Как называется поделки своими руками
Как называются фигурки из бумаги. Информация с фотографиями
На вопрос о том, как называются фигурки из бумаги, ответ будет неоднозначным. Существует множество видов искусства, в которых поделки выполнены складыванием бумаги по схемам.
Некоторые дети еще в детстве научились делать кораблики или самолеты для игр с друзьями, однако и не подозревали, что занимаются древнейшим искусством, придуманным в странах Востока. Так как бумагу изобрели в древнем Китае, то со временем именно в этой далекой стране научились люди складывать из простых листов оригинальные фигурки. Это в основном изображения животных. В наше время придумано огромное количество вариантов изготовления поделок.
Из статьи вы узнаете, как называются фигурки из бумаги, сделанные складыванием, какие разновидности этого древнего искусства. Фотографии, подобранные для каждого вида, помогут разобраться быстрее в данном вопросе.
Оригами
Классическое оригами – это складывание фигурок из листа бумаги квадратной формы. Вначале такие поделки делали монахи при декорировании религиозных обрядов. Умели работать с бумагой, которая в те времена стоила недешево, только богачи. Остальным такое занятие было недоступно. Со временем данное искусство приобрело поклонников и среди простого народа.
Сейчас многие поделки делают не только из квадрата, но и из прямоугольника. Благодаря действиям по определенной схеме, можно путем загибания бумаги пополам или по диагонали выполнить любые фигурки из бумаги. Как называется такое складывание, сейчас известно по всему миру.
Схемы складывания оригами
Чтобы научиться оригами, найдите в Интернете необходимую схему, где графически с помощью стрелок и пунктирных линий видно, каким образом нужно выполнять сгибы.
Действовать нужно в порядке номеров. На рисунке выше видно, как пошагово выполнить фигурку пингвина. Дети фигурки из бумаги учатся делать еще в детском саду, начиная с таких простых поделок.
Модульное оригами
Объемными получаются фигурки, сделанные из отдельных элементов. Каждый модуль представлен простым оригами. Их нужно для работы сделать огромное количество. После подготовительного этапа начинается работа над созданием фигурки.
На образце выше выложены каллы в вазе из модулей разных цветов. Как называются фигурки из бумаги? Это модульное оригами букета. Существуют также схемы сборки таких поделок. Рассмотрим одну из них дальше в статье.
Диаграмма модульного оригами павлина
Каждый треугольник обозначает один модуль. Цвета их должны соответствовать тону бумаги, из которых сделаны мелкие детали. Все должны вставляться друг в друга только в определенном порядке, который отлично виден на схеме или, правильно будет сказать, диаграмме.
Как собирается модульное оригами павлина? Отдельно складывается туловище, хвост и шея, а потом все детали объединяются в фигурку птицы.
Мокрое оригами
Это относительно новый вид искусства, который еще недостаточно полюбился мастерам рукоделия. Некоторые считают его сложным. Разработана данная техника Акирой Есидзавой, который перед тем, как собирать по схеме оригами, смачивал бумагу губкой или опрыскиванием. Это позволяло мастеру делать линии плавными и выразительными.
После засыхания конструкция получалась жесткой и хранилась дольше. Однако такое складывание фигурок из бумаги (как называется, вы уже знаете) понравилось не всем. Некоторые считают, что при выполнении сгибов мокрая заготовка часто рвется и приходится переделывать работу. К тому же нужна специальная бумага, пропитанная клеем.
Кусудама
Следующая разновидность складывания из бумаги использовалась священнослужителями для благовоний.
Отличается она от других подвидов тем, что составляется из отдельных одинаковых деталей склеиванием или сшиванием. Внизу прикрепляется кисточка для красоты. Узнать такие поделки можно по шарообразной форме.
Айрис фолдинг
Очень красивые поделки получаются в стиле айрис фолдинг. Делают их также с использованием чертежа с порядковыми номерами расположения полосок бумаги разного цвета. Для прикрепления их используют клей ПВА, а каждый элемент сгибают пополам, чтобы краев бумаги не было видно.
Прячутся выложенные полоски на внутренней части открытки или обложки, а наружная сторона имеет вырезанное отверстие определенной формы. Это может быть яблоко или сердечко, квадрат или форма яйца. Все зависит от пожеланий автора поделки. Наклеивают полоски по схеме, начиная с внешних краев. Последняя деталь располагается в центре.
Теперь вы знаете, как называются изделия из бумаги, сделанные складыванием. Пробуйте разные виды поделок и сами, и с детьми. Это увлекательно и полезно!
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Виды техник декоративно-прикладного творчества
Виды техник декоративно-прикладного творчества (искусства).
Статья написана по материалам сайта «Страна Мастеров» ( в основном).
Изучая недавно обнаруженный сайт «Страна Мастеров» и не переставая удивляться и восхищаться разнообразию техник прикладного творчества и талантливости наших людей, решила систематизировать техники.
Список будет пополняться по мере обнаружения новых техник.
* Техники, связанные с использованием бумаги:
1. Айрис фолдинг («Радужное складывание») – техника складывания бумаги. Появилась в Голландии. Техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома (скрапбукинг) интересными декоративными элементами.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/776
3. Гофротрубочки — так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1492
5. Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.
В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.
Вы же можете декорировать заготовку из папье-маше не только красками, расписывая как известные художники, а используя декупаж или ассамбляж.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/561
* Техники, связанные с плетением:
Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы.
С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет. Появились такие техники плетения, как лозоплетение, плетение из бересты и камыша, фриволите, узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение шнуров кумихимо, кольчужное плетение,плетение сеток, индейское плетение мандала, их имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов).
Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/302
1. Бисероплетение, как и сам бисер, имеет многовековую историю. Древние египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но лишь в Хв начался настоящий расцвет бисерного производства. Долгое время венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. Мастера и мастерицы украшали бисером одежду и обувь, кошельки и сумочки, чехольчики для вееров и очёчники, а также и другие изящные вещицы.
С появлением в Америке бисера, коренные жители начали использовать его вместо традиционно- индейских привычных материалов. Для ритуального пояса, колыбели, налобной повязки, корзины, сетки для волос, серёжек, табакерок..
На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, унты, головные уборы, оленью упряжь, солнцезащитные кожанные очки.
Очень изобретательны были наши прабабушки. Среди огромного разнообразия нарядных безделушек встречаются удивительные предметы. Щёточки и чехлы на мел, чехольчики на зубочистку (!), чернильницу, перочистку и карандаш, ошейник для любимой собачки, подстаканник, кружевные воротники, пасхальные яйца, шахматные доски и многое-многое-многое другое.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1355
2. Ганутель — эксклюзивное мальтийское рукоделие. Именно в монастырях Средиземноморья сохранилась до сих пор эта техника создания красивых цветов для украшения алтаря.
В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и лёгкими.
В ХVIв спиральную проволоку из золота или серебра называли по-итальянски «canutiglia», а по-испански «canutillo», на русском языке вероятно это слово трансформировалось в «канитель».
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1170
3. Макраме (от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения.
Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/750
4. Плетение кружева на коклюшках. В России до сих пор известны — Вологодский, Елецкий, Кировский, Белевский, Михайловский промыслы.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1687
5. Фриволите — это плетеное узелковое кружево. Его также называют челночным кружевом, поскольку плетется это кружево специальным челноком.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1728
* Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений:
1. Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесенными на ткань (шёлк, хлопок, шерсть, синтетику), не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.
Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись, свободная роспись с применением солевого раствора, шибори.
Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» — означает хлопчатобумажная ткань, а «-tik» — «точка» или «капля». Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.
Роспись «батик» издавна известна у народов Индонезии, Индии и др.. В Европе — с ХХ века.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/916
2. Витраж (лат. Vitrum — стекло) — это один из видов декоративного искусства. Стекло или иной прозрачный материал является основным материалом. Из глубокой древности начинается история витражей. Изначально стекла вставлялись в оконный или дверной проем, затем появляются первые мозаичные картины и самостоятельные декоративные композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные специальными красками по простому стеклу.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/886
3. Выдувание – техника, основанная на выдувании краски через трубочку (на лист бумаги). Эта древняя техника являлась традиционной как для творцов древних изображений (использовались костяные трубочки).
Современные трубочки для сока ничем не хуже в применении. Они помогают выдувать узнаваемые, необычные, а порой фантастические рисунки из небольшого количества жидкой краски по листу бумаги.
6. Мозаика — одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.
Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки и т.д.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/438
8. Нитяная гра́фика (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания ещё можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/452
10. Печать.
Виды:
— Печатание при помощи губки. Для этого подойдет и морская губка, и обычная, предназначенная для мытья посуды.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1094
В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон — узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов.
— Штамп (штамповка). В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон — узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов и т.д.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1068
11. Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») — стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов.Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.
Основоположником стиля явился Жорж Сера.
Другое название пуантилизма — дивизионизм (от лат. divisio — разделение, дробление).
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/700
12. Рисование ладошками. Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1315
13. Рисование отпечатками листьев. Собрав различные опавшие листья, намажьте каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой Вы собираетесь оставить оттиск, может быть цветной или белой. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги аккуратно снимите его, взяв за «хвостик» (черешок). Этот процесс можно повторять раз за разом. И вот, дорисовав детали, у Вас уже летает над цветком бабочка.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/667
14. Роспись. Один из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства.
Вот некоторые из них:
— Жостовская роспись — старинный русский народный промысел, возник в начале XIX века, в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Жостовские подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают букеты цветов.
— Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
— Хохломская роспись — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/301
15. Энка́устика (от др.-греч. «искусство выжигания») — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1485
3. Цумами Канзаши. В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу.
Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1724
* Техники, связанные с вязанием:
Что же такое вязание? Это процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы).
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/729
2. Выпиливание. Одним из видов является выпиливание лобзиком. Украшая свой быт и жилище удобными для повседневной жизни изделиями ручной работы или детскими игрушками, вы испытываете радость от внешнего вида и удовольствие от процесса их создания.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1418
3. Резьба — вид декоративно-прикладного искусства. Является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1113
2. Ассамбляж (фр. assemblage) — техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, аппликативно скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажа до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1412
3. Бумажный туннель. Оригинальное английское название этой техники tunnel book, что можно перевести как книжный или бумажный туннель. Суть техники хорошо прослеживается из английского названия tunnel — туннель — сквозное отверстие. Многослойность составляемых «книжек» (book) хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка. Кстати, эта техника удачно сочетает разные виды техник, такие как — скрапбукинг, аппликация, вырезание, создание макетов и объёмных книг. Она чем-то сродни оригами, т.к. направлена на складывание бумаги определённым образом.
Первый бумажный туннель был датирован серединой ХVIII в. и являлся воплощением театральных сцен.
Традиционно бумажные туннели создаются в память о каком-либо мероприятии или продаются в качестве сувениров для туристов.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1411
5. Декупаж (от французского decoupage —существительное, «то, что вырезано») — это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские крестьяне в XIIв. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника.
Сегодня самый популярный материал для декупажа — это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название — «салфеточная техника». Применение может быть абсолютно безграничным — посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность — кожа, дерево, металл, керамика, картон, текстиль, гипс — должны быть однотонным и светлыми, т.к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/722
11. Мыловарение. В качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться животные и растительные жиры, жирозаменители (синтетические жирные кислоты, канифоль, нафтеновые кислоты, талловое масло).
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1631
12. Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов (металл, камень, глина, дерево, гипс, лёд, снег, песок, поролон, мыло). Методы обработки — лепка, высекание, литьё, ковка, чеканка, вырезание и др.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1399
13. Ткачество- производство из пряжи ткани и текстиля.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1318
14. Фильдцевание (или фильцевание, или валяние) – валяние шерсти. Бывает «мокрое» и «сухое».
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/736
В заключение следует отметить, что деление (объединение по какому-либо признаку) большинства техник условно (субъективно), а многие техники прикладного творчества являются мультитехниками, т.е.сочетают несколько видов техник.
Всем приятного творчества!
Ваша Маргарита.
Словарь хенд-мейд терминов
Lampwork
Lampwork (англ. lamp — лампа, горелка, work — работа), изредка flamework (англ. flame — пламя) — это художественная обработка стекла в пламени горелки, а также процесс создания бусин, кабошонов, фигурок, статуэток, игрушек и других изделий из стекла в результате такой обработки.
Лэмпворк также используется для создания уникальных научных инструментов и моделей различных предметов и биологических объектов.
Wire Wrap
это украшения, предметы интерьера, скульптуры, декор и не только.
Wire Wrap Art
Искусство кручения проволоки (почти дословно).
Подробнее о Wire Wrap в статье Журнала «Wire Wrap Art и другие непонятные слова»
АВТОРСКАЯ КУКЛА
Авторская кукла выполняется в одном экземпляре – это плод длительного кропотливого труда. Может иметь сходство с определённым человеком (портретная кукла): свой набор одежды, миниатюрных аксессуаров. Структура ее может быть монолитной, цельной или иметь шарнирные суставы, что позволяет придать ей практически любую эмоциональную позу
Авторские куклы бывают разных жанров: характерная реалистичная кукла, фантазийная кукла, «кукла без куклы» и другие, по технике исполнения: горячий и холодный пластик, фарфор, текстильные куклы и по назначению: коллекционные, интерьерные.
Подробнее об авторской кукле в статье Журнала «История авторской куклы»
АМИГУРУМИ
Амигуру́ми (вязанное-завёрнутое) — искусство вязания крючком или спицами маленьких зверюшек или существ и предметов, которые имеют человеческие свойства.
Амигуруми — это животные: мишки, зайчики, кошечки, собачки и др., человечки, но это могут быть и неодушевлённые объекты.
История Амигуруми неопределенна. Возможно, техника была завезена из Китая, где вязаные куклы известны с древнейших времен. Однако, интерес к амигуруми совпал в Японии, со «взрывом» культуры «Каваи» в 1970-е годы и возникновением бренда Hello Kitty.
А в 2002 году была основана даже японская Ассоциация Амигуруми, для обмена информацией и содействия Amigurumi дизайна. Распространению эстетики амигуруми способствует их миловидность. С этой целью, типичные зверушки амигуруми имеют большую шарообразную голову на цилиндрическом туловище с маленькими конечностями.
Вяжут игрушки крючком почти всегда по спирали, используя крючок меньшего размера, чем толщина пряжи, для получения очень плотного полотна, способного держать наполнитель – полиэстер или другие синтетические волокна, шерсть, хлопок, остатки ткани. Пряжа используется любого вида, в зависимости от предпочтений, многим нравится красочная акриловая пряжа. В конечности фигурок иногда вставляют пластмассовые гранулы для лучшего распределения веса, что позволяет игрушку посадить или удерживать в определенной позиции.
Подробнее об авторской кукле в статье Журнала «Амигуруми»
БАТИК
Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина,бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).
БОНСАЙ
Бонсай (яп. букв. «выращенное в подносе») — искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре.
БУМАГОКРУЧЕНИЕ (также квиллинг англ. quilling — от слова quill, птичье перо)
Квиллинг англ. quilling — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
ВАЛЬДОРФСКАЯ КУКЛА
Вальдорфская кукла — первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная педагогами вальдорфской школы для вальдорфских детских садов и школ. Источником создания вальдорфской куклы и других вальдорфских игрушек являются народные тряпичные куклы и исследования в области педагогики на основе антропософского учения о человеке.
Иногда вальдорфских кукол называют также «штайнер-куклы» по имени основателя вальдорфской школы Рудольфа Штайнера. Эти игрушки объединяет забота о физическом и духовном здоровье ребёнка, понимание необходимости учитывать его естественное развитие. Создание вальдорфских игрушек изначально ориентировано не на коммерческие цели, а на создание особой педагогической среды ребёнка, гармонично влияющей на его развитие.
Читать интервью мастера Вальдорфских кукол.
ВАЛЯНИЕ ШЕРСТИ
Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц, набивание) — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок):
Подробнее о валянии шерсти в статье Журнала «Валяние. История и современные тенденции»
ВИНТАЖ
Винтаж (многозначный термин.англ. Vintage — винодельческий термин, выдержка вина) — стилизованное направление в моде, особенно в одежде и предметах домашнего обихода, ориентирующееся на возрождение модных направлений прошлых поколений, эпох.
также существует сеть магазинов, в том числе электронных, специализирующихся на реализации антиквариата и винтажа.
ВИТРАЖ
Витраж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
ВОЙЛОК
ВЫШИВАНКА
Вышиванка— разговорное название традиционной украинской вышитой рубашки. Много вариаций дизайна вышивки было создано в XIX столетии. Обычно их изготовляли из самодельного полотна, которое ткали на станке. Местные особенности обычно находили отображение в орнаменте рубашки.
На протяжении исторического и культурного развития на Украине сложились наиболее уместные, с точки зрения практических и эстетических требований формы одежды, ее крой, разнообразные методы и способы декоративного оформления. Среди них ведущее место занимает вышиванка. Она широко использовалась в народном костюме и в быту. Вышивка украинского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными.
На сегодняшний день вышиванка стала атрибутом стильного сочетания с костюмом. На улицах украинских городов можно все чаще встретить юношей и мужчин, девушек и женщин в современных вышиванках.
ВЫТЫНАНКА
ГРАВИРОВКА
Гравировка (гравирование) (нем. gravieren, фр. graver — вырезать на чём-либо) — нанесение рисунка, надписи, орнамента, ручным или механическим способом на поверхности металла, камня, дерева, стекла. Один из древнейших способов обработки материала резанием. При этом рисунок может быть выпуклым (рельефным) или углублённым.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и не утилитарное назначение.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера.такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
ДЕКУПАЖ
Декупаж (фр. decouper — вырезать) — декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т. п.), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.
ДИАДЕМА
Диадема (греч. Διδημα от греческого слова diadeo означающего «обвязать» или «закрепить») — головное украшение в виде венца. Часто венец не замыкается в кольцо, а остаётся открытым. В некоторых случаях диадема не имеет венца, а прикрепляется к волосам.
ИНКРУСТАЦИЯ
Инкрустация (позднелат. incrustatio — букв. покрытие корой) — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и цветных камней, которые накладываются на поверхность и отличаются от неё по цвету или материалу.
КАЛЕБАС
Калебас, также калабас, калебаса, мате — общее название сосудов для питья горячего настоя листьев падуба парагвайского, более известного, как мате (йерба мате). Сосуды выделывались индейцами из древесной тыквы-горлянки (Lagenaria siceraria). Познакомившиеся с напитком испанцы начали производить калебасы также из других материалов, таких как древесина палисандра, дуба, кебрачо, а также фарфор, керамики, серебра и некоторых других.
КАНДЗАСИ
«Кандзаси делают из древесины самшита, павловнии, сакуры, магнолии и покрывают японским лаком. Также встречаются кандзаси из золота, серебра, позолоченные и посеребрённые. В последнее время для кандзаси очень часто используются латунь, черепаховый панцирь, для украшений — шёлк. Дешёвые кандзаси стали делать из пластика. Используются агат, кораллы, нефрит, кварц. В древности дорогие кандзаси изготавливали из кости журавля.» (Википедия)
Кандзаси классифицируют по внешнему виду, по расположению в прическе, по сезонам и т.д.
Рассмотрим некоторые интересные виды:
Цумами-кандзаси со свисающими цветами называются сидарэ. Их, кроме учениц гейш, носят дети и молодые девушки там, где носят кимоно. Кусудама разновидность цумами-кандзаси. Их делают из шёлковых лепестков и формируют в шарик. Носят девочки-подростки гейши ученицы на праздник Сэцубун.
Например, майко, обучающиеся менее года, носят ниспадающие кандзаси с гирляндами цветов. Цветы делают из яркого шёлка хабутаэ и мидзухики ручной выделки, причём каждому сезону соответствует определённый цветок.
Апрель — цветы сакуры и часто серебряной или золотой бабочкой.
Октябрьское украшение — хризантемы их очень любят в Японии, они — государственный символ императорского дома. Кандзаси делают с белыми и красными хризантемами.
В ноябре — облетающие листья, часще всего клена или гинко.
Новогодние кандзаси особенные.15-го января, майко и гейши надевают кандзаси с рисовыми колосками и голубем без глаз: майко вставляют это кандзаси в правую сторону причёски, а гейши — в левую. Один глаз голубю рисует сама гейша, загадывая любовное желание, а второй должен нарисовать клиент, у которого в прошлом году желание уже сбылось.
КАРВИНГ
Карвинг (от англ. carving — «вырезание») — искусство художественной резки по овощам и фруктам, а также по дереву, льду и камням.
КВИЛТИНГ см. СТЕГАНОЕ ПОЛОТНО
КВИЛЛИНГ см. БУМАГОКРУЧЕНИЕ
КИНУСАЙГА
Кинусайга – это картины из лоскутов шёлка на дереве. Сравнительно молодой вид искусства.
Техника исполнения очень сложная, здесь сочетаются аппликация, пэчврк (именно эта техника дала основания называть кинусайгу лоскутными картинами), мозаика и резьбы по дереву.
Идея создания кинусайга возникла на почве японской практичности и экономии. Кимоно, как известно, сшиты из дорогих красивых шёлковых тканей, вот японцы и придумали дать им «вторую жизнь», используя старые отслужившие свой век кимоно, вернее его уцелевшие части-лоскуты.
КИРИГАМИ
Подробнее с примерами в статье Киригами.
КОЛЬЧУЖНОЕ ПЛЕТЕНИЕ
Кольчужное плетение, как это следует из названия, возникло как техника изготовления защитных доспехов много веков назад. В зависимости от назначения доспехов, местной культуры и изобретательности мастеров были разработаны основные методы плетения.
В двадцатом веке эта техника стала использоваться в декоративно-прикладном искусстве. Сейчас кольчужное плетение как отдельное направление в изготовлении бижутерии и ювелирных изделий широко распространено в Европе и Америке, у нас же оно только начинает развиваться.
Подробно о создании украшений и различных вещей из металлических колечек, с примерами работ, в Интервью с мастерами кольчужного плетения Еленой и Павлом.
КРАКЕЛЮР
Кракелюр (фр. craquelure) — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи.
КРУЖЕВО
КУКЛА-МОТАНКА
Кукла-мотанка является одним из древнейших символов украинской культуры. Наравне с рушником, кукла выполняла важную функцию – оберега. Именно этот фактор и определил основные характеристики и методики их создания. Название кукла-мотанка связано с тем, что технология изготовления заключается не в шитье, а в наматывании ниток и строчек. К умению делать куклы относились очень серьезно и ответственно, следовательно учили этому ремеслу с детства.
КУМИХИМО
Кумихимо – это древнее искусство плетения шнуров из шёлковых нитей в различных техниках.
В руках мастеров нити превращаются в произведения искусства: украшения, аксессуары, элементы декора одежды, бижутерию и т.д. Например, популярные плетеные браслеты на нашем сленге называют «фенечками».
Сейчас помимо традиционных станков также очень популярны пластиковые квадратные и круглые диски.
Примеры работ в статье «Кумихимо»
ЛАТЕКС
ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЕ
Лоскутное шитьё (также пэчворк, от англ. patchwork) — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком. В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.
МОДЕЛИЗМ
Моделизм (спортивный моделизм) — изготовление и конструирование отдельным лицами, клубами и промышленными производителями действующих или стендовых моделей зданий и различной техники — летательных аппаратов, автомобилей, танков, судов, локомотивов и других средств транспорта, как для спортивных соревнований и/или демонстраций, так и в качестве хобби.
МОЗАИКА
Мозаика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
МОНКИРИ
Монкири (Mon-Kiri) — это японское искусство резки бумаги. «Mon» переводится как «герб», «эмблема», «узор» или вырезание герба, т.к. использовался для вырезания эмблем семей в древней Японии.
МИТЕНКИ
Митенки, митенки (ед. ч. — митенка фр. mitaines) — перчатки без пальцев, удерживающиеся на руке с помощью перемычек между пальцами или за счёт пластических свойств материала, из которого они сделаны. Митенки позволяют защитить руки от холода, но не сковывают движения пальцев. Митенки находят свое применение в спортивных дисциплинах, в которых важно хваткое удержание спортивного снаряда руками (например, велоспорт).
МУРАНО
Мурано (итал. Murano) — один из крупных островов Венецианской лагуны. Находится в 2-х километрах к северу от острова Риальто. Зачастую остров называют «малой Венецией». Остров соединён с центральной частью Венеции с помощью линий вапоретто. Начиная с XVI века остров был местом развлечения венецианцев. На острове размещались виллы, сады, фонтаны.
МУРАНСКОЕ СТЕКЛО
Остров Мурано всемирно известен своим стекольным производством. В 1291 году городской совет решил вынести мастерские по производству украшений на остров Мурано, чтобы уберечь секреты мастеров от конкурентов и избавиться от пожаров, которые могли быть вызваны раскаленными горнами мастеров. Стеклодувы получили неслыханные привилегии, но были лишены права выезда. Дочерям стеклодувов не возбранялось сочетаться браком с венецианцами голубых кровей.
Муранское стекло привлекает туристов, посещающих Венецию. В настоящее время стекольным производством занимаются несколько фабрик, самая крупная среди которых — Formia (с 1959, владельцы — семья Миан). Самым известным мастером считается Сильвано Синьоретто. Для него, как и для некоторых других мастеров, характерно сотрудничество со многими современными художниками (для которых стекло — новая непривычная техника), а также проведение мастерских для клиентов. Как и семья Миан, Синьоретто жалуется на нежелание местных жителей заниматься тяжелым ремеслом стеклодува и, как следствие, на кризис в производстве муранского стекла.
Сегодня звание «маэстро» можно получить за несколько месяцев, приемы мастерства по-прежнему передаются от поколения к поколению, но кризису ремесла также способствуют законы, принятые итальянским правительством и регулирующие объемы производственных отходов и выбросов, а также время работы печей стеклодувов. Другая причина упадка — понижение спроса. С 1970-х годов муранское стекло по всему миру признается элитным товаром. Соответственно, существенно повышается его цена — в первую очередь из-за повышения оплаты труда работников производства. Мастерские сами слабо занимаются продажей своих товаров, основную работу делают посредники. Они и забирают основную часть наценки. так что невысокая рентабельность оказывается основной причиной того, что производство, славившееся в XII—XIV веках и возобновившееся в 1860-х, в условиях 2000-х умирает. В городе создан (в период нового расцвета, в 1861 г.) и существует музей стекла (остановка вапоретто — Museo). В музее — краткая история производства стекла и современные образцы.
НУНОВОЙЛОК
ОРНАМЕНТ
ПАЛАТИН
Палантин (фр. palantine) — меховая или отделанная мехом женская накидка прямоугольной формы и различной длины — от размеров воротника до очень большого шарфа. В Западной Европе эта одежда появилась после 1676 года, когда супруга курфюрста Пфальца (англ. Palatinate; фр. Palatinat) первой продемонстрировала элегантный способ защищаться от холода с помощью небольшого покрывала из собольих шкурок.
ПАННО
Панно (фр. panneau от лат. pannus — кусок ткани) — живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели. Панно, выполненные на внешних стенах здания из цветных плиток или в технике фрески, называют иногда муралями.
ПАЙЕТКА
Пайетка (фр. Paillette — «золотая песчинка, золотинка») — блёстка, плоская чешуйка из блестящего материала, обычно круглой или многогранной формы и с отверстием для продевания нитки. Пайетка может иметь различную окраску. Используется как элемент украшения или дизайна одежды, плетёных изделий, изделий из бисера.
ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ
ПОЛИМЕРНАЯ ГЛИНА
Полимерная глина (также, пластик или пластика) — пластичный материал для лепки небольших изделий (украшений, скульптурок, кукол) и моделирования, застывающий на воздухе или при нагревании (в зависимости от вида пластики). Виды по названию фирм-производителей: фимо, цветик, скалпи, цернит, като и др.
ПИСАНКАРСТВО
ПЭЧВОРК см. ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЕ
РУКОДЕЛИЕ
Декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т. п.), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.
РУШНИК
Рушник — расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.
Издревле на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально-обрядовое. Узоры, вышитые на рушнике, служат не только украшением повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками.
СКРАПБУКИНГ
Скрапбукинг, скрэпбукинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.
СЛИПСЫ
СПЛОШНОЕ ПЛЕТНИЕ
СТЁГАНОЕ ПОЛОТНО
Стёганое полотно (стёганая ткань), (англ. — изготовление стёганых изделий, подбивка) — это прошитые насквозь два куска ткани и положенный между ними слой ватина или ваты[1]. Изготовление стеганого полотна также называетсяквилтингом.(англ. — изготовление стёганых изделий, подбивка). Квилтинг — популярное ремесло и искусство с богатой историей в разных частях мира.
Лицевая сторона полотна обычно выполняется в технике лоскутного шитья (пэчворк, составленная из отдельных кусочков ткани), аппликации (цельный кусок ткани с нашитыми узорами) или представляет собой цельный кусок гладкокрашеной либо набивной ткани (украшением здесь является орнамент, выполненный стежкой). Возможна также комбинация пэчворка и аппликации. Обратная сторона изделия может оставаться одноцветной или также быть набранной из лоскутов разного цвета. При этом стежки, соединяющие обе стороны полотна, создают причудливый выпуклый рисунок.
ТАЛИСМАН
талисман, амулет, оберег — магический предмет, назначением которого является защита его обладателя или увеличение эффективности его магических воздействий. Считается, что амулеты могут приносить удачу, предупреждать об опасности, улучшать самочувствие. также считается, что амулет, плохо настроенный на хозяина, может представлять серьёзную угрозу, равно как и чужие амулеты. Амулетом может являться любой предмет, от ювелирного украшения до куска камня или обрезка коры дерева. Однако особенно часто в этом качестве выступают драгоценные и полудрагоценные камни. Распространённым методом индивидуального подбора камней для усиления или ослабления тех или иных качеств характера человека, установления энергетической защиты или воздействия на окружающих является анализ гороскопа с позиций астроминералогии.
ТЕДДИ
тедди (Плюшевый мишка) — один из самых популярных и культовых в XX веке и начале XXI века видов мягких игрушек: игрушечный медведь из мягкого материала. В Западной Европе и Америке он известен в основном под именем «тедди» (англ. teddy bear, нем. Teddybär), традиционно ассоциируемым с именем президента США теодора Рузвельта. В русском языке утвердилось название «плюшевый мишка», хотя сейчас далеко не все игрушечные медведи этого типа делаются из плюша.
ТЕМПЕРА
темпера (итал. tempera, от латинского temperare — смешивать краски) — краски, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и (или) их синтетических аналогов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко — только во фресках — нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.
ТЕРРАКОТА
терракота (от итал. terra — земля, глина и cotta — обожжённая) — керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, черепица, облицовочные плитки и архитектурные детали.
ТОНИНА
ФЕЛТИНГ см. ВАЛЯНИЕ ИЗ ШЕРСТИ
ХЕНД-МЕЙД (HANDMADE, ХЕНДМЕЙД)
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПЛЕТЕНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ
Художественное литьё — это отливка художественных произведений из металлов, полимеров (вулканизируемых или отверждаемых химически). Из металлов чаще всего это золото, серебро, бронза, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Из полимеров используются резины, силиконы, пластизоль ПВХ.
Подробнее о Декупаже в статье Журнала «Название статьи»
ШЕББИ ШИК
Подробнее в статье Журнала «Шебби Шик»
ЭКО-КОЖА
К понятию эко-кожа относится группа материалов, которые могут иметь разные свойства:
Подробнее в Интервью с мастерами магазина «GoodMoodMoon»