Как называется шапка у чеченцев
Как называется шапка у чеченцев
Чеченцы в чабанских папахах
Папаха — символ достоинства, гордости, чести.
Поговори с папахой, если тебе не у кого спросить совета. Чеченская пословица указывает на существенный атрибут одежды непременного ношения папахи чеченцем. Заходя в помещение головной убор никогда не снимали.
Значимее подарка для горца, чем папаха, не существовало. Денег на ее приобретение не жалели. А потеря головного убора предвещала его обладателю скорую гибель. Для чеченца папаха значит много больше, чем просто добротный головной убор, выполненный из меха или каракуля.
Если человек обладает высокими нравственными качествами, способен на свершение достойных поступков, он может носить папаху. То есть, соответствие личностных определенных черт человека приравнивалось к культу ношения шапки.
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров
Папаха — это вид шапки, полностью изготовленный из меха. Шапки подразделялись на типы исходя из того, какой формы они были, из какого материала изготавливались. В качестве материала использовались шерсть бухарских овец. Зимняя папаха шилась из овчины длинного ворса, покрывавшего верх шапки. Для лучшего сохранения тепла и защиты от непогоды папахи подбивали овчиной с коротко подстриженной шерстью.
Пастухи использовали шапки еще и в качестве подушки.
Сбить с головы чеченца папаху означало нанести серьезное оскорбление, за которым следовало неминуемое разбирательство частенько с кровопролитным исходом. Горцы дрались за свой головной убор до конца, ведь его потеря значила несерьезность поступков человека. Чеченца ставили на охрану объекта, а ему приходилось ненадолго отлучиться. Он снимал с себя папаху и клал при входе. Тронуть снятый головной убор горца значило бросить его владельцу вызов.
Махмуд Алисултанович Эсамбаев
В случае ссоры чеченец мог сорвать с себя папаху и бросить ее на землю, что значило только одно — ее владелец пойдет до конца, даже если придется умереть.
Мы знаем обычай, когда чеченская женщина, сняв с себя платок и бросив его к ногам бьющихся людей, может остановить смертельную схватку противников. В отличие от женщины мужчина не имел этого права снимать шапку даже в таком случае.
Если чеченец просит что-то сделать и снимает перед другим человеком папаху, — совершает поступок недостойный мужчины, — но поступает, как раб. В этом правиле всего одно исключение: чеченцы снимают папахи тогда, когда речь идет о прощении кровной вражды.
Немного слов о великом человеке, выходце из чеченской нации, танцовщике с большой буквы, Махмуде Эсамбаеве, хорошо знавшем горские традиции и цену своему головному убору. Его не могли заставить снять шапку даже в самых неординарных ситуациях.
Махмуд Эсамбаев частенько выезжал за пределы Чечни. Путешествуя по миру, принимаемый в чиновничьих кругах, он ни перед кем своего головного убора не снимал и называл его не иначе, как короной. Знаменитую папаху узнавали высшие чины.
На всех совещаниях Верховного Совета СССР, не изменяя горским традициям, Махмуд Эсамбаев сидел в папахе. По словам очевидцев, Леонид Брежнев перед началом всегда внимательно всматривался в зал. Если поверх голов он видел папаху, говорил следующее: «Махмуд на месте, давайте начинать».
По нашему полевому материалу, никакой элемент одежды не имел столько разновидностей, как головной убор. Он имел не только утилитарное, но часто и сакральное значение. Подобное отношение к шапке возникло на Кавказе в древности и сохраняется в наше время.
Существует и другое мнение, что чеч. куй заимствовано из грузинского языка. Эту точку зрения мы не разделяем.
По этому поводу Е.Н. Студенецкая пишет: «Материалом для изготовления папах служили овечьи шкуры разного качества, а иногда и шкуры коз особой породы. Теплые зимние папахи, а также пастушьи делали из овчины с длинным ворсом наружу, часто подбивая их овчиной с подстриженной шерстью. Такие папахи были теплее, лучше защищали от дождя и снега, стекавших с длинного меха. Для пастуха лохматая папаха часто служила и подушкой.
Длинношерстные папахи делали также из шкур особой породы баранов с шелковистой длинной и кудрявой шерстью или козьих шкур ангорской породы. Они были дорогими и встречались редко, их считали парадными.
Вообще же для праздничных папах предпочитали мелкий кудрявый мех молодых барашков (кур- пей) или привозной каракуль. Каракулевые шапки называли «бухарскими». Ценились также папахи из меха калмыцких овец. «У него пять шапок, все из калмыцкого барашка, он изнашивает их, кланяясь гостям». Эта хвала не только гостеприимству, но и богатству [3].
Кавказская каракулевая папаха со слегка расширенным кверху околышем (с течением времени высота ее понемногу увеличивалась) была и остается самым излюбленным головным убором чеченских и ингушских стариков. Ими также носилась шапка из овчины, которую русские называли папахой. Форма ее менялась в разные периоды и имела свои отличия от шапок других народов.
В Чечне и Ингушетии мужчины со времен принятия Ислама носят на голове шапочку типа тюбетейки (пес), сшитую из различных тканей и украшенную кисточкой (молла, к1ужал).
На каждую шляпу войлок изготовляли отдельно и натягивали на специальную деревянную форму (дечиган кеп) и крепко привязывали, определив его нужный размер и глубину. После высыхания заготовки ей обрезали края и формировали поля будущей шляпы, которые впоследствии окантовывались шнуром в тон. По форме шляпы были одинаковы для вайнахов любого возраста и социальной группы, но различия проявлялись лишь в цвете и качестве изделия.
Войлочная шляпа имела способность не пропускать воду, поэтому владелец ее мог использовать ее в качестве черпака для питья родниковой воды в горах.
Женщины, согласно адату, не имеют права носить мужской головной убор, но войлочную шляпу, как подтверждает полевой материал, она могла надеть только во время сельхозработ в поле. В настоящее время ни в Чечне, ни в Ингушетии войлочные шляпы не производят, если кто и носит их, то они имеют возможность купить их в магазине.
Мужские головные уборы чеченцев и ингушей
(конец ХIX — начало ХХ в.)
Шапки.
Головной убор во все времена являлся неотъемлемым атрибутом костюма горских мужчин. В частности, папаха всегда была для горцев символом достоинства. Об этом свидетельствуют бытующие среди вайнахов пословицы и поговорки, зафиксированные нами в ходе сбора полевых данных: «Мужчина должен беречь две вещи — папаху и имя.
Папаху сбережет тот, у кого на плечах умная голова, а имя сбережет тот, чье сердце в груди горит огнем»; «Шапку носят не для тепла, а для чести»; «Не мужчина тот, кто не может сберечь честь своей папахи». Хочется особо отметить, что для вайнаха не было подарка значимее, чем папаха. И поэтому она у него должна была быть самого лучшего качества, на ее приобретение не жалели денег. Уважающий себя мужчина появлялся на людях неизменно в папахе, ее не принято было снимать даже в помещении. Чеченцы и ингуши традиционно брили голову, что способствовало обычаю постоянно носить головной убор. Молодой чеченец или ингуш начинал брить бороду в возрасте 16-17 лет и оставлял усы — мекхаш. День первого бритья считался датой его вступления во взрослую жизнь.
Согласно этнографическим материалам, вайнахи носили шапки следующих типов: кхакхан куй — меховая шапка, холхазан куй — каракулевая шапка, жа1уьнан куй — пастушья шапка.
Чеченцы и кисты называли шапку — куй, ингуши — кий, грузины — куди. По мнению Ив. Джавахишвили, термин куди заимствован из персидского языка, в котором худ означает «шлем»1.
У чеченцев и ингушей головные уборы разделялись по материалу и форме: папаха (шапка, целиком изготовленная из меха; а также шапка с меховым околышем и верхом из сукна и бархата); шапка, сшитая из овчины со стриженым мехом; шапка, сшитая из цветной ткани; войлочная шляпа; башлык.
«Материалом для изготовления папах, — пишет Студенецкая, – служили овечьи шкуры разного качества, а иногда и шкуры коз особой породы. Теплые зимние папахи, а также пастушьи папахи делали из овчины с длинным ворсом наружу, часто подбивая их овчиной с подстриженной шерстью»2. Такие папахи были теплее, лучше защищали от осадков. Для пастуха лохматая папаха часто служила и подушкой.
Парадные варианты папах изготавливались в Чечне в основном из курпея (мелкий кудрявый мех молодых барашков) или из привозного каракуля. Каракулевые шапки называли «бухарскими» (каракуль привозили из Средней Азии). Ценились также папахи из меха калмыцких овец. «У него пять шапок, все из калмыцкого барашка, он изнашивает их, кланяясь гостям». Это хвала не только гостеприимству, но и богатству».3
В Чечне шапки делали довольно высокими, расширенными кверху, с выступающим над бархатным или суконным верхом околышем. (У ингушей они были ниже, что, видимо, объясняется влияние формы шапок, бытовавших в соседней Осетии). По мнению авторов — А.Г. Булатовой, С.Ш. Гаджиевой, Г.А. Сергеевой, — в 20-х годах XX века по всему Дагестану распространяются папахи с несколько расширенным верхом (высота околыша — 18см, ширина основания — 20, верха — 26 см ), которые шьются из мерлушки или каракуля, верх – матерчатый (из сукна или бархата ярких тонов)4. Особенно ценилась папаха из золотистого каракуля.
Аварцы Салатавии и лезгины называли описываемый головной убор «чеченской папахой», кумыки и даргинцы – «осетинской», а лакцы – «цудахарской» (вероятно потому, что мастерами-шапочниками были в основном цудахарцы).
Состояла папаха как бы из двух частей: простеганной на вате матерчатой шапочки и прикрепленного к ней с внешней стороны высокого (16-18см), расширяющегося кверху (в самой широкой части – до 26 см ) мехового околыша. Кавказская каракулевая папаха была и остается по сей день любимым головным убором чеченских и ингушских стариков.
Также среди вайнахов бытовала шапка, сшитая из овчины со стриженым мехом. Носили ее мехом вовнутрь.
В Чечне и Ингушетии до сих пор весьма популярен мужской головной убор типа тюбетейки (чеч. – пиэс; инг. — феск), сшитый из ткани и украшенный кисточкой (молла, к1ужал).
Войлочные шляпы. У вайнахов бытовали также войлочные шляпы, хотя и были они менее популярны, чем у соседних народов (осетин, кабардинцев, народов Дагестана). Носили их в основном весной и летом во время полевых работ. Чеченцы называли такие шапки мангалан куй (шапка косаря). Изготовляли войлочные шляпы из валяной шерсти в основном белого цвета. Верх шляпы имел форму полусферы, поля были большие, мягкие.
Башлык (чеч. – башлакъ). Башлык являлся элементом национальной одежды у всех народов Северного Кавказа. Само слово «башлык» — тюркского происхождения (баш – голова). Об этом говорит в своей работе и Ив. Джавахишвили:5 «Башлуг1 — турецкое слово», — отмечает он. Причем термин этот употребляется практически всеми народами Кавказа без каких-либо значительных изменений. Форма башлыка была, в общем, одинаковой у всех народов Кавказа, имелись лишь локальные отличия в пошиве и покрое. Башлык – это теплый головной убор с длинными закругленными концами, надеваемый поверх шапки. Кроили его из сложенной вдвое ткани, а сшивался он сзади. Шили башлык из домотканого и фабричного сукна. Богато украшенный башлык был неотъемлемым атрибутом наряда жениха. Башлык служил достойным подарком, его дарила невестка родственникам мужа. В этом случае его положено было расшить как можно красивее. Башлыки шили из белого, черного, серого или крашеного сукна. Украшали их галуном, золотым шитьем, шелковой тесьмой, кисточками из разноцветных ниток. В настоящее время башлык, этот оригинальный элемент горской одежды, к сожалению, вышел из употребления, но остается полноправной частью этнического костюма участников художественной самодеятельности и профессиональных артистов.
1 Джавахашвили И.А. Материалы к истории материальной культуры грузинского народа. III – Тбилиси., 1962. С.139.
2 Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII – XX вв.- М. Наука. С.113.
3 Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII – XX вв.- М. Наука. С.113.
4 Булатова А.Г., Гаджиева С.Ш., Сергеева Г.А. Одежда народов Дагестана. – Пущино. 2001. С.86.
5 Джавахашвили И.А. Указ. соч. С.145.
Гарсаев Л.М., к.и.н. Гарсаева М.М.,ст. преп. ЧГПИ
Журнал «Нана» 2009-10
По нашему полевому материалу, никакой элемент одежды не имел столько разновидностей, как головной убор. Он имел не только утилитарное, но часто и сакральное значение. Подобное отношение к шапке возникло на Кавказе в древности и сохраняется в наше время.
Существует и другое мнение, что чеч. куй заимствовано из грузинского языка. Эту точку зрения мы не разделяем.
По этому поводу Е.Н. Студенецкая пишет: «Материалом для изготовления папах служили овечьи шкуры разного качества, а иногда и шкуры коз особой породы. Теплые зимние папахи, а также пастушьи делали из овчины с длинным ворсом наружу, часто подбивая их овчиной с подстриженной шерстью. Такие папахи были теплее, лучше защищали от дождя и снега, стекавших с длинного меха. Для пастуха лохматая папаха часто служила и подушкой.
Длинношерстные папахи делали также из шкур особой породы баранов с шелковистой длинной и кудрявой шерстью или козьих шкур ангорской породы. Они были дорогими и встречались редко, их считали парадными.
Вообще же для праздничных папах предпочитали мелкий кудрявый мех молодых барашков (кур- пей) или привозной каракуль. Каракулевые шапки называли «бухарскими». Ценились также папахи из меха калмыцких овец. «У него пять шапок, все из калмыцкого барашка, он изнашивает их, кланяясь гостям». Эта хвала не только гостеприимству, но и богатству [3].
Кавказская каракулевая папаха со слегка расширенным кверху околышем (с течением времени высота ее понемногу увеличивалась) была и остается самым излюбленным головным убором чеченских и ингушских стариков. Ими также носилась шапка из овчины, которую русские называли папахой. Форма ее менялась в разные периоды и имела свои отличия от шапок других народов.
В Чечне и Ингушетии мужчины со времен принятия Ислама носят на голове шапочку типа тюбетейки (пес), сшитую из различных тканей и украшенную кисточкой (молла, к1ужал).
На каждую шляпу войлок изготовляли отдельно и натягивали на специальную деревянную форму (дечиган кеп) и крепко привязывали, определив его нужный размер и глубину. После высыхания заготовки ей обрезали края и формировали поля будущей шляпы, которые впоследствии окантовывались шнуром в тон. По форме шляпы были одинаковы для вайнахов любого возраста и социальной группы, но различия проявлялись лишь в цвете и качестве изделия.
Войлочная шляпа имела способность не пропускать воду, поэтому владелец ее мог использовать ее в качестве черпака для питья родниковой воды в горах.
Женщины, согласно адату, не имеют права носить мужской головной убор, но войлочную шляпу, как подтверждает полевой материал, она могла надеть только во время сельхозработ в поле. В настоящее время ни в Чечне, ни в Ингушетии войлочные шляпы не производят, если кто и носит их, то они имеют возможность купить их в магазине.
Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева
Папаха на Северном Кавказе – целый мир и особый миф. Во многих кавказских культурах мужчина, на голове которого папаха или вообще – головной убор, априори наделяется такими качествами, как мужество, мудрость, чувство собственного достоинства. Человек, надевший папаху, словно подстраивался под нее, стараясь соответствовать предмету – ведь папаха не позволяла горцу наклонить голову, а значит – и идти к кому-то на поклон в широком смысле.
Не так давно я была в ауле Тхагапш в гостях у Батмыза Тлифа, председателя аульского «Чиле Хасэ». Мы много говорили о традициях аульного самоуправления, сохранившихся у причерноморских шапсугов, а перед уходом я спросила у нашего гостеприимного хозяина разрешения сфотографировать его в парадной папахе – и Батмыз словно помолодел на моих глазах: сразу другая осанка и другой взгляд.
Батмыз Тлиф в своей парадной каракулевой папахе. Аул Тхагапш Лазаревского района Краснодарского края. Май 2012. Фото автора
С папахой связаны многие обычаи горцев – это не только головной убор, в котором зимой тепло, а летом прохладно; это символ и знак. Мужчина никогда не должен снимать папаху, если он кого-либо просит о чем-либо. За исключением только одного случая: папаху можно снять только тогда, когда просят о прощении кровной мести.
В Дагестане молодой человек, опасающийся открыто свататься к понравившейся девушке, когда-то закидывал в ее окно папаху. Если папаха оставалась в доме и не вылетала тотчас обратно, значит, можно рассчитывать на взаимность.
Оскорблением считалось, если у человека сбивали с головы папаху. Если же человек сам снял и оставил где-то папаху, никто не имел право трогать ее, понимая, что будет иметь дело с ее хозяином.
Журналист Милрад Фатулаев вспоминает в своей статье известный случай, когда, отправляясь в театр, известный лезгинский композитор Узеир Гаджибеков покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.
Головные уборы не снимали и в помещении (за исключением башлыка). Иногда, снимая шапку, надевали легкую шапочку из ткани. Существовали и особые ночные шапки – главным образом у стариков. Горцы брили или очень коротко стригли голову, что также консервировало обычай постоянно носить какой-либо головной убор.
Наиболее старой формой считались высокие лохматые шапки с выпуклым верхом из мягкого войлока. Они были так высоки, что верх шапки наклонялся в сторону. Сведения о таких шапках записаны Евгенией Николаевной Студенецкой, известным советским этнографом, от стариков карачаевцев, балкарцев и чеченцев, которые сохранили в памяти рассказы отцов и дедов.
Для праздничных папах предпочитали мелкий кудрявый мех молодых барашков (курпей) или привозной каракуль.
Черкесы в папахах. Рисунок любезно предоставлен мне ученым-истрриком из Нальчика Тимуром Дзугановым.
Каракулевые папахи называли «бухарскими». Ценились также папахи из меха калмыцких овец.
Форма меховой папахи могла быть разнообразной. В своих «Этнологических исследованиях об осетинах» В.Б. Пфаф писал: «папаха сильно подвержена моде: порою ее шьют очень высокою, в аршин и более высоты, а в другое время довольно низкою, так что она немного лишь выше шапки крымских татар».
В конце 19 – начале ХХ вв. шапки из меха (из овчины с длинной шерстью) бытовали главным образом в качестве пастушеских (чеченцы, ингуши, осетины, карачаевцы, балкарцы).
Высокая папаха из каракуля была распространена в Осетии, Адыгее, плоскостной Чечне и редко – в горных районах Чечни, Ингушетии, Карачае и Балкарии.
В начале ХХ века вошли в моду невысокие, почти по голове, суживающиеся кверху шапки из каракуля. Их носили главным образом в городах и прилегающих к ним районах плоскостной Осетии и в Адыгее.
Папахи стоили и стоят дорого, поэтому имелись у богатых людей. У богатых людей было до 10-15 папах. Надир Хачилаев рассказывал, что купил в Дербенте папаху уникального переливающегося золотистого оттенка за полтора миллиона рублей.
После первой мировой войны на Северном Кавказе распространилась невысокая шапка (околыш 5-7 сам) с плоским донышком из ткани. Околыш делали из курпея или каракуля. Донышко, выкроенное из одного куска ткани, находилось на уровне верхней линии околыша и пришивалось к нему.
Такую шапку называли кубанкой – впервые ее стали носить в Кубанскойм казачьем войске. А в Чечне – карабинкой, из-за ее малой высоты. У молодежи она вытеснила другие формы папах, а у старшего поколения сосуществовала с ними.
Отличие казачьих шапок от горских шапок – в их разнообразии и отсутствии стандартов. Горские шапки – стандартизированы, казачьи – основаны на духе импровизации. Каждое казачье войско в России отличалось своими шапками по качеству ткани и меха, оттенкам цвета, форме – полусферической или плоской, выделке, пришивным лентам, швам и, наконец, по манере носить те самые головные уборы.
Папахи на Кавказе очень берегли – хранили, покрывая платком. При поездке в город или на праздник в другой аул праздничную шапку везли с собой и надевали только перед въездом, снимая более простую шапку или войлочную шляпу.
В ближайших постах – продолжение темы мужских головных уборов, уникальные фото и модные папахи от Готье…