Как называется парламент в японии
Парламент Японии: название и структура
Парламент Японии (国会, «Коккай») является высшим законодательным органом этой страны. Он состоит из нижней палаты, называемой палатой представителей, и верхней, называемой палатой советников. Обе палаты Сейма избираются прямым голосованием по параллельным системам голосования. Сейм формально отвечает за выбор премьер-министра. Он был впервые созван как Имперский Сейм в 1889 году. И принял свою нынешнюю форму в 1947 году после принятия послевоенной конституции. Здание парламента Японии находится в Нагатачо, Чиода, Токио.
Избирательная система
Вам будет интересно: Выдающийся итальянский политик Джулио Андреотти
Дома Сейма избираются по параллельным системам голосования. Это означает, что места, которые должны быть заполнены на любых выборах, разделены на две группы, каждая из которых избирается по-разному; Основное различие между домами заключается в размерах двух групп и способах их избрания. Избирателей также просят отдать два голоса: один за отдельного кандидата в избирательном округе и один за партийный список.
Любой гражданин Японии, не моложе 18 лет, может голосовать на этих выборах. Возраст 18 заменил 20 в 2016 году. Систему параллельного голосования в Японии не следует путать с системой дополнительных членов, используемой во многих других странах. Конституция Японии не определяет количество членов каждой палаты Сейма, систему голосования или необходимую квалификацию тех, кто может голосовать или быть избранным на парламентских выборах, что позволяет всем этим определяться законом.
Вам будет интересно: Анатолий Борисович Чубайс: биография, национальность, личная жизнь, карьера
Однако это гарантирует всеобщее избирательное право для взрослых и тайное голосование. Он также настаивает на том, что закон о выборах не должен быть дискриминационным с точки зрения «расы, вероисповедания, пола, социального положения, происхождения семьи, образования, собственности или дохода». В этом отношении полномочия парламента Японии ограничены конституцией.
Законы
Как правило, выборы членов Сейма контролируются законами, принятыми Сеймом. Это является источником разногласий по поводу перераспределения мест в префектурах в ответ на изменения в распределении населения. Например, Либерально-демократическая партия контролировала Японию на протяжении большей части своей послевоенной истории. В послевоенную эпоху большое количество людей переезжало в городские центры в поисках богатства; хотя были сделаны некоторые перераспределения по количеству назначенных мест в Сейме каждой префектуре, сельские районы обычно имеют большую представленность, чем городские.
Верховный суд Японии начал осуществлять судебный надзор за законами о распределении имущества после решения Курокавы от 1976 года, признавшего недействительными выборы, на которых один округ в префектуре Хьего получил пять раз представительство другого округа в префектуре Осака. С тех пор Верховный суд указал, что самый высокий избирательный дисбаланс, допустимый в соответствии с японским законодательством, составляет 3:1, и что любой больший дисбаланс между любыми двумя округами является нарушением статьи 14 Конституции. На недавних выборах коэффициент недопустимого распределения составил 4,8 в Палате советников.
Кандидаты
Что еще можно сказать о выборах в парламент Японии? Кандидаты для нижней палаты должны быть 25 лет или старше и 30 лет или старше для верхней палаты. Все кандидаты должны быть гражданами Японии. В соответствии со статьей 49 Конституции Японии членам Сейма выплачивается около 1,3 млн. Иен в месяц. Каждый законодатель имеет право нанимать трех секретарей за счет средств налогоплательщиков, бесплатных билетов на Синкансэн и четырех авиабилетов в оба конца в месяц, чтобы они могли ездить туда и обратно в свои родные районы.
Конституция
В статье 41 Конституции национальный парламент определяется как «высший орган государственной власти» и «единственный законодательный орган государства». Это утверждение резко противоречит Конституции Мэйдзи, в которой Император описывался как тот, кто осуществлял законодательную власть с согласия Сейма. В обязанности Сейма входит не только принятие законов, но и утверждение ежегодного национального бюджета, который представляет правительство, и ратификация договоров. Он также может инициировать проект конституционных поправок, которые, в случае одобрения, должны быть представлены людям на референдуме. Сейм может проводить «расследования в отношении правительства».
Назначение премьера
Вам будет интересно: Артиллерия США: от орудий Гражданской войны до современных разработок
Премьер-министр должен быть назначен резолюцией Сейма, устанавливающей принцип верховенства законодательства над органами исполнительной власти. Правительство также может быть распущено Сеймом, если оно одобрит предложение о недоверии, представленное 50 членами Палаты представителей. Правительственные чиновники, включая премьер-министра и членов кабинета, должны предстать перед следственными комитетами Сейма и отвечать на запросы. Сейм также имеет право привлекать к ответственности судей, осужденных за преступное или незаконное поведение.
В большинстве случаев, чтобы стать законом, законопроект должен быть сначала принят обеими палатами Сейма, а затем обнародован Императором. Эта роль императора похожа на королевское согласие в некоторых других странах; однако Император не может отказаться от принятия закона, и поэтому его законодательная роль является лишь формальностью.
Структура парламента Японии
Палата представителей является наиболее влиятельной частью Сейма. Она также является нижней. В то время как Палата представителей обычно не может отменять Палату советников по законопроекту, Палата советников может только отсрочить принятие бюджета или договора. Того, который уже был одобрен. Верхняя палата парламента Японии также весьма влиятельна.
Сессии
Согласно Конституции, по крайней мере, одна сессия Сейма должна созываться каждый год. Технически, только Нижняя палата парламента Японии распускается до выборов. Но пока она находится в роспуске, Верхняя обычно «закрыта». Император созывает Сейм и распускает «Представителей», но при этом он должен действовать по совету Кабинета. В чрезвычайной ситуации Кабинет министров может созвать Сейм для проведения внеочередной сессии, и четверть членов любой палаты может запросить внеочередную сессию. В начале каждой парламентской сессии Император читает специальную речь со своего трона в зале Палаты советников. Таковы особенности парламента Японии.
Присутствие одной трети членов обеих палат составляет кворум, и обсуждения являются открытыми, если по крайней мере две трети присутствующих не договорились об ином. Каждая палата избирает своего председательствующего, который голосует в случае ничьей. Члены каждой палаты имеют определенные средства защиты от ареста во время заседания Сейма, и слова, произнесенные в двухпалатном парламенте Японии, и голоса, отданные за него, пользуются парламентской привилегией. Каждый дом Сейма определяет свои собственные постоянные порядки и несет ответственность за дисциплинирование своих членов. Член может быть исключен. Каждый член Кабинета имеет право появляться в любом доме Сейма с целью выступления на счетах, а каждый дом имеет право требовать явки членов Кабинета министров.
История
Как называется парламент Японии? Первым современным законодательным органом Страны восходящего солнца было Имперское собрание (議会 議会 Teikoku-gikai), учрежденное Конституцией Мэйдзи, действовавшей с 1889 по 1947 год. Конституция Мэйдзи была принята 11 февраля 1889 года, и Имперский парламент Японии впервые собрался 29 ноября 1890 года, когда документ был введен в эксплуатацию. Палата представителей была избрана прямым голосованием, хотя и на ограниченной франшизе. Всеобщее избирательное право для взрослых мужчин было введено в 1925 году. Палата пэров, так же как и Британская палата лордов, состояла из высокопоставленных дворян.
Эпоха Мэйдзи
Чтобы стать законом или законопроектом, конституционная поправка должна была получить согласие как Сейма, так и Императора. Согласно конституции Мэйдзи, премьер-министры часто не выбирались из состава и не пользовались доверием Сейма. Имперский парламент Японии также был ограничен в своем контроле над бюджетом. Однако Сейм мог наложить вето на годовой бюджет, если не утверждали новый, бюджет предыдущего года продолжал действовать. Это изменилось с новой конституцией после ВМВ.
Реформы
Нюансы
Вам будет интересно: Институты ЕС: структура, классификация, функции и задачи
Существует четвертый тип законодательной сессии: если Палата представителей будет распущена, национальный парламент не может быть созван. В экстренных случаях кабинет может созвать экстренное заседание (ink 集会, kinkyū shūkai) Палаты советников для принятия предварительных решений для всего Сейма. Как только вся Национальная Сейм соберется снова, эти решения должны быть подтверждены Палатой представителей или станут неэффективными. Такие экстренные сессии назывались дважды в истории, в 1952 и 1953 годах.
Любая сессия Сейма может быть прервана роспуском Палаты представителей. В таблице это указано просто как «роспуск». Палата советников или Национальный парламент как таковой не могут быть распущены. Это важный нюанс.
Полномочия парламента Японии
Политика Страны восходящего солнца проводится в рамках многопартийного двухпалатного парламентского представителя демократической конституционной монархии. В которой император является церемониальным главой государства, а премьер-министр является главой правительства и главой кабинета, который руководит исполнительной властью.
Разведывательное подразделение журнала Economist в 2016 году оценило Японию как «ущербную демократию».
Роль императора
Конституция Японии определяет императора как «символ государства и единства народа». Он выполняет церемониальные обязанности и не имеет реальной власти. Политическая власть принадлежит главным образом премьер-министру и другим избранным членам Сейма. Имперский Трон сменяется членом Императорского Дома, как определено Законом об Имперском Домохозяйстве.
Глава исполнительной власти, премьер-министр, назначается императором по указанию Сейма. Он является членом обеих палат Сейма и должен быть гражданским лицом. Члены кабинета назначаются премьер-министром, а также должны быть гражданскими лицами. С Либерально-демократической партией (ЛДП) у власти было соглашение, что президент партии выступает в качестве премьер-министра.
Политические модели
Несмотря на все более непредсказуемую внутреннюю и международную обстановку, разработка политики соответствует устоявшимся послевоенным моделям. Тесное сотрудничество правящей партии, элитной бюрократии и важных групп интересов часто затрудняет определение того, кто именно несет ответственность за конкретные политические решения.
После в значительной степени неформального процесса в кругах элиты, в котором идеи обсуждались и развивались, могут быть предприняты шаги для организации более формальной разработки политики. Этот процесс часто проходил в совещательных советах (shingikai). Там было около 200 сингикай, каждый из которых был связан с министерством; их членами были как чиновники, так и видные частные лица в сфере бизнеса, образования и других областях. Сингикай сыграл большую роль в облегчении общения между теми, кто обычно не встречался.
Учитывая тенденцию к тому, что настоящие переговоры в Японии должны вестись в частном порядке (в рамках процесса достижения консенсуса в отношении nemawashi, или корневого связывания), shingikai часто представлял собой довольно продвинутую стадию в формулировании политики, в которой относительно небольшие разногласия могли быть устранены, и в результате решения сформулированы на языке, приемлемом для всех. Эти органы были созданы на законных основаниях, но не имели полномочий обязывать правительства принимать их рекомендации.
Самым важным совещательным советом в 1980-х годах была Временная комиссия по административной реформе, созданная в марте 1981 года премьер-министром Сузуки Зенко. В состав комиссии входило девять членов, в работе которых участвовали шесть советников, двадцать один «экспертный член» и около пятидесяти «советников», представляющих широкий круг групп. Его глава, президент Кейданрена Доко Тошио, настоял, чтобы правительство согласилось серьезно отнестись к его рекомендациям и взяло на себя обязательство реформировать административную структуру и налоговую систему.
Япония: парламент (структура и полномочия)
ПарламентЯпонии является высшим органом гос. власти и одновременно единственным законодательным органом страны. Порядок работы Парламента, его формирование и статус регламентируются Конституцией 1947 г., Законом о Парламенте 1947 г., регламентом Палаты представителей 1947 г. и регламентом Палаты советников 1949 г.
Парламент Японии стал первым парламентом в Азии. Первые всеобщие выборы состоялись 1 июля 1890 года., а первая сессия Парламента была созвана 29 ноября 1890 года.
Структура Парламента:Парламент Японии состоит из двух палат: Палаты советников (верхняя) и Палаты представителей (нижняя). Члены обеих палат выбираются и представляют всю нацию.
Базовые принципы проведения выборов закрепляются в Конституции. Так, ст. 44 и 47 устанавливают, что все вопросы, касающиеся выборов, регулируются законом. Но основной является ст. 15, закрепляющая всеобщее избирательное право, тайное голосование и недопущение любой дискриминации.
Более подробно вопросы проведения выборов регулируются Законом о выборах на публичные должностиот 15 апреля 1950 г. Этот Закон является достаточно объемным (273 статьи) и применим к выборам на любом уровне.
Палата советников:
· состоит из 242 советников;
· срок полномочий членов – 6 лет;
· активное избирательное право – с 20 лет;
· пассивное избирательное право – с 30 лет;
· каждые три года половина советников переизбирается;
· не может быть распущена актом Императора по требованию правительства;
· отсутствие императивного мандата.
Палата представителей:
· состоит из 480 депутатов;
· срок полномочий членов – 4 года;
· активное избирательное право – с 20 лет;
· пассивное избирательное право – 25 лет;
· может быть распущен актом Императора по требованию правительства;
· отсутствие имеративного мандата.
До 1996 г. в Японии действовала система средних избирательных округов. Это позволяло практиковать так называемую избирательную географию. В 1976 г. Верховный суд Японии вынес “решение Курокава”. Основанием послужил иск о превышении нормы представительства (соотношении нормы представительства в префектурах Хёго и Осака было 1:5). Верховный суд постановил, что соотношение 1 : 3 является допустимым. В конце 1994 г. был принят Закон о малых избирательных округах, позволивший определить границы округов в соответствии с предложениями комиссии по демаркации границ избирательных округов, и с 1996 г. выборы проводятся по новой избирательной системе, согласно которой 280 депутатов Палаты представителей избираются от одномандатных округов, а 200 – по 11 региональным блокам по спискам политических партий пропорционально полученным голосам избирателей. При такой избирательной системе каждый избиратель имеет два голоса. Один голос он отдает за конкретного кандидата, а другой – за политическую партию.
Система выборов:каждый кандидат, желающий быть избранным в одну из палат Парламента должен внести денежный взнос, размер которого устанавливается законом. Внесенные взносы возвращаются только если кандидат получает определённый минимум голосов. Основу парламентской избирательной системы составляет смешанная система, сочитающая в себе элементы как мажоритарной, так и пропорциональной системы. 280 депутатов Палаты представителей избираются от одномандатных округов, а остальные 200 – по 11 региональным блокам по спискам политических партий пропорционально полученным голосам избирателей. Палата советников также избирается по смешанной системе – 146 советников избираются от 47 многомандатных округов. Кроме того, создается общенациональный округ, в котором избиратели голосуют за одну из политических партий, так избирается 96 советников.
Работа палат:Обе палаты японского Парламента работают автономно. Общее заседание проводится при открытии парламентской сессии. Парламент Японии работает сессионно. Закон о Парламенте устанавливает три вида парламентских сессий: очередные, чрезвычайные и специальные. Статья 51 Конституции предусматривает одну очередную сессию в течение календарного года. Обычно она открывается в январе и длится 150 дней (ст. 10 Закона о Парламенте), часто очередные сессии называют бюджетными. Решение о созыве чрезвычайной сессии принимает Кабинет министров по собственной инициативе или по требованию 1 /4 общего числа членов одной из палат (ст. 53 Конституции). Специальная сессия созывается сразу после выборов в Палату представителей, и единственное ее назначение – выборы премьер-министра. Статья 11 Закона о Парламенте устанавливает, что продолжительность чрезвычайной и специальной сессий определяется соглашением палат. Поскольку с роспуском Палаты представителей Палата советников также прекращает свою работу, Кабинет министров может созвать чрезвычайную сессию Палаты советников (ст. 54 Конституции); принятые на такой сессии решения имеют временный характер, так как утрачивают свою силу, если не будут одобрены Палатой представителей в течение 10 дней со дня первого заседания.
Заседания палат являются открытыми, но могут проводиться и закрытые заседания в случае, если резолюция об этом принята 2/3 голосов присутствующих членов Парламента (ст. 57 Конституции). Протоколы заседаний должны публиковаться (ст. 57 Конституции).
Состав парламента: помимо обычных членов палат, каждая палата избирает на весь срок своих полномочий председателя, вице-председателя, временного председателя, председателей постоянных комиссий, а также генерального секретаря палаты.
Комиссии: особое значение в работе Парламента Японии имеют его комиссии. Каждая палата имеет по 18 таких комиссий, занимающихся различными вопросами (вопросы юстиции, внешняя политика, финансы и т.д.). Все комиссии составляют основу механизма разработки и принятия решений в Парламенте Японии. В состав комиссий входят представители различных партий пропорционально представительству этих партий в соответствующей палате. Каждый парламентарий обязан состоять как минимум в одной комиссии.
Компетенция Парламента:
· Парламент определяет главу правительства, избирая его из числа своих членов;
· Парламент одобряет международные договоры;
· Парламент инициирует конституционные поправки;
· формирует суд импичмента;
· участвует в формировании некоторых органов исполнительной власти.
Законодательная деятельность:Согласно Закону о Парламенте право на законодательную инициативу принадлежит депутатам Парламента, Кабинету Министров, а также председателям постоянных и специальных комиссий по вопросам своего ведения. До попадания на рассмотрения в палаты законопроекты направляются на рассмотрение в соответствующие постоянные и специальные комиссии (за исключением тех случаев, когда инициатором законопроекта является комиссия). После принятия комиссией положительного решения законопроект поступает в палаты Парламента. Для принятия законопроекта необходимо принятие его в идентичной редакции обеими палатами. Однако, при несогласии Палаты советников, Палата представителей может преодолеть это решение путем повторного голосования за законопроект (необходимо 2/3 голосов от кворума). При расхождении мнений палат может быть создана согласительная комиссия или же созвано совместное заседание палат.
Решения палат обычно принимаются простым большинством голосов (принятие решений квалифицированным большинством является редким – ст. 58, 59 и 96 Конституции). В Парламенте Японии применяются три формы голосования: вставанием, тайным голосованием и невозражением. Председатель палаты не имеет права голоса и может принимать участие в голосовании только в том случае, если голоса парламентариев разделились поровну.
Принятый закон подписывается министром, ответственным за его исполнение, контрассигнуется премьер-министром и направляется Императору для промульгации. Закон должен быть опубликован в течение 30 дней и вступает в силу через 20 дней после публикации.
Парламент наделен исключительными полномочиями по распоряжению государственными финансами: “Никакие государственные средства не могут быть израсходованы, и никакие государственные денежные обязательства не могут быть приняты иначе как по решению Парламента” (ст. 85 Конституции). Порядок составления и утверждения государственного бюджета определен в Законе о государственных финансах 1947 г. Кабинет министров составляет и представляет в Парламент на рассмотрение и утверждение проект бюджета на каждый финансовый год. Председатель Палаты представителей направляет проект бюджета на рассмотрение в постоянную бюджетную комиссию. Обсуждение бюджета проходит при участии премьер-министра и всех членов Кабинета, чтобы они могли давать соответствующие разъяснения и отвечать на вопросы представителей политических партий. В обсуждении бюджета принимают участие и представители общественности. Любой гражданин может подать заявку на участие в обсуждении, из них председателем бюджетной комиссии будет отобрано несколько человек. Если законопроект о бюджете отклоняется бюджетной комиссией Палаты представителей, то Кабинет министров должен подготовить новый проект, который вновь проходит всю процедуру обсуждения. После одобрения Палатой представителей бюджет направляется в Палату советников, где процедура обсуждения повторяется.
Контрольные ф-ции:Парламент Японии также осуществляет контроль за деятельностью правительства Японии. Кабинет министров по вопросам проводимой политики должен иметь поддержку Парламента. Гарантией этого является институт парламентской ответственности, состоящий из следующих элементов:
1. кандидат на пост премьер-министра формально избирается палатами Парламента;
2. Палата представителей большинством голосов может принять вотум недоверия Кабинету. В этом случае правительство обязано уйти в отставку, если император в течение 10 дней не распустит нижнюю палату парламента.
Важной формой парламентского контроля является интерпелляция, подать которую может любой депутат Палаты представителей через председателя палаты (ст. 74 Закона о Парламенте). Ответ на интерпелляцию должен быть дан в устной или письменной форме в течение семи дней. Конституция Японии наделяет каждую палату правом проводить парламентские расследования по вопросам государственного управления (ст. 62 Конституции). К формам контроля относится также общая дискуссия по политике правительства в начале каждой сессии, когда в Парламенте выступают премьер-министр, министры финансов и иностранных дел.К формам контроля также следует отнести общую дискуссию по политике правительства в начале каждой сессии, когда в Парламенте выступают премьер-министр, министры финансов и иностранных дел.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 2797 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Япония: характеристика источников конституционного права. Законодательная власть.
Содержание
Конституция[ | ]
Старая конституция[ | ]
Основная статья: Конституция Японской империи
Первая японская конституция была принята в 1889 году, во времена существования Японской империи. Она была создана коллективом юристов под руководством Ито Хиробуми по образцу прусской конституции, предусматривавшей конституционно-монархический строй. Японская конституция была жалованной конституцией, то есть предоставлялась населению Императором. Она предусматривала широкие права для японского монарха, который был носителем государственного суверенитета. Император мог принимать решения в сферах внутренней и внешней политики в обход решений кабинета министров или парламента, имел право выдавать рескрипты и приказы, имевшие силу законов, был верховным главнокомандующим японских армии и флота. Главным законодательным органом государства был двухпалатный парламент. Нижняя палата формировалась из депутатов, избираемых на общенациональных выборах (Палата представителей), верхняя — из депутатов, назначаемых Императором и принадлежавших к сословию титулованной знати (Палата пэров). Функции парламента были ограничены — он лишь утверждал законопроекты, которые присылало правительство от имени монарха. Правительство империи называлось Кабинетом министров. Оно создавалось по приказу Императора и выполняло роль органа, который помогал монарху в управлении страной. Судопроизводство также велось от имени Императора. Население Японии считалось подданными императора. Института гражданства не существовало. Конституция гарантировала основные права и свободы населению страны, однако они ограничивались законами. Также устанавливались обязанности на уплату налогов и отбывание общевойсковой повинности[1]. Обязательность образования определялась Императорскими рескриптами.
Новая конституция[ | ]
Основная статья: Конституция Японии
В 1945 году Япония потерпела поражение во Второй мировой войне. 3 ноября 1946 года, под давлением оккупационных властей, японское правительство приняло новую демократическую конституцию Японии. Она вступила в силу 3 мая 1947 года. Конституция провозглашалась основным законом страны. Носителем государственного суверенитета определялся японский народ, осуществляющий управление страной опосредованно — через представителей в Парламенте и региональных советах, избираемых голосованием. Статус Императора был снижен. Он становился символом Японского государства, суверенитета и единства японской нации, но практически лишался права управлять страной. Роль Императора сводилась в основном к церемониальным функциям — подписанию законов, правительственных постановлений, приёму глав иностранных государств. Новая конституция признавала верховенство основных прав человека, их незыблемость и неприкосновенность. Одновременно с этим устанавливался институт гражданства, определялась обязательность уплаты налогов, труда, образования. Парламент страны оставался двухпалатным, однако Палата пэров заменялась на Палату советников. Все привилегированные сословия и олигархические институты отменялись. Особенностью новой конституции была 9-я статья, которая провозглашала пацифизм
основным принципом государственной политики. Япония отказывалась от войны как средства решения международных проблем и отменяла институт вооружённых сил[2].
Конституция 1947 года остаётся в силе и в начале 21 века. В случае несоответствия её положений реальному состоянию дел в стране и мире предусматривается механизм принятия поправок в Конституцию. Сначала проект поправки принимается в обеих палатах Парламента двумя третями голосов депутатов. После этого поправка выносится на национальный референдум, где её должны одобрить более половины граждан страны, имеющих право голоса. Принятую поправку объявляет Император от имени японской нации[2].
Сессии
Согласно Конституции, по крайней мере, одна сессия Сейма должна созываться каждый год. Технически, только Нижняя палата парламента Японии распускается до выборов. Но пока она находится в роспуске, Верхняя обычно «закрыта». Император созывает Сейм и распускает «Представителей», но при этом он должен действовать по совету Кабинета. В чрезвычайной ситуации Кабинет министров может созвать Сейм для проведения внеочередной сессии, и четверть членов любой палаты может запросить внеочередную сессию. В начале каждой парламентской сессии Император читает специальную речь со своего трона в зале Палаты советников. Таковы особенности парламента Японии.
Присутствие одной трети членов обеих палат составляет кворум, и обсуждения являются открытыми, если по крайней мере две трети присутствующих не договорились об ином. Каждая палата избирает своего председательствующего, который голосует в случае ничьей. Члены каждой палаты имеют определенные средства защиты от ареста во время заседания Сейма, и слова, произнесенные в двухпалатном парламенте Японии, и голоса, отданные за него, пользуются парламентской привилегией. Каждый дом Сейма определяет свои собственные постоянные порядки и несет ответственность за дисциплинирование своих членов. Член может быть исключен. Каждый член Кабинета имеет право появляться в любом доме Сейма с целью выступления на счетах, а каждый дом имеет право требовать явки членов Кабинета министров.
Права человека[ | ]
Антиядерная демонстрация в защиту права на сохранение окружающей среды.
Основные права человека гарантируются Конституцией Японии. Они определяются как вечные и незыблемые. К этим правам относятся право на равенство, свободу, социальные права, защиту основных прав человека. Конституция позволяет ограничивать права человека, если они нарушают общественное совместное благосостояние или права других людей[2].
Среди новых прав, которые определяют новейшее японское законодательство, имеется право на надлежащее содержание окружающей среды, право на информацию и право на конфиденциальность и защиту частной жизни[3].
По данным организации «Международная амнистия» на 2011 год в Японии в целом придерживаются основных прав человека. Однако существуют случаи дискриминации женщин, иностранцев, внебрачных детей; сексуальных домогательств на работе (см. также Дискриминация в Японии); чрезмерной эксплуатации работников; издевательства над детьми в образовательных учреждениях; несоблюдение прав заключённых[4][5]. По индексу восприятия коррупции в 2020 году страна занимала 20-е место.
Политическая жизнь[ | ]
Выборы[ | ]
Агитационная кампания 2005 года. Автобус Акихисы Нагасимы, кандидата от Демократической партии Японии
Япония является страной с представительной демократией. Граждане участвуют в управлении страной путём избрания своих представителей главами муниципалитетов, депутатами местных советов или Парламента. В связи с этим, выборы этих представителей являются наиболее важными во внутриполитической жизни Японии. Выборы проходят за соблюдением принципов всеобщего, равного, прямого, тайного голосования. Право голоса имеют все граждане Японии старше 20 лет. Возрастной ценз для депутатов Палаты представителей, региональных советов или глав муниципалитета — 25 лет; для депутатов Палаты советников и глав префектур — 35 лет [6].
Выборы проходят в избирательных округах. Они подразделяются на большие и малые. Большие округа являются многомандатными, в которых избираются депутаты в Парламент в рамках пропорциональной системы, по так называемым партийным спискам. Барьер для прохода в парламент составляет 2%[7]. Малые округа являются одномандатными, где избираются депутаты Парламента и местные советы по мажоритарной системе [6]. Выборы должны состояться через 30 дней после их объявления. Продолжительность парламентской избирательной кампании — 17 дней, других — от 5 до 17 дней[6].
Политические партии[ | ]
Основная статья: Политические партии Японии
Основными участниками японской политической жизни, которые определяют стратегию и тактику развития страны, являются политические партии. Они предлагают гражданам программы развития Японии, для реализации которых пытаются получить поддержку на выборах и принять участие в управлении страной. Основные места в Парламенте и местных советах занимают представители этих партий. Они формируют японское центральное и местные правительства. Партия, имеющая большинство в Парламенте, имеет право возглавить Кабинет министров. Она называется правящей, а её Кабинет — партийным. Меньшие парламентские партии могут формировать коалицию с правящей партией или выступать в роли оппозиции с критикой правящей партии.
В послевоенной Японии, несмотря на существование многопартийности, господствует двухпартийная парламентская система. В течение почти всей второй половины 20 века страной руководила правоцентристская Либерально-демократическая партия, в оппозиции которой находилась социал-либеральная Демократическая партия. В начале 21 века обе партии поменялись ролями. По состоянию на 2018 год у власти находятся либерал-демократы, а демократы находятся в оппозиции. Лидер Либерально-демократической партии Синдзо Абэ занимает пост премьер-министра страны. Другими политическими партиями, которые представлены в меньшинстве в японском парламенте, являются Комэйто, Социал-демократическая и Коммунистическая партии. В зависимости от своих интересов они периодически формируют коалицию с правящими партиями или выступают в оппозиции[6].
Избирательная система
Дома Сейма избираются по параллельным системам голосования. Это означает, что места, которые должны быть заполнены на любых выборах, разделены на две группы, каждая из которых избирается по-разному; Основное различие между домами заключается в размерах двух групп и способах их избрания. Избирателей также просят отдать два голоса: один за отдельного кандидата в избирательном округе и один за партийный список.
Любой гражданин Японии, не моложе 18 лет, может голосовать на этих выборах. Возраст 18 заменил 20 в 2020 году. Систему параллельного голосования в Японии не следует путать с системой дополнительных членов, используемой во многих других странах. Конституция Японии не определяет количество членов каждой палаты Сейма, систему голосования или необходимую квалификацию тех, кто может голосовать или быть избранным на парламентских выборах, что позволяет всем этим определяться законом.
Однако это гарантирует всеобщее избирательное право для взрослых и тайное голосование. Он также настаивает на том, что закон о выборах не должен быть дискриминационным с точки зрения «расы, вероисповедания, пола, социального положения, происхождения семьи, образования, собственности или дохода». В этом отношении полномочия парламента Японии ограничены конституцией.
Император[ | ]
Парадный каменный мост Токийского Императорского дворца.
Основная статья: Император Японии
Согласно действующей Конституции, Император является «символом японского государства и единства японской нации». Он выполняет функции формального главы государства, хотя этот статус за ним юридически не закреплён. В отличие от времён Японской империи, Император лишён права управлять государством. Он выполняет только церемониальные функции и все свои действия в политической сфере обязан согласовывать с Кабинетом министров страны[2].
По совету и одобрению Кабинета, император производит следующие действия (ст. 7
Согласно Статье 8, «Никакое имущество не может быть передано Императорской фамилии, получено ею или принесено ею в дар кому-либо, иначе как в соответствии с резолюцией Парламента».
Император и Императорский дом ограничены в своих имущественных правах. Они не имеют права принимать или дарить имущество без разрешения Парламента. По действующему закону об императорском доме от 1947 года Император выполняет свои обязанности пожизненно. Его преемник избирается из числа мужчин по мужской линии основной ветки Императорского рода. В случае болезни или несовершеннолетия Императора предусматривается институт регентства. Всеми делами Императора и Императорского дома занимается Управление Императорского двора при Кабинете министров Японии[8][9].
По состоянию на 2020 год Императором Японии является Его Величество Император Нарухито [9].
История
Как называется парламент Японии? Первым современным законодательным органом Страны восходящего солнца было Имперское собрание (議会 議会 Teikoku-gikai), учрежденное Конституцией Мэйдзи, действовавшей с 1889 по 1947 год. Конституция Мэйдзи была принята 11 февраля 1889 года, и Имперский парламент Японии впервые собрался 29 ноября 1890 года, когда документ был введен в эксплуатацию. Палата представителей была избрана прямым голосованием, хотя и на ограниченной франшизе. Всеобщее избирательное право для взрослых мужчин было введено в 1925 году. Палата пэров, так же как и Британская палата лордов, состояла из высокопоставленных дворян.
Парламент[ | ]
Основная статья: Парламент Японии
Здание Парламента Японии | |
Палаты | |
Представителей | Советников |
(2011) | (2011) |
«Демократическая партия» + беспартийные «Либерал-демократическая партия» «Комэйто» «Коммунистическая партия» «Социал-демократическая партия» «Наша партия» «Новая национальная партия» |
Статус[ | ]
Высшим органом власти в Японии является Парламент — «Государственный Совет». Он является выразителем воли японского народа, носителя государственного суверенитета. Парламент является также единственным законодательным органом государства. Только он имеет право принимать законы[2][10].
Японский Парламент является двухпалатным. Он формируется из нижней Палаты представителей и верхней Палаты советников. Первая состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года. Она рассматривает и утверждает основные законопроекты. Вторая палата состоит из 242 депутатов, избираемых на 6 лет. Она проверяет законопроекты, принятые нижней палатой, утверждает или отсылает их на доработку[2][10].
Депутаты обеих палат избираются на выборах прямым голосованием. Возрастной ценз для депутатов Палаты представителей — 25 лет, для Палаты советников — 35 лет. 300 депутатов Палаты представителей избираются в одномандатных округах, а остальные 180 — в 11 общенациональных многомандатных округах. 96 депутатов Палаты советников избирают в одномандатных округах, а остальные сто сорок шесть в 47 префектурных многомандатных округах. Выборы проходят по пропорциональной системе[2][10].
Палата представителей имеет больше полномочий, чем Палата советников. В частности, нижняя палата может принимать законопроекты двумя третями голосов своих депутатов, если верхняя палата отклонила законопроект или не рассмотрела его в течение 60 дней. Решение Палаты представителей при утверждении бюджета, ратификации договоров и назначении премьер-министра получает статус всепарламентского, когда между обеими Палатами не достигнуто соглашение по этим вопросам или Палата советников не приняла собственное решение. Также Палате представителей принадлежит прерогатива выражения вотума недоверия правительству[2][10].
Сессии. Роспуск[ | ]
Сессии Парламента происходят периодически. Они созываются по приказу Кабинета министров и открываются при участии Императора. Сессии Парламента бывают пленарными, временными и чрезвычайными. Пленарная сессия начинается каждый год в середине января и длится 150 рабочих дней. Она может быть продлена по совместному решению обеих Палат. На пленарных сессиях принимаются бюджет страны на следующий год, проходит обсуждение и принятие законопроектов. Временная сессия Парламента может иметь место после окончания обычной сессии, во время парламентских каникул, в случае возникновения какой-либо политической проблемы. Такая сессия может быть созвана по требованию Кабинета министров или требованию четверти депутатов какой-либо из Палат. Чрезвычайные сессии имеют место в результате роспуска Палаты представителей по указанию премьера после выражения вотума недоверия правительству. Они проходят через 30 дней после завершения досрочных 40-дневных выборов в Палату[2][10].
Палата представителей может быть распущена по решению премьер-министра страны в случае противостояния правительства и парламента. Палата советников роспуску не подлежит, но прекращает работу на время досрочных выборов в Палату представителей. В чрезвычайных ситуациях, произошедших в период этих выборов, Кабинет министров может созвать только Палату советников для принятия политических решений. Эти решения могут потерять силу, если не будут приняты в течение 10 дней после открытия чрезвычайной сессии новоизбранной Палаты представителей[2][10].
Обязанности. Принятие законов[ | ]
В обязанности и прерогативы японского Парламента входит[2][10]:
Процесс принятия законов в Парламенте проходит следующим образом. Сначала депутаты Парламента или Кабинет Министров подают законопроект председателю одной из Палат. Ознакомившись с ним, глава передает законопроект профильным комитетам, в которых депутаты проводят экспертизу документа. В особых случаях кроме экспертизы проводят общественные слушания, в которых привлекают ученых и специалистов, не являющихся членами Парламента, но имеющих более глубокие знания предмета, чем депутаты. В случае одобрения законопроекта комитетами, его отсылают для принятия на парламентском заседании. После принятия документа одной Палатой, его передают председателю другой палаты. В этой палате законопроект проходит те же стадии рассмотрения, как и в предыдущей. В случае неодобрения, документ обсуждается на совместном заседании обеих Палат. Если утверждённый Палатой представителей законопроект был отклонен Палатой советников, первая может предоставить ему статус закона, повторно приняв двумя третями голосов. Новый закон передается главами Палат через Кабинет министров, который сообщает об этом Императору. Последний должен объявить его в течение 30 дней со дня извещения[2][10].
Конституция
В статье 41 Конституции национальный парламент определяется как «высший орган государственной власти» и «единственный законодательный орган государства». Это утверждение резко противоречит Конституции Мэйдзи, в которой Император описывался как тот, кто осуществлял законодательную власть с согласия Сейма. В обязанности Сейма входит не только принятие законов, но и утверждение ежегодного национального бюджета, который представляет правительство, и ратификация договоров. Он также может инициировать проект конституционных поправок, которые, в случае одобрения, должны быть представлены людям на референдуме. Сейм может проводить «расследования в отношении правительства».
Кабинет министров[ | ]
Резиденция премьер-министра Японии.
Основные статьи: Кабинет министров Японии
и
Премьер-министр Японии
Кабинет министров является руководящим органом исполнительной власти в Японии. Он управляет страной в соответствии с законами и бюджетом, утверждёнными Парламентом. Кабинет министров часто называют правительством Японии. Его возглавляет премьер-министр — фактический глава государства. Он избирается среди депутатов Парламента и утверждается Императором. Кабинет состоит из государственных министров, числом от 14 до 17 человек, возглавляющих профильные министерства. Их всех назначает премьер. По законодательству все министры должны быть гражданскими лицами. Премьер-министр председательствует на правительственных совещаниях, имеет единоличное право увольнять министров[2][11].
Кабинет министров руководит страной согласно вотуму доверия, предоставленного парламентом. Половина членов Кабинета должна назначаться из депутатов обеих парламентских палат. Фактически японский Парламент является местом формирования японского правительства[2][11].
Кабинет министров отвечает перед Парламентом за выполнение государственного управления и, в случае неудовлетворительных результатов, уходит в отставку. Она происходит после принятия Палатой представителей вотума недоверия правительству. За 10 дней, при наличии конфликта интересов Парламента и Кабинета министров, глава правительства может распустить Палату представителей и назначить новые выборы, чтобы узнать, кого поддерживают граждане. Если проправительственная партия набирает на выборах большинство голосов — Кабинет переизбирается на новый срок; если проправительственная партия проиграет — правительство в полном составе уходит в отставку. Кроме того, Кабинет каждый раз обновляется после новых выборов в Палату представителей[2][11].
Основными обязанностями и правами Кабинета министров является[2][11]:
С декабря 2012 года в стране действует Кабинет министров, сформированный Либерально-демократической партией Японии[12]. Его возглавляет премьер-министр Синдзо Абэ, председатель партии[13].
Кандидаты
Что еще можно сказать о выборах в парламент Японии? Кандидаты для нижней палаты должны быть 25 лет или старше и 30 лет или старше для верхней палаты. Все кандидаты должны быть гражданами Японии. В соответствии со статьей 49 Конституции Японии членам Сейма выплачивается около 1,3 млн. Иен в месяц. Каждый законодатель имеет право нанимать трех секретарей за счет средств налогоплательщиков, бесплатных билетов на Синкансэн и четырех авиабилетов в оба конца в месяц, чтобы они могли ездить туда и обратно в свои родные районы.
Основная статья: Верховный суд Японии
Верховный суд Японии.
Суды являются органами судебной власти в Японии. Они существуют для надзора за исполнением законов и решения конфликтов в соответствии с действующим законодательством. Судебная власть Японии является независимой от исполнительной и законодательной властей. Это необходимое условие для осуществления справедливого судопроизводства. Суды возглавляются независимыми судьями, при разрешении дел руководствующихся только Конституцией, законами и собственной совестью. Одной из главных прерогатив судебной власти является конституционный контроль — проверка соответствия законов, принятых Парламентом, и постановлений, изданных правительством, действующей Конституции Японии. Поэтому суды называют «конституционными часовыми»[2][14].
Японские суды делятся на Верховный суд Японии и суды низшей инстанции. Последние состоят из высших, районных, семейных и дисциплинарных судов. Верховный суд является высшим органом судебной власти в стране. Он обладает правом конституционного контроля и выступает судом последней инстанции, решения которого не подлежат обжалованию. Верховный суд формируется из председателя и 14 судей, которые номинируются Кабинетом министров и назначаются Императором. Судьи судов низшей инстанции назначаются Кабинетом министров[2][14].
Судопроизводство подразделяется на гражданское и уголовное. Оно проводится на основе «Шести ексов» — сборника всех главных законов Японии[2][14].
Суды по гражданским делам рассматривают конфликты относительно финансов, недвижимости, торговых сделок, транспорта, выплаты компенсаций и т. д. Обычно гражданские дела проходят с участием адвокатов истца и ответчика. Если стороны не согласны с решением суда, он вправе применить силовые методы для выполнения своего решения[2][14].
Суды по уголовным делам рассматривают случаи, связанные с убийствами, грабежами, хулиганством и другими антисоциальными преступлениями. На стороне пострадавшего в роли обвинителя выступает прокурор, на стороне подозреваемого в роли защитника — адвокат. Все подозреваемые имеют презумпцию невиновности, пока их вина не будет доказана в суде. В зависимости от результатов судебного процесса судья выносит соответствующий приговор[14].
Как правило, все судебные заседания являются открытыми для общественности. Однако по единодушному решению судей, ведущих процесс, заседание может проходить за закрытыми дверями. Если сторона, участвовавшая в судебном процессе, была не удовлетворена решением суда, она может подавать апелляцию в вышестоящий, а после него — в Верховный суд[14].
Эпоха Мэйдзи
Конституция Мэйдзи была в значительной степени основана на форме конституционной монархии, существовавшей в Пруссии XIX века, и новый Сейм был построен по образцу немецкого Рейхстага и частично по британской Вестминстерской системе. В отличие от послевоенной конституции, конституция Мэйдзи предоставила Императору реальную политическую роль, хотя на практике полномочиями Императора в основном руководила группа олигархов, именовавшимися родовыми или старшими государственными деятелями. Как называется парламент Японии? Сейчас это «Коккай» — «национальный съезд».
Чтобы стать законом или законопроектом, конституционная поправка должна была получить согласие как Сейма, так и Императора. Согласно конституции Мэйдзи, премьер-министры часто не выбирались из состава и не пользовались доверием Сейма. Имперский парламент Японии также был ограничен в своем контроле над бюджетом. Однако Сейм мог наложить вето на годовой бюджет, если не утверждали новый, бюджет предыдущего года продолжал действовать. Это изменилось с новой конституцией после ВМВ.
Местное самоуправление[ | ]
Здание Токийского префектурного совета.
Местное самоуправление в Японии осуществляется на уровне административных единиц — префектур, городов, посёлков и сёл. В стране его называют «школой демократии». Община каждого из этих уровней выбирает себе власть, занимающуюся делами местного водоснабжения, пожарной службой, библиотеками, утилизацией мусора, заботой о пожилых гражданах, содействием промышленности и т. д.[2][15]
Власть местной общины состоит из однопалатного совета и правительства. Советы бывают префектурными и муниципальными. Муниципальные советы делятся на городские, поселковые и сельские. Депутаты советов избираются прямым, тайным голосованием, сроком на 4 года. Возрастной ценз для депутатов префектурных советов составляет 25 лет. Советы принимают подзаконные акты, действующие на подконтрольной советам территории, обновляют или отменяют прошлые постановления. Депутаты советов обязаны принимать местный бюджет. Исполнительные органы власти местного самоуправления представлены местными правительствами. Их комплектуют местные чиновники. Они избираются голосованием из членов общины по результатам экзаменов. Возглавляют правительства местные главы. В префектурах их называют префектами, в городах — мэрами. Они избираются общиной на прямых, тайных выборах, сроком на 4 года. Возрастной ценз для глав префектур — 30 лет; для глав муниципалитетов — 25 лет. В случае конфликта между советом и правительством, совет может выражать вотум недоверия правительству, а правительство — распускать совет и накладывать вето на его решения[15].
Местные власти вправе устанавливать префектурные и муниципальные налоги для пополнения бюджета. В случае финансового кризиса местное правительство может издавать муниципальные облигации, а центральное правительство может выделять средства из центральной казны для поддержания жизнедеятельности общества. Основные расходы местных бюджетов идут на строительство, образование и благоустройство территории[15].
Члены местных общин влияют на самоуправление путём выборов, референдумов, сбора подписей и подачи петиций, демонстраций и т. д. Для надзора за деятельностью местных правительств действует разветвленная сеть некоммерческих организаций и профсоюзов[15].
Реформы
В 80-х годах прошлого века в Японии была проведена крупная парламентская реформа — фактически первая со времен окончания войны. В чем же она заключалась? Вместо того, чтобы выбирать кандидатов в национальные избирательные округа в качестве отдельных лиц, как это было ранее, избиратели голосуют за партии. Индивидуальные советники, официально включенные партиями перед выборами, отбираются на основе пропорций партий в общем голосовании по избирательным округам. Система была введена, чтобы уменьшить чрезмерные деньги, потраченные кандидатами в национальные избирательные округа.