Как называется тренога для фотоаппарата
Как выбрать штатив для
фотоаппарата, видеокамеры и
смартфона
Разбираемся, как выбрать штатив для фотоаппарата, смартфона или камеры, чтобы вывести качество съёмки на новый уровень.
Зачем нужен штатив?
Штатив устраняет вибрации, колебания и рывки, улучшая качество изображения, повышая резкость и детализацию кадра. Можно выбрать более долгую выдержку (время открытия затвора камеры). При портретной съёмке это позволяет работать при естественном освещении, без вспышки, искажающей цвета.
Штатив позволяет получить максимальную устойчивость при записи видео — оператор может сосредоточиться на выборе правильного ракурса и плавном перемещении объектива. Штатив незаменим для любительской съёмки в жанре TimeLapse (ускоренный видеоролик, передающий незаметные для глаз человека изменения пейзажа) — камера стоит в одном положении несколько дней, снимая по одному кадру с интервалом от 1 секунды до 1 часа.
Вопрос, как выбрать штатив для фотоаппарата, возникает в следующих случаях:
Какой штатив лучше выбрать?
Для фотоаппарата нужен устойчивый штатив весом от 1,5–2 кг с шарнирной 2D-головкой. Она позволяет поворачивать устройство вправо-влево и вверх-вниз, регулируя углы поворота и наклона.
Для видеокамеры потребуется более лёгкий (не более 3–3,5 кг) мобильный штатив с 3D-головкой — можно наклонять устройство вбок, выбирая подходящий ракурс. В дешёвых штативах (до 5000 рублей) используются шарниры, но они допускают мелкие рывки при перемещении объектива.
Для плавного перемещения потребуются жидкостные картриджи — они наполнены густым маслом, стабилизирующим движение камеры. Меняя давление, вы можете регулировать сопротивление и скорость перемещения.
Для телефона нужен компактный вариант, который можно складывать и носить с собой — до 25–30 см в длину в сложенном виде. Некоторые штативы для смартфонов трансформируются в палки для селфи.
Как выбрать штатив по конструкции
Мобильный монопод (с одной ножкой) идеально подходит для репортажной съёмки, когда оператору нужно постоянно двигаться и менять ракурсы. Напольный монопод повышает качество изображения и уменьшает нагрузку на руки. Однако для профессиональных фотографов, работающих с неподвижными сценами, он не подходит — из-за низкой устойчивости рабочий диапазон выдержки и светочувствительности уменьшается.
Моноподы стоят от 500 рублей — для любительских моделей, от 5000 — для профессиональных.
Для качественных снимков в студии и на природе понадобится штатив-треножник (трипод). Позволяет выбрать максимально устойчивое положение, сводя к минимуму помехи от рывков и вибрации. В моделях дороже 1500–2000 рублей каждая опора регулируется независимо, можно работать на неровной поверхности. Но треножники тяжелее (от 1 кг) и дороже моноподов: от 1000 рублей — любительские, от 7500 — профессиональные.
Киностудии и мобильные съёмочные бригады используют штативы с большим количеством ног — 4 (квадроподы) и 6 (гексаподы). Они дают большую устойчивость и свободу регулировки. Но в любительской съёмке такие модели не применяются — весят больше 5 кг и стоят от 20–30 тысяч рублей.
Мини-штативы для компактных фотокамер очень мобильны — длина в сложенном состоянии от 15 см, диаметр — от 2–3 см, а вес — от 250 г. Многие модели подходят и для смартфонов, но в этом случае нужна специальная рамка. Устойчивость настольных штативов невысока, ножки не регулируются по длине — высокого качества изображения ожидать не стоит. Зато цена от 200 рублей.
Характеристики штативов
Параметры головки
Для фото нужна шарнирная модель с двумя осями вращения, а для видео — жидкостная, с тремя степенями свободы. Чтобы выбрать правильный штатив, нужно учесть и другие характеристики:
Допустимая нагрузка
Если вы решаете, какой штатив для телефона лучше выбрать, вам хватит 400–500 г. В эту цифру заложен запас прочности, который поможет конструкции выдерживать неаккуратные движения и случайные удары. Для компактных фотоаппаратов с беззеркальной конструкцией (для системных камер) будет достаточно 1,5 кг. Любительские зеркальные фотоаппараты и видеокамеры создают нагрузку до 2,5–3 кг. Для профессиональной техники стоит выбрать штатив, выдерживающий нагрузку более 5 кг.
Как выбрать штатив: виды, рекомендации, характеристики
Нужно снять ночной пейзаж или город в свете фонарей? В планах сложный коллаж из нескольких снимков и важно, чтобы ракурс был одинаков вплоть до миллиметра? Снимаете на больших зумах? А, может, хочется попасть в кадр на дне рождения друга, где вы и гость, и фотограф? В любом из этих случаев понадобится штатив для фотоаппарата.
Мы разобрались в видах штативов и том, на какие параметры обратить внимание при их выборе для разных ситуаций.
Виды штативов
Монопод
Штатив на одной «ноге». Представляет собой складную трубку, один из концов которой ставится на пол, а второй крепится к камере или объективу. Бывают совсем небольшие моноподы для телефонов. Сюда можно отнести те самые селфи-палки.
Монопод наименее устойчивый из всех штативов, а значит, для съёмки с длинной выдержкой в несколько секунд (а уж тем более минут) не подойдет. Из-за конструкции предполагается, что такие штативы фотограф поддерживает руками, что на длинной выдержке обернётся смазанными кадрами.
Тем не менее, одна опорная точка — это уже неплохой способ зафиксировать фотоаппарат. По крайней мере, это надёжнее, чем снимать вручную, и позволяет повысить качество кадров и уменьшить нагрузку на фотографа. Например, монопод Falcon Eyes MP-18 может выдержать фотоаппарат до 8кг.
Из-за конструкции такой штатив мобильный — его легко переносить и ставить, он не занимает места, в отличие от более громоздкой треноги. Он подойдет для репортажников, которые постоянно перемещаются с места на место, и видеографов. Специально для них есть моноподы с небольшой распоркой внизу (по сути, мини-треногой), что повышает устойчивость и позволяет плавно двигать камеру.
Монопод изначально не создан для того, чтобы фиксировать камеру совершенно неподвижно, он в первую очередь выступает как опора для тяжёлой техники, которая позволяет сделать более качественные кадры. Это не замена трипода.
Трипод
Классический штатив, стоящий на трёх опорах. Обычно, когда мы говорим «штатив», то представляем именно такую конструкцию. Ножки штатива, как правило, крепятся к центральной палке с помощью распорок, что повышает его статичность.
Этот вариант (в зависимости от особенностей конструкции, материала и т.д., о которых мы поговорим ниже) обеспечивает максимальную статичность фотоаппарата. Такие штативы берут для съёмки пейзажей, архитектуры, любых съёмок с длинной выдержкой, при коллажировании, когда важен одинаковый угол съёмки, а также если вы снимаете портреты в студии с естественным и не очень ярким светом светом и вам для хорошей экспозиции снимка нужно удлинить выдержку и поднять ISO.
Бюджетные модели для любителей обойдутся всего в пару тысяч рублей. Например, штатив для путешествий Raylab Travel 55 стоит всего две тысячи рублей, а его более профессиональный и крепкий «собрат» Benro C1570FB1 — 11 тысяч. При этом он выдерживает нагрузку до 8кг против 4 у Raylab.
В кинопроизводстве также используют квадроподы и гексаподы. Это штативы на четырёх и шести «ногах» для профессиональной видеоаппаратуры. Но покупать их для повседневной фотосъёмки бессмысленно — такие аксессуары весят больше 5 килограммов (есть модели больше 20 килограммов), а стоят десятки тысяч рублей.
Мини-штатив
Это штативы для телефонов и любительских камер. Как правило, длина опорных конструкций таких штативов небольшая — они невысокие, поэтому поставить камеру в чистом поле и снять портрет в полный рост не получится.
— штативы-струбцины, которые крепятся к поверхностям прижимным винтом;
— штативы на гибких ножках;
— настольные штативы. Как триподы, только маленькие;
— штативы-прищепки.
Струбцины и штативы на гибких ножках позволяют прикрепить камеру практически к любой поверхности от спинки стула до ветви дерева. Из-за необычного крепления камеру можно расположить на любой высоте и в самом необычном ракурсе. Также их достоинство — небольшой вес и размер, что позволяет легко брать аксессуар с собой. Такой штатив отлично подойдет для желающих поэкспериментировать во время съёмки.
Из-за размера и конструкции мини-штативы, особенно прищепки, точно не удержат тяжёлую профессиональную камеру с объективом. Но они точно подойдут тем, кто фотографирует на мыльницу, лёгкую беззеркалку или телефон. В остальных случаях лучше проверить устойчивость штатива непосредственно с вашей камерой и объективом.
На что обращать внимание при выборе штатива
Общие показатели:
Штативы бывают: стальные, алюминиевые и карбоновые (из углеродного волокна). Самые бюджетные и самые тяжёлые — стальные, а самые лёгкие и дорогие — карбоновые.
Но при выборе штатива высокая цена не значит, что вы получаете преимущество за переплаченные деньги. Главный вопрос: для какого типа съёмок вам нужен штатив? Ведь чем больше он весит, тем выше его устойчивость.
Если вы снимаете природу, животных, открытую местность, где может дуть сильный ветер, лучше взять тяжёлую стальную модель. Если вы берёте штатив для макросъёмки, студийной или любительской тревел-съёмки, то задумайтесь о более лёгких вариантах.
Из-за большой устойчивости именно тяжёлые стальные штативы чаще всего используют фотостудии для размещений студийного света и громоздких светоформирующих насадок.
2. Допустимая нагрузка
Это то, какой вес может выдержать штатив. Одно дело — телефон, который весит пару сотен граммов, а другое — зеркалка с объективом-телевиком, вес которых может доходить до нескольких килограммов, особенно, если на камеру дополнительно установлена внешняя вспышка.
Если ваша камера с самым тяжёлым объективом весят 2 килограмма, возьмите штатив с допустимой нагрузкой с запасом. Например, на 3 килограмма и больше. В таком случае, даже если вы немного обновите технику, вам не придётся покупать ещё и другой штатив.
В противном случае во время съёмки головка штатива может наклоняться под тяжестью объектива, либо штатив будет складываться по высоте во время съёмки.
3. Максимальная и минимальная высота
У штативов может быть разная минимальная и максимальная высота. Например, минимальная высота у триподов может варьироваться от 5 до 150 сантиметров, а максимальная — от 10 сантиметров (мини-штативы для смартфонов) до 180 сантиметров. Например, у трипода Manfrotto MT057C4 минимальная высота 23 см, а максимальная — 180 см.
На максимальную высоту штатива советуют обращать внимание в контексте вашего роста. Например, высокому человеку может быть неудобно наклоняться сильно вниз, чтобы посмотреть в видоискатель.
Если же рост — не принципиальный для вас параметр, и вы часто фотографируете людей, то также стоит учесть, что для съёмок портретов идеальная высота штатива от 1,5 до 1,8 метров. Но, также как и с максимальной нагрузкой, лучше брать с запасом.
Если вас интересует макро и необычные ракурсы, уточните, какова минимальная высота штатива. Есть аксессуары, ножки которых могут сгибаться в обратную сторону. Это позволяет делать снимки со штатива фактически с уровня земли.
4. Тип головки штатива
Штативная головка нужна, чтобы фотографу было удобней наклонять и поворачивать камеру, менять кадрирование и ракурс.
— шаровые. Это шар, зажатый со всех сторон фиксатором, наверху которого крепление для камеры. Позволяет вращать камеру в любом направлении. Но это не самый надёжный вариант крепления. Кроме того, велика вероятность, что тяжёлую камеру с объективом и дополнительными аксессуарами шаровая головка не выдержит;
— шарнирные с двумя или тремя осями вращения (так называемые 2d или 3d). Для каждой оси вращения здесь свой рычажок. Например, чтобы наклонить камеру вперед, нужно открутить рычаг, поставить в нужное положение, а затем зафиксировать, закрутив рычаг. Если нужно сдвинуть её по горизонтали, придётся повторить аналогичные действия с соответствующим рычажком. Например, у Manfrotto 808RC4 два рычажка — один отвечает за наклон вперёд-назад, а другой — влево и вправо;
— пистолетная рукоятка. Распространено у мини-штативов. Когда рукоятка нажата, вы можете придавать штативу любое положение, но, как только отпускаете ручку, положение фиксируется;
— жидкостная головка. Чаще всего используют для видеосъёмки. Позволяет плавно перемещать камеру за счет жидкостного механизма, что удобно, когда вы снимаете панорамы.
У некоторых штативов есть привод, поднимающий центральную штангу — механизм с ручкой, позволяющий дополнительно регулировать высоту штатива. Это удобно, если вам нужно немного поднять или опустить камеру, но вы не хотите менять высоту ножек.
5. Тип крепления камеры: винт или площадка с винтом
Способ, с помощью которого камера крепится к штативу. По сути, эти варианты схожи, но площадка удобней — вам не нужно накручивать фотоаппарат на штатив, одновременно удерживая и то, и другое. Звучит не так уж сложно, но представьте, что штатив весит килограмма два и столько же — камера с объективом.
Площадка с винтом встраивается в штатив с помощью дополнительного крепления. Нужно сначала открепить площадку, которая весит пару десятков грамм, прикрутить её к фотоаппарату, а эту конструкцию уже закрепить на штатив. Такой способ сэкономит время и нервы, ведь вам не придется жонглировать одновременно штативом и дорогостоящей техникой.
Позволяет поставить штатив так, чтобы не завалить горизонт и ракурс. Полезно, если вы снимаете на неровной поверхности. Например, в лесу на моховых кочках, в поле, на грунтовой дороге, скалистой местности и т.д. Кроме того, даже в самой лучшей студии может быть неровный пол.
Как выбрать штатив или монопод (2019)
Многие фотографы не пользуются штативами и уверены, что он им не нужен. А некоторые утверждают, что серьезному фотографу штатив просто необходим. Кто же прав?
Все зависит от того, в каких условиях работает фотограф, что он снимает и какими объективами.
Штатив нужен для стабильной фиксации камеры. Но такая необходимость возникает не так уж и часто: если вы снимаете портреты короткими выдержками при хорошем освещении, штатив вам не нужен. Если вы работаете с быстро меняющимися сценами, и время на удачный кадр измеряется секундами, неповоротливый трехногий штатив вам даже вреден. Неудивительно, что многие репортеры, портретисты и свадебные фотографы не пользуются штативами и не видят в этом ничего необычного.
Необходимость в штативе появляется тогда, когда тремор рук может повлиять на качество фотографии или когда требуется один и тот же ракурс для нескольких снимков:
При съемке длинными выдержками. Это бывает необходимо при слабом освещении, при съемке с минимальной диафрагмой для получения большой глубины резкости, при съемке предметов в технике световой кисти.
При съемке длиннофокусными объективами. Телеобъективы, во-первых, заметно утяжеляют камеру, что ведет к усилению тремора. Во-вторых, чем больше увеличение объектива, тем сильнее смещение камеры влияет на смещение изображения.
При предметной съемке однотипных предметов с одного и того же ракурса – например, для каталога или интернет-магазина.
Штатив используется для фиксации не только камер, но и телескопов, зрительных труб, биноклей, осветительной техники и т.д.
Штатив бывает необходим при съемке видео. Даже для любительской сьемки качающееся и трясущееся видео сегодня уже «не комильфо». Что уж говорить, если запись ведется для видеоблога или видеообзора.
Также штатив может помочь сделать необычный кадр. Так, ручной штатив или монопод позволяют поднять камеру высоко над головой и сделать снимок, для которого иначе вам потребовалась бы стремянка,
Каким же должен быть штатив?
Во-первых, очевидно, стабильным – ведь это основное его качество. Стабильность при этом подразумевает, что камера не должна менять свое положение после установки под действием собственного веса, прикосновений к кнопкам камеры или из-за ветра.
Во-вторых, никакой фотограф не любит таскать лишний вес – желательно, чтобы штатив был легким и компактным.
В-третьих, конечно, всякому хочется чтобы он стоил подешевле.
Увы, совместить все эти три качества невозможно – легкий и стабильный штатив однозначно не будет дешевым, а легкий и дешевый будет дрожать «при каждом чихе». Кроме того, характеристики штатива должны соответствовать вашей камере и характеру съемки.
Характеристики штативов
По конструкции штативы делятся на триподы и моноподы.
Триподы имеют три ноги и стоят без поддержки фотографа. Трипод полностью фиксирует камеру в нужном положении и обеспечивает её стабильность. Такие штативы используются для съемки статичных сцен и при съемке длинными выдержками. Недостатоки трипода – он тяжел, габаритен, а его установка и выставление камеры занимают довольно продолжительное время.
Моноподы имеют одну ногу и полностью камеру не стабилизируют. Поэтому для съемки длинными выдержками они непригодны. Зато они легче, подвижнее, и их не надо раскладывать для установки. Моноподы используются при съемке динамичных сцен для снижения тремора рук и для разгрузки рук при использовании тяжелых объективов. Фотографы-репортажники не пользуются штативами-триподами, но прикрученный к телевику монопод в руках репортажника – картина довольно распространенная.
По способу установки штативы делятся на напольные, настольные и ручные.
Напольные штативы предназначены для установки на пол (или на землю) и имеют максимальную рабочую высоту от 100 до 170 см и более. Какую именно высоту выбрать – зависит от личных предпочтений фотографа, наиболее распространенная рекомендация – максимальная рабочая высота должна быть такой, чтобы вы могли смотреть в видоискатель камеры, не нагибаясь.
Настольные штативы, как следует из названия, предназначены для установки на стол или какую-нибудь другую поверхность.
Настольные штативы используются для предметной съемки и для макросъемки. Кроме того, малые габариты и вес настольного штатива позволяют таскать его с собой и хоть как-то да использовать в отсутствие нормального штатива. Все равно это лучше, чем класть камеру прямо на камень или парапет.
Ручные штативы обычно используются для съемки видео легкими камерами. Такой штатив позволяет расширить возможности оператора по выбору ракурса. Кроме того, увеличившееся расстояние позволяет владельцу ручного штатива включать в кадр себя – как при использовании селфи-палки.
Максимальная нагрузка – первое, на что следует смотреть при выборе штатива. Чем меньше максимальная нагрузка, тем более хлипкую конструкцию он имеет. Здесь следует иметь в виду, что максимальная нагрузка – это та нагрузка, которую штатив выдержит, не сломавшись. Поэтому подбирать этот параметр нужно с большим запасом – минимум двукратным, а то и больше. Иначе сразу штатив, может, и не сломается – но будет шататься под весом камеры, гнуться в сторону объектива, трястись при нажатиях на кнопки камеры и при срабатываниях затвора. Кроме того, большой запас по максимальной нагрузке позволит вам не покупать новый штатив, если вы обзаведетесь новым тяжелым телевиком. К сожалению, чем больше максимальная нагрузка на штатив, тем он тяжелее и дороже.
Для беззеркалок с электронным затвором можно выбирать штатив с меньшим запасом. И даже вообще без запаса, но тогда следует озаботиться наличием пульта ДУ для камеры – иначе фотографии будут портиться из-за дерганий фотоаппарата при нажатии на кнопку спуска. Можно, конечно, пользоваться и автоспуском с таймером, но это подходит только для съемки статичных сцен.
Количество секций штанги влияет на высоту штатива в сложенном состоянии – чем больше у него секций, тем меньше места он займет при транспортировке. Минус штативов с большим (4 и больше) секций в том, что они будут либо менее стабильны, либо дороже.
У недорогих штативов головка несьемная, профессиональные же модели имеют съемную головку, а могут и вообще не иметь штативной головки в комплекте – в этом случае её придется докупать отдельно. Дело в том, что в разных условиях съемки удобные различные типы головок и возможность их замены повышает универсальность штатива.
2D-головка позволяет перемещать камеру по двум осям – вращать вокруг вертикальной оси и наклонять вверх или вниз.
3D-головка задействует уже три оси – добавляется возможность наклонять камеру вправо-влево.
2D- и 3D-головки позволяют быстро и плавно повернуть камеру только по одной оси. Фиксация положения камеры обеспечивается той же ручкой, которой производится её перемещение, что гарантирует высокую точность фиксации. Профессиональные 2D и 3D головки имеют редукторные механизмы, позволяющие осуществить прецизионную установку положения по каждой оси.
Шаровая головка имеет в основе шаровый шарнир и позволяет свободно перемещать камеру в различных направлениях.
Шаровой головкой можно быстро выставить камеру в нужное положение – намного быстрее, чем 3D-головкой. Минус шаровой головки в невозможности повернуть камеру четко только вокруг одной оси – например, поднимая объектив вверх или опуская вниз, вы неизбежно немного наклоните камеру вправо или влево. Поэтому для съемки видео шаровые головки лучше не использовать – или при движении камеры картинка будет «шататься». Еще один минус шаровых головок – с ними неудобно работать, если центр тяжести камеры сильно смещен относительно точки крепления к штативу – например при использовании тяжелого объектива.
Пузырьковый уровень на штативной площадке – весьма полезная опция, позволяющая избежать эффектов «падения» объектов на широкоугольных объективах и заваливания горизонта.
Наличие центральной штанги, с одной стороны, позволяет варьировать рабочую высоту в больших пределах. С другой стороны, она снижает стабильность штатива – одиночная центральная штанга сильно подвержена колебаниям – особенно в максимально выдвинутом состоянии. Поэтому многие профессионалы советуют выбирать штатив без центральной штанги.
Кроме того, центральная штанга увеличивает минимальную рабочую высоту штатива – но только в том случае, если у него нет возможности переворота центральной штанги. Если же такая возможность есть, то минимальная рабочая высота, наоборот, снижается практически до нуля – такой штатив позволяет разместить камеру почти вплотную к земле.
Интересные возможности предоставляет наклоняемая центральная штанга – с такого штатива можно выполнять макросъемку расположенных на земле объектов строго сверху.
Крюк для сумки – более полезная опция, чем может показаться из названия. Подвешивание груза к этому крюку позволяет увеличить стабильность штатива – что особенно важно для легких углепластиковых моделей.
Наконечники опор могут быть резиновыми, комбинированными или иметь острый наконечник – шип. Выбирается наконечник, следуя из условий эксплуатации штатива, но стоит отметить, что в большинстве случаев резиновый наконечник более практичен, чем заостренный – на гладких твердых покрытиях резина обеспечивает лучшее сцепление, не говоря уже о том, что шипы могут повредить некоторые виды напольных покрытий.
Обратите внимание на винт под штативное гнездо камеры – он должен соответствовать ответному гнезду на корпусе камеры (или объектива – на некоторых тяжелых объективах есть штативное гнездо, к которому и следует крепить штатив при использовании этого объектива).
Сменная площадка позволяет ускорить процесс установки камеры на штатив.
Штативное гнездо камеры – резьбовое и затягивание винта занимает некоторое время. Сменная площадка закрепляется на камере винтом, а к штативу крепится быстроразъемным соединением, что значительно упрощает (и ускоряет) установку камеры. К счастью, большинство штативов оснащено сменной площадкой.
Варианты выбора штативов и моноподов.
Для легкой беззеркальной камеры вам подойдут триподы с небольшой максимальной нагрузкой – они позволят вам заметно улучшить качество фотографий при съемке длинными выдержками, при этом стоят недорого и весят немного.
Для снимков длинными выдержками тяжелой зеркальной камере потребуется трипод с большой максимальной нагрузкой.
Монопод уменьшит влияние тремора рук и почти не помешает вам быстро сменить ракурс для «поимки» ценного кадра.
Для предметной и макросъемки будет полезен настольный штатив.
Ручной штатив позволит вам делать автопортреты без привлечения прохожих и намного расширит ваши возможности по выбору ракурса.