Как называется смена направления движения
Схемы изменения направления движения
Изменение направления производит дежурный по станции «Приема» нажатием специальной кнопки смены направления СИ. На все время прохождения смены направления до открытия выходного светофора дежурный должен держать кнопку СИ в нажатом состоянии. Нормальный режим смены направления производится только при свободном от поездов перегоне.
Контроль свободное™ перегона на станции «Приема» осуществляется загоранием лампы, показывающей свободность всех блок-участков перегона; закрытое положение выходных светофоров на станции «Отправления»; отсутствие отправленного поезда и прохождение его по стрелочной горловине станции «Отправления»; отсутствие поезда, отправляющегося по ключу-жезлу; отсутствие маневрового маршрута с выходом на перегон.
В контрольной цепи включены реле контроля перегона НКП (ЧКП) и занятости перегона Н13П (Ч13П); контакты путевых реле П для контроля свободности всех блок-участков перегона; контакты станционных реле направления ЧСН, НСН, ЧПН, НПН для переключения контрольных цепей в зависимости от установленного направления движения. Питание контрольной цепи от линейной батареи ЛБ всегда осуществляется со стороны станции «Отправления».
В цепи изменения направления включены перегонные Н и станционные ЧСН и НСН реле направления, контакты вспомогательных реле IIВ, ЧВ, НВКП, ЧВК.П для переключения цепей при смене направления движения по перегону. Питание цепи изменения направления всегда осуществляется от линейной батареи ЛБ со стороны станции «Приема».
Рассмотрим работу схемы при изменении направления. При установленном нечетном направлении движения по замкнутой контрольной цепи от линейной батареи ЛБ ст. А («Отправления») возбуждено реле НКП на ст. Б («Приема») и реле ЧІЗП на ст. А («Отправления»), чем фиксируется свободность перегона и обеспечивается возможность изменения направления.
По цепи изменения направления от линейной батареи ЛБ ст. Б током прямой полярности возбуждены реле Н перегона и реле ЧСН ст. А. Реле НСН ст. Б из цепи изменения направления полностью отключено, чем исключается возможность его возбуждения от случайных помех. Контактом поляризованного якоря реле ЧСН включен его повторитель ЧСН1 и реле ЧВ, чем обеспечивается замкнутое состояние цепей К-ОК и Н-ОН. При возбужденных реле ЧСН и ЧСН1 имеется возможность открыть выходной светофор на ст. А и отправить поезд на перегон; на ст. Б такая возможность полностью исключается, так как реле НСН и НСНІ обесточены.
Для изменения направления дежурный ст. Б нажимает кнопку смены направления НОУ С и возбуждает вспомогательное реле НВ, в цепи которого фронтовыми контактами реле НКП и НПКП контролируется свободность перегона. Реле НВ, притягивая якорь и переключая контакты, меняет полярность тока с прямой на обратную в цепи Н-ОН. Реле ЧСН на ст. А, возбуждаясь током обратной полярности, переключает поляризованный якорь и выключает реле ЧСНІ и ЧВ. С этого момента ст. ‘А с отправления переключается на прием. Реле НВ ст. Б одновременно с переключением контактов в цепи Н-ОН, размыкает тыловой контакт и выключает реле НПН, а последнее, отпуская якорь, размыкает контрольную цепь К-ОК. Выключенные реле НКП и Ч13П, отпуская якоря, контролируют занятость перегона на обеих станциях.
Рис. 34. Упрощенная четырехпроводная схема изменения направления
Контактом реле НКП выключается его медленно действующий повторитель реле НВКПНа время замедления на отпускание реле НВКП сохраняется цепь Н-ОН посылки питания током обратной полярности для реле ЧСН. С момента отпускания якоря реле ЧВ на ст. А включается линейная батарея последовательно с линейной батареей ст. Б и по цепи Н-ОН проходит усиленный ток, от которого срабатывают реле Н и производят изменение направления по перегону. По окончании замедления реле НВКП и отпускании его якоря в цепь Н-ОН включается реле направления НСН ст. Б.
Полная четырехпроводная схема смены направления приведена на рис. 35. Основные реле схемы указаны в. табл. 6.
При установленном нечетном направлении движения и свободном перегоне питание в контрольную цепь подается от источника ЧСМ-ЧСП ст. А («Отправления»). Контрольная цепь про-
День «H». Как Швеция за одну ночь перешла на правостороннее движение
Сейчас практически вся Европа имеет привычное нам правостороннее движение транспорта. Из Беларуси мало кто доезжает на своей машине до «левосторонних» стран, поэтому автомобильные путешествия для нас не составляют трудностей в плане ПДД. Сегодня уже мало кто помнит, но некоторые страны Европы (в том числе континентальной) имели «английскую» схему автомобильного движения. Венгрия, Австрия, Португалия и Швеция когда-то были «левосторонними», что кроме всего прочего связано (не удивляйтесь) с противостоянием наполеоновской армии. Венгрия, Австрия (частично) и Португалия перешли на правостороннее движение еще в те времена, когда количество машин на улицах было минимальным, поэтому «рокировка» не вызвала трудностей. А вот Швеция «дотерпела» аж до 1967 года, когда на тысячу жителей в крупных городах приходилось более двух сотен автомобилей. 3 сентября 1967-го местные водители (да и пешеходы) запомнили на всю жизнь. Это был день «H» (Höger — это «право» по-шведски).
О проблеме заговорили еще в 1927-м
В Швеции еще до изобретения автомобиля было принято, что конные экипажи разъезжаются «левыми бортами» (т. е. было правостороннее движение). Впрочем, четкого закона не существовало, да и проблем особых не было — интенсивность движения и скорость повозок позволяли разъехаться всем даже вечером 30 декабря. Первые автомобили поехали по стране уже слева. Корни этого действительно уходят глубоко в историю и связаны с Французской революцией, Наполеоном и другими факторами. Не будем сильно углубляться и перенесемся в 1927 год. Именно тогда в Швеции впервые заговорили о необходимости перейти на правостороннее движение, которым пользовались все соседи: Дания, Финляндия и Норвегия.
Стоит ли говорить, что при пересечении шведских границ автомобилисты испытывали серьезные трудности. Особенно те, кто покидал страну нечасто. И если основные магистрали имели соответствующие развязки, меняющие местами полосы движения, то в крохотных пограничных переходах между Швецией и Норвегией порой даже не была обозначена граница. То есть водители сами должны были перестраиваться на встречную полосу, не прозевав при этом момент въезда на территорию другой страны. Смена полос движения на границах становилась причиной десятков аварий ежемесячно.
Интенсивный рост автомобилизации в Швеции и в целом по Европе увеличивал масштабы проблемы. Но в конце 1920-х правительство посчитало, что переход на правостороннее движение — слишком затратная процедура, и идею об «инверсии» полос забросили, предложив водителям быть более внимательными на границах.
Машины в Швеции всегда были с левым рулем
Парадоксально, но более 90% автомобилей в самой Швеции были леворульными (т. е. предназначенными для стран с правосторонним движением). Значительную долю машин в стране занимали американские модели, и в США не собирались переделывать заводы под выпуск партий с правым расположением руля для такого маленького рынка, как Швеция.
Абсолютно все импортные автомобили в стране были леворульными — даже многие британские модели. Да и шведские производители продавали у себя на родине такие же модельные линейки, как в Норвегии, т. е. особо не переживая по поводу расположения «баранки». Тем более сами водители привыкли сидеть «не на своем месте».
Проблема стоимостью 340 миллионов долларов
С 1934 по 1954 год Риксдаг минимум семь раз возвращался к теме смены полос движения. В эти десятилетия автомобильные парки в Швеции и Норвегии многократно увеличились, и меняющиеся местами потоки транспорта на границах создавали целый коллапс. Еще одной проблемой стали опасные обгоны на загородных трассах. Как известно, левое расположение руля не позволяет водителю безопасно «заглянуть» на встречную полосу во время таких маневров при левостороннем движении.
В дело включились Северный совет и Совет Европы. Представители организаций выразили пожелание создать единую систему автомобильного движения для всей континентальной Европы. Эксперты выяснили, что переход на правостороннее движение обойдется Швеции в 340 миллионов долларов (эквивалентно нынешним 0,5 миллиарда долларов).
В 1955 году был проведен так называемый консультативный референдум, на котором 82,9% населения проголосовали против перехода на правостороннее движение. Тем не менее в 1961-м в Риксдаге заявили, что с каждым годом масштабы грядущей «дорожной революции» только увеличиваются, поэтому переход на общепринятое в континентальной Европе правостороннее движение транспорта уже был неизбежным.
10 мая 1963 года было официально объявлено о «4-летней готовности» к переходу, после чего началась подготовка к самой важной реформе в истории автомобильной Швеции. Парламент образовал целую Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение (Statens högertrafikkommission, или просто HTK), которой поручили разработать и воплотить комплекс мер для безопасной смены полос на общественных дорогах. Дедлайн — 3 сентября 1967 года.
Трудности перехода
За четыре года выявилось огромное количество трудностей, связанных со сменой направлений движения в целой стране. Вся инфраструктура (к слову, достаточно развитая) была заточена под левостороннее движение. К революции были не готовы светофоры, знаки, разметка, пункты оплаты, даже придорожные кафе, съезды и заезды к которым были «левыми».
Но больше всего вопросов вызвал общественный транспорт. Мало того что все остановки были расположены слева по ходу движения и далеко не всех их можно было оставить для новой схемы, так еще и все автобусы в стране были оборудованы пассажирскими дверями только с левой стороны. Для решения этой проблемы почти все такие транспортные средства получили дополнительные двери справа. Те, что остались «леводверными», были проданы в Пакистан.
Подготовка страны
HTK, щедро тратя государственный бюджет, четыре года разрабатывала различные меры по подготовке страны к переходу на «зеркальное» движение по полосам. Как уже говорилось выше, автопарк, за исключением общественного транспорта, был готов — большинство машин в Швеции всегда были леворульными. Дело оставалось за инфраструктурой и самым главным — информированием людей. Ведь знаки, разметка, светофоры и прочее — это дело простое. А вот заставить миллионы людей мыслить «зеркально» в и без того опасном процессе дорожного движения — куда более трудоемкий процесс.
Было задействовано все. Школы, общественные организации, телевидение, радио, газеты и журналы… НТК объявила конкурс на лучшую «правую песню», где победила композиция «Держи вправо, Свенссон» («Håll dig till höger, Svensson») группы Telstars. Ее крутили по радио, чтобы напоминать водителям о приближении дня Х. Точнее, дня «H». Начиная с октября 1966 года по телевидению периодически показывали программы с видеороликами, посвященными особенностям правостороннего движения. В автошколах поменялась программа. Водителям раздавали перчатки разного цвета: левая была красной, а правая — зеленой. Был выпущен 30-страничный буклет с подробной инструкцией по переходу.
Смена направления
Оглавление
Планирование транспортных средств и составление расписаний
Так понимаются следующие термины:
Привод поворота
Путешествие, которое начинается по расписанию после окончания путешествия.
Преждевременное обращение
Поездка до запланированного конечного пункта не осуществляется, но маршрут сокращается из-за планировочных решений.
Короткий поворот, также поворот платформы
Достигнув запланированного конца вокзала, поезд поворачивает к следующему отправлению поезда в обратном направлении, не покидая платформы.
Длинный поворот
Путешествие будет продлено за пределы запланированной конечной точки.
Диспозитивное точение
Катящийся поворот
Пробег (курс) переносится не на непосредственно следующую поездку, а на следующую поездку. Путешествие, которое следует непосредственно за ним, выполняется предыдущим транспортным средством. Таким образом, между прибытием и отправлением в зоне разворота находятся два автомобиля.
Распределение персонала
Перевёрнутый поворот
Водитель транспортного средства покидает его, чтобы взять установленный законом перерыв, и берет на себя транспортное средство, которое следует за ним.
Короткий поворот
Ход сокращается до технически необходимого минимума, чтобы не было перерывов.
Длинный поворот
Время поворота достаточно велико, чтобы во время него могли быть предусмотрены предписанные законом перерывы для отдыха.
Система железнодорожного транспорта
Различают разные способы изменения направления движения по железной дороге:
Подметание
Повернуть
Маневрируя, чтобы повернуть
Прочие условия
трамвай
Дорожная система дорожного движения
В отличие от железнодорожного движения, в других типах движения транспортное средство может разворачиваться на противоположное направление (также полукругом). Здесь термин «изменение направления» описывает:
Чтобы сообщить об этом изменении направления другим участникам дорожного движения, приближающееся изменение направления должно указываться вручную или с помощью указателя поворота (мигалки).
Содержание:
Кинематика, изучает конкретные механические та их взаимодействия с другими телами. Она фактически объединяет простейшие пространственно-временные зависимости, в частности изменение координат тела со временем (как функцию времени).
Поэтому кинематику часто называют геометрией движения.
Кинематика изучает механические движения тел без учета их взаимодействия с другими телами.
Кинематика
Физика изучает разнообразные явления и процессы, происходящие вокруг нас. Как вам известно, в зависимости от их природы различают механические, тепловые, электрические, магнитные, световые и другие физические явления. Раздел физики, который объясняет движение и взаимодействие тел, называется механикой.
Основная задача механики состоит в том, чтобы найти уравнение движения тела с помощью параметров, описывающих это движение.
Т. е. если мы при помощи этих физических величин сможем установить положение тела в любой момент времени, то основная задача механики считается решенной. В зависимости от способов ее решения в механике выделяют три раздела: кинематика, динамика и статика.
Кинематика изучает, как движется тело, не вникая в причины, вызывающие именно такое движение. Поэтому кинематические уравнения состоят лишь из пространственных характеристик механического движения: пройденного пути, изменения координат тела, скорости и т. д. В них нет сил, изменяющих это движение.
В переводе с греческого слово кинематика» (kinematos) означает движение.
Механическое движение и траектория движения
Чаще всего в обыденной жизни мы наблюдаем явление, которое называется механическим движением. Например, автомобиль едет по дороге, в небе «плывут» тучи, ребенок катается на качелях, Луна вращается вокруг Земли и т. д. Во всех этих случаях происходит изменение положения одного тела или его частей относительно других. Чтобы убедиться в этом, необходимо выбрать тело отсчета, относительно которого можно фиксировать положение движущегося тела в любой момент времени. Тело отсчета выбирают произвольно. В приведенных примерах это может быть столб или дерево возле дороги, дом, поверхность Земли и т. д.
Для того чтобы описать движение тела, необходимо точно знать его местоположение в пространстве в произвольный момент времени, т. е. уметь определять изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. Как известно, легче всего это можно сделать с помощью системы координат. Например, зафиксировать «адрес» тела как определенное его положение в пространстве, измерив расстояния или углы в некоторой системе координат.
Систему координат, как правило, связывают с телом отсчета. В данном случае движущееся тело характеризуется изменением положения в пространстве относительно тела отсчета, т. е. изменением его координат с течением времени.
Математически это можно записать в таком виде: х = x(t); у = y(t).
Для того чтобы определить такое изменение в любой момент времени, с телом отсчета и системой координат необходимо связать средство измерения времени, к примеру секундомер или хронометр. Тогда тело отсчета, связанную с ним систему координат и секундомер как единое целое называют системой отсчета.
Как известно, реальные физические тела имеют форму и объем. Поэтому однозначно задать их положение в пространстве не всегда представляется возможным, поскольку различные их части имеют разные координаты. Однако эту проблему можно упростить, если не брать во внимание размеры тела. Такое возможно лишь при определенных условиях.
Часто кроме движущихся предметов мы наблюдаем тела, пребывающие в состоянии покоя. Однако абсолютно неподвижных тел в природе не существует.
Следовательно, состояние покоя является относительным, равно как и состояние движения, поскольку зависит от выбранной системы отсчета. Поэтому в дальнейшем при рассмотрении движения тела мы в первую очередь будем определяться с выбором системы отсчета, потому что от этого нередко зависит сложность уравнений, описывающих данное движение. Правильный выбор системы отсчета ведет к упрощению уравнений движения.
Состояние покоя и состояние движения тела относительны, поскольку зависят от выбора системы отсчета.
Рассмотрим движущееся тело, последовательно фиксируя его положение в определенные моменты времени. Если теперь соединить все точки, в которых побывало тело во время своего движения, то получим мнимую линию, которая называется траекторией движения. Траектория движения может быть видимой (след от самолета на небосклоне, линия от карандаша или ручки при записи в тетради) и невидимой (полет птички, движение теннисного мяча и т. д.).
По форме траектории механическое движение бывает прямолинейным и криволинейным (рис. 1.3).
Положение броуновской частички через определенные промежутки времени.
Рис. 1.3. Различные формы траектории
Поскольку движение тел происходит в определенных системах отсчета, то и траектория рассматривается относительно них. Ведь она отображает во времени последовательные положения тела в некоторой системе отсчета. Поэтому она будет отличаться формой в различных системах отсчета, т. е. траектории движения также относительны. Например, все точки колеса велосипеда относительно его оси описывают окружность, однако в системе отсчета, связанной с землей, эта линия более сложная (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Траектория движения точки обода колеса велосипеда
Путь и перемещение
Зная траекторию движения, можно определить путь, пройденный телом: для этого необходимо измерить длину траектории между начальной и конечной точками движения.
Часто, для того чтобы более полно охарактеризовать движение тела и найти его новое положение, кроме пройденного пути (длины траектории), необходимо указать также направление, в котором двигалось тело. Например, водителю автомобиля приходится ехать по извилистой дороге (рис. 1.5).
Путь и перемещение могут отличаться своими значениями. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим движение велосипедиста по окружности радиуса R= 100 м (рис. 1.6).
Допустим велосипедист стартует в точке А. Проехав половину окружности, он окажется в точке В. Пройденный им путь равен дуге а модуль перемещения = 2R = 200 м.
В момент времени, когда велосипедист проедет окружности, пройденный им путь будет равен значение перемещения Когда велосипедист сделает полный оборот, пройденный путь будет равен модуль перемещения при этом равен нулю Таким образом, перемещение может равняться нулю даже в том случае, если тело перед этим осуществляло движение. Это возможно, когда начальное и конечное положения тела совпадают.
Путь и перемещение имеют также одинаковые значения, когда тело движется прямолинейно лишь в одном направлении.
В рассмотренном нами примере пройденный путь и перемещение разные, отличаются по своему значению. Возникает вопрос: могут ли они совпадать, быть одинаковыми? Можно легко убедиться в том, что такое возможно, если, во-первых, траектория движения будет прямой, во-вторых, движение происходит в одну сторону. Как подтверждение этого, рассмотрим — такой пример.
Допустим, что автомобиль движется прямолинейно по шоссе из пункта А в пункт В, а затем возвращается в пункт С. Расстояние между пунктами 2 км и 4 км соответственно, все они размещены на одной прямой (рис. 1.7).
Двигаясь из пункта А в пункт В, автомобиль проходит путь = 2 км + 4 км = 6 км, и модуль его перемещения равен = 6 км. Т. е. в данном случае путь и перемещение совпадают: После того как автомобиль развернулся и приехал в пункт С, его перемещение равно = 2 км, а пройденный путь составляет = 6 км + 4 км = 10 км, т. е. пройденный путь и перемещение отличаются:
Следовательно, пройденный путь и перемещение по своему значению одинаковы лишь в том случае, если тело движется по прямой и не изменяет направление движения.
Равномерное прямолинейное движение
При равномерном движении значение скорости остается постоянным, поскольку за любые равные интервалы времени совершаются равные перемещения.
Из рисунков 1.8 и 1.9 понятно, что Воспользовавшись формулой (2), получим уравнение равномерного прямолинейного движения:
поэтому
Уравнения равномерного прямолинейного движения:
Рассмотрим теперь различные случаи равномерного прямолинейного движения (рис. 1.10).
Если же направление движения тела противоположно направлению координатной оси, то 0) либо устремляться вниз ( 0 (рис. 1.15) либо 0 и 0, скорость движения увеличивается, ведь — > 0, вектор совпадает с направлением движения.
Если скорость тела со временем уменьшается то вектор ускорения будет противоположным к направлению движения (рис. 1.25).
В данном случае в соответствии с выбранным направлением координатной оси ОХ проекция ускорения будет отрицательной
Из формул (1) и (2) можно получить кинематическое уравнение скорости для равноускоренного движения:
или в проекциях на ось ОХ:
Выведем теперь кинематическое уравнение перемещения для равноускоренного движения. Учтем, что скорость во время такого движения постоянно изменяется, например сначала она равна а в конце движения она будет v. Поэтому в формуле перемещения можно воспользоваться понятием средней скорости (известное из курса физики 8-го класса):
Подставив в данную формулу уравнение (3) и произведя некоторые преобразования, получим:
или в проекциях на ось ОХ:
Если начальная скорость тела равна 0 то кинематическое уравнение перемещения приобретает вид:
или в проекциях на ось ОХ:
Для прямолинейного движения, учитывая, что получим кинематическое уравнение для координат или уравнение равноускоренного движения:
или для случая, когда = 0:
Следует помнить, что в ходе решения задач необходимо учитывать знаки проекций в соответствующих уравнениях.
При определении проекции перемещения не всегда известно время, в течение которого происходило движение. Тогда можно воспользоваться иным уравнением. Чтобы его получить, подставим в кинематическое уравнение выражение Сделав некоторые математические преобразования (предлагаем произвести их самостоятельно), получим формулу:
Отсюда Если
Задача №5
Водитель начинает тормозить в тот момент, когда спидометр автомобиля фиксирует скорость 72 км/ч. Через какое время автомобиль остановится, если он двигался с ускорением Каким был его тормозной путь?
Дано:
следовательно, 0 = — at, отсюда
Ответ: автомобиль остановился через 10 с, проехав 100 м.
Задача №6
Шарик толкнули по наклонному желобу вверх со скоростью 6 м/с. Шарик движется с ускорением 0,5 Найти скорость шарика через 8 с и 14 с после начала движения.
Дано:
Решение
Направим ось ОХ вдоль желоба (см. рис.).
Учитывая знаки проекций скорости и ускорения, имеем
Отсюда уравнение для имеет такой вид:
Для имеем:
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что в первом случае шарик двигался вверх (> 0), а во втором случае он скатывался вниз, поскольку 0), либо падать вниз ( 0, то график имеет вид, представленный на рисунке 1.28. На графике зависимости координаты от времени, если вершина параболы смещается по оси ординат вверх или вниз в зависимости от значения
Если = 0 и
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.