• возвышение в виде помоста с высоким пюпитром для преподавателя, лектора, докладчика, проповедника
• находящаяся в заведовании ученого самостоятельная область знания, научная дисциплина как предмет преподавания в высшем учебном заведении
• в высшей школе: объединение специалистов, ведущих одновременно научно-исследовательскую и педагогическую работу
• возвышение для оратора, лектора
• возвышение, с которого читаются проповеди
• возвышение, трибуна для выступающего при чтении леций, докладов и т. п.
• должность епископа (первоначально — кресло в церкви для епископа)
• стол преподавателя с креслом
• структурное подразделение ВУЗа, включающее преподавательский и научный состав по одной или ряду смежных дисциплин
• структурное подразделение, объединяющее преподавателей и научных сотрудников данной области знания или научной дисциплины
• основное объединение научно-преподавательского состава вуза по одной или нескольким родственным учебным дисциплинам
• в христианстве — почетное кресло в храме, предназначенное для епископа
• именно так в Древней Греции и Риме называлось место, с которого философы и риторы произносили свои речи
• как называется высокий стул без подлокотников, первоначально предназначавшийся для женщин, а затем для учителей?
• возвышение для лектора
• трибуна для докладчика
• возвышение, с которого читаются лекции
• объединение преподавателей в ВУЗе
• возвышение для оратора
• отдел на факультете
• Возвышение для оратора, лектора
• Объединение пpофессоpско-пpеподавательского состава в высшем учебном заведении
• ж. греч. возвышение, с которого говорятся проповеди в церквах; с которого, в учебных заведениях, преподает учитель, профессор; складное седалище архиерея, во время службы; *архиерейское место, сан, звание, пребывание; *профессорское звание, место, при высшем училище. Киевская архиерейская кафедра. Казани есть кафедра монгольского языка. Кафедральный, к архиерейской кафедре относящ., принадлежащ. Кафисма ж. церк. каждый из двадцати отделов псалтири. Кафолический, повсеместный, вселенский, соборный. Восточная и западная церкви обе приняли название это, но первая пишет: кафолический, а вторая католический
Выход на сцену. Стойка оратора. С вами духовный психолог Фатеева Елена.
Нет жестких правил для того, чтобы определить стойку оратора – «только так и никак иначе». Все надо пробовать и подстраивать под себя. Также нужно быть гибким в любой методике. Тогда вам сможет подойти любая.
1-й критерий: если вам эта поза удобна и комфортна.
2-й критерий: если аудитория воспринимает вас в этой позе нормально.
Имидж оратора 1. – читайте здесь.
Итак, основные рекомендации.
Ноги поставьте на меньшем расстоянии, чем ширина плеч. Главное, чтобы не стоять как оловянный солдатик – ноги вместе и вместе с тем не надо расставлять их слишком широко. Один носок чуть вперед – на пол-ступни. Ноги можно менять.
Плечи надо полностью расслабить – будто сбросьте с себя мокрое пальто. Плечи идут назад и вниз.
Подбородок рекомендуется держать на уровне чуть более высоком, чем обычно – чуть выше линии горизонта. Если подбородок будет высоко, то будет создаваться впечатление высокомерия. Если низко, то это выглядит как взгляд исподлобья.
Макушка должна быть как елочная игрушка – вас подвесили за небо и тянут вверх.
Колени не выгнуты внутрь и не присогнуты. Иначе не сможете двигаться. Они мягкие и ровные.
Если женщина в юбке, то расстояние между ногами меньше, чем если в брюках.
Если девушка на каблуках, то эта стойка не сработает – надо стоять более уверенно – одна нога вперед и колено одно согнуто, иначе упадет.
Сидя выступать проще. Но все рекомендации тоже соблюдаются: спина прямая; поза свободная – без напряжения; ноги не подогнуты под стол, а ровно стоят на полу; руки делают небольшие жесты.
Если вы научитесь выступать стоя, то сидя сможете всегда.
Старайтесь избегать трибун, иначе у вас останутся только слабые жесты и мимика, но не красивые движения, иллюстрирующие вашу речь.
Попробуйте перед зеркалом встать в указанную позу. Привыкните к ней. Выровняйте свою осанку по стене, если чувствуете, что сутулитесь. Должны быть 4 точки соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы и пятки. Привыкните и к этому ощущению. Далее в течение дня просто ходите по дому, и иногда давайте себе команду: «Встать в позу оратора!» И сразу быстро принимайте эту позу. Так постепенно вы и привыкните к стойке оратора до автоматизма. Она станет вам комфортна и удобна.
А статный человек всегда воспринимается аудиторией как уверенная и сильная личность, которой можно доверять. Чего я вам и желаю.
Имидж оратора 2. Основные рекомендации – читайте здесь.
Хотите раз и навсегда избавиться от страха публичных выступлений на глубинном уровне путем системного подхода, простыми методами без воды и заморочек? Тогда
Если Вам понравилась и была полезна эта статья, то оставьте, пожалуйста, под ней свой комментарий и поделитесь с друзьями. Ваше мнение важно автору сайта. Заранее благодарна, Елена Фатеева.
Итак, у вас публичное выступление. Но возникает вопрос: «Какую позу принять, каково положение тела, рук, ног должно быть для наилучшего восприятия оратора?»
Типичные ошибки неопытных ораторов
1. Оратор выходит и становятся в позу с руками за спиной
Впечатление, что руки связаны за спиной, но он молчать все равно не может. Ощущение закрытости, скованности, жестикуляция работать не будет. Также создается впечатление, что человек что-то там прячет. Камень, например, за пазухой не поместился, но зато сейчас как достанет… Если зритель не видит рук, облик оратора подсознательно ассоциируется с некой опасностью.
2. Оратор выходит и становится в позу с руками, скрещенными на груди в позе Наполеона
Такое положение оратора будет опять же подсознательно восприниматься как подчеркнутая демонстрация превосходства. Это еще и поза вредного преподавателя: «Ну-ну, молодой человек, давайте свою зачетку, все равно не сдадите…»
3. Руки оратора скрещены не сзади, а спереди ниже пояса: «поза футболиста»
В такой позе читается скованность, закрытость, плюс только ленивый не спросит себя, что же он там защищает. Это не те ассоциации, которые надо сразу рождать у аудитории.
4. Руки в карманах
Это выглядит абсолютно вульгарно, а для бизнес-аудитории является грубым нарушением этикета, после которого докладчик просто не воспринимается серьезно публикой. А если вы так будете выступать на приеме у президента, вас больше никогда к нему уже не пригласят. Еще хуже, если руки в карманах брюк, а не пиджака. Иногда оратор, не зная, куда девать руки от волнения, прячет их в карманы, думая, что хотя бы эту проблему он решил, и никто теперь его суетящихся рук не заметит. Как бы не так! В карманах-то суетливые руки заметны еще больше. Особенно, если они там продолжают играть с ключами, брелками, и другими предметами. Любой движущийся предмет привлекает внимание и вся публика будет завороженно смотреть только на низ туловища оратора, потеряв интерес ко всему остальному. И это, разумеется, тоже не то впечатление, в котором оратор должен быть заинтересован.
По этой же причине не стоит брать с собой предметы, которые хочется взять для самоуспокоения: тетрадки, шпаргалки, записи на листах; а также на всякий случай: ручки, фломастеры, маркеры. Все предметы в руках визуально усиливают впечатление дрожащих рук.
Исключение: если речь или доклад настолько объемны, что без записей не обойтись, но тогда их можно взять и положить рядом на стул, стол, трибуну и подглядывать, а если по-другому невозможно, зачитывать текст.
Так в какой же позе оптимально начинать и вести речь, где должны быть руки и что делать на сцене?
Основная стойка оратора
Иногда на тренингах девушки спрашивают: «А как же, мол, вот учат же профессиональных моделей и манекенщиц стоять в «третьей позиции», как раз ножки вместе, спинка прогнута…?» Да, эта стойка красиво смотрится, но учтите, если фотомодель начнет говорить, люди в зале разбегутся… Задача моделей и других блондинок – украшать пространство своим присутствием, но никак не покорять публику своей речью и интеллектом. Поэтому оптимально в стойке ноги именно на ширине плеч, даже для женщин.
Тянем себя за макушку мысленно за виртуальную длинную ниточку в космос. Позвоночник распрямляется, осанка прямая. Сутулость – проблема современного человека. Большинство людей ходит согнувшись: годы, заботы, тревоги, усталость, тяжелая жизнь. Когда человек тревожится или волнуется, интуитивно сжимается и съеживается, чтобы стать незаметным в минуту опасности. И понятно, что если на сцене публика увидит сутулого, съежившегося человека, то создастся именно такое впечатление. Результат – первое впечатление смазано. Поэтому очень важно продемонстрировать на публике (в том числе за счет хорошей осанки) уверенность, силу, энергию, свободу, лидерские качества.
К сожалению, у большинства людей сутулость уже вошла в привычку, поэтому прямая осанка для многих является некомфортной и долго ее держать непросто. Это так. Но любую дурную привычку можно вытеснить новой более конструктивной. Поэтому важно сформировать себе привычку именно к прямой, королевской, если хотите, осанке.
Важно, что глубокое дыхание помогает снизить волнение перед выступлением. Прием «четыре секунды». Медленно и глубоко вдыхаете в течение четырех секунд, задерживаете дыхание на четыре секунды, медленно и сосредоточенно выдыхаете за те же четыре секунды.
Интересно, что прямой позвоночник тесно связан с состоянием здоровья человека. Любой медик вам скажет, что через позвоночник, посредством спинного мозга, совершается иннервация (стимуляция нервными сигналами) внутренних органов. Позвоночник и его спинной мозг являются неким проводником этих сигналов от нервных центров головного мозга. Если у человека существует хроническая сутулость, и как следствие, сколиоз (искривление позвоночника) это постепенно приводит к нарушениям иннервации и хроническим заболеваниям внутренних органов. Правда, человек этого часто не замечает, поскольку в молодом возрасте эта сутулость компенсируется резервами организма. Но молодость вещь не вечная, и когда резервы организма истощаются, болезни начинают подкатывать равномерной чередой. Поэтому важно формировать осанку не только для восприятия публикой, но и для здоровья.
Чтобы время от времени проверять осанку, можно использовать такой метод. Спиной прислониться к стене. Должно быть четыре точки соприкосновения: затылок, лопатки, попа, пятки. Вы будете удивлены, но это настоящая прямая осанка. Многие на этой проверке ее почувствуют впервые. И настоящая прямая осанка прямее, чем обычно кажется человеку.
Передняя нога на полступни вперед
Это следующее правило основной стойки оратора. Вес тела переносим на 60 процентов на переднюю ногу. Появляется легкий наклон корпуса вперед, вектор на публику. Как будто бы вы шли вперед, но приостановились. Передней ногой считается та нога, на которой вам удобнее переносить вес тела. Это надо подобрать по ощущениям. Обычно, для большинства людей, передней ногой является толчковая, самая сильная, та, которой вы отталкивались при прыжках в длину, на уроках физкультуры в 8 классе. Зачем нужен этот вектор вперед? Такое положение тела считывается публикой как готовность на диалог, готовность идти навстречу людям, отсутствие страха и волнения. Сравните. Если наклон будет назад, то ощущение будет, как будто бы публика отталкивает оратора и он делает шаг назад. А потом еще назад. А потом еще назад. И скрывается в тумане за кулисами. Наклон назад – публика как будто отталкивает выступающего. Вектор вперед –оратор идет навстречу людям и готов к диалогу!
Руки брошены вдоль корпуса, локти чуть прижаты, ладони слегка развернуты на публику. Никакой суеты в руках, руки брошены и расслаблены, только чуть прижаты локти. Зрители воспринимают это положение рук как отсутствие угрозы, как уверенность в себе и в своей правоте. И это хорошие ассоциации! Бывает, что руки у выступающего плохо управляемы, живут своей жизнью и бросить их вниз в начале речи не получается. Это называется «руки мешают». И действительно, в таких случаях оратор своим суетливым рукам не находит места и они реально начинают ему мешать.
Помните, такой эпизод есть в кинофильме «Начало» с Инной Чуриковой в главной роли. Она играет актрису, которая играет Жанну д-Арк. Жанна на коленях перед иконой молится своей святой. Но вдруг Чурикова выходит из образа и у нее начинается истерика, она вскакивает и начинает бить себя по рукам:
Так и мы на тренингах, на всякий случай держим пилу. А если серьезно, то избавиться от суеты в руках помогает использование тяжестей во время речи. Можно исключить суету солидными книгами, гирями или другими тяжелыми предметами.
Учтите, что руки брошены вдоль корпуса только в начале, пока вы еще не начали говорить. Когда включается речь, то и руки должны ее поддерживать выразительной жестикуляцией, помогая оратору выражать свои мысли.
Это главные правила, касающиеся основной стойки оратора. Это базовая, основная, доминирующая стойка. Не значит, что от нее нельзя время от времени отходить. Это значит, что в нее надо время от времени возвращаться.
У основной стойки оратора два полезных свойства. Во-первых, она формирует у публики нужное первое впечатление от оратора. И, во-вторых, если вы постоите в этой стойке секунд тридцать, то почувствуете прилив уверенности, силы, некоторого пафоса, желания сказать что-то мощное:
Кафедра — трибуна, возвышенное место в церквях, синагогах и мечетях, с которого духовное лицо читает проповедь.
Как называется место где стоит лектор?
Аудито́рия (лат. auditorium — «место для слушания») — помещение, предназначенное для устных выступлений перед публикой в учебном заведении или ином общественном здании.
Как называется тумба в аудитории?
Как называется подставка для выступления?
Как называется стойка для ведущих?
standup — стойка) — вербальный репортёрский приём, когда журналист работает непосредственно в кадре, часто — на месте освещаемого события. Альтернативный термин — репортёрская сто́йка.
Как называется штука для листов?
Ляссе — это специальная ленточка или тесемка, используемая для закладывания страниц в дорогих и подарочных изданиях.
Как называется место где читают лекции?
Кафедрой называют возвышение в зале или аудитории, откуда читают лекции и делают доклады.
Как называется место за которым сидит судья?
Постамент. А если я скажу.
Как называется лекционный зал?
Учебная аудитория или лекционный зал – это заранее подготовленное по нормам и технически оснащенное помещение, предназначенное для образовательных мероприятий или проведения различных академических заседаний, конференций с участием большой группы слушателей.
Как называется трибуна в суде?
Кафедра (трибуна); Барьер для подсудимого со скамьей; Кафедра (барьер) для присяжных заседания.
Главная цель любой речи, а, следовательно, и любого оратора, — оказать на определенный круг слушателей то или иное воздействие, донести до них конкретную мысль и, как правило, получить необходимую отдачу. При этом риторика настолько гибкая, что действует по-разному в руках каждого отдельного оратора. Данная статья рассматривает несколько классификаций, раскрывающих типы ораторов.
Искусство красноречия, или риторика, почитается с давних времен, и уже сегодня никто не станет отрицать силу слова. Риторика, как и любой другой вид искусства, не однородна и оказывает разный эффект в зависимости от того, какой тип ораторов к ней обращается.
Классификация по Цицерону
Цицерон одним из первых предложил свое разделение ораторов на три типа, согласно тому, чем они пользуются для убеждения публики, — четко выстроенными рассуждениями или эмоциональным воздействием.
Первый тип
Первый тип ораторов по Цицерону отличается скромностью и сдержанностью. Их речь кажется стройной и логичной и, будучи по сути своей монологом одного ритора, тем не менее, напоминает диалог двух интеллектуалов: оратора и его публики. Такой эффект живого общения достигается за счет активного использования риторических вопросов и вопросно-ответной формы общения.
Сила убеждения такого автора заключается в его способности рассуждать и делать определенные выводы. Донося до аудитории сложные вещи простым языком и раскрывая очевидное, оратор располагает к себе слушателей. Как правило, их подкупает рациональность суждений автора, его холодный расчет по отношению к тому, о чем он ведет речь.
В данном случае есть и свои недостатки: риторам первого типа достаточно сложно сделать сухую речь, лишенную каких бы то ни было эмоций, живой. Человек устроен так, что после первых 20 минут восприятия информации внимание становится более рассеянным, появляется скука. Именно поэтому монотонная речь сдержанных ораторов вызывает у многих слушателей сонливость.
Второй тип
Второй тип является своеобразной противоположностью первого и строится на эмоциональной подаче информации. Автор такого типа по-своему вспыльчив, импульсивен и «горит» той идеей, которую он пытается донести до своей публики. Такие люди притягивают к себе внимание и держат в напряжении от начала речи и до самого ее конца.
Оратора захватывают собственные чувства и не столько желание, сколько жажда раскрыть публике глаза на то, что ясно видит сам оратор. Из-за своей горячности он упускает из виду одну важную деталь, а именно – структуру речи. Как правило, речь таких ораторов при всей своей пышности и торжественности достаточно сбивчива и непоследовательна, что вызывает вполне понятные сложности при восприятии.
Кроме того, ритор, бросающий слушателя с места в карьер своими бурными высказываниями, рискует выглядеть не просто странным, но даже пугающим и безумным.
Третий тип
Третий тип ораторов по Цицерону умеренный и располагается между двумя крайностями: слишком сдержанным первым типом и чрезмерно импульсивным вторым. В доступной и привлекательной для публики речи всего должно быть в меру, начиная с логически выстроенной структуры и заканчивая эмоциональным посылом оратора.
Разумно сочетая качества первых двух типов, можно получить идеального оратора, владеющего своей речью и умеющего воздействовать не только на разум, но и на чувства слушателя.
Классификация по С.Ф. Ивановой
Согласно мысли педагога, лектора и автора многочисленных работ по риторике С.Ф. Ивановой, человек проявляет себя в ораторском искусстве в зависимости от того, к какому типу личности он относится. Так, С.Ф. Иванова рассматривает в своей классификации следующие типы ораторов.
Эмоционально-интуитивный
Данный тип личности соотносится со вторым типом по Цицерону. Так же, как и у Цицерона, эмоционально-интуитивный оратор овладевает вниманием публики при помощи страстной и экспрессивной речи, богатой ироничными замечаниями, злободневными шутками, яркими сравнениями и лирическими отступлениями.
Ораторы этого типа зачастую выглядят немного эксцентрично из-за особенностей поведения за трибуной. Опасность для таких авторов заключается в том, что их сумбурная речь выглядит для многих слушателей пустой болтовней и, следовательно, не получает необходимого серьезного отношения со стороны аудитории и ее отклика, что, собственно, и является целью любого высказывания. Для того чтобы оставаться не только оригинальным автором, но и востребованным, ораторы этого типа проводят особую работу над своей речью.
Такие авторы обычно готовятся к выступлениям в два этапа. Для начала они записывают свою речь в том виде, в каком она исходит от сердца со всеми эмоциональными выражениями и отступлениями. На втором этапе происходит проработка полученного текста. Автор анализирует свою работу и отсекает лишнее. Во время самого выступления им рекомендуется иметь при себе четкий план, отражающий структуру речи, и предохраняющий от ненужных высказываний и затягивания выступления.
Рационально логический
Ораторы, относящиеся к рационально-логическому типу, ведут себя более сдержанно. Как правило, такие люди более молчаливы и не произносят пустых речей. Каждое высказывание является плодом долгих и глубоких размышлений. Такие люди склонны к постоянному отслеживанию и анализу всего происходящего вокруг, а также того, что происходит внутри самого оратора и его слушателей. Эта привычка к рефлексии рождает точно выверенные высказывания, лишенные при этом краски и особой «сочности», которыми должна обладать хорошая речь.
Как показывает первый тип ораторов классификации Цицерона, лишенная некоторой доли экспрессии речь становится практически безжизненной при всей своей логической красоте. Анализ ситуации и той речи, которая готовится по поводу этой ситуации, очень важны, как важна и структура выступления. Однако этого мало для того, чтобы «достучаться» до аудитории и получить ее отклик.
Именно поэтому, готовясь к выступлениям, этот тип много времени посвящает письменному редактированию своей речи в сторону ее обогащения различными художественными средствами наподобие метафор, сравнений, эпитетов, а также многочисленных афоризмов и пословиц.
Философский
Этому типу ораторов сложнее дать характеристику, так как они не относятся к той или иной крайности, но время от времени могут быть, то слишком последовательными, то, напротив, сбивчивыми. Как правило, люди этого типа несколько замкнуты и зациклены на интересующей их теме. Им нравится изучать объект со всех сторон, проводя немало времени в работе с архивами и общении с людьми, причастными или близкими к предмету изучения.
Такой автор обычно нечасто выступает на публике, но как оратор он характеризуется своим глубокомыслием и всесторонним анализом изучаемой проблемы. Риторам, представляющим философский тип, хорошо даются письменные рассуждения, потому письма единомышленникам или научные статьи, выходящие в свет из-под пера этих авторов, отличаются логичными рассуждениями и глубоким пониманием всего, что касается объекта изучения.
Публика любит и внимательно слушает таких риторов, благодаря их способности подавать информацию в умеренном стиле, сохраняя оригинальность своих суждений при достаточной образности речи.
Лирический или художественно-образный
Ораторы этого типа редко встречаются в чистом виде и обычно являются философами, увлекшимися лирическими рассуждениями. Ритор-лирик – творческая натура, которой, как и философам, свойственно глубокомыслие и склонность к постоянной рефлексии.
Главная особенность речи такого оратора – ее образность. Он мыслит не логическими структурами, а образными проявлениями окружающей действительности. Благодаря такому восприятию мира, ораторы лирического типа произносят речи, богатые метафорами, сравнениями, метонимиями, цитатами, пословицами, поговорками и другими средствами выразительности языка.
Классификация по С.А. Минеевой
Первые два подхода к классификации типов ораторов основывались на психологических особенностях личности автора, в то время как третья классификация, предложенная автором многих книг по искусству риторики, С.А. Минеевой, обращается к тому, что оратор ставит во главе своего выступления: свою речь, аудиторию или самого себя.
Конструктивный
Конструктивный оратор расставляет приоритеты так, что на первом месте оказывается речь, именно поэтому такой автор много времени уделяет на формулировку тезиса своего выступления и того, каким способом наиболее эффективно донести его до аудитории.
Для авторов этого типа важно не просто произнести речь, а полностью раскрыть перед публикой проблему и рассмотреть все возможные пути ее решения. Им необходимо, чтобы после их выступления остался конкретный результат, который станет толчком к разрешению обсуждаемой ситуации.
Как правило, риторы конструктивного типа проводят кропотливую работу над своей речью, тщательно продумывая структуру выступления и избирательно наполняя ее языковыми средствами для установления необходимой связи между оратором и его аудиторией. Отдельное внимание уделяется подготовке убедительной аргументации в пользу предлагаемых решений.
Так, Аристотель писал, что риторика — это «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».
Именно таким подходом к риторике пользуются конструктивные ораторы.
Популист
Популизм – яркий пример практически всех речей, произносимых политиками в период предвыборной кампании. Исходя из одной только этой мысли, можно догадаться, что оратор-популист ориентируется, в первую очередь, на привлечение массовой аудитории.
Как правило, речи таких ораторов – зеркальное отражение того, что желает услышать публика. Отсюда многочисленные предвыборные обещания, о которых оратор забывает после достижения своей цели. К слову, цель популиста – привлечение общественного внимания к определенной личности. Эта личность обычно выражается в образе героя (которым чаще всего является сам оратор или тот, за кого оратор агитирует) либо в образе врага, против которого необходимо объединиться под руководством образа героя.
Средства, которыми пользуется популист, обычно заключаются в обильной критике оппонентов, в обещаниях привести аудиторию к лучшей жизни, в ярком описании решений всех имеющихся в обществе проблем. Оратор-популист своими выступлениями создает имитацию бурной деятельности по восстановлению субъективной справедливости.
Популистские методы привлечения аудитории отличаются своей деструктивностью и, в отличие от созидательного призыва конструктивных ораторов к практическому решению проблем, создает лишь иллюзию разрешения наболевших вопросов, а свойственной им критикой и вовсе порождает в обществе негативное отношение к оппонентам, вплоть до конфликтов и столкновений.
Демагог
Для оратора этого типа риторика является способом самовыражения и привлечения внимания к самому себе, таким образом, в приоритете оказывается сам оратор.
Речь представителя этого типа ораторов отличается неточностью и обобщенностью формулировок, отсутствием ссылок на конкретные события и личности.
Как говорил римский ритор Квинтилиан, риторика – это «наука хорошо говорить», а ритор – «достойный муж, готовый к речи».
Именно это отличает настоящего демагога – он готов говорить в любой ситуации, по поводу и без повода.
В речи демагога отсутствует идея и цель. Как правило, такое выступление превращается в необдуманный поток общих фраз, лишенный какой бы то ни было конкретики.
Качества хорошего оратора
Независимо от того, какой тип представляет тот или иной оратор, ему необходимо обладать определенными качествами для того, чтобы быть достойным объектом внимания публики. К таким качествам можно отнести следующие:
Талант красноречия не дается каждому от рождения, но, тем не менее, каждый человек за свою жизнь хотя бы раз выступает в роли выступающего, тем самым проявляя в себе качества тех или иных типов ораторов, что доказывает важность риторики в жизни всего общества.