих столетиях.
Вот носовая фигура флагмана адмирала Нельсона «Виктория» начала девятнадцатого века (слева).
Британский фрегат с поразительным украшением «Единорог» был спущен на воду в 1824 году (на фото вверху справа).
Слева: принц Генри Мореплаватель украшает нос «Сагреша Второго» Португалия, 1937 год.
Справа: носовое украшение фигура монаха с «Америго-Веспуччи», 1931 год.
Клиперы, которые плавали под парусами по торговым маршрутам всего земного шара в середине девятнадцатого века обычно имели полноразмерные носовые фигуры, но их делали не столь сложными в исполнении. До того как отправиться на реставрацию, чайный клипер «Кати Сарк» в Лондонском Гринвиче хранил огромное количество носовых фигур:
У первых пароходов иногда были носовые фигуры, но носовые украшения в большинстве своем вымерли с упадком парусного судостроения.
Корабль королевского флота Великобритании «Родни», спущенный на воду в 1884 году, был последним британским линкором украшенным носовой фигурой, хотя некоторые суда меньших размеров продолжали украшаться ими до первого десятилетия двадцатого века. Украшение носа британского корабля «Воин» той же эпохи (фото слева):
Германский океанский лайнер «Император» спущенный на воду в 1912 году использовал большого бронзового орла в качестве носовой фигуры (фото вверху справа). Он придавал дополнительные футы длины кораблю и обеспечил возможность признать «Император» самым длинным судном того времени, победив британский корабль «Олимпик», того же типа что и «Титаник».
Носовые украшения обычно изображали людей, но здесь есть лев (внизу слева)… И даже король морей Нептун собственной персоной (фото посередине), чье лицо кажется полностью идентичным носовому украшению «Аякса», построенным в 1809 году и участвовавшим во многих боях во время длительного конфликта с Наполеоном (внизу справа).
И раз уж разговор зашел об Азии, вот примеры носовых фигур из Таиланда. Они украшают баркас королевской семьи. Первая датируется серединой шестнадцатого столетия.
Сегодня образцы продуманно украшенных носовых фигур, найденные в музеях и коллекциях, остаются не более чем захватывающим напоминанием об ушедших эпохах.
Носовые украшения кораблей: от истоков до наших дней
В рамках тематической недели «Морская стихия».
Носовые фигуры кораблей или гальюнные фигуры.
До недавнего времени считалось, что носовое украшение берут своё начало со времен викингов (800-1000 гг. н.э.), но сейчас приходят к выводу, что появилось оно немного раньше. Своего же расцвета носовые фигуры достигли в период XVII-XX веков. В эпоху барокко они могли достигать очень больших размеров и весить по нескольку тонн, что, конечно, отражалось на скорости корабля. С приходом Наполеона и наполеоновских войн они сильно уменьшились, чтобы поднять скорость судна. Служили они не только для украшения, но также и для устрашения противника (если это был военный корабль). Кроме этого существовало множество легенд и поверий связанных с ними.
Они перестали быть обязательной деталью со второй половины XIX века, после отказа от них в военном кораблестроении.
Итак, пойдем по порядку.
Этот датируется III-IV веком. Оно было найдено в шельфе реки в Бельгии. Оно специально снималось, чтобы проплыть под низким мостом. Принадлежало оно тому времени, когда германские племена путешествовали по Европе, на задворках западной Римской Империи.
Классические драконы Викингов
В средневековой Европе излишние украшения были не приняты. В XII веке корабли украшали изображениями быков, змей, дельфинов и драконов. Лебедь означал чистоту и мобильность.
Я нашла быка, дракона. Думаю, что дельфина (самый крайний справа).
Дальше они возвращаются в XVII веке с приходом «грозы морей», а именно пиратов. Уж они то свои корабли украшали с большим вкусом и масштабом.
Изображение пирата (крайнее слева), конечно, к XVII веку никакого отношения не имеет. Это рисунок XIX века. Пираты украшали свои корабли также, как и все остальные. Те же львы, единороги, русалки и греческие мотивы (в данном случае Нептун).
Я думаю, что ко временам пиратского господства относится поверье, что в фигуре живет дух Кабутерманнек (не уверена в написании). В Германии, Бельгии и Голландии считалось, что он не дает кораблю тонуть, а если же корабль пошел ко дну, то поможет душам моряков попасть на «Землю Мертвых». Голландские моряки верили, что если утонуть без Кабутерманнекеза, душа матроса обрекалась на вечные скитания по морям.
Правда аналогичные верования существовали и у Викингов.
Сейчас я бы хотела остановиться на «основных мотивах».
Самая древняя — справа, все остальные более-менее современные. Мне особенно нравится третья слева.
Крайний справа украшал флагманский корабль Горацио Нельсона «Виктория».
И, конечно, Лев— символ власти и могущества.
Излюбленные животные мотивы на этом заканчиваются. Теперь немного о греческих богах.
Урания, Афина, Посейдон (Нептун) и крылатая Ника. Урания (крайняя слева) была сделана в Германии в XVIII веке Йоханом Иакимом Кадлером.
Хотелось бы немного окунуться в военное кораблестроение.
Последний британский военный корабль с носовым украшением.
Фрегат «Warrior» был построен для военно-морских сил Великобритании в 1859-61 годах.
Но, поскольку на реальных/мифических существах и богах варианты украшения носа не заканчивались, то сейчас я бы хотела показать ещё несколько гальюнных фигур.
Арлекины и балерина
Европа на быке, танцующие девочки и наездник на морском коне
Святой Патрик и монах брат Тук
Королева Шарлотта (в центре) супруга короля Георга III и два изображения королевы Виктории
Для понимания их примерного размера добавила крайнее справа фото. Центральная фигура с современной яхты
Заранее спасибо за внимание, с уважением Лена Цирлина.
Как называется украшение носа корабля
Украшать нос парусного судна скульптурной фигурой – одна из самых старых и почитаемых традиций
Текст Сергея Балакина, фото автора
И сстари моряки считали носовую фигуру символом, талисманом, вместилищем души корабля. Ее берегли, ибо повредить и тем более потерять свой оберег считалось крайне плохой приметой.
Носовые фигуры появились на судах еще в античные времена. Мореплавание тогда было сопряжено с немалым риском, и судовые скульптуры играли прежде всего сакральную роль. Особенно характерно это для древних египтян, которые отдавали предпочтение богам и священным птицам. Они полагали, что изображение всемогущих мифологических существ поможет защитить судно и его команду в море от различных неприятностей. Впрочем, религиозными символами дело не ограничивалось. Финикийцы, например, нередко устанавливали на носу судна резную деревянную голову лошади, что символизировало быстроходность, а греки и римляне – разъяренных кабанов и драконов, призванных запугать потенциального неприятеля. Голова дракона была чрезвычайно популярна и у викингов, украшавших ею свои быстроходные дракары, а также у корабелов Индокитая и Индонезии.
В XVII-XVIII веках наиболее распространенным «персонажем», изображаемым на носу военных судов,
стал лев.
Ярыми приверженцами оснащения боевых кораблей резными львами были англичане, голландцы и шведы. Через них эта мода перешла и в Россию – при Петре I «царь зверей» как элемент декоративного оформления присутствовал почти на всех парусниках только что созданного флота.
Здесь уместно немного коснуться терминологии. В Российском Императорском флоте обычно применялось словосочетание «носовая фигура» (вероятно, оно происходит от английского figurehead), хотя в документах петровской эпохи также использовался термин «болван». Иногда носовые фигуры именуют гальюнными – это перевод немецкого слова galionsfigur. Название вполне логичное, так как первоначально слово «гальюн» обозначало площадку под бушпритом в носу судна, то есть как раз там, где и устанавливалась скульптура. Изредка можно встретить термины «ростральная», «ростровая» или «ростерная» фигура (от латинского слова rosеrum – таран) и «кариатида» (так носовую фигуру называли древние греки). А в итальянском языке она именуется polena, что можно перевести как «подставное лицо».
В парусную эпоху декоративному убранству военных кораблей уделялось очень много внимания, ибо флот во все времена был любимой игрушкой монархов и президентов.
Роскошная отделка, обилие золота, резных орнаментов и фигур олицетворяли мощь и богатство. Неудивительно, что на украшение военных парусников денег не жалели. Носовые фигуры нередко заказывали самым известным скульпторам. Так, в России в 1724 году поясной портрет Петра I для 54-пушечного корабля «Не тронь меня» изготовил знаменитый ваятель Бартоломео Карло Растрелли, отец еще более знаменитого скульптора и архитектора Франческо Растрелли. Позже к работам по украшению русских кораблей привлекались Матвей Чижов, Петр Клодт, Михаил Микешин.
Начиная с XVIII века, носовые фигуры парусников становятся более разнообразными – здесь встречаются античные герои, животные, скульптурные портреты, а иногда и многофигурные композиции.
На торговых парусниках моделями для носовых скульптур нередко служили жены и дочери судовладельцев. Для многих резчиков по дереву это был прибыльный бизнес – скупиться здесь считалось дурной приметой.
Одно из древних поверий гласит, что любой шторм утихнет, если женщина предстанет перед Нептуном обнаженной. Поэтому русалки и нагие красотки в качестве носовых украшений во все времена были очень популярны.
Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №6 (75), 2015 г.
Носовая фигура корабля, которая была популярна между 16 и 20 веками, представляет собой резное деревянное украшение, расположенное на носу судов. Корабельные фигуры были основным моментом древнего кораблестроения и архитектуры вплоть до их избыточности из-за событий в судостроении и архитектуре. Тем не менее, эти украшения можно рассматривать как заслуживающие внимания реликвии морской истории. Изготовленное в основном из дерева, носовая фигура корабля заметно представляла фронтальную часть сосуда, способствуя особой идентичности самого судна. Реальный мотив размещения резной фигуры на носу судна остается неясным. Но это подтвержденный факт, что эти украшения исторически использовались с убеждением, что эти «иконы» имеют сильное магическое или религиозное значение.
Происхождение и использование носовых фигур корабля
Происхождение носовых фигур или любого подобного украшения восходит к тысячелетиям, вплоть до древних греков или даже выше. Сообщается, что самое раннее использование деревянной статуи было совершено финикийцами, а затем египтянами, хотя фактические годы неизвестны. Использование носовых фигур, как сообщается, вошло в общую практику с галеонами, которые использовались с 15 по 18 века. От финикийцев и египтян традиция перешла на восток и к европейцам, в период расцвета 13-го века, вплоть до последних откликов традиции в начале 20-го века. Именно в эти времена фактическое назначение носовых фигур начало слегка изменяться. А в эпоху барокко тщательно продуманные фигуры были обычной картиной на кораблях высокого ранга.
Согласно историческим документам, на кораблях, построенных древнеми греками, использовались фигуры в виде глаза по бокам судна, а позже римляне переняли эту идею, поставив носовую фигуру на нос судна. Архитектурная утонченность резчиков по дереву и вытекающая из этого красота носовых фигур привели к тому, что они стали самостоятельным объектом, у которого защита была единственным предназначением. Для неграмотных и необразованных моряков носовые фигуры кораблей стали псевдонимом судна. Таким образом, во многих случаях суда стали идентифицировать, помечать и узнавать их по фигурам, а не по их названию. Аналогичным образом, носовые фигуры на кораблях ВМФ должны были показать богатство и мощь владельца.
Носовые фигуры были резным изображением духа корабля в форме людей, зверей или мифологических фигур. Фактически предполагаемая предпосылка включения носовых фигур египетских и финикийских моряков, точной копии святых птиц и лошадей, соответственно, заключалась в обеспечении абсолютной защиты судна и его команды. Зубастые и глазастые фигуры драконов, используемые на кораблях викингов, они были нацелены на защиту судна от злых духов, в то время как использование голов кабанов у древних греков должно было символизировать острое зрение и свирепость. Тем временем римляне использовали резьбу, чтобы изобразить доблесть в битве.
С другой стороны, резные деревянные формы драконов, дельфинов, змей и быков были наиболее распространенными фигурами кораблей северных европейцев. В 13-ом столетии северные европейцы использовали лебедя как носовую фигуру, чтобы символизировать изящество и подвижность. Позже лев на английских кораблях и фигура частично одетой женщины стали самыми распространенными фигурами во всем мире.
Очень популярное представление о носовых фигурах заключается в том, что их изображали в соответствии с распространенными анекдотами о море. Например, носовая фигура обнажённой леди представляла собой предложение океанам умиротвориться. Это противоречило общепринятому суеверию моряков, согласно которому женщины на судах могут отвлекать моряков и, таким образом, сбивать их с первоначального маршрута. Тогда моряки полагали, что песни русалок приведут их к кораблекрушению на коралловых рифах и скалистых береговых линиях. Они полагали, что фигурка обнаженной до пояса леди соблазнит богов и духов океана своей красотой, что позволит судну двигаться по курсу без какого-либо вреда для него. Точно так же британские корабли часто помещали фигуры одетых женщин на носовые части своих кораблей.
Ограничения носовых фигур и снижение использования
В течение столетия, охватывающего 1700-е и 1800-е годы, судовые фигуры были модным стилем, без которого ни один корабль не мог обойтись. Однако, несмотря на то, что большие фигуры на носах были одной из достопримечательностей кораблей, они затрудняли эксплуатацию судна. Фигуры, сделанные из дерева были тяжелые и значительно увеличивали веса судна, что приводило к значительным трудностям во время мореплавания. В то время как изначально вяз использовался в качестве средства для резьбы, в последние годы такие породы дерева, как тик, сосна и дуб, были предпочтительнее для уменьшения веса конечной деревянной скульптуры. Кроме того, эти деревянные резные фигурки также требовали огромных инвестиций, которые вызывали нежелательные затраты для владельца судна или оператора. Даже когда была попытка снизить стоимость у застройщика, капитаны и другие члены экипажа настаивали на возможности размещения фигур. Исторические документы утверждают, что давление со стороны капитанов исчезало с использованием носовой фигуры, а некоторые были готовы потратить даже из своего собственного кармана на подходящую носовую голову.
Позже, носовые фигуры кораблей, появившиеся в 18 веке, стали меньше и даже начали упраздняться примерно в 1800 году. Однако в более поздний период возвращение носовых фигур произошло, но со значительными изменениями в размере и цене. Между тем, внедрение и развитие недревесных судов также привело к снижению количества этих талисманов. Кроме того, поскольку новые суда были более обтекаемыми, не было места для размещения носовых фигур. Тем не менее, некоторые корабли оснащали эти талисманы во время Первой мировой войны, особенно немецкие и британские корабли, хотя к тому времени традиция уже начала угасать. Появление больших линкоров также привело к упразднению носовых фигур. Хотя меньшие суда Королевского флота продолжали нести фигуры, HMS Rodney был последним британским линкором, на котором была носовая фигура. Тем не менее, военные корабли все еще имеют знаки, которые представляют собой огромные таблички на надстройке с уникальным дизайном, связанным с названием или ролью корабля.
Судьба носовых фигур
Как говорилось ранее, популярность деревянных носовых фигур закончилась исчезновением деревянных судов. Преобразования в процессе кораблестроения, в конечном счете, положили начало сокращению судовых носовых фигур и заменили их элегантной архитектурой. Кроме того, новые формы украшений, введенные в 20-м веке, также заменили носовые фигуры на судах, отправив их для проживания в галереи и музеи. Этот переход начался в начале 90-х с введением двумерного искусства, что стало одной из значительных угроз для таких традиционных декораций. Тем не менее, рынок принял носовые фигуры в различных формах и в наши дни, поскольку потомки такого украшения представлены в виде мягких игрушечных животных, прикрепленных ко многим коммерческим транспортным средствам.
В настоящее время эти фигуры находят очень ценное место в морских музеях и хранилищах, привлекая внимание морских энтузиастов, студентов-историков и других исследователей. Их место жизненно важно, потому что они помогают нам понять морскую историю и успех совершенно другой эпохи, о которой мы могли бы и не догадываться.