Как называется пиратская повязка на глаз
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Все мы помним, что очень часто пиратов показывают нам в художественных произведениях с черной повязкой на глазу. Это все как бы намекает, что у него там нет глаза и травма. Вот эту травму повязка или круглая штуковина и закрывает.
Вот такая версия доминирует. Если вы погуглите тему, то только ее и найдете. Ее даже проверяли в «Разрушителях мифов» и подтвердили.
Однако я очень сомневаюсь в ее достоверности.
Именно благодаря этой книге мы сейчас уверены, что пираты обязательно должны быть одноногими или одноглазыми, они постоянно ищут сокровища и плавают под веселым Роджером. Хотя даже согласно книге Джонсона свой флаг «веселым Роджером» называли всего два пирата – Фрэнсис Сприггс и Бартоломью Робертс.
Книга была очень популярной в 18-19 веках и несколько раз переиздавалась. Именно ей руководствовались писатели, создававшие романы о пиратах, в том числе – автор «Острова сокровищ» Роберт Льюис Стивенсон.
Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами (англ. A General History of the Robberies and Murders of the Most Notorious Pirates) — книга, изданная вЛондоне в 1724 году. Книга издана автором, взявшим себе псевдоним Чарльз Джонсон. Наиболее вероятным «претендентом» на авторство данной книги является Даниель Дефо.
Первое издание «Всеобщей истории грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами» вышло в свет весной 1724 года в лондонском издательстве Томаса Уорнера, и в мае поступило в продажу в книжный магазин Чарльза Ривингтона, располагавшийся неподалёку от Собора Св. Павла. Книга была небольшой по формату (1/8, octavo), была оформлена в простой кожаный переплёт и выглядела довольно скромно по сравнению с другими изданиями, и проиллюстрирована тремя гравюрами с портретами наиболее знаменитых пиратов, в частности Чёрной Бороды и Робертса Бартоломью.
Несмотря на скромный внешний вид, книга капитана Чарльза Джонсона имела успех и весь тираж разошёлся довольно быстро. Через несколько месяцев появилось второе издание, в 1725 году — третье, а в1726 году — существенно дополненное четвёртое, вышедшее уже в 2 томах и включавшее биографии ещё 12 пиратов. Интерес публики к книге вдохновил автора на расширение её содержания и публикацию в 1734 году «Всеобщей истории жизни и приключений самых знаменитых разбойников, убийств, грабителей и т. д., с добавлением достоверного описания плаваний и разбоя самых известных пиратов».
Среди историков пиратства широко распространённым является мнение о том, что Джонсон своей «Всеобщей исторей пиратства…» создал концепцию пиратства, существующую до настоящего времени, и всесторонне описал период, получивший позднее название золотого века пиратства. Опираясь на его «Всеобщую историю…» писатели, начиная с Вальтера Скотта (роман «Пират») создали знакомый ныне всем образ пирата, сочетающий реальные и вымышленные черты с рядом непременных атрибутов: чёрная повязка на глазах, бандана в качестве головного убора, зарытые клады, «Весёлый Роджер» и многие другие
Да и насколько обязательно должно было случиться, что в бою пришлось бы быстро проникать с яркого света в трюм? Или туда посылали только повязочников, т.к. понятно, что они были ДАЛЕКО не у всех пиратов.
Ну и как? Верите ли вы в объяснение мифа о повязках адаптацией зрения в темноте?
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Все мы помним, что очень часто пиратов показывают нам в художественных произведениях с черной повязкой на глазу. Это все как бы намекает, что у него там нет глаза и травма. Вот эту травму повязка или круглая штуковина и закрывает. Однако, есть задокументированные свидетельства, что пираты нарочно не закрывали свои уродства ради дополнительного устрашения врагов, просто чтобы иметь еще более свирепый вид. Как то тут повязка не вяжется.
Вот такая версия доминирует. Если вы погуглите тему, то только ее и найдете. Ее даже проверяли в «Разрушителях мифов» и подтвердили.
Однако я очень сомневаюсь в ее достоверности.
Именно благодаря этой книге мы сейчас уверены, что пираты обязательно должны быть одноногими или одноглазыми, они постоянно ищут сокровища и плавают под веселым Роджером. Хотя даже согласно книге Джонсона свой флаг «веселым Роджером» называли всего два пирата – Фрэнсис Сприггс и Бартоломью Робертс.
Книга была очень популярной в 18-19 веках и несколько раз переиздавалась. Именно ей руководствовались писатели, создававшие романы о пиратах, в том числе – автор «Острова сокровищ» Роберт Льюис Стивенсон.
Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами (англ. A General History of the Robberies and Murders of the Most Notorious Pirates) — книга, изданная вЛондоне в 1724 году. Книга издана автором, взявшим себе псевдоним Чарльз Джонсон. Наиболее вероятным «претендентом» на авторство данной книги является Даниель Дефо.
Первое издание «Всеобщей истории грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами» вышло в свет весной 1724 года в лондонском издательстве Томаса Уорнера, и в мае поступило в продажу в книжный магазин Чарльза Ривингтона, располагавшийся неподалёку от Собора Св. Павла. Книга была небольшой по формату (1/8, octavo), была оформлена в простой кожаный переплёт и выглядела довольно скромно по сравнению с другими изданиями, и проиллюстрирована тремя гравюрами с портретами наиболее знаменитых пиратов, в частности Чёрной Бороды и Робертса Бартоломью.
Несмотря на скромный внешний вид, книга капитана Чарльза Джонсона имела успех и весь тираж разошёлся довольно быстро. Через несколько месяцев появилось второе издание, в 1725 году — третье, а в1726 году — существенно дополненное четвёртое, вышедшее уже в 2 томах и включавшее биографии ещё 12 пиратов. Интерес публики к книге вдохновил автора на расширение её содержания и публикацию в 1734 году «Всеобщей истории жизни и приключений самых знаменитых разбойников, убийств, грабителей и т. д., с добавлением достоверного описания плаваний и разбоя самых известных пиратов».
Среди историков пиратства широко распространённым является мнение о том, что Джонсон своей «Всеобщей исторей пиратства…» создал концепцию пиратства, существующую до настоящего времени, и всесторонне описал период, получивший позднее название золотого века пиратства. Опираясь на его «Всеобщую историю…» писатели, начиная с Вальтера Скотта (роман «Пират») создали знакомый ныне всем образ пирата, сочетающий реальные и вымышленные черты с рядом непременных атрибутов: чёрная повязка на глазах, бандана в качестве головного убора, зарытые клады, «Весёлый Роджер» и многие другие
Да и насколько обязательно должно было случиться, что в бою пришлось бы быстро проникать с яркого света в трюм? Или туда посылали только повязочников, т.к. понятно, что они были ДАЛЕКО не у всех пиратов.
Ну и как? Верите ли вы в объяснение мифа о повязках адаптацией зрения в темноте?
Почему пираты закрывали глаз повязкой
Спойлер: вероятно, не для того, чтобы скрыть выбитый в бою глаз
Скрыть потерянный глаз под повязкой – вполне разумно. Однако многие ученые и историки задались вопросом, почему повязки на глазах носили чаще всего именно пираты. Неужели они так часто калечили глаза?
По словам ведущего врача и исследователя из Тихоокеанского университета штата Орегон в США Джима Шиди, несмотря на то что кажется будто глаза быстро адаптируются при переходе от кромешной темноты к яркому свету, исследования показали – для этого может потребоваться до 25 минут. Такой резкий переход «требует регенерации фотопигментов».
Когда человек находится в ярко освещенной комнате и выключает свет, зрачок резко расширяется, чтобы пропустить больше света. Даже если зрачок пропускает больше света, этого недостаточно, чтобы видеть в темноте. Поэтому биологический пигмент родопсин, который присутствует в глазах, распадается на несколько других химических веществ и посылает сигнал в зрительный нерв, позволяя глазам обрабатывать даже самый слабый свет. Однако на это требуется время.
Так как пиратам постоянно приходилось спускаться в трюм и подниматься обратно (то есть перемещаться от дневного света до кромешной темноты) они носили повязку на одном глазу, чтобы один глаз постоянно был адаптирован к темноте. При очередном спуске в трюм пират легко мог перекинуть повязку на другой глаз, чтобы моментально подстроится под окружение.
В одном из выпусков 2007 года «Разрушители легенд» также проверили эту гипотезу и пришли к выводу, что она работает.
Несмотря на то, что теория звучит правдоподобно и имеет научное обоснование, в исторических документах нет упоминаний этой причины. Также нет возможности подтвердить это археологически. Поэтому ученые, имея текущие данные, пока не могут ни подтвердить, ни опровергнуть гипотезу.
Зачем пирату крюк?
Вот он, человек, которой безвылазно бороздит просторы мирового океана и грабит каждого встречного!
Подобный образ может быть похож на настоящего капера, но довольно клиширован.
Адепты тюремных загадок явно оценят его выбор. Повязка как повязка, ну лишился человек глаза во время боя, а может и вне него. Что такого?
А то, что сохранившихся записей о пиратах с повязкой на глазу нет вообще. Наверное, поубивали всех видевших. Да даже если и так, то ранение глаза распространено вполне среди любых экипажей.
Ещё было предположение, что разбойники в условиях темноты повязывали глаз, дабы второй быстрее привык. Это, конечно, похоже на правду, можете хоть сейчас проверить. Да и с ярким светом работает
Но в бою такого незадачливого пирата гораздо легче заколоть. Попробуйте сесть за руль и закройте один глаз, результат вас удивит.
Впервые чёрные повязки появляются в художественной литературе в конце XIX века, сначала в виде красочных иллюстраций в книгах о пиратах (Говард Пайл считается первым художником-иллюстратором, изобразившим пиратов в пёстрой бандане и серьгой в ухе), а позже уже и в самих романах о морских разбойниках
Левое ухо. Матрос, значит.
Что касается колец или других украшений в ушах, то в реальности пираты их не носили или, по крайней мере, не сохранилось никаких исторических свидетельств о таком обычае. О них нет упоминания ни у Эксквемелина в «Пиратах Америки» 1678 года, ни у Чарльза Джонсона во «Всеобщей истории грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами» 1724 года, ни в других исторических источниках. Кроме того, практически на всех гравюрах уши пиратов закрыты длинными волосами или париками, по принятой тогда моде. Хотя следует упомянуть, что ранее (в XVI веке) мужчины в Западной Европе предпочитали короткие стрижки и носили серьги, но не кольца.
Красивая бандана. Но носили ли её?
В своей книге «Пираты Америки» 1678 г. Эксквемелин ни разу не упоминает о том, что пираты носили на головах платки. Вполне логично, что в условиях тропической жары и палящего солнца, которые обычны для Карибского региона большую часть года, широкополые шляпы давали хорошую защиту от солнечных лучей. Да и в сезон дождей они помогали не промокнуть до нитки.
Носили ли пираты в море широкополые шляпы постоянно? Скорее всего нет, так как во время сильного ветра на море их наверняка бы сорвало с головы. Начиная с 60-х гг. XVII века широкополые шляпы начинают быстро вытесняться получившими огромную популярность треуголками. Именно в треуголках изображено большинство пиратов на старинных гравюрах конца XVII–начала XVIII века.
Генри «Длинный Бен» Эйвери
А что с крюками и ногами деревянными?
Ампутация была хорошей «профилактикой» гангрены и инфекций, а потому пираты, недосчитавшиеся конечностей, и правда встречались. Но корабельные медики — а часто эту роль брал на себя кок, профессионально орудующий ножом, — не знали, как справиться с кровотечением, и раненый часто умирал от потери крови. Даже пережив операцию, пациент без ноги едва ли оставался ценным членом команды — морская карьера пирата заканчивалась, и он, получив компенсацию, отправлялся на берег. У пиратов с увечьями рук шанс остаться на корабле был выше. Впрочем, они обходились без крюков — исторических подтверждений такого бодимода нет.
Образ попугая, суфлёра каждого капитана, как и большинство других мифов, вырос из пиратских романов: пёстрая птица сопровождала капитана Флинта в его плаваниях, а в рассказах Артура Рэнсома попугай дядюшки Джека болтал «чуть больше симпатичной девушки».
В XVII — начале XVIII века в Европе началась повальная мода на экзотических зверушек, что тут же подметили предприимчивые мореплаватели, которые встречали немало тропических птиц на берегах Африки и Карибских островах. Но перевозили их в клетках, ведь держать попугая на плече рискованно — пернатый старпом не всегда успешно контролирует процессы жизнедеятельности.
Зато пираты охотно заводили кошек: считалось, что они приносят удачу. Особо ценились многопалые кошки (с лишними пальцами) — их необычайные способности к «скалолазанию» помогали разобраться с корабельными грызунами.
Представьте себе такую картину: плывёт британский галеон, огромная детина, и тут неподалёку обнаруживается таких же размеров машина смерти. Она поднимает свой чёрный флаг и начинается ожесточённый бой. Красота!
Красочные описания оснастки и парусов, резного штурвала и русалочьих барельефов встречаются почти в каждом пиратском романе. В фильмах на такие детали редко обращают внимание, потому киноделы берут размером — и на экранах появляются гигантские галеоны. К тому же на небольшом корабле крупногабаритную операторскую технику разместить непросто. Реальные пираты для своих плаваний предпочитали манёвренные шхуны и шлюпы — чтобы быстро появиться и быстро уйти с награбленным
На вершине мачты обязательно развевался флаг, но не всегда каноничный «Весёлый Роджер». Изображения варьировались от песочных часов до руки с саблей. А на флаге Чёрной Бороды была изображена целая сцена: скелет, который в одной руке держал песочные часы как символ скоротечности времени, а другой сжимал копьё, готовый пронзить кровавое сердце.
Тут рассказ заканчивается. Мифов ещё достаточно, но главные мы разобрали. Спасибо за внимание!
Источники:
«Пираты Америки»
https://mirf-ru.turbopages.org/mirf.ru/s/science/zabluzhdeni.
https://zen.yandex.ru/media/maingun/piraty-chast-ii-vneshnos.
«Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами»
К нему подсаживается «молодняк». Расскажи, уважаемый, как потерял ногу (наливают)?
— Брали на абордаж испанский галеон с золотом, я первый прыгнул, нога между бортами попала,
борта сошлись, теперь деревяшка.
— УУУХ. А руку? (наливают)
— Брали турецкое судно с наложницами для гарема султана, я в капитанскую каюту, к самой красивой, руку протянул, а евнух-гад мне её ятаганом оттяпал, теперь крюк.
— УУУУУУУХ. А глаз? (наливают)
— А это здесь, на пирсе, чайка в глаз насрала, а я забыл, что у меня крюк.
Знаешь, сынок, испокон веков, сережки в ушах носили либо пираты, либо пи%арасы. Я сейчас выгляну в окно, и не дай Бог, там не стоит твой корабль..
Е-ху-ху и бутылка рому!
Немного понадобилось, чтобы романтизировать пиратов.
Бомжа привокзального видели? Теперь представьте полугнилую посудину, угаженую от киля до кончика мачты, набитую этими бомжами, озверевшими и вооружёнными.
Популярные мифы о пиратах
На самом деле многое из того, что мы знаем о пиратах, придумано писателями XIX века.
Канонический образ пирата отработан до мелочей: повязка на глазу, попугай на плече, презрение к церковным догматам при общей суеверности, не самое милое обхождение, изрядная кровожадность и карта за пазухой, в которой крестиком или точкой обозначено расположение личной сберегательной ячейки, прикопанной где-нибудь в гиблом месте, находящемся посреди необитаемого острова. Любимый напиток – ром. Свита – буйная команда отчаянных головорезов, состоящих из сортовых отбросов общества. Транспортное средство – шустрый бриг, напичканный пиастрами, бороздящий воды тропических морей под черным флагом, посредине которого красуется «Веселый Роджер» – игривое изображение Адамовой головы (череп, проще говоря), дополненное парой перекрещивающихся костей.
Если говорить по правде, то вся эта визуальная чепуха появилась на свет много позднее упадка пиратского ремесла. И придумана она писателями викторианской поры, бывшими изрядными краснобаями и фантазерами. Честно говоря, миф вышел яркий и выпуклый, как религиозная притча. Жаль только, что не совсем правдивый.
1. Начнем с простого. С птицы на плече пирата. Есть свидетельства, что попугаев, как и прочую живую экзотику, пираты поставляли в Европу в изрядных количествах – на нее существовал устойчивый спрос, отчего приобретение столь красочной животины расценивалось как выгодное вложение. И теоретически пират вполне мог разгуливать с такой птицей на плече. На деле же пираты куда чаще и охотнее обзаводились кошками, уничтожавшими крыс и мышей на корабле.
2. Повязка на глазу не всегда обозначала увечье. Собственно, пираты довольно часто теряли в бою руки, ноги, глаза. И увечья среди них не были редкостью. Другое дело, что повязки могли носиться по другой причине – для быстрой адаптации при переходе с палубы, освещенной солнцем довольно ярко, в полумрак трюма. Во время абордажной схватки наличие второго глаза, до поры спрятанного в темноту, могло спасти жизнь. Удивительно, но факт: в наше время проводился эксперимент, доказавший действенность подобного метода.
Богатый пират. Иллюстратор: Angus McBride
3. Пираты выходили на пенсию состоятельными людьми. Увы. Это только миф. Большинство джентльменов удачи так и не смогли разбогатеть. Жизнь, полная риска и опасностей, как-то не располагает к рачительности. Куда проще прогулять все в портовом кабачке. К тому же, пиратам не так уж и часто перепадала добыча в виде звонкой монеты. Точнее доля такой добычи была крайне невелика. Куда чаще попадались товары, которые еще требовалось сбыть перекупщикам, получавшим на сделках подобного рода немалый гешефт. Собственно, неизвестно ни одного доподлинного случая обнаружения пиратского клада. Хотя мифов просто тьма. Особенно живучая история о небольшом клочке бумаги, испещренном тайнописью, брошенном известным пиратским вожаком в толпу перед казнью. Собственно, даже господин Морган, заработавший немало деньжат за свою корсарскую карьеру, не смог ничего сберечь и умер в нищете. Все же финансист и пират – это немного разные профессии, требующие от соискателя очень разных навыков.
4. Пиратский коллектив не отличался однородностью. Тут встречались и люди белой расы, и азиаты, и африканцы. Любая команда состояла из очень разношерстной массы. Удивительно, но даже в том чопорном, сословном времени, в их среде не встречалась выраженная расовая сегрегация. Просто люди, хлебнувшие иной доли в торговом или военном флоте, иначе относились к иерархии. У пиратов все были равны. И каждый получал долю по заслугам. А не по праву рождения. Даже капитан пиратского корабля обладал неограниченной властью только в бою. Что неудивительно – это была выборная должность. Кстати, в пираты шли не только мужчины. Есть множество женских имен, прославленных никак не меньше представителей сильного пола.
Набор в команду. Иллюстратор: Giuseppe Rava
4. Веселого Роджера установленного образца не существовало. Особый флаг на пиратском корабле, понятное дело, вполне мог иметь место. Но фон его не обязательно был черным. Встречались желтые, кровавые, и даже зеленые полотнища, на которых изображались сабли и скелеты, черти и мифические животные, песочные часы и латинские изречения. Кости и черепа, впрочем, тоже малевались. Как все гопники, пираты тяготели к цветастой, громкой, пафосной символике.
5. Как такового кодекса братства не известно. Каждая команда составляла свой договор, в котором прописывались самые разнообразные мелочи. От бытовых до экономических. Но чтобы выработать единый кодекс – такого не было. Кстати, история с черной меткой, встречающаяся у Стивенсона, выдумана самим Стивенсоном. И как убедительно прописана!
6. Кровожадность пиратов, как выясняется, изрядно преувеличена поздними биографами. Да, среди них встречались отъявленные негодяи, не брезговавшие пускать христианскую кровь. И все же зря никто голов не резал. Даже Эдвард Тич, послуживший в качестве одного из прототипов капитана Флинта, как выясняется, погубил куда меньше душ, чем приписывается. Собственно, доподлинно известно о нескольких матросах, убитых во время захвата корабля Черной Бороды. Но эти случаи легко списать на самооборону – на снисхождение королевского суда Тичу рассчитывать не приходилось.
Пиратское наказание «прогулка по доске» в изображенном виде так же придумано в XIX столетии. Иллюстратор: Michael Welply
7. Пираты орудовали не только посреди моря-океана. Они неплохо проворачивали и сухопутные операции. Те же рейды упомянутого уже Моргана можно отнести к образцовым примерам пиратской работы по захвату городов, не всегда расположенных непосредственно на побережье.
8. Пираты не всегда действовали вне закона и не всегда преследовались государственными военными флотами. Часто пиратство (точнее каперство) расценивалось как один из инструментов войны на море. А пиратские команды – как иррегулярные военно-морские силы.
Глаз не выколи. Зачем пираты носили повязку
Треуголка и попугай на плече – так мы представляем себе пирата. А ещё они одноногие и одноглазые, постоянно ищут сокровища и пьют ром.
На страницах книг и в фильмах пиратов показывают с непроницаемой повязкой на глазу, которая намекает на то, что там нет глаза или травма, и круглая штуковина закрывает это место. Но есть свидетельства, что морские разбойники нарочно не закрывали свои уродства ради устрашения врагов, свирепого вида. Зачем тогда этот наглазник?
Существует гипотеза, что пираты использовали повязку для глаз, чтобы адаптироваться к темноте. Бой после захвата корабля вели под палубой, а искусственное освещение тогда было явлением редким, и в трюме было темно. Глаза быстро приспосабливаются от ночного света к дневному, но требуется больше времени, чтобы привыкнуть к темноте. Трудно сражаться, когда не видишь нападающих. Чтобы этого не допустить, пираты, находясь на палубе, надевали повязку на глаза. Когда они уходили под палубу, то просто снимали её.
Но никаких доказательств этой теории нет, а её противники отмечают, что намеренное закрытие одного глаза сужает поле зрения, а в бою это могло стоить пирату жизни. Однако в учебниках для военных лётчиков советуют закрывать один глаз, когда освещение резко меняется при вираже против солнца или свете прожекторов, и открывать его, когда свет уйдёт. Гражданским пилотам рекомендуют прикрывать один глаз, если в ночном полёте включают освещение в кабине. Тогда после выключения света капитан не ослепнет и увидит показания приборов.