Как называется одежда батюшки в церкви
Как называется одежда батюшки в церкви
+380 (50) 367-02-09
+380 (67) 694-08-64
Виды священных облачений.
Одежды чтеца или певца.
— это краткая фелонь (верхнее облачение священников для богослужения в виде парчового, вытканного золотом или серебром одеяния без рукавов), которая в теперешнее время надевается на чтеца лишь при его посвящении. Она имеет вид фелони священнической, но отличается от нее тем, что весьма коротка, едва покрывая плечи. Ее надевают в знак посвящения на служение Богу. Ныне свое служение чтец совершает в одежде, которая называется стихарем.
Стихарь
– это длинная прямая одежда с широкими рукавами. Так как иереи и архиереи носят стихарь под другими ризами, то их стихарь немного изменен по форме и называется подризником. Стихарь делают преимущественно из белой или светлой материи, чтобы напомнить носящему его о той чистоте жизни, какая требуется от него. Стихарь знаменует также «ризу спасения и одежду веселия», т. е. спокойную совесть и исходящую из этого духовную радость.
К одеждам диакона принадлежат поручи, или «нарукавницы». Они употребляются для того, чтобы стянуть края рукавов нижней одежды – как бы укрепить руки, сделать их более способными для священнодействования. Поручи напоминают священнослужителю, что он должен надеяться не на свои силы, а на силу и помощь Господа. Поручи напоминают о тех узах, которыми были связаны пречистые руки Спасителя.
К одеждам иерея принадлежат: подризник (стихарь), епитрахиль, поручи, пояс и фелонь. Есть также еще две принадлежности, не входящие в число обязательных одежд священника – это набедренник и палица. Они являются наградами, которые возлагает архиерей на заслуженных священников.
Епитрахиль
– это не что иное, как диаконский орарь, обернутый вокруг шеи так, чтобы оба конца его спускались спереди. В древности при посвящении диакона в иереи епископ, вместо того чтобы возлагать на него епитрахиль, переносил только задний конец ораря на правое плечо так, чтобы оба конца свисали спереди. На это указывает и сама форма епитрахили представляющая как бы вдвое сложенный орарь. Епитрахиль означает сугубую благодать священства, данную иерею. Иерей без епитрахили, как и диакон без ораря, не совершает ни одной службы. Менее торжественные службы он совершает в одной епитрахили.
– лента, которой иерей препоясывается по вверх подризника и епитрахили для того, чтобы удобнее было священнодействовать. Пояс напоминает препоясание Господа Иисуса Христа перед Тайной Вечерей и символизирует силу Божию и одновременно готовность к священнослужению.
Набедренник и палица
Фелонь (риза)
Архиереи, кроме священнических одежд (епитрахили, подризника, пояса и поручей), имеют также одежды, свойственные их сану: саккос, омофор, митру и крест с панагией.
Саккос
– «одежда печали, смирения и покаяния». Это верхняя архиерейская одежда, похожая по форме на стихарь но короче его, несколько шире в объеме и украшена звонцами. Саккос имеет то же значение, что и фелонь. В древности только некоторые архиереи облачались в саккос, в основном все носили фелонь. Звонцы у саккоса символизируют благовествование Слово Божие, исходящие из уст епископа.
Омофор
– одежда, носимая архиереем на плечах. Это длинный и широкий плат, напоминающий собой диаконский орарь, но только шире и длиннее. Омофор возлагается по верх саккоса, одним концом спускаясь вперед на грудь, а другим назад, на спину епископа. Без омофора архиерей ни совершает ни одной службы. Омофор делали раньше из волны (шерсти), что знаменовало заблудшую овцу, т.е. грешный род человеческий. Архиерей с омофором символизирует собою Доброго Пастыря – Христа Спасителя несущего заблудшую овцу на Своих плечах. В следствии такого значения омофора, его во время служения Литургии несколько раз снимали и снова надевали. В те моменты, когда архиерей символизирует собою Христа, он бывает в омофоре; когда же читает Евангелие, совершает великий вход и пресушествление Святых Даров, омофор с архиерея снимают ибо в Евангелии и Святых Даров является молящимся Сам Христос. Обыкновенно после первого снятия омофора с архиерея с нова на него надевают уже другой омофор, меньших размеров, поэтому его называют малым омофором. Малый омофор ниспадает обоими концами спереди на грудь архиерея, и он существенно короче первого великого омофора.
Митра
– (с греч.-«связываю»), означает «повязка», «диадема», «венец». В богослужебных книгах митра называется шапка. Это царское украшение даруется архиерею потому, что он в служении изображает Царя – Христа. В месте с тем митра служит и знаком власти архиерейской. Самому архиерею она должна напоминать о терновом венце, который воины возложили на главу Христа, а также о сударе, которым была обвита Его глава при погребении.
Мантия
— есть монашеская одежда, покрывающая собою все тело, кроме головы. Она изображает крылья ангелов, по тому называется ангельской одежды. Обнимая собой все тело, мантия символизирует всепокрывающую силу Божию, а также строгость благоговение и смирение монашеской жизни. Монашествующие при совершении богослужений должны быть в мантиях.
Обыкновенная монашеская мантия – черного цвета и не имеет на себе никаких украшений.
Архиерейская мантия
– лилового цвета, на ней нашиты так называемые скрижали и источники. Скрижали имеются также и на мантии архимандрита.
Скрижали
– это четырехугольные платы, обыкновенно темно – красного цвета (а у архимандритов – зеленого), которые нашиваются к верхним и нижним краям мантии. Они олицетворяют собой Ветхий и Новый Завет, откуда священнослужители должны почерпать свое учение. На скрижалях нашиваются еще иногда кресты или иконы, вышитые золотом или цветными нитками. Источники – это ленты разных цветов, большей частью белого и красного, которые нашиваются вдоль мантии и изображают струи учения, вытекающего из уст архиерея. На мантии архиерея есть и звонцы, как были они на верхней одежде иудейского первосвященника. По обычаю в некоторых Поместных Церквах высшие архиереи, например, патриархи и митрополиты, носят мантии зеленого и голубого цветов. Все монашествующие, не исключая и архиереев, служат в мантии во всех тех случаях когда не положено по Уставу облачатся в полное облачение.
Орлецы
– небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом, символизирующим врученную епископу область управления. Орел знаменует чистоту учения, сияние – свет богословских знаний и благодатное дарование. Орлецы полагаются во время богослужения под ноги епископа и напоминают ему о том, что он должен своими помыслами и делами быть выше всего земного и стремится к небу подобно орлу.
Что носят священнослужители и монахи, или Чем отличается ряса от ризы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Повседневные одеяния
То, что веяния моды практически никак не затрагивают священнослужителей, не случайно. Дело не в том, что православные священнослужители не придают значения тому, во что облачаются – даже наоборот. Ношение каждого предмета строго регламентировано церковными нормами, как и порядок надевания, места, в которых полагается появляться в том или ином облачении. Сам процесс облачения сопровождается особенной молитвой – все, что носит священник, приближает его к Богу и одновременно отдаляет от обычного мира.
Традиции, связанные с облачением монахов и священнослужителей, возникли еще при апостолах, а какие-то – даже в ветхозаветные времена. Связь с теми далекими эпохами выражается во внешнем облике духовенства и в незыблемых правилах, которые касаются одевания.
Среди множества одеяний, предписываемых к ношению православной церковью, есть такие, которые надеваются лишь во время литургий и по особым случаям, а есть те, что носят постоянно – в том числе и дома или в келье, если речь идет о монахе. К повседневным одеждам священника относятся подрясник и ряса. Подрясник – нижнее облачение, он сшит из сукна, шерсти, сатина, льна или шелка и представляет собой длинное, до пят, одеяние с узкими рукавами. Монахам полагаются черные подрясники, священники могут также носить темно-синие, коричневые, серые или белые. Поверх подрясника надевается поясок.
Сверху надевают рясу – это верхнее одеяние. Слово происходит от греческого «расон», то есть «поношенная одежда». Ряса тоже длинная, рукава ниже ладоней, широкие. Зимой носят утепленные рясы, похожие на пальто. До XVII века рясы были не обязательны. Большой Московский Собор 1666-1667 годов, тот самый, что провозгласил борьбу с раскольниками, благословил для монахов и священнослужителей одеяния, которые носили на православном Востоке. А черный цвет рясы символизирует, по сути, отсутствие цвета, а вместе с ним – покой и отрешение от мира.
Подрясник и ряса представляют собой одеяния Христа – такую одежду, длиннополую с широкими рукавами, носили в Иудее начала эры.
Головной убор монаха и священника – скуфья. Когда-то это была небольшая круглая шапочка, ею прикрывали выстриженные на макушке волосы – гуменцо. Скуфья имеет четыре складки, которые образуют крест. Вместо скуфьи священники могут носить камилавку – в том случае, если были награждены ею. Это головной убор темно-синего, фиолетового или черного цвета, по форме напоминающий цилиндр. Черная камилавка, покрытая черной тканью, стала частью облачения монаха, этот головной убор называется клобук. Кстати, слово «нахлобучивать», то есть надвигать низко на лоб, уши, образовано именно от названия этого головного убора.
Православные монахи носят мантию – длинную накидку без рукавов, с застежкой у ворота. Мантия покрывает подрясник и рясу, достает до земли. В первые века христианства мантия была обычным одеянием для всех верующих, отрекшихся от язычества, оставивших в прошлом свои звания и чины. Монашеская мантия всегда черного цвета, епископы носят фиолетовые, митрополиты – голубые, а патриарх – зеленую.
В каком одеянии полагается служить
Богослужебные облачения включают в себя дополнительные одеяния. Они называются ризы. Их нельзя носить в быту, за пределами церкви. После проведенного богослужения они остаются в храме. Традиции относительно ношения ризы уходят корнями еще во времена ветхозаветных священников, ризы носили апостолы. Сам канон сложился в VI веке.
Диаконам во время богослужения полагается лишь стихарь – он надевается на подрясник. Это длинное одеяние с широкими рукавами, белое – символизирующее чистоту души.
На левом плече носят орарь – широкую и длинную ленту. Священникам полагается носить двойной орарь, или епитрахиль – она символизирует две цели священника – служить церкви и совершать таинства. Без епитрахили священник не может проводить богослужение. В случае какой-то чрезвычайной ситуации он может благословить любой длинный кусок материи, веревки и использовать его как епитрахиль. Впоследствии следует либо сохранять за этим предметом облачения его функцию, либо уничтожить его.
Дьяконам, священникам и епископам во время богослужений надлежит носить поручи. Это полосы плотной материи с изображением креста, их надевают на руки. Таким образом подчеркивается, что через священнослужителя действует сам Господь. Поручи также отсылают к узам на руках Христа.
Что представляет собой риза и что еще положено носить священникам и епископам
Священники и епископы на стихарь, который в этом случае носит название «подризник» и шьется из тонких тканей, надевают фелонь. Этот предмет облачения очень древний; согласно изображениям на старинных иконах, Христос тоже носит нечто похожее на фелонь, а кроме того, она напоминает багряницу, в которую был облачен Спаситель перед казнью.
Фелонь представляет собой плащ без рукавов с прорезью для головы. Епископы носят похожую на фелонь ризу – саккос, это накидка уже с рукавами. Саккос появился благодаря тому, что когда-то византийские императоры стали жаловать епископам предметы царского облачения. Саккос шьют из дорогой ткани, на нем имеются 33 пуговицы – по числу земных лет Христа.
Полное священническое облачение включает пояс с нашитым крестом, он надевается поверх подрясника и епитрахили и завязывается сзади, на пояснице. В случае, если у священнослужителя имеются такие награды, он надевает еще несколько предметов облачения – набедренник и палицу, представляющие собой плат на длинной ленте.
Головной убор епископов – митра. Это высокая твердая шапка, она обычно украшена бархатом, парчовым шитьем, бисером, драгоценными камнями. В качестве награды митру может получить и священник. Среди предметов облачения епископа – широкая длинная лента, омофор, которая спускается одним концом на грудь, другим – на спину или же обоими концами на грудь, сшита или закреплена пуговицами. С этим предметом облачения связана легенда, согласно которой в 910 году Матерь Божия накрыла своим омофором Константинополь, защищая его от разорения варварами.
Отличительный нагрудный знак епископа – панагия, на которой запечатлен образ Богоматери. Когда-то панагия содержала в себе ковчежец с мощами, сейчас это уже необязательно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Одежда священнослужителей
В этом разделе мы поговорим об одеждах, которые архиереи, священники и диаконы призваны носить во внебогослужебное время. Согласно церковным канонам эти одежды отличаются от мирских: даже находясь дома, священник является носителем сана. На практике это правило соблюдается не всегда, что в наши дни не считается нарушением церковной дисциплины.
Одежды архиерея, священника, диакона
В быту все носители церковного сана надевают приблизительно одинаковые одежды: подрясник и рясу. При выходе на улицу надевается головной убор – скуфья.
Изначально эти одеяния произошли от одежд, которые носили древние иудеи, а также жители античных полисов. Считается, что подрясник и ряса напоминают хитон, который носил Спаситель.
Кстати, традиция христиан отличаться по внешнему виду от язычников существовала уже в Древней Церкви. Тертуллиан (III век) упоминает, что в его времена верующие носили палий – плащ, символизировавший простоту и смирение, за что подвергались насмешкам от идолопоклонников.
Разновидности одежд священнослужителей
Подрясник – разрезное одеяние, доходящее до края ботинок, с длинными узкими рукавами и глухим воротом. Чаще всего имеет черный цвет. Летом в неофициальной обстановке некоторые батюшки носят светлые подрясники : серые, кремовые, белые, бежевые. Летние подрясники чаще всего шьют из хлопка со льном в соотношении 80 на 20, 50 на 50 или из чистого льна. Зимой котируются шерсть и синтетика.
Подрясник и ряса имеют русский и греческий варианты.
Русский подрясник застегивается встык, без запаха. Притален по фигуре.
На груди у греческого подрясника устроены карманы. Он не притален, имеет воротник-стойку.
Болгарский подрясник представляет собой нечто среднее между русским и греческим: он имеет «греческий» воротник-стойку и полы «в стык», как у русского подрясника.
Ряса – длинное одеяние, разрезное впереди, которое надевается поверх подрясника, в отличие от него имеет широкие рукава, находящие на ладонь. Слово «ряса» означало изначально «бедная, вытертая одежда».
Из истории рясы
До XVII столетия русское духовенство носило не рясы, а кафтаны-однорядки. Они могли быть сшиты из сукна разных цветов: малинового, фиолетового, зеленого и, в отличие от возникшей позднее русской рясы, имели узкие рукава.
Формирование русской рясы произошло под влиянием проникновения в нашу страну греческих одеяний для духовенства. При этом русская ряса стала не копией одеяния греческих священников, а неким «гибридом» между отечественным и иноземным вариантами.
Разновидности рясы
Русская ряса застегивается «встык», без зап а́ха, имеет приталенный фасон. Рукава – узкие у плеч и сильно расширяющиеся книзу. Ворот застегивается на пуговицу. Такой фасон подходит к суровому климату нашей страны: он позволяет сберегать тепло. На некоторые официальные церковные мероприятия духовенство Русской Православной Церкви обязывается являться исключительно в рясах русского покроя.
Существует две вариации русской рясы: киевская – приталенная только с боков, и московская – приталенная со всех сторон.
Греческая ряса пришла на Русь в XVII веке, когда Большой Московский Собор 1666-1667 годов позволил духовенству носить ее. Такая ряса намного шире русской, не приталена, застегивается только на вороте и груди, имеет воротник-стойку. По сути, это трансформация восточного халата. Рукава у греческой рясы широкие по всей длине. Это отвечает требованиям жаркого южного климата, где сформировался данный тип одежды, – особенно хороши в этом плане греческие рясы из натурального шелка. Русские батюшки с удовольствием надевают такие одеяния летом, а многие священнослужители предпочитают их в любое время года, ценя свободу движений. В Греции священники носят рясы и подрясники черного цвета, и российская традиция цветных одежд духовенства вызывает у них некоторое удивление. Распространены рясы с отворотами из атласного шелка на рукавах. Эти отвороты могут быть и цветными – например, фиолетовыми.
Зимняя ряса может быть утеплена ватином или синтепоном и использоваться как пальто. Воротник зимней рясы – отложной, часто делается из меха или бархата. Впрочем, многие батюшки, даже постоянно ходящие в подряснике, предпочитают обычное пальто или куртку черного цвета. Вместо скуфьи нередко надевают обычную шапку или шляпу.
Полезный совет. Особенности пошива подрясников и ряс
Некоторые швеи допускают ошибку, не учитывая разницу между мужской и женской фигурами, и талия русской рясы, сшитой ими, оказывается в районе подмышек. Конечно, это неправильно: ряса – не женское платье, и талия у нее должна находиться на своем месте. Часто продают рясы и подрясники с не подрубленным низом – имеется в виду, что каждый подошьет их под свой рост. Но если надо, можно и подшитое облачение укоротить. Все же приятнее покупать одежду, которую можно сразу надеть.
Скуфь я – шапочка черного цвета, закрывающая лоб. Может иметь русский (более распространенный) или греческий фасон. В дониконовские времена форма скуфьи отличалась от современной и напоминала куполок. Современная скуфья шьется таким образом, что на ней образуются 4 складки, образующие крест, видимый сверху. Скуфейки священнослужителей делают из бархатистой материи.
Одежды архиерея
Архиерейская мантия – является разновидностью монашеской мантии. В быту архиерей ходит в обычной черной мантии, а особую – архиерейскую – надевает, отправляясь на богослужение, а также во время крестных ходов. В храме ее торжественно снимают, и владыка облачается в саккос.
Мантия представляет собой длинную и широкую одежду в виде плаща без рукавов. Архиерейская мантия застегивается в 2-х местах: у ворота и внизу, а длина ее такова, что образуется шлейф.
Архиерейская мантия украшена скрижалями – четырехугольными платами. На верхней части мантии располагаются две скрижали с изображениями серафимов или крестов, реже – икон, а на нижней – еще две, с инициалами архиерея. Скрижали напоминают о тех скрижалях с Заповедями, которые были даны Моисею на горе Синай. Они указывают на то, что источник власти архиерея в Церкви – Бог, и в своей деятельности архиерей обязан руководствоваться Его Законом.
Также на архиерейской мантии, равномерно распределенные по ее длине, нашиты 3 ряда горизонтальных лент белого и красного цвета – «источники» («струи»). Они напоминают об учении Церкви – Ветхом и Новом Заветах, проповедовать которое призван архиерей.
Из истории архиерейской мантии
Длинный широкий плащ – палий был атрибутом первых христиан, не только священнослужителей, но и мирян. Он указывал на смирение, беспопечительность, чистоту деяний и готовность вверить свою жизнь Богу.
С формированием монашества мантия сразу же стала одеянием его носителей. Мантии отшельников в пустыне были простыми и практичными: они защищали от солнца, в них можно было завернуться во время сна.
Символика архиерейской мантии
Мантия – свободная, развевающаяся на ветру – символизирует крылья ангела, говорит о духовной высоте, молитвенном полете. Она знаменует собой полноту Божественной благодати, которую Господь дарует тем, кого поставляет на высоту архиерейского служения.
Об архиерейской мантии тот же святитель сообщал: «Скрижали или дщицы нашиваются во образ древней и новой благодати. Потому они и полагаются выше источников: они означают также, что учителю необходимо заимствовать поучения из двух Заветов». «Мантия его (архиерея) означает промышляющую, содержащую и покрывающую благодать Божию, и все тело обхватывает и связует. Источники же показывают, что учение всегда истекает из двух Заветов, Ветхого и Нового, которые и означаются скрижалями или дщицами».
Разновидности архиерейских мантий
Архиерейские мантии – цветные, причем в русской традиции, а также в Сербской, Болгарской, Польской, Американской Православных Церквях и в Православной Церкви Чешских земель и Словакии оттенки их зависят от сана архиерея.
Патриаршая мантия имеет зеленый цвет.
Митрополичья мантия – синяя или голубая.
Мантия архиепископа или епископа – фиолетовая.
Облачения богослужебные
Другие названия: ризы, священные одежды
Что такое богослужебные облачения?
Ризы, в которых священнослужители совершают службу, формировались на протяжении двухтысячелетней истории Церкви. В общих чертах их набор сложился к VI столетию по Р.Х., но изменение форм, по сути, происходит по сей день. В Византии церковные облачения приобрели пышность и благолепие, заимствовав многие детали из придворного церемониала. Например, поручи и архиерейский саккос произошли от одежд императора ромеев. Каждая деталь облачений имеет свое название, символическое значение. Даже цвет их строго определен традицией (об этом Вы можете прочесть в конце этой статьи).
Облачениями именуют одежды, которые священно- и церковнослужители надевают во время службы. Помимо них существуют еще одежды носителей церковного сана: ряса, подрясник, скуфья. Эти одежды положено носить и вне храма (правда, по сложившейся практике это соблюдается далеко не всегда). О них мы поговорим отдельно. Также отдельно мы поговорим о таких атрибутах священного сана, как наперсный крест и панагия.
именуют тех, кто прошел таинство посвящения в сан: архиереев (Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ), священников (иерей, протоиерей, игумен, архимандрит), диаконов (диакон, архидиакон, протодиакон). Подробнее мы расшифруем эти термины отдельно.
Помимо священнослужителей существуют церковнослужители – те, кто помогает во время службы: алтарники (пономари, чтецы), певчие, звонари. В наши дни особое одеяние – стихарь – полагается только алтарникам. В некоторые периоды церковной истории специальные одежды были и у других церковнослужителей.
На всех священнослужителях во время совершения службы бывает надет подрясник. Поверх него надеваются облачения. Чем выше сан – тем больше этих облачений и сложнее их символика.
Виды богослужебных облачений
Каждому церковному сану соответствует особое облачение.
Облачение алтарника (пономаря, чтеца)
Стихарь – длинная рубаха с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скрепленными пуговицами. Символизирует чистоту, невинность.
Диакон во время богослужения символизирует собой ангела. На это указывает и его облачение.
Стихарь – длинная рубаха с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скрепленными пуговицами. Символизирует чистоту, невинность. Святитель Симеон Солунский писал: «Стихарь (т.е. одеяние диакона, а также алтарника) представляет светлую одежду ангелов».
Орарь – длинная широкая лента, которую носят через плечо поверх стихаря. В отличие от епитрахили священника, не складывается вдвое, а свободно спадает по спине и груди. Символизирует крыло ангела.
Название «орарь» происходит от латинского oro – «молиться» или от греческого «смотрю, стерегу, наблюдаю», либо от латинского orarium – «полотенце, лентион».
Поручи (нарукавники) – надеваются на окончания рукавов подрясника или подризника, фиксируя их. Представляют собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней стороне. Крепятся к рукам благодаря шнуровке. Символизируют Божию силу и благодать, благодаря которой священнослужители и совершают Таинства. Также поручи напоминают об узах, которыми был связан Спаситель во время Своих страданий, а также говорят о том, что от священнослужителя требуется непорочность в делах.
Облачение священника
Священник, совершающий службу самостоятельно, символизирует Христа. Если же он сослужит архиерею, то символизирует одного из апостолов.
Различают малое и полное священническое облачение. В малом облачении совершают все службы, кроме Литургии. Оно включает фелонь, поручи, епитрахиль. В полном к этому комплекту добавляются подризник, пояс и, при наличии, набедренник и палица.
Подризник – длинная рубаха из тонкой (обычно шелковой) материи, которая надевается под фелонь (поверх подрясника) при совершении Литургии. Имеет узкие рукава.
Фелонь – длинная накидка без рукавов, с вырезом для головы, покрывающая тело священника. Надевается поверх подрясника или подризника, пояса, поручей, епитрахили.
История формирования облика фелони
В наши дни фелонь делается длинной сзади, а спереди это облачение имеет округлый вырез, так что она достигает лишь пояса.
В древности фелони были совсем длинными – до пят, и сзади, и спереди. По сути, это был палий – античный плащ покроя “солнце”. Он скрывал даже руки священника, что символически указывало на то, что иерей совершает Таинства не своей, а Божией силой, а также на отречение от мирских соблазнов и стяжательства.
В средневековой Руси фелонь имела небольшое оплечье и одинаковую длину спереди и сзади – приблизительно до колен. На передней стороне фелони были пришиты 5 пуговиц. В определенные моменты службы переднюю часть ризы поднимали и закрепляли с их помощью.
К XVII веку в Греции фелонь приобрела приблизительно такой же облик, который мы видим сегодня – с укороченной передней частью. Эта форма перешла и на Русь. В XVII веке в нашей стране использовались оба вида фелони, старый и новый, а к XVIII столетию старая форма вышла из употребления, сохранившись только у старообрядцев.
Русская и греческая фелонь
В разных национальных традициях фелонь выглядит по-разному. Русская фелонь имеет жесткий стоячий трапециевидный ворот, а греческая свободно лежит на плечах. Предположительно, стоячее оплечье русской фелони появилось благодаря холодным зимам: оно хорошо защищает от сквозняков.
Греческая фелонь имеет ряд практических преимуществ: она меньше весит, ее легче шить, стирать, перевозить. Твердое оплечье русской фелони требует деликатного отношения, чтобы не терять форму, поэтому перед стиркой его снимают.
Передняя часть у классической греческой фелони несколько длиннее, чем у русской. Поскольку некоторым русским батюшкам это непривычно, появился русифицированный вариант – с укороченной передней частью.
Символическое значение фелони
Симеон, архиепископ Солунский, так говорит о духовном значении фелони: «Фелонь шьется без рукавов во изображение вретища, в которое одет был Спаситель во время поругания. Эта священническая одежда покрывает все тело, от главы до ног, во образ Божия Промысла, который нас от начала поддерживает и хранит. Во время священнодействия фелонь поднимается обеими руками, и эти руки, как крылья, означают ангельское достоинство, а действия, ими совершаемые, действенную силу, которой совершает Таинство иерей. Священная фелонь означает высшую и свыше подаваемую силу и просвещение Святого Духа. Эта одежда означает и светлость первейших Горних чинов, и силу Божию, все содержащую, промыслительную, вседетельную, благотворную, которою Слово снизошло даже до нас и чрез воплощение, распятие и восстание соединило все горнее с дольним».
Четыре горизонтальных полосы на фелони символизируют четыре Евангелия. В верхней части фелони на спине находится крест, в нижней – восьмиконечная звезда, которая иногда именуется кустодией. Это указывает на единство Ветхого и Нового Заветов.
Полезный совет. Особенности пошива фелони
В облачении священнослужителю должно быть легко двигаться, делать поклоны, воздевать руки на молитве, поднимать руку для благословения. Оно не должно съезжать, перекашиваться.
Важно учитывать детали. Например, хорошо, когда передняя часть фелони заканчивается сантиметров на 20 ниже наперсного креста. Во время богослужения священник воздевает руки и передняя часть фелони заворачивается. Если ниже креста еще достаточно ткани, он оказывается в образовавшемся «кармане», поднимается и опускается вместе с краем ризы. Таким образом, мы не показываем прихожанам перевернувшийся крест.
Важно, чтобы подкладка оплечья фелони была изготовлена из качественной нетканой материи, достаточно долговечной, но не слишком тяжелой, чтобы священник не чувствовал себя так, словно на него надели вериги.
Епитрахиль – длинная лента из плотной ткани, сложенная вдвое таким образом, что оба конца ее спускаются на грудь священника. Впереди соединяется пуговицами, которых должно быть 7 – по числу Таинств Церкви (это соблюдается не всегда). По традиции, епитрахиль украшают кресты. Символически епитрахиль указывает на овечку, которую добрый пастырь берет на плечи и несет, спасая от волков, – то есть на душепопечение, заниматься которым обязан священник. Также, представляя собой, по сути, измененный вариант ораря, епитрахиль сообщает нам о том, что священник имеет сугубую, большую, нежели у диакона, благодать. Диакон помогает при совершении Таинств и богослужений, а священник совершает их. В существующей практики епитрахиль и поручи составляют комплект – изготавливаются из одинаковой ткани, в общей стилистике. Епитрахиль и поручи – обязательные атрибуты, необходимые священнику для совершения Таинств.
Поручи (нарукавники) – надеваются на окончания рукавов подрясника или подризника, фиксируя их. Представляют собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней стороне. Крепятся к рукам благодаря шнуровке. Символизируют Божию силу и благодать, благодаря которой священнослужители и совершают Таинства. Также поручи напоминают об узах, которыми был связан Спаситель во время Своих страданий, а также говорят о том, что от священнослужителя требуется непорочность в делах.
Пояс – надевается поверх подризника. Достаточно широк, на спине завязывается лентами, впереди имеет изображение креста. Символически говорит о бодрости, готовности к служению, а также о силе, духовной власти. Напоминает о полотенце, которым Спаситель препоясался, омывая ноги апостолов.
Набедренник – прямоугольный плат из ткани, прикрепляемый к поясу с помощью лент. В центре имеет крест. Является одной из иерархических наград Церкви (см. статью о них). Священник, еще не получивший права ношения палицы, носит набедренник с правой стороны, а получивший – с левой.
Палица – ромбовидный плат, привешиваемый к поясу за верхний угол. Его носят с правой стороны. Вручается священникам в качестве награды.
Камилавка – высокий твердый головной убор цилиндрической формы без полей, как правило, фиолетового цвета, являющийся атрибутом заслуженных священнослужителей. Традиционно делался из верблюжьей шерсти, отчего и получил свое название.
Архиерей, совершающий богослужение, символизирует собой Христа.
Подсаккосник – аналог священнического подризника. Отличается от него тем, что имеет гамматы – полосы, которые символизируют кровь, истекшую из ран Спасителя при Его распятии.
Саккос – длинная просторная одежда с широкими рукавами. Напоминает стихарь, но шире и богаче. Еще одно отличие: у саккоса разрезаны не только бока, но и нижняя часть рукавов. Это символизирует единство Ветхого и Нового Заветов. Соединяются передняя и задняя половины саккоса особыми пуговицами – звонцами, издающими при движении мелодичный звон. Слово «саккос» в переводе с древнееврейского языка означает «рубище, вретище».
Крестчатый фелонь (полиставрий, полиставрион) в старину (до XVIII в.) архиерей во время службы надевал не саккос, а длинный фелонь, украшенный крестами. Такое одеяние мы можем увидеть на иконах древних святителей – к примеру, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Омофор – имеет приблизительно то же символическое значение, что и епитрахиль у священника, то есть напоминает об овечке, которую добрый пастырь поднимает на плечи.
Отличие русского омофора от епитрахили состоит еще и в том, что первая лежит на шее священника, прилегая к ней, а второй стоит на плечах, как оплечье фелони. Греческий же омофор лежит на плечах – как и греческая фелонь.
В наши дни омофор обычно шьют из той же материи, что и остальные предметы архиерейского облачения. В древности же его ткали из белой шерсти ягненка, что напоминало о Непорочном Агнце – Спасителе.
Поручи (нарукавники) – надеваются на окончания рукавов подрясника или подризника, фиксируя их. Представляют собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней стороне. Крепятся к рукам благодаря шнуровке. Символизируют Божию силу и благодать, благодаря которой священнослужители и совершают Таинства. Также поручи напоминают об узах, которыми был связан Спаситель во время Своих страданий, а также говорят о том, что от священнослужителя требуется непорочность в делах.
Пояс – надевается поверх подсаккосника. Достаточно широк, на спине завязывается лентами, впереди имеет изображение креста. Символически говорит о бодрости, готовности к служению, а также о силе, духовной власти. Напоминает о полотенце, которым Спаситель препоясался, омывая ноги апостолов.
Палица – ромбовидный плат, привешиваемый к поясу за верхний угол. Его носят с правой стороны.
Митра – головной убор архиерея, имеющий форму короны. Символизирует одновременно царственное и божественное величие Христа и Его Терновый венец. В наши дни, как правило, митры бывают обтянуты тканью в цвет богослужебного облачения. На них крепятся небольшие иконки – дробницы. На вершине архиерейской митры крепится вертикально стоящий крест.
Цвета богослужебных облачений в русской традиции
Цвет церковных облачений в русской традиции зависит от того, какой день богослужебного года отмечается. Эта традиция начала формироваться на Западе в XII веке и, придя на Русь, распространилась здесь в XVII–XVIII столетиях. Последние ее изменения произошли сравнительно недавно.
Наконец духовенство выходит на крестный ход – все еще в белых облачениях. Верующие обходят вокруг храма. Звучит сдержанно-торжественное: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Колеблются в ночном воздухе огоньки свечей. Молящиеся подходят к закрытым дверям храма – сейчас они символизируют Гроб Господень.
Как и почему цвет пасхальных облачений сменился с белоснежного на красный – существуют различные догадки. Но в Церкви все промыслительно. И то, что русские верующие стали встречать Пасху, как и дни святых мучеников, в красных одеяниях именно в то столетие, когда Русская Церковь просияла сонмом Новомучеников – не может не быть примечательно.
Завершается Пасхальный период. На Вознесение служат в белых ризах – в честь Господского праздника. Наступает Троица. В этот день храмы встречают богомольцев жизнеутверждающим зеленым цветом. Зеленые облачения духовенства перекликаются с цветом молодой листвы березок, которыми украсили храм к празднику. В некоторых приходах полы устилают свежей травой. В это время все в природе цветет. Распустились листья на деревьях, благоухают цветы в садах и лугах. Зеленый – цвет жизни, радостной и мирной. Такую жизнь дает верующей душе Святой Дух, и в Церкви зеленый цвет указывает на Третье Лицо Святой Троицы. Именно поэтому служат в зеленом на Троицу, когда огненные языки Духа снизошли на апостолов. В таких же ризах службы совершаются и в дни преподобных – людей, всю жизнь положивших на стяжание Святого Духа и преуспевших в этом.