Как называется потолок во дворце
Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)
Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;
Баля́сины
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.
Балюстра́да
Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).
Пиля́стр
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Капите́ль
Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.
Аба́ка
Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.
Атла́нт
Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.
Рустовый камень на фасаде
Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.
Кариатида
Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.
Антаблеме́нт
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.
Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.
Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.
Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).
Барелье́ф
Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
Горелье́ф
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Фронто́н
Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).
Пилон
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Портик
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.
Колоннада
Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.
Сандрик
Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.
Филёнка
Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.
Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.
Картуш
Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.
Молдинг
Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.
Кронштейн
Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).
Цо́коль
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Архивольт
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.
Портал
Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.
Аркада
Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.
Э́ркер
Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).
Каннелюра
В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.
Залы Большого дворца, Петергоф (Санкт-Петербург)
Величественный и изысканный Большой Петергофский дворец является одним из самых известных и посещаемых мест в Санкт-Петербурге.
Сегодня Большой Петергофский дворец является музеем, входящим в комплекс Дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» в Петергофе (Санкт-Петербург).
Дворец расположен на террасе и занимает доминирующее положение в композиции ансамбля, в который также входят Верхний сад и Нижний парк. Подробнее о Большом Петергофском дворце.
В данной статье речь пойдет о музее «залы Большого Петергофского дворца».
Хотя снаружи Петергофский дворец и кажется внушительным и широким, но, когда попадаешь внутрь, на самом деле видишь, что он достаточно небольшой и узкий. Всего в стенах дворца около 30 залов, среди которых есть великолепные парадные залы, украшенные зеркалами, паркетом, лепниной, «золотом» и росписью; а также парадная лестница, кабинеты, приемные, столовые, тронный зал, личные покои императоров и императриц.
Залы Большого дворца, Петергоф
При посещении залов Большого дворца гости, в составе экскурсии, могут прогуляться по восстановленным залам Бывшего дворца Петергофа, при этом узнать историю дворца и увидеть некоторые предметы декоративно-прикладного искусства, мебель и произведения скульптуры и живописи, расположенные в залах музея-дворца.
Парадная лестница
Гости дворца, в котором при императорах и императрицах проводили приемы, балы, маскарады и праздники, поднимались в залы дворца по Парадной лестнице, которая находится в западном флигеле дворца.
В 18 веке лестница была деревянной, и сегодня она деревянная.
Лестница и окружающее убранство выполнены в праздничном убранстве: на стенах росписи и золоченная деревянная резьба по рисункам Растрелли.
Потолок Парадной лестницы украшен росписью (плафон) «Аллегория Весны» работы Бартоломео Тарсия.
Дверной портал на втором этаже лестнице, ведущий в Танцевальный зал, выполнен в форме триумфальной арки и украшен монументальным десюдепортом с фигурами «Верность» и «Справедливость».
Танцевальный зал
Танцевальный (Парадный) зал, который также известен как Купеческий зал и в котором в 18 веке начинались придворные балы, украшает золоченная (тонкий слой сусального золота, толщина которого 5 микрон) деревянная резьба по рисункам Растрелли.
В зале напротив друг друга в простенках расположены зеркала, это любимый приём архитектора Растрелли, что бесконечно повторяет пространство и визуально расширяет границы зала.
Над зеркалами и окнами расположены 16 круглых живописных полотен (тондо), изначально созданных художником Джузеппе Валериани, изображающих иллюстрацию к книгам «Энеиды» Вергилия и «Метаморфоз» Овидия. 4 из 16 тондо являются оригиналами работы 18 века.
В центре росписи гора Парнас, бог солнца в окружении муз.
В данном зале любила танцевать сама Елизавета Петровна. Она обладала хорошей фигурой и любила надевать мужской костюм, который на ней отлично сидел, подчеркивая все прелести её фигуры. Но в 18 веке дама могла надеть мужской костюм только на бал-маскарад, поэтому чаще всего в Петергофе Елизавета Петровна устраивала именно балы-маскарады.
Танцевальный зал является самым пышным залом Большого Петергофского дворца и в нем устраивали приемы, балы и т.д. все российские императоры.
В роскоши зала зарождалась и российская демократия. Летом 1905 года в данном зале проходили секретные совещания императора Николая II с министрами, на которых были приняты решения о создании в России первой Государственной думы.
. На смену барокко во второй половине 18 века пришёл стиль классицизма. Это было время Екатерины II, которая распорядилась, чтобы архитектор Юрий Фельтен устроил несколько залов дворца в новом классическом стиле.
Чесменский зал (мемориальный)
Одна из картин изображает сюжет в Хеосском проливе Средиземного моря, где встретились флоты российский и турецкий, завязался бой и сразу же погибли два корабля: русский Святой Эвстафий и турецкий Бурджу-Зафер (по другим данным Реал Мустафа).
Командовал всей операцией в Средиземном море граф Алексей Орлов, бюст которого, работы итальянского скульптора Джованни Чибеи, находится в зале. Джованни изобразил Орлова в виде древнего бога войны Марса с высшим воинским орденом России «Святой Георгий первой степени» на груди. Этот орден Орлов получил за Чесменскую победу.
Голубая приемная (Секретарская)
Небольшая комната, которая получила своё название по отделке стен, затянутые голубым шёлковым штофом.
Это дежурное помещение служило своего рода канцелярской; здесь постоянно располагался дежурный секретарь, который записывал в специальный журнал всё, что происходило при дворе: прибытие или отъезд важных персон, курьеров, а также привоз предметов обстановки и пр.
В сегодняшней экспозиции музея в Голубой приёмной представлены предметы мебели середины 19 века в стиле «второго барокко», изделия из бронзы и вазы Императорского фарфорового завода в стиле ампир. Стены украшает живопись, одна из работ кисти И.К. Айвазовского с Петергофским пейзажем («Вид Большого дворца и Большого каскада»).
Большой Тронный зал
Это самый большой зал Петергофского дворца, в котором проходили самые торжественные приемы и принимали послов.
Стены зала украшают картины, в том числе посвященные Чесменскому сражению.
Главным местом в зале является тронное место с тронным креслом. Само кресло было в разных дворцах, а вот подножная скамеечка возле кресла стоит в зале с середины 18 века.
Над тронным креслом стену украшает парадный портрет Екатерины II, которая в мужском военном костюме восседает на белом коне «Брильянте» и в таком виде она прискакала из Петергофа в Петербург, предстала перед гвардией и с переворотом заняла престол.
Аудиенц-зал (Статс-дамская)
Это одно из небольших парадных помещений дворца, выполненное в стиле барокко Растрелли, который также называют Елизаветинское или Русское барокко.
В зале характерная золоченая деревянная резьба с растительным орнаментом и зеркала.
На потолке зала в плафоне Пауло Балларини запечатлел поэму Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим», с сюжетом, когда настоящая любовь преодолевает препятствия.
Зал использовался для малых государственных приёмов.
Белая столовая
Столовая выполнена в светлых тонах, стиле классицизма и украшена настенным барельефами.
Люстры в зале 18 века. Такие люстры назвали аметистовыми, потому что они имеют сероватый оттенок, похожий на камень аметиста.
Стол в столовой украшен фаянсовым фарфором «Веджвудский сервиз» (или Husk-сервиз) кремового оттенка с тонким цветочным рисунком лилово-сиреневого цвета. Выполнен на заводе «Этрурия» в Стаффордшире Дж. Веджвудом.
Изначально сервиз заказала Екатерина II в 1768 году. Сервиз был получен в 1779 году и включал в себя около 1500 предметов. Со временем посуда билась и частично восполнялась за счёт копий, создававшихся на российских мануфактурах. Сейчас в зале демонстрируется комплект на 30 кувертов из 196 предметов.
Придворные обеды или ужины в 18-19 веках носили церемониальный характер и продолжались по нескольку часов; меню включало в себя несколько перемен блюд, и порой только блюд-супов было 5-6: черепаховый, суп из селедочных щек, на который требовалось несколько тысяч сельдей.
Чтобы за разговорами блюда не остывали, тарелки ставились на подставки «водяницы», которые были заполнены кипятком.
В зале представлены круглые печи из белых поливных изразцов русского производства. Первоначально они были выполнены по эскизам Фельтена. Разбитые в годы войны, печи были восстановлены в послевоенные годы В. Жигуновым, А. Поваровым и В. Павлушиным.
Буфетные
Китайские кабинеты
Екатерина II любила удивлять своих гостей не только яствами и мероприятиями, но также по её распоряжению в Большом Петергофском дворце архитектором Ж. Б. Валлен-Деламот были созданы два маленьких китайских кабинета, которые разительно отличались стилем, и хозяйка показывала их на диво гостям.
В залах присутвовали произведения восточного искусства, китайский фарфор, который тогда был очень дорог и говорил о роскоши, панно, два из которых 18 века, китайские ширмы, которые были приведены из Китая с росписью по черному лаку с золотом и серебром.
Картинный зал
Это центральный парадный зал Петергофского дворца, который за время истории неоднократно менял свой облик.
Изначально это было самое большое и торжественное дворцовое помещение, в котором Петр I устраивал приемы. Особенно Петру нравился вид из окна, через которое виден Морской канал Нижнего парка дворца.
Стены зала украшены картинами одного художника Пьетро Ротари. Художник был итальянец, работал в Петербурге и его картины очень нравились Екатерине II. Когда художника не стало, Екатерина распорядилась приобрести всё, что остались в Петербурге.
Приватные залы дворца (личные императорские покои)
К личным покоям относятся:
— Куропаточная гостиная, или будуар, который открывает анфиладу комнат женской половины дворца. Комната использовалась для утреннего времяпрепровождения императриц в ближайшем окружении.
— Кабинет императрицы, в котором хозяйка зачастую играла в карты, общалася в тесном кругу;
— Штандартная, где когда-то хранились штандарты гвардейских полков;
— Кавалерская, которая предназначалась для караула кавалергардов и где также производились представления кавалеров российских орденов и устраивались приёмы офицеров гвардейских полков;
— Большая голубая гостиная, которая неоднократно менялась и в начале 18 века называлась столовой, поскольку помещение использовалось как семейная столовая.
Гостиную украшают парадные портреты Екатерины II и жены Павла I Марии Фёдоровны. Интерьер дополняет печь с так называемыми «ландшафтными» изразцами. А центром экспозиции гостиной является Банкетный сервиз на 250 персон, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в середине 19 века. Этот шедевр был вывезен в годы Великой Отечественной войны, и обнаружен в Восточной Пруссии, а затем возвращён на Родину. Кроме того в зале находятся большие вазы и люстры на 86 свечей, а также два шкафа, декорированные бронзой;
С конца 18 века комната стала называться «Коронной», так как в правление Павла I в помещении был установлен специальный «стоянец» для короны;
— Дубовый кабинет Петра I и Дубовая лестница.
Вестибюль
На первом этаже дворца находится так называемая галерея скульптуры дворца, расположенная в вестибюле и где представлена подлинная коллекция скульптур 18 века. Скульптуры когда-то украшавших парки и фонтаны дворцового комплекса.
В зале также можно посмотреть небольшой фильм о Петергофе.
Практическая информация
Большой Петергофский дворец, совместно с Верхним садом и Нижним парком, входит в состав Дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» и относится к Государственному музею-заповеднику «Петергоф».
Залы Большого Петергофского дворца можно посетить за плату в составе экскурсий. Входы в парки дворца тоже платные.
Для посещений могут быть открыты все залы дворца или их часть. Также могут меняться некоторые экспонаты в залах.
Билеты можно приобрести заранее онлайн или в кассе возле дворца.
Режим работы музея во дворце, стоимость билетов, а также условия посещения и покупки билетов, рекомендуем уточнять непосредственно перед посещением на официальном сайте.
Сайт государственного музея-заповедника «Петергоф»: peterhofmuseum.
Посетить Петергоф можно с одной из экскурсий
Обо всех способах, как добраться в Петергоф из Санкт-Петербурга (аэропорта и центра города), можно узнать здесь →
Возле Дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» можно остановиться
4-звездочный отель Новый Петергоф с рестораном, баром, парковкой, туристическим бюро, спа-центром с крытым бассейном, тренажерным залом, паровой баней, кедровой финской сауной и арома-сауной.
Номера отеля оформлены в современном стиле и оснащены телевизором со спутниковыми каналами, бесплатным Wi-Fi, сейфом, халатами и тапочками, феном и бесплатными туалетно-косметическими принадлежностями. В некоторых номерах имеется гостиный уголок.
В стоимость номеров могут быть включены: завтрак, завтрак + ужин или завтрак + обед + ужин. Ссылка на отель
В апартаментах: кондиционер, балкон, бесплатный Wi-Fi, телевизор с плоским экраном, стиральная машина, спальня, кухня с посудомоечной машиной и микроволновой печью, ванная комната с феном и бесплатными туалетно-косметическими принадлежностями. Ссылка на апартаменты
Апартаменты Severnaya Venezia с балконом с видом на озеро, бесплатным Wi-Fi, детской игровой площадкой, садом и общим лаунджем.
В апартаментах: спальня, телевизор с плоским экраном и кабельными каналами, оборудованная кухня с микроволновой печью и холодильником, стиральная машина и ванная комната с душем. Ссылка на апартаменты
Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и в Петергофе, можно посмотреть и забронировать здесь
Отели и апартаменты ищем на Booking.com. Для сравнения цен и выбора оптимального варианта используем RoomGuru, который ищет скидки по множеству систем бронирования Отели со скидками →
Дешевые авиабилеты ищем на Aviasales. Поисковик сравнивает цены у десятков авиакомпаний и выдает билеты по самым выгодным ценам Дешевые авиабилеты →
Такси заказываем на Kiwitaxi. Заказ можно сделать заранее, через интернет, что удобно в «чужих» странах и городах. Приезжают вовремя, встречают в назначенном месте Такси/Трансфер →
Мы некоммерческая организация, и у нас нет постоянного дохода. Мы зависим от заказов и пожертвований исключительно от читателей, то есть от Вас. Если у Вас есть желание сказать «Спасибо» и помочь нам, то Вы можете сделать это любым удобным для Вас способом.