Как называется правила поведения мусульман
Шариат и категории его пpeдписаний
Шариат – это комплекс предписаний и норм, то есть законов, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в Него, и регулирующих их поведение и жизнедеятельность как для отдельного человека, так и на уровне всего общества. Предписания Шариата подразделяются на следующие категории: фард, ваджиб, сунна, караха, халяль и харам.
1. Фард – обязанность, предписанная в Исламе ясно и однозначно; то, что вменяется в обязанность мусульманину, его священный долг. За исполнение обязательных предписаний мусульманин получит великое вознаграждение, причём размер его зависит от искренности и стараний при их совершении. А за их сознательное невыполнение (без уважительных с точки зрения Шариата причин) он будет строго наказан. Несоблюдение фарда является неповиновением Всевышнему Аллаху, пренебрежением Его наказами и тяжким грехом. Фард, не выполненный вовремя, следует совершить при первой возможности.
Различают два вида обязательных предписаний: фард аль-‘айн и фард аль-кифайа.
Фард аль- ‘айн – это индивидуальная обязанность каждого мусульманина, то есть обязанность, возлагаемая на каждого совершеннолетнего, умственно полноценного мусульманина, например, совершение обязательного намаза, соблюдение поста в месяц Рамадан и т. д.
Фард аль-кифайа – это коллективная обязанность мусульманской общины; то, что следует выполнить хотя бы минимальным числом мусульман, хотя бы одному человеку. Например, оглашение азана – призыва на молитву; похороны умершего и т. д. Если фард аль-кифайа останется неисполненным хотя бы одним человеком, то вся община этого населённого пункта впадает в грех.
2. Ваджиб – в шафиитской богословско-правовой школе то же, что и фард. Исключение составляют только вопросы хаджа, в них ваджиб такой же, как в ханафитском мазхабе‚ то есть это необходимое деяние, близкое к обязательному (фарду). Например, совершение паломником прощального обхода вокруг Каабы (таваф аль-вада), когда он желает выйти из Мекки. А B ханафитском мазхабе по важности выполнения ваджиб идёт вслед за фардом. Например, совершение витр-намаза или принесение в жертву животного (курбан) в дни праздника жертвоприношений (Ид аль-адха) для состоятельного человека. И его неисполнение обычно влечёт за собой искупление штрафом (кафара).
Различают два вида желательных действий: просто желательное (сунна) и особо желательное, настоятельно рекомендуемое (сунна муаккада). За действия сунна муаккада мы получаем больше воздаяния, их Пророк ﷺ выполнял почти всегда, например, совершение дополнительных ратибат-намазов до и после обязательных ритуальных молитв. Совершение после ночной молитвы ратибата в два ракаата является важной сунной, а совершение ратибата в четыре ракаата – просто сунной.
Совершение караха-танзих грехом не считается, независимо от количества раз. Например, глубокое полоскание рта в конце дня при соблюдении поста является караха-танзих, в этом нет греха. А совершение намазов (кроме имеющих причины: намаз после омовения или намаз-приветствие при входе в мечеть и т.п.) в нежелательные периоды (к примеру, после утреннего намаза до восхода солнца) является караха-тахрим.
5. Халяль (или мубах) – то, что не вменяется в обязанность и не запрещено, является не сунной или караха, а нейтральным, дозволенным действием. Зa его совершение нет ни греха, ни награды. А если мусульманин совершил подобный поступок с соответствующим хорошим намерением, то он может превратиться в поклонение (ибада), за которое можно удостоиться благого воздаяния. Например, человек ест яблоко, чтобы организм получал определённые витамины с целью сохранения здоровья, ибо Всевышний велел нам сохранять здоровье. За это он получит вознаграждение. А если человек поел яблоко, чтобы получить наслаждение, то воздаяния он не получит.
Если он поел яблоко без нужды, чтобы оно не досталось нуждающемуся в нём человеку, то он получит наказание. То есть в зависимости от намерения человека этот поступок подпадает под любую из перечисленных категорий.
6. Харам – то, что в Исламе ясно и однозначно запрещено. Совершение харама – это грех и неповиновение Всевышнему Аллаху, пренебрежение Его велениями. Запретные поступки подразделяются на разные категории с точки зрения тяжести греха. Например, убийство человека – харам, так же и воровство – харам. Но грех за убийство намного больше. За совершение харама, в котором человек не раскаялся, и за который Всевышний его не простил, человек будет наказан Творцом в зависимости от тяжести содеянного. За сознательное воздержание от харама мусульманин получает вознаграждение по милости Аллаха. Например, если человек ослушался родителей, то он впадает в большой грех и получит соответствующее наказание. Если же он хотел ослушаться родителей, но, вспомнив о запрете Аллаха, отказался от этой идеи, то он получит соответствующее благое воздаяние.
Свод всех этих предписаний и составляет Шариат.
Из книги: ТОРГОВЛЯ И ФИНАНСЫ В ИСЛАМЕ
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Коран о термине «шари,ат»
Именем Бога Щадящего, Жалеющего
Мусульмане всего мира часто употребляют термин «шариат». Под этим термином подразумевается совокупность таких норм, как правовые, этические, обрядовые. Эти нормы охватывают значительную часть жизни мусульманина.
В историческом Исламе существуют предписания и запреты, которые обязаны соблюдать все совершеннолетние дееспособные мусульмане. Эти предписания и запреты называются «таклиф», а обязанных их исполнять называют «мукаллаф».
Предписания и запреты, исполняемые «мукаллафами», имеют различную степень важности. Градация по степени важности предписаний и запретов называется «аф’ааль-уль-мукаллафин».
«Аф’ааль-уль-мукаллафин» состоит из восьми разделов:
1) Фард – обязательные, строго предписанные обязанности. За исполнение – награда, за неисполнение – наказание.
2) Уаджиб– обязанности, очень близкие к строго предписанным. Например, намаз «уитр» и «праздничный намаз».
3) Сунна – желательные действия. Например, сунны намазов и поста. За исполнение – награда, за неисполнение наказаниянет.
4) Мустахаб – действия, которые совершаются лишь изредка. К примеру, раздача милостыни или дополнительный пост. За исполнение – награда, за неисполнение наказаниянет.
5) Мубах – нейтральные действия, за исполнение которых, согласно предписаниям шариата, нет как сауаба (награды Бога), так и в неисполнении нет греха. Например, такие действия, как садиться, вставать, есть, пить.
6) Макрух – нежелательные действия. По степени дозволенности занимает пограничное положение между халялем (разрешенным) и харамом (запрещенным). За исполнение наказаниянет, за неисполнение – награда.
7) Муфсид – действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие. Такие действия, как смех при намазе, приём пищи во время поста.
8) Харам – строго запрещённые действия. К примеру, убийство невинного человека, воровство, прием алкогольных напитков, употребление свинины, непокорность родителям.
Разберемся, что же означает на арабском языке термин «шари,ат». Этот термин – производное от корней «шара,а, шар,ун» –»направлять прямо, наводить, нацеливать».
В Коране это слово используется в прямом смысле. К примеру, описания истории детей Израиля:
Спроси их о селении, которое было расположено у моря. Они нарушили субботу, когда приплывали прямо (шурра,ан) к ним большие рыбы по субботам, а в не субботние дни не приплывали. Таким образом Мы испытали их за то, что они были отступниками! (7:163)
Обратившись к области наставления верующих, мы поймем, что направлять прямо – прерогатива только Творца.
Мы ниспослали тебе Предписание с истиной, оправдывающим то, что было перед ним из Предписания, и охраняющим. Так разбирай среди них тем, что ниспослал Бог! Не следуй за их страстями вместо явившейся тебе истины!
Всем из вас Мы установили прямое направление (шир,атан) и план. Если бы пожелал Бог, то установил бы вас на одном основании. Однако, чтобы испытать вас в том, что дано вам, старайтесь сохранить хорошее! К Богу возвращение вас всех, и Он сообщит вам то, в чем вы разногласили! (5:48)
В историческом Исламе считается, что «шариат»вестников был разным, а вера одна. Однако в Коране мы обнаруживаем, что прямое направление Господом было во все времена одинаковым:
Он направил вас прямо (шара,а) к обязанности, той, что завещана Нуху (Ною), что внушили Мы тебе и что завещали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу), чтобы они были стойкими в обязанности и не разделялись в ней! Велико для устраивающих причастных Богу то, к чему ты их призываешь. Бог избирает к Себе того, кто желает, и наставляет того, кто молит о помощи! (42:13)
Так в чем причина разногласий и разделений?
Дело в том, что некие группы людей взяли на себя ответственность приписать к Божественным установкам человеческие. Тем самым «жрецы» параллельно с Создателем пытаются направлять «прямо» остальных людей.
Или у них есть причастные Богу, которые прямо направили (шара,уу) их к обязанности перед Богом, к тому, чего не разрешал Бог? Если бы не вышедшее Слово, ведь было бы покончено с ними! Поистине, для мракобесов – мучительное наказание! (42:21)
Как видно из приведенного отрывка, человеческие указания, наряду с божественными, расцениваются как пантеистические действия, т.е. многобожие. Если обратить внимание на принятое понимание «шариата», то основная масса пунктов основывается на преданиях людей, которые относят к Мухаммаду и решениям ученых. Каково бы ни было отношение к вестнику и ученым людям, ставить их частные указания на один уровень с божественными неприемлемо.
Спроси: «Ваши ли причастные наставляют на истину?»
Скажи: «Бог наставляет на истину. Кто имеет больше прав, чтобы за ним следовали? Тот, кто наставляет на истину, или тот, кто наставляет исключительно наставленным? Что с вами, как вы рассуждаете?» (10:35)
Истинным «шариатом» для верующих должно быть исключительно Слово Бога.
Шариат это
Что такое шариат
Если толковать подробнее, речь идет о комплексе божественных предписаний – дозволений и запретов, цель которых:
Кто в исламе обязан шариат читать? Каждый верующий мусульманин, вне зависимости от пола и рода занятий.
Каждый должен знать и выполнять обязательные нормы, предписанные Аллахом к соблюдению представителями религии ислам.
Основы шариата
Толкование и описание его часто встречаются в аятах Корана, которые рассказывают о прямом пути к нравственному совершенству, не исключая простого земного благополучия, который указывает Всевышний для правоверных мусульман, которых в загробной жизни ждут райские сады.
Законы шариата
Нормы шариата – это предписания, источники определенных правил, которые одобрены и подтверждены Священным Кораном, а также Сунной пророка Мухаммада.
Кроме основных текстов, среди источников свода предписаний учитываются мнение (единогласное) ученых, а также суждение по аналогии.
Законы шариата читать можно не в любом источнике. Например, хадисы, которые отображают не волю Всевышнего, а персональные мысли и идеи пророка Мухаммада, не включены в перечень предписаний.
Законы шариата регулируют практически каждую сферу жизнедеятельности мусульман.
Несмотря на это, исламский мир много десятков лет живет по своим правилам, в большинстве случаев Запад рассматривает шариатские законы, как такие, что противоречат принципам демократии.
Правила шариата являются неотъемлемой частью жизни всех верующих ислама, поэтому весь мир воспринимает их, как образ жизни представителей мусульманства. Речь идет не только о религиозном аспекте, но также о нормах поведения и образе мыслей в быту, в юридических вопросах и т.п.
Как понимать шариат законы
Комплекс божественных предписаний состоит из трех ключевых категорий:
Особое внимание в своде правил и законов уделяется наказаниям за ослушание, несоблюдение законов шариата.
Определение наказания возложено на кади (судью). Виновным может быть любой мусульманин, вне зависимости от происхождения и общественного положения.
Наказания различаются по группам:
Укуба применима исключительно при прямых повелений исламских первоисточников, которыми выступают Коран и Сунна.
Различные школы и течения, а также отдельные ученые отмечают, что шариат читать и понимать могут по-разному.
Например, подавляющий процент идеологов ислама склоняются к мысли, что правила шариата не предлагают конкретные предписания, рекомендации или пояснения под абсолютно все жизненные ситуации.
Нормы и суд шариата
В то же время, в мусульманском мире практически единогласно признано, что если законы шариата читать по тем вопросам, которые учитываются в Коране и Сунне, то они безоговорочно вечные, т.е. советы всегда актуальные, подходят под реалии любых времен.
Законы шариата
Понятие «Шариат» означает в переводе с арабского языка «протоптанная, чистая тропа к воде». Вода для человека жизненно необходима, и точно так же для его души и ума жизненно необходимо соблюдение правил законов шариата.
Всевышним Аллахом были посланы пророки, которые были призваны направить на истинный путь различные народы и общины, который приведет их к счастью и в земном мире, и в мире загробном. Для каждой общины через посланников Всевышнего, Его пророков ниспосылался свод божественных законов, по которым люди должны были жить в справедливости, чтобы преуспеть в мирской жизни и в их будущей жизни.
Виды Шариата
В Шариат включены и те вопросы, которые относятся к религиозной догматике – это акида. Также Шариат включает в себя законы, относящиеся к религиозной этике – это ахляк. Ученые богословы Ислама утверждают, что не только законы и правила внешнего поведения диктует Шариат, но и предписывает мусульманам те религиозные убеждения, которые продиктованы внутренней мотивацией человека и его стремлением к нравственному совершенствованию.
Помимо Корана и Сунны, которые являются основными источниками шариата, он охватывает также те нормы, законы и правила, которые были выработаны мазхабом – то есть такие, которые сформулировали люди, но на основании и в строгом соответствии с божественными предписаниями, которые читали в Божественном Откровении. Шариат оперирует также такими источниками, как иджма или единогласное мнение общины, и кияс, то есть сопоставление или соизмерение тех случаев, которые имеют описание в Священной Книге Коран и Сунне Пророка ﷺ с той ситуацией, по которой выносится правовое решение.
Степени исполнения законов шариата
Законы шариата, которые регулируют все поступки человека, можно разделить на пять категорий:
Виды фарда
Если законы шариата читать дословно, то к категории фард аль-‘айн можно отнести следующие поступки человека:
К категории фард аль-кифая следует относить исполнение следующих законов шариата:
Ваджиб – это такие действия, для которых предписание обязательности не настолько жесткое, как для фарда и не так категорично выражено посредством Корана и Сунны. Если человек будет отрицать обязательность выполнения ваджиба, то это его из лона Ислама не выведет, но если он не будет выполнять ваджиб, то это будет большим грехом.
Законы шариата категории ваджиб включат в себя:
Виды рекомендуемых норм шариата
Законы шариата, подпадающие под категорию суннат, включают в себя:
К мустахабу относятся такие законы шариата, как:
Разрешенные нормы шариата
Мубах и джаиз – это нейтральные и общедозволенные поступки и деяния, из которых мубах – это такие поступки и действия, которые законы шариата рассматривает в качестве нейтральных.
Законы Шариата в категории мубах предполагают:
Неодобряемые и запрещенные действия по законам шариата
Возможно вас заинтересуют одежда по шариату для женщин
Законы Шариата запрещают:
Законы шариата охватывают и категорию мустакрах – это запрет на такие действия, которые могут сказать о невоспитанности человека: много кушать, наблюдать за тем, как ест другой человек, употреблять вредную для организма пищу, подходить близко к заразному человеку, принимать милостыню от такого человека, который беднее тебя.
История развития шариата
Юридическая сила законов шариата
Шариат – это проявление Мудрости Всевышнего и Его Милосердия, и подстраиваться под стандарты и ценности человечества, которые меняются постоянно с течением времени и под влиянием моды он не может и не будет. Шариат не представляет собой свод законов, правил поведения, запретов и обязанностей. Шариат представляет собой путь нравственности и безопасности, он предписывает жить так, чтобы жизнь мусульманина соответствовала предписаниям и Воле Всевышнего, Его Милости. Шариат представляет собой кодекс поведения, который был установлен Исламом, и в котором скрыта огромная сила, которая поможет осуществить чаяния мусульман, желающих встать на путь истинный и найти себя в Исламе. Какими бы ни были обстоятельства, Шариат сохраняет свою юридическую силу. Только с позволения Всевышнего может подвергаться изменениям то, что было предписано Им.
Мусульманское право признает и передовые технологии, и научные достижения, оно стремится к тому, чтобы даровать просветленное мировоззрение.
Выбор человека
Не уверовав в Господа всей душой, невозможно понять сути законов Шариата. Фундаментом жизни мусульманина, основой всей веры Ислама является положение: «Нет божеств, которые заслуживают поклонения, кроме Единого Аллаха, и Мухаммад – Пророк Его!».
Где применяются шариатские законы
Шариат организует и определяет жизнь людей в рамках мусульманского общества, но не везде одинаково его влияние. Одной из немногих государственных систем, которая регулирует мусульманское право, не в полном его варианте, остается Саудовская Аравия и Бруней, в Ливане, Сирии и в некоторых африканских мусульманских странах правовая система подразделяется на шариатскую, которая регулирует такие вопросы, как заключение брака и разводы, вопросы наследования и взаимодействие с благотворительными организациями, и на светскую, которая регулирует вопросы, касающиеся сделок между гражданами, и государственных правонарушений. В таких государствах, как Турция, и еще в некоторых мусульманских странах Средней Азии действуют светские юридические законы и кодексы.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Законы шариата и нормы исламского права – основа жизни правоверных мусульман
Слово «шариат» сегодня известно практически каждому, и у большинства людей оно вызывает тревогу. Проблема в том, что чаще всего с этим понятием связывают все самое жестокое, что может присутствовать в человеческой морали. Однако на самом деле он представляет собой прямо противоположное и уж, во всяком случае, справедливое. Стоит разобраться в этом термине и в том, что он в себя включает.
Определение и характеристика исламского права
Шариат формировался и складывался на базе текстов Сунны Пророка (с.а.в.) и Корана. Они стали источниками исламского права, и происходило это в XI — XII веках, а в дальнейшем это понятие только шлифовалось и совершенствовалось.
У шариата есть сразу несколько определений. Прежде всего, это свод законов в рамках исламского мира. Кроме того, исламский шариат представляет собой некий моральный кодекс, состоящий из повелений Священного Корана. Наконец, понятие шариата подразумевает определенное мировоззрение, направление, по которому должен двигаться в жизни каждый правоверный мусульманин.
Не случайно в переводе с арабского термин обозначает «верный, праведный путь». Именно последнее определение является исключительно важным для многих мусульман, поскольку, следуя наставлениям шариата, человек, исповедующий Ислам, может после смерти оказаться в раю.
Люди других религий, даже не подозревая, что такое шариат в исламе, часто следуют его нормам, поскольку в очень многих пунктах свод правил имеет сходную с христианскими установками базу.
В отличие от уголовного кодекса, который может иметь в разных странах свои нюансы, законы шариата едины для всего мусульманского мира. Однако сложность его заключается в том, что он является настолько многосторонним, что в разных регионах рассматриваются как руководство к действию лишь отдельные его аспекты. В качестве юридического судебника он используется в:
В таких странах, как Ливан и Сирия нормы шариата действуют избирательно, в зависимости от того вопроса, который рассматривается. Например, спор по наследству будет решаться в рамках исламского права, а вот правонарушения государственного характера передаются на рассмотрение светского суда.
Во многих странах, в том числе, у кавказских народов шариат противопоставлен адату, который тоже является сводом определенных норм, но, скорее, традиционных. Например, на Кавказе по шариатским законам решаются споры о земле, а согласно адату – об умыкании невесты, либо о кровной мести.
Итак, существует право, согласно которому мусульманские шариаты регламентируют систему наказаний за нарушение определенных предписаний Корана и исламской морали. Существует также моральный кодекс, который определяет всю жизнь правоверного мусульманина.
Если в западных странах, где основная роль принадлежит христианской религии, Библия и судебно-правовая системы разграничены, то в исламском мире эти две составляющие спаяны в одно большое определение – шариат. Он изначально направляет жизнь человека, исповедующего ислам, таким образом, чтобы он проживал в соответствии и с нормами закона, и с правилами Корана, и с общечеловеческой моралью.
Исходя из этого комплекса составляющих, шариат нередко определяют как единое религиозное законодательство, обозначая в этих рамках закон скорее как социальные и этические, чем как юридические нормы.
Западный мир, напуганный последними политическими событиями, представляет себе шариат как средневековое проявление мракобесия. Однако платформа, на которой держатся эти законы, является благом для человека, который должен жить по заповедям пророка Мухаммеда (с.а.в.) и законам Всевышнего. Так, шариат никогда не выступал против технического прогресса и являет собой просветление ума и души человека.
Законы, нормы и правила шариата
Согласно шариату, существуют строго определенные нормы, которые поделены на категории. Все они отражены в четырех школах (мазхабах), регламентирующих все исламское право. Некогда таких школ насчитывалось больше, но сегодня действуют следующие:
Кроме того, мусульмане шиитского толка используют мазхаб джафаритский, а у суннитов в прошлом остался мазхаб захиритский, который сегодня практический забыт.
Однако, какая бы правовая школа ни действовала на территории той или иной страны, если в ней применяются правила шариата, то они едины для всего исламского мира. Все эти правила распределяются на:
Все правила, так или иначе включенные в свод, являются постулатами Корана. Существуют еще и отдельные откровения, высказанные в свое время Пророком Мухаммедом (с.а.в.), они называются хадисами.
Так, к фардам относятся, прежде всего, правила, принятые при намазе. Эта норма поведения исходит из безоговорочного поклонения Аллаху, признания его единства, а также из веры в то, что Мухаммед (с.а.в.) – его посланник. Они также устанавливают признание того, что все положения Пророка являются истинными, поскольку происходят непосредственно от Аллаха.
Помимо этого, правоверный мусульманин обязан в соответствии с фардами, будучи человеком обеспеченным, отчислять в пользу бедных закят и ушур (виды налога), не совершать грехов, изучать нормы Ислама во всех его проявлениях.
Целый ряд предписаний касается обретения смирения. Сюда относятся удовлетворение теми дарами, что дает Всевышний, изучение окружающего мира как проявления Его могущества, терпение напастей и болезней, поскольку все это также происходит по воле Аллаха.
Правоверный мусульманин не задает вопроса о том, можно ли по шариату забывать о долге – он знает, что все зароки и обещания, которые даны, необходимо выполнить. То же самое касается и денежных долгов, а также долга перед своей страной. Шариат предписывает служить в армии (при необходимости) и всегда быть на стороне справедливости.
Целый ряд фардов касается семейного уклада, и здесь все нормы также разумны и не могут противоречить здравому смыслу. Так, мужу вменяется в обязанность забота о жене и детях. Супруг должен обеспечивать свою вторую половину не только необходимым для полноценной жизни пространством (предоставить ей комнату или дом), но и питанием, одеждой.
Жена же, в свою очередь, должна заботиться о своем супруге. Что касается детей, то они обязаны быть почтительными и содержать своих родителей, если к тем на порог пришла нищета. Более того, можно и нужно воспитывать и содержать сирот и калек, одиноких стариков, справляться о здоровье больных людей.
Как видите, все те правила хорошего воспитания и проявления милосердия, которые в христианстве подразумеваются как бы сами собой, шариат предписывает к обязательному и рекомендуемому исполнению и выделяет в отдельные установки.
Шариатский суд – запреты и наказания
Если шариат устанавливает нормы, необходимые к соблюдению, то, как и в любой другой религии, в нем есть статьи, которые определяют тот или иной запрет на что-то. Они носят название харам, и нельзя отождествлять такое понятие с греховностью. Харам – это запретные действия, за осуществление которых следуют наказание.
К хараму относятся:
В число строгих запретов входят также занятия ростовщичеством и употребление пищи, которая считается нечистой. А поскольку шариат является, прежде всего, религиозным сводом законов, то в списке харамов многобожие стоит на первом месте. Этот запрет называется «ширк» и подразумевает признание Аллаха лишь одним среди других богов.
За нарушения харама предусмотрено наказание, которое должно быть соразмерным содеянному преступлению. Оно осуществляется не только для того, чтобы покарать преступника, но и принести обществу пользу. Само наказание выносится судом шариата, который обязан тщательно изучить все нюансы преступления и определить степень кары.
Предусмотрена трехступенчатая схема наказаний, которая состоит из:
Самые легкие – это назидательные наказания: тюрьма, штраф, плеточные удары. Они даются за мошенничество, нарушения порядка. Отмщающим наказанием может стать казнь или крупная компенсация ущерба, которые полагаются за противоправные действия против здоровья и жизни человека.
Пресекающие наказания предусмотрены за преступления против морали, и здесь, в зависимости от содеянного, могут быть присуждены и штрафы, и казнь, и тюремное заключение. К преступлениям этого уровня относят воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство. Законом устанавливается ответственность за преступления каждого человека, несмотря на его социальное положение в обществе.