Как называется потолок на корабле
п а л у б а
потолок, накат, настилка на судах
• горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолета
• часть парохода, корабля, яхты
• горизонтальное перекрытие в корпусе судна
• прогулочная на корабле
• пьеса российского драматурга Л. Зорина
• драят шваброй матросы
• техничка моет пол, а что матросы?
• то, что так «любят» драить матросы
• корабельный пол и он же крыша каюты
• «плац» для построения матросов
• повозка с крышей для защиты от дождя и солнца, типа кибитки
• место, на котором боцман царь и бог
• объект матросского надраивания
• ее так «любят» драить матросы
• Горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолёта
• Настил в каких-нибудь сооружениях
• «Плац» для построения матросов
• ее так «любят» драить матросы
• ж.(па и лубь, лубяная крыша) крыша, кровля, потолок, накат, настилка; пол и потолок, помост на водоходных судах; на кораблях бывает до четырех палуб, в знач. настилки, или трех, в знач. дека, пространства между палубами. Временная тесовая, округлая крыша на лодках, для зашиты клади. Тесовая, временная настилка на кружалах, для кладки каменных сводов. струнных муз. орудиях: тонкая доска, на коей натянуты струны: дек, стар. полица, поличка. Палубник м. доски или тес на палубе: судно с палубой, палубное. Палубить кружала, каменщ. застилать тесом. Палубленье, действ. по глаг. Палубье ср. лубье, луб
Морской словарь для сухопутных читательниц
И если бы только это! Женщин больше на любой выставке, любой театральной постановке, на любой экскурсии. В любом концерте. В любой библиотеке. В любой литературной аудитории. Даже на сайте проза.ру большинство составляют женщины. И только среди моих читателей преобладают мужчины. Эту несправедливость я и собираюсь исправить.
Ведь читательниц у меня было много, пока не разбежались. Несколько раз перед этим они жаловались, что в моих рассказах слишком много непонятных им морских терминов. Некоторые советовали даже написать специальный словарик. Я знаю, что на нашем сайте есть много старых моряков, опытных капитанов, которые составили бы такой словарь лучше меня.
Ясно, что разъясняя многие понятия, я иногда прибегал к помощи морских словарей и учебников. Очень надеюсь, что составители этих словарей не станут со мной судиться. Хотя бы из любви к тем, для кого предназначен мой словарик.
Что такое «узел»? Нет-нет, не морской такелажный узел, а что-то совсем другое. А что? Что такое дедвейт судна? Тоннаж? Водоизмещение? Сколько груза может взять на борт современное грузовое судно? Почему на маленьком траулере работает больше людей, чем на огромном океанском танкере? Что такое ватерлиния? Что такое каботаж? Зачем на судне танки? Что такое порт приписки судна? По какому времени живут моряки, странствуя по свету?
Что такое «вышка», «середуха», ШМО, ТФ? «Рыбка», «тюлька», «централка»? Вряд ли вы даже слышали о них, если не живёте в портовом городе. Что такое ТУС, или, более благозвучное, ТУК, вы, конечно, тоже не знаете. А, между прочим, это – именно то, что я и собираюсь вам рассказать.
Конечно, не теорию и устройства судна, или корабля, но – некоторые основные морские понятия и жаргонные словечки для детей и взрослых, желающих выучить еще один язык. На это раз – морской. Итак, приступим в алфавитном порядке.
АВРАЛ- срочные судовые работы, требующие участия всего экипажа.
АРТЕЛКА – помещение для хранения судовой провизии.
БАКЛАН – голодный человек на судне который постоянно хочет есть и находится в районе камбуза.
БЛЭКАУТ – (англ. BLACK OUT) – полное обесточивание теплохода.
БРАШПИЛЬ- палубный механизм с горизонтальной осью вращения, предназначенный для подъёма якоря и выбирания тросов при швартовке. Обычно устанавливается в носу судна, на баке.
БУКВАРЬ – книга, инструкция.
ВАЙПЕР – моторист 2-ого класса (от англ. – wiper – уборщик). Он же ВАЙПЕРЕНЫШ.
ВАХТИТЬ – нести вахту.
ВЗЯТЬ ЗА НОЗДРЮ – шутл. – взять на буксир.
ВООРУЖИТЬ – изготовить для действия
ГАЗ – крепкие алкогольные напитки.
ГОЛУБЯТНЯ – навигационный мостик.
ГОЛУБИЦА- отверстие между килем,шпангоутом и обшивкой корпуса судна.
ГРОТ-МАЧТА- вторая от носа мачта. На современном судне находится на пеленгаторном мостике.
ДЕЙДВУД- подводная часть кормового заострения судна в месте прохода гребного вала. Вал в этом месте лежит на дейдвудном подшипнике.
ДИФФЕРЕНТ- наклон судна в продольной плоскости. Обычно бывает на корму.
ДНИЩЕ- заглублённая, подводная часть обшивки корпуса судна.
ИЛЛЮМИНАТОР- застекленное отверстие в борту или надстройке.
КАМБУЗ- кухня на судне.
КАЧКА- колебания судна под воздействием волн, бывает килевой, бортовой, днищевой и смешанной.
КЛЮЗ- отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для проводки троса или цепи.
КНЕХТ- деталь швартовного устройства в виде парных металлических тумб на общем фундаменте, прикрепленном к палубе. Швартовы накладываются восьмёрками.
КОНЕЦ- так называется любая верёвка на судне.
КРАНЕЦ- приспособление, служащее для амортизации ударов и защиты борта судна о причал или другое судно на швартовках и стоянках. Часто используют автомобильные покрышки.
КУБРИК- помещение на судне для размещения экипажа. В отличие от кают, многоместный.
ЛАГ- прибор для измерения пройденного расстояния судна.
ЛОТ- устройство для измерения глубин с борта судна.
ЛОЦМАН- специалист по проводке судов в определенном районе, порту, канале или проливе. Бывает обязателен к приему на борт, но ни в коем случае не подменяет капитана и не снимает с него ответственности за безопасность судна.
МАСТЕР – (англ. master) капитан теплохода. Он же Папа, Дядя.
МАШКА – судовая швабра.
МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ (МИДЕЛЬ)- средний по длине судна шпангоут.
НА ХОДУ- термин означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели. То есть, либо в походе, либо в дрейфе.
НАБОР КОРПУСА СУДНА- совокупность поперечных и продольных балок, составляющих остов судна.
НАДСТРОЙКА- закрытое сооружение на палубе, простирающееся от борта до борта. Может быть на корме, в середине судна, и в носу.
НОС- передняя оконечность судна.
ОБСЕРВАЦИЯ- определение места судна по наблюдениям объектов с известными географическими координатами (береговые ориентиры, радиомаяки, звёзды и т.д.).
ОБШИВКА- стальная поверхность борта судна.
ОСТОЙЧИВОСТЬ- способность судна, получившего по какой-либо причине крен, выпрямляться. Недостаточная остойчивость, происходящая от слишком высокого центра тяжести, делает судно валким, склонным к опрокидыванию. Чрезмерная остойчивость приводит к очень резкой и быстрой качке, опасной для корпуса и оборудования.
О.С., ОСЛИК – матрос 2-ого класса, младший матрос (от англ. OS – ordinary seamen)
ПОДВАЛ – машинное отделение.
ПОСУДИНА – лодка, судно.
ПРИВЯЗАТЬСЯ – пришвартоваться, завести швартовые концы. Например: привязаться к стенке – пришвартоваться к причалу.
ПРИСПОСОБА – приспособление, любая вещь, которую можно приспособить для проведения какой-либо работы.
РОГАТЫЕ – матросы, штурмана.
СТАРМЕХ – сокращенно СТАРШИЙ МЕХАНИК, он же ДЕД.
СТАРПОМ – сокращенно СТАРШИЙ ПОМОШНИК КАПИТАНА, он же ЧИФ.
СТЕНКА – причал, пирс.
СТРИНГЕРЫ — внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые — КИЛЬСОНЫ.
ПАЙОЛ- настил палуб и платформ машинного отделения. Как правило, делается полностью или частично съёмным.
ПАЛУБА- горизонтальное перекрытие корпуса судна. Палуба может быть главная, шлюпочная, палуба мостика и так далее.
ПЛАНШИРЬ- планка (брус), ограничивающий фальшборт по верхней кромке.
ПЛАСТЫРЬ- облицованный, многослойный, прямоугольник из парусины с коушами по периметру, для закрытия пробоины в борту. Был обязательным на советских судах дальнего плавания.
ПОДВОЛОК- зашивка потолка во внутреннем помещении.
ПРИЖИМНОЙ- швартов, подаваемый перпендикулярно ДП судна.
ПОДЗОР- свес кормы судна.
ПРОДОЛЬНЫЙ- швартов, подаваемый с носа вперёд, с кормы назад.
РЕВЕРСИРОВАНИЕ- изменение направления вращения двигателя на противоположное.
РЕЙД- открытая, прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов на швартовных бочках, буях или якорях.
РУЛЬ- конструкция, состоящая из пера руля, баллера и румпеля.
РУМБ- единица плоского угла в навигации, равная 1\32 части окружности.
СВЕТОВОЙ ЛЮК- люк прямоугольной формы в палубе, огражденный комингсом.
СЕКСТАН- угломерный инструмент для измерения высот небесных светил и углов на земной поверхности.
СТРИНГЕР- продольный элемент набора корпуса судна. Различают днищевой, скуловой, бортовой и палубный стрингер.
СТРОП- Приспособление из тросов для захвата и подвешивания к гаку грузов.
СУДОВАЯ РОЛЬ- список экипажа и пассажиров с паспортными данными и должностями на судне.
СУДОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ- основные огни, которые должны нести все суда в море: бортовые, топовые, кормовой, буксирный, круговой.
СХОДНЯ- переносной трап, используемый, когда судно находится на одном уровне с причалом.
ТАЛИ- грузоподъёмное устройство с ручным приводом.
ТРАП- любая лестница на судне. Бывает парадный, наружный, внутренний, лоцманский.
ТУГРИКИ, Х*ЯБРИКИ – любая местная валюта.
ТРЕВОЖИТЬСЯ – выполнять учения по тревогам (Человек за бортом, Пожар, Оставление судна и т.п.).
ТУРАЧКА- барабан шпиля, брашпиля, лебёдки, на который наматывается трос.
УЗЕЛ- принятая в мореплавании единица скорости, равная одной морской миле в час.
ФАЛЬШБОРТ — ограждение по краям наружной палубы судна, пояс выше главной палубы, выполненный как продолжение борта судна. Заканчивается планширем.
ФАРВАТЕР- безопасный, в районе навигационных опасностей, проход для судов.
ФЛОР- нижняя часть шпангоутной рамы.
ФОРПИК- крайний носовой отсек судна.
ФОРШТЕВЕНЬ-брус по контуру носового заострения судна, жестко соединенный с килём.
ФОРДЕК- носовая часть палубы судна.
ХОДИТЬ (на судне)- находиться на борту судна во время плавания.
ЧЕРДАК – навигационный мостик.
ЧИРИК – четвертый механик.
ШВАРТОВ- швартовный трос, предназначенный для закрепления судна у причала или борта другого судна. Разделяются на продольные, прижимные и шпринги.
ШВАРТОВКА- совокупность действий по подходу и закреплению судна к месту швартовки.
ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО- шпили, кнехты, клюзы, вьюшки и пр.оборудование, предназначенное для швартовки.
ШЛЮП-БАЛКА- устройство в виде двух балок с механизмом для спуска за борт шлюпки, и подъёма её. Применяется для спасательных шлюпок.
ШПАНГОУТ- основная балка поперечного набора судна, основа для обшивки судна.
ШПАЦИЯ- расстояние между шпангоутами.
ШПИГАТ- отверстие для свободного перетекания воды.
ШПИЛЬ- вертикально расположенный механизм для выбирания якорь-цепи и швартовов.
ЮТ- надстройка в кормовой части судна. Наиболее часто встречающаяся у грузовых судов.
ЯМА – машинное отделение.
ЯШКА – якорь. Обычно говорят встать на ЯШКУ или кинуть ЯШКУ.
ЯХТА- судно для отдыха (парусное или моторное). Яхты могут быть громадными, как у Романа Абрамовича и совсем крохотными, на одного-двух человек.
Глоссарий
Автономность — длительность плавания без пополнения запасов топлива, воды и продовольствия.
Акватория — ограниченный участок водной поверхности.
Антициклон — область высокого атмосферного давления с движением воздуха вокруг ее центра.
Аксиометр — индикатор угла отклонения пера руля или оси гребного винта относительно диаметральной плоскости судна.
Арнесона привод — вид трансмиссии с горизонтальным валом.
Ахтерпик — крайний кормовой отсек судна.
Ахтерштевень — кормовая оконечность судна, элемент набора корпуса. Может быть рамным на транце или продолжением килевой балки.
Бакен — установленный на якоре плавучий навигационный знак.
Балласт — жидкий или твердый груз, размещаемый внутри или снаружи корпуса судна, обеспечивающий необходимую остойчивость и осадку. Может оказаться так же лишним и много говорящим.
Баллер — вертикальный вал, служащий приводом пера руля.
Банка — 1. Сидение на беспалубных лодках, одновременно служит распоркой между бортами. 2.Отдельно расположенная мель ограниченных размеров. 3. Емкость для хранения червяков.
Бар — 1. Наносная мель в прибрежной зоне. 2. Единица давления, приблизительно равная 1 атмосфере.
Бархоут — утолщение наружней обшивки корпуса судна в районе ватерлинии.
Бейдевинд — курс яхты, при котором диаметральная плоскость судна по отношению к направлению ветра, меньше 90 градусов.
Бензель — перевязка толстых тросов более тонким линем.
Батоксы — линии теоретического чертежа, дающие представление объемности формы корпуса.
Батопорт — подвижная стенка сухого дока.
Бимс — поперечная балка, связывающая бортовые ветви шпангоута, элемент набора корпуса.
Битенг — тумба для крепления тросов на больших крейсерских яхтах.
Бон — закрепленное плавучее сооружение для швартовки маломерных судов и прочих целей и работ.
Бора — он же норд-ост.
Бочка — бочка. Большой поплавок на мертвом якоре. Облегчает процесс постановки на якорь в сложных местах. «Стоять на бочке».
Брандвахта — судно, установленное для наблюдения за чем-либо (кем-либо).
Брашпиль — палубный механизм для подъема якоря.
Бридель — якорный трос, цепь, канат, закрепленный коренным концом к якорю в грунте, а ходовым — к бочке, бону.
Бриз — прибрежный ветерок, меняющий свое направление в течении суток, в связи с разницей температур днем и ночью суша — море.
Бросательный конец — бросательный конец.
Брочинг — для парусных яхт : резкая потеря управляемости при попутном ветре с выходом пера руля из воды и заваливанием на скулу.
Буй — плавучий навигационный знак.
Буйреп — трос, на тренде якоря и буйком на поверхности. Обозначает место залегания якоря и облегчает в последствии его отрыв при подъеме.
Валкость судна — существенный недостаток — свойство судна крениться из-за незначительных внешних сил на большие углы и очень медленно возвращаться назад, в положение равновесия. Сильно проявляется на судах с малой остойчивостью.
Ватервейс — ложе на открытой палубе для протока воды. Так же употребляется в значении балок на бортах, как часть палубного настила.
Ватерлиния — граница двух сред, хорошо видимая на корпусе судна. Разумеется, зависит от загрузки.
Веретено якоря — стержень якоря.
Верп — вспомогательный якорь.
Вертлюг — шарнирное соединение рангоута. Рыболовный вертлюжок — младший брат.
Веха — плавучий навигационный знак. Ограждает опасности и указывает стороны фарватера.
Водоизмещение судна — количество воды, которую вытесняет подводная часть судна, находящегося на плаву. Количество вытесненной воды равно массе всей лодки.
Водометный двигатель — реактивный двигатель, использующий ускорение от выброса воды через сопло.
Выбирать — подтягивать, натягивать снасть.
Гавань — прибрежная стоянка судов, защищенная от ветра.
Гак — крюк
Галфинд — для парусных судов — курс с углом диаметральной плоскости и направлением ветра в 90 градусов.
Гальюн — туалет
Галс — направление ветра относительно корпуса. Например, правый галс — ветер в правый борт.
Глиссирование — режим движения, при котором корпус судна поддерживается на поверхности воды только за счет гидродинамических сил, а не за счет архимедовских. Возможен только при достижении определенной скорости и на глиссирующих обводах корпуса (очень малая килеватость на транце). Запуск плоских камешков блинчиком по воде — вариант глиссирования. Камень утонет при остановке, но при глиссировании силы Архимеда не действуют, и при поддержании необходимой скорости, плоский камешек сможет пересечь Атлантику, при условии абсолютного штиля, конечно.
Девиация магнитного компаса — отклонение показателей компаса, связанное с действием собственного магнитного поля судна.
Дейдвуд — 1. Подводные части заострений судна с кормы и с носа, сопряженные с килем. 2. Корпус ноги подвесного лодочного мотора.
Дельные вещи — общее название разных деталек и мелочевки, входящих в необходимое и не очень оборудование судна.
Диаметральная плоскость судна — вертикальная воображаемая плоскость, проходящая через форштевень и ахтерштевень.
Дифферент — наклон корпуса судна в продольной вертикальной плоскости относительно поверхности воды.
Дрек — малый якорь на шлюпках и тендерах.
Дректов — якорный канат дрека.
Дрейф — снос лодки относительно курса в следствии воздействия ветров, но без учета течений.
Живучесть судна — надежность судна и его способность сохранять свои характеристики, даже при сильных повреждениях.
Заложить — 1. Закрепить конец, канат. 2. Заложить поворот.
Истинный курс — курс с учетом девиации и магнитного склонения.
Излучина — изгиб русла реки.
Кабельтов — 185,2 м — 1/10 морской мили.
Камбуз — кухня
Кавитация — ударные нагрузки, возникающие в следствии схлопывания пузырьков пара или газа, которые образовались в результате критического уменьшения давления и встретились с границей области высокого давления. Результатом этой встречи могут стать удары по кромке гребного винта с силой, сопоставимой с ударом молотка. В результате происходит выкрашивание кромок лопастей, из-за чего, это явление так же носит название кавитационной эрозии.
Кардинальная система — система установки морских навигационных знаков опасности, при которой их обход и маневры тесно связаны со сторонами света.
Картушка — деталь магнитного компаса, определяющий направление магнитного меридиана.
Килеватость — характеристика поперечного профиля корпуса лодки. Измеряется числовой характеристикой на транце и на миделе — углами килеватости.
Кнехт — металлическая штуковина для закрепления швартовных концов.
Корма — задняя оконечность судна. Вельботная корма — острая. Транец — плоский срез на корме.
Киль — основная балка продольного набора из различных материалов, расположенная в диаметральной плоскости. Килевая лодка может не иметь данный девайс, а килеватость будет образована стыком листов обшивки. Надувные килевые лодки имеют надувной кильсон, который при накачивании, одной стороной упирается в пайол, а другой — натягивает полотна днищевой ткани, раскроенные особым образом, что и создает килеватость.
Кильблок — опора для сухого хранения лодки.
Кильватер — 1. Линия хода судов в условиях становления льда. 2. Строй судов, следующих по одной линии.
Кильватерная струя — след на воде позади идущего судна.
Кильсон — на жестких корпусах — связь шпангоутов в районе днища.
Кипа — рогатое устройство на палубе или бортах для отвода шкотов или шпрингов.
Клюз — отверстие в корпусе с предохраняющей окантовкой для проводки снасти. К примеру, якорной цепи.
Кница — треугольная или ромбовидная пластина, соединяющая элементы набора корпуса.
Кноп — утолщение или узел на конце каната.
Кокпит — открытое пространство на верхней палубе для работы экипажа. Например, для ловли рыбы или принятия солнечных ванн. На хороших яхтах кокпит легко узнать по нахождению в нем раскладного столика с бутылкой вина.
Комингс — водонепроницаемый порог при входе в рубку или каюту.
Компас — главный навигационный прибор.
Компасный курс — курс по компасу.
Конец — любой неметаллический трос или линь.
Кранец — расходный материал, смягчающий удары корпуса о причал или о другие суда при швартовке, отходе и маневрах. Кранцы бывают надувные, плетеные — дорогой эксклюзив и просто набитые пенькой. Не рекомендуется без кранцев заходить в марину, где пришвартованы очень дорогие яхты.
Крейсерская скорость — наиболее экономичный режим движения лодки. У каждой — свой и зависит от множества факторов.
Круговой огонь — круговой огонь.
Курс судна — угол между северной частью меридиана и направлением движения.
Лавировка — на парусных яхтах — движение к намеченной точке против ветра, путем постоянного изменения курса, меняя галсы.
Лаг — прибор для измерения скорости и пройденного расстояния.
Лагом швартовка — швартовка борт к борту.
Латеральная система — навигационная система установки навигационных знаков. Используется, в основном, во внутренних водах. Использует принцип обозначения оси судового хода или его правую и левую кромки.
Левентик — для парусных яхт — положение носом против ветра, когда парус начинает бездействовать.
Леер — поручень или ограждение в виде натянутого троса.
Ликпаз — паз, в который заходит ликтрос.
Лоция — раздел судовождения. Хитрые навигационные пособия для отдельного района плавания — так же называются лоция.
Лоцман — человек, у которого есть лоция, либо он знает данный район плавания наизусть.
Люк — люк.
Марка — заделка конца шкота или троса, либо отметка на нем с определенной целью.
Маяк — маяк.
Мидель — воображаемая линия пересечения наружной поверхности корпуса лодки с поперечным сечением, которое делит на равные части ее габаритную длину.
Миля морская — длина дуги меридиана планеты Земля в 1 градус. Из-за разности широт в разных местах планеты, имеет разные значения. Международным значением принято расстояние в 1852 метра.
Навал — соприкосновение корпуса с причалом, другим судном, происходящее в следствии инерции.
Наветренный — находящийся ближе к ветру.
Надстройка — палубное закрытое сооружение от борта до борта.
Найтов — снасть для закрепления оборудования. Необходимая вещь в шторм.
Обсервация — определение местоположения по объектам с известными координатами.
Оверкиль — неприятная вещь, влекущая за собой непременное незапланированное купание.
Оверштаг — для парусных яхт — смена галса с пересечением линии ветра носом.
Огон — петля на конце троса, каната. Так же огоном называется вставка в петлю для предохранения от износа из металла, кожи и т.п.
Одерживать — замедлять инерцию судна.
Осадка — расстояние от поверхности воды до самой нижней точки судна.
Остойчивость — важный фактор, определяющий способность лодки, выведенной из положения равновесия под действием внешних сил, возвращаться в первоначальное положение.
Отмашка — способ сигнализации при расхождении судов при помощи человека с флажками или с фонариками.
Отвалить — отойти.
Отдать — отвязать.
Пал — опора для ошвартовки. Иногда используется также в значении стопорного пальца.
Пайол — настил на днище лодки.
Пеленг — угол, образованный линией меридиана и линией, проходящей через наблюдателя и наблюдаемый объект.
Переборка — стенка, разделяющая отсеки корпуса.
Перевальный знак — береговой знак, обозначающий место перехода фарватера от одного берега к другому.
Пиллерс — опора для восприятия вертикальных нагрузок корпуса.
Планширь — брус верхней кромки фальшборта.
Подволок — обшивка потолка в помещении судна.
Подзор — свес кормы судна.
Подобрать — то же, что и выбирать.
Полветра — галфинд.
Понтон — плавучее сооружение.
Привальный брус, привал — Брус из различных материалов, идущий вдоль борта. Действует заодно с кранцами, но сам по себе защищает от навала только нашу лодку.
Поворотно-откидная колонка — вид трансмиссии с горизонтальным валом. При том, что сам двигатель находится внутри корпуса лодки, благодаря применению карданной передачи, позволяет работать колонке, как подвесному мотору — откидываться при наезде на препятствие и регулировать угол атаки.
Редан — бывает поперечный и продольный. Уступ, ступень на днище глиссирующих быстроходных лодок и катеров. Не капая глубоко гидродинамику, продольные реданы служат для стабилизации движения и для коррекции смачиваемой поверхности, некоего «мокрого» треугольника, который образуется при режиме глиссирования. Поперечные реданы призваны уменьшать смачиваемую поверхность на больших скоростях. Однако, применение реданов обоих видов должно производиться только после довольно непростых расчетов. Применив реданирование корпуса без расчетов гидродинамики и кучи характеристик, можно довольно сильно ухудшить ходовые качества судна. Для каждого корпуса у солидных производителей используются реданы только после ряда испытательных тестов в бассейне и в натуральную величину на открытой воде, которые, совместно с расчетом конструкторов, определяют их количество и конфигурацию. В водоизмещающем же режиме, реданы, особенно поперечные, играют отрицательную роль.
Реверс — изменение направления действия на противоположное. Определение для моторов. На подвесных малышах, до 3.5 л.с., реверс осуществляется путем поворота мотора вокруг своей оси. На более взрослых моторах — путем переключения рычага передач. По сути, включение заднего хода.
Рейд — открытая прибрежная часть водной поверхности. Рейд предназначен для стоянки судов на якорях или буях и швартовных бочках.
Релинг — ограждение палубы в виде стоек с тросами, образующие, своего рода, фальшборт.
Рецесс — ниша в корме для подвесного мотора.
Риф — скала на мелководье.
Рифить, взять риф — для парусников — уменьшить площадь парусности, путем применения специальных снастей.
Роульс якорный — приспособление для облегчения отдачи/подъема якоря. Роульс так же может иметь стопор якорного каната или цепи.
Рубка — сооружение на палубе, оставляющее проход с боков.
Румб — деление картушки компаса, плоский угол, равный 1/32 части окружности, 11,25 градуса.
Румпель — рулевой рычаг на баллере, либо на подвесном лодочном моторе.
Рундук — закрытый ящик для личных вещей, либо судового имущества.
Рым — кольцо либо полукольцо, чаще всего, металлическое. Имеет кучу мест крепления и от этого зависит, какую задачу выполняет конкретный рым. Например, швартовный рым на носу лодки.
Рында — разновидность боя в корабельный колокол. В последнее время рындой стали называть и сам колокол, что, в общем, является некорректным.
Скег — нижняя часть редуктора подвесного лодочного мотора или угловой колонки, перо-плавник. На некоторых рулевых устройствах яхт так же есть скег — профиль перед пером руля.
Слип — наклонная поверхность, уходящая в воду и предназначенная специально для спуска судов. На слипе так же можно наблюдать много забавных ситуаций, происходящих при спуске катеров с трейлера.
Снос — снос судна с курса под влиянием течения без учета ветров.
Система МАМС — система ограждения навигационных опасностей, принятая Международной ассоциацией маячных служб.
Скула — помимо человеческой, существует и на корпусе судна, представляет из себя наиболее крутой изгиб борта в носовой части судна. В зависимости от конструкции и назначения, суда бывают круглоскулыми и остроскулыми.
Слань — съемный днищевой настил.
Створные знаки — парные знаки по берегам.
Стоп-анкер — запасной якорь или вспомогательный.
Судовая роль — подробнейший список экипажа и должностей, время прибытия/убытия на борт.
Судовой ход — внутренние судоходные пути, имеющие обозначение на карте и навигационные знаки.
Сходня — переносной трап.
Такелаж — совокупность снастей. Бывает стоячий и бегучий.
Талреп — вертлюг с резьбой для стяжки.
Томбуй — поплавок для обозначения места залегания якоря.
Тонна регистровая — 2.83 кубических метра, 100 кубических фута.
Траверз — направление на предмет, которое перпендикулярно диаметральной плоскости судна. Траверз бывает правы и левый, а расстояние до предмета — траверзное расстояние.
Травить — ослаблять, придерживая. Обратное действие — выбирать.
Транцевая плита — регулируемая плита за транцем, облегчающая выход в режим глиссирования и уменьшающая ходовой дифферент.
Трап — забортный — для подъема/спуска людей. Внутренний — лестница для сообщения между помещениями на разных уровнях.
Тренд — соединение лап и веретена якоря.
Трюм — нижнее пространство на судне под пайолом, палубой.
Узел — морская единица скорости, равная 1 морской миле в час. На внутренних судоходных путях все же применяются км/ч.
Утка — двуроговая отливка, чаще металлическая. Служит для легкого закрепления на ней тросов и канатов.
Фал — снасть для подъема всяких штук.
Фалинь — трос на носовом рыме лодки.
Фальшборт — бортовая обшивка палубы выше ее уровня.
Фарватер — место для безопасного хода судов, имеющее навигационные знаки.
Фордевинд — для парусников — курс, совпадающий с направлением ветра.
Фордек — носовая часть палубы.
Форпик — носовой отсек до первой переборки.
Форштевень — носовая балка судна, переходящая в киль.
Фриборт — надводный борт.
Футшток — шест с делениями для контроля уровня воды.
Циклон — Большой воздушный вихрь вокруг области пониженного давления.
Швартов — трос, канат для швартовки.
Швартовка — совокупность действий, связанных с постановкой лодки на стоянку.
Ширстрек — один из поясов бортовой обшивки, толще, чем остальные. Примыкает к верхней палубе.
Шлаг — один оборот каната.
Шпангоут — поперечная деталь скелета судна, ребро жесткости, часть остова.
Шпация — расстояние между шпангоутами.
Шпигат — отверстие для стока лишней воды.
Шпринг — швартов от носа в сторону кормы и наоборот.
Штуртрос — трос для связи штурвала с румпелем, баллером или ПЛМ.
Яхта — судно для отдыха без ограничения тоннажа.