Как называется польский бальный танец
Польские народные танцы
Танцы являются культурной ценностью, отличительной чертой каждого отдельного государства, подобно флагу или гербу. Но, если герб и флаг можно поменять, то танец останется прежним. Это незыблемая достопримечательность, гордость каждой страны, несущая в массы информацию о жизни предков, их традициях и нравах.
Польские танцы отражают менталитет государства. Большинство из них зародилось в крестьянских поселениях, и только спустя годы манеру движений переняла знать. Есть несколько разновидностей, которые до сих пор принадлежат определённым небольшим поселениям Польши — местные танцы.
К ним относят трояк, збруйницкие танцы, гуральские танцы. Что столетия назад, что сегодня эти виды искусства «горят в руках» простых жителей сёл и деревень. Профессионалы исполняют эти танцы несколько топорно, академично. А на народных гуляньях они обретают свой истинный вид: именно у местных жителей некоторых областей Польши можно перенять верную манеру исполнения.
Помимо этих разновидностей, есть другие — они составляют основу польского танца.
Разберём каждый вид в отдельности.
Краковяк
Родиной его является польский город Краков. Он дал ему название.
Это популярный польский народный танец.
Краковяк — парный танец.
Во время исполнения было принято напевать.
Пели хвалебные песни, превозносящие парней.
Краковяк танцевало чётное количество пар — это необходимо для построения рисунка.
Парни были ведущие, девушки — ведомые.
Один из парней негласно становился центральной фигурой, он должен был внести в танец разнообразие. Эта роль отводилась тому, кто умел импровизировать, не выбиваясь из быстрого темпа танца.
В качестве музыкального сопровождения использовался оркестр.
Полонез — танец аристократов
Рассмотрим все особенности знаменитого польского полонеза.
Танец не такой быстрый, как краковяк, основные движения имеют характер хождения.
Шаги в полонезе — плавные, скользящие.
Движения не требуют резких переходов — это немного вальяжный танец в нём много достоинства. Из-за этого его полюбила знать — полонез являлся излюбленным танцем польских богатеев.
Изначально полонез являлся свадебным танцем. Позже его стали использовать на других торжествах.
Девушки надевали венки. В качестве украшения танца использовались свечи.
Полонез переплетается с другими танцами: чтобы разнообразить его, использовали слияние нескольких танцев. С полонезом часто смешивали мазурку и оберек.
Танец стал популярен среди знати лишь к концу 18 века. А в народе он существовал с начала 15 века.
Один из самых массовых танцев.
Куявяк
Это один из любимых танцев у поляков. Рассмотрим основные его черты.
Родина танца — Куявия, отсюда и название.
Для составления рисунка танца необходимо чётное количество пар.
Песнопения, сопровождавшие танец, имели направленность: молодые парни звали девушек танцевать, а те благодарили родителей за то, что научили их этому искусству.
Танец чередует плавные и резкие движения, смотрится очень красиво.
Парни во время исполнения поднимают девушек и переносят их.
Пары кружатся в ритме, схожем с вальсом.
Движения имеют строгую симметрию.
Первые упоминания о куявяке датируются 1827 годом.
Мазурка
Основные особенности танца.
Название танец получил от польского города Мазовши.
Он стал самым популярным польским танцем среди других народов мира.
Мазурка имеет сходства с другими танцами, но её основное отличие в характере.
Характер мазурки — озорной. Во время исполнения было принято петь хвалебные песни девушкам.
Девушка подбрасывала платочек во время исполнения, и парень, поймавший его, мог стать следующим кавалером девушки.
Есть два варианта размера танца: ¾ и 3/8.
Темп танца — быстрый.
Известным композитором был Фредерик Шопен, на его счету почти 60 мазурок.
Этот танец считают родоначальником оберека и куявяка. Он объединяет их в себе.
Мазурке характерен быстрый ритм, чёткие акценты, сочная драматургия. Это танец с характером.
Мазурка стала известна в 14 веке, её приравнивали к бальным танцам.
Оберек
Является народным танцем польской культуры.
Некоторые его элементы использовались в мазурке.
Название происходит не от города-родоначальника, как у других польских танцев. Оберек — это оборот. В танце часто используются кружения, обороты.
Парный, массовый танец.
Быстрый, им разбавляли другие, более медленные народные танцы.
Музыкальный размер двух видов: ¾ и 3/8.
Зародился в народе, но весёлым нравом привлёк внимание знати.
Стал популярен повсеместно в Польше ближе к концу 14 века.
В танце использовались выкрики и притопывание.
Польские танцы — яркие и самобытные. Все они создавались, как молодёжные игры того времени, но вскоре стали настоящим искусством. Сегодня они являются красивейшими массовыми танцами, используются повсеместно.
Стать частью польского танца — значит, приобщиться к их культуре, окунуться в неё, проникнуться духом того времени, когда весёлые поляки беззаботно кружили девушек в быстром ритме под открытым небом.
Народные польские танцы: названия, описание, история
Об истории и культуре каждого народа могут без слов рассказать народные традиции, обычаи, песни и, конечно, танцы. Они ярко отображают национальный характер определенного этноса. Польские народные танцы стали своеобразной визиткой своего народа по всему миру и однозначно достойны того, чтобы узнать о них подробнее.
Как появляются народные танцы
Такой вид танца потому и называют народным, что основные его элементы складываются из движений и ритмов, выражающих определенные настроения, традиции или пожелания этнической группы.
Они отражают характер и отличительные черты той или иной народности. Делать выводы о менталитете можно, рассматривая характерные особенности народного танца:
Своему появлению польские народные танцы обязаны общим стремлениям или настроениям простых людей определенного региона страны. С помощью разнообразных вариаций движений они выражали радость, печаль, ожидания или пожелания. Название танец получал либо от местности, в которой был популярен, либо от основных па (повороты, притопы, прыжки и другие).
Какими танцами славится Польша
История польского народного танца не может не удивить. В ней собраны характерные черты этнической группы. Национальные танцы этого народа проделали колоссальный путь от массовых плясок простых людей до неотъемлемых атрибутов любого бала. Кто еще может похвалиться такими достижениями?
Польский народный, затем бальный танец, полонез до сих пор в обязательном порядке используют на традиционных школьных балах. Мазурку и краковяк специально изучали знатные дамы и господа, чтобы блеснуть танцевальными способностями на подходящем мероприятии. А менее известные обертас и куявяк очаровывают каждого, кто хоть раз увидит их исполнение.
Разбираться в народных танцах Польши несложно: для этого нужно только знать отличительные черты каждого из них.
Степенный полонез
Полонез – это народный польский танец, название которого уже само по себе прославляет свою страну, так как происходит от слова «польский». Его легко распознать по степенности, плавности и величественности движений. Второе название этого танца – «ходзонный», происходит от слова «ходьба».
В полонезе вы не встретите резких движений и общих хороводов. Все происходит размеренно, чтобы танцующие успели показать себя и рассмотреть партнеров.
Для того чтобы танцевать полонез на светском мероприятии, нужно заранее подготовиться. Участники исполняют фигуры, которые и создают общий рисунок танца. Наиболее известные из них мост, восьмерки, четверки, пара на пару и многие другие. Задает фигуру первая пара танцующих или танцмейстер и от их мастерства и опыта зависит общая красота картины полонеза.
Ритмичная мазурка
Чтобы блеснуть на балу умением её танцевать, необходимо старательно подготовиться, ведь именно этот танец считает одним из самых сложных среди народных.
Мазурка богата сменами ритма, резкими поворотами и даже пируэтами, а также высокими прыжками. Все это выполняется в быстром темпе и при этом должно выглядеть элегантно и утонченно.
В начале XVIII века мазурка стала очень популярна на территории всей Европы. Танец пришелся по душе дворянам и знати и прочно вошел в обязательную бальную программу.
Энергичный краковяк
В деревнях из окрестностей польского города Кракова в далеком XVI веке зародился веселый и довольно необычный народный танец, символизировавший радость и бодрость. Позже краковяк получил широкое распространение и всенародную любовь по всей территории государства и наконец дошел до бальных залов и модных салонов.
Краковяк – это народный польский танец, описание которого можно свести к высоким энергичным прыжкам в сочетании с утонченностью и изящностью перебежек. Танцевать его непросто, так как отличительной чертой является сложный ритм с музыкальным размером две четверти и частыми синкопами.
Польские народные танцы краковяк и мазурка, наряду с полонезом, крайне популярны далеко за пределами своей родной Польши и являются настоящим достоянием культуры этой страны.
Лирический куявяк
Польский куявяк – это разновидность свадебного танца, получивший свое название от польского региона Куявия. Он исполнен нежности и любви, поэтому движения танцоров плавные и неторопливые. Куявяк идеально подходит для свадебного торжества.
В то же время этот танец массовый, для него характерно движение по кругу. В куявяке танцующие исполняют определенные фигуры, которые учат заранее.
Этот народный польский танец исполняется мягко, неторопливыми шагами. Акценты расставляются посредством характерных сильных притопов. Именно куявяк раскрывает мелодичность и изящность народных танцев польского народа.
Безудержный оберек
Еще один удивительный пример трансформации исконно народного деревенского танца в исключительно благородный бальный атрибут. Оберек, или обертас, относится к наиболее энергичным, быстрым и в какой то мере неистовым танцам, превосходя в этом отношении популярную мазурку.
Оберек изобилует поворотами и пируэтами, которые сквозят через каждую фигуру танца. Именно на поворотах в быстром темпе основывается сам танец, что и обусловило его название. Также этому танцу присуща высокая интенсивность и скорость движений и сложный музыкальный ритм – 3/8.
Зародился этот народный танец в начале XVI века и был прерогативой исключительно простого деревенского люда. Но постепенно проникнув в салоны, а затем и бальные залы, оберек так полюбился высокой знати, что уже к концу XIX века полностью утратил свой народный характер, превратившись в классический бальный танец.
Тем не менее поляки не забывают истинные корни происхождения оберека, ведь он может отразить энергичный темперамент и эмоциональность их этноса.
Народные танцы всегда привлекают к себе необъяснимое внимание: они завораживают своей мощной энергетикой и способны без слов передать эмоции и настроения целой нации. Характер танцев складывался исторически и по их развитию и становлению можно проследить историю целого народа, прочувствовать его боль, страдания, радость или счастье.
Польские народные танцы сделали практически невозможное: они покорили сердца требовательной европейской знати и проделали длинный путь от деревенских плясок к изысканным бальным танцам. Они отражают несломленный дух, энергичность и жизнерадостность своей нации, прославляя ее и популяризуя польскую культуру и по сей день.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Польские народные танцы (часть 1)
Особенность польского фольклора в том, что в нем органично переплетаются музыка, танцы и пение.
У поляков есть пять народных танцев — краковяк, полонез, мазур (мазурка), оберек и куявяк. Причем в каждом регионе танцуют свои краковяки и мазурки, и для каждого танца есть свой костюм.
Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец.
Название произошло от жителей Мазовии — мазуры, у которых впервые появился этот танец. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В 17 веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В 19 веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
На самом деле за названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца. Первый из них — мазур (см. выше).
Оберек — разновидность мазура с более прихотливым ритмическим рисунком и характерным акцентом на третьей доле каждого второго такта. Куявяк — лирическая, медленная мазурка, трёхдольность близка к вальсовой; танец-размышление или танец-воспоминание.
Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. Для него, истинного сына польского народа, мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину.
Мазурка Шопена всегда камерна, в отличие от его же полонезов — танцев большого масштаба, крупной формы. Композитор использует характерные черты всех видов мазурки, часто сочетая их в одном произведении. Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки («образки»), городские (блестящие) и лирические мазурки. Всегда характерен острый ритм, акцентировка, пунктирность, прихотливость ритмического рисунка, народные лады (в частности, фригийский и лидийский, а также венгерская гамма и мажоро-минор), субдоминантовая (плагальная) сфера гармонии. Драматургия яркая, конфликтная; в одной мазурке может сочетаться несколько контрастных эпизодов.
В русской музыке известны мазурки М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, А. К. Глазунова.
Музыкальный словарь дает такие определения вышеназванным танцам.
КУЯВЯ́К (kujawiak) — польский народный танец (куявяки — жители Куявии; отсюда и название танца). Темп музыки умеренный; размер 3/4; мелодика плавная, характерны акценты на разных долях такта. После куявяка часто исполняется оберек. В характере куявяка написаны некоторые мазурки Ф. Шопена (напр., Мазурка № 9 до мажор).
ОБЕ́РЕК (oberek) — польский народный танец. Темп танца быстрый, размер 3/4; на 3-й доле каждого 2-го такта — острый акцент, сопровождающийся притопыванием. Оберек часто исполняется после более медленного — куявяка. В характере оберека написаны некоторые мазурки Ф. Шопена (напр., Мазурка № 4).
Оберек в изумительном исполнении (Zespół Pieśni i Tańca «Śląsk»Oberek łowicki 1986r.)
Полька (танец)
Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II. Этот жанр часто встречается в творчестве чешских композиторов ― Бедржиха Сметаны, Антонина Дворжака и других.
В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привез из поездки в Париж знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц [3] ; он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.
Виды польки
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Полька (танец)» в других словарях:
ТАНЕЦ — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека… … Энциклопедия Кольера
ПОЛЬКА — (фр.). 1) танец, в 1 2/4 такта, вошедший в употребление с 1842 г. 2) женщина, принадлежащая к польскому народу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОЛЬКА франц. Танец, обыкновенный в Польше (оттуда и… … Словарь иностранных слов русского языка
полька — и, ж. polka m. 1. Чешский национальный танец, получивший распространение в качестве бального. БАС 1. Здесь навали его <танец из Германии> полькою (polca), и все от него сходят с ума. 1847. Греч Париж 564. Тотчас после обеда, мы отодвигали… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
полька — 1. ПОЛЬКА см. Поляки. 2. ПОЛЬКА, и; мн. род. лек, дат. лькам; ж. 1. Народный и бальный танец чешского происхождения, характеризующийся двудольным размером и состоящий в быстром движении с прыжками. Танцевать, плясать польку. Полька мазурка.… … Энциклопедический словарь
танец — Пляска, вертеж. Пуститься в пляс, вприсядку. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. танец пляска, перепляс, вертеж; пуститься в пляс, вприсядку; буги вуги, вальс, вариация,… … Словарь синонимов
ПОЛЬКА — 1. ПОЛЬКА1, польки. женск. к поляк (см. поляки). 2. ПОЛЬКА2, польки, жен. (чешск. pulka, букв. половинка танец, основанный на полушагах). Очень быстрый по темпу танец (по происхождению национальный чешский танец). Танцовать польку. ||… … Толковый словарь Ушакова
ПОЛЬКА — 1. ПОЛЬКА1, польки. женск. к поляк (см. поляки). 2. ПОЛЬКА2, польки, жен. (чешск. pulka, букв. половинка танец, основанный на полушагах). Очень быстрый по темпу танец (по происхождению национальный чешский танец). Танцовать польку. ||… … Толковый словарь Ушакова
полька — пшечка, ляшка, полечка, полячка, пани, мазурка Словарь русских синонимов. полька полячка (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ПОЛЬКА — (чешское polka), 1) народный и бальный танец чешского происхождения (2 дольный), популярный в Европе с середины 19 в. 2) инструментальная пьеса (А. Дворжак, Б. Сметана, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов) … Современная энциклопедия
ПОЛЬКА — (чеш. polka) народный и бальный танец чешского происхождения. Музыкальный размер 2/4 … Большой Энциклопедический словарь
Старинные танцы
МЕНУЭТ – это старинный французский, крестьянский танец. В XVII веке король Людовик XIV открыл моду на этот танец, продержавшийся в музыке несколько столетий. Существовали менуэт Короля, менуэт Королевы и менуэт двора. Танцевальные движения были так замысловаты, что проходили не дни, а годы прежде чем аристократы решались танцевать менуэт на придворном балу. Умение танцевать считалось неотъемлемой частью хорошего воспитания дворянских детей. Во второй половине XVIII века менуэт в Европе становится не только танцевальной, но также инструментальной пьесой. Он входит в состав таких жанров музыки как соната, симфония и конечно звучит в операх. В.А.Моцарт, еще будучи ребенком, научился танцевать менуэт в Париже. Один из сборников его детских клавесинных пьес состоит в основном из менуэтов. В них сочинения 8-летнего мальчика проявилась поразительная наблюдательность, в интонации, изящном рисунке мелодии, словно в зеркале, отразилась пластика танца: поклоны, грациозные жесты и плавные приседания. Дань любви менуэту принесли композиторы и XIX, и XX веков (Бетховен, Шуберт, Чайковский, Дебюсси, Прокофьев).
ПОЛОНЕЗ – торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В первой паре танцевал обычно хозяин дома или маршал бала, который указывал порядок фигур. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами – геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца – 3/4. Как и все бальные танцы, попав в аристократические салоны, полонез стал более сдержанным, чопорным и блестящим. В полонезе, как ни в каком другом танце, появились свойственные польской шляхте надменность и вместе с тем галантность.
Став танцем знати, полонез в XVIII веке исполняется и в других европейских странах. Но особенно широко распространился он после того, как вошёл в моду во Франции. Поэтому танец и называется французским словом «Полонез» («Польский»).
В России полонез известен с петровских времён. В быту его называли «ходячий разговор», так как во время несложного танца можно было вести беседу.
МАЗУРКА – этот танец впервые появился в Польше. Название его исходит от названия жителей Мазовии – мазуры, у которых и появился этот танец. Для него характерен трёхдольный размер, быстрый темп, частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта.
В XVII веке мазурки вошли в цикл польских крестьянских танцев (сельские балы).
В XIX веке мазурка получила распространение как бальный танец и в других странах Европы. Удаль, блеск и грация отличают мазурку. С начала XIX века польские композиторы пишут мазурки для фортепиано, вводя их в оперы. Ф.Шопену – великому польскому композитору, принадлежит около 60 пьес с таким названием; некоторые из них представляют собой картины народной жизни, другие – тончайшие лирические или скорбно-трагические поэмы, овеянные любовью к Родине.
Фортепианные мазурки писали и русские композиторы М.И.Глинка, А.К.Лядов, А.Н.Скрябин, П.И.Чайковский, С.Прокофьев и другие.
О ВАЛЬСЕ сказано немало
За три столетия подряд.
На вечерах и карнавалах
Не потускнел его наряд!
Этот народный немецкий танец стал популярен в Австрии, Германии, Чехии во второй половине XVIII века. Постепенно этот сдержанный народный танец превратился в городском быту в одно из любимых бальных развлечений – плавное поступательное кружение парами. Конечно, за свою долгую жизнь вальс не раз менял свой характер. И сегодня, когда настолько популярны современные танцы, ни школьный бал, ни семейное торжество, ни парадный дипломатический приём не обходятся без тура вальса.
В начале XIX века на смену легкому, изящному танцевальному вальсу, пришли концертные вальсы Брамса, Шопена, Глинки, Чайковского. Великий польский музыкант, композитор Фредерик Шопен написал 14 вальсов. Это поистине бесценные жемчужины шопеновского гения, отличающиеся изяществом, прозрачностью фактуры, гармоническим своеобразием. В эту, казалось бы, салонную сферу, Шопен внес очарование большого искусства.
Особенно популярен стал вальс в Австрии. И, несомненно, австрийский вальс неотделим от имени Иоганна Штрауса. Музыке известны два Штрауса – отец и сын. Оба Иоганны, оба композиторы. Но титула «короля вальса» был удостоен младший. Вальсы Штрауса темпераментны, полны увлекательной мелодии. Вся Европа сходила с ума от этих вальсов.
Россия познакомилась с вальсом в последней четверти XVIII века. Однако же спустя уже несколько лет император Павел особым полицейским предписанием положил запрет на «употребление пляски, вальсом именуемой». И все же, несмотря ни на какие запреты, русские композиторы и поэты не переставали обращаться к вальсу. Русский вальс отличался от европейского вальса незатейливой мелодией, мягкой, проникновенной поэзией. Постепенно он стал своеобразным символом юности и светлых мечтаний, весны и любви. В ритме вальса зазвучали и романсы-воспоминания, романсы-объяснения, романсы-размышления и, конечно же, романсы о самом вальсе.
КУРАНТА (франц. courante – бегущая, текущая) – старинный французский салонный танец трехдольного размера, распространенный в странах Европы с начала XVI века.
В старину он исполнялся парой танцоров. В классических барочных сюитах (Suites de Danses). Куранта обычно была вторым танцем, и следовала за аллемандой с аккомпанементом в 3/4. Изначально Куранта пришла из Италии во Францию через Катерину Медичи (1518-1589) и исполнялась с 16 века по 1800 год при французском дворе. В собрании Philidor – несколько Курант, исполненных при дворе Медичи. Мужчинам высокого ранга предполагалось хорошо танцевать ее, иначе их образование считалось неполным. После 1650 года Куранта стала придворным танцем, изначально будучи пантомимой, она являлась одним из самых старых фигурных танцев. Это было любимый танец Короля Людовика XIV (1638-1715), который он танцевал, как говорят, лучше, чем кто-нибудь еще. Движения Куранты были настолько важны, что это рассматривались как необходимость изучения их перед любым другим танцем.
САРАБАНДА – это старинный трехдольный испанский танец в характере медленного торжественного шествия. Иногда сарабанды имели траурный характер и даже исполнялись при погребениях героев, знатных людей. Сарабанда (Sarabanda) впервые в истории был представлен при французском дворе Кардиналом Ришелье (1585-1642 ), который хотел понравиться Королеве Франции «Анне Австрийской» (1601-1666) в 1635 году и матери Луи XIV. Сарабанда (в значении шум) имела мавританское происхождение и происходила из Испании, где была известна с 12-ого столетия. Испанское название La Zarabandasounds происходило от персидского «Sar-Band» (Венок, головной убор), но не была связана с головными уборами вообще. Сарабанду назвали в честь Zarabanda (крючковатый музыкальный инструмент в виде флейты), которая была привезена в Португалию в 1586 году, и, наконец, во Францию в 1750 году. Хотя согласно легенде, считается, что танец получил свое название благодаря красивой испанской девочке, которая танцевала этот танец, напевая мелодию очень серьезного характера, и сопровождала свой танец только звуком кастаньет. Этот танец или вызывал симпатию, или глубокую ненависть. В частности, Филипп II Испанский издал запрещающий указ в 1583 году из-за того, что «музыка имела демонический звук». Наивысшими достижениями в этом жанре являются сарабанды из инструментальных сюит Генделя и Баха.
ЖИГА – старинный народный танец кельтского происхождения, который до сих пор сохранился в Ирландии. На Британских островах появился еще в XV веке. Особенно широко он был распространен в Англии, Ирландии, Шотландии. Английская жига – матросский танец, несколько грубоватый и очень веселый. Название «жига» появилось благодаря тому, что танец исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которую за выпуклую форму прозвали «жига» (окорок) или от старофранцузкого giguer («танцевать»). В начале размер жиги был 4/4, позже стали появляться размером 6/8 с пунктированными восьмыми.
Изначально жигу танцевали ирландские крестьяне. Они обували деревянные туфли, и в качестве развлечения парни и девушки танцевали жигу. Особенностью раннего вида танца являлось то, что у танцоров двигались только ноги. Удары делались носками и пятками ступней ног, верхняя часть корпуса оставалась неподвижной.
Так же жигу считали танцем английских матросов. Во время плавания на корабле, когда матросы выходили на палубу размяться, они пристукивали и шаркали ногами об пол, отбивая при этом ритм. Среди моряков жига часто исполнялась в качестве сольного, очень быстрого танца комического характера. Зачастую, прямо на палубе, между матросами устраивались состязания на лучший «перепляс». В 17-18 веке жига (с названием по-французски – gigue ) появилась в инструментальной сюите и являлась финалом после четырех основных танцев так называемой французской сюиты. Жиги часто сочиняли в форме полифонии, при этом во втором разделе была тема, которая представляла собой обращение темы первого раздела.
ГАВОТ – (от франц. gavotte ), старинный французский танец, первоначально народный, хороводный, двудольного размера, известен еще с XVI века. Музыкальный размер 4/4. В XVIII веке получает второе рождение, но приходит в бальные залы не с сельских праздников, а со сценических подмостков, аранжированный опытной, профессиональной рукой. Наряду с менуэтом стал излюбленным жеманным и манерным танцем. Он состоял из легких, маленьких шагов на полупальцах и очень изысканных реверансов. Все это сочеталось с изящными, но вычурными позами и мягкими движениями рук. Основное па гавота – «венгерский шаг» – состоит из двухкратного передвигания ноги в IV воздушную позицию, вперед или назад. Нога двигается, мягко и плавно разгибаясь, что требует специальной тренировки.
Благодаря сочетанию превосходной музыки с оригинальным танцевальным содержанием гавот по праву считается историческим танцем. Живопись, поэзия, скульптура, стремясь передать дух галантного XVIII века, часто обращались к изображению именно этого танца.
Гавот (Gavotte) (от провансальского слова gavoto – «житель области Овернь») – старинный французский танец XVI-XVIII века. Очень изящный. Судя по названию, приходится родственником Буре, поскольку происходит из той же провинции Овернь. Первоначально был частью бранля (тоже старинный французский хороводный танец). В XVII веке исполнялся небольшими группами, считался хороводным танцем, в XVIII века превратился в парный танец с разнообразными фигурами.
В композиторской практике – самостоятельная пьеса или часть сюиты. Популярности гавота способствовал Ж.Б.Люлли. Гавот встречается в сюитах Куперена, Пахельбеля и особенно И.С.Баха. Композитор Глюк применил этот танец в своей опере «Ифигения в Авлиде». Так же гавот встречается в творчестве Рамо, Корелли, И.X.Баха, Генделя и многих других классических композиторов.
БУРРЕ (от франц. bourrer – набивать, колотить) – старинный французский народный танец.
Изначально был танцем дровосеков, которые, как бы уминая связку дров, периодически резко ударяли подбитыми гвоздями башмаками («сабо»). В различных областях бытовали бурре 2-дольного и 3-дольного размера с острым, часто синкопированным ритмом. Также различными были и движения танца – более или менее тяжеловесные, парные или хороводные. Аккомпанементом к бурре часто было пение самих исполнителей, игра на волынке, удары каблуками, выкрики.
Во второй половине XVI века проник в Париж и, постепенно преобразившись в соответствии с запросами высшего света, стал придворным танцем. Ввела его при французском дворе Маргарита Валуа (которая, по свидетельству современников, имела красивые ноги; поэтому ввела бурре, в котором подпрыгивали).
С середины XVII века бурре широко используется в профессиональной музыке: вводится в инструментальную сюиту в качестве предпоследней части, следующей за сарабандой.
ПАВАНА – очень медленный, торжественный танец – шествие в двухдольном размере. Название танца связывают с латинским словом «паво», что означает «павлин». Плавные движения, гордые повороты, поклоны действительно напоминали движения павлина и делали танец парадным, величавым. Павану танцевали при плаще и шпаге. Кавалеры, взявшись за рукоять шпаги, приподнимали ее концом плаща наподобие павлиньего хвоста. По описанию историков, богатством своих костюмов и важностью движений танцоры напоминали павлинов, которые медленно выступая, гордо распускают веером свой хвост.
КОНТРДАНС – старинный народный танец английского происхождения, пользовавшийся огромной популярностью в XVIII–начале XIX веков. Преимущественные размеры: 2/4, 6/8, темп оживленный. Музыка контрдансов, написанная обычно в мажорном ладу, варьировалась очень разнообразно.
Контрданс возник в конце XVI века на основе хороводов и шествий в честь праздника весны (так называемые, танцы вокруг майского дерева). Первоначально, будучи сельским танцем, имел веселый, жизнерадостный и непосредственный характер; в дальнейшем, проникнув в салоны и бальные залы, приобретает некоторую чинность и сдержанность. Но демократичный характер контрданса остается даже при английском дворе королевы Елизаветы, где гости танцуют его вместе со слугами.
Постепенно контрданс получает огромную популярность не только в Англии, но и во многих европейских странах. Так, в 1685 году он появляется в Нидерландах и Франции, а позднее и в России. Наибольшее распространение получил в 1750-1762 гг., вытеснив из быта многие танцы.