Как называется татарский танец народный
История возникновения татарского танца
Татарские танцы: из дальних глубин прошлого в наше время
У самых своих истоков татарские танцы носили обрядовый характер. Они были напрямую связанны с ритуальными действиями шаманов. В каждом движении демонстрировался потайной культ, отражение всеобразных животных, разных птиц. И до сих пор некоторые из этих движений сохранили свою актуальность. К таковым можно отнести взмах рук, создающий образ летящей птицы. Но не только лишь ритуальные склонения можно узреть в татарских танцах. Во многом такие танцы имели подражательный, игровой характер. Татарами создавались целые танцевальные пантомимы, в которых ярко выражался их культурно-хозяйственный уклад.
Так уж исторически сложилось, что своим танцам татары аккомпанировали только своими голосами, песнями. Интересно, что и в современной хореографии зачастую можно встретить в качестве музыкального сопровождения песенный татарский фольклор. Хотя он во многом может быть преобразован под лад конкретного географического расположения, однако основные традиции и тенденции, присущи татарскому народу, все же остаются неизменными.
Большей популярности и интереса татарские танцы приобретают в начале 20 века. До этого же их старались всячески притеснить и запретить. Такое народное творчество не было по душе тогдашней буржуазии и духовенству. Более свободным и доступным широким массам танец стал после свержения царизма во времена Октябрьской революции. Но, даже не смотря на все явные запреты, татарский народ не предавал свой танец, каждый раз, во время досуга, уделяя ему частичку внимания.
Для каждого конкретного случая, татары про запас имели свой танец. Так, в холодные зимние вечера девушки собирались на молодежные (для того времени) посиделки, называемые «кич утыру» и «аулакэи», на которых были запрещено присутствие людей старшего возраста, в том числе родителей. По приходу парней устраивались танцы сопровождаемые песнями. Провожая своих родных в рекруты, татары выплясывали «Сабантуи». Здесь в пляс пускались люди всех возрастов. В конце этого празднования устраивался всеобщий танец – «хоран». Он имеет нечто общее с хороводом и является символом единства, дружбы народа.
Уже в середине 20 столетия, татарские танцы начали преображаться. В хореографии стали просматриваться нотки русского народного танца. Тенденция добавления в татарский танец элементов хореографии разного происхождения (не только российского фольклора, но и европейского), преобразила татарский танец. Однако независимо от этого, основополагающими движениями все же являются те, которыми и характерны татары, которые делают танец индивидуальным и неотразимым.
Народные танцы. Татарский танец
Татарский танец стал популярен после октябрьской революции. В современном танце передаются национальные особенности и культура татар при помощи особых рисунков танца и одежды.
И не только в этих названиях таится нечто глубокое и изысканное. Всех их объединяет мужественность и быстрота, сила и характер мужчин в каждом движении, а также настоящая женская нежность и грация, трепет и гармония прекрасной половины.
Из дальних глубин прошлого в наше время
У самых своих истоков татарские танцы носили обрядовый характер. Они были напрямую связанны с ритуальными действиями шаманов. В каждом движении демонстрировался потайной культ, отражение всеобразных животных, разных птиц. И до сих пор некоторые из этих движений сохранили свою актуальность. К таковым можно отнести взмах рук, создающий образ летящей птицы. Но не только лишь ритуальные склонения можно узреть в татарских танцах. Во многом такие танцы имели подражательный, игровой характер. Татарами создавались целые танцевальные пантомимы, в которых ярко выражался их культурно-хозяйственный уклад.
Так уж исторически сложилось, что своим танцам татары аккомпанировали только своими голосами, песнями. Интересно, что и в современной хореографии зачастую можно встретить в качестве музыкального сопровождения песенный татарский фольклор. Хотя он во многом может быть преобразован под лад конкретного географического расположения, однако основные традиции и тенденции, присущи татарскому народу, все же остаются неизменными.
Большей популярности и интереса татарские танцы приобретают в начале 20 века. До этого же их старались всячески притеснить и запретить. Такое народное творчество не было по душе тогдашней буржуазии и духовенству. Более свободным и доступным широким массам танец стал после свержения царизма во времена Октябрьской революции. Но, даже не смотря на все явные запреты, татарский народ не предавал свой танец, каждый раз, во время досуга, уделяя ему частичку внимания.
Для каждого конкретного случая, татары про запас имели свой танец. Так, в холодные зимние вечера девушки собирались на молодежные (для того времени) посиделки, называемые «кич утыру» и «аулакэи», на которых были запрещено присутствие людей старшего возраста, в том числе родителей. По приходу парней устраивались танцы сопровождаемые песнями. Провожая своих родных в рекруты, татары выплясывали «Сабантуи». Здесь в пляс пускались люди всех возрастов. В конце этого празднования устраивался всеобщий танец – «хоран». Он имеет нечто общее с хороводом и является символом единства, дружбы народа.
Уже в середине 20 столетия, татарские танцы начали преображаться. В хореографии стали просматриваться нотки русского народного танца. Тенденция добавления в татарский танец элементов хореографии разного происхождения (не только российского фольклора, но и европейского), преобразила татарский танец. Однако независимо от этого, основополагающими движениями все же являются те, которыми и характерны татары, которые делают танец индивидуальным и неотразимым.
Татарские танцы отличаются быстротой, динамичностью и четкостью действий. Хореография танца включает в себя множество таких движений, как повороты, мягкие переступания ног, подскоки. Большая нагрузка ложится на ноги танцоров, следовательно, их обувь должна быть максимально удобной.
Национальный танец – отражение бытности народа, его индивидуальных особенностей и культуры, поэтому кроме эргономичности, к танцевальной обуви предъявляется еще одно требование – она должна быть выполнена в отличительном татарском стиле.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Гайд по народным татарским танцам: шесть базовых движений и инструкция для начинающих
Для того чтобы исполнять татарские народные танцы, нужно освоить шесть базовых движений. Все остальные комбинации строятся на их сочетании или легкой модернизации. Корреспондент ИА «Татар-информ» сам попытался освоить эти движения, что из этого получилось, читайте в материале.
Учить базовым движениям татарского танца корреспондента ИА «Татар-информ» согласились руководители народного ансамбля танца «Салават купере» Надежда Будыленко и Руслан Насыйров.
«На основе этих движений можно сделать огромное количество всевозможных комбинаций. Их можно не только комбинировать, но и вносить новые элементы.Благодаря этому татарский танец получает богатую разнообразную палитру выразительных средств», — отметила руководитель хореографического коллектива.
НАТ «Салават купере»
«Бурма»
Самое главное и фирменное движение татарского танца — это «бурма». В переводе с татарскогозначит «винт». Это своеобразный перескок с ноги на ногу. В одной комбинации есть три точки: носок — пятка— носок. Важно в этом движении при приземлении на пол выворачивать ту стопу, которая на пятке, в сторону.
Само движение делается в довольно быстром темпе следующим образом: человек прыгает,поочередно поджимая ноги к задней поверхности бедра. Подобное упражнение каждый делал на уроке физкультуры, там это называлось «бег с захлестыванием голени». Только здесь отличие будет в том, что это должен быть не бег, а перепрыжка с одной ноги на другую.
Ногу, которая приземляется первой, нужно поставить на носок, вторую выставить чуть вперед, поставить на пятку, а затем переступить снова на носок первой ноги. Затем повторить перескок. После освоения этого движения туда добавляется поворот. Во время перескока нужно развернуться на 360 градусов с продвижением вперед.
«Чалаштыру»
Второе движение, без которого не обходится татарский танец, называется «чалаштыру». Оно условно обозначает перекрещивание. Для него нужно встать боком — к примеру, правым. После этого поднять прямую правую ногу и прыгнуть за ней, поджимая левую стопу к правому колену.
«Кадак кагу»
Следующее движение имеет говорящее название —«молоточки», или по-татарски «кадаккагу». Оно также связано с небольшими подскоками. Сначала нужно прыгнуть на правую ногу, а левую согнуть в колене, отвести голень вправо и ударить носком в пол. Главное, чтобы место удара об пол, как раз таки своеобразный молоточек, было правее той ноги, на которой человек стоит. Затем нужно сделать перепрыжку на левую ногу и повторить всё, теперь уже с правой ноги. Руки при этом могут находиться как на кушаке(татарский пояс), так и могут быть разведены в стороны.
В этом движении стоит отметить два момента. Во-первых, во время удара в пол не нужно переносить вес на ногу, которой ударяете, это должно быть легкое касание. А во-вторых, обязательно нужно вывернуть стопу так, чтобы коснуться пола не пальцами вниз, а как будто нога стоит на цыпочках. Несоблюдение этих условий может быть чревато травмами.
«Гармошка»
Гармошка и баян — очень важные инструменты для татарской культуры в целом. Неудивительно, что одно из базовых движений названо в их честь.
Это движение наконец-то не связано с подскоками. Для него нужно немного согнуть колени, свести пятки и развести носки в разные стороны. Затем, с продвижением вправо, наоборот, свести носки и развести пятки и продолжать эту смену в цикле.
«Укчебаш»
Следующее отличительное движение татарского народного танца называется «укчебаш», что переводится как «носок».Его можно условно разделить на три стадии.Оно тоже выполняется в легком приседе и с продвижением в сторону.
Допустим, что сейчас мы пойдем вправо.Сначала нужно наступить на левую ногу и перенести вес тела на нее. Затем выводим правую ногу вперед, ставим на пятку и переносим вес уже на нее. Затем делаем шаг левой ногой на всю стопу и ставим правую уже назад и на носок.Далее повтор всей комбинации.
Переменные ходы
У всех танцев есть свой вариант шага, татарский не исключение. Здесь он схож с русским вариантом, где используется тройной ход. Он представляет собой три проходящих шага с подведением свободной ноги к опорной. Условно можно сравнить это с вальсовым музыкальным размером, где счет идет на три, только в татарском танце ритм этих шагов намного выше и он идет просто вперед.
Положение рук
Теперь, когда базовые движения для ног описаны, самое время подумать и о руках. Для татарских танцев есть несколько положений: на кушаке(татарский пояс), расставленные в стороны или за тюбетейкой. Каждое положение рук может комбинироваться между собой. К примеру, одна рука может быть на поясе, а вторая вытянута.
Важно отметить, что при положении рук на кушаке за пояс должен держаться только большой палец руки, а остальные держать сам пояс снаружи. При этом локти должны быть не прижаты к телу, а немного выдвинуты вперед.
Владимир Васильев
При положении рук, расставленных в стороны, ладони должны быть вытянуты и подняты на 90 градусов, то есть пальцы должны смотреть в потолок. Важно не сгибать локти в таком положении рук, они всегда должны быть вытянуты.
Для того чтобы по-татарски сложить руки на тюбетейке, нужно вытянуть руки вверх и согнуть в локте так, чтобы ладони оказались на затылке, а затем развести локти в стороны.
Владимир Васильев
Еще одно положение рук – сложенные за спиной. Здесь важно прислонить их к спине тыльной стороной ладони и поставить ее так, чтобы пальцы смотрели в стороны, а не вверх и вниз. Кроме того, нужно расправить плечи.
Владимир Васильев
Готово!
Готово! Теперь вы можете зажигать на любой татарской фольклорной вечеринке и хвастаться всем, что умеете танцевать национальные танцы.
Отмечаем Международный день танца: какие бывают особенности и разновидности татарских плясок
Народный танец – одна из важнейших сфер духовной культуры каждого народа, в том числе и татарского
У каждого народа есть свои танцы, выражающие характер, ментальность и особенности нации.
Татарский народный танец, пронеся свою богатую историю сквозь толщу веков, становится все более популярным в наши дни. Кого-то манит обилие красивых и нарядных костюмов, кого-то – красота и грация движений. А кто-то видит в этом возможность уйти от повседневности и коснуться другой эпохи. Особенно когда это искусство такого яркого народа, как татарский.
История татарского танца
Как пишет Dance Database, у самых своих истоков татарские танцы носили обрядовый характер. Они были напрямую связанны с ритуальными действиями шаманов. В каждом движении демонстрировался потайной культ, отражение всеобразных животных, разных птиц. И до сих пор некоторые из этих движений сохранили свою актуальность. К таковым можно отнести взмах рук, создающий образ летящей птицы. Но не только лишь ритуальные склонения можно узреть в татарских танцах. Во многом такие танцы имели подражательный, игровой характер. Татарами создавались целые танцевальные пантомимы, в которых ярко выражался их культурно-хозяйственный уклад.
Для каждого конкретного случая, татары про запас имели свой танец. В холодные зимние вечера девушки собирались на молодежные посиделки «кич утыру» и «аулак өй», на которых были запрещено присутствие людей старшего возраста, в том числе родителей. По приходу парней устраивались танцы.
Уже в середине 20 столетия, татарские танцы начали преображаться. В хореографии стали просматриваться нотки русского народного танца. Тенденция добавления в татарский танец элементов хореографии разного происхождения преобразила татарский танец. Однако независимо от этого, основополагающими движениями все же являются те, которыми и характерны татары, которые делают танец индивидуальным и неотразимым.
Большей популярности и интереса татарские танцы приобретают в начале 20 века. Более свободным и доступным широким массам танец стал после свержения царизма во времена Октябрьской революции. Но, даже не смотря на все явные запреты, татарский народ не предавал свой танец, каждый раз, во время досуга, уделяя ему частичку внимания.
Разновидности танца
Татарский танец может быть мужским, женским, сольным, совместным и т. д. Юноши в нем демонстрируют свою ловкость и быстроту, девушки же – грацию и нежность. Разновидностей его великое множество, но стоит обратить внимание хотя бы на самые популярные из них, такие как «Сабантуй», «Джигиты», «Молодежный танец», «Лирический сольный», «С платками», «Апипа», «Шома бас» и многие другие
Татарские танцы включали в себя сценки из повседневной жизни: в номерах обыгрывали отважность и гордость татарского народа, военные победы, счастливую и несчастную любовь. Танцевали не только на праздниках, но и например, при наборе в рекруты. В таком случае исполнители старались передать печаль скорой разлуки и многолетнего расставания.
Статья по теме «Татарский танец»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Народные татарские танцы и их особенности
Вы наверняка на различных торжествах уже видели то, насколько красивы народные татарские танцы, а представляли ли вы когда-либо сколько секретов, тайн они в себе таят? Что же их всех объединяет?
характер мужчин в каждом отдельном движении;
История и виды татарских танцев
Начинают свою историю народные татарские танцы еще с танцев, которые носили самый обыкновенный характер. Прежде из связывали с ритуальными таинствами шаманов. Каждое действие танца символизировало какой-то необычный культ, отражал различных животных или птиц. Очень многие из танцев, которые известны не одно десятилетие отличались подражательным, и в чем-то даже игровым характером. Татары создавали даже настоящие танцевальные пантомимы, в которых старались как можно ярче проявить хозяйственно-культурный уклад.
сольный татарский лирический танец;
танец уфимских татар;
Причем стоит отметить, что данный перечень танцев татар далеко не полный. Много лет назад сложилось, что таким танцам татары обязательно аккомпанировали не только собственными голосами, но также и заводными песням. Что характерно для современных татарских танцев, по сегодняшний день они как правило сопровождаются также обязательно песенным фольклором. Бывает конечно, что он несколько преобразовывался на лад определенного географического местоположения, однако все-таки основа тенденций, как и традиций, которые присущи татарам сохранилась.
Пика своей популярности танцы татар добились в самом начале двадцатого века. Ранее же их общество не принимало и как следствие в основном они были под запретом, так что из всячески старались максимально притеснить. Ни духовенство, ни буржуазия не поддерживали такого народного творчества, а вот доступным для общества татарский танец стал уже гораздо позже, помог того, как после Октябрьской революции был свергнут царизм. Но при этом даже несмотря на то, что на татарский танец постоянно налагались различные запреты, народ никогда даже не думал его предать и постоянно при проведении свободного времени хоть маленькую частичку свободного времени, но уделял ему.
Становление татарских танцев
У татарского народа на любой праздник всегда был готов особенный танец. Например, если был холодный морозный вечер и девушки собирались все вместе посидеть, то в таком случае танцевали или «аулакеи», или «кич утыру». Причем стоит отметить, что во время таких вечером, как правило запрещалось присутствие родителей и вообще людей старшего возраста. Приглашались молодые люди и после того, как они приходили, кроме танцев, добавлялись еще и песни. Ну а после уже и «сабантуи» выплясывали. В завершение такого празднования всегда был общий танец под название «Хоран». Он чем-то напоминает русский танец «хоровод», так что символизировал он прежде всего дружбу народа и единства.
Основные изменения начинались в танце во время середины двадцатого столетия. Именно тогда в хореографии начали потихоньку просматриваться нотки танцев русского народа. Причем стоит отметить, что стал добавляться не только русский фольклор, но также европейский. Вот только несмотря на то, что было так много всегда заимствовано, движения, которые характерны для татар остались неотразимыми и подчеркивающими индивидуальность
Татарские танцы: из дальних глубин прошлого в наше время
У самых своих истоков татарские танцы носили обрядовый характер. Они были напрямую связанны с ритуальными действиями шаманов. В каждом движении демонстрировался потайной культ, отражение всеобразных животных, разных птиц. И до сих пор некоторые из этих движений сохранили свою актуальность. К таковым можно отнести взмах рук, создающий образ летящей птицы. Но не только лишь ритуальные склонения можно узреть в татарских танцах. Во многом такие танцы имели подражательный, игровой характер. Татарами создавались целые танцевальные пантомимы, в которых ярко выражался их культурно-хозяйственный уклад.
Так уж исторически сложилось, что своим танцам татары аккомпанировали только своими голосами, песнями. Интересно, что и в современной хореографии зачастую можно встретить в качестве музыкального сопровождения песенный татарский фольклор. Хотя он во многом может быть преобразован под лад конкретного географического расположения, однако основные традиции и тенденции, присущи татарскому народу, все же остаются неизменными.
Большей популярности и интереса татарские танцы приобретают в начале 20 века. До этого же их старались всячески притеснить и запретить. Такое народное творчество не было по душе тогдашней буржуазии и духовенству. Более свободным и доступным широким массам танец стал после свержения царизма во времена Октябрьской революции. Но, даже не смотря на все явные запреты, татарский народ не предавал свой танец, каждый раз, во время досуга, уделяя ему частичку внимания.
Для каждого конкретного случая, татары про запас имели свой танец. Так, в холодные зимние вечера девушки собирались на молодежные (для того времени) посиделки, называемые «кич утыру» и «аулакэи», на которых были запрещено присутствие людей старшего возраста, в том числе родителей. По приходу парней устраивались танцы сопровождаемые песнями. Провожая своих родных в рекруты, татары выплясывали «Сабантуи». Здесь в пляс пускались люди всех возрастов. В конце этого празднования устраивался всеобщий танец – «хоран». Он имеет нечто общее с хороводом и является символом единства, дружбы народа.
Уже в середине 20 столетия, татарские танцы начали преображаться. В хореографии стали просматриваться нотки русского народного танца. Тенденция добавления в татарский танец элементов хореографии разного происхождения (не только российского фольклора, но и европейского), преобразила татарский танец. Однако независимо от этого, основополагающими движениями все же являются те, которыми и характерны татары, которые делают танец индивидуальным и неотразимым.
Татарские танцы это та неотъемлемая часть наследства, перед которой ни один человек не удержится, и не станет смотреть сидя со стороны. Одни названия этих танцев чего стоят: «Шома бас», «Апипа», «Танец уфимских татар», «Татарский лирический танец» (сольный), «Лирический танец с платками», «Татарский молодежный танец», «Сабантуй», «Джигиты». В этих танцах девушки подчеркивали свою нежность, показывали грацию. Парни во всю демонстрировали мужество, быстроту и силу.
Старинные татарские танцы не были массовыми. Естественно пляску с большим количеством участников можно было заметить, а это могло повлечь за собой тяжелые для танцоров последствия. Да и не так просто было найти досуг для пляски, особенно тем, кому приходилось не разгибая спины трудиться на «хозяев жизни». Показательна в этом отношении прямая зависимость, существовавшая между деревенскими танцами и временами года.
Можно заметить, что в современных татарских танцах очень ярки национальные особенности, далеко не утрачена культура и это объясняется, прежде всего, органическим использованием рисунков.
Танец каждого народа отражает его культуру, мировоззрение, традиции и обычаи. В танце воплощаются народные верования, а, по большому счету, даже менталитет народа. Народные танцы Татарстана вобрали в себя все лучшее, что создано в области театральных танцевальных постановок народом этого государства.
Народные танцы Татарстана имеют большую многовековую историю. Возникнув в далекой древности, они приобрели, потрясающие своей красотой и грацией, движения. Элементы татарских танцев поражают изысканностью и утонченностью с одновременной решительностью, и богатством разнообразных элементов.
Существует разделение танцев на женские, мужские и совместные. Женским татарским народным танцам характерна утонченность, изысканность и изящество. Яркие танцевальные костюмы и радужная атмосфера представления. Многие мужские танцы носят более серьезный характер. Часто они являются жанровыми зарисовками тех или иных исторических событий.
ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Движение первое. Основной шаг
Исходное положение — шестая позиция ног.
Музыкальный размер — 2/4.
На счет «раз» — сделать шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню.
На счет «и» — приставить левую ногу к правой на низкие полупальцы.
На счет «два» — сделать небольшой шаг правой ногой вперед.
Движение повторяется начиная с левой ноги.
Движение второе. Тройной притоп
Исходное положение — шестая позиция ног. Ноги слегка смягчены в коленях.
Музыкальный размер — 2/4.
Из затакта — слегка подскочить на правой ноге. Левую ногу немного приподнять вперед.
На счет «раз» — перепрыгнуть на левую ногу, чуть притопнув при этом.
На счет «и» — притопнуть правой ногой.
На счет «два» — притопнуть левой ногой.
Движение третье. Двойной притоп
Исходное положение — шестая позиция ног.
Музыкальный размер — 2/4.
На счет «р аз» — притопнуть левой ногой.
На счет «дв а» — притопнуть правой ногой.
4. Переступание с поворотом
Движение четвертое. Переступание с поворотом
Исходное положение — шестая позиция ног. Исполняется на 2 такта.
Музыкальный размер — 2/4.
Из затакта. Немного приподнять правую ногу вперед и провести ее вправо.
На счет «раз» — слегка поворачиваясь вправо, переступить на полупальцы правой ноги, левую ногу немного приподнять.
На счет «два» — переступить на полупальцы левой ноги, продолжая поворачиваться вправо, правую ног? чуть приподнять.
На счет «р а з» — заканчивая поворот на 90°, сделать небольшой шаг правой ногой вправо на всю ступню слегка согнуть ее в колене, левую ногу немного приподнять.
На счет «два» — легко притопнуть всей ступней левой ноги рядом с правой и сейчас же приподнять левую ногу, слегка согнув ее в колене, правую ногу выпрямить в колене.
Поворачиваясь влево, повторить движение начиная с левой ноги.
Девушка первый раз исполняет это движение, начиная с левой ноги, поворачиваясь на 90° влево. При повторении движения — начинает с правой ноги, поворачивается вправо на 45°.
5. Вальсовый поворот с притопом
Движение пятое. Вальсовый поворот с притопом
Исходное положение — третья позиция ног, правая впереди.
Движение исполняется на 2 такта.
Музыкальный размер — 2/4.
На счет «раз» — начиная поворот вправо, сделать скользящий шаг правой ногой вперед вправо по линии движения танца.
На счет «и» — сделать скользящий шаг левой ногой в том же направлении, продолжая поворачиваться вправо. На счет «два» — заканчивая первый полуповорот на 180°, приставить правую ногу к левой в третью позицию вперед.
2-й такт. На счет «р а з» — продолжая поворот вправо, сделать шаг левой ногой влево (вперед по линии движения танца).
На счет «и» — поставить правую ногу сзади левой и, поднимаясь на полупальцы обеих ног, продолжить поворот вправо.
На счет «два» — заканчивая второй полуповорот 180°, слегка притопнув, подставить левую ногу к правой в шестую позицию. Правую ногу опустить на всю ступню.