Как называется причастие у католиков
Таинство Евхаристии
СВЯТЕЙШАЯ ЕВХАРИСТИЯ – ИСТОЧНИК И ВЕРШИНА ВСЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ
Святейшая Евхаристия является Таинством Таинств.
Таинство Евхаристии установил наш Спаситель, Иисус Христос, на Тайной Вечере. Он, взяв хлеб, сказал: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся». Также взял чашу с вином и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас прольется». Таким образом увековечил Свою Жертву на Кресте. Установление Евхаристии празднуется в Великий Четверг – вечером, накануне Страстной Пятницы.
Церковь призывает нас оказывать высочайшие почести Святейшей Евхаристии, принимать активное участие в совершении этого величайшего Таинства, с крайним благоговением и часто принимать это Таинство и проявлять глубочайшее преклонение перед ним.
Неисчерпаемое богатство этого таинства выражено в различных названиях, которые Ему даются:
СОВЕРШЕНИЕ ЕВХАРИСТИИ
Совершение Евхаристии — это действие Самого Христа и Церкви, в котором Иисус Христос посредством служения священника приносит Самого Себя в жертву Богу Отцу, воистину, реально и существенно присутствуя под видом хлеба и вина, а верным, соединённым с Ним в Его Жертве, отдаёт Себя как духовную пищу.
В евхаристическом Собрании Народ Божий – как клирики, так и миряне – объединяются, участвуя в нём каждый по-своему, в зависимости от сана и литургических обязанностей. При совершении Евхаристии диаконам и мирянам не разрешается произносить молитвы – особенно Евхаристическую молитву – или производить действия, свойственные священнику, совершающему Евхаристию.
Служитель Святейшей Евхаристии
Служителем, способным от лица Христа совершать Таинство Евхаристии, является лишь священник, рукоположенный действительным образом, которому не препятствует в этом церковное право.
Если польза верующих не требует иного, священники могут совершать Евхаристию совместно.
Священнику не разрешается совершать Евхаристию более одного раза в день. При нехватке священников местный епископ по уважительной причине может разрешить священникам совершать Евхаристию дважды в день, а при наличии пастырской необходимости – даже трижды, в воскресные дни и по предписанным праздникам.
Католическим священникам запрещено совместно совершать Евхаристию со священниками или служителями церквей или церковных общин, не находящихся в полном общении с Католической Церковью.
Раздавать Святое Причастие может епископ, священник или диакон. В отдельных случаях (напр.: большое количество причащающихся) чрезвычайным служителем Святого Причастия может быть назначен аколит (помощник священника) или другой верующий.
Участие в Святейшей Евхаристии
Господь обращается к нам с настоящим приглашением принимать Его в Таинстве Евхаристии: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 5,35), поэтому всякий крещёный, которому не препятствует право, может и должен быть допущен к Святому Причастию.
Чтобы Святое Причастие можно было преподать детям, от них требуется достаточная осведомлённость и тщательная подготовка, дабы они сообразно своим способностям к пониманию постигли тайну Христа и могли с верою и благоговением вкусить Тела Христова. Первоочередная обязанность родителей и тех, кто их заменяет, а также приходского настоятеля — заботиться о том, чтобы дети, достигшие способности к здравому суждению (около десятого года жизни), получали должную подготовку и как можно скорее вкусили эту Божественную пищу, предварительно исповедавшись.
К Святому Причастию не следует допускать лиц, отлучённых от Церкви, равно как и других лиц, упрямо пребывающих в явном тяжком грехе.
Тот, кто сознаёт за собой тяжкий грех (тяжкие грехи), должен сначала принять таинство исповеди прежде, чем приступить к Причастию.
Тот, кто уже один раз принял Святейшую Евхаристию, может в тот же день принять Её второй раз, но только во время Святой Мессы, в которой он сам участвует от начала до конца.
Самым настоятельным образом рекомендуется, чтобы верные принимали Святое Причастие во время совершения Евхаристии. Однако тем, кто по уважительной причине попросит об этом, следует преподать это Таинство вне Мессы, соблюдая литургические обряды.
Тому, кто намеревается принять Святейшую Евхаристию, следует хотя бы в течение одного часа перед Святым Причастием воздерживаться от любой пищи и питья, за исключением лишь воды и необходимых лекарств. Лица пожилого возраста и страдающие какой-либо болезнью, равно как и те, кто за ними ухаживает, могут приступать к Святейшей Евхаристии даже в том случае, если они принимали какую-либо пищу в течение предыдущего часа.
Согласно церковной заповеди верующие обязаны в воскресные и праздничные дни участвовать в Святой Мессе. Что касается Святого Причастия, верующие обязаны причащаться, по крайней мере, раз в год – если возможно, в Пасхальное время и с предварительным приготовлением – через таинство исповеди. Но Церковь очень рекомендует верующим принимать Святую Евхаристию более часто, особенно в воскресные и праздничные дни и даже каждый день. Тот, кто без уважительной причины пропускает воскресную или праздничную Святую Мессу, совершает тяжкий грех. Против церковной заповеди грешит и тот, кто уже больше года не принимал таинство исповеди и приступает к Святому Причастию.
Верующие могут участвовать в Евхаристическом Жертвоприношении и принимать Святое Причастие в любом католическом обряде. Тем верным, которые физически или морально не могут обратиться к католическому служителю, позволяется принимать Таинство Евхаристии в некатолической церкви, в которой Таинство Евхаристии существует действительным образом.
Плоды Святого Причастия
Причастие укрепляет наше единство со Христом. Господь говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во мне, и Я в нём» (Ин 6,56).
Причастие хранит нас от греха. Предавая Себя нам, Христос оживляет нашу любовь, и эта любовь устраняет лёгкие грехи и охраняет нас от смертных грехов. Евхаристия не имеет целью прощение смертных грехов – это принадлежит таинству исповеди, но чем больше мы углубляем дружбу с Христом, тем меньше мы склонны к их совершению.
Евхаристия создаёт Церковь и является основой единства христиан. «Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор 10, 16-17).
Евхаристия налагает обязанности в отношении бедных. Чтобы принимать в истине Тело и Кровь Христа, преданного за нас, надо узнать Его в самых бедных, согласно Его словам: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (см. Мф 25).
Евхаристия – залог вечной жизни. Господь говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6,54).
Литургическое совершение Евхаристии
Совершение Евхаристии происходит в следующем порядке: Собрание верующих, Вступительный обряд, Литургия Слова, Приношение даров, Евхаристическая молитва, Причащение, Заключительный обряд.
Для Евхаристического Жертвоприношения используется чисто пшеничный хлеб, согласно древней традицией латинской Церкви – пресный, и натуральное виноградное вино.
С самого начала существования Церкви вместе с хлебом и вином для Евхаристии христиане приносят и другие дары, чтобы разделить их с теми, кто нуждается. Собранные денежные пожертвования используются также для содержания храма, для нужд самой литургии или прихода.
Святое Причастие наиболее полным образом реализует своё значение знамения, когда преподаётся в двух видах. Всё-таки причащение только под одним видом – хлеба, как это часто принято в латинском обряде, никак не препятствует полностью получить плод благодати Евхаристии, поскольку Христос полностью присутствует в каждом из Евхаристических видов. В особых случаях (напр., больным целиакией, которые не могут принимать пищу, содержащую клейковину) Святое Причастие можно преподавать только под видом вина.
Евхаристическое богослужение следует совершать на латинском языке или на каком-либо другом языке, если литургические тексты были законным образом утверждены.
Время и место совершения Евхаристии
Евхаристическая Жертва и Причащение могут совершаться в любой день и в любое время суток, учитывая исключения согласно литургическим нормам. Например: Святая Месса не совершается в Страстную Пятницу, Литургия «Навечерия Пасхи» должна начинаться после заката солнца и заканчиваться до восхода солнца…
Евхаристическое жертвоприношение следует совершать в священном месте – в храме или часовне, если только в особом случае необходимость не продиктует иного; в этом случае Евхаристия должна совершаться в достойном месте.
Евхаристическое жертвоприношение следует совершать на освящённом или благословленном алтаре; вне священного места может использоваться и подходящий стол, но всегда должны сохраняться напрестольный покров и корпорал (белый плат, на который ставится чаша и другие литургические сосуды).
ХРАНЕНИЕ И ПОЧИТАНИЕ СВЯТЕЙШЕЙ ЕВХАРИСТИИ
Святейшая Евхаристия должна храниться в кафедральном соборе, а также во всякой приходской церкви, равно как и в церкви или молитвенном помещении монастырской обители. Она может храниться в часовне Епископа; с его разрешения также в других церквях, молитвенных помещениях и часовнях.
В священных местах, где хранится Святейшая Евхаристия, всегда должен быть тот, кому надлежит о Ней заботиться, а священнику следует по мере возможности служить там Мессу хотя бы дважды в месяц.
Никому не позволяется удерживать при себе Святейшую Евхаристию или брать Её с собой в путь, если только это не будет продиктовано настоятельной пастырской необходимостью; при этом следует соблюдать предписания местного Епископа.
Если к тому нет серьёзного препятствия, то церковь, в которой хранится Святейшая Евхаристия, должна быть ежедневно хотя бы в течение нескольких часов открыта для верующих, чтобы они могли предаваться молитве перед Святыми Дарами.
Дарохранительницу, в которой хранится Святейшая Евхаристия, надлежит помещать в особой части церкви или молитвенного помещения: достойной, заметной, отделанной украшениями и подходящей для молитвы. Она должна быть неподвижно закреплённой, изготовленной из прочного непрозрачного материала и закрытой таким образом, чтобы как можно надёжнее избежать опасности осквернения. Тому, кто заботится о церкви или молитвенном помещении, нужно следить за тем, чтобы ключ от дарохранительницы, в которой хранится Святейшая Евхаристия, сберегался самым тщательным образом.
Перед дарохранительницей, в которой хранится Святейшая Евхаристия, должна постоянно светиться особая лампада, знаменующая и чтящая присутствие Христа.
Хранение Святейшей Евхаристии в дарохранительнице первоначально предназначалось для того, чтобы Её можно было отнести больным и отсутствующим на богослужении. Церковь, благодаря глубокой вере в реальное присутствие Христа в Евхаристии, осознала также смысл молчаливого поклонения Господу, присутствующему в Святых Дарах (адорация).
В тех церквях или молитвенных помещениях, которым позволено хранить Святейшую Евхаристию, можно совершать выставление Святых Даров, чтобы местная община глубже размышляла о Евхаристической тайне и усерднее воздавала Ей поклонение. Если это возможно, то для публичного свидетельства почитания Святейшей Евхаристии – особенно в торжество Тела и Крови Христовых – следует устроить процессию, проходящую по улицам и дорогам.
О ДЕНЕЖНЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЯХ НА СОВЕРШЕНИЕ МЕССЫ
Согласно утверждённому обычаю Церкви, каждому священнику, совершающему Мессу, разрешается принимать денежные пожертвования для того, чтобы он отслужил Мессу по определённой интенции. (Интенция – намерение, по которому служится Святая Месса.)
Священник имеет полное право служить Мессу, как за живых, так и за усопших.
Верующие, приносящие пожертвования для того, чтобы Месса была совершена по их интенции, способствуют благу Церкви и благодаря этому пожертвованию участвуют в её заботе о содержании священнослужителей и учреждений.
Священник должен совершать отдельные Мессы по интенциям каждого из тех лиц, которыми было поднесено и от которых было принято пожертвование, пусть даже скромное.
Существует возможность совершения Святой Мессы и в совместном намерении. Верные, приносящие пожертвования на эти Мессы, соглашаются, что Месса будет совершена в совместном намерении всех жертвователей.
По воскресеньям и по обязательным праздникам настоятель прихода обязан служить Святую Мессу по интенции «за вверенный ему приход».
Если верующие хотят, чтобы священник отслужил Святую Мессу по их интенции в определённый ими день, рекомендуется договориться с ним об этом заранее. Присутствие на Святой Мессе самого лица, пожертвовавшего на Святую Мессу, желательно, но не обязательно. Сама интенция, по которой служится Святая Месса, может быть во время Мессы названа или остаться только в намерении священника.
Желание, чтобы священник отслужил Святую Мессу по определённой интенции, следует выразить такими словами (в устном или письменном виде), чтобы после них у священника не осталось сомнений по этому поводу. Слова «помолиться», «помянуть» и т.п. не считаются выражением такого желания.
Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ
Понимание Причастия католиками и православными
(Снова о преложении и пресуществлении).
Как известно, свт. Григорий Палама утверждал в споре с католическими богословами, что благодать Божья может подаваться людям не только через явления материальные, но и через нетварные, духовные, «божественные энергии». То есть, речь шла о том, что возможно непосредственное, идеальное общение Бога с человеком. Католические же богословы утверждали, что это всё выдумки и фантазии полоумных монахов, а общение Бога с человеком возможно только опосредствованно – через физические явления, воспринимаемые органами чувств человека. В частности, спор шёл о Фаворском свете: физический это свет, или явление духовного порядка, то есть, «божественная энергия».
Точно также и со Святыми Дарами, которые преподаются нам в Таинстве Святого Причащения. Католическая трактовка – пресуществление – утверждает, что происходит вещественное превращение, что нам преподаются вещественные Тело и Кровь Господа под видом хлеба и вина. Объясняется, это милосердием Господа, который, зная о том, что мы не можем вкушать «сырое мясо» подаёт нам его под видом хлеба и вина. То есть, речь идёт о завуалированном для нас превращении хлеба и вина в материю Плоти Христовой. Мне это представляется каким-то формальным кульбитом. Такое понимание было заимствовано православными богословами у католиков в 17м веке. По мнению проф. Осипова оно не соответствует Святоотеческому учению, которое говорит о преложении Святых Даров.
Православное понятие о преложении Святых Даров утверждает, что хлеб и вино не изменяют своей материальной природы, а обретают по действию Святаго Духа новое содержание. У этих физических субстанций, как бы появляются духовные измерения, которые воздействуют на дух человеческий, и способны изменять и направлять его. То есть, хлеб и вино, по духовной сути своей, а не по материи, становятся Плотью и Кровью Бога Слова, Христа. Хлеб и вино «соединяются с Божеством», по выражению Иоанна Дамаскина. Что, безусловно, верно, потому что воспринимаем мы Святые Дары своим духом, а не чувствами, то есть духовное состояние наше изменяется, независимо от чувств и химических превращений.
Евхаристия, основная связь между католиками и православными
В этой краткой статье я предполагаю показать, что связи между католической и православной церквями никогда окончательно не разрывались и продолжают существовать до сих пор. Сущностной связью между ними является Евхаристия. Несмотря на наше разделение, несмотря на столкновения, которые иногда носили очень острый характер, мы никогда не отрицали действительности Евхаристии друг у друга и, следовательно, действительности священства, которое включено в Евхаристию. Этот факт, крайне важный сам по себе, требует некоторого объяснения его экклезиологического значения.
Евхаристия была установлена Христом на Тайной Вечери. Однако Тайная Вечеря сама по себе еще не была Евхаристией, т.к. Христос, совершивший ее в преломлении хлеба и благословении чаши, не был еще «вознесен» на крест, не был еще прославлен, и Дух не сходил еще на учеников. Евхаристия должна была совершиться после страдания, распятия на Голгофе, воскресения, прославления Христа, когда Его ученики совершают ее, по Его заповеди, в преломлении хлеба и благословении чаши.
В наше время большинство христиан глубоко переживает трагедию разделения церквей. Да, это наша трагедия, последствие нашего греха. Однако не нужно преувеличивать значение этой трагедии, и тем более, не нужно испытывать чувство безнадежности. Нужно помнить, что наше разделение, даже вызванное догматическими различиями, имеет лишь канонический характер. Это разделение существует, но на поверхности жизни церкви, и никогда не простирается в глубину. Наше каноническое разделение, вызванное догматическими различиями, разделение, вызывающее еще большие догматические различия, несмотря на них, никогда до конца не разрывало нашего Евхаристического единства. Поскольку это единство не находит конкретного выражения по причинам канонического характера, мы не можем реализовать нашу экклезиологическую «koinwni,a». Еще печальнее констатировать, что из-за нашего разделения появились различия и в учении об Евхаристии, и в литургической практике. Но и эти расхождения не меняют природы Евхаристии, в которой мы совершаем одну и ту же экклезиологическую Тайную Вечерю Христа по Его заповеди: сие творите в Мое воспоминание.
См. мой этюд «Una Sancta» в Irénikon 1963; no 4.
См. мою статью “Le Sacrement de l’Assemblée,” Internationale Kirchliche Zeitschrift, 1956, no. 4.
Как называется причастие у католиков
Причащение, причастие, приобщение (греч. ή [Θεία] Κοινωνία; лат. communio, communicatio)— вкушение христианами евхарист. Тела и Крови Иисуса Христа под видами хлеба и вина, являющееся осуществлением одного из осн. предназначений таинства Евхаристии и неотъемлемым элементом его литург. совершения; по этой причине термин «П.» иногда используется и как синоним Евхаристии.
Осн. смысл П. выражен Христом в Его словах: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин 6, 56.57). Согласно учению Церкви, гл. плодом П. для верующего является глубокое единение с Иисусом Христом (ср. ККЦ 1391). Не менее важно и то, что через П. Христос сообщает верующим Своего Духа. Благодаря этому Евхаристия являет себя как таинство общения (греч. κοινωνία, лат. communio); сущность Евхаристии «есть единство верных в церковном общении» (см. п. 15 апост. обращения Sacramentum caritatis Папы Бенедикта XVI).
Слова «во оставление грехов», сказанные Иисусом при установлении Евхаристии над чашей, которую Он подал ученикам, в дальнейшем постоянно воспроизводятся в различных древнехрист. текстах; это свидетельствует о том, что именно Евхаристия в первые века служила осн. средством отпущения грехов. «Евхаристия не может соединить нас со Христом, не очищая нас в то же время от содеянных грехов и не охраняя нас от грехов будущих» (ККЦ 1393). Хотя в позднее Средневековье в Католической Церкви окончательно утвердилось учение (с вытекающими из него канон, нормами) о недопустимости П. в состоянии тяжкого греха, наряду с этим было сформулировано и учение о том, что П. само по себе служит отпущению обыденных грехов.
П. как заповедь. Заповедав совершать установленное Им таинство в Его воспоминание, Иисус тем самым на все последующие времена вплоть до Его второго пришествия (ср. 1 Кор 11, 26) призывает каждого верующего в Него участвовать в П. Уже в первые века у христиан была повсеместной практика еженедельного или даже ежедневного П.
Вопрос о достойном П. Ап. Павел призывает христиан к испытанию совести и подлинности своих намерений перед П. «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор И, 29).
Тем не менее в первые века каждый христианин, как правило, считал, что он недостоин П.: недостоин, но не сможет стать достойнее без освящающей помощи Божией, которая действенным образом подается именно в П. Тела и Крови Господа. На слова «Святая святым», произносимые священником перед П. в визант. Божественной литургии (они с древности присутствуют и в доследованиях ряда др. литург. традиций), следует ответ народа, что «Свят только Господь Иисус Христос», после чего священник и народ должны приступить к П.
Вместе с тем мн. процессы, происходившие в Церкви на исходе античности и в раннее Средневековье, постепенно снижали массовый евхарист. энтузиазм; сложился совсем иной подход к П., в котором неспособность верующего быть достойным выступила на первый план. Развилась идея, что за безмерный и безвозмездный дар, подаваемый Богом в Евхаристии, верующий может (и должен) каким-то образом заплатить. К самым ранним воплощениям этой идеи в церк. жизни относится появление практики евхарист. поста, возникшей в Сев. Африке (возможно, еще в III в.) и в раннем Средневековье постепенно распространившейся во всем христ. мире. К этому со временем добавились др. практики дух. и телесной подготовки; так, на визант. Востоке подготовка к П. (сохраняющаяся в общих чертах в Правосл. Церкви и по сей день) предполагает говение, включающее в себя (помимо евхарист. поста) пост в течение того или иного промежутка времени, посещение богослужений, чтение обширных молитвенных правил, а также исповедь перед П.
Ныне для достойного участия в П. в Католической Церкви «верным надлежит соблюдать пост, предписываемый в их Церкви. Внешнее поведение (одежда, жесты) должны выражать почтение, торжественность, радость этой минуты, когда Христос становится нашим Гостем» (ККЦ 1387, ср. 1385). Всякий крещеный католик, которому не запрещает того церк. право, должен допускаться до П.: священнослужители не могут отказывать в П. тем, кто приступает к нему сознательным образом, обладает должным расположением и кому законом не запрещено приступать к таинствам (ср. ККП 843 § 1). Более того, катол. духовенство может в определенных частных случаях преподавать причастие и христианам, которые не состоят в полном евхарист. общении с Католической Церковью (интеркоммунион, общение в таинствах).
Частота П. В ранней Церкви христиане участвовали в П. по меньшей мере еженедельно, а во мн. регионах практиковалось ежедневное П. Но уже с кон. IV в. все более распространенным становилось присутствие верующих на Божественной литургии без участия в П. На Западе в эпоху Средневековья мн. христиане не причащались годами.
IVЛатеранский собор (1215) постановил: «Каждый верный, независимо от пола, достигший возраста распознания (discrecionis), должен верно исповедовать свои грехи собственному священнику по крайней мере раз в год [. ] и благоговейно принимать, по меньшей мере в Пасху, таинство Евхаристии, разве что если по какойто разумной причине, по совету собственного священника, он не решит на время воздержаться от его принятия». Впоследствии эта норма ежегодного пасхального П. была повторена Тридентским собором. (Под Пасхой имелся в виду не только сам день праздника, но и примыкающее к нему время.)
П. монашествующих и мирян продолжало оставаться в Католической Церкви редким. Вместе с тем с течением веков появлялось все больше сторонников частого П. Немалый вклад в распространение практики частого П. внесли Игнатий Лойола и его ближайшие сподвижники Антоний Мария Дзаккариа, Каэтан Тиенский, Луис Гранадский, Иоанн Авильский, Ф. Фенелон (хотя в то время речь еще не шла о ежедневном и даже еженедельном П.). Большое значение для возрождения частого П. имело литургическое движение в XIX — нач. XX в. Убежденные сторонники частого П. появлялись также в Англиканской Церкви (в частности, в русле Оксфордского движения) и на правосл. Востоке (Никодим Святогорец, Оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский, Алексий Мечев и др.).
Поворотный момент в Католической Церкви наступил в понтификат Папы Пия X. Декрет Свящ. Конгрегации Sacra Tridentina Synodus (от 20.12.1905) постановил, что частое и даже ежедневное П. должно быть доступно для всех верующих, и оговорил лишь два условия, при которых верный может причащаться: состояние благодати и правильное намерение. С тех пор П. практикующих католиков на каждой мессе постепенно становилось обычным явлением. Этой практике способствовали также облегчение в 1950-60-х правил евхарист. поста и допущение совершения месс в вечернее время.
В наст. время Католическая Церковь «обязывает верующих [. ] причащаться по крайней мере раз в год — если возможно, в Пасхальное время и с предварительным приготовлением — через таинство примирения. [. ] Но Церковь живо рекомендует верным принимать Св. Евхаристию в воскресные и праздничные дни или еще чаще, даже каждый день» (ККЦ 1389). Канон, право не исключает для мирян возможности причащаться дважды в один и тот же день, если второй раз это происходит во время участия в мессе (Конгр. богослужения и таинств, наставление Immensae caritatis от 29.01.1973, п. 2).
П. детей. По мере того как постепенно происходило повсеместное утверждение в Церкви практики младенческого крещения, в некоторых местах детей начинали причащать сразу же после крещения, но, по практич. соображениям, только под одним видом — Кровью Христовой (ср. Киприан Карфагенский, De lapsis 25). Такая практика П. младенцев сохранилась в ряде вост. литург. традиций, в т.ч. в византийской.
На Западе, однако, в Средние века постепенно наметилась тенденция не причащать детей. В период позднего Средневековья утвердилась норма П. всех верных, достигших «разумного возраста» («возраста распознания»); при этом в разных местах устанавливались различные возрастные барьеры (между 10 и 14 годами); не существовало единства и в отношении того, должно ли первое причастие происходить после первой исповеди или наоборот (местами детям, не приступившим к первому причастию, в случае угрозы смерти отказывали в последнем напутствии).
По инициативе Папы Пия X был обнародован декрет Quam singulari (8.08.1910), признавший критерием «возраста распознания» для исповеди способность различения между добром и злом, а для П. — между обычным хлебом и евхаристическим; в соответствии с этим, возрастом первого причастия, которое обязательно должно предваряться сакраментальной исповедью и отпущением грехов, принято считать примерно 7 лет. Согласно декрету, чтобы приступить к первому причастию, ребенок должен знать о тайнах веры, являющихся необходимыми средствами спасения, в меру своих способностей.
В ряде Вост. Католических Церквей сохранена практика П. младенцев, уже принявших крещение и миропомазание. Согласно ныне действующему канон, праву, в отношении П. детей следует руководствоваться предписаниями богослужебных книг каждой конкретной Церкви собственного права (см. ККВЦ, кан. 710).
П. под одним или двумя видами. На Тайной вечере Иисус преподал ученикам хлеб и чашу; более того, именно в отношении чаши Им были произнесены слова: «Пейте из нее все» (Мф 26, 27). В первые века существования Церкви П. всех верующих — и клириков, и мирян — происходило под двумя евхарист. видами. Тем не менее уже в ранней Церкви известны ситуации, когда П. осуществлялось только под одним из видов; т.о., и под одним видом оно считалось достаточным для обретения плодов таинства Евхаристии.
П. под двумя видами оставалось обычной повсеместной литург. практикой I и нач. II тыс.; таким оно осталось в дальнейшем и в большинстве вост. литург. традиций, в т.ч. в вост. обрядах Католической Церкви. В католичестве лат. обряда в течение Средневековья постепенно сложилась практика П. мирян лишь под видом хлеба. Возврат к П. под двумя видами был требованием ряда гетеродокс. движений на Западе (гуситы) и деятелей Реформации, восстановивших его в основанных ими общинах.
Практика П. верных только Телом Христовым была дисциплинарно закреплена Тридентским собором, обосновавшим ее с помощью учения о присутствии всецелого Христа в каждом из евхарист. видов: тот, кто причащается только под одним видом, не лишается никакой благодати, необходимой для спасения (DH 1725-29).
В Католической Церкви импульс к возрождению древнехрист. практики П. под двумя видами был дан в постановлениях II Ватиканского собора: «При том, что остаются в неприкосновенности догматические начала, установленные Тридентским собором, в случаях, определяемых Апостольским Престолом, по усмотрению епископов причащение под обоими видами может быть разрешено как клирикам и монашествующим, так и мирянам: напр., рукоположенным — на той мессе, где было совершено их рукоположение, принесшим обеты — на той мессе, где они принесли свои монашеские обеты, новокрещеным — на мессе, следующей за их крещением» (SC 55).
Перечень ситуаций, в которых возможно и даже рекомендуется преподавать П. под двумя видами, постепенно расширялся. В наст, время разрешение на П. под двумя видами находится в компетенции правящего епископа. Тем не менее, в лат. обряде эта практика не установлена в качестве обычной нормы.
П. вне полной Божественной литургии. П. больных, узников и др. категорий верующих, не имеющих возможности участвовать в евхарист. собрании, имело место в Церкви с самого начала ее истории. Более того, в ранней Церкви существовала практика хранения мирянами Св. Даров у себя дома и самопричащения в будние дни, когда не служилась Божественная литургия. С развитием монашества у анахоретов вошло в обычай брать с собой Св. Дары в места отшельничества для постоянного подкрепления дух. сил. В монаш. среде сложились неполные евхарист. богослужения (на Востоке — Литургия преждеосвященных Даров, а также Изобразительные в их первоначальной форме), на которых используются дары, освященные ранее.
Еще в древности в Церкви установилось правило, что в каждой приходской общине должны быть запасные Дары для П. в случае необходимости (со временем стали оформляться специальные места их хранения дарохранительницы): на Востоке сложилась традиция сохранять частицы евхарист. Хлеба, пропитанные евхарист. Вином и подсушенные (при П. они размачиваются вином или водой), на Западе — только Хлеба.
В Средние века в Зап. Церкви П. верных по разным причинам все реже стало осуществляться во время мессы: на мессе причащался лишь священник, а верным уже после отпуста преподавались освященные Гостии из дарохранительницы. Мессы, на которых мирян причащали в положенный момент чинопоследования, вплоть до 2-й пол. XX в. оставались сравнительно редким явлением. II Ватиканский собор указал на желательность того, чтобы П. происходило именно во время мессы (ср. SC 55), и прежняя практика откладывать П. верных на время после отпуста прекратилась. Однако П. вне мессы по-прежнему допустимо для тех, кто не может участвовать в мессе или по к.-л. причинам не успел причаститься во время нее. П. в таких случаях по традиции предваряется повторением обряда покаяния, имеющего место в начале мессы, и некоторых слов и действий, предшествующих П. на мессе.
В совр. Католической Церкви в отсутствие священника П. верующих запасными Дарами может быть присоединено к неевхарист. богослужению и преподаваться диаконом или экстраординарным служителем Евхаристии.
Как и прежде, широко практикуются посещения священниками больных и тех, кто по к.-л. серьезным причинам не способен посещать богослужения для П. (в Католической Церкви преподавать им Св. Дары в случае необходимости могут не только священники). П. находящихся при смерти носит особый характер и называется последним напутствием (viaticus).
Способы П. Вероятно, первоначальным способом П. было принятие причастником (будь то клирик или мирянин) из рук предстоятеля освященного Хлеба в руки с последующим вкушением его и питье освященного Вина непосредственно из чаши. Со временем в некоторых местах миряне стали брать освященный Хлеб и чашу не голыми руками, а через легкую ткань.
В ряде местных Церквей возникла практика принятия Крови Христовой из чаши при помощи серебряной или золотой трубочки, именовавшейся на Востоке сифоном (греч. σίφων), а на Западе фистулой (лат. fistula; подобная золотая фистула до недавнего времени использовалась на торжественных папских мессах для П. из чаши самого Папы и его диакона).
Впоследствии вошли в обиход др. способы П., в частности погружение (лат. intinctio — досл. «напоение») Хлеба в Вино и преподание его в уста причастнику. Эта практика была осуждена на Брагском соборе (675), но вновь появилась в XI в. и была снова запрещена Клермонским собором 1095 (но допускалась «при необходимости и с осторожностью», т.е. чтобы не упала ни одна капля евхарист. Вина); это запрещение повторил Папа Пасхалий II (Послание 535), который сделал исключение для детей и больных, не способных проглотить евхарист. Частицу.
На Востоке распространилась практика преподавать мирянам Кровь Христову при помощи ложки (греч. λαβίς, досл. «рукоятка; застёжка; пряжка; клещи», — ложка для Св. Даров уподобляется клещам из Ис 6, 6, которыми взят горящий уголь от жертвенника; церковнослав. лжица); в визант. обряде на исходе I тыс. утвердился обычай П. мирян частицами Тела Христова, соединенными в чаше с Божественной Кровью.
В ранней Церкви — как на Востоке, так и на Западе — верные принимали причастие стоя. Зап. практика принимать Тело Христово в уста (или на язык), стоя на коленях, возникла значительно позже.
Если совершается П. верных под двумя видами, то принятие Крови Христовой может осуществляться либо непосредственно из чаши (ех calice), либо через погружение (per intinctionem) Тела Христова в Кровь Христову, либо при помощи трубочки (сит calamo), либо при помощи ложки (сит cochleari).
II Ватиканский собор рекомендовал совершать П. Хлебом, освященным на данной мессе, что способствует лучшему осознанию участия в трапезе Господней, а не запасными Гостиями из дарохранительницы.
С развитием литург. движения в некоторых катол. общинах Зап. Европы в сер. XX в. стала возрождаться практика П. в руки, которую мн. иерархи поддерживали, руководствуясь ист., пастырскими и психологическими соображениями. Конгрегация богослужения и таинств провела опрос катол. епископов, большинство из которых высказались против повсеместного возрождения этой практики. В документе Memoriale Domini (29.05.1969) были опубликованы результаты этого опроса и на их основании дан отказ ввести П. в руки в качестве общей для лат. обряда нормы. Тем не менее документ допускал сохранение П. в руки в тех местах, где оно уже вошло в обычай, при условии, что никому из верующих не будет там отказываться в П. в уста. В наст, время вопрос о разрешении П. в руки решается на уровне нац. епископских конференций. При П. в руки Тело Христово принимается причастником из рук священ1 ника или др. служителя: верным не позволено самим брать руками освященный Хлеб и чашу и тем более передавать их из рук в руки (см. Общее наставление к Римскому миссалу 2002, п. 160). При П. под двумя видами через погружение причастник должен принимать Св. Дары от священника только в уста (см. инструкцию Конгр. богослужения и таинств от 25.03.2004 Redemptionis Sacramentum 103-104).
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1 786-1793.
Титульная страница
Богослужебные тексты
Календарь
Библиотека
Фонотека
Латинский язык
Подбор ссылок
Обратная связь