Как называется школа для девочек
Как называется школа для девочек
В русском нет какого-то особенного слова для таких школ. Есть специальное слово для закрытых школ с раздельным обучением: пансионат для девочек/пансионат для мальчиков.
Может, кто-то знает другие варианты, но я в русском со специальным словом для таких школ не сталкивалась.
это называется Boy’s School or Girl’s School. When they are studying together called «coed» full form Co-education.
Символ показывает уровень знания интересующего вас языка и вашу подготовку. Выбирая ваш уровень знания языка, вы говорите пользователям как им нужно писать, чтобы вы могли их понять.
Мне трудно понимать даже короткие ответы на данном языке.
Могу задавать простые вопросы и понимаю простые ответы.
Могу формулировать все виды общих вопросов. Понимаю ответы средней длины и сложности.
Понимаю ответы любой длины и сложности.
Решайте свои проблемы проще в приложении!
( 30 698 )
Зарубежные школы-пансионы для девочек
Меня зовут Татьяна Глицан. Я специалист по зачислению в средние школы Англии в IQ Consultancy. С 2007 года я помогаю детям поступить в рейтинговые учебные заведения, включая Wellington College, Charterhouse, Caterham School и Headington School.
Сегодня я расскажу, что изучают британские школьники в средних классах, в каком возрасте лучше всего поступать международным студентам, с какими трудностями они могут столкнуться и как к ним подготовиться.
В своем блоге в Instagram я пишу про учебу и жизнь в Великобритании, рассказываю истории своих студентов и даю рекомендации по выбору школ и подготовке.
В 19 веке в западных странах школы для девочек были единственным шансом для женщин получить образование — в то время их не принимали в обычные учебные заведения. Такие школы были распространены в Швейцарии, США и Великобритании. Эти страны считаются пионерами в области женского образования.
Сейчас главная причина популярности однополых школ — их эффективность. Многие исследования доказывают, что мальчики и девочки демонстрируют лучшие результаты, обучаясь в одном классе со сверстниками того же пола.
В чем преимущества частных школ для девочек
Согласно исследованию Алана Смитерса, профессора образования Buckingham University, женщины, которые учились в однополых школах, получают более высокую заработную плату, чем женщины, которые заканчивали школы совместного обучения.
Во многом это связано с тем, что в школах раздельного обучения для студентов созданы более комфортные условия для реализации их способностей и развития лидерских качеств.
Отсутствие конкуренции
В школах для девочек студентки легче раскрывают в себе способности к точным наукам. По статистике, компьютерные навыки хорошо развиты у 36% девочек из школ раздельного обучения, в то время как в смешанных школах — только 26%. Высокие результаты по математике — у 48% против 37%. Девочки могут преуспеть в предметах, которые традиционно считаются «мужскими». Потому что здесь нет такой конкуренции, как в школах смешанного типа.
Расслабленная среда
Однополые школы известны своей более спокойной обстановкой. Ученики не беспокоятся о том, как произвести впечатление на ребят другого пола, меньше боятся поставить себя в неловкое положение, чувствуют себя свободнее и больше раскрываются.
Подходящая методика
Доказано, что девочки и мальчики учатся по-разному. У девочек скорее развиваются языковые навыки, в то время как у мальчиков — пространственное ориентирование и общая моторика.
Девочки лучше всего усваивают материал в начале занятия, а еще для них важна эмоциональная составляющая. Мальчики больше ориентируются на факты и доказательства, и для них наиболее эффективна вторая половина урока. Эти и многие другие особенности учеников учитываются в школах с раздельным обучением.
Как устроен учебный процесс в школах-пансионах для девочек
В школах раздельного типа обучение проводится в небольших классах. Здесь больше всего преподавателей на число учениц — то есть дети получают максимум внимания.
Девочки проходят академические предметы по программе средней школы, изучают иностранные языки, посещают внеклассные занятия и спортивные секции. Учебный план составляется индивидуально — есть обязательные предметы и ряд дисциплин на выбор.
Один из главных элементов обучения — подготовка к университету. В частных школах-пансионах есть специальные карьерные центры. Их сотрудники помогают девочкам определиться с будущей специальностью, выбрать университет и программу, подготовиться к выпускным экзаменам и вступительным испытаниям.
Итогом становятся серьезные академические достижения. Так, в 2019 году 97% учениц британской школы Wycombe Abbey School сдали экзамен по программе средней школы GCSE с высшими баллами A* и A. Также авторитетным изданием The Times были отмечены выдающиеся результаты школьниц из Cheltenham Ladies’ College, где средний балл по IB был чуть выше 40 из 45 возможных.
Перспективы выпускниц частных школ
По статистике, выпускницы школ для девочек показывают результаты экзаменов на 10% выше, чем ученицы школ смешанного типа.
Канадская школа Trafalgar Castle School считается одной из лучших в стране, 98% выпускниц ежегодно поступают в лучшие университеты США и Канады.
60% выпускниц британской школы Roedean School учатся в престижных вузах Russell Group, состоящей из 24 престижных университетов Великобритании.
6% студенток St. Swithun’s School поступили в лучшие вузы страны — University of Oxford и University of Cambridge.
Внеклассные занятия в школах-пансионах
Частные школы для девочек оснащены современными спортзалами, открытыми спортивными площадками, теннисными кортами и бассейнами. В свободное от основных занятий время ученицы занимаются плаванием, бадминтоном, аэробикой, а также командными видами спорта, где показывают высокие результаты. Так, спортивные команды по лакроссу и нетболу из Queen Anne’s School выиграли первенства графства, а две ученицы стали чемпионками страны по гребле.
Школьницы посещают шахматный кружок, курсы информационных технологий, робототехники, ораторского искусства, вождения и оказания первой медицинской помощи. Например, команда девочек Trafalgar Castle School впервые в истории канадских школ получила награду в конкурсе молодых изобретателей-конструкторов в США.
В престижных учебных заведениях созданы клубы по интересам. Большой выбор творческих мастерских, занятий музыкальным, изобразительным и театральным искусством. Девочки принимают участие в общественных организациях и волонтерских проектах.
Некоторых школы устраивают совместные мероприятия с учебными заведениями для мальчиков. Например, дети участвуют в театральных постановках, играют в оркестрах или работают над групповым научным проектом.
Проживание в частных школах для девочек
Ученицы, как правило, размещаются в резиденциях на кампусе, по 2–4 человека в комнате. Часто студентки последних классов живут в одноместных спальнях.
В домах есть все необходимое для учебы и отдыха: кухни, гостиные, классы для занятий, прачечные, кинозалы, тренажерные залы, игровые комнаты.
Вместе с девочками живут воспитатели и наставники. Они следят за дисциплиной, успеваемостью и благополучием школьниц, организовывают развлекательные мероприятия и экскурсии по выходным.
В школах предусмотрено трехразовое питание. При необходимости для ребенка разрабатывают вегетарианское или другое индивидуальное меню.
Как выбрать школу
Как и при выборе обычной школы, здесь нужно исходить из целей, способностей и личных качеств ребенка. Также нужно учитывать требования к студентам, атмосферу, дополнительные занятия, инфраструктуру, условия проживания и многие другие факторы.
Для начала мы проводим диагностику, чтобы определить уровень студента, общаемся с семьей и ребенком, чтобы лучше узнать их цели и желания. Затем я подбираю до 5 школ: одну-две целевые и до 3 запасных вариантов, чтобы ребенок наверняка поступил и не пропустил учебный год.
Как мы можем помочь
С 2001 года специалисты IQ Consultancy помогают студентам поступать в британские школы. Мы знакомы с требованиями и деталями зачисления, регулярно посещаем кампусы и следим за всеми изменениями.
Мы поможем выбрать подходящую школу для вашего ребенка, подготовиться к зачислению, оформить документы и при необходимости будем курировать студента во время учебы.
Если у вас есть вопросы по среднему образованию за рубежом, я с радостью на них отвечу. Чтобы получить бесплатную консультацию, вы можете заполнить форму ниже или написать мне в Instagram.
опыта работы на рынке зарубежного образования
История женского образования в России
Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к XI веку. В 1086 году дочь киевского князя Всеволода Ярославовича Анна (сестра Владимира Мономаха) открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу: «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят».[1] В Суздале в XII веке также было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок.
В результате, с XI-XIII веках при церквах и монастырях начали учреждаться училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству.
В первой половине XVI века митрополит Даниил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам «отрокам и девицам». Однако в целом, в истории Древней Руси не наблюдается широкого развития женского образования. Существенные перемены произошли в России лишь в первой половине ХIХ века. Однако известен интересный случай:
Следует отметить, что в результате развития образования, в 1574 году появляется впервые напечатанная кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника Ивана Федорова. Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями.
А уже в 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы».
2. История женского образования в России
Таким образом, начало женского образования в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого был основан Смольный институт при Воскресном Новодевичьем (Смольном) монастыре в Петербурге. Названный «Воспитательным обществом благородных девиц», Смольный институт вместе с организованным здесь же училищем для малолетних девушек недворянского происхождения («мещанским училищем») должен был стать по задумке императрицы Екатерины II центром женского образования, нацеленного на подготовку будущих «домоводок» и хозяек.
Так же было предписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства во всех губернских городах.
В созданных по уставу 1786 года для малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800г. в 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них приходилось на столичное народное училище).
22 декабря 1797 года Мария Федоровна, на собственные средства, открыла в Петербурге училище. Оно было рассчитано на обучение 50 беднейших сирот мещанского сословия, названное вскоре Мариинским институтом. С 1798 по 1807 годы созданы еще четыре аналогичных женских училища в Москве и Петербурге.
19 апреля 1858 года в Санкт-Петербурге открыто первое в России женское среднее учебное заведение. Оно находилось под покровительством императрицы Марии Александровны (то есть подчинялось Ведомству императрицы Марии) и в ее честь получило название Мариинское женское училище. В 1862 году Мариинское училище переименовали в женскую гимназию. В дальнейшем по ее образцу создали женские гимназии в других городах (только в Петербурге к 1866 году открыли семь гимназий с семилетним сроком обучения). Таким образом, основание Мариинской гимназии в Петербурге положило начало существованию всей системы женского среднего образования в России. Стоит отметить, что женские гимназии «Ведомства учреждений императрицы Марии» были платными, причем плата за обучение превышала таковую в мужских гимназиях. К 1911 году в России действовало 35 Мариинских женских гимназий, где учились 16 тысяч воспитанниц.
В 1864 организуются педагогические женские курсы при Петербургских женских гимназиях.
С 1872 года в России стали открывать частные женские гимназии. В связи с высокой платой за обучение посещать их могли только дочери состоятельных родителей.
По инициативе и на средства общественности, стали создаваться высшие учебные заведения университетского типа для женщин. Первым женским университетом считаются Бестужевские курсы, основанные в 1878 году профессором А.Н. Бекетовым. К поступающим на курсы предъявлялись высокие требования: принимали лишь тех, кто имел золотую медаль за отличные успехи в женской гимназии. Кроме того, они должны были сдать экзамен на аттестат зрелости в мужской гимназии по латинскому языку и математике, свободно владеть французским, немецким языками. Если в 1878 году число слушательниц составило 800 человек, то в 1916 году уже 6 тысяч.
В 1896 году женщинам представилось право поступать в институты и университеты.
В 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут.
Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.
Женская Гимназия М.В.Приклонской в Москве 1911-1912 гг.
На углу Малой Ордынки и Пятницкой улицы возвышается стройное здание, в котором в начале ХХ века была открыта женская гимназия Марии Васильевны Приклонской. Гимназия была частной, но пользовалась всеми правами гимназий Министерства народного просвещения как государственная гимназия.
В гимназии было два отделения приготовительных классов, семь «нормальных классов» и восьмой — педагогический. При гимназии находился пансион и детский сад для девочек и мальчиков. Председателем Попечительского совета был супруг Марии Васильевны Александр Александрович Приклонский.
После революции гимназию сменили курсы древних и новых языков, а затем фабрично-заводская школа-семилетка при Первой Образцовой типографии (бывшей Сытинской типографии).
Историческая справка
1936 год – год открытия школы № 47. Обучение раздельное – школа женская, потом мужская. С 1954 года – обучение совместное.
Через 5 лет со дня основания школы, 22 июня 1941 года – война! Отсюда, почти с выпускного бала, ушли на фронт добровольцами! По призыву военкоматов почти школьники, выпускники 47 школы! Елена Федоровна Колесова не была выпускницей школы. Она учила детей, но в первые же дни войны ушла добровольно на фронт и погибла в 1942 году. Колесова Елена Федоровна – Герой Советского Союза! Здесь, в стенах школы, в годы войны был госпиталь для раненных солдат и офицеров. Отсюда многие из них снова вернулись на фронт.
1976 год – это не просто 47 школа, но школа с физико-математическим направлением. С 80-х годов – начинается исторический виток по восстановлению гимназий и лицеев. Первые шаги педколлектива и учащихся сделаны. Работаем по эксперименту «Экология и диалектика», введены два иностранных языка.
Год 1989 – первый статус – «экспериментальная классическая естественно-гуманитарная школа-гимназия»! Обучаются с первого по одиннадцатый класс.
Введены новые предметы:
Экология и диалектика
Латынь
Основы мировоззрения
Основы цивилизации
Теория вероятности
Словесность
Логика
История искусств
История музыкальной культуры.
Гимназию включают в ассоциацию лучших учебных заведений при ЮНЕСКО по проблеме «Экология». Развивается сотрудничество с: Российской Академией образования, Институтом космических исследований, Военным институтом ракетных войск, Американским институтом передового обучения, Международным Красным Крестом, Домом Дружбы с зарубежными странами.
В 1993 году приглашены как участники международного французского фестиваля в Грецию (город Афины) с программой на французском языке. Развиваются связи с культурными центрами Москвы: Третьяковская галерея, Московская консерватория, Большой зал Чайковского, Академический театр Вахтангова, Библиотека им.Гайдара, Музей Льва Толстого, Российский общественный фонд культуры.
1994 год – присвоен статус Московской гимназии за № 1521.
Москва Гимназия № 1521 1776
__________________________________________
1936 год – год открытия школы № 47. Обучение раздельное – школа женская, потом мужская. С 1954 года – обучение совместное.
Через 5 лет со дня основания школы, 22 июня 1941 года – война! Отсюда, почти с выпускного бала, ушли на фронт добровольцами! По призыву военкоматов почти школьники, выпускники 47 школы! Елена Федоровна Колесова не была выпускницей школы. Она учила детей, но в первые же дни войны ушла добровольно на фронт и погибла в 1942 году. Колесова Елена Федоровна – Герой Советского Союза! Здесь, в стенах школы, в годы войны был госпиталь для раненных солдат и офицеров. Отсюда многие из них снова вернулись на фронт.
1976 год – это не просто 47 школа, но школа с физико-математическим направлением. С 80-х годов – начинается исторический виток по восстановлению гимназий и лицеев. Первые шаги педколлектива и учащихся сделаны. Работаем по эксперименту «Экология и диалектика», введены два иностранных языка.
Год 1989 – первый статус – «экспериментальная классическая естественно-гуманитарная школа-гимназия»! Обучаются с первого по одиннадцатый класс.
Введены новые предметы:
Экология и диалектика
Латынь
Основы мировоззрения
Основы цивилизации
Теория вероятности
Словесность
Логика
История искусств
История музыкальной культуры.
Гимназию включают в ассоциацию лучших учебных заведений при ЮНЕСКО по проблеме «Экология». Развивается сотрудничество с: Российской Академией образования, Институтом космических исследований, Военным институтом ракетных войск, Американским институтом передового обучения, Международным Красным Крестом, Домом Дружбы с зарубежными странами.
В 1993 году приглашены как участники международного французского фестиваля в Грецию (город Афины) с программой на французском языке. Развиваются связи с культурными центрами Москвы: Третьяковская галерея, Московская консерватория, Большой зал Чайковского, Академический театр Вахтангова, Библиотека им.Гайдара, Музей Льва Толстого, Российский общественный фонд культуры.
1994 год – присвоен статус Московской гимназии за № 1521.
3.3 Женские гимназии
В 1857 году у Н.А. Вышнеградского созрел план такого женского учебного заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для основательного образования, за незначительную плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института свои соображения о возможности открыть при том же институте особые классы для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы уроки по институтской программе. Помещение для этих классов он предполагал найти в одном из частных домов, ближайших к институту.
К обучению допускались девицы всех свободных состояний. Комплект определялся в 250 учениц, но допускалось и большее число, если имелись средства для открытия параллельных классов.
Учебный курс включал в себя: русский язык, Закон Божий, словесность, историю, географию, естествознание, арифметику, геометрию, французский и немецкий языки, начала педагогики, чистописание, рисование, пение, женские хозяйственные рукоделия, танцы и рукоделие.
Иностранные языки и танцы были необязательными предметами, и за их обучение вносилась дополнительная плата.
Окончившим педагогическое отделение выдавалось свидетельство «домашней учительницы».
В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских гимназий программа обучения. Перестройка курса велась в направлении приближения его к курсу в институте благородных девиц, приспособленного к «особенностям женской природы» и «назначению женщины». Принятая в 1905 году «Нормальная учебная программа» окончательно уровняла учебный курс гимназии с институтским курсом.
Следует отметить, что в Мариинских гимназиях складывались своеобразные виды и формы внеклассной работы: общеобразовательные чтения для учениц, литературные беседы, встречи с писателями и литературными деятелями, лекции о текущих событиях, дополнительные чтения по курсу наук, выпуск гимназических журналов.
30 сентября 1918 года было принято «Положение о единой трудовой школе РСФСР», а с 1 октября того же года учебные заведения всех ведомств перешли в ведение Народного комиссариата по просвещению. Так закончилась деятельность Ведомства учреждений Императрицы Марии, а также деятельность подведомственных ему учреждений, а богатейший опыт, накопленный ими в обучении и воспитании, был, на долгие года предан забвению
3.4 Бестужевские курсы
Изначально срок обучения на курсах был 3 года. С 1881 года он увеличился до 4 лет. На курсы принимались женщины не моложе 21 года, получившие среднее образование. Обучение было платным, но многие педагоги читали лекции безвозмездно.
Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое. По всем почти предметам и на всех отделениях происходили практические занятия, особенно по естественным наукам, для чего курсы располагали богато обставленными кабинетами, лабораторией, библиотекой, а впоследствии и аудиториями, специально приспособленными к чтению экспериментальных лекций. Привлекая в качестве преподавателей лучших профессоров университета и других высших учебных заведений Петербурга, курсы стали подготавливать самостоятельный преподавательский персонал из числа бывших слушательниц; девять из них были оставлены при курсах в качестве ассистенток или руководительниц практических занятий. Некоторые из слушательниц выступили с самостоятельными трудами по разным отраслям науки, с докладами на съездах естествоиспытателей.
В 1886 году Бестужевские курсы, как и другие высшие женские учебные заведения, были закрыты правительством и лишь в 1890 году, после настойчивых ходатайств представителей прогрессивной интеллигенции, возобновили свою деятельность. Однако теперь курсы лишились автономии, повысилась плата за обучение, был введен ряд ограничений.
В 1906 году права Бестужевских курсов были частично восстановлены. Выпускницы получали право преподавать во всех классах женских средних учебных заведений и четырех младших классах мужской средней школы. В 1914 году на Бестужевских курсах насчитывалось 6996 слушательниц; выпускницы получали право преподавать в женских средних учебных заведениях.
4. Проблемы женского профессионального образования в России XIXв.
Вопрос о женском профессиональном образовании был выдвинут в России в конце XIX века, когда вовлечение в производство большого количества женщин потребовало некоторой их предварительной профессиональной подготовки.
Организация этих школ не была осуществлена. Лишь в 1900г. при отделении «Ученого комитета по техническому и профессиональному образованию Министерства народного просвещения» был создан специальный отдел для руководства уже существующими тогда немногочисленными женскими профессиональными учебными заведениями.
К началу ХХ века (1901г.) во всей России насчитывается только 129 небольших женских профессиональных школ, в которых было 9920 учащихся.
Как отмечает А.И. Рослякова, «отсталость женского профессионального образования отмечалась даже правительственными органами». Так, в объяснительной записке к проекту закона о женских профессиональных учебных заведениях, представленного Министерством народного просвещения в Государственную Думу 18 февраля 1914г. говорилось: «Женское профессиональное образование в России не организовано и развито в весьма недостаточных размерах. Законоположения, касающиеся народного просвещения, не предусматривают ни общих руководящих начал, ни способов для распространения и правильной постановки сего образования. Существующие в значительном числе учебные заведения для профессионального образования женщин обязаны своим учреждением преимущественно частной инициативе: открываясь и развиваясь без определенного плана, они остаются не объединенными и, в большинстве случаев, не имеют ни ясно выраженной цели преподавания, ни твердо установившегося учебного курса, ни соответствующей организации, ни прав, ни преимуществ».[5]
Подавляющее большинство женских профессиональных школ и курсов обучало белошвейному, вышивальному, вязальному, кружевному, портновскому и некоторым ремеслам, считавшимися тогда в России женскими профессиями.
Проблемами женского профессионального образования в царской России занимался известный педагог и историк И.Н. Михайлов. Он полагал, что женское профессиональное образование в России было обусловлено потребностями самой жизни и распространялось преимущественно по частной инициативе. Школы организовывались неудачно, потому что учредительницы брали за основу лишь свои личные, субъективные взгляды на женское профессиональное образование.
И.Н. Михайлов подразделял женские профессиональные школы на четыре разряда или категории:
1) Профессиональные школы. По уровню образования они приближались к женским прогимназиям, но в них усиленно преподавались специальные предметы. В профессиональные школы брали девочек после окончания трехклассной начальной школы. Срок обучения четыре – пять лет. В последних классах ученицы специализировались в каком-то ремесле:
белошвейное дело, вышивание, изящное рукоделие, изготовление одежды и т.д.
2) Специальные школы, классы, курсы (при гимназиях и прогимназиях), где общее образование не продолжалось, и главное внимание уделялось изучению специальных предметов. В качестве примера можно привести рукодельные классы. Наряду с этим существовали курсы коммерческой арифметики и черчения.
4) Школы, в которых преподавались различные ремесла, рисование, иногда счетоводство и черчение и при поступлении требовалось знание курса только начальной школы. В этих школах общеобразовательные предметы не проходили. К таким школам можно отнести школу М.И. Иевлевой в Петербурге.
Отдельное, но немаловажное значение представляли учебные мастерские. Они существовали иногда отдельно, самостоятельно, но чаще при профессиональных школах. В них ученицы приучались непосредственно к ремеслу.
Женщины стремились получать высшее образование наравне с мужчинами. Но долгое время вопрос о высшем образовании женщин оставался под запретом. Бытовало мнение, что серьезное преподавание несовместимо с присутствием в вузах женщин. Однако стремление женщин к высшему образованию невозможно было сдержать.
Получение высшего образования в России являлось особенной проблемой для женщин в дореволюционной России. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт. Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей.
В 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут, причем окончившие этот Институт женщины-врачи получили равные с мужчинами права как на практическую врачебную деятельность, так и на государственную службу. Однако дипломы женских высших учебных заведений не давали дополнительных прав при трудоустройстве по сравнению с гимназическим аттестатом, за исключением Медицинского института.
Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании. Съезд принял много обстоятельных решений и дал толчок дальнейшему развитию женского образования. Женщины России оказались на пути к положению наиболее образованных женщин мира.
Начиная с момента своего становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности.
Остановившись более подробно на проблемах женского образования в России, было замечено, что долгое время в обществе сохранялось негативное отношение к женскому образованию. У женщин, особенно это касается низших сословий, существовали трудности в получении любого образования (будь то начальное, среднее или высшее). Образование и воспитание женщин проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер. Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало женский «идеал».
C момента формирования в XVIII в. высших учебных заведений дискриминация женщин в сфере высшего образования являлась официальной государственной политикой вплоть до начала XX в. Долгие годы государственные высшие учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола. Состав студенчества жестко регулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности России ее власти были принципиальными противниками совместного обучения мужчин и женщин в средней и высшей школе.
Итак, проблемы женского образования имеют давнюю историю и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине. Менялось отношение к женщине – менялось и отношение к женскому образованию.
В заключение хочется отметить, что женское образование – это не раздельные уроки или раздельное обучение, это даже не идеология преподавания. Это признание равных прав и возможностей, это равное отношение к образованию женщины и мужчины.
Список использованной литературы
1) Константинов Н.А., Медынский Е.М., Шабаева М.Ф. История педагогики. Учеб. Для педвузов. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, М, 1956.
2) Рослякова А.И. Из истории женского профессионального образования. Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвящённой теории и истории женского движения / Сост. И отв.ред. Г.А. Тишкин. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество.
5) Пушкарева Н.Л. Первые российские женщины-ученые // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997.
6) История отечественного образования. Учебное пособие. Хрестоматия.
[1] История отечественного образования. Учебное пособие. Хрестоматия
[4] История отечественного образования. Учебное пособие. Хрестоматия
[5] Пушкарева Н. Л. Первые российские женщины-ученые // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997.
[6] Константинов Н. А., Медынский Е. М., Шабаева М. Ф. История педагогики. Учеб. Для педвузов. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, М, 1956
[7] Рослякова А.И. Из истории женского профессионального образования. Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвящённой теории и истории женского движения / Сост. И отв.ред. Г.А. Тишкин. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 20
3. Характеристика основных женских учебных заведений
3.1 Смольный институт
В институт принимали дочерей дворян и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение словесности, истории, географии, иностранным языкам, рисованию. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению.
Обучение продолжалось 12 лет и делилось на четыре возраста по 3 года каждый. Позже, когда срок обучения сократили до 9 лет, стало три возраста.
В младшем возрасте девочек учили Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию.
Во 2-м возрасте прибавлялись история и география, в 3-м – словесные науки, скульптура, архитектура, геральдика, физика, токарное дело.
Воспитанницы последнего возраста по очереди назначались в младший класс для практического ознакомления с приемами воспитания и обучения. Уроки шли с 7 до 11 и с 12 до 14 часов, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными прогулками, играми на свежем воздухе или в залах. Воспитанницы учились круглый год, каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились экзамены. За день до экзамена воспитанница получала билет и должна была хорошо подготовится.
Преподавание было поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественно француженкам, т.к. русских учителей недоставало даже для мужских училищ. Естественно, что и учение шло на иностранных языках. Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте учили монахини.
Наказания не допускались, и единственным средством исправления провинившихся служило «пристыжение» перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков»
Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году, установившая плохое знание воспитанницами русского языка, и предписала увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке. В то же время, комиссия установила общечеловеческие цели воспитания в институте чисто женскими
В 1848 году «мещанская половина» Смольного института, была преобразована в Александровское училище, и в том же году в нем был открыт класс с педагогическим уклоном.
Следует отметить, что императрица постоянно держала в поле своего зрения все, что касалось Смольного института. Она дозволяла воспитанницам писать ей письма, при посещениях знакомилась с постановкой учебного и воспитательного процесса, рассматривала рукоделия, обходила помещения, бывала на концертах и спектаклях, приезжала на богослужения в институтскую церковь.
По окончанию, 12 лучших учениц по высочайшему указу были награждены золотыми медалями, получили императорские «шифры» (золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками), пожизненную пенсию и были определены ко двору став фрейленами.
3.2 Мариинский институт
Учебное заведение было открыто 22 декабря 1797 года как училище для беднейших сирот мещанского сословия. 17 ноября 1800 года по Высочайшему повелению учебное заведение Императрицы Марии Федоровны получило официальное наименование: «Мариинский институт».
Первый выпуск состоялся в 1802 году. Мария Фёдоровна лично следила за устройством дальнейшей жизни каждой институтки.
В 1828г. скончалась Мария Фёдоровна и закончился первый период в становлении Мариинского института. После её смерти покровителем института был Николай I, такой чести не удостаивалось ни одно учебное заведение России. Затем покровительство перешло Великой княжне Елене Павловне (супруге Михаила Павловича).
Учебное заведение ставило себе целью «сделать из них честных и добродетельных женщин, хороших и сведущих хозяек, попечительных нянек или надзирательниц за детьми, а в случае нужды, надежных и исправных прислужниц, искусных во всяких рукоделиях». Институт готовил, прежде всего, воспитательниц и учительниц, которых в то время крайне не хватало. Ряд учебных предметов преподавались на иностранных языках.
Императрица лично знала всех воспитанниц, десятерых из которых она всегда назначала своими пансионерками, то есть сама платила за их обучение. Она уделяла большое внимание здоровью «мариинок», некоторых во время каникул вывозили в Гатчину или Павловск на отдых.
В институте был свой Устав, разработанный Г.И. Вилламовым. Как и в других закрытых учреждениях, распорядок дня здесь был строгим. Вставали в «мариинке» в 6 утра, после молитвы шли завтракать, обычно пили чай с хлебом. Потом два часа уроков и рукоделие, а в 12 часов — обед, после которого до 2-х часов длился отдых. Затем возобновлялись занятия и продолжались до 5 часов. В 8 вечера — ужин, в 10 часов институтки отправлялись спать.
Платья «мариинок» были кофейного цвета, а пансионерки носили голубые. Телесные наказания считались нежелательными, но иногда допускались, хотя классные дамы старались воспитывать учениц, прежде всего словом и внушением.
Смольный институт благородных девиц
Считалось, что из Смольного института благородных девиц выходят самые элегантные фрейлины, добропорядочные жены и просто большие умницы. После того, как девочки попадали в это учебное заведение, они практически не видели родителей, а условия, в которых они жили, были по-настоящему спартанскими. В этом обзоре 30 фотографий из Смольного, которые позволят увидеть, как жили его воспитанницы.
Смольный институт благородных девиц, открывшийся в Санкт-Петербурге 5 мая 1764 года стал первым в России женским воспитательно-образовательным учреждением.
Правда, до учебного заведения Смольный явно не дотягивал, так как науки там изучались поверхностно. Упор в заведении делали на иностранные языки, хорошие манеры и дисциплину. Рассуждающие женщины были не в чести.
Устав Института разослали «по всем губерниям, провинциям и городам. дабы каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих в молодых летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию». Желающих отдать своих детей в заточение на 12 лет было немного. Многие сомневались, чему же буду учить там их чад. Но в 1764 году первый набор состоялся.
Правда, вместо предполагаемых 200 учениц набрали только 60 девочек 4-6 лет. Это были дети из малообеспеченных, но родовитых дворянских семей. Год спустя в институте открыли факультет «для мещанских девиц». Крестьянских девочек в заведение не принимали.
За порванный чулок за неаккуратности или за проделки девочек оставляли стоять посреди столовой в то время, как другие обедали. Девушек так тщательно оберегали от пороков, что в Библиях заклеивали седьмую заповедь о прелюбодеянии.
Условия в институте были спартанские, поскольку Бецкой был уверен, что только в здоровом теле здоровый дух. Он считал, что детей нужно приучать к холоду, поэтому в спальнях Смольного температуры была не более 16 градусов. Спали девушки на жестких кроватях, утром обязательно выходили на зарядку и умывались холодной водой из Невы.
Рацион питания в Смольном был по сегодняшним временам более, чем скромным. Дневное меню выглядело так:
— Утренний чай с булкой.
— Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон.
— Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок.
— Вечерний чай с булкой.
Бывали дни, когда в институте говорили только на французском или на немецком, а за пророненное русское слово невнимательной девочке надевали на шею картонный язык. Она должна была блуждать по галереям института и не могла даже сесть. Это длилось до того времени, пока она не услышит русскую речь от кого-то другого, и тогда язык переходил к другой жертве.
На втором этапе обучения добавляли географию и историю, а на третьем – чтение нравоучительных и исторических книг, геральдика, архитектура и физика. На последнем этапе обучения повторяли всё ранее изученное, уделяя особое внимание Закону Божьему и домоводством, что должно было подготовить девушку к будущей семейной жизни. Кроме этого, в последний год обучения девушки проводили уроки в младших классах, чтобы получить опыт в воспитании детей.
Шесть лучших учениц по окончании института получали золотой шифр – металлический вензель царствующей императрицы. Его носили на левом плече на белом в полоску банте. Вручали выпускницам и золотые и серебряные медали.
После окончания Института смолянок или устраивали при дворе фрейлиной, или выдавали замуж, или оставляли в родном институте в качестве преподаватели или классной дамы.