Как называется поэма а блока
Блок Александр
Блок Александр
Александр Блок | ||||||
Портрет работы Константина Сомова (1907) | ||||||
Имя при рождении: |
---|
Суждена мне такая же дума, Так же руки мне надо сложить, Так же тусклые очи направить В дальний угол избы, Где сидит за мерцающим светом, За дремотой четы королевской, За уснувшей дружиной, За бесцельною пряжей — Королевна забытой страны, Что зовется Ночною Фиалкой. |
Но в жизнь врываются новые звуки. Приближаются корабли из «веселой страны». Нечаянная Радость охватывает поэта, так прибытие больших кораблей означает воссоединение мечты и действительности.
После своей первой поэмы Блок создал лирические циклы «Город», «Снежная маска», «Фаина», «Страшный мир», «Кармен» и др. В стихах поэта снеговая вьюга сбивает с пути, погибельные страсти сжигают душу. Кажется, спор со стихией кончится поражением человека. В итоге раздумий Блок признал правоту народных стихийных сил, возвещающих конец дворянской цивилизации. Он отверг «старый мир» и счел его крушение исторически необходимым. Но он не хотел и не мог расстаться с культурным богатством России. Эти мысли стали содержанием стихов и программных статей 1909 года.
Спустя несколько лет Блок пишет одну из наиболее художественно совершенных своих поэм — «Соловьиный сад». «Сад» и «труд», «счастье» и «проклятья» станут постоянной антитезой здесь. Поэма соотнесена с образами «пути», «дороги», стихии страсти и с мыслями о настоящем и будущем России, с любовью к ней и прозрением собственной участи.
Иносказательный смысл поэмы очевиден. Герой погружен в труды и заботы обыкновенной жизни. Неудовлетворенность своим бытием рождает в нем мысль о покое, гармонии, счастье. Так возникает тема «соловьиного сада», которая вторгается в сознание героя изящной иллюзией, неземной музыкой и прелестью природы.
Однако, здесь герой не находи уюта и счастья. И сюда доносятся «жизни проклятья».
Пусть укрыла от дольнего горя Утонувшая в розах стена, — Заглушить рокотание моря Соловьиная песнь не вольна! |
«Рокотание моря», «шум прилива» — все это на поэтическом языке Блока означало буйство стихийных сил, неостановимых в своем движении. Обыкновенная и прекрасная в своей простоте жизнь напоминает о себе. Герой возвращается в прежнюю обстановку. Но ему нет места в жизни, которая проходит мимо него:
А с тропинки, протоптанной мною, Там, где хижина прежде была, Стал спускаться рабочий с киркою, Прогоняя чужого осла. |
В поэме Блок поведал об иллюзорности всяких попыток найти гармонию в современном ему мире, о неизбежности трагедии вне трудовой жизни. Отсюда вытекает императивный призыв Блока всем сердцем слушать Революцию.
Тема революции вырастала в творчестве Блока из двух мотивов: из ощущения неотвратимой гибели старого мира и предчувствия самодеятельности народных масс. Он осмыслил конец целой эпохи как «возмездие» истории за века рабства, угнетения и позора. Блок задумал поэму «Возмездие». Он писал ее в течение 12 лет, до самой смерти, но так и не окончил.
В центре поэмы — судьба старинного дворянского рода. История в поэме просматривается через опыт человека. Вся поэма проникнута ожиданием мировой катастрофы. История понимается как рок, фатум, силам которого человек не может противиться. История движется концентрическими кругами. Человек в согласии с ней то поднимается на гребень волны, то низвергается в бездну. Начало и конец слиты воедино. В победной картине петровского торжества таится иная:
Но в алых струйках за кормами Уже грядущий день сиял, И дремлющими вымпелами Уж ветер утренний играл, Раскинулась необозримо Уже кровавая заря, Грозя Артуром и Цусимой, Грозя Девятым января. |
Разрешение своим сомнениям и колебаниям, раздумьям о судьбе России Блок нашел в Октябрьской революции. По его словам, он последний раз отдался стихии в поэме «Двенадцать». На передний план в ней выдвинулось мощное эпическое жизнетворчество народных масс. Но поэта интересовал прежде всего «мировой пожар в крови», в душах людей.
Державная доступь двенадцати красногвардейцев должна была воплотить блоковское ощущение революции. Поэма была написана в январе 1918 года. Революция отвечала самым радикальным мечтам Блока. «Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью», — писал поэт.
Снег, ветер становятся символами разбушевавшейся стихии. Поэме присущи реальный и метафорический планы. Шествие двенадцати матросов — это действительно движение по заснеженным улицам, но и символическое — как путь революции и истории.
Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем божьем свете! |
«Старый мир» присутствует в поэме в образе буржуя и образе пса, безродного, одинокого и одичавшего. Двенадцать сплавлены в некий цельный, монолитный образ, ибо через них воплощается стихия. Их слитность выражается в поступи.
Блок не закрывает глаза на разгул стихии. Ее жестокость вызывает в нем внутренний протест. Но иной дороги, как через трагизм, через «грех», просто нет. Буйная вольница с грабежом и пьянством воспринимается поэтом не личной виной варваров, а их трагической бедой.
Все нити поэмы сходятся в том месте, где появляется Христос. Этот образ у Блока многогранен. Христос несет новый «крест», он выходит с «кровавым флагом», под знаменем стихии. Ему посвящены самые искусные по звучанию стихи:
Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз. |
У Блока не было точного представления о движущих силах революции. Его поэма посвящена не столько реальной Октябрьской революции, сколько «мировому пожару», очистительной грозе, сжигающей дотла «старый мир» и открывающей человеку подлинное сердце жизни. Блок не собирался не воздавать хвалы революции, ни хулить ее. Он выразил то, в чем состояло его убеждение, основанное на наблюдении и изучении жизни. Он понял, как велика в массах народных стихийная жажда истины, добра и света.
Поэт надеялся, что стихия не захлестнет и не поглотит народ, что соловьиные трели сольются с победным маршем новой гармонии. От лица рожденного революцией Блок гордо сказал:
Произведения Блока
Несколько избранных произведений Блока представлены для вашего ознакомления ниже:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
О, как безумно за окном
Вы, бедные, нагие несчастливцы.
Лир
О, как безумно за окном
Ревет, бушует буря злая,
Несутся тучи, льют дождем,
И ветер воет, замирая!
Ужасна ночь! В такую ночь
Мне жаль людей, лишенных крова,
И сожаленье гонит прочь –
В объятья холода сырого.
Бороться с мраком и дождем,
Страдальцев участь разделяя…
О, как безумно за окном
Бушует ветер, изнывая!
Девушка пела в церковном хоре
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам, – плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
БЛОК АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Российский поэт, прозаик, публицист, переводчик, яркий представитель русского символизма. Произведения Блока стали классикой русской литературы.
Родился в семье профессора Варшавского университета А.Л. Блока (1852-1909) и А.А. Кублицкой-Пиоттух (1860-1923; урожденная Бекетова, после разрыва с А.Л. Блоком в 1889 году вышла замуж за Ф.Ф. Кублицкого-Пиоттуха). Провёл детство в доме деда, известного биолога А.Н. Бекетова. Учился в 9-й петербургской гимназии (1891-1898), на юридическом (1898-1901) и философском (1901-1906) факультетах Санкт-Петербургского университета. Сочинял стихи с 5-7 лет, издавал домашний рукописный журнал «Вестник» (1894-1897). Летом 1898 года состоялось знакомство с будущей женой – Л.Д. Менделеевой (1881-1939). В 1901-1902 годах пишет более 800 стихотворений, однако дебютирует в печати лишь в 1903 году в журнале Д.С. Мережковского и З.Н. Гиппиус «Новый путь» (№ 3; стихотворный цикл «Из посвящений»). В альманахе «Северные цветы» появляется цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1903. Кн. 3; отд. изд. М., 1905), в котором мотив романтически-рыцарского служения Даме соединялся с идеями В.С. Соловьёва о грядущем явлении Вечной Женственности и земным чувством любви-страсти. «Стихи о Прекрасной Даме» рассматриваются как наиболее яркое явление т.н. «младшего символизма». В 1903-1904 годах Блок знакомится с А. Белым, В.Я. Брюсовым, К.Д. Бальмонтом и другими символистами.
В 1907 году выходит сборник «Нечаянная радость» (М., 1907). Критика отметила возросшее поэтическое мастерство Блока и его отход от мистики В.С. Соловьёва. На это время приходится серьёзный внутренний поиск поэта и разрыв многих прежних связей: практически прекращается общение с Д.С. Мережковским и З.Н. Гиппиус, в 1906 году происходит конфликт с А. Белым (в 1907 году Белый вызовет его на дуэль, которая, однако, не состоится). В то же время Блок принимает участие в литературно-художественных «средах» в доме Вячеслава Иванова, увлекается вошедшим в моду «мистическим анархизмом», сотрудничает в альманахе «Факелы» Г.И. Чулкова (1906-1908). Зимой 1906-1907 годов Блок переживает увлечение актрисой Н.Н. Волоховой, которой посвящены сборник «Снежная маска» (СПб., 1907) и цикл «Фаина» (1906-1908). В 1907-1908 годах Блок обращается к литературной критике и публицистике: ведёт отдел литературной критики в журнале «Золотое руно», критикует символизм («Вопросы, вопросы и вопросы» // Золотое руно. 1908. № 11-12), размышляет о роли интеллигенции в России (чтение доклада «Россия и интеллигенция» в Петербургском Религиозно-философском обществе 13 ноября 1908 года). Выходят книга стихов «Земля в снегу» (М., 1908), циклы «Вольные мысли» (Факелы. Кн. 3. СПб., 1908), «На поле Куликовом» (Шиповник. Кн. 10. СПб., 1909). В статьях и стихотворениях этого времени отразилось трагическое мироощущение поэта, предчувствие надвигающихся катаклизмов.
После Февральской революции 1917 года Блок участвует в деятельности Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства (редактор стенографических отчётов). Деятельность комиссии обобщена в статье «Последние дни старого режима» (1918) и книге «Последние дни императорской власти» (посмертно, Пг., 1921). Положительно отнёсся к Октябрьской революции, считая, что она ведёт человечество к неведомым, но прекрасным целям. Поэмы «Скифы» (Знамя труда. 1918. 7(20) февраля) и «Двенадцать» (там же. 1918. 18 февраля (3 марта)) и статья «Интеллигенция и революция» (там же. 1918. 19 января) были встречены резкой критикой представителей творческой интеллигенции, не принявшей революцию. В то же время левая критика говорила о «чуждости» поэмы «Двенадцать» большевистским представлениям о революции.
В 1918 году Блок работает в Государственной комиссии по изданию классиков русской литературы и Репертуарной секции Театрального отдела Наркомпроса, сотрудничает с издательством «Всемирная литература». С 1919 года – в дирекции Большого драматического театра, член Вольной философской ассоциации (Вольфилы), с лета 1920 года – председатель петроградского отделения Всероссийского Союза поэтов. С января 1918 года Блок почти не пишет лирических стихотворений, в 1920-1921 годах пребывает в глубокой депрессии и творческом кризисе, переживает разлад с действительностью. Скончался 7 августа 1921 года от воспаления сердечных клапанов, протекавшего на фоне нервного истощения и психического расстройства. Похоронен на Смоленском кладбище, в 1944 году прах поэта перенесён на Волково кладбище (Литераторские мостки).
Сочинения:
Собр. соч. Т. 1-8. М.-Л., 1960-1963.
Дневник А.А. Блока. В 2 т. Л., 1928.
Записные книжки. 1901-1920. М., 1965.
Полное собрание сочинений и писем. В 20 т. М., 1997.
Александр Александрович Блок
Фото Все
Видео Все
Александр Блок. «Я медленно сходил с ума» (2016)
Александр Блок. Леннаучфильм, 1988г., докум. фильм
Александр Блок — биография
Поэт, публицист, выращенный Серебряным веком, и пострадавший от Октябрьской революции. Его не стало в 40, хотя он мог бы прожить долгую жизнь, если бы власти не запретили ему отъезд на лечение. Однако голодный послереволюционный Петербург не давал Александру Блоку никаких шансов выздороветь. У поэта не осталось наследников, зато имеется огромное творческое наследие – почти четыре сотни стихотворений и поэм, и самое главное – его мысли.
Александра Блока знают не только как русского поэта, писателя и публициста. Он известен своими переводами и критическими статьями. Навсегда остался классиком русской литературы 20-го века, самым крупным представителем русского символизма.
Детство и юность
Родился Александр Блок в Петербурге 28 ноября 1880 года. Отца мальчика звали Александр Блок, он служил профессором Варшавского университета. Мама Александра Бекетова работала переводчицей, была дочерью ректора Петербургского университета. Когда они поженились, то молодой жене едва исполнилось 18, супруг был старше ее на восемь лет. Семейная жизнь не сложилась, муж даже иногда позволял поднять руку на жену, поэтому Александра решилась на развод. После этого никаких отношений бывшие супруги не поддерживали.
Александр Блок в детстве
Оформить развод в те годы было практически невозможно, их не приветствовала церковь, осуждало общество. Но в 1889-м Александра, обладавшая сильным и целеустремленным характером, все же добилась расторжения брака с супругом у Святейшего правительствующего синода. Через некоторое время женщина встретила новую любовь и повторно вышла замуж. Ее избранником стал офицер Кублицкий-Пиоттух. Она не стала переходить на фамилию нового мужа, и они с сыном продолжали носить фамилию Блок.
Можно сказать, что все детство Саши прошло в доме дедушки по материнской линии. Каждое лето он гостил в Шахматово, и эти воспоминания грели его потом всю жизнь.
В остальное время он с семьей жил в казарме лейб-гренадерского полка, на окраине города.
Саша и его мама всегда были связаны какой-то необычной духовной связью. Мама научила сына любить литературу, с ее помощью он узнал, кто такие Полонский, Бодлер, Фет, Верлен. Они увлекались философскими и поэтическими новинками, могли часами говорить о культуре и политике. Когда Блок сам начал писать стихи, то самым важным и главным для него было мнение матери, ему нужно было ее понимание и поддержка.
В 1889-м девятилетнего мальчика отправили во Введенскую гимназию. Когда он стал шестнадцатилетним юношей, мама повезла его за границу, они побывали в Германии, посетили известный курорт Бад-Наугейм. В этом возрасте юношам свойственно влюбляться, не стал исключением и Блок. Предметом его первой любви стала Ксения Садовская, взрослая 37-летняя женщина. Никаких отношений между ними не было, но это первое чувство, образ любимой, постоянно присутствовали в памяти поэта, вдохновляя его на создание любовной лирики.
В 1898-м Блок окончил гимназию и в этом же году стал студентом Петербургского университета. Его привлекала юриспруденция, и именно на этот факультет он успешно поступил. Но после трех лет обучения Александр понял, что ему больше по душе история и философия, поэтому добился перевода на историко-филологический факультет, отдав предпочтение славяно-русскому направлению. Диплом об окончании вуза Блок получил в 1906-м. В студенческие годы он обзавелся многочисленными друзьями, среди которых были Сергей Городецкий, Алексей Ремизов, Сергей Соловьев, его троюродный брат.
Начало творчества
Творческая биография поэта началась довольно рано. Александр родился в семье, которая была очень культурной и образованной, и это наложило свой отпечаток на становление его как творческой личности. Еще в юном возрасте он начал много читать, любил театр, ходил в драмкружок, и пробовал сам писать стихи. Его первые произведения родились когда Саше исполнилось всего 5 лет. Будучи подростком, он с двоюродными братьями выпускал рукописный журнал, ставил сценки и сам в них участвовал.
Александр Блок и Любовь Менделеева
Важным моментом становления Блока как поэта стала его женитьба. Его избранницу звали Любовь Менделеева, дочь прославленного российского ученого Дмитрия Менделеева. Их отношения не всегда складывались гладко, были свои сложности и недопонимание, но они страстно любили друг друга, и это помогало преодолевать все преграды на пути к счастью. Жена была для Блока не только любимой женщиной, но и музой, именно она вдохновляла его в творчестве, это ее черты просматриваются в некоторых персонажах стихов поэта.
Настоящая карьера поэта стартовала именно с 1900 года. Он продолжал увлекаться поэзиями Фета, запоем читал лирику Соловьева, размышлял над учениями Платона. Среди знакомых Блока в те годы появились Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, издававшие журнал «Новый путь». В этом издании Александр Блок публиковал свои поэтические произведения и критические статьи.
Журнал «Новый путь» выпуск 1903 года
В начале своего творческого пути Блок всей душой потянулся к символизму, движению в литературе, которое проникло в культуру, было новаторским, экспериментальным, не всегда понятным. Стихи, написанные в этом стиле, были полны загадочности, непредсказуемости и недосказанности. Лучшими представителями символизма в Петербурге считались Мережковский и Гиппиус, а в Москве в этом жанре работал Валерий Брюсов. Практически в одно время с дебютом в журнале «Новый путь» в Петербурге, поэзия Блока была напечатана и в московском альманахе «Северные цветы».
Очень близким для поэта стал кружок продолжателей и поклонников творчества Владимира Соловьева, который организовался в Москве. Во главе этого кружка стоял молодой и очень перспективный поэт и прозаик Андрей Белый. Вскоре Белый и Блок стали близкими друзьями, а члены этого кружка пополнили ряды поклонников творчества Александра.
Стихи о прекрасной даме — первая публикация
В 1903-м московский альманах «Северные цветы» напечатал на своих страницах цикл поэзий Блока, объединив их общим названием «Стихи о Прекрасной Даме». Блок был первым среди российских поэтов, кто увидел в женщине не только жену и мать, а источник вдохновения, чистоты и света. Он пытается донести до читателей мысль о том, что с помощью любви отдельный человек может стать целой Вселенной. В это же время выходит сборник поэзий, в который вошли произведения студентов Императорского Петербургского университета. Среди них оказались и три стихотворения Александра Блока.
Революция 1905 года
События 1905 года очень повлияли на творчество поэта. Революция вырвала его из привычного восприятия мира, она напоминала стихию, непостоянство природы и это отразилось на его поэзиях. Прекрасная Дама отошла на второй план, вместо нее появилась метель, вьюга, бродяжничество. Блок обращается к образам Снежной Маски, Фаины, Незнакомки. Любовная лирика сама по себе начала играть второстепенную роль.
Именно в то время Блок серьезно увлекся театром и даже стал писать пьесы. Дебютной работой в этом направлении стала пьеса «Балаганчик», которую режиссер Всеволод Мейерхольд поставил в 1906-м на сцене театра Веры Комиссаржевской.
Александр Блок
Александр всегда относился к своей жене с обожанием, однако не запрещал себе влюбляться в других женщин. В 1906 году он встретил Н.Волохову, актрису театра Комиссаржевской, и воспылал к ней пламенной страстью. Ее образ вскоре появился в его новых философских поэзиях – цикле «Фаина», книге «Снежная Маска». Она стала прототипом героинь в пьесах «Король на площади» и «Песня Судьбы».
Ближе к концу 1900-х Блок отошел от любовной лирики. Теперь в его поэзии преобладает социальная направленность, отношения интеллигенции с простым народом. Стихи того времени ясно показывают, что его индивидуум переживает кризис и упорно пытается найти свое место в этом реальном мире. В его стихотворениях Родина ассоциировалась с любимой супругой, поэтому патриотизм его произведений ставал особым, личностно-индивидуальным.
Отказ от символизма
В 1909 году Блока ждало несколько потрясений. В этом году не стало его отца, отношения с которым он поддерживал много лет. Потом умер его первенец, не прожив и нескольких дней. Отец оставил сыну приличное наследство, благодаря которому поэт мог не задумываться о хлебе насущном, и полностью предаваться творчеству.
В том же 1909-м Блок путешествовал по Италии, и эта поездка вызвала у него бурю новых эмоций. Он сумел пересмотреть все, что ранее представляло для него большую ценность. Этот процесс ярко прослеживается в цикле стихов под названием «Итальянские стихи» и прозаических очерках, собранных в книге «Молнии искусства». После долгих метаний Александр сделал вывод, что больше не черпает вдохновения от символизма, что ему просто необходимо самоуглубление и духовная диета.
В это время он сосредоточился на создании больших произведений, поэт не разменивается на публицистическую работу и полностью игнорирует все мероприятия, где собиралась поэтическая богема тех лет.
В 1910-м Блок вынашивал идею создания эпической поэмы «Возмездие». Он начал работу над ней, но так и не довел ее до конца. В 1912-1913-м годах поэт сочинил пьесу под названием «Роза и Крест». В 1911-м Александр выпустил собрание сочинений в 3-х томах, куда вошли его произведения из написанных ранее пяти книг. Впоследствии этот трехтомник переиздавался несколько раз.
Октябрьская революция
У Блока никогда не было негативного отношения к советской власти. В отличии от Михаила Пришвина, Анны Ахматовой, Юлия Айхенвальда, Зинаиды Гиппиус, Дмитрия Мережковского, которые выступали с критикой новой власти, Александр принял революцию и даже пошел на сотрудничество с новыми властями.
В то время Блок был достаточно популярным поэтом, и государственное руководство использовало его известность для осуществления своих задумок. Поэта постоянно назначали возглавлять какие-то учреждения или комиссии, в которых он ничего не смыслил и которые были ему абсолютно не интересны.
В те годы Блок написал своих знаменитых «Скифов» и нашумевшую поэму «Двенадцать». Ключевым образом поэмы был Иисус Христос, возглавивший шествие двенадцати красноармейцев. Эта поэма вызвала неоднозначную реакцию литературного сообщества. В настоящее время поэме дана объективная оценка, и ее признали лучшей из того, что было написано в Серебряном веке. Однако в то время современники поэта высказывались о ней резко негативно, особенно их возмутил образ Иисуса. Блок написал эту поэму за месяц, и сразу превратился в персону нон грата. От него отвернулись не только власти, но и коллеги. Они считали его безумцем, а он писал о себе: «Я – гений».
Личная жизнь
Хоть Александр Блок и позволял себе периодически влюбляться в других женщин, но в его личной жизни была одна-единственная любовь – Любовь Менделеева. Она была ему не только женой, но и Музой, она умела понять и поддержать.
Александр Блок делает предложение Менделеевой
Блок отличался своеобразным представлением о супружеских отношениях, он категорически не воспринимал телесную близость, его воодушевляла только духовная любовь.
Поэт часто питал нежные чувства к посторонним женщинам, но они в его жизни ничего не значили. У Любови Менделеевой также случались романы на стороне.
Наследников у них не осталось. В этом браке родился единственный ребенок, который был слабеньким и вскоре умер. Однако родственников у Блока достаточно много, они живут не только в России, но и за ее пределами.
Смерть поэта
Здоровье поэта начало слабеть после Октябрьской революции. Он поддерживал новую власть, а она в свою очередь не жалела его. У Блока появилась масса обязанностей и должностей, он не мог должным образом заботиться о здоровье, и вскоре это дало о себе знать. У него развилась астма, начало барахлить сердце, и ко всему этому добавилось психическое расстройство. В 1920-м он заболел цингой.
Похороны Александра Блока
В те годы поэта начали преследовать трудности с финансами. Нужда и многочисленные болезни не давали ему шанса на жизнь, и 7 августа 1921 года Блока не стало. Он умер в собственной квартире в Петрограде от воспаления сердечных клапанов. На отпевание великого поэта пригласили протоиерея Алексея Западалова.
Перед самой смертью Блок обратился к властям за разрешением отправиться на лечение за границу, но получил категорический отказ. Говорят, что после этого поэт занялся уничтожением всех рукописей, отказывался от лекарств и пищи. Поговаривали, что он лишился рассудка перед самой смертью и постоянно твердил одну мысль – нужно уничтожить все экземпляры последней поэмы. Но никаких документальных подтверждений этим слухам не нашлось.
Могила Александра Блока
Блок был и остается гениальным русским поэтом Серебряного века. Его произведения заняли свое достойное место в культурном наследии страны.
Библиография
Ссылки
- Как оборудовать место для ночлега собаки своими руками: практическое руководство
- посадить пихту на участке примета