Как называется традиционный матросский танец
Когда появился матросский танец «Яблочко»? Что известно о его истории, почему он так называется?
Можно считать, что зарождение матросского танца в приемлемом для нас виде произошло в средние века. Ярким примером этому является Хорнпайп (hornpipe). Появился около 1760 года, из английских миниатюр (два хорнпайпа — «Ricketts’ Hornpipe» и «The Ladies Hornpipe»). Вначале он танцевался исключительно мужчинами в ботинках с жёсткой подошвой, но сейчас его исполняют и мужчины, и женщины. Говорят, что впервые наравне с мужчинами его стали танцевать женщины ирландского графства Корк.
Поскольку танец не требовал много места, он был популярен у матросов, которые плясали со сложенными руками, быстро двигая ногами, при прямом корпусе.
Музыкальная тема Глиера не повторяет полностью тему «Яблочка», она на ней основывается. Существовали (особенно в промежутке 1925-1935) советские композиторы и хореографы, создававшие компиляции из различных реально существовавших народных танцев разных областей и присваивавшие им определённые названия. В случае «Смоленского гасачка» такие искуственно созданные танцы потом даже разучивались ансамблями русских народных танцев как народные.
«Яблочко» как мелодия во времена Гражданской войны игралась либо маршем, либо плясовой. Частушки «Яблочко» были наиболее популярны в частях не просто Красной армии, а именно Балтийского флота (откуда, например, собранные тексты попали в первый наиболее полный красноармейский песенник песенник Якушкина и другие издания 20-х годов.
Матросский танец с определёнными движениями в сочетании с мелодией, популярной на флоте попал в руки композитора и хореографа балета «Красный мак».
proz*.com/kudoz/english_to_russian/poetry_literature/66631-russian_sailors_dance.html
dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6711
liveinternet.ru/community/3382260/post111564741/
42.yandex.ru/questions/i84338647.1639/
«Яблочко» — русская народная песня и частушка. Известна своими многочисленными вариантами текстов периода гражданской войны.
* 1 История
* 2 Текст
* 3 Текст 1940 года
* 4 Интересные моменты
* 5 Примечания
* 6 Ссылки
Ой, яблучко, куди ж котишся?
Пусти, мати на вулицю,
Гулять хочеться!
Попав на Черноморский флот, где преимущественно служили украинцы, она стала припевкой к матросским танцам, а затем — революционной частушкой. [2]
[править] Текст
Поиск изначального текста этой песни — настоящая проблема. Известно, что её текст был испорчен.
Самый известный куплет:
Эх, яблочко,
Да куда котишься?
Ко мне в рот попадёшь —
Да не воротишься!
Ко мне в рот попадёшь —
Да не воротишься!
Первые два куплета одного варианта песни без политической окраски:
Эх, яблочко,
Соку спелого
Полюбила я
Парня смелого.
Полюбила я
Парня смелого.
Эх, яблочко,
Да цвета красного
Пойду за сокола,
Пойду за ясного!
Пойду за сокола,
Пойду за ясного!
(Остальные — уже с политической окраской) :
Не за Ленина,
Да не за Троцкого,
А за матросика,
Краснофлотского.
(проирыш)
(проигрыш)
Эх, яблочко,
Да цвета зрелого
Любила красного,
Любила белого.
Любила красного,
Любила белого.
Эх, яблочко,
Цвета маково.
Эх любила их
Одинаково. [3]
[править] Текст 1940 года
Слова, запись этой песни 1940 года.
[править] Интересные моменты
Возможно, одна из самых удивительных черт гражданской войны — это то, что и «белые» и «красные» пели фактически одни и те же военные песни. Самой популярной в те годы была, пожалуй, песня «Яблочко». [источник не указан 106 дней] Поэт Михаил Светлов в песне «Гренада» позднее посвятил ей такие строчки:
Эту песню любили во всех сражающихся армиях. Красноармейцы пели её так:
Эх, яблочко,
Куда ты котишься,
К белому попадёшь,
Не воротишься.
Белогвардейцы соответственно пели:
К красному попадёшь,
Не воротишься…
Что же касается бойцов «Зелёной армии» Н. Махно, то они могли сочетать и те, и другие куплеты. Известен также и такой вариант:
Однако в большинстве случаев враждующие армии заимствовали друг у друга только мелодию, слова же почти полностью изменялись. [4]
Новое в блогах
🍎Откуда котится матросское «Яблочко»
На Кавказе есть гора, на горе тюльпаны 🌷🌷🌷
На этом впечатлении строится интернетный миф о его происхождении, запечатлённый, например, в Википедии. Он напоминает причудливые легенды крымских экскурсоводов на тему «сейчас я расскажу вам, почему эта скала/гора носит такое название».
Вкратце получится примерно так (внимание, это легенда!):
Когда русские суда приходили в иностранные порты, русские матросы шли в портовые кабаки. А там обычно английские матросы танцевали свой традиционный моряцкий танец хорнпайп. Русским матросам он так понравился, что они тоже научились танцевать хорнпайп. Так он распространился на русском флоте ещё в 19 веке.
А потом русские матросы добавили в хорнпайп национальные приплясы и стали его танцевать под мелодию популярного в начале 20 века «Яблочка».
🚢Почему это не может быть правдой?
Поскольку нам ничего не известно о каких-то особых русских кавалерийских, артиллерийских или пехотных танцах, трудно предположить, что именно матросы настолько часто танцевали, чтобы создать целую традицию, да ещё и передавать её следующим поколениям. И что их профессия в принципе давала им какой-то особый простор для упражнений в хореографии.
Глядя в лица этих балтийских братишек, примерно представляешь, куда бы они отправили бриттов с их хорнпайпами.
Хотя это, конечно, не исключает того, что матросы, как и все другие люди, могли что-нибудь сплясать по случаю.
Кстати, в 10-20-е годы в России был такой модный эстрадный танец «матлот» (что-то вроде быстрого фокстрота) с «моряцкими» движениями типа перетягивания каната, но назвать его танцем русских моряков вряд ли есть основания.
Так переделывали в годы гражданской войны строчку из «Двенадцати» Блока. И получалось гораздо ближе к правде, потому что революционный матрос был ужасом этого времени.
Хороший портрет с натуры есть у Максимилиана Волошина:
Широколиц, скуласт, угрюм,
Голос осиплый, тяжкодум,
В кармане — браунинг и напилок,
Взгляд мутный, злой, как у дворняг,
Фуражка с лентою «Варяг».
И, несомненно, разбитное «Яблочко» сопровождало этот образ.
О «Яблочке», как о популярнейшей песне времён революции и гражданской войны часто упоминается в мемуарах и литературе 20-х годов: в «Гренаде» Светлова, в воспоминаниях Паустовского, у Есенина, который на этот мотив написал целую поэму («Песнь о великом походе»).
Именно в 20-е годы песня «Яблочко» стала танцем. Но английские моряки тут совершенно не при чём.
🍏»Яблочко» и «Красный мак»
Матросский танец «Яблочко» родился в 1927 году, и произошло это благодаря постановке первого балета на советскую тему под названием «Красный мак».
Дело обстояло именно так: не танец был использован в балете (как обычно пишут), а балет породил этот самый танец.
Автор музыки к балету «Красный мак» Рейнгольд Глиэр сочинял танец моряков для первого акта. Получалось как-то бледно и невыразительно, чего-то не хватало. Он пришёл к либреттисту и художнику балета Михаилу Курилко, чтобы показать наброски музыки и посоветоваться.
Курилко согласился, что это всё не то, и в качестве варианта напел композитору частушку «Эх, яблочко», уверяя, что в Одессе все моряки поют эту песню.
Вероятно, он не заменил некоторые слова в тексте более приличными, а спел как есть. Потому что Глиэр (профессор Московской консерватории, на минуточку) счёл предложение издевательским, обиделся, молча забрал ноты и ушёл.
Чуть позже он остыл, отбросил предрассудки и нашёл в мелодии хорошие перспективы для развития. В итоге Глиэр написал задорные вариации на эту тему, а молодой балетмейстер Лев Лащилин поставил на эту музыку матросский танец.
🧨Как «Яблочко» взорвало интернет СССР и США
Много чего видела и слышала сцена Большого театра, но музыки нецензурных частушек на ней ещё не звучало. Как вспоминал танцовщик и балетмейстер театра Асаф Мессерер, старшее поколение труппы возмущённо роптало, а на первой репетиции оркестр отказался это разучивать.
Но когда в итоге на премьере «Красного мака» в первом акте с борта теплохода «Правда» по канатам на сцену лихо спустились матросы и станцевали «Яблочко», публика была покорена раз и навсегда. Мессерер писал об исключительном успехе этого танца:
«Я не припомню больше такой реакции публики. Зал вставал и ревел от восторга».
Собственно, именно ради «Яблочка» публика валом валила на этот спектакль, шли целыми цехами и трудовыми коллективами.
Но настоящей кондиции «Яблочко» как танец достигло несколько позже, а именно в 1943 году, когда руководитель Ансамбля народного танца Игорь Моисеев поставил «Флотскую сюиту».
Это был хореографический мини-спектакль о жизни на советском корабле, где последним ударным номером шло «Яблочко».
Между прочим, Игорь Моисеев в качестве танцовщика кордебалета Большого театра участвовал в спектаклях «Красного мака», он танцевал партию американского (или английского) чернокожего моряка.
Только в этой версии «Яблочка» появились специфически «матросские» элементы из английского хорнпайпа и джиги: позиции скрещённых рук, широкие взмахи ног, особые шаги-веревочки, чечетка.
А советские матросы. Нет, в свободное время они танцевали не «Яблочко».
LiveInternetLiveInternet
—Фотоальбом
—Рубрики
—Цитатник
Интригующий стиль гламура и процветания. Erik Freyman A Jeweled Kiss, Circa 199.
Артур Георг фон Рамберг (Arthur Georg von Ramberg),1819-1875гг.Австрия. Двор импер.
Живёт на свете красота На сцене в танец превращаясь. Mila Losenko Вся коллекция худож.
Тигр — животное самодостаточное, он не самоутверждается за счет других. Под знаком Тигра.
—Видео
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
НАС МАЛО, НО МЫ В ТЕЛЬНЯШКАХ. ИСТОРИЯ ТАНЦА «ЯБЛОЧКО»
Нас мало, но мы в тельняшках (История танца «Яблочко»)
В годы революции и Гражданской войны была популярна народная революционная поэзия. Это были прежде всего куплеты-частушки, которые можно было петь под гармошку, балалайку, а может быть просто просвистеть. Наверное это естественно, когда собираются огромные толпы людей, воодушевленные какой-то возвышенной, как им кажется, идеей.
Как пелось уже потом, в 30-е: «Нам песня строить и жить помогает». А уж во время всеобщих беспорядков без песен тем более не обойтись, но и песни должны соответствовать событиям.
Наша народная память хранит те события для того, чтобы они не повторились.
Нельзя забывать уроки истории.
Эх Яблочко!(Исторические кадры в цвете)
Путем для развития общества является эволюция а не революция. Но хорошо ли мы выучили этот урок?
Ленинград Эх Яблочко!(Исторические кадры в цвете)
Народ выбрал задорную мелодию одесской частушки про яблочко и сложил на её основе свои версии текста.
Первоночальный текст был даже не на русском, а на украинском языке.
Ой, яблучко,
Куди ж котишся?
Пусти, мати на вулицю,
Гулять хочеться!
Кажется, это совершенно невинный, безмятежный текст.
Что пели потом революционные массы, сложно воспроизвести в печати.
Почему всё-таки именно матросы подхватили эту украинскую частушку? Да потому что многие из них были украинцами, ведь это был Черноморский флот.
Со временем «Яблочко» стало своеобразным матросским гимном, переродившимся из матросской песни в матросский танец.
У матросского танца своя история
С конца XIX века в России у матросов стал популярен английский (кельтский) танец моряков хорнпайп
Танцует шотландский моряк:
The Sailor’s Hornpipe Scottish Highland Dancing
музыкальный инструмент хорнпайп(англ. hornpipe, от horn — рог и pipe — труба)
Для пущего эффекта исполняется в специальной матросской форме.
Особенно эффектен Корнпайп в исполнении девушек. Английские девушки это знают и очень любят танцевать хорнпайп. Пишут, что прежде в театральных спектаклях его исполняли травести, наряженные в матроски.
Pirate Hornpipe
Если хорнпайп был танцем моряков, значит его исполняли и пираты.
На видео Клан Макколин исполняют шотландский Хорнпайп во время пиратского уик-энда на ярмарке Renaissance Pleasure Faire в Ирвиндейле, штат Калифорния.
Русские моряки, танцуя понравившийся им танец суровых кельтов, естественно вкладывали в его исполнение свою широкую русскую душу, поэтому определить хорнпайп в матросском «Яблочке» достаточно сложно.
Матросский танец «Яблочко», 1982 г.
Менее престижная сценическая площадка, но исполнение безупречно
Российские моряки в Пилосе
Российские моряки маршируют по щиколотку в воде на параде в Таиланде.
При просмотре ролика обратите внимание, как оттаптываются американские военные, идущие перед нашими. Публика и встречает их соответственно.
Встреча русских моряков жителями Александруполиса ( Греция )
Танец яблочко: история и особенности
Служба в военно-морском флоте Российской Империи, а затем Российской Федерации всегда была в представлении граждан делом нужным и почетным. Со времени создания русского флота его моряки считались молодцами удалыми и в чем-то даже задорными. Танец «яблочко» является ярким отражением этих свойств характера русских моряков.
История появления танца «яблочко»
Танец «яблочко», ставший настолько популярным среди русских моряков, на самом деле имеет иностранные корни и продолжительную историю своего формирования. В средние века широко распространился английский танец под названием «хорнпайп», который и стал праобразом танца «яблочко». Однако, танец, исполняемый русскими моряками в том виде, в котором он известен нашим современникам, появился приблизительно во второй половине 18 века.
Этот танец был составлен из двух миниатюр. Исполнялся этот танец только танцорами мужского пола, в то время как в современных вариантах допустимо также участие женщин. Первый раз в истории этот танец с участием женщин исполнили в графстве Корк (Ирландия).
Во времена Гражданской Войны на территории Российской Империи мелодия танца «яблочко» получила текст, которым стали популярные частушки. Несмотря на шутливое и злободневное содержание, а также бесчисленное количество разных вариантов частушек, основной их задачей было повышение боевого духа солдат и моряков Красной Армии.
Некоторые исследователи истории танца «яблочка» настаивают на том, что прародителем основной его мелодии послужил не «хорнпайп», а молдавская народная песня «Калач». Дальнейшую популярность танец уже завоевал в том виде, который известен современникам. Уже в 1927г танец «яблочко» даже вошел в программу балета «Красный цветок».
Таким образом, танец английских моряков «хорнпайп», бывший в средние века прерогативой английских и ирландских моряков, получил повсеместное распространение, и обогатился добавками и доработками от каждой народности. На территории России из него получился танец «яблочко», движения которого были дополнены из русских народных плясовых.
Технические подробности танца
Исполняется танец «яблочко» на ограниченном пространстве, что немаловажно в ограниченных условиях судовой палубы. Размер музыки 2/4, тамп танца в разное время увеличивается от медленного до быстрого. В начале танца под медленную музыку исполнитель только выходит на сцену, почти не танцуя. Далее, под ускоряющийся ритм танца происходит демонстрация силовых трюков, присядок и других элементов виртуозного исполнения.
Так как танец «яблочко» получил наибольшее распространение во флоте, то традиционной одеждой для него считаются:
Прародители танца английские моряки танцевали «хорнпайп» в тяжелых ботинках, которые во времена Красной Армии были заменены сапогами.
Характерные особенности танца матросов «яблочко»
Несмотря на все видоизменения, матросский танец «яблочко» — это все же английский «хорнпайп». Однако, после изменений в характере русских традиций, иностранные движения были переложены на типичную русскую мелодию. В то же время. Характерная еще для английского варианта удаль и бравада своей ловкостью в танце остались.
Характерны для русского варианта также и так называемые «переплясы» — когда один из танцоров демонстрирует какой-либо трюк, который его соперник должен повторить с не меньшей ловкостью, а затем задать уже свое задание сопернику.
Компактное положение рук, прямой корпус, движения ногами практически не сдвигаясь с места позволяют танцевать «яблочко» на очень ограниченном пространстве.
Как называется традиционный матросский танец
Любители истории запись закреплена
История матросского танца «яблочко».
Танец «яблочко», ставший настолько популярным среди русских моряков, на самом деле имеет иностранные корни и продолжительную историю своего формирования. В средние века широко распространился английский танец под названием «хорнпайп», который и стал праобразом танца «яблочко». Однако, танец, исполняемый русскими моряками в том виде, в котором он известен нашим современникам, появился приблизительно во второй половине 18 века.
Этот танец был составлен из двух миниатюр. Исполнялся этот танец только танцорами мужского пола, в то время как в современных вариантах допустимо также участие женщин. Первый раз в истории этот танец с участием женщин исполнили в графстве Корк (Ирландия).
Во времена Гражданской Войны на территории Российской Империи мелодия танца «яблочко» получила текст, которым стали популярные частушки. Несмотря на шутливое и злободневное содержание, а также бесчисленное количество разных вариантов частушек, основной их задачей было повышение боевого духа солдат и моряков Красной Армии.
Некоторые исследователи истории танца «яблочка» настаивают на том, что прародителем основной его мелодии послужил не «хорнпайп», а молдавская народная песня «Калач». Дальнейшую популярность танец уже завоевал в том виде, который известен современникам. Уже в 1927г танец «яблочко» даже вошел в программу балета «Красный цветок».
Таким образом, танец английских моряков «хорнпайп», бывший в средние века прерогативой английских и ирландских моряков, получил повсеместное распространение, и обогатился добавками и доработками от каждой народности. На территории России из него получился танец «яблочко», движения которого были дополнены из русских народных плясовых.