Как называется мультик про баскетбол
Убойный баскетбол: рецензия на фильм «Космический джем: Новое поколение»
Перезагрузка знаменитой комедии с Майклом Джорданом — лучше и остроумнее оригинала, но всё ещё посредственная.
Леброн Джеймс (Леброн Джеймс, кто же ещё) держит своего сына Дома в ежовых рукавицах: пока недоросль грезит поездкой на Е3, где он сможет представить разработанную им игру, отец бесконечно донимает парнишку. Уроки детства не прошли даром, и знаменитый спортсмен, которого, если верить флешбэку, в юности надоумили убрать GameBoy в сторону и всецело отдаться тренировкам, теперь требует того же от отпрыска.
Пытаясь наладить отношения с сыном, Леброн берёт того на презентацию Warner Bros. Студийные боссы предлагают баскетболисту оцифровать его личность и добавить Джеймса в знаменитые франшизы вроде «Игры престолов» или «Гарри Поттера». Звезда-луддит, понятное дело, отказывается и уже хочет покинуть офис вместе с мальчишкой, но попадает прямо в лапы Алго Ритма (не спрашивайте) — цифрового злодея в исполнении Дона Чидла, который, разозлившись решением героя, собирается сделать Леброна своим интеллектуальным рабом. Единственный шанс избежать этого — сразиться с кибер-врагом на баскетбольном поле, но против модернизированных звезд НБА у Леброна в обойме оказывается лишь парочка безумных персонажей Looney Tunes.
Леброн Джеймс на кадре из фильма «Космический джем: Новое поколение»
Леброн Джеймс на кадре из фильма «Космический джем: Новое поколение»
Вот уж кто бы мог подумать, что откровенно дурацкая идея сделать кино о галактическом баскетбольном матче с настоящей легендой спорта и озорными мультяшками вновь выльется в «Космический джем»? Несмотря на народную любовь к фильму с Майклом Джорданом, оригинал 1996 года, мягко говоря, сейчас пересматривать не стоит (грубо — нельзя): за ностальгической дымкой скрывается чуть ли не масштабнейшее разочарование зрелости — поверьте, мы испытали это на себе. Если выбирать самые закостенелые артефакты эпохи 90-х, абсолютно не прошедшие проверку временем, то картина Джо Питки окажется на втором месте, где- то между акциями МММ и чёрствыми, как забытая пять лет назад буханка хлеба в шкафу, жвачками Turbo.
Багз Банни на кадре из фильма «Космический джем: Новое поколение»
Багз Банни на кадре из фильма «Космический джем: Новое поколение»
Впрочем, о классике детства либо хорошо, либо едкими намёками — вряд ли кто-то хочет в тексте о новом «Космическом джеме» читать, что всё было обманом и фальшью. Да, совершенно бесконфликтная история, где главная интрига (кроме центрального сражения с инопланетянами, конечно) — смогут ли мультяшки достать Джордану его кроссовки и попадёт ли Мюррей в большой баскетбол. Да, технически устаревшее кино ещё на стадии релиза — «Кролик Роджер» выделывал и не такие финты ушами аж в 1988 году. Но также «Джем» — тёплое воспоминание о времени, когда мир был другой, а баскетбол весь мир любил и без сериалов Netflix.
Куда интереснее, что со всем этим наследием пытается делать фильм, в заглавие которого даже вынесено слово Legacy. Ну, во-первых, забудьте об идеальном Майкле Джордане — он всё-таки был иконой, исключительным спортсменом, переросшим статус звезды баскетбола и ставшим символом времени. Леброн Джеймс может достигать высочайших результатов и даже обзавестись своим собственным фильмом с Looney Tunes, но свою популярность спортсмен получил в эру, когда институт кумиров и идолов уже давно умер. Этим подчёркивается и центральный конфликт «Нового поколения»: главный герой — непутёвый отец, пытающийся слепить из своего сына копию самого себя. Порой недостаточно эмпатичный, порой и вовсе резкий в выражениях. Короче говоря, не божество (при всей самоиронии старого «Джема», именно им Джордан в фильме и являлся), а тот ещё, уж простите, душнила.
Тасманский дьявол на кадре из фильма «Космический джем: Новое поколение»
Тасманский дьявол на кадре из фильма «Космический джем: Новое поколение»
Есть тут и игра в постмодерн. Когда Леброн Джеймс попадает в цифровой мир, ему предстоит собрать напарников, чтобы сразиться с непобедимой командой Алго Ритма — изначально он планирует вытащить на площадку Конга, Годзиллу и других внушающих персонажей Warner Bros., однако у Багза Банни другие планы: он проведёт героя через десяток культовых фильмов (от «Касабланки» до «Супермена»), чтобы вернуть сбежавших мультяшек домой и сколотить из них состав своей (но не Леброна) мечты. А кроме этого — шутки на тему корпоративных алгоритмов, подмигивания зрителю с помощью фразочек о том, что баскетболисты не умеют играть в кино, и лучший гэг фильма про Джордана. Последнее не расскажем — даже не пытайтесь, это надо видеть.
Лола Банни больше не сексуализирована, весь каст, как говорится, полнейший diversity, а отсылок к видеоигровой реальности, кажется, больше, чем отсылок к реальности баскетбольной. В общем, была проведена большая работа — уж точно кропотливее, чем во время создания первого «Джема», и как будто значительно осмысленнее. В чем «Новому поколению» не откажешь, так это в масштабах ревизии. Правда, сколько бы новаторских (в рамках всё той же вселенной, конечно) деталей тут ни мелькало, в этом «Космическом джеме» очень трудно скрыть будто бы ненамеренный вайб если не 90-х, так 00-х.
Кадр из фильма «Космический джем: Новое поколение»
Лола Банни на кадре из фильма «Космический джем: Новое поколение»
Проявляется это во всём. В злодее из цифровой реальности — ходячем артефакте времени, когда в компьютерах и технологиях ещё видели угрозу галактического («Терминатор»), а не личностного («Она» Спайка Джонза) масштаба. В детской непосредственности, когда комический эффект достигается чаще не за счёт действительно остроумных шуток, а благодаря гэгам из старых серий Looney Tunes. Да даже в том, что структурно история с матчем ценою в жизнь почти идеально накладывается на сюжет старого «Джема». Как бы режиссёр Малкольм Д. Ли, кстати говоря, кузен Спайка Ли, ни пытался обновить историю, он неизбежно сталкивается с центральной проблемой всей франшизы: её идея настолько устаревшая и, в общем- то, коммерциализированная (начиналось ведь всё с рекламы), что ни один постановщик или сценарист не сможет приручить этот сумасшедший и нестройный концепт.
И уж тем более на пользу не пойдёт российский дубляж — у нас Леброна озвучил исполнитель L’One, чьи хрипящие апатичные интонации делают и без того неэкспрессивную игру звезды баскетбола до жути унылой. Если уж смириться с тем, что «Космический джем» — кино-праздник, яркая, свистящая и пищащая комедия о странных мультяшках и баскетболистах, которой плевать на все современные тенденции в искусстве, то российская озвучка в очередной раз напомнит, что на каждой вечеринке всегда найдётся русский рэпер, который умудрится испортить торжество.
Как называется мультик про баскетбол
Идея первого «Космического джема» появилась в 1992 году благодаря рекламе кроссовок Nike, в которой легендарный баскетболист «Чикаго Буллз» Майкл Джордан играл с Багзом Банни. После успеха рекламы студия Warner Bros. решила сделать полнометражный фильм с этим дуэтом, соединив live action и анимацию. По сюжету, владельцы космического парка аттракционов захватили всех мультяшек Looney Tunes и хотят заставить их развлекать людей. Герои мультсериалов затягивают в свой мир Майкла Джордана, который предлагает сделку: если он вместе с героями Looney Tunes обыграет пришельцев в баскетбол, их отпустят на свободу.
«Космический джем» имел колоссальный финансовый успех: он окупил свой бюджет в три раза (собрав 230 миллионов долларов при бюджете в 80 миллионов, по данным Box Office Mojo). Продажа брендированных игрушек, фигурок и одежды, согласно источникам газеты Chicago Tribune, принесла Warner Bros. от 4 до 6 миллиардов долларов. По мотивам фильма сделали графическую новеллу и игру. Некоторые критики считают его недооцененным, а низкие оценки агрегаторов (например, 44% свежести на Rotten Tomatoes) необоснованными.
О чём сиквел «Космического джема»
Известный баскетболист, обладатель золотой медали Олимпийских игр Леброн Джеймс (играет сам себя) всю жизнь отдал спорту. Ради упорных тренировок он бросил многие развлечения, в том числе видеоигры. В профессиональный баскетбол он хочет отдать и своих сыновей Дариуса (Сейэйр Джей Райт) и Доминика (Седрик Джо). Но школьнику Доминику не хочется тратить время на баскетбольной площадке: он увлечен дизайном видеоигр и уже создал онлайн-симулятор баскетбола «Домбол».
По приглашению компании Warner Bros. Леброн едет на студию, взяв с собой Доминика. Там сотрудники студии знакомят спортсмена с новейшей технологией, которую создал искусственный интеллект Ал Джи Ритм (Дон Чидл). Благодаря этой технологии можно создать компьютерную модель Леброна и вставлять такие модели в любые фильмы, сериалы и игры. Но популярный баскетболист жёстко критикует разработку. В качестве мести обиженный Ал Джи Ритм обманом заманивает Леброна и его сына в серверную и затягивает их в цифровой мир Warner Bros. — виртуальное хранилище всех фильмов, сериалов и мультсериалов компании.
В мире Warner Bros. Леброн знакомится с кроликом Багзом Банни из мультфильмов Looney Tunes. Тот рассказывает, что все мультяшки ушли работать на Ал Джи Ритма и оставили его в одиночестве. Ал Джи вскоре связывается с ними и бросает Леброну вызов – тот сможет забрать сына, если соберет лучшую команду и обыграет ИИ в «Домбол». Леброн отправляется в путешествие по вселенной Warner Bros., чтобы найти подходящих игроков – Спиди, Лолу, Бабулю, Даффи Дака, Элмера и других персонажей Looney Tunes. Противостоять им будут игровые персонажи «Домбола», которых создал сам Доминик — баскетболисты со сверхсилой, сверхскоростью и особыми умениями.
Только побывав внутри игры, Леброн наконец понимает увлечения сына. Герои Looney Tunes пытаются вести себя, как серьёзные игроки, забывают о своих сильных сторонах и из-за этого проигрывают. Тогда Леброн наконец осознает, как важно дать Дому побыть собой. Но чтобы вернуться обратно в реальный мир, ему придётся обыграть сына в его же игре. Ставки очень высоки: если Леброн не победит в матче, команда Looney Tunes, зрители и он сам навсегда останутся оцифрованными.
Плюсы: целая вселенная отсылок и добрый месседж
В июне 2021 года на Netflix вышел полнометражный мультфильм «Митчеллы против машин» (The Mitchells vs. the Machines) – бодрая семейная комедия о том, как семья пытается выжить в мире восставших роботов. В «Митчеллах» дети страдают из-за придирок отца-технофоба, через образ которого авторы сформулировали очевидный посыл об опасности техники и технологий. Но в большей степени он всё-таки рассказывает о взаимовыручке, о крепких семейных отношениях, с которыми не страшен даже апокалипсис. Похожая схема и у нового «Космического джема».
Авторы нового фильма тоже поставили в центр сюжета конфликт отцов и детей, и одновременно – столкновения мира старых и новых развлечений. Влюблённый в баскетбол Леброн заставляет сына отказаться от мечты о создании видеоигр, а Ал Джи Ритм принуждает олдскульных мультяшек (Даффи Дака, Сильвестра и прочих) сделать выбор в пользу цифрового будущего. Но при этом «Космический джем» не скатывается в морализаторство, не пытается диктовать, что для человечества лучше – реальная баскетбольная площадка или баскетбольная игра-симулятор на ультрасовременном движке. Если Леброн и Дом олицетворяют старшее и младшее поколение, им наконец удалось найти общий язык.
Первая треть фильма – увлекательный экскурс в историю о том, как разрослась корпорация Warner Bros. за последние двадцать пять лет. Леброн Джеймс собирает команду Looney Tunes по всей мультивселенной Warner Bros.: разные фильмы и сериалы компании здесь показаны как отдельные планеты-миры. Леброн и Багз путешествуют через мир Гарри Поттера, «Игры престолов» или мультсериалов DC, звучат знакомые саундтреки, мимо героев пролетает монструозный дракон или проносится захваченный злодеем мультяшный поезд в городе Метрополисе. Причем отсылки сделаны с юмором – чего стоит одна Бабуля в знаменитом прыжке Тринити из «Матрицы». Для детей это шапочное знакомство с популярными сериалами и кино, для взрослых – ностальгический трип.
Отсылки есть даже среди актёрского состава: одна из самых смешных шуток в фильме связана с Майклом Джорданом (рассказывать её не стоит во избежание спойлеров). «Космический джем: Новое поколение» стоило снять хотя бы ради злодея в исполнении Дона Чидла – Роуди из «Железного человека» и других фильмов MCU. Чидл согласился на участие в проекте ради Леброна Джеймса, а в итоге сыграл потрясающе смешного, нелепого злодея в духе роли Сильвестра Сталлоне в «Детях шпионов 3». На фоне плоского персонажа Леброна за ним наблюдать интереснее всего. Даже если концепция Ал Джи Ритма, мстительного и жадного до славы ИИ, покажется зрителю слегка бредовой, Чидл воплощает её с удовольствием и драйвом.
Минусы: затянутость сюжета и редизайн персонажей
Первый «Космический джем» длился полтора часа, а баскетбольный матч занял последний акт. Новый фильм мучительно растянут до двух часов. Команда мультяшек проигрывает, потом отбивает счёт в свою пользу, снова начинает проигрывать… Игру разбавляют скучными диалогами отца и его сына, а также пафосные монологи Леброна перед командой. В итоге довольно простой и линейный фильм может утомить даже детей, не говоря уже о взрослых.
Команда фильма разработала действительно крутые модели злодеев из команды Ал Джи Ритма. Это реально существующие баскетболисты, которых Дом Джеймс, сын Леброна, оцифровал и модифицировал для своей игры. Например, чемпионка женской НБА «Финикс Меркури» Дайан Таурази превратилась в женщину-змею Белую Мамбу, а Дамиен Лиллард из клуба «Портленд Трэйл Блэйзерс» стал Хроносом – роботом-баскетболистом, способным замедлять время.
Но редизайн знакомых персонажей – Багза и Лолы Банни, Бабули, Сильвестра, Спиди, Тасманского дьявола и других Looney Tunes – стал абсолютно ненужным дополнением. В начале фильма у этих героев симпатичная рисовка из старых мультфильмов. Но перед матчем Ал Джи Ритм превращает их в компьютерные модели: у Багза вырастает реалистичный мех, напоминающий о кошмарных «Кошках» 2021 года, Порки становится похожим на пластмассовую игрушку. На этом фоне фанатов первого «Космического джема» не сильно разозлит даже новая версия Лолы Банни без сексуальной объективации – хуже стала выглядеть не только она, но и остальные мультяшки.
Вердикт
Новый «Космический джем» вряд ли запомнится так же, как первый фильм: на счету Леброна Джеймса к этому моменту больше десятка ролей, поэтому его появление на экране не выглядит как событие, а герои Looney Tunes не показали ничего нового. Даже космоса как такового в картине больше нет, его заменил цифровой мир. Теперь «Космический джем» больше похож на высокобюджетную рекламу других проектов Warner Bros.
Но при этом в фильме есть неплохие шутки, интересная визуализация игры «Домбол» и, главное, очень приятный посыл. Злодеем оказывается искусственный интеллект, но авторы фильма «Космический джем: Новое поколение» не видят в технологиях ничего плохого. Наоборот, Дом становится собирательным образом всех детей, которые целые дни проводят за компьютером и якобы не занимаются ничем полезным. Авторы фильма оправдывают и защищают новое поколение, его увлечения и интересы, и показывают ту точку, где они наконец могут найти общий язык с родителями. И пусть сиквел «Космического джема» не отличается изобретательностью, в нём есть добрый месседж — в отличие от первого фильма, где месседжа не было вовсе.