Как называется родословная у башкир

Родословная башкир — шежере

Как называется родословная у башкир. Смотреть фото Как называется родословная у башкир. Смотреть картинку Как называется родословная у башкир. Картинка про Как называется родословная у башкир. Фото Как называется родословная у башкир

Дата публикации: 15.08.2016 2016-08-15

Статья просмотрена: 2997 раз

Библиографическое описание:

Хафизова, А. И. Родословная башкир — шежере / А. И. Хафизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 298-300. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33213/ (дата обращения: 27.12.2021).

Башкирский народ, как и другие народы нашей страны, имеет большую и чрезвычайно богатую событиями историю. Перед историками Башкортостана стоит ответственная задача — раскрыть перед современниками историю своего народа, от этапа к этапу проследить мужественную борьбу трудящихся за свободную и счастливую жизнь.

В поисках документальной базы жизни башкир были обнаружены интереснейшие факты. Оказалось, что в Башкирии существуют летописные памятники, которые содержат большое количество информации о башкирском народе. Эти документы — башкирские шежере.

Шежере — башкирская родословная, генеалогическая запись племен и родов у башкир, а также у других тюркских народов. Шежере представляет собой генеалогическое древо, куда вносились имена предводителей родов по мужской линии, помимо этого включались сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племен. Самые ранние шежере датируются временами булгарского периода, то есть возраст некоторых из них составляет более тысячи лет. После принятия ислама генеалогические записи у башкир стали называться арабским словом «шежере», что в дословном переводе на русский язык означает «дерево», в смысловом же переводе — «родословие». Известный этнограф Р. Г. Кузеев, ставший одним из первых исследователей башкирских шежере, перевел это понятие как «генеалогическая летопись». То есть содержание шежере значительно шире простого родословия. В его работах содержатся глубокие наблюдения генеалогии башкирских родов, начиная с глубокой древности. Автор пришел к выводу, что шежере — это не просто родословие, а генеалогическая летопись [1, с. 67].

Башкирские родословные составлялись многими поколениями на протяжении столетий, не раз переписывались, знания о них передавались детям и внукам. Наиболее точно и подробно знали родословную аксакалы рода. В целях охранения памяти родоплеменной генеалогии и важнейших исторических фактов башкиры излагали свое прошлое преимущественно в стихотворном, зарифмованном виде, ибо родословная в форме стиха легче заучивалась и с меньшими искажениями передавалась из поколения в поколение. Составление и знание шежере является особо чтимой традицией среди башкир. Потерять шежере считалось большим позором.

Шежере в некоторой степени носят характер исторического документа, своеобразного письменного памятника: в них наряду с историческими сведениями имеются сообщения о быте, нравах народа, юридических и морально — этических нормах, сюжеты произведений народного творчества, литературные фрагменты. Отдельные шежере охватывают довольно большой исторический период в несколько веков и более. Из исследований шежере можно почерпнуть факты об устройстве общества того времени, информацию о межплеменных отношениях, некоторых давних событиях.

В настоящее время среди башкир наблюдается тенденция к увеличению интереса своими историческими корнями. В Башкортостане ежегодно отмечается праздник «Шежере — байрам». В ходе праздника старшее поколение повествует младшему о своей родословной, упоминая об известных личностях и примечательных событиях в истории рода. Помимо вышесказанного, существуют сайты, собирающие шежере в единую базу данных. Подобная структура может служить для поиска родственников или информации о своих предках.

Для изучения генеалогии башкирских родов большое значение имеет исследование семьи и брака у башкир. В данном отношении особый интерес представляют монографии А. З. Асфандиярова. Автор увлекательно описывает свадебные обычаи и обряды, детально анализирует формы семьи, брака и развода, имевшихся у башкир [3, с. 101].

В 2002 году был издан первый выпуск сборника документов «Башкирские родословные», составителями которого стали ученые Р. М. Булгаков и М. Х. Надергулов. Это сразу стало крупным событием и новой вехой в истории изучения башкирских родословных, так как данный труд имеет огромное фундаментальное значение в плане дальнейшего исследования этого вида источников. Здесь, наряду с публикацией множества шежере различных племен и родов, был представлен их анализ, транслитерация текстов и комментарии [4, с. 245]

Северо — запад нашей республики сыграл важную роль в этногенезе башкирского народа. И тому пример — история башкирского рода Гирей. До момента вхождения в состав башкирского народа этот род имел собственную государственность, история которой отражена в ряде средневековых источников.

Монгольское название кереит состоит из корня «Кере» и суффикса множественности «ит». Таким образов слово Кере+ит переводится «вороны». В башкирской родоплеменной номенклатуре используется единственное число данного этнонима — Гэрэ, или Гирей [5, с. 34].

Согласно одной из версий, Кереиты изначально жили в Монголии. Во время нашествия Бату-хана, гирейцы всегда находились в авангарде его войск, так как были самыми сильными и беспощадными. Таким образом, гирейцы оказываются здесь, на территории России. Именно поэтому род Кереит ныне есть в составе башкир, казахов, ногайцев и крымских татар.

Кереиты вошли в состав башкирского народа, вероятнее всего в XIII в., став его неотъемлемой частью. Переселившись в Башкирию Кереиты, или Гереи, воспринимают башкирский язык и новую для них религию — Ислам.

Первоначально Гирейцы, вероятнее всего, жили на юге Башкортостана. В Ишимбайском районе республики до сих пор проживает южная ветвь этого племени. Однако в XV веке их, как представителей других башкирских родовых структур призывают на службу правители вновь образованного Казанского ханства. Они получают тарханные ярлыки и земли вдоль Белой, Яика и Мензели. И составляют наряду с другими башкирами, табыно–ириктинцами, кыпчаками, тамьянцамии другими служилый слой ханства [5, с. 156].

В эпоху Казанского ханства башкиры активно вовлекались в военно — политическую жизнь Казанского ханства. Придя на новые места, они теснят более древних обитателей края. Башкирские роды юрми, еней, буляр, которые сегодня населяют восточную часть Татарстана. Башкиры рода Гирей ныне проживают во многих деревнях Краснокамского, Илишевского, Янаульского, Татышлинского районов. Как мы видим, Гирейцы населяют северо — западную часть Башкортостана.

Еще совсем недавно поиск собственных корней многим показался бы глупой и бессмысленной затеей. Сегодня же восстановление генеалогии подобно строительству моста через разрыв между поколениями, который образовался в результате социальных потрясений прошлого столетия. Печальным результатом этого разрыва стала утрата значительной частью северо — западных башкир собственной этнической идентичности. Однако все возвращается на круги своя. Гирейцы вспомнили о своем происхождении и перед ними открылась грандиозная перспектива славной истории башкирского народа.

Источник

Башкирская генеалогия

Известно, что в древности у многих народов и племен бытовала традиция составлять и в устной форме или письменной форме передавать от поколения к поколению генеалогию родоплеменной знати и правителей. До появления бумаги, как таковой, генеалогические записи делались на бересте, шкурах, камнях, стелах и прочих традиционно используемых для письма материалах.

Традиция составления генеалогий была широко распространена и у древних тюрков. Известный башкирский просветитель-демократ XIX в. М. Уметбаев в своей работе «Башкиры» отмечал, что для башкира-вотчинника было важно знать три вещи:
1) свое собственное происхождение, т.е. род;
2) поименное знание и объяснение звезд;
3) знание преданий и легенд о великих ханах.

В виде синонимов слова «шежере» башкиры в своей письменной практике довольно часто употребляли также слова «насабнаме», «насапхат», «силсиля» и «тайра». И все же с давних времен в большинстве случаев башкиры относительно родословных употребляли слово «шежере». Это слово прочно утвердилось как в языке народа, так и в научной литературе.

По формальным, внешним признакам башкирские шежере делятся на два основных вида: номинальные и нарративные. Первый вид представляет из себя список мужских имен, расположенных в хронологической последовательности по разным направлениям и исходящих из одного общего корня. Внешне он напоминает дерево с многочисленными ветками. Отсюда и название «шежере», в переводе с арабского обозначающее «дерево». Второй вид, обычно, также имеет разветвленную цепь имен, но в нем, в отличие от первого вида, содержатся еще и повествовательные тексты.

Башкирские шежере, как и многие другие виды письменных памятников, подвергались тяжелым испытаниям времени. Особенно варварски обращались с ними в первые десятилетия советской власти, когда все прошлое, старинное огульно отрицалось, критиковалось и разрушалось. По рассказам пожилых людей, в тридцатые годы арабографичные рукописи и старопечатные книги сотнями и тысячами вывозились из деревень и сжигались. Те, кто уважал историю и дорожил духовным наследием своих предков, закапывали письменные памятники глубоко в землю или опускали на дно рек и озер. Таким образом, вместе со старинными рукописями и печатными книгами были сведены на нет сотни древних родословных записей. Тем не менее, благодаря счастливым случайностям, до наших дней дошли около 150-и башкирских шежере. В настоящее время они хранятся в архивах и библиотечных фондах Уфы, Оренбурга, Казани, Санкт Петербурга и Москвы, а также в частных коллекциях.

В последние годы в башкирском обществе снова усиливается интерес к прошлому и былым событиям. Идет активный поиск истоков и генетических корней. Многие люди стремятся выявить и установить имена своих некогда забытых предков, ознакомиться с их биографиями и деятельностью. По старинным образцам составляются родословные схемы, организуются встречи сородичей и праздники шежере. А это значит, что шежере возраждается, приобретает новую жизнь.

Из Краткой энциклопедии Башкортостана:
ШЕЖЕРЕ (шэжэрэ), генеалогич. запись башкирских племен и родов. В Ш. вносились имена предводителей родов по муж. линии, включались сведения об ист. событиях, о важнейших фактах жизни родов и племен. Особенностью Ш. является сочетание документальности с вымыслом. Знание родовых Ш. считалось обязательным. В 15-16 вв. Ш. получили письм. оформление. Самые ранние Ш., возможно, были зафиксированы в булгарский период. Баш. Ш. в изв. степени носят энциклопедич. характер: в них наряду с ист. сведениями имеются сообщения о быте, нравах народа, юрид. и морально-этич. нормах, сюжеты произв. нар. т-ва, лит. фрагменты. Отд. Ш. охватывают довольно большой ист. период. Напр., Ш. рода айле содержит трактовку событий начиная с древних времен до 18 в., включая период Булгарского гос-ва и Золотой Орды. В кыпсакских родовых Ш. эпоха кыпсакских объединений (Дешт- и Кыпчак) и последующие события 15-16 вв. отражены в связи с историей башкир. В Ш. ранних периодов преобладает фольк. материал: мифы, предания и легенды. В последующих Ш., касающихся событий 13-15 вв., осн. место занимают ист. факты, иногда встречаются сюжеты героич. эпоса, песен, элементы обрядового фольклора. Таковы, напр., Ш. карагай-кыпсакского, тамьян-катайского, табынского, усерганского родов и племен. Один из вариантов «Шежере племени усерган» написан в стихах и представляет собой письм. поэтич. пам. Своеобразно по форме, структуре и стилю Ш. ялан-бурзянского рода, представляющее собой памятное письмо («Мэктyб телмэре») от поколения к поколению. Баш. Ш. опирается и на традиции Ш. тюрк., монгольских, араб. и иранских народов, особенно на такие книжные образцы, как «Сборник летописей» («Жэмэиг эт-тэуарих», 1300-1310) Рашид-ад-адина, «Тюркские шежере» («Шэжэрэ-и тэрк», 17 в.) Абулгазы, «Сборник истописей» («Жэмэиг эт-тэуарих,» 1602) Кадыра Гали.

Источник

Как узнать свою родословную?

Почему именно семь поколений? Сей факт базируется на основе учений персидских мудрецов.

● Первое поколение — это вы сами. Символизирует взаимодействие с энергией Солнца.

● Второе — ваши родители. Это энергия Луны, которая влияет на здоровье, эмоциональное состояние и ближний круг.

● Третье поколение — это бабушки и дедушки. Символизирует коммуникабельность, интеллектуальный потенциал и таланты.

● Четвертое — прабабушки и прадедушки. Отвечает за благосостояние и любовь.

● Пятое поколение — родители прадедов. Символизирует напористость и волю.

● Шестое — деды прадедов. Отвечает за положение в обществе.

● Седьмое поколение — прадеды прадедов. Определяет нашу судьбу.

Как называется родословная у башкир. Смотреть фото Как называется родословная у башкир. Смотреть картинку Как называется родословная у башкир. Картинка про Как называется родословная у башкир. Фото Как называется родословная у башкир

Знакомимся с башкирским шежере

Родословная в башкирском языке называется шежере, что переводе с арабского означает «дерево». В шежере записываются имена всех родственников по мужской линии в хронологическом порядке. Это широкое понятие символизирует стремление к познанию древности и представляет особый культурный код башкирских народов. Во многом благодаря составлению шежере удалось сохранить богатое этнокультурное наследие предков.

В XIX-XX вв. в Башкирии накопилось множество материалов, полезных в изучении генеалогии. Однако с установлением советского режима в стране возникли запреты на исследование своей родословной. Причиной тому стало табу на развитие краеведения и вытекающее из этого убеждение, что подобные документы являются пережитками прошлого.

Как называется родословная у башкир. Смотреть фото Как называется родословная у башкир. Смотреть картинку Как называется родословная у башкир. Картинка про Как называется родословная у башкир. Фото Как называется родословная у башкир

В последние десятилетия интерес к генеалогии обретает все большую популярность среди жителей Башкирии. В 2006 году в Республике Башкортостан был официально установлен праздник «Шежере байрам», который посвящен изучению своей родословной. Торжество проходит в каждом населенном пункте Башкирии: проводятся конкурсы среди составителей шежере, парад родов, этнокультурные выставки, концерты национальных исполнителей.

В целом шежере бывает двух видов и разделяются на номинальные и нарративные. В первом случае родословная выглядит как запись имен в виде генеалогического дерева. Нарративные шежере отличаются наличием литературной составляющей. Помимо списка имен там содержатся элементы фольклора: легенды, предания, пословицы, мифы. Текст в таком шежере может меняться от прозы к стихотворной форме. Также отражены сведения об обычаях, морально-этических нормах, нраве и быте конкретного племени. В совокупности все это придает родословной дополнительную ценность, что важно не только для исследователей генеалогии, но и для филологов, историков и др.

Эти уникальные памятники летописания башкирского народа отражают историю рода и жизненные ценности на протяжении столетий. Шежере — синтез прошлого, настоящего и будущего с общей идеей бессмертия и вечного продолжения жизни.

Возраст самых древних башкирских родословных составляет более 1000 лет. Сегодня в музеях Уфы, Москвы, Санкт-Петербурга можно встретить около 150 подлинных шежере, которые сохранились до наших дней

Способы составления родословной

Как называется родословная у башкир. Смотреть фото Как называется родословная у башкир. Смотреть картинку Как называется родословная у башкир. Картинка про Как называется родословная у башкир. Фото Как называется родословная у башкир

Изучение собственного генеалогического древа — не просто хобби, это процесс, который позволяет узнать свое происхождение и получить полезную информацию на основе опыта предыдущих поколений.

Благодаря погружению в историю своей семьи вы сможете лучше понять личные ценности и убеждения, а также проанализировать ваше окружение. Кроме того, эта информация поможет узнать, чем болели ваши прабабушки и прадедушки.

По способу составления родословные разделяются на два типа: восходящие и нисходящие. В первом случае исследование начинается с определенного лица, например, с вас. Далее собирается информация о бабушках, дедушках и более дальних родственниках. Таким образом, данные от вас восходят к более старшим поколениям, визуально образуя «крону» генеалогического древа. Важно помнить, что при составлении восходящей родословной не записываются братья и сестры. В этом заключается главный недостаток такого типа — древо не отражает всех родственников, а, следовательно, не дает полной картины.

Нисходящий тип представляет собой изучение родословной от наиболее дальнего из известных вам родственников прямиком к вашей личности. При этом в каждом поколении фиксируются все родственные связи, что дает обширное представление о вашем роде. В таком случае визуально во главе дерева будет располагаться именно тот, с кого вы начали исследование, замыкаясь на вас. Этот вид наглядно демонстрирует общие контуры жизни и быта племени, поскольку спускается с давних времен к нашим дням.

Приступаем к процессу

Как называется родословная у башкир. Смотреть фото Как называется родословная у башкир. Смотреть картинку Как называется родословная у башкир. Картинка про Как называется родословная у башкир. Фото Как называется родословная у башкир

Чтобы сделать первый шаг на пути к составлению своей родословной, необходимо начать работу с наиболее важного и объемного этапа — сбора основных сведений. Главная задача здесь — сформировать «ствол» генеалогического древа.

На этой стадии вам предстоит провести опрос бабушек, дедушек и более возрастных представителей вашей семьи. От них вы сможете получить кладезь ценной информации, которая не содержится в архивных источниках. Например, время и место рождения, даты вступления в брак, образование и другие сведения. Узнавайте как можно больше: выясните, каким характером обладали ваши родные, чем увлекались. Чтобы не упустить важные детали, запишите ваш разговор на диктофон — так вы сможете в любой момент воспроизвести запись и зафиксировать сведения, которые способны заполнить пробелы при составлении вашей родословной.

Вместе с тем на этой стадии задействуйте семейные архивы: письма, старые фотографии и документы, которые имеют отношение к вашим родственникам. Среди них могут оказаться почетные грамоты, дипломы, удостоверения. Вам повезет, если вдруг удастся найти личный дневник одного из предков. Каждая деталь имеет значение при составлении родословной.

Выстраивание генеалогического древа ведется по мужской линии. Однако вы можете указывать и представительниц женской части вашего рода, чтобы получить более обширное представление. Для каждого родственника записывайте фамилию, имя, отчество и даты рождения.

Работа с архивными документами

Как называется родословная у башкир. Смотреть фото Как называется родословная у башкир. Смотреть картинку Как называется родословная у башкир. Картинка про Как называется родословная у башкир. Фото Как называется родословная у башкир

Следующий этап — работа с архивными документами. К ним вы можете обратиться, когда уже собрали всю доступную информацию от родственников. Например, возникли трудности с установлением даты рождения дедушки или прадеда. Эти сведения можно попробовать найти в архивах районных ЗАГСов. Если же такие данные отсутствуют, то следует переходить на следующий уровень — республиканские и государственные архивы.

Первым делом важно установить принадлежность того или иного населенного пункта к уезду, волости или губернии. Если речь идет о советском периоде — то принадлежность к конкретному району или сельсовету. В этом помогут похозяйственные книги — в них фиксировались сведения о крестьянских хозяйствах, а также членах их семей, месте работы и др.

Затем следует обратиться к материалам сельскохозяйственной переписи 1917 года. На основе подворных карточек вы сможете выяснить дату рождения родственников из третьих и четвертых поколений. В Башкортостане сохранились данные переписи 1917 г., которые сегодня можно найти в сети в отсканированном виде. На основании этих сведений вы сможете продолжить дальнейший поиск в других архивах.

При поддержке Общества краеведов Республики Башкортостан создан историко-документальный проект «Башархив». Он предоставляет возможность всем, кто увлекается изучением своей родословной, ознакомиться с отсканированными карточками сельскохозяйственной переписи населения 1917 года и сведениями из ревизских сказок. Это поистине уникальная возможность, ведь документы переписи сохранились только в пяти регионах нашей страны.

Как называется родословная у башкир. Смотреть фото Как называется родословная у башкир. Смотреть картинку Как называется родословная у башкир. Картинка про Как называется родословная у башкир. Фото Как называется родословная у башкир

Если в подворных карточках вы не нашли нужной информации, обратитесь к метрическим книгам. В них с XVIII в. и до 1918 г. собирались сведения о родившихся, умерших и бракосочетавшихся гражданах. Из раздела «О родившихся» вы сможете установить год рождения ваших прадедушек, а также отчество — это поможет продвинуться дальше в составлении родословной на одно-два поколения. Если же данные о годе рождения выяснить не получается, необходимо обратиться к разделу «О бракосочетавшихся». Важно принять к сведению, что за 100 лет в среднем меняется три поколения, а также учитывать репродуктивный возраст мужчин (17-45 лет) и женщин (18-55 лет). Путем математических вычислений вы сможете найти нужные сведения в метрических книгах за предыдущие годы.

Следующий уровень изучения документов — ревизские сказки. Всего с 1719 по 1859 год в Российской империи прошло 10 ревизий. При составлении генеалогического дерева пользуйтесь этими данными в комбинации с метрическими книгами. Из всего массива информации следует тщательно выбирать именно те сведения, которые относятся к вашим родственникам.

Сперва просматривайте сказки за 1859 год, а затем поочередно каждую в порядке убывания вплоть до самой первой ревизии. Выписывайте все данные в хронологическом порядке и заносите в вашу родословную. Так вы сможете установить «ствол» вашего генеалогического древа и выявить родоначальника. Это скрупулезная работа, которая требует максимальной концентрации, внимания и терпения.

Как называется родословная у башкир. Смотреть фото Как называется родословная у башкир. Смотреть картинку Как называется родословная у башкир. Картинка про Как называется родословная у башкир. Фото Как называется родословная у башкир

Далее, установив родоначальника, переходите ко второму ключевому этапу. Если прежде вы двигались по восходящей, то теперь необходимо переключиться на нисходящий вектор. Для этого обратитесь к первой ревизской сказке по вашему населенному пункту и выпишите всех, кто относится к ближайшему кругу основателя вашего рода.

Указывайте сведения в том виде, в каком они обозначены в ревизских сказках: год ревизии, губерния, уезд, название деревни, номера фонда, описи, дела и листов. Сверив списки еще раз, переходите к данным следующей ревизии, параллельно прибегая к информации из разделов метрических книг. Удобство при работе с ревизскими сказками заключается в том, что они сгруппированы по годам, а также аккумулируют данные по дворам и семьям.

Оформление генеалогического древа

После того как вы завершили самую сложную часть работы по составлению родословной, можно уделить время ее оформлению. Особенно внушительно смотрится семейное древо с портретами родственников.

Как называется родословная у башкир. Смотреть фото Как называется родословная у башкир. Смотреть картинку Как называется родословная у башкир. Картинка про Как называется родословная у башкир. Фото Как называется родословная у башкир

В интернете есть множество ресурсов, которые дают возможность самостоятельно оформить свой труд. Онлайн-программы позволяют делать генеалогические исследования в различных красочных стилях, рассчитывать статистику по поколениям, например, количество ныне живущих родственников, число мужчин/женщин, количество детей в семье или среднюю продолжительность жизни.

Источник

Шежере

Изначально шежере существовали в устной форме, и их знание было обязательным. Со временем они стали появляться в письменной форме, в том числе и в стихотворном виде.

Шежере служат источником исторической, этнографической и антропологической информации.

Связанные понятия

Традиционно считается, что существует 92 рода и племени узбеков кочевого Дешт-и-Кипчакского происхождения, вошедших в состав будущей узбекской нации. Как установил современный историк Т.Султанов — эти 92 «рода» включают в себя «названия большинства тюркских и некоторых нетюркских этносов, населявших Среднюю Азию в то время».Существует легенда, о том что 92 человека отправились в Медину, где приняли участие в войне пророка Мухаммада против кафиров и были обращены в ислам святым Шах-и Марданом. Из.

У кыргызов с XVI века существовало деление на племена, которые в свою очередь делятся на роды — это деление носит название «санжыра». Общим отцом Тянь-Шаньских кыргызов согласно санжыре считается Долонбий, у которого было три сына Ак уул (от него происходит правое крыло), Куу уул (от него происходит левое крыло) и Кызыл уул (от него произошли внутренние кыргызы— «ичкилики»).

Шаңышқылы — древнее кочевое племя в составе Старшего жуза казахов. В литературе может упоминаться как «шанышклы», «шанышкылы», «шаншыклы», реже — «чанышкылы», «чанышклы», «санчкылы» и «чаншклы».

Устно-поэтическая традиция известна среди тюркоязычных племен уже в 6-8 веках: её элементы отмечены в орхонских памятниках. Искусство слова занимало почётное место в жизни кочевников-скотоводов. Безымянные акыны создавали народную поэзию, тесно связанную с обрядовым фольклором. Песни подразделяются на следующие жанры: той бастар (песня, предназначенная для начала свадьбы), сынсу (песня невесты при отъезде из родного аула), жар-жар (свадебная песня — состязание между джигитами и девушками), бет-ашар.

Султан (каз. Сұлтан, от араб. سلطان‎) — ненаследственное звание знати в Казахском ханстве. Приблизительно соответствует русскому «князь». Султаны избирались племенами, племенными подразделениями из числа торе. Из среды султанов выбирали хана.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *