Как называется наука изучающая средние века

Медиевистика

Содержание

История медиевистики

Становление медиевистики связывается с работами историков-гуманистов эпохи Возрождения (в частности, Флавио Бьондо считается первым, кто выделил Средневековье как самостоятельный период европейской истории). В XVIII веке усилиями историков и философов эпохи Просвещения медиевистика становится научной дисциплиной. В это время в широкий научный оборот вводится термин «феодализм». Критикуя просветителей, Эдмунд Бёрк, Жозеф де Местр, Юстус Мёзер и другие исследователи сформировали романтическое направление, идеализирующее средневековье.

Начиная с XIX века медиевистика начинает изучаться всё более активно. Одним из первых медиевистов, начавших систематическое изучение социально-экономической истории, был Франсуа Гизо. В XIX веке велась активная археографическая деятельность — было опубликовано множество крупных сборников письменных источников. Тремя ведущими направлениями в медиевистике во второй половине XIX века были историко-правовое направление, политическое (было распространено в основном в Германии) и позитивистское. В этот период также появился марксистский подход к исследованию средневековья, однако до начала XX века он оставался слабо представленным в научной среде.

В XX веке в медиевистике, как и во всей исторической науке, происходит переход от преимущественного исследования политических событий к изучению человека прошлого. В 1929 году медиевист Марк Блок и специалист по позднему средневековью и раннему Новому времени Люсьен Февр начали издание журнала «Анналы экономической и социальной истории», вокруг которого сложилась школа «Анналов». Под влиянием школы «Анналов» в медиевистике возникли такие новые направления, как тотальная история, микроистория, история ментальностей. Кроме того, появились исследования в духе «новой социальной истории» и психоистории.

Центры изучения медиевистики/Средневековья

В настоящее время во многих учебных заведениях мира существуют центры изучения Средневековья (англ. Centres/Centers for Medieval Studies ), как правило, являясь частью университета или какого-либо иного научного или исследовательского центра проблем истории. Среди выдающихся из общего списка [источник не указан 253 дня] :

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Средние века вокруг нас

Античность, Средневековье, Ренессанс — эти понятия известны каждому. Ассоциации, связанные с ними, есть даже у человека, имеющего весьма приблизительное представление о мировой истории. Они не только являются важным элементом языка и искусства, но и влияют на наши представления о мире, религии, обществе. Есть ли что-то общее у всех этих многочисленных и зачастую несхожих образов? Почему и как они используются в популярной культуре, в политической публицистике и повседневной речи? Как они соотносятся с изучением прошлого, например, эпохи Средневековья, профессиональными исследователями-медиевистами?

В английском языке слово medievalism означает и присутствие Средних веков в современности, и исследования этого периода (то, что в русскоязычной традиции называется медиевистикой). Объектом medievalism studies оказываются любые образы и реконструкции Средневековья — вне зависимости от их «научности».

«Средневековое» как эпитет

Исторические реалии, даже сами названия периодов могут стать источником понятных эпитетов или метафор. Когда в публицистическом тексте недавно принятый закон назван средневековым, читателям не нужны ни сноски, ни пояснения. При использовании подобных «исторических» эпитетов не требуется отсылка к конкретному месту и времени. Ассоциации со «Средневековьем» формируются в том числе на основе вымышленных миров «Властелина колец», «Песни Льда и Пламени»/«Игры престолов» или «Трудно быть богом». При этом знание исторических источников вдохновения Дж.Р.Р.Толкиена, А. и Б.Стругацких или Дж.Мартина не является обязательным для восприятия этих произведений.

Как называется наука изучающая средние века. Смотреть фото Как называется наука изучающая средние века. Смотреть картинку Как называется наука изучающая средние века. Картинка про Как называется наука изучающая средние века. Фото Как называется наука изучающая средние века

С другой стороны, образы, отсылающие к периоду Средневековья, не всегда воспринимаются как средневековые. Яркий пример — представления о Древней Руси в советской и постсоветской культуре. В массовом сознании Ледовое побоище ассоциируется с фильмом С.М. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938). Средневековью и связанной с ним системе образов скорее принадлежат немецкие рыцари, но едва ли — князь и его сподвижники. Популярные представления о «древнерусском» значительно отличаются от ассоциаций со «Средневековьем». Они становятся элементами самых разных художественных произведений: от песни Бориса Гребенщикова «Древнерусская тоска» до серии мультфильмов студии «Мельница» «Три богатыря».

Эволюция средневекового

Само понятие «средневековое» должно обозначать нечто промежуточное и уже прошедшее, но отличающееся от более давней — классической — эпохи. Итальянскиe гуманисты XIV–XV веков, впервые употребившие подобное название, промежуточными считали века испорченного латинского языка — между золотой и серебряной латынью Античности и возрождением классической учёности во времена Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо.

Как называется наука изучающая средние века. Смотреть фото Как называется наука изучающая средние века. Смотреть картинку Как называется наука изучающая средние века. Картинка про Как называется наука изучающая средние века. Фото Как называется наука изучающая средние века

Иной образ Средневековья сформировала Реформация. «Средневековыми» оказывались предрассудки, насаждавшиеся папами и монахами, а светлым прошлым — времена апостольской церкви. Именно в таком контексте понятие «Middle age» впервые зафиксировано в 1570 году в английском языке.

Просветителям XVIII века Средние века казались уже не только временем религиозного мракобесия, но и истоком неразумных, вредных устоев и порядков, которые были впоследствии уничтожены Французской революцией. В качестве примера можно привести упоминание «права первой ночи» в «Женитьбе Фигаро» Бомарше.

Несмотря на господство отталкивающих образов, Средние века привлекали внимание интеллектуалов Нового времени. Так, французские и английские юристы XVI–XVII веков искали в этой эпохе истоки современной правовой системы, королевской власти, парламентских институтов; эрудиты и антикварии собирали и изучали средневековье рукописи. Но это не сравнится с широкой популярностью романтического, «рыцарского» Средневековья конца XVIII — начала XIX веков. Этот образ во многом был ответом на крах Старого порядка во времена Французской революции. С этим образом сочеталась другая сторона романтизма — поиск национальной народной культуры, истоки которой лежали в Средневековье. Воплощением этих двух аспектов могут служить сюжетные линии Айвенго и Локсли — Робина Гуда в романе Вальтера Скотта.

Романтический медиевализм многолик и разнообразен. Достаточно сравнить Средневековье картин венских художников-назарейцев и опер Рихарда Вагнера. В середине XIX века неоготика становится официальным архитектурным стилем Британской империи, стрельчатые своды появляются и в Индии, и в Австралии. В отечественной литературе, искусстве, музыке, исторической науке этого времени также получил распространение романтический взгляд на Средние века. Можно вспомнить «Сцены из рыцарских времен» и «Скупого рыцаря» А.С. Пушкина. Заметны параллели между западным романтическим медиевализмом и отсылками к русскому Средневековью, например, между культурной и политической ролью появившегося в середине XIX века псевдорусского стиля и британской неоготики.

В XIX веке научные исследования Средних веков — часть публичного дискурса. Можно вспомнить переполненные залы на лекциях историков-медиевистов, таких как Жюль Мишле во Франции. Показательно, что в России подобный ажиотаж вызывали выступления, посвящённые не только отечественной истории, но и западному Средневековью. Пожалуй, ярчайшим примером служит слава историка Тимофея Грановского. Однако к концу XIX века академическая медиевистика уже не привлекала столь широкого внимания общества: образы прошлого, воссоздаваемые наукой и конструируемые в культуре, все больше отдалялись друг от друга.

История medievalism studies

Начиная с 1970-х годов исследования медиевализма выделяются в особое направлением в США, Великобритании и Австралии. В 1979 году в США начал выходить журнал Studies in Medievalism.

В Германии и Австрии схожее направление исследований (обычно обозначаемое как «Рецепция Средних веков» (Mittelalter-Rezeption)) также получило распространение с конца 1970-х. Влияние политических или иных представлений на медиевистические исследования, в частности, роль национальных и шовинистских идеологий в классических трудах XIX – первой половины XX веков, стало одной из ключевых тем medievalism studies.

В наше время это исследовательское направление развилось в особую дисциплину, наиболее влиятельную в Великобритании, США, Канаде и Австралии. Там регулярно проводятся конференции, выходят книжные серии и специализированные журналы. Изучаются и ставшие классическими темы (например, литература викторианской Англии), и новые области применения образов Средневековья: компьютерные игры, культуры соучастия.

Исследователи активно обсуждают, к каким предметным областям относятся medievalism studiues — истории, истории искусства, истории литературы, cultural studies, как они сочетают разные подходы? Можно ли говорить о чем-то общем между исследованиями средневековых образов в академической живописи XIX века и в практиках современных сообществ реконструкторов?

Всё большее внимание рецепции образов Средневековья уделяется и в отечественной науке. Так, в 2012 году в Высшей школе экономики прошла конференция «Шестое Средневековье, или Зачем нам сегодня Средние века?». В 2016 году состоялся совместный вечер проекта «Arzamas» и Российской государственной библиотеки «Возвращение Средневековья».

Исследовательское поле и подходы medievalism studies изначально было близким к полю публичной истории. Однако в последнее время эти связи становятся всё активнее. Например, создатели портала The Public medievalist подчеркивают, что для них важно изучение образов Средневековья в контексте социологии, memory studies и исследований популярной культуры.

Что значит быть «средневековым»?

Образы Средневековья по-разному используются в современной культуре. Хотя бы бегло описать это изобилие едва ли возможно. Современный американский исследователь Д. Мэтьюс выделят два основных взгляда на Средневековья: романтический и гротескный (или готический). Первый воплотился в романах В. Скотта и в голливудской «Истории рыцаря» (реж. Бр. Хелгеланд, 2003). Второй — в уже упоминавшейся «Игре престолов». Но подобное простое деление, конечно, не исчерпывает всего разнообразия медиевализма. В эссе «Мечты о Средневековье» (1987), нарочито смешивая различные принципы классификации, Умберто Эко перечисляет десяток причин, по которым писатели, художники, композиторы, режиссеры и учёные обращаются к той далёкой эпохе.

Согласно Эко, Средневековье может быть:

Как называется наука изучающая средние века. Смотреть фото Как называется наука изучающая средние века. Смотреть картинку Как называется наука изучающая средние века. Картинка про Как называется наука изучающая средние века. Фото Как называется наука изучающая средние векавсего лишь предлогом, простой декорацией для развития сюжета — авторов мало интересует сама эпоха. Так обычно его воспринимали авторы либретто итальянских опер, например, «Пирата» В. Беллини.

Как называется наука изучающая средние века. Смотреть фото Как называется наука изучающая средние века. Смотреть картинку Как называется наука изучающая средние века. Картинка про Как называется наука изучающая средние века. Фото Как называется наука изучающая средние векатемой для иронического обращения, что можно видеть в поэме Л. Ариосто «Неистовый Роланд» и «Доне Кихоте» М. де Сервантеса.

Как называется наука изучающая средние века. Смотреть фото Как называется наука изучающая средние века. Смотреть картинку Как называется наука изучающая средние века. Картинка про Как называется наука изучающая средние века. Фото Как называется наука изучающая средние векаэпохой варварства, как героического, словно в операх Р. Вагнера, так и пугающего. Большую популярность такой образ приобрел в кино и на телевидении: можно вспомнить и несколько экранизаций «Конана-варвара», и недавних «Викингов».

Как называется наука изучающая средние века. Смотреть фото Как называется наука изучающая средние века. Смотреть картинку Как называется наука изучающая средние века. Картинка про Как называется наука изучающая средние века. Фото Как называется наука изучающая средние века«мечтанием» эпохи Романтизма, наполненной туманными замками и готическими соборами. Яркий пример представляет тонкая стилизация этой системы образов в фильме Р. Брессона «Ланселот Озёрный».

Как называется наука изучающая средние века. Смотреть фото Как называется наука изучающая средние века. Смотреть картинку Как называется наука изучающая средние века. Картинка про Как называется наука изучающая средние века. Фото Как называется наука изучающая средние векаважным (хотя, как правило, скрытым) элементом современной философии, причем не только неотомизма, но и структурализма, и психоанализа.

Как называется наука изучающая средние века. Смотреть фото Как называется наука изучающая средние века. Смотреть картинку Как называется наука изучающая средние века. Картинка про Как называется наука изучающая средние века. Фото Как называется наука изучающая средние векаосновой национальной идентичности. Примером могут быть как исторические труды, так и художественные произведения всех европейских культур.

Как называется наука изучающая средние века. Смотреть фото Как называется наука изучающая средние века. Смотреть картинку Как называется наука изучающая средние века. Картинка про Как называется наука изучающая средние века. Фото Как называется наука изучающая средние векавозрождённым с помощью историко-филологической реконструкции — традиции, идущей от французского эрудита XVII века, отца палеографии Ж. Мабильона к французской исторической школы «Анналов», пожалуй, самого влиятельного центра медиевистики XX века.

Как называется наука изучающая средние века. Смотреть фото Как называется наука изучающая средние века. Смотреть картинку Как называется наука изучающая средние века. Картинка про Как называется наука изучающая средние века. Фото Как называется наука изучающая средние векаисточником образов для декадентского искусства. К этой группе Эко относит и прерафаэлитов, и Ж.К. Гюисманса, автора романа «Наоборот».

Как называется наука изучающая средние века. Смотреть фото Как называется наука изучающая средние века. Смотреть картинку Как называется наука изучающая средние века. Картинка про Как называется наука изучающая средние века. Фото Как называется наука изучающая средние векаисточником вдохновения для основателей и последователей многочисленных мистических и эзотерических течений, эпохой алхимии, астрологии, тамплиеров и Святого Грааля. Эко уже после написания эссе анализировал подобные представления в статье, посвящённой «Коду Да Винчи» Д. Брауна (2003), и безжалостно пародировал их в своем последнем романе «Пражское кладбище» (2013).

Как называется наука изучающая средние века. Смотреть фото Как называется наука изучающая средние века. Смотреть картинку Как называется наука изучающая средние века. Картинка про Как называется наука изучающая средние века. Фото Как называется наука изучающая средние векаК этому списку Эко добавляет сходство конца XX века и Средневековья в отношении ожидания скорого Миллениума и конца света.

Список Эко, напоминающий борхесовскую классификацию животных в китайской энциклопедии, не претендует на полноту и точность. К нему легко добавить множество иных «мечтаний» о Средних веках. Так, Эко не приводит восходящее еще к эпохе Реформации тёмное «католическое Средневековье», одержимое поиском грешников и еретиков. Этот образ нашел множество воплощений в популярной культуре, например, в клипе на сингл Sin дуэта Pet Shop Boys.

Отечественный опыт также легко может помочь дополнить список. Западное Средневековье в советской массовой культуре выступало как эпоха народных восстаний против угнетателей (например, в фильме «Легенда о Тиле» реж. А. Алова и В. Наумова, советской экранизации романа Ш. де Костера). Иногда сюжет был слегка иной, и Средние века представали как время, когда немногие светочи прогресса борются против всеобщего невежества. В качестве примера можно привести параллельную основному детективному повествованию сюжетную линию, посвящённую Парацельсу в телевизионном сериале «Вход в лабиринт» (1989), и уже упомянутую повесть «Трудно быть богом».

И, конечно, стоит добавить разнообразные отсылки к Средневековью в социальных и политических теориях, например, неофеодализме. Сам Эко развивал концепцию Нового Средневековья в эссе «Средние века уже начались».

Медиевализм в России?

Британские, американские, австралийские и немецкие medievalism studies ориентированы на образы именно западноевропейского Средневековья, хотя подчас и рассматривают их рецепцию в культуре других частей света (например, в японском аниме). Важным оказывается то, что представления о Средних веках становятся органичной частью языка культуры и политики.

В современной России положение medievalism studies оказывается двойственным. С одной стороны, западноевропейское Средневековье, без сомнений, входит в «культурный багаж» любого жителя нашей страны. Там будут образы замков и рыцарей. При этом их интерпретации гораздо ближе западноевропейским, нежели, к примеру, ближневосточным.

С другой стороны, можно заметить, что приведенные выше классификации и подходы во многом применимы и к понятию «древнерусского». Это связано и с прямым влиянием западной традиции, например, на романтическую национальную историографию и литературу, и со схожей ролью образов русского Средневековья в культуре и обществе XIX века. В связи с этим особенно любопытны случаи, когда на сюжеты древнерусской истории накладываются штампы, первоначально связанные с западным медиевализмом. Примером может послужить фильм «Викинг» (2016), где Владимир Красное Солнышко представлен скорее скандинавским конунгом, нежели киевским князем.

Источник

МЕДИЕВИСТИКА

Осо­бые от­рас­ли медиевистики со­став­ля­ют ви­зан­ти­но­ве­де­ние и сла­вя­но­ве­де­ние. С XIX века со­дер­жа­тель­ная ха­рак­те­ри­сти­ка Сред­не­ве­ко­вья как пред­ме­та изу­че­ния медиевистики тес­но свя­за­на с по­ня­ти­ем фео­да­лиз­ма. При­ня­тая ны­не в боль­шин­ст­ве стран пе­рио­ди­за­ция ис­то­рии от­но­сит к сред­ним ве­кам пе­ри­од V-XV веков. В советской ис­то­рио­гра­фии дол­гое вре­мя к сред­ним ве­кам от­но­си­ли так­же XVI век и первую половину XVII века, оп­ре­де­ляе­мые ны­не как ран­нее Но­вое вре­мя, тес­но свя­зан­ное со сред­ни­ми ве­ка­ми и изу­чае­мое от­час­ти ме­дие­ви­ста­ми.

За­ру­беж­ная ме­дие­ви­сти­ка

Ис­то­рия сред­них ве­ков слу­жи­ла объ­ек­том опи­са­ния средневековых хро­ни­стов и ис­то­ри­ков, од­на­ко как осо­бый пе­ри­од впер­вые бы­ла вы­де­ле­на итальянскими гу­ма­ни­ста­ми XV века. От­вер­гая про­ви­ден­циа­ли­ст­ский под­ход к ис­то­рии, гу­ма­ни­сты спо­соб­ст­во­ва­ли ут­вер­жде­нию эм­пи­риз­ма и се­ку­ля­ри­за­ции зна­ния. Сле­дуя гу­ма­ни­стической тра­ди­ции, с XVII века ис­то­рию че­ло­ве­че­ст­ва ста­ли де­лить на три пе­рио­да: древ­ность, сред­ние ве­ка и Но­вое вре­мя. Зна­чительный круг ис­точ­ни­ков по ис­то­рии сред­них ве­ков был вве­дён в обо­рот и опуб­ли­ко­ван учё­ны­ми-эру­ди­та­ми XVII-XVIII веков. Дея­тель­ность мав­ри­стов во Фран­ции, бол­лан­ди­стов в Ан­твер­пе­не, ан­тик­ва­ри­ев в Анг­лии и на Апен­нин­ском полуостове спо­соб­ст­во­ва­ла раз­ви­тию ис­точ­ни­ко­ве­де­ния, а так­же та­ких вспо­мо­гательных дис­ци­п­лин, как па­лео­гра­фия, ну­миз­ма­ти­ка, сфра­ги­сти­ка, ге­неа­ло­гия, ди­пло­ма­ти­ка. Про­све­ти­те­ли XVIII века ото­жде­ст­в­ля­ли сред­ние ве­ка со «ста­рым по­ряд­ком» и гос­под­ством фео­да­лиз­ма. В их ра­бо­тах бы­ли по­став­ле­ны про­бле­мы ге­не­зи­са фео­да­лиз­ма, ро­ли го­ро­дов и про­ис­хо­ж­де­ния «третье­го со­сло­вия». Ро­ман­тическое на­прав­ле­ние в ис­то­рио­гра­фии начала XIX века идеа­ли­зи­ро­ва­ло ры­цар­ст­во и феодальные по­ряд­ки, по­ро­див ин­те­рес к бы­ту и куль­ту­ре Сред­не­ве­ко­вья.

Ев­ропейская медиевистика XIX века пе­ре­жи­ва­ла подъ­ём. На­ча­лось мас­со­вое об­ра­ще­ние ис­то­ри­ков к ар­хи­вам, пре­вра­тив­шим­ся в на­учные уч­ре­ж­де­ния. Для обу­че­ния ра­бо­те в ар­хи­вах соз­да­ва­лись специальные шко­лы, например Шко­ла хар­тий в Па­ри­же (1821 год). Рост чис­ла ис­то­рических ис­сле­до­ва­ний, ва­риа­тив­ность на­учных под­хо­дов сти­му­ли­ро­ва­ли раз­ви­тие ис­то­рио­гра­фии как специальной об­лас­ти ис­то­рических зна­ний. Скла­ды­ва­лись национальные шко­лы, из­да­ва­лись спе­циа­ли­зированные ис­то­рические жур­на­лы («Historische Zeitschrift», с 1859 года; «Revue historique», c 1876 года, «English His­torical Review», с 1886 года), про­дол­жи­лись на­ча­тые ещё в XVIII веке (или осу­ще­ст­в­ля­лись впер­вые) боль­шие свод­ные пуб­ли­ка­ции ис­точ­ни­ков по ис­то­рии отдельных стран Ев­ро­пы («Monumenta Germaniae Historica», «Recueil des historiens des Gaules et de la France», «Histoire littéraire de la France», «Calendars of State papers», «Rerum britannicarum medii ævi scriptores» и др.). Ос­но­вы­ва­лись на­учные об­ще­ст­ва и ака­де­мии ре­гио­наль­ной ис­то­рии (пер­вые та­кие об­ще­ст­ва поя­ви­лись в Анг­лии в XVII веке).

За­мет­ное влия­ние на медиевистику XIX века ока­за­ла ме­то­до­ло­гия мар­ксиз­ма, пред­ло­жив­шая но­вые объ­яс­не­ния ис­то­рического про­цес­са. Ут­вер­ждая не толь­ко ком­плекс­ное, но и сис­тем­ное ви­де­ние ис­то­рического про­цес­са, мар­ксис­ты под­чёр­ки­ва­ли его ста­ди­аль­ный ха­рак­тер. В тра­ди­ци­ях про­ти­во­по­став­ле­ния ма­те­рии и ду­ха они на­стаи­ва­ли на эко­но­мической де­тер­ми­нан­те раз­ви­тия.

В западноев­ропейских стра­нах собственные шко­лы медиевистики скла­ды­ва­лись и раз­ви­ва­лись пре­ж­де все­го в це­лях изу­че­ния национальной ис­то­рии (в от­ли­чие от медиевистики в Рос­сии или США). Ко­ли­че­ст­во цен­тров изу­че­ния средневековой ис­то­рии в Ев­ро­пе тра­ди­ци­он­но ве­ли­ко. Современную медиевистику от­ли­ча­ют «над­на­цио­наль­ные» свя­зи учё­ных, реа­ли­зуе­мые по­сред­ст­вом ор­га­ни­за­ции ме­ж­ду­народных про­ек­тов и на­учных групп, уч­ре­ж­де­ния или раз­ви­тия ме­ж­ду­народных ис­сле­до­вательских цен­тров в стра­нах Западной Ев­ро­пы (Дом на­ук о че­ло­ве­ке в Па­ри­же; Французская шко­ла в Афи­нах и Ри­ме, Вар­бург­ский институт в Лон­до­не и др.).

Круп­ные шко­лы медиевистики соз­да­ны в Ка­на­де, в ча­ст­но­сти в Пон­ти­фи­каль­ном институте в То­рон­то и в Университете Ла­ва­ля в Кве­бе­ке.

В современной французской медиевистик по-преж­не­му ак­туа­лен спор «ро­ма­ни­стов» и «гер­ма­ни­стов» о про­ис­хо­ж­де­нии средневекового строя, на­ча­тый ещё в XVII веке по­ле­ми­кой Ж. Б. Дю­бо с А. Бу­лен­ви­лье и Ш. Л. Мон­тес­кьё. Про­дол­жа­ет­ся дис­кус­сия, вы­зван­ная ра­бо­та­ми Ж. Дюр­лиа, от­стаи­вав­ше­го те­зис о со­хра­не­нии (кон­ти­нуи­те­те) римских фис­каль­ных ин­сти­ту­тов на про­тя­же­нии все­го ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья. В по­сле­во­ен­ной французской медиевистики боль­шое влия­ние при­об­ре­ла тео­рия «феодальной му­та­ции», или «феодальной ре­во­лю­ции» (Ж. Дю­би, П. Бон­нас­си, Р. Фос­сье, П. Ту­бер, Ж. П. По­ли и др.), сто­рон­ни­ки ко­то­рой при­да­ют ре­шаю­щее зна­че­ние пе­ре­ло­му, про­изо­шед­ше­му в ус­ло­ви­ях оформ­ле­ния фео­даль­но-вас­саль­ной сис­те­мы и по­ли­тической вла­сти круп­ных зе­мель­ных соб­ст­вен­ни­ков, воз­ник­но­ве­нию ры­цар­ст­ва и зам­ков. В 1990-е годы ве­ду­щие по­зи­ции ста­ли за­ни­мать «ан­тиму­та­цио­ни­сты» (Д. Бар­те­ле­ми, Р. Ле Жан, Л. Фел­лер), ос­па­ри­ваю­щие тео­рию «феодальной ре­во­лю­ции». С их точ­ки зре­ния, яв­ле­ния, ко­то­рые при­ня­то счи­тать ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми феодального об­ще­ст­ва, в той или иной ме­ре на­блю­да­лись уже в ка­ро­линг­скую эпо­ху.

Ме­дие­ви­сты Бель­гии (А. Пи­ренн, Ш. Вер­лин­ден, Л. Же­ни­ко и др.) и Ни­дер­лан­дов (Й. Хей­зин­га, В. Блок­манс и др.) вне­сли вклад в изу­че­ние средневековой ур­ба­ни­сти­ки, ис­то­рии тор­гов­ли, в т. ч. ра­бо­тор­гов­ли, ис­то­рии эко­но­ми­ки, по­ли­ти­ки и куль­ту­ры позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья и ран­не­го Но­во­го вре­ме­ни.

Ста­нов­ле­ние медиевистики как на­учной дис­ци­п­ли­ны в Ита­лии свя­за­но с дея­тель­но­стью Л. А. Му­ра­то­ри, из­да­те­ля мно­го­том­но­го сво­да ис­то­рических па­мят­ни­ков («Rerum ita­licarum scriptores». Mediolani, vol. 1-25, 1723-1751 годы) и ав­то­ра мно­го­численных тру­дов по ис­то­рии Ита­лии раз­ных пе­рио­дов. Вско­ре по­сле объ­е­ди­не­ния Ита­лии в Ри­ме был соз­дан Итальянский ис­то­рический институт (1883 год, с 1934 года Итальянский институт средневековой ис­то­рии), в ко­то­ром со­труд­ни­ча­ли круп­ней­шие итальянские ме­дие­ви­сты. В XX веке воз­ник це­лый ряд на­учных цен­тров ме­ж­ду­народного зна­че­ния: фонд Дж. Чи­ни в Ве­не­ции (1951 год), Институт ис­то­рии ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья в Спо­ле­то (1952 год), Ме­ж­ду­народный институт эко­но­мической ис­то­рии имени Ф. Да­ти­ни в Пра­то (1967 год), Итальянское общество изу­че­ния латинского Сред­не­ве­ко­вья во Фло­рен­ции (1978 год), Центр изу­че­ния Сред­не­ве­ко­вья в Па­лер­мо (1979 год). Итальянские ме­дие­ви­сты из­вест­ны свои­ми ра­бо­та­ми в об­лас­ти изу­че­ния куль­ту­ры эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния (Ф. Де Санк­тис, А. Са­по­ри, Э. Га­рен, В. Бран­ка и др.), ур­ба­ни­сти­ки, средневекового де­ло­про­из­вод­ст­ва, тор­гов­ли, мо­ре­пла­ва­ния и ко­ло­ни­за­ции (Дж. Луц­цат­то, К. Чи­пол­ла, Р. Чес­си, Ф. Ме­лис, У. Туч­чи, Дж. Пис­та­ри­но и др.). Пап­ский Гри­го­ри­ан­ский университет, Ва­ти­кан­ские ар­хив и библиотека, институты Ва­ти­ка­на (Пап­ский восточной институт, Пап­ский институт хри­сти­ан­ской ар­хео­ло­гии и др.) и пап­ские ака­де­мии на­ук ве­дут ин­тен­сив­ные ис­сле­до­ва­ния ис­то­рии Церк­ви и ка­то­лических мис­сий, ру­ко­пис­но­го на­сле­дия Сред­не­ве­ко­вья.

Ста­нов­ле­ние медиевистики как на­учной дис­ци­п­ли­ны в Да­нии и Нор­ве­гии свя­за­но с тру­да­ми Ар­ни Маг­нус­со­на (1663-1730 годы) и Я. Лан­ге­бе­ка (1710-1775 годы), за­ло­жив­ши­ми ос­но­вы скандинавского ис­точ­ни­ко­ве­де­ния, а так­же с пер­вой «Ис­то­ри­ей Нор­веж­ско­го го­су­дар­ст­ва» («Norges Riiges Historie», bd 1-3, 1771-1781 годы) Г. Шё­нин­га. В 1767 году в городе Трон­хейм соз­да­но Ко­ро­лев­ское норвежское общество учё­ных, став­шее цен­тром ис­то­рических ис­сле­до­ва­ний. В 1772 году для изу­че­ния средневековых ру­ко­пи­сей, пе­ре­ве­зён­ных Ар­ни Маг­нус­со­ном из Ис­лан­дии в Да­нию, в Ко­пен­га­ге­не соз­да­но Ар­не­маг­не­ан­ское со­б­ра­ние, ко­то­рое впо­след­ст­вии лег­ло в ос­но­ву фон­да Ар­не­маг­не­ан­ско­го института (1956 год) при Ко­пен­га­ген­ском университете.

В тру­дах пред­ста­ви­те­лей датской шко­лы М. (Л. Холь­берг, К. Эрс­лев, А. Ху­де) изу­ча­лось об­щественно-по­ли­тической уст­рой­ст­во средневековой Да­нии. В XX веке ис­сле­до­ва­лись про­бле­мы ис­то­рии датского кре­сть­ян­ст­ва и средневекового датского зем­ле­вла­де­ния (Э. Аруп), средневековой датской эко­но­ми­ки и по­зе­мель­ных от­но­ше­ний (Э. Уль­сиг), по­ли­тической и со­ци­аль­ной ис­то­рии, ис­то­рии пра­ва (А. Э. Кри­стен­сен, П. Йор­ген­сен, О. Фен­гер, П. Ан­дер­сен, М. Гель­тинг, М. Кре­мер).

Главным цен­тром медиевистики в Ис­лан­дии яв­ля­ет­ся Ар­не­маг­не­ан­ское со­б­ра­ние в Рей­кья­ви­ке (с 1971 года). Ве­дут­ся ис­сле­до­ва­ния по по­ли­тической ис­то­рии Ис­лан­дии, Церк­ви, норвежскому влия­нию в Ис­лан­дии (Йон Ви­дар Си­гюр­дс­сон).

Су­ще­ст­вен­ный вклад в изу­че­ние ис­то­рии При­ду­на­вья и При­чер­но­мо­рья вне­сла румынская медиевистика (Н. Йор­га, Г. Брэ­тиа­ну, Ш. Па­па­ко­стя, Ш. Ан­д­рее­ску и др.) с цен­тра­ми в университетах Бу­ха­ре­ста, Клу­жа, Ясс, Институте ис­то­рии «Ни­ко­лае Йор­га» Румынской Академии наук.

Ме­дие­ви­сты Из­раи­ля ис­сле­ду­ют во­про­сы ис­то­рии Восточного Сре­ди­зем­но­мо­рья, средневековой тор­гов­ли (Э. Аш­тор, Д. Яко­би, Б. Ар­бель), ев­ре­ев в сред­ние ве­ка (Я. Кац, Ш. Гой­тейн, М. Бен-Сас­сон и др.).

Оте­че­ст­вен­ная ме­дие­ви­сти­ка

Фор­ми­ро­ва­ние медиевистики как специальной об­лас­ти на­учного зна­ния и пре­по­да­ва­ния в отечественно нау­ке на­ча­лось на ру­бе­же 1830-1840-х годов в Московском университете, позд­нее в университетах Санкт-Пе­тер­бур­га, Харь­ко­ва, Кие­ва и Ка­за­ни. Ин­те­рес в об­ще­ст­ве к ис­то­рии в це­лом и ис­то­рии Западной Ев­ро­пы в ча­ст­но­сти сти­му­ли­ро­вал­ся по­ли­тическоц си­туа­ци­ей, кри­зи­сом феодально-кре­по­ст­нической сис­те­мы, по­ис­ка­ми от­ве­тов на во­про­сы о судь­бах кре­сть­ян­ст­ва и ро­ли са­мо­дер­жа­вия.

Отечественная медиевистика раз­ви­ва­лась в рам­ках об­ще­ев­ро­пей­ской на­учной тра­ди­ции, со­хра­няя свое­об­ра­зие национальной шко­лы. Пер­вый русский ме­дие­вист Т. Н. Гра­нов­ский и его уче­ни­ки (П. Н. Куд­ряв­цев, С. В. Ешев­ский) ра­бо­та­ли в рам­ках рас­про­стра­нён­но­го в Ев­ро­пе по­ли­ти­ко-пра­во­во­го на­прав­ле­ния в изу­че­нии ис­то­рии, при этом во мно­гом пред­вос­хи­ти­ли на­би­рав­ший си­лу по­зи­ти­визм. Пред­ста­ви­те­лей шко­лы Гра­нов­ско­го от­ли­ча­ли при­зна­ние за ис­то­ри­ей на­зна­че­ния нау­ки, рас­кры­ваю­щей за­ко­но­мер­но­сти внутреннего раз­ви­тия об­ще­ст­ва, вни­ма­ние к ис­точ­ни­кам и ме­то­ди­ке ра­бо­ты с ни­ми, по­пыт­ки ком­плекс­но­го ви­де­ния ис­то­рического про­цес­са с ин­те­ре­сом как к ма­те­ри­аль­ным, так и ду­хов­ным фор­мам об­щественной жиз­ни, а так­же на­ме­ре­ние при­ме­нить «со­ци­аль­ный под­ход» к по­ли­тической и ду­хов­ной ис­то­рии.

По­зи­ти­ви­ст­ское на­прав­ле­ние в отечественной медиевистике име­ло осо­бый ус­пех в об­лас­ти со­ци­аль­но-эко­но­мической ис­то­рии, ко­то­рая со второй половины 1870-х годов за­ня­ла ве­ду­щее по­ло­же­ние. С со­ци­аль­но-эко­но­мическими ис­сле­до­ва­ния­ми свя­за­ны са­мые зна­чительные дос­ти­же­ния до­ре­во­лю­ци­он­ной отечественной медиевистики, по­лу­чив­шей в конце XIX века ме­ж­ду­народное при­зна­ние. К стар­ше­му по­ко­ле­нию пред­ста­ви­те­лей это­го на­прав­ле­ния при­над­ле­жа­ли вос­пи­тан­ни­ки и про­фес­со­ра Московского университета Н. И. Ка­ре­ев, П. Г. Ви­но­гра­дов, М. М. Ко­ва­лев­ский, Д. М. Пет­ру­шев­ский, вы­пу­ск­ник Ки­ев­ско­го университета И. В. Лу­чиц­кий. Отечественные ме­дие­ви­сты раз­ра­ба­ты­ва­ли об­щин­ную тео­рию, осо­бен­но­стя­ми ко­то­рой бы­ли от­каз от чис­то юри­дического тол­ко­ва­ния про­бле­мы про­ис­хо­ж­де­ния об­щи­ны и при­зна­ние при­ма­та про­из­водственного фак­то­ра в этом про­цес­се, гиб­кое ре­ше­ние во­про­са о ро­ли и со­от­но­ше­нии об­щи­ны и вот­чи­ны. Спе­циа­ли­сты по со­ци­аль­но-эко­но­мической ис­то­рии так­же ин­те­ре­со­ва­лись средневековой по­ли­тической ис­то­ри­ей, че­му спо­соб­ст­во­ва­ла ост­ро­та по­ли­тической борь­бы в Рос­сии на­ка­ну­не и по­сле Ре­во­лю­ции 1905-1907 годов. В кон­тек­сте но­ва­тор­ских в то вре­мя по­пы­ток со­пря­же­ния по­ли­тической и со­ци­аль­ной ис­то­рии ис­сле­до­ва­лись об­щественный строй Анг­лии в XIII-XV веках, про­ис­хо­ж­де­ние со­слов­ной мо­нар­хии, со­ци­аль­ная при­ро­да ре­фор­ма­ци­он­но­го дви­же­ния во Фран­ции.

Отечественным ме­дие­ви­стам при­над­ле­жат тру­ды по ис­то­рии аль­би­гой­цев и их вре­ме­ни (профессор Ка­зан­ско­го университета Н. А. Осо­кин), сла­вя­но-германских от­но­ше­ний и ко­ло­ни­за­ции Мек­лен­бур­га (Д. Н. Его­ров), средневековой Церк­ви (В. В. Бо­ло­тов, А. П. Ле­бе­дев, И. И. Со­ко­лов, протоиерей Г. Фло­ров­ский и др.).

Жё­ст­кие идео­ло­гические им­пе­ра­ти­вы в ме­то­до­логии оп­ре­де­ля­ли объ­ект и ма­не­ру ис­сле­до­ва­ния, соз­да­вая ве­ру в ав­то­ри­те­ты и фор­ми­руя не­оп­рав­дан­ный кри­ти­цизм по от­но­ше­нию к западным и до­ре­во­лю­ци­он­ным «бур­жу­аз­ным» тру­дам. По­след­нее, в свою оче­редь, ве­ло к изо­ля­ции отечественной нау­ки. Вме­сте с тем по­ли­ти­зи­ров. идео­ло­гия не мог­ла вос­пре­пят­ст­во­вать раз­ви­тию нау­ки. В си­лу са­мо­го объ­ек­та ис­сле­до­ва­ния медиевистика не бы­ла пол­но­стью изо­ли­ро­ва­на от ми­ро­во­го ис­то­рического зна­ния (что не ре­ша­ло про­бле­му его аде­к­ват­но­го вос­при­ятия). Пред­мет изу­че­ния медиевистики, не­об­хо­ди­мость вы­со­ко­го уров­ня профессиональной под­го­тов­ки за­труд­ня­ли на­учную спе­ку­ля­цию; хро­но­ло­гическую от­да­лён­ность сю­же­тов, яв­ляв­ших­ся пред­ме­том медиевистики, в оп­ре­де­лён­ной сте­пе­ни уво­ди­ла учё­ных от ост­рых кол­ли­зий по­ли­тической борь­бы.

По­ста­нов­ле­ние ЦК ВКП(б) и СНК СССР 1934 о пре­по­да­ва­нии гражд. ис­то­рии вос­ста­но­ви­ло М. в ун-тах Мо­ск­вы, Ле­нин­гра­да, Горь­ко­го, где бы­ли ос­но­ва­ны спе­циа­ли­зир. ка­фед­ры ис­то­рии сред­них ве­ков. Ме­то­дич., на­уч.-ис­сле­до­ват. цен­тра­ми, а так­же важ­ней­ши­ми шко­ла­ми под­го­тов­ки кад­ров отеч. ме­дие­ви­стов ста­ли ка­фед­ры сред­них ве­ков в МГУ и ЛГУ. Со­труд­ни­ка­ми этих ка­федр бы­ли круп­ней­шие отеч. учё­ные – Е. А. Кос­мин­ский, С. Д. Сказ­кин, Н. П. Гра­ци­ан­ский, А. И. Удаль­цо­ва, В. В. Сто­клиц­кая-Те­реш­ко­вич, М. М. Сми­рин, А. И. Не­усы­хин (МГУ); М. В. Лев­чен­ко, М. А. Гу­ков­ский, О. А. До­би­аш-Ро­ж­де­ст­вен­ская, А. Д. Люб­лин­ская, В. И. Ру­тен­бург (ЛГУ). Про­фес­со­ра уни­вер­си­те­тов под­дер­жи­ва­ли тра­ди­ци­он­но тес­ные свя­зи со внёс­ши­ми боль­шой вклад в отеч. М. учё­ны­ми Ин-та ис­то­рии АН СССР. М. ста­ла ус­пеш­но раз­ви­вать­ся в Моск. гос. пе­да­го­гич. ин-те им. Ле­ни­на (Н. П. Гра­ци­ан­ский, В. Ф. Се­мё­нов и др.), в Горь­ков­ском (С. И. Ар­хан­гель­ский), Ураль­ском (М. Я. Сю­зю­мов), Том­ском (А. И. Да­ни­лов) и др. ун-тах. Со 2-й пол. 1930-х гг. и до кон. 1960-х гг. ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти со­ци­аль­но-эко­но­мич. ис­то­рии ос­та­ва­лись при­ори­тет­ны­ми, что объ­яс­ня­лось за­да­ча­ми раз­ра­бот­ки мар­кси­ст­ской кон­цеп­ции фео­да­лиз­ма и кри­тич. от­но­ше­ни­ем к ис­то­рио­гра­фии 19 – нач. 20 вв. с её пред­став­ле­ния­ми о фео­да­лиз­ме как о сис­те­ме по­ли­тич. от­но­ше­ний.

В пер­вые по­сле­во­ен­ные де­ся­ти­ле­тия ис­клю­чит. роль в раз­ра­бот­ке тео­рии ге­не­зи­са фео­да­лиз­ма сыг­рал А. И. Не­усы­хин. Ха­рак­те­ри­сти­ка вос­соз­дан­ной им по ис­точ­ни­кам «др.-герм. об­щи­ны» и вы­де­ле­ние «до­фе­о­даль­но­го пе­рио­да» как осо­бо­го эта­па в раз­ви­тии пер­во­быт­но-об­щин­но­го строя по сво­ему зна­че­нию вы­шли за рам­ки зап.-ев­роп. ис­то­рии. С сер. 1950-х гг. и до 1970-х гг. те­ма ге­нези­са фео­да­лиз­ма изу­ча­лась на ма­те­риа­ле ост­гот­ской Ита­лии и Ви­зан­тии (З. В. Удаль­цо­ва), вест­гот­ской Ис­па­нии (А. Р. Кор­сун­ский). Про­дол­жи­лись ис­сле­до­ва­ния по ис­то­рии ср.-век. Гер­ма­нии (Л. Т. Миль­ская, А. И. Да­ни­лов), Анг­лии и Нор­ве­гии (М. А. Барг, А. Я. Гу­ре­вич, К. Ф. Са­ве­ло). Эти ис­сле­до­ва­ния под­го­то­ви­ли вы­ра­бот­ку отеч. учёны­ми ти­по­ло­гич. мо­де­ли ге­не­зи­са фео­да­лиз­ма, ком­по­нен­та­ми ко­то­рой бы­ли на­зва­ны: на­ли­чие или от­сут­ст­вие син­те­за рим. и вар­вар­ско­го на­чал, ха­рак­тер это­го син­те­за, уро­вень раз­ви­тия вар­вар­ских пле­мён, про­дол­жи­тель­ность взаи­мо­дей­ст­вия и др. Ис­поль­зуя эту мо­дель, Е. В. Гут­но­ва и Удаль­цо­ва раз­ра­бо­та­ли ти­по­ло­гич. кар­ти­ну про­цес­са фео­да­ли­за­ции на всей тер­ри­то­рии Ев­ро­пы.

В тру­дах Е. А. Кос­мин­ско­го и С. Д. Сказ­ки­на про­дол­жа­лось изу­че­ние об­щи­ны и вот­чи­ны в ус­ло­ви­ях то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний. В 1940–60-х гг. во­зоб­но­ви­лось ис­сле­до­ва­ние ис­то­рии 16–17 вв.; бы­ли соз­да­ны тру­ды по со­ци­аль­но-по­ли­тич. ис­то­рии Фран­ции (Б. Ф. Порш­нев и А. Д. Люб­лин­ская), со­ци­аль­но- эко­но­мич. и по­ли­тич. ис­то­рии Анг­лии (С. И. Ар­хан­гель­ский, В. Ф. Се­мё­нов) и Гер­ма­нии (М. М. Сми­рин). На­ча­лось изу­че­ние кре­сто­вых по­хо­дов (М. А. За­бо­ров). Боль­шой вклад в раз­ви­тие М. в це­лом вно­си­ло ви­зан­ти­но­ве­де­ние.

Кар­ти­ну со­ци­аль­но-эко­но­мич. ис­то­рии ср.-век. об­ще­ст­ва до­пол­ни­ли тру­ды ис­сле­до­ва­те­лей гор. ис­то­рии, за­ло­жив­шие ос­но­вы отеч. ур­ба­ни­сти­ки. Ини­циа­ти­ва и ис­клю­чит. роль в оформ­ле­нии её в ка­че­ст­ве спец. на­прав­ле­ния при­над­ле­жа­ла В. В. Сто­клиц­кой-Те­реш­ко­вич (МГУ), ко­то­рая стре­ми­лась рас­крыть феод. при­ро­ду го­ро­да, ис­сле­до­вав его воз­ник­но­ве­ние, ор­га­ни­за­цию ре­мес­ла, спе­ци­фи­ку гор. со­сло­вия.

В 1960–80-х гг. за­мет­но рас­ши­рились гео­гра­фич. аре­ал и те­ма­ти­ка М. Изу­ча­лась ис­то­рия ран­не­сред­не­ве­ко­во­го го­ро­да (А. А. Сва­нид­зе, Я. А. Ле­виц­кий и др.), поя­ви­лись тру­ды по ис­то­рии го­ро­да и де­рев­ни в Ита­лии (Л. А. Ко­тель­ни­ко­ва, В. И. Ру­тен­бург, А. Д. Ро­ло­ва, М. Л. Аб­рам­сон, В. В. Са­мар­кин и др.), Гер­ма­нии (В. Е. Май­ер), Фран­ции (Ю. Л. Бес­смерт­ный, Я. Д. Се­ро­вай­ский), Анг­лии (Я. А. Ле­виц­кий, А. А. Ки­рил­ло­ва, Л. П. Ре­пи­на), Ир­лан­дии (Т. С. Оси­по­ва, Ю. М. Сап­ры­кин), Ис­па­нии (О. И. Варь­яш, С. Д. Чер­во­нов). В Са­ра­тов­ском ун-те С. М. Стам воз­гла­вил на­уч. центр ур­ба­ни­сти­ки (с 1968 из­да­ёт­ся еже­год­ник «Сред­не­ве­ко­вый го­род»), в Горь­ком по­явил­ся центр по изу­че­нию ис­то­рии Сре­ди­зем­но­мо­рья и Анг­лии (Н. П. Со­ко­лов, Е. В. Куз­не­цов). Ор­га­нич. ча­стью со­ци­аль­но-эко­но­мич. ис­сле­до­ва­ний ста­ли раз­ра­бот­ки те­мы то­вар­но­го про­из-ва и ге­не­зи­са ка­пи­та­лиз­ма (М. М. Сми­рин, В. И. Ру­тен­бург, А. Н. Чис­то­зво­нов и др.). В. П. Шу­ша­рин и Т. П. Гу­са­ро­ва на­ча­ли изу­че­ние вен­гер­ско­го, Л. Е. Се­мё­но­ва – рум. Сред­не­ве­ко­вья. Ут­вер­ди­лась важ­ная осо­бен­ность нац. шко­лы ме­дие­ви­стов (ко­то­рая от­ли­ча­ет отеч. М. и се­го­дня) – раз­но­об­ра­зие стра­но­ведч. спе­циа­ли­за­ции.

Тен­ден­ция к изу­че­нию пре­им. со­ци­аль­но-эко­но­мич. ис­то­рии бы­ла в из­вест­ной ме­ре урав­но­ве­ше­на оформ­ле­ни­ем на­прав­ле­ния по­ли­тич. и гос. ис­то­рии. Ис­то­рию го­су­дар­ст­ва ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья все­сто­рон­не ис­сле­до­вал А. Р. Кор­сун­ский. Тра­ди­цию изу­че­ния со­слов­ной мо­нар­хии на англ. ма­те­риа­ле воз­ро­ди­ла Е. В. Гут­но­ва. Сло­жи­лись шко­лы по изу­че­нию аб­со­лют­ной мо­нар­хии на англ., франц. и исп. ма­те­риа­ле (С. Д. Сказ­кин, В. В. Шток­мар, А. Д. Люб­лин­ская, Б. Ф. Порш­нев, А. Н. Чис­то­зво­нов, В. Н. Ма­лов и др.). Бы­ла на­ча­та раз­ра­бот­ка те­мы со­слов­ной мо­нар­хии на франц. ма­те­риа­ле с ак­цен­ти­ров­кой со­ци­аль­ной при­ро­ды этой фор­мы государства (Н. А. Ха­ча­ту­рян). Ис­сле­до­ва­ни­ем по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии за­ни­мал­ся Н. Ф. Ко­лес­ниц­кий.

Ка­фед­ра ЛГУ (М. А. Гу­ков­ский, А. И. Хо­мен­тов­ская, Г. Л. Кур­ба­тов, А. Н. Не­ми­лов) со­хра­ни­ла и пре­ум­но­жи­ла до­ре­во­лю­ци­он­ные тра­ди­ции в об­лас­ти куль­тур­ной и ду­хов­ной ис­то­рии Сред­не­ве­ко­вья. В Мо­ск­ве при со­дей­ст­вии С. Д. Сказ­ки­на на­уч. цен­тром по изу­че­нию куль­ту­ры Воз­ро­ж­де­ния ста­ла ка­фед­ра МГУ. Уче­ни­це Сказ­ки­на – Н. А. Си­до­ро­вой при­над­ле­жа­ло ис­сле­до­ва­ние спе­ци­фи­ки гор. куль­ту­ры Фран­ции и твор­че­ст­ва П. Абе­ля­ра. Важ­ную часть ис­сле­до­ва­ний ду­хов­ной жиз­ни ср.-век. об­ще­ст­ва со­ста­ви­ли ра­бо­ты, по­свя­щён­ные дви­же­ни­ям, оп­по­зи­ци­он­ным ка­то­лич. Церк­ви (ере­сям) в эпо­ху клас­сич. Сред­не­ве­ко­вья, и ре­фор­ма­ци­он­ным дви­же­ни­ям в его позд­ний пе­ри­од (С. Д. Сказ­кин, В. В. Са­мар­кин, В. Л. Ке­ров, Б. Я. Рамм, М. М. Сми­рин). В тру­дах Е. В. Гут­но­вой и Ю. М. Сап­ры­ки­на под­ни­ма­лись про­бле­мы кре­сть­ян­ско­го соз­на­ния и идео­ло­гии. Боль­шой вклад в изу­че­ние со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии и мен­таль­но­сти ср.-век. об­ще­ст­ва, его нар. куль­ту­ры и гос­под­ствую­щих пред­став­ле­ний внёс А. Я. Гу­ре­вич. Сло­жи­лось це­лое на­прав­ле­ние по изу­че­нию ис­то­рии куль­ту­ры ев­роп. Воз­ро­ж­де­ния (Л. М. Бра­ги­на, М. Л. Аб­рам­сон, А. Х. Гор­фун­кель, Л. М. Бат­кин, А. Э. Штек­ли, В. М. Во­ло­дар­ский, О. Ф. Куд­ряв­цев, М. А. Юсим, Н. В. Ре­вя­ки­на, С. М. Стам, Н. И. Де­вя­тай­ки­на, И. Я. Эль­фонд, И. А. Крас­но­ва).

Неск. из­да­ний уни­вер­си­тет­ско­го учеб­ни­ка по ис­то­рии средних ве­ков, соз­дан­ных при уча­стии Е. А. Кос­мин­ско­го, С. Д. Сказ­ки­на и др., от­ра­зи­ли про­цесс раз­ви­тия нау­ки и за­ло­жи­ли фун­да­мент пре­по­да­ва­ния этой дис­ци­п­ли­ны в ун-тах. За­да­чи пре­по­да­ва­ния М. обу­сло­ви­ли ис­сле­до­ва­ния ис­то­рио­гра­фии (О. Л. Вайн­штейн, Е. А. Кос­мин­ский, Е. В. Гут­но­ва, З. В. Удаль­цо­ва, Г. Л. Кур­ба­тов, М. В. Ал­па­тов, А. И. Да­ни­лов, Б. Г. Мо­гиль­ниц­кий). Уче­ник А. И. Не­усы­хи­на – Да­ни­лов ос­но­вал центр по изу­че­нию ис­то­рио­гра­фии в Ка­зан­ском и Том­ском ун-тах.

Важ­ный вклад в раз­ви­тие вспо­мо­гат. дис­ци­п­лин и пуб­ли­ка­цию ис­точ­ни­ков вне­сли ка­фед­ра ЛГУ и Ле­нингр. от­де­ле­ние Ин-та ис­то­рии АН СССР (тру­ды О. А. До­би­аш-Ро­ж­де­ст­вен­ской, А. Д. Люб­лин­ской, Е. Ч. Скржин­ской, В. И. Ру­тен­бур­га, Л. И. Ки­се­лё­вой, В. И. Ма­жу­ги).

С кон. 1950-х – 1960-х гг. в отеч. М. про­ис­хо­дил по­сте­пен­ный от­каз от огуль­ной кри­ти­ки за­ру­беж­ной ис­то­рио­гра­фии, свя­зан­ной с пред­став­ле­ни­ем об об­щем кри­зи­се «бур­жу­аз­ной» нау­ки. С сер. 1950-х гг. воз­ро­ди­лись кон­так­ты сов. и за­ру­беж­ных учё­ных (уча­стие в ме­ж­ду­нар. кон­грес­сах в Ри­ме, Сток­голь­ме, Ве­не, Мо­ск­ве, ор­га­ни­за­ция про­блем­ных кон­фе­рен­ций, вос­ста­нов­ле­ние прак­ти­ки ко­ман­ди­ро­вок для ра­бо­ты в за­ру­беж­ных ар­хи­вах и на­уч. цен­трах, пуб­ли­ка­ции отеч. учё­ных в за­ру­беж­ных из­да­ни­ях). На иностр. язы­ки бы­ли пе­ре­ве­де­ны тру­ды Е. А. Кос­мин­ско­го, М. М. Сми­ри­на, А. И. Не­усы­хи­на, Б. Ф. Порш­не­ва, позд­нее – Л. А. Ко­тель­ни­ко­вой, А. Д. Люб­лин­ской, А. Я. Гу­ре­ви­ча, С. П. Кар­по­ва и др., а так­же пер­вый в по­сле­во­ен­ный пе­ри­од кол­лек­тив­ный обоб­щаю­щий труд, от­ра­зив­ший мар­кси­ст­скую кон­цеп­цию ис­то­рии зап. Сред­не­ве­ко­вья, – «Все­мир­ная ис­то­рия» (т. 3–4, 1957–58).

Важ­ным яв­ле­ни­ем в раз­ви­тии нау­ки в 1940–60-х гг. ста­ли дис­кус­сии о феод. соб­ст­вен­но­сти и мес­те вне­эко­но­мич. при­ну­ж­де­ния в сис­те­ме феод. от­но­ше­ний, о при­ро­де ср.-век. го­ро­да, то­вар­но­го про­из-ва и ро­ли по­след­не­го в ге­не­зи­се ка­пи­та­лиз­ма; о ро­ли клас­со­вой борь­бы, при­ро­де Воз­ро­ж­де­ния и гу­ма­низ­ма, Ре­фор­ма­ции и Кре­сть­ян­ской вой­ны 1524–1525 в Гер­ма­нии. Под зна­ком «ох­ра­ни­тель­ных» тен­ден­ций про­шли дис­кус­сии на ру­бе­же 1960–70-х гг. о ге­не­зи­се и при­ро­де фео­да­лиз­ма, в хо­де ко­то­рых рез­кой кри­ти­ке под­верг­лись М. А. Барг, А. Я. Гу­ре­вич, Ю. Л. Бес­смерт­ный.

Пре­одо­ле­ние по­сте­пен­но на­сту­паю­ще­го кри­зи­са в М. бы­ло свя­за­но с по­ли­тич. из­ме­не­ния­ми в стра­не, пе­рио­дом «от­тепе­ли» и осо­бен­но с по­ли­ти­кой пе­ре­строй­ки. С об­ре­те­ни­ем нау­кой сво­бо­ды вы­бо­ра ме­то­до­ло­гии в нач. 1990-х гг. был по­ло­жен ко­нец мо­но­по­лии мар­ксиз­ма. В ус­ло­ви­ях от­хо­да от идео­ло­гич. дик­та­та, жёс­т­ко­го ад­ми­ни­ст­ри­ро­ва­ния и по­ощ­ре­ния на­уч. ини­циа­ти­вы про­изо­шёл оче­вид­ный рост ис­сле­до­ват. и из­дат. ак­тив­но­сти, рез­ко вы­рос­ло ко­ли­че­ст­во пе­ре­во­дов на рус. яз. ис­точ­ни­ков и иностр. на­уч. лит-ры.

В отеч. М. с нач. 1990-х гг. вы­де­ля­ет­ся неск. осн. ис­сле­до­ват. на­прав­ле­ний. Изу­че­ние ду­хов­ной жиз­ни и куль­ту­ры ср.-век. об­ще­ст­ва пред­став­ле­но мно­го­числ. на­уч. цен­тра­ми и груп­па­ми в рам­ках Ин-та все­об­щей ис­то­рии РАН (ИВИ РАН), сто­лич­ных и ре­гио­наль­ных ун-тов: на­уч. центр под рук. А. Я. Гу­ре­ви­ча и его пре­ем­ни­ков; груп­па по изу­че­нию куль­ту­ры Воз­ро­ж­де­ния (Л. М. Бра­ги­на), груп­па по изу­че­нию мик­ро­ис­то­рии (Ю. Л. Бес­смерт­ный, М. А. Бой­цов) со свои­ми пе­чат­ны­ми из­да­ния­ми, на­уч. груп­па «Власть и об­ще­ст­во» (Н. А. Ха­ча­ту­рян), центр ин­тел­лек­ту­аль­ной ис­то­рии (Л. П. Ре­пи­на).

Ор­га­ни­за­ция на­уч. уси­лий спе­циа­ли­стов в об­лас­ти по­ли­тич. ис­то­рии спо­соб­ст­во­ва­ла пре­одо­ле­нию свой­ст­вен­ной сов. М. не­до­оцен­ки ро­ли по­ли­тич. фак­то­ра в об­ществ. раз­ви­тии, а так­же за­мет­но­му об­нов­ле­нию те­ма­ти­ки: изу­че­ние про­бле­мы «вла­ст­во­ва­ния» в её со­цио­логич. и куль­тур­но-ис­то­рич. ас­пек­те, ре­пре­зен­та­ции и са­краль­ной при­ро­ды вла­сти, эво­лю­ции при­ро­ды вла­сти и го­су­дар­ст­ва (Н. А. Ха­ча­ту­рян, О. В. Дмит­рие­ва, Т. П. Гу­са­ро­ва, О. С. Вос­ко­бой­ни­ков в МГУ, Ю. П. Ма­ли­нин, С. Е. Фё­до­ров, А. Ю. Про­копь­ев в С.-Петерб. гос. ун-те, С. К. Ца­ту­ро­ва в ИВИ РАН). Пред­ме­том ис­сле­до­ва­ний М. А. Бой­цо­ва стал по­ли­тич. сим­во­лизм Сред­не­ве­ко­вья.

Сис­тем­ный ана­лиз пе­рио­да пе­ре­хо­да от ан­тич­но­сти к Сред­не­ве­ко­вью пред­став­лен в мо­но­гра­фии И. С. Фи­лип­по­ва о юж. об­лас­тях Фран­ции («Сре­ди­зем­но­мор­ская Фран­ция в ран­нее сред­не­ве­ко­вье: Про­бле­ма ста­нов­ле­ния фео­да­лиз­ма», 2000). В цен­тре вни­ма­ния И. С. Фи­лип­по­ва, а так­же М. В. Ви­но­ку­ро­вой, ав­тора мо­но­гра­фии, по­свя­щён­ной Анг­лии позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья («Мир анг­лий­ско­го ма­но­ра», 2004), – ма­ло изу­чае­мые в совр. отеч. М. про­бле­мы зе­мель­ной соб­ст­вен­но­сти и су­деб де­рев­ни.

Важ­ное на­прав­ле­ние отеч. М. – ис­то­рия эко­но­мич. свя­зей, тор­гов­ли и тор­го­вых фак­то­рий, ср.-век. ко­ло­ни­за­ции. Ис­сле­до­ва­ния в этой об­лас­ти осу­ще­ст­в­ля­ет груп­па учё­ных под рук. С. П. Кар­по­ва, ве­ду­щих ком­плекс­ное изу­че­ние ис­то­рии ре­гио­нов Сре­ди­зем­но­го и Чёр­но­го мо­рей как важ­ной кон­такт­ной зо­ны Вос­то­ка, Зап. и Вост. Ев­ро­пы. Боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся раз­ра­бот­ке во­про­сов ис­то­рии мо­ре­пла­ва­ния, фи­нан­сов и но­та­риа­та, де­неж­но­го об­ра­ще­ния в Сред­не­ве­ко­вье. Прин­ци­пи­аль­но но­вым яв­ля­ет­ся сис­тем­ное при­вле­че­ние ма­те­риа­лов за­ру­беж­ных (пре­ж­де все­го италь­ян­ских) ар­хи­вов и со­став­ле­ние об­шир­ных баз дан­ных ис­точ­ни­ков. Пе­чат­ный ор­ган это­го на­прав­ле­ния – пе­рио­дич. из­да­ние «При­чер­но­мо­рье в сред­ние ве­ка» (с 1991, М.; СПб.).

На­прав­ле­ние со­ци­аль­ной ис­то­рии ха­рак­те­ри­зу­ет су­ще­ст­вен­ное уг­луб­ле­ние кар­ти­ны со­ци­аль­ной струк­ту­ры об­ще­ст­ва и её эво­лю­ции с ин­те­ре­сом к со­слов­ной стра­ти­фи­ка­ции, ре­мес­лен­ной, пар­ла­мент­ской и уни­вер­си­тет­ской кор­по­раци­ям, ма­лым груп­пам и общ­но­стям, ис­то­рии по­все­днев­но­сти (Н. А. Ха­ча­турян, С. К. Ца­ту­ро­ва, С. Е. Фё­до­ров, А. Ю. Про­копь­ев, В. А. Ве­дюш­кин, Т. П. Гу­са­ро­ва и др.). Зна­чит. вклад в изу­че­ние со­ци­аль­ной и ин­сти­ту­цио­наль­ной ис­то­рии Фран­ции 16 в. вне­сли тру­ды П. Ю. Ува­ро­ва.

В об­лас­ти ур­ба­ни­сти­ки осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся ци­ви­ли­за­ци­он­но­му кон­тек­сту в ис­то­рии го­ро­да и ран­не­му го­ро­ду (А. А. Сва­нид­зе, А. Л. Яс­т­ре­биц­кая, Е. Н. Ки­рил­ло­ва). В разл. ас­пек­тах изу­ча­ют­ся ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ния в пе­ри­од Сред­не­ве­ко­вья: ис­то­рия кре­сто­вых по­хо­дов и го­су­дарств кре­сто­нос­цев на Вос­то­ке (С. П. Кар­пов, С. И. Лу­чиц­кая, С. В. Близ­нюк), Сто­лет­няя вой­на 1337–1453 (В. И. Рай­цес, Н. И. Ба­сов­ская, О. И. То­гое­ва и др.), внеш­няя по­ли­ти­ка го­су­дарств позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья и ран­не­го Но­во­го вре­ме­ни (Ю. Е. Иво­нин, О. В. Дмит­рие­ва и др.).

Важ­ные ис­сле­до­ва­ния ис­то­рии Сканд. стран про­ве­ли А. Я. Гу­ре­вич, А. А. Сва­нид­зе, Е. А. Мель­ни­ко­ва и др., Вел. пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов – В. П. Бу­да­но­ва, ис­то­рии куль­ту­ры Ита­лии – В. И. Уко­ло­ва, О. Ф. Куд­ряв­це­в и М. А. Юсим. Сви­де­тель­ст­вом об­нов­ле­ния отеч. М. яв­ля­ет­ся воз­ро­ж­де­ние ин­те­ре­са к ре­лиг. и цер­ков­ной ис­то­рии [С. Л. Плеш­ко­ва, Г. М. Про­хо­ров, митр. Ила­ри­он (Ал­феев), Н. Ф. Ус­ков и др.], ис­то­рии пра­ва (И. С. Фи­лип­пов, О. И. Варь­яш, И. И. Ши­ло­ва-Варь­яш и др.). Ген­дер­ные ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти М. про­водит груп­па под рук. Л. П. Ре­пи­ной. Ср.-век. ге­раль­ди­ка ста­ла объ­ек­том спец. ис­сле­до­ва­ний А. П. Чер­ных, В. А. Ан­то­но­ва и др.

Боль­шое вни­ма­ние отеч. ме­дие­ви­сты уде­ля­ют «рос­си­ке» – изу­че­нию ма­те­риа­лов по ис­то­рии на­шей стра­ны, хра­ня­щих­ся в за­ру­беж­ных ар­хи­вах и биб­лио­те­ках. Важ­ных ре­зуль­та­тов в этой об­лас­ти дос­тиг­ли Б. Н. Фло­ря, А. В. На­за­рен­ко, С. П. Кар­пов, Е. А. Мель­ни­кова, А. В. По­до­си­нов, Т. Н. Джак­сон, И. Г. Ко­но­ва­ло­ва, О. Ф. Куд­ряв­це­в.

Про­ис­хо­дя­щие из­ме­не­ния в ис­сле­до­ва­тель­ской ме­то­ди­ке и при­ро­де изу­чае­мых ис­точ­ни­ков ве­дут к су­ще­ст­вен­но­му рас­ши­ре­нию ар­хив­ной ба­зы, бо­лее ин­тен­сив­но­му ис­поль­зо­ва­нию ин­фор­ма­ти­ки, дан­ных спец. ис­то­рич. дис­ци­п­лин, па­мят­ни­ков иск-ва, при­ме­не­нию тек­сто­ло­гич. ана­ли­за с ис­поль­зо­ва­ни­ем дос­ти­же­ний фи­ло­ло­гич. на­ук.

Круп­ные шко­лы отеч. М. соз­да­ны в ака­де­мич. ин-тах ис­то­рии Мо­ск­вы, С.-Пе­тер­бур­га, Но­во­си­бир­ска, в МГУ, С.-Пе­терб. гос. ун-те, РГГУ, Моск. гос. от­кры­том пе­да­го­гич. ун-те (ны­не Моск. гос. гу­ма­ни­тар­ный ун-т); в Во­ро­не­же, Ека­те­рин­бур­ге, Ижев­ске, Ива­но­ве, Ниж­нем Нов­го­ро­де, Са­ма­ре, Са­ра­то­ве, Смо­лен­ске, Став­ро­по­ле, Том­ске, Тю­ме­ни.

Си­ла­ми гл. обр. ка­фед­ры Моск. ун-та под ред. С. П. Кар­по­ва опуб­ли­ко­ва­но 6 из­да­ний уни­вер­си­тет­ско­го учеб­ни­ка по ис­то­рии сред­них ве­ков (1997–2008). Под ред. Л. М. Бра­ги­ной соз­дан пер­вый в стра­не учеб­ник по куль­ту­ре Воз­ро­ж­де­ния 16 в. («Ис­то­рия куль­ту­ры стран За­пад­ной Ев­ро­пы в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния», 1999). В 2003 под ред. А. Я. Гу­ре­ви­ча опуб­ли­ко­ван «Сло­варь сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ры».

Ор­га­ном, ко­ор­ди­ни­рую­щим ис­сле­до­ва­ния отеч. ме­дие­ви­стов, яв­ля­ет­ся из­дание «Сред­ние ве­ка» [М.; от­вет­ст­вен­ные ре­дак­то­ры: А. Д. Удаль­цов (1942), Е. А. Кос­мин­ский (1946–59), С. Д. Сказ­кин (1959–73), А. И. Да­ни­лов (1975–82), В. И. Ру­тен­бург (1983–89), А. А. Сва­ни­д­зе (1990–2007), П. Ю. Ува­ров (с 2007)]. Про­бле­мам М. уде­ля­ет­ся боль­шое вни­ма­ние в ака­де­мич. из­да­ни­ях «Вспо­мо­гатель­ные ис­то­ри­че­ские дис­ци­п­ли­ны» (с 1968, Л.), «Ар­хео­гра­фи­че­ский еже­год­ник» (с 1958, М.), «Одис­сей: Че­ло­век в ис­то­рии» (с 1989, М.), «Ка­зус: Ин­ди­ви­ду­аль­ное и уни­каль­ное в ис­то­рии» (с 1997, М.), «Диа­лог со вре­ме­нем: Аль­ма­нах ин­тел­лек­ту­аль­ной ис­то­рии» (с 1999, М.), «Адам и Ева: Аль­ма­нах ген­дер­ной ис­то­рии» (с 2001, М.), а так­же в мно­го­числ. «Вест­ни­ках», тру­дах ун-тов, на сай­тах на­уч. школ и др.

Дополнительная литература:

Вайн­штейн О.Л. Ис­то­рио­гра­фия сред­них ве­ков. М.; Л., 1940;

Вайн­штейн О.Л. Ис­то­рия со­вет­ской ме­дие­ви­сти­ки. Л., 1968;

Сред­ние ве­ка. М., 1942–2010–. Т. 1–71;

Кос­мин­ский Е.А. Ис­то­рио­гра­фия сред­них ве­ков. V – се­ре­ди­на XIX в. М.; Л., 1963;

Гут­но­ва Е.В. Ис­то­рио­гра­фия ис­то­рии сред­них ве­ков. 2-е изд. М., 1985.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *