Как называется мыслительная функция языка

Функции языка: коммуникативная, мыслительная, познавательная, номинативная

Коммуникативная функция языка связана с тем, что язык прежде всего является средством общения людей. Коммуникативная функция языка осуществляется благодаря тому, что сам язык является системой знаков. Различными видами реализации коммуникативной функции языка являются сообщение, воздействие, общение, а также выражение чувств, эмоций, состояний. Обеспечивает социальные связи, жизнь в социуме.

Познавательнаяфункция языка. Язык в познании выступает в двух аспектах:

Орган мышления, это способность создавать понятия, новые слова, использовать методы мышления.

Средство хранения и передачи информации:

— библиотека знаний – информация, содержащаяся в словарях, грамматиках, учебниках и т.д.

— библиотека текстов – вся информация, устные и письменные сообщения, созданные на данном языке.

Номинативная функция языка прямо вытекает из когнитивной. способностью знаков языка символически обозначать вещи. Иногда реализуется посредством описания, а не называния.

Номинативная функция называет предметы и явления.

Функции языка: фатическая, регулятивная, конативная.

Фатическая (контактно-устанавливаемая) функция. Цель – наладить контакт, завязать знакомство, продолжить его. Фатическая функция в основном реализуется в приветствиях, поздравлениях, умении вести светскую беседу.

Конативная функция речи — выражение в речи говорящего его установки на адресата (слушающего), стремления на него воздействовать, формировать определенный характер взаимоотношений.

Функции языка: эмотивная, эстетическая, магическая, метаязыковая.

Эмотивная функция языка. Проявляется, если в высказывании прямо выражено субъективное отношение к тому, о чем говорится, то есть главная цель этого сообщения – эмоционально реализоваться. Эмоциональный эффект реализуется с помощью: интонаций, междометий речи, использование слов с коннотацией.

Коннотация – это дополнительные эмоциональные оценки в значении слов.

Денотат – это предметное значение слова. Денотат указывает на то, что это слово означает.

Эстетическая (поэтическая, прозаичная) функция. Функция связана с внимательным отношением к сообщению ради самого сообщения. Особенности этой функции: она разрушает автоматизм повседневной речи, привносит слова, которые не лежат на поверхности речевого сознания, поэтому речь становится яркой, свежей, непредсказуемой.

Метаязыковая (языковой комментарий) функция. Связана с какими-либо трудностями в общении, когда требуется речевой комментарий.

Методы языкознания

Метод- путь познания и истолкования любого явления действительности. В узком смысле метод- это система исследовательских приёмов и процедур, способствующих целенаправленному изучению объектов с той или иной точки зрения. В языкознании объект изучения- язык в многообразии конкрентых исторических форм. 2 типа методов- логический (аналитический, дедуктивный …) исторические методы (сравнительно-исторический, полевой, опрос) Часть методов языкознание заимствует у других наук- структурный метод (дистрибутивный, оппозитивный) Дистрибутивный анализ- метод лингв исследования, при котором классификация языковых единиц и изучение их свойств производится исключительно на основе распределения рассматриваемых единиц в потоке речи. Оппозитивный анализ- метод лингв исследования, при этом методе язык рассматривается как система взаимно-противопоставленных элементов. Методика- включение того или иного исследовательского приёма в процедуру исследования. Различают методику наблюдения, методику обобщения единиц в класс, методика моделирования, экспериментальная методика, итд. Аспекты методики- исследованные стороны языка- функциональные свойства языка.

Методы языка: Описательный метод, применяемый для одного языка- методико-синхронический анализ- характеристика языка на данном этапе его развития. Применяется к определённому языку. Основа методики описательного метода- наблюдение, выделение языковых единиц, сведение их в совокупность. Мы имеем чёткое представление об избранном предмете изучения. Он даёт нам систематизацию, классификацию, характеристику. Начатьным этапом явл- собирание материалов, каталогизация итп.

Сравнительно-исторический метод.- изучение родств языков и их развития.

Сопоставительный или типологический метод- для сравнения не родственных языков.

Статистический метод- для словарей, машинного перевода (в прикладном языкознании)

Экспериментальный метод- используется для изучения образования и восприятия речи.

Источник

Функции языка: коммуникативная, мыслительная, познавательная, номинативная

Как называется мыслительная функция языка. Смотреть фото Как называется мыслительная функция языка. Смотреть картинку Как называется мыслительная функция языка. Картинка про Как называется мыслительная функция языка. Фото Как называется мыслительная функция языка Как называется мыслительная функция языка. Смотреть фото Как называется мыслительная функция языка. Смотреть картинку Как называется мыслительная функция языка. Картинка про Как называется мыслительная функция языка. Фото Как называется мыслительная функция языка Как называется мыслительная функция языка. Смотреть фото Как называется мыслительная функция языка. Смотреть картинку Как называется мыслительная функция языка. Картинка про Как называется мыслительная функция языка. Фото Как называется мыслительная функция языка Как называется мыслительная функция языка. Смотреть фото Как называется мыслительная функция языка. Смотреть картинку Как называется мыслительная функция языка. Картинка про Как называется мыслительная функция языка. Фото Как называется мыслительная функция языка

Как называется мыслительная функция языка. Смотреть фото Как называется мыслительная функция языка. Смотреть картинку Как называется мыслительная функция языка. Картинка про Как называется мыслительная функция языка. Фото Как называется мыслительная функция языка

Как называется мыслительная функция языка. Смотреть фото Как называется мыслительная функция языка. Смотреть картинку Как называется мыслительная функция языка. Картинка про Как называется мыслительная функция языка. Фото Как называется мыслительная функция языка

Коммуникативная функция языка связана с тем, что язык прежде всего является средством общения людей. Коммуникативная функция языка осуществляется благодаря тому, что сам язык является системой знаков. Различными видами реализации коммуникативной функции языка являются сообщение, воздействие, общение, а также выражение чувств, эмоций, состояний. Обеспечивает социальные связи, жизнь в социуме.

Познавательнаяфункция языка. Язык в познании выступает в двух аспектах:

Орган мышления, это способность создавать понятия, новые слова, использовать методы мышления.

Средство хранения и передачи информации:

— библиотека знаний – информация, содержащаяся в словарях, грамматиках, учебниках и т.д.

— библиотека текстов – вся информация, устные и письменные сообщения, созданные на данном языке.

Номинативная функция языка прямо вытекает из когнитивной. способностью знаков языка символически обозначать вещи. Иногда реализуется посредством описания, а не называния.

Номинативная функция называет предметы и явления.

Источник

15 функций языка с объяснениями и примерами

Содержание:

В течение ХХ века появилось множество моделей, определяющих функции языка. Великие лингвисты, такие как Роман Якобсон, Джон Сирл, Дж. Л. Остин и другие, предложили свои собственные модели.

Следующий мы собираемся раскрыть основные модели языковых функций, объясняя, какие функции они считают существующими, и приводя несколько примеров.

Каковы функции языка?

Есть несколько моделей языковых функций, которые предлагались на протяжении 20 века. Далее мы увидим эти разные модели и то, о каких конкретных языковых функциях они говорят.

Языковые функции по Карлу Бюлеру

Одна из первых моделей, рассказывающих о функциях языка, мы имеем в случае Карла Бюлера, модель 1918 года. Этот лингвист постулировал, что существует только три функции:

1. Символическая или репрезентативная функция

Символическая функция фокусируется на ссылочном общении, говоря о вещах, существах и отношениях в реальном мире или возможных воображаемых мирах, из которых описывают или сообщают объективно с использованием символов. Это основная функция языка, поскольку именно он передает более обширную информацию. Это единственная особая функция человека.

2. Симптоматическая или экспрессивная функция

Симптоматическая или выразительная функция относится к способность общаться и выражать чувства, используя то, что в лингвистике называется симптомами (эмоциональные выражения).

3. Сигнальная или апелляционная функция

Через указательную или апелляционную функцию на собеседника влияют приказы, команды, предложения или вопросы.. Эти предложения, которые могут быть повелительными, желательными и вопросительными, называются знаками.

Языковые функции по Роману Якобсону

1. Апелляционная или конативная функция

Апелляционная функция возникает, когда отправитель выдает сообщение, от которого он ожидает ответа, действия или реакции своего собеседника. Он получает квалификатор «апелляция», поскольку эмитент обращается к получателю, то есть используется с целью привлечения внимания. Его можно узнать в повседневной жизни, а также в рекламе и политической пропаганде.

Примеры выражений с апеллятивной функцией:

2. Справочная, представительная или информативная функция

Эта функция характерен для информационных контекстов, научных дискурсов и информационных документов, все они ориентированы на передачу знаний, хотя также постоянно используются в повседневной жизни.

Примеры ссылочных выражений:

3. Эмоциональная, экспрессивная или симптоматическая функция.

Эмоциональная функция, как следует из названия, Он используется с целью передачи и передачи чувств, эмоций, настроений или пожеланий эмитента.. Хотя в этой функции присутствуют репрезентативные или референциальные элементы, больше всего в них выделяется и преобладает выражение эмоций.

Обычно во фразах с выразительной функцией упоминается сам отправитель, поэтому нормально использовать первое лицо единственного числа («Я в депрессии»), хотя бывают и множественные числа («Мы встревожены») или даже личное («Какой сегодня прекрасный день!»). Помимо первого лица, часто используются сослагательные глаголы, междометия и восклицательные предложения.

Примеры эмоциональной функции:

4. Поэтическая или эстетическая функция

Поэтическая функция Это происходит, когда мы сообщаем что-то, но с эстетической целью, пытаясь сделать так, чтобы это звучало красиво и с определенной игрой.. В этой функции больше внимания уделяется тому, как построено предложение, а не его содержанию и значению.

Среди различных риторических или литературных фигур, которые могут быть идентифицированы в выражениях с эстетической функцией, мы находим:

Примеры поэтической функции:

Каждая песня (стихотворение Федерико Гарсиа Лорки)

Я не хотел. Я не хотел тебе ничего рассказывать. Я увидел в твоих глазах два сумасшедших дерева. Ветерком, смехом и золотом. Они пошевелились. Я не хотел. Я не хотел тебе ничего рассказывать.

5. Фатическая или контактная функция

Фатическая или контактная функция ориентирована на проверку канала связи между двумя собеседниками. Эта функция используется для начала, поддержания и завершения разговора.

Примеры предложений с фатической функцией:

6. Металингвистическая функция

Наконец, в модели Якобсона у нас есть металингвистическая функция. Это относится к использованию языка для объяснения языкового кода, то есть это язык, который мы используем для описания и размышления о самом языке.. Эта функция активируется при объяснении аспектов грамматики, значения слова или при разговоре о функциях самого языка. Фактически, в этой статье мы используем металингвистическую функцию.

Примеры металингвистической функции:

Согласно функциональной системной лингвистике Майкла Халлидея

Функциональная системная лингвистика Майкла Халлидея поставила под сомнение несколько предложений, в том числе предложения лингвистов-структуралистов, таких как Фердинанд де Соссюр и Луи Ельмслев, или предложение генеративистов, таких как Ноам Хомски, которые до этого не допускали исследования комбинации «язык говорит» одновременно.

В своей конкретной грамматике он постулирует различные функции языка, которые кратко изложены ниже.

1. Идеативная функция

Идеативная функция представляет собой отношения между говорящим и реальным миром, который его окружает., включая самого эмитента. Эта функция позволяет структурировать, определять и понимать мир и выражает мировоззрение и опыт человека.

2. Межличностная функция

3. Текстовая функция

Текстовая функция играет важную роль в двух предыдущих. Благодаря этой функции язык связывается с ситуацией, в которой он используется., позволяющий установить согласованные отношения между частями текста или устного дискурса и его адаптацию к конкретной ситуации, в которой это происходит.

Согласно теории речевых актов

Теория речевых актов Джона Лэнгшоу Остина и Джона Сирла, изложенная в их книгах «Как делать что-то со словами» (1962) и «Речевые акты» (1969), является моделью, которая расширяет схему, раскрытую Якобсоном. В этой модели мы говорим не о самих функциях, а о речевых актах или действиях..

Это очень похоже на модель Якобсона, в которой согласовываются некоторые моменты, но меняются названия. Репрезентативная функция была названа локутивным актом, вот что говорится; к выразительному иллокутивному акту, который совершается одновременно с тем, что говорится; а конативное слово называется перлокутивным актом, что достигается его произнесением.

1. Речевой акт

Локуторные акты состоит из заявления, то есть произнесения каких-то слов,. Это пропозициональная проповедническая деятельность, в то время как утверждение состоит из простого высказывания чего-то и проповеди чего-то об этом чем-то. Чтобы мы поняли, словарные фразы будут следующими:

Он просто говорит нам, что звонила «мама» нашего собеседника. Мы только даем информацию, мы не показываем никаких намерений мы также не собираемся изменять поведение получателя.

В локутивных актах мы можем говорить о трех различных типах действий:

2. Исполнительный акт

3. Перлокутивный акт

Источник

Функции языка

Как называется мыслительная функция языка. Смотреть фото Как называется мыслительная функция языка. Смотреть картинку Как называется мыслительная функция языка. Картинка про Как называется мыслительная функция языка. Фото Как называется мыслительная функция языка Как называется мыслительная функция языка. Смотреть фото Как называется мыслительная функция языка. Смотреть картинку Как называется мыслительная функция языка. Картинка про Как называется мыслительная функция языка. Фото Как называется мыслительная функция языка Как называется мыслительная функция языка. Смотреть фото Как называется мыслительная функция языка. Смотреть картинку Как называется мыслительная функция языка. Картинка про Как называется мыслительная функция языка. Фото Как называется мыслительная функция языка Как называется мыслительная функция языка. Смотреть фото Как называется мыслительная функция языка. Смотреть картинку Как называется мыслительная функция языка. Картинка про Как называется мыслительная функция языка. Фото Как называется мыслительная функция языка

Как называется мыслительная функция языка. Смотреть фото Как называется мыслительная функция языка. Смотреть картинку Как называется мыслительная функция языка. Картинка про Как называется мыслительная функция языка. Фото Как называется мыслительная функция языка

Как называется мыслительная функция языка. Смотреть фото Как называется мыслительная функция языка. Смотреть картинку Как называется мыслительная функция языка. Картинка про Как называется мыслительная функция языка. Фото Как называется мыслительная функция языка

Функция языка как научное понятие есть практическое проявление сущности языка, реализации его назначения в системе общественных явлений, специфическое действие языка, обусловленное самой его природой, то, без чего язык не может существовать, как не существует материя без движения.

Коммуникативная и познавательные функции являются основными. Они почти всегда присутствуют в речевой деятельности, поэтому их иногда называют функциями языка в отличие от остальных, не таких обязательных, функций речи.

Австрийский психолог, философ и лингвист Карл Бюлер, описывая в своей книге «Теория языка» различные направленности знаков языка, определяет 3 основные функции языка:

1) Функция выражения, или экспрессивная функция, когда выражается состояние говорящего.

2) Функция призыва, обращения к слушающему, или апеллятивная функция.

3) Функция представления, или репрезентативная, когда один другому что-то говорит или рассказывает.

Функции языка по Реформатскому. Есть и иные точки зрения на функции, выполняемые языком, например, как понимал их Реформатский А.А. 1) Номинативная, то есть слова языка могут называть вещи и явления действительности. 2) Коммуникативная; этой цели служат предложения. 3) Экспрессивная, благодаря ей выражается эмоциональное состояние говорящего. В рамках экспрессивной функции можно ещё выделить дейктическую (указательную) функцию, объединяющую некоторые элементы языка с жестами.

Коммуникативная функция языка осуществляется благодаря тому, что сам язык является системой знаков: по-другому просто нельзя общаться. А знаки, в свою очередь, и предназначены для того, чтобы передавать информацию от человека к человеку.

общение, то есть обмен сообщениями.

Конечно, эмоциональная функция человеческого языка куда более сложная, эмоции передаются не столько звуками, сколько смыслом слов и предложений. Тем не менее эта древнейшая функция языка, вероятно, восходит еще к досимволическому состоянию человеческого языка, когда звуки не символизировали, не замещали эмоции, а были их прямым проявлением.

Как называется мыслительная функция языка. Смотреть фото Как называется мыслительная функция языка. Смотреть картинку Как называется мыслительная функция языка. Картинка про Как называется мыслительная функция языка. Фото Как называется мыслительная функция языка

Однако любое проявление чувств, прямое или символическое, также служит для сообщения, передачи его соплеменникам. В этом смысле эмоциональная функция языка также является одним из способов реализации более объемлющей коммуникативной функции языка. Итак, различными видами реализации коммуникативной функции языка являются сообщение, воздействие, общение, а также выражение чувств, эмоций, состояний.

Связь между языком и мышлением была установлена даже с помощью физиометрических свидетельств. Испытуемого человека просили обдумать какую-нибудь сложную задача, и пока он думал, специальные датчики снимали данные с речевого аппарата молчащего человека (с гортани, языка) и обнаруживали нервную активность речевого аппарата. То есть мыслительная работа испытуемых «по привычке» подкреплялась активностью речевого аппарата.

Когнитивная функция языка не только позволяет фиксировать результаты мыслительной деятельности и использовать их, к примеру, в коммуникации. Она также помогает познавать мир. Мышление человека развивается в категориях языка: осознавая новые для себя понятия, вещи и явления, человек называет их. И тем самым упорядочивает свой мир. Эту функцию языка называют номинативной (называние предметов, понятий, явлений).

И особые задачи решает язык, когда речь идет о принципиально новых технологиях, не имеющих прецедента, то есть не имеющих, соответственно, операционных, понятийных названий. В этом случае инноватор выступает как Демиург, мифический создатель Вселенной, которые устанавливает связи между объектами и придумывает совершенно новые названия как объектам, так и связям. В этой работе реализуется номинативная функция языка. И оттого, насколько грамотен и умел будет инноватор, зависит дальнейшая жизнь его инноваций. Поймут его последователи и внедренцы или нет? Если новые названия и описания новых технологий не приживутся, то велика вероятность, что не приживутся и сами технологии. Не менее важна и аккумулятивная функция языка, которая обеспечивает работу инноватора дважды: во-первых, она предоставляет ему знания и информацию, накопленные предшественниками, во-вторых, она аккумулирует его собственные результаты в виде знаний, опыта и информации. Собственно, в глобальном смысле аккумулятивная функция языка обеспечивает научно-технический и культурный прогресс человечества, так как именно благодаря ей каждое новое знание, каждый бит информации прочно устанавливается на широкий фундамент из знаний, добытых предшественниками. И этот грандиозный процесс ни на минуту не останавливается.

язык общение познавательный диалогический

Предмет фонетики. Аспекты изучения звуков речи и звуковых единиц языка. Фонология. Фонетика (от др. греч. phone звук, голос)- наука о звуковом материале языка, об использовании этого мат-ла в значащих ед-ах языка и речи, об истор. изменениях в этом мат-ле и в приемах его использ. Звуки и др. звуковые единицы (слоги) и явления (ударения, интонация) изучаются фонетикой с разных аспектов:1)с «.» их физич (акустич) признаков 2) с «.» работы, произв. человеком при их произнес. и слуховом восприятии, т.е. в биологическом аспекте 3) с «.» их использ. в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения.

Последний аспект, кот. можно назвать функциональным, выделился в особую обл-ть-фонологию, кот. явл. неотделимой частью и организующим ядром фонетики.

10. Акустич. аспект изучения звуков речи.

Каждый произносимый в речи звук – колебательное движение, передаваемое через упруг. среду (воздух) и восприним. слухом. Это колеб. движение характеризуется опр. акустич. cв-вами, рассмотр. кот. и составляет акустич. аспект.

Если колебания равномерные, периодич.,то звук называют тоном, если неравном., непериод., то шумом. Гласные-тоны, глух. согл.-шумы, в сонанатах тон преобладает над шумом, в звонк. шумн.-шум над тоном.

Звуки характер. высотой, завис. от частоты колебаний(чем больше колеб, тем выше звук),и силой, зависящей от амплитуды колеб-ий. Наиб. важным для языка явл. различие тембра, т.е. их специфической окраски. Именно тембр отличает и от а и т.д.Специф. тембр каждого звука создается резонансными характеристиками. Спектр- разложение звука на тоны с выделением полос концентрации частот(форманты).

11. Биологический аспект изучения звуков речи. Устройство речевого аппарата и функции его частей.

Биологический аспект подразделяется на произносительный и перцептивный.

Функции произнос. органов (делятся на актив. и пассив.)

1) голос. связки, натягиваясь, при прохождении воздуха создают тон. Для произнесения глухих голос не нужен. При сужении голосовой щели и при ее смыкании с посл. разрывом смычки возникают гортанные согл.

2) надгортанные полости(полость глотки, рта, носа) выполняют функц. подвижного резанатора, создающего резанаторные тоны.При образов. согл возникает препятствие(щель,смычка).

3) язык-способен принимать разные положения. Меняет степень подъема, оттягивается назад, сжимается в комок в задн. части, подается всей массой вперед, сближается с разл. пассивными органами(небом,альвиолами),образуя либо смычку, либо щель.Язык создает явление палатализации.

4) губы(особенно нижняя)-выпячиваясь вперед и округляясь удлиняют общ. объем резанаторной полости, меняют ее форму,создавая лабиализованные звуки; при произнесении губных согласн. создают препятствие(губно-губные смычн. и щелевые, губно-зубные щелевые).

5) небная занавеска-принимает поднятое положение, закрывая проход в полость носа,либо,наоборот, опускается, подключая носовой резонатор.

6) язычок-при произнесении картавого согласного

7) задняя стенка глотки-при произн. глоточных согл.(англ h).

12. Артикуляроторная (анатомо-физиологическая) классификация звуков речи (гласных и согласных).

1. Гласные и согласные.при произн. гл. для воздуха нет препятствий,у них нет опр. места образования,типична общ. напряженность мускулов произн. аппарата и относ. слабая воздушная струя. согл.-возникает преграда, опр. место образ., мускульное напряжение в месте образ. преграды и более сильная воздушн. струя.

2. Гласные по работе языка-ряд (передний,задний,смеш.+ более дробные деления),степень подъема языка(открытые и закрытые гл.) Гласные по работе губ- огубл. и неогубл. По работе небной занавески-неносовые, носовые

По долготе- долгие и краткие.

3. Согл. по соотношению шума и голоса в обр. согл.-сонанты шумные (звонкие, глухие).

4. Согл. по способу обр. шума, по характеру преграды-смычные(взрывные(п, т), аффрикаты(с), имплозивные(нет ни взрыва, ни перехода в щель, произнесение заканчивается смычкой (м, н))), щелевые, дрожащие.

5. Согл. по активно артикулирующему орг.-губные(обе губы,только нижняя), переднеязычные(активн. отд. участков передн. части языка),среднеяз., заднеяз., увулярн., фарингальные, гортанные.

6. Др. признаки согл.- палатализация, веляризация, лабилизация.

1. конститутивная (строительная) функция;

2. дистинктивная (сигнификативная, различительная) функция;

3. перцептивная функция (опознавательная, т. е. функция восприятия);

4. делимитативная функция (отграничительная, т. е. способная отделять начала и концы морфем и слов).

Как уже было сказано, фонемы – единицы односторонние, имеющие план выражения (экспонент – по Маслову), в то время как смыслоносителями они не являются, хотя, по мнению Л. В. Бондарко, фонемы потенциально связаны со значением: они относятся к смыслоразличителям. При этом надо иметь в виду, что существуют однофонемные слова или морфемы, например, предлоги, окончания и т. п.
Впервые понятие фонемы в языкознание вел русский учёный И. А. Бодуэн де Куртенэ. Использовав термин, употребленный франц. лингвистом Л. Аве в значении «звук речи», он связывает понятие фонемы с её функцией в морфеме. Дальнейшее развитие учение о фонеме находит в работах Н. В. Крушевского, ученика И. А. Бодуэна де Куртенэ. Большой вклад в разработку этого вопроса внес Н. С. Трубецкой, петербургский учёный, в 20-е годы ХХ в. эмигрировавший за границу.

Источник

Мыслительная функция языка

Однако человек говорящий — это человек думающий, и вторая функция языка, теснейшим образом связанная с коммуникативной, есть функция мыслительная (по-другому — когнитивная, от лат. cognitio — ‘познание’). Нередко спрашивают: а что важнее, что первичнее — общение или мышление? Наверное, так ставить вопрос нельзя: эти две функции языка обусловливают друг друга. Говорить — значит выражать свои мысли. Но, с другой стороны, сами эти мысли формируются у нас в голове с помощью языка. А если вспомнить о том, что в среде животных язык «уже» используется для коммуникации, а мышления как такового здесь «еще» нет, то можно прийти к выводу о первичности коммуникативной функции. Но точнее сформулировать данный тезис так: коммуникативная функция воспитывает, «взращивает» мыслительную. Как это следует понимать?

Одна маленькая девочка по сему поводу сказала: «Откуда я знаю, что я думаю? Вот скажу — тогда узнаю». Поистине, устами младенца глаголет истина. Мы соприкасаемся здесь с важнейшей проблемой формирования (и формулирования) мысли. Стоит еще раз повторить: мысль человека при своем рождении опирается не только на универсальные содержательные категории и модели (в частности, с точки зрения логики, каждое суждение состоит из субъекта и предиката), но и на категории и единицы конкретного языка. Конечно, это не значит, что, кроме словесного мышления, не существует иных форм разумной деятельности. Есть еще мышление образное, знакомое любому человеку, но особенно развитое у профессионалов: художников, музыкантов, артистов. Есть мышление техническое — профессиональное достоинство конструкторов, механиков, чертежников, и опять-таки в той или иной степени не чуждое всем нам. Существует, наконец, мышление предметное — им все мы руководствуемся в массе бытовых ситуаций, от завязывания шнурков на ботинках и до отпирания входной двери. Но основная форма мышления, объединяющая всех людей в подавляющем большинстве жизненных ситуаций, — это, конечно же, мышление языковое, словесное, вербальное.

Иное дело, что слова и другие единицы языка выступают в ходе мыслительной деятельности в каком-то «не своем» виде, их трудно ухватить, выделить (еще бы: мы ведь думаем значительно быстрее, чем говорим!), и наша «внутренняя речь» (это термин, введенный в науку замечательным отечественным психологом Л.С. Выготским) фрагментарна и ассоциативна. Это значит, что слова здесь представлены какими-то своими «кусочками» и соединяются они между собой не так, как в обычной «внешней» речи, а плюс к тому в языковую ткань мысли вкрапливаются еще образы — зрительные, слуховые, осязательные и т.п. Получается, что структура «внутренней» речи намного сложнее, чем структура речи «внешней», доступной наблюдению. Но все же то, что она обусловлена категориями и единицами конкретного языка, не подлежит сомнению.

Подтверждение этому было получено в разнообразных экспериментах, особенно активно проводившихся в середине XX в. (исследования Н.И. Жинкина, А.Н. Соколова, К. При-брамаи др.). Испытуемого специально «озадачивали» и, пока он — про себя — размышлял над какой-то проблемой, его речевой аппарат исследовали с разных сторон. То просвечивали рентгеновским аппаратом его глотку и ротовую полость, то невесомыми датчиками снимали с губ и языка электрический потенциал. Результат был один: при умственной («немой!») деятельности речевой аппарат человека находился в состоянии активности. В нем происходили какие-то сдвиги, изменения, словом — шла работа!

Еще характернее в этом смысле свидетельства полиглотов, т.е. людей, свободно владеющих несколькими языками. Обычно они без труда определяют в каждый конкретный момент, на каком языке думают. (Причем выбор или смена языка, на который опирается мысль, зависит от обстановки, в которой полиглот находится, от самого предмета мысли и т.п.) Известный болгарский певец Борис Христов, долгие годы живший за границей, считал своим долгом петь арии на языке оригинала. Он объяснял это так: «Когда я говорю по-итальянски, то и думаю по-итальянски. Когда говорю по-болгарски, то и думаю по-болгарски». Но однажды на представлении «Бориса Годунова» — Христов пел, естественно, по-русски — певцу пришла в голову какая-то мысль по-итальянски. И он неожиданно для себя продолжил арию. на итальянском языке. Дирижер окаменел. А публика (дело было в Лондоне), слава Богу, ничего не заметила.

Известен анекдот про Пушкина: некто поинтересовался его мнением о даме, с которой поэт проговорил весь вечер, — умна ли она? «Не знаю, — отвечал Пушкин, — я ведь с ней говорил по-французски». Такая реакция, конечно, заслуживала бы лингвистического комментария.

Любопытно, что среди писателей, владеющих несколькими языками, редко встречаются авторы, переводящие самих себя. Дело в том, что для настоящего творца перевести, скажем, роман на другой язык — значит не просто переписать его, но передумать, перечувствовать, написать заново, в согласии с иной культурой, с иным «взглядом на мир». Ирландский драматург Сэмюэл Беккет, нобелевский лауреат, один из родоначальников театра абсурда, создавал каждую свою вещь дважды, сначала на французском, потом на английском. Но при этом настаивал, что речь должна идти о двух разных произведениях. Сходные рассуждения на эту тему можно найти также у Владимира Набокова, писавшего по-русски и по-английски, и у других «двуязычных» писателей. Ю.Н. Тынянов в свое время оправдывался по поводу тяжеловатого стиля некоторых своих статей в книге «Архаисты и новаторы»: «Язык не только передает понятия, но и является ходом их конструирования. Поэтому, например, пересказ чужих мыслей обыкновенно яснее, чем рассказ своих». И, следовательно, чем оригинальнее мысль, тем труднее ее выразить.

Тогда сам собой напрашивается вопрос: если мысль в своем формировании и развитии связана с материалом конкретного языка, то не теряет ли она специфики, глубины при передаче средствами иного языка? Возможен ли тогда вообще перевод с языка на язык, общение между народами? Дело в том, что поведение и мышление людей при всех особенностях их национального колорита подчиняется некоторым универсальным, общечеловеческим законам. И языки, при всем их разнообразии, тоже базируются на некоторых общих принципах (часть из которых мы уже рассматривали в разделе, посвященном свойствам знака). Так что в целом перевод с языка на язык, конечно же, возможен и необходим, ну а какие-то потери при этом неизбежны. Так же как и приобретения. Шекспир в переводе Пастернака — это уже не только Шекспир, но и Пастернак. Перевод, согласно известному афоризму, есть искусство компромиссов.

Все сказанное приводит нас к выводу: язык — не просто форма, оболочка для мысли, это даже не средство мышления, а скорее его способ. Сам характер формирования мыслительных единиц и их функционирования в значительной мере зависит именно от языка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *