Как называется процесс воскрешения мертвого
Воскрешение мертвых
Содержание
Воскрешение мёртвых — распространенный в мифологии и религии сюжет воскрешения Богом или святым умершего человека. Является частью представлений о загробной жизни.
Происхождение слова
В древнерусском языке слово «кресать» — означало «искрить» (сравните напр. слово «кресало» как часть огнива). Соответственно слово «воскресение» означает «возжигание искры (Божией)» в умершем теле.
Греческое слово анастасис, переводимое как «воскресение», буквально означает «вставание» и относится к возврацению из состояния смерти.
В древнегреческой мифологии
В Библии
В Библии описано множество случаев воскрешения мёртвых и 1 случай воскресения:
Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. |
В иудаизме
В христианстве
Церковное предание сообщает о случаях воскрешения усопших следующими учениками Иисуса Христа:
Церковное предание сообщает о случаях воскрешения усопших другими святыми:
Другие известные по Церковному преданию случаи воскрешения усопших:
В исламе
В Коране существует множество аятов о воскрешении, осуществляемом как Самим Аллахом, так и пророками от имени Аллаха.
Синдром Лазаря: как человек может «воскреснуть» после смерти
Известный библейский сюжет о воскрешении из мертвых некоего Лазаря, друга Иисуса Христа, верующие люди сомнению не подвергают. Атеисты, скептики и медики возражают: нет уж, «умерла, так умерла». Как можно вернуть к жизни человека через несколько дней после смерти, даже если этим занялся сам Иисус Христос? И вот скептики и прочие сомневающиеся посрамлены: ученые собрали данные, которые дают основание утверждать: после кончины человека можно вернуть к жизни спустя довольно долгое время его пребывания «на том свете». Этот феномен получил название «синдром Лазаря».
По своей сути синдром Лазаря – это отсроченное возвращение спонтанного кровообращения после прекращения сердечно-легочной реанимации. Впервые об этом сообщалось в медицинской литературе в 1982 году, а сам термин появился в 1993-м. Со времени первой публикации и до наших дней учетные зафиксировали 38 подобных случаев, для объяснения которых предлагают несколько версий, помимо «божественного вмешательства».
Исследователь Vedamurthy Adhiyaman опубликовал статью в журнале Королевского медицинского общества в 2007 году. Сообщалось, что в 82% случаев восстановление кровообращения наблюдалось менее чем за 10 минут после прекращения сердечно-легочной реанимации. В 45% случаев эти пациенты возвращались к жизни без серьезных последствий для здоровья. Исследователь уверен, что на самом деле «синдром Лазаря» встречается чаще – но медицинское сообщество не стремится обнародовать каждый такой факт, потому что профессиональная репутация врача, подтвердившего факт смерти, в подобных случаях ставится под сомнение.
Между тем известен распространенный в прошлый веках страх многих людей быть похороненными заживо. И надо признать – такие страхи небезосновательны. Зафиксировано множество случаев, когда после эксгумации тело якобы умершего человека находили в позе, которая дает основания утверждать: в гробу такой похороненный заживо человек приходил в себя и умирал уже окончательно из-за нехватки кислорода. Люди стали писать в своих завещаниях, что для подтверждения их смерти должны быть проведены разные процедуры: выливание горячей воды на кожу, воздействие раскаленными утюгами и просто вскрытие тела. В 1897 году изобрели специальный гроб с системой оповещения в виде флажков и колокольчиков, чтобы воскресший покойник мог позвать на помощь.
Одна из теорий объясняет синдром Лазаря гипервентиляцией легких во время реанимационных действий врачей. При возникновении дополнительных неблагоприятных факторов происходит повышение давления в конце выдоха, после чего случается остановка сердца. В группе риска — люди с хроническими обструктивными болезнями легких. Другая теория объясняет такое состояние отсроченным действием лекарственных препаратов, которые получают пациенты во время реанимационных мероприятий. Третья гипотеза утверждает, что синдром Лазаря связан с повышенным содержанием калия – гиперкалиемией. Есть и другие теории – менее аргументированные и не имеющие доказательной базы.
Сотрудник Университета Британской Колумбии доктор Michael Klein считает, что очень низкая температура тела замедляет сердцебиение и дыхание настолько, что их невозможно обнаружить без специальной аппаратуры. Похожая ситуация может быть вызвана каталепсией – это похожее на транс состояние с длительным сохранением одной позы, замедлением дыхания, снижением чувствительности к внешним воздействиям. Состояние каталепсии может продолжаться и несколько минут, и несколько недель. Его провоцируют некоторые неврологические заболевания (эпилепсия, болезнь Паркинсона), повреждения головного мозга, прием нейролептиков. При так называемом синдроме запертого человека мозг человека тоже живет, но почти полностью теряет контроль над телом. В 2016 году издание The Daily Mail сообщало о британке Кейт Аллатт – врачи объявили о смерти ее мозга, а она тем временем наблюдала за происходящим в палате, не имея возможности сообщить о том, что она жива и все чувствует.
Из 38 случаев зафиксированной смерти и воскрешения спустя относительно долгое у 13 человек был диагностирован инфаркт миокарда, у восьми – обструктивная болезнь дыхательных путей. Остальные пациенты «умерли» из-за разрыва аневризмы брюшной аорты, разрыва легочной артерии, желудочно-кишечных кровотечений, гиперкалиемии из-за почечной недостаточности, травм, сепсиса и передозировки опиатами и кокаином. Умерли – и воскресли, когда этого уже никто не ждал. Синдром Лазаря – это пограничное состояние между жизнью и смертью. К сожалению, вернуться из этого «небытия» удается не всем.
Воскрешение мертвых
Под воскрешением мертвых мы имеем в виду воскрешение мертвых тел. Но здесь подразумевается не физическое тело, а тело души, которое есть – желания. То есть душой мы называем отдачу (ближнему, Творцу), или намерение отдачи. А тело – это желания.
Поскольку тело столь презренно, оно сразу же, с момента рождения, приговорено умереть и быть погребенным. Что значит «приговорено умереть» и «быть погребенным»? Под телом имеются в виду желания с момента рождения, потому что они с эгоистическим намерением ради себя. Приговорено умереть – значит полностью отсечь себя от света, стать при этом мертвым. Человек считает свои желания с эгоистическими намерениями мертвыми, не может ими пользоваться, не желает ими пользоваться, желает, чтобы они были погребены. После этого желания проходят исправления, то есть вместо намерения ради себя, которое является намерением нечистых сил (клипот), они изменяются на намерение ради Творца, на отдачу. Это и есть воскрешение мертвых тел.
Само тело, сами желания,- не меняются, меняется только намерение. Тело само по себе нейтрально. Есть или эгоистическое намерение «ради себя», или намерение «ради Творца». Мы должны прийти к тому, что намерение «ради себя» будет у нас мертвым. Если мы добьемся намерения «ради Творца», это и будет воскрешением.
Допустим, у меня было желание, я изначально имел на это желание эгоистические намерения – все ради себя, это первое состояние.
Второе мое состояние, когда под воздействием Высшего света, который я возбуждаю на себя чтением Каббалы, учебой, эти желания постепенно начинают уходить от меня вниз. Я начинаю ощущать свое состояние как зло. И оно постепенно из меня выходит.
Я ощущаю, что они умирают, я достигаю такого состояния, когда я полностью свободен от них. И в следующем состоянии я начинаю принимать свойства Творца и постепенно устремляться к Нему. Вот это называется воскрешением, воскрешением тела.
А телом у нас всегда называется только желание, оно одно и то же, ничего с ним не происходит, только намерение меняется. Тело всегда состоит из одних и тех же желаний, в этом теле у меня всегда 620 желаний.
Это нами, в общем-то, понимается просто и правильно. Вопрос всегда возникает в другом: зачем мы рождается с намерением ради себя, затем нам необходимо самим увидеть зло в своем природном эгоизме и захотеть его умерщвления, чтобы полностью избавиться от плохих намерений и начать принимать в себя хорошие намерения? Зачем возвращается тело и оживает в «воскрешении мертвых», будто не может Творец насладить души без тел? Почему мы не можем изначально получить хорошие свойства и сразу быть в Творце? Почему мы должны приходить к Нему через плохие свойства?
Более того, как сказано в Зоар, пока не разложится все тело и останется хотя бы маленькая его часть (пока не уйдут все намерения «ради себя»), не сможет душа подняться и занять свое место в раю (воскреснуть и слиться с Творцом в подобии свойств).
Если так, то в чем заключается обязанность вернуться и воскреснуть из мертвых, без чего не сможет Творец дать наслаждение душам? И еще более странно высказывание мудрецов о том, что в будущем воскрешении мертвые тела должны встать в своих пороках, дабы не сказали: «Это другие тела».
Когда мы достигаем состояния воскрешения мертвых тел, воскрешения наших мертвых желаний, то в нас есть четкое понимание, что это наше тело и ничего в нем не изменилось, кроме одного: осознания, что мы избавляемся от своих прошлых намерений и сейчас желаем обрести намерение ради Творца. И тогда Творец, как сказано, вылечивает их пороки.
Надо понять, почему важно Творцу, чтобы не сказали Ему: «Это другое тело», настолько, что Он заново создает все пороки (в нас создает заново эти пороки), и должен будет вылечить их.
Кроме воскрешения тела должно быть осознание пороков. Когда мы освободились от них, когда они умерли, когда в нас уже ничего нет от них, мы должны затем взять эти пороки обратно, проявить их в себе, как бы отказаться от каждого и каждый переделать.
На что это похоже? Во мне изначально существуют эгоистические намерения, я делаю на них сокращение, запрет (цимцум), я не желаю иметь с ними никаких дел. Я остаюсь пустым, избавляюсь от них, и у меня ничего нет. После того, как я сделал цимцум, как я могу на себе это исправить? Я начинаю оживлять мертвых. Я закопал все эти намерения в землю, они у меня полностью сгнили, они для меня неживые.
А теперь я начинаю их оживлять. Я набрался духовных сил, теперь у меня есть экран (сопротивления эгоизму). Я беру каждое из своих эгоистических намерений, поднимаю их из земли и говорю: «О, это мое истинное исконное свойство, намерение ради себя. Сейчас я это намерение исправлю с «ради себя» на «ради Творца».
Так вот, изменение использования нашей природы с эгоистического – на отдачу называется воскрешением мертвых. Это воскрешение сил и наших подлинных желаний, которые мы оживляем и достигаем совершенной жизни. Это мы должны совершить сами. Для этого мы рождены и в этом наше великое предназначение Человека. Сначала мы делаем верный выбор жизненного пути, затем прилагаем все свои усилия к духовному развитию, получаем помощь Творца – и в итоге сливается с Ним.
Мы должны понять, что общая сила природы – это сила любви и отдачи. И если человек соответственным образом изменит себя, он начнет ощущать течение вечной и совершенной жизни. В действительности, наука Каббала объясняет нам, как реализовать это прямо сейчас, здесь и для каждого из нас.
Поэтому все это описано в символической форме. В человеке есть такие уровни желания: «мозг», «кости», «жилы», «мясо» и «кожа» (моха, ацамот, гедин, басар, ор). И в той части внутреннего желания человека, которое называется «кости», есть такие желания, которые не тлеют и способны воскреснуть. Все это касается лишь внутреннего изменения человека. Ведь во внешнем – мы просто животные. Наше тело – это обычное животное, такое же как у коровы или быка, не важно у кого. Оно животное абсолютно во всем, и в нем нет ничего, что бы относилось исключительно к человеку. Моя внутренняя суть – вот что называется «человек», а в моем теле нет ничего особенного. Поэтому речь идет о моем «Я», которое требует исправления и воскрешения.
Воскрешение из мертвых
Воскрешение из мертвых – одна из самых загадочных, самых бередящих любопытство тем. Для чего это? Как оно будет? Сразу возникают вопросы: если человек прошел несколько воплощений в разных телах, в каком теле он встанет из праха? Если он был женат несколько раз, с какой из жен он будет? Воскресают голыми или одетыми? Больными или здоровыми? В каком возрасте, в том, в котором человек умер, или как? И всяческие другие вопросы.
В каббале приводится такая аллегория: зло подобно кожуре плода, и оно полезно, когда плод растет – кожура его охраняет от опасностей. Мы видим это в детях – они полные эгоисты и способны думать лишь о себе, но именно это помогает им расти и развиваться, эгоизм детей, он хороший и вызывает лишь умиление взрослых.
Но для того, чтобы зло приносило пользу, есть два условия: 1) кожура должна существовать отдельно от плода, вне его, между ним и внешним миром, и 2) после созревания плода ее выбрасывают. А как ее выбросить, если она смешалась с мякотью плода и стала его частью?
Есть еще объяснение (ведь жизнь объемна, и одно и то же явление можно рассматривать с разных сторон), для чего нужно воскрешение из мертвых: человек в своей жизни делал не только зло, но и добро. Он выполнял семь заповедей ноахидов, шел против течения, терпел насмешки или просто вместо того, чтобы жить для себя, он ограничивал себя. Человек, выполняющий заповеди Б-га, называется «благочестивым», и чтобы им стать, надо приложить усилия. Это работа.
За работу полагается плата. Рабочий получает еду и одежду (или деньги, на которые можно это купить). Награда за службу учителю – мудрость, которую ученик ищет. А еще учитель может указать ему цель его жизни, научить пути, как заслужить жизнь вечную – такая награда несравненно выше.
Есть много уровней добра, известных нам, но еще больше – неизвестных. Общее в них то, что душа или тело получают наслаждение. Однако и душа, и тело – ограничены. И наслаждения, которые они способны воспринять – ограничены. Поэтому и награда, которую они могут получить, ограничена.
Но если человек выполняет заветы Творца, очищает себя и совершенствуется, это объединяет его с Б-гом. Нет служения более высокого, чем служение Б-гу, и нет добра больше того, что исходит от Б-га. Это самая большая награда, которая только возможна, но главное в ней то, что награда эта не ограничена. Это – жизнь вечная и блаженство вечное (слова затертые. хххсс. ). Чтобы получить такую награду, душа вновь должна соединится с телом, ведь они служили вместе. И награду будут получать вместе.
Еще объяснение: в этом цель творения мира. Мы видим, как вся природа стремится вверх: неорганические элементы впитываются в растения и становятся частью их, поднимаются на их уровень; растения поедаются животными и возносятся на их уровень; животных кушает человек, так животные становятся человеком. И нет разницы между частью человека, изначально рожденной человеком и той его частью, которая потом пришла в него из более низких уровней в виде еды. Вообще, все люди – это тело Первого Человека, созданное руками Б-га, плюс вся еда, которую они съели на протяжении своей истории.
Человек же по милосердию Б-жьему служит Б-гу и подниматься духовно; так, через человека, и вся природа служит Б-гу.
Но такое единство – внешнее, оно обусловлено поведением человека, выполнением им Б-жьих заповедей. В будущем, после воскрешения из мертвых, единство человека с Б-гом станет внутренним, сущностным. А через человека и вся природа соединится с Б-гом. Все сольется с Б-гом, и это есть цель творения.
Воскрешение из мертвых.
2) Воскрешение из мертвых нужно для того, чтобы люди смогли получить награду за служение Б-гу. Все, кто заслужил, удостоятся воскреснуть.
Человек, как и все остальные творения, создан таким, что он может подниматься с уровня на уровень по лестнице совершенства. Это его обязанность. Он должен приложить к этому все свои силы, и когда он приблизится к пределу своих возможностей, ему помогут Свыше, и это даст ему больше, чем он смог бы достичь самостоятельно. Говорится в Талмуде [1]: «Человек освящает себя немного внизу в этом мире – его освящают много сверху в будущем мире». В каббале это называется «пробуждение снизу вызывает пробуждение сверху» или еще: «пробуждение сверху, которое происходит после пробуждения снизу».
Б-г в Своем милосердии указал человеку путь к совершенству, и путь этот объемлет всю его жизнь от первого мига до последнего. Ведь совершенство любой вещи зависит от ее устремления к цели, ради которой она была создана.
Цель всего творения (и человека в частности) в том, чтобы, стать сосудом для Б-жественной сущности. А именно, чтобы материальный мир стал столь чист, что Б-г мог бы в нем проявиться в абсолютно полной мере. Это достигается устранением своего «я» перед «Я» Б-га, и в этом заключается мудрость Б-га и Его заповедей. Как написано [2]: «И заповедал Г-сподь соблюдать законы эти, дабы трепетали вы перед Г-сподом». Это объясняет, почему Б-г дал заповеди душам, одетым в материальное тело: для того, чтобы они создали из физической материи обитель Б-гу.
Как в служении идут от простого к сложному, так и в духовном поднимаются по ступеням снизу вверх. Так же и награда, которую человек получает за свое служение, приходит постепенно, и вместе с наградой человеку дают силу ее принять – его постепенно очищают, дабы он смог воспринять свет духовного и Б-жественную сущность. Это и есть истинная награда.
Конечно, есть исключения, и бывает, что Б-г открывается людям безо всякой связи с их поступками, как это было при выходе из Египта и даровании Торы. Но это исключения. В целом творение очищается и движется к совершенству постепенно. И даже если кто-то ошибся и упал, и вместе с ним упала часть мира, которая к нему относится и от него зависит, тем не менее, когда он вернется, он поднимет себя и свою часть мира на ступень более высокую, чем это было до падения.
В целом, по большому счету, есть три эпохи: этот мир, время Машиаха и воскрешение из мертвых. «Этот мир» – это время войн между материей и духом, между добром и злом, светом и тьмой. Иногда побеждает добро, а когда и.
Во времена Машиаха война закончится, добро и зло будут разделены, человечество достигнет своего совершенства и будет занято исключительно постижением Б-га. Но зло, как таковое, еще останется, и поэтому все, кто будут жить во время Машиаха, умрут, и только после этого воскреснут. В эпоху Машиаха все достигнут своего совершенства в смысле служения Б-гу настолько, насколько возможно силами человека и с помощью награды. Более того, эпоха Машиаха и есть главное время служения.
После воскрешения из мертвых зло исчезнет совсем. Б-г, аллегорически выражаясь, зарежет ангела смерти и злое начало в человеке. Совершенство не будет зависеть от служения и награды за него, а будет связано лишь с тем, что дают человеку сверху. Поэтому заповеди исчезнут [3], а все будут сидеть (не забываем, что это аллегория!) и наслаждаться постижением сущности Б-га. Это и называется, что мир станет сосудом для Б-га, т. е. будет очевидно, что мир и Б-г суть одно. И поэтому это будет время, когда души вернутся тела, ибо в этом и есть совершенство, и именно в этом изначальная цель творения.
[1] Йома, 39:1.
[2] Дварим, 6:24.
[3] Понятие заповеди подразумевает, что есть двое: тот, от кого заповедь исходит, и тот, к кому она обращена. Заповедь – это то, что Б-г хочет от человека, это желание Б-га, а не человека, и человек выполняет ее против своей воли, что требует душевной работы, которую мы называем служением. В будущем, когда человек и Б-г не будут разделены, а будут единым целым, желание Б-га станет и душевной потребностью самого человека. Поэтому мы говорим, что заповеди исчезнут, и не будет служения и награды за него.
Воскрешение из мертвых.
Часть 3
Здесь мы рассмотрим, как произойдут те или иные детали.
Время. После того, как Машиах утвердится царем народа Израиля, победит всех врагов народа Израиля, и будет построен Храм, закончится рассеяние евреев по всему мире, все они соберутся в земле Израиля. Через сорок лет после этого произойдет воскрешение из мертвых [1].
Место. Где бы ни был человек похоронен, его душа соединится с телом в земле Израиля. Тела тех, кто похоронен в чужой земле, с великой болью пройдут под землей, дойдут до земли Израиля и там выдут на поверхность. Но для тех, кто при жизни был праведен, образуются что-то вроде туннелей, и они пройдут без боли [2]. Конечно, кости сами двигаться не умеют, двигать их будет ангел Гавриэль [3].
В Талмуде сказано, что есть несколько категорий людей, у которых нет удела в будущем мире из-за их грехов. «Нет удела» означает, что они не смогут иметь свой отдельный удел, а будут питаться от удела праведников [4].
Старые души, которые уже были в мире не один раз в различных телах. Если человек за одну жизнь исправил только часть своей души, то эта часть и воскреснет в данном теле. То, что человек исправил при жизни в другом теле, воскреснет в другом теле [5]. Однако не следует думать, что человек, который воскреснет, будет с куском души. Душа – сущность духовная, и в каждой ее части есть всё. Хотя, по отношению к целой душе это лишь часть, но внутри себя она цельная.
Более того, все души вместе составляют одну целую душу первого человека Адама. Есть души, произошедшие из его головы, есть из волос, и так далее [6].
Как человек ушел из этого мира, так он и воскреснет: слепой – слепым, немой – немым, глухой – глухим. Похороненный в одежде, встанет в одежде. Воскресают в том виде, как есть, а потом Б-г всех излечит и оденет [7]. Но, возможно, что мертвые встанул в той одежде, в которой обычно ходили при жизни [8]. В Зоѓар [9] говорится, что слепые излечатся светом солнцем, который будет неограниченной силы.
Порядок. Те, кто похоронены в земле Израиля, воскреснут первыми, а потом воскреснут те, кто похоронен в других землях. А уже после этого воскреснут праотцы еврейского народа Авраам, Ицхак и Яаков. Это для того, чтобы земля уже наполнилась людьми, которые будут им радоваться и ликовать [10]. Дело в том, что праотцы первыми постигли Б-га, поэтому им полагается такой почет.
Вначале из земли выдут праведники, потом мудрецы, потом обладатели добрых дел [11]. Их будут вызывать по именам в алфавитном порядке, и они будут вставать из праха. Но скромные воскреснут первыми, не дожидаясь вызова[12].
Тело будет то самое тело, какое было при жизни, новое создано не будет. Ибо тело не сгнивает полностью, всегда остается одна косточка. Когда придет время, Б-г оросит ее «росой жизни», она станет, как закваска для теста, и тело отстроится заново [13].
Будет ли Страшный суд? По этому поводу мы находим расхождение мнений: 1) после воскрешения из мертвых будет Страшный суд, каждого будет судим по его делам [14]. 2) каждого человека судят сразу после смерти, он получает наказание, и нет места новому суду [15]. 3) евреев судят и наказывают в течение жизни всякими несчастьями и после смерти, а ноахидов будут судить в день Страшного суда [16].
Те же, кто умрут незадолго до воскрешения, получат столь концентрированное наказание, что за короткое время искупят то, что другие за долгое. Подробный разбор всех трех мнений со всеми за и против см. книгу Нишмас Хаим.
Жизнь после воскрешения: не нужно будет ни есть, ни пить, ни зарабатывать. Не будет ненависти, зависти и раздоров. А будет – праведники сидят, короны на их головах, и все наслаждаются сиянием, исходящим от Б-га [17]. Не будет смерти, все будут существовать вечно [18].
Будет ли воскрешение после кремирования? В Мидраше [19] говорится так: «Спросил Адриан, игрок в кости, у рабби Еѓошуа бен Ханания: «Откуда Святой, благословен Он, восстановит тело человека в будущем?». Сказал ему: «Из косточки луз. Сказал тот: «Покажи мне ее!». Принес ему. Положил в воду, не растворилась. Бросил в огонь, не сгорела. Положил на наковальню и стал бить молотом, треснула наковальня и развалился молот, а косточка не пострадала».
Иными словами. Воскресение из мертвых выходит за рамки известной нам природы, поэтому не следует искать аналогий в окружающем мире. Уж если ее искать, то в пробуждении природы весной или после засухи. К тому же, вряд ли сегодня мы способны определить косточку луз. Но все это не главное.
Главное в том, для чего нужно воскресение. Дело в том, что грехом первого человека зло вошло в него и стало частью него, и его души, и его тела. Изначально человек был создан так, чтобы жить вечно, но теперь, после греха, он должен умереть, чтобы тело сгнило и очистилось от зла, душа очищается в гейѓиноме, то есть в аду. После этого очищенное тело будет восстановлено, и очищенная душа войдет в него. Тогда человек сможет получить награду за свое служение при этой жизни. На этом и следует сосредоточиться – на служении.
Служение же заключается в том, чтобы, как сегодня модно говорить, «фильтровать» свои мысли, слова и поступки. Требуется постоянное внимание и средоточие на том, что эти три проявления души человека были исправными, то есть соответствовали воле Творца. Для этого нужно изучать Его волю, изложенную в Торе, данной в Синайском откровении.
PS. Мы не утверждаем, что воскреснут все. Воскресение является наградой за служение.
[1] Брахот, 49:1; Мидраш Танхума, гл. Ноах, 11; Рамбам, законы царей, гл.11; письмо его славы и святости Любавического ребе Шолома Дов-Бера, сборник писем №1, стр. 23.
[2] Ктубот, 111:1.
[3] Зоѓар, часть 1, стр. 128:2.
[4] Мидраш Тальпиот, раздел Хелек, от имени Бахье и Раканти.
[5] Эц Хаим, 4-е предисловие.
[6] Шмот Раба, гл. 40.
[7] Берешит Раба, гл. 95; Зоѓар, часть 3, стр. 91:1.
[8] Пиркей де рабби Элиэзер, гл. 33, 77.
[9] Зоѓар, часть 1, стр. 203:2.
[10] Авкат рохель на Зоѓар, стр. 168:2.
[11] Зоѓар в разных местах.
[12] Мидраш приводится в книге Оѓев Исраэль, ликутим, гл. Браха.
[13] Зоѓар, часть 2, стр. 28:2.
[14] Нахманид, Сефер Гмуль и др.
[15] Абарбанель в Мааяней ѓа-ешуа.
[16] Аризаль, приводится в Нишмас Хаим, маамар 1, гл. 17.
[17] Брахот, 17:1.
[18] Санѓедрин, 92:1.
[19] Ваикра раба, Мецора, параша 18.
вопрос= Воскрешение должно иметь понятный смысл и не должно противоречить физическим законам, автором которых является Творец.
Зачем возвращаться на землю людям, жившим тысячи лет назад? В духовном мире у них должна быть более приятная жизнь, там нет ограничений времени и пространства. Единственное, зачем необходимо воскрешение — это для того, чтобы умершим душам подняться на более высокий духовный уровень, но для этого не нужно воскресать в своем бывшем теле. В книге Божественный Принцип есть глава посвященная вопросу воскрешения.
ответ= 1) Наша культура – культура Книги. Мы изучаем Книгу, и из нее черпаем знания, на основе которых смотрим на окружающий мир; мы смотрим на мир глазами Книги, данной Б-гом в Синайском откровении. В этом отличие культуры Монотеизма от всех остальных: отправной точкой является Книга, в противоположность всем остальным культурам, когда книги пишутся, возможно и умными, но людьми. Ум человека ограничен, он может постичь истину только частично, остальная часть его сочинения это вымыслы и домыслы; разделить же между первым и вторым не представляется возможным.
2) Каббала и хасидизм учат, что целью творения является материальный мир, а не духовный. Материальный мир ниже духовного; духовный мир выше и предшествует материальному в процессе созидания, и если оказалось, что духовного мира недостаточно и процесс созидания продолжился, и в результате был сотворен материальный мир, это означает, что именно материальный мир и является конечной целью.
3) Для чего? В духовных мирах есть какое-то раскрытие Б-жественности, а в материальном мире Б-жественность скрыта полностью. Это самый нижний мир; полное сокрытие Б-жественности выражается в том, что в этом мире существует возможность действовать против Б-га. С другой стороны, полное сокрытие Б-жественности создает условия для полной свободы выбора. Ведь если Б-жественность раскрыта, хотя бы чуть-чуть, невозможно выбрать что-либо, кроме Нее.
4) Итак, цель творения в том, чтобы человек, будучи абсолютно свободным в своем выборе, выбрал Б-жественность, а не материальность. У души, самой по себе, такой возможности выбора нет, поэтому награду за выбор получит целый человек. Не часть человека (душа человека или тело человека), а человек целиком – душа в теле. Для этого мертвые снова воскреснут.
5) В чем заключается награда. В том, что Б-жественность раскроется и станет явной. То есть, наградой за то, что человек выбрал Б-жественность, не видя Ее, будет раскрытие Б-жественности: человек будет видеть Б-га. А Б-г – это всё. То есть раскроется, что все бытие, включая самого человека, есть Б-г, и это будет явно.
6) Награда несет личностный характер. Каждый человек получит награду за свой труд. Поэтому воскреснет каждый (кроме тех, кто не удостоится этой награды). Для Б-га не имеет значения, жил человек недавно или давно, для Б-га время, вообще, значения не имеет.
7) Воскресение возможно лишь силой Творца и выходит за рамки природы, поэтому никаким законам природы соответствовать не должно. Это – чудо, как и само сотворение человека (и природы, и всего). Законы природы не вечны: они были сотворены к определенный момент времени и до этого их не было, поэтому и существовать они будут столько, сколько захочет Тот, кто их сотворил. В пророчестве сказано (Йешаяѓу, 65:17): «Ибо вот Я творю небеса новые и землю новую, и не будет упомянуто прежнее…», из чего видно, что в будущем мир обновится.