Как называется ковер для намаза
Почему мусульмане не могут совершать намаз без коврика
До X–XI века мусульмане могли молиться только в мечетях. Однако позднее им было разрешено совершать намаз практически в любом месте. Но с одним обязательным условием — с использованием молитвенного коврика, или намазлыка.
У каждого мусульманина имеется свой индивидуальный намазлык, часто изготовленный по специальному заказу. И молятся на нём в строгом соответствии с правилами совершения намаза. Но почему молитвенные коврики являются такой необходимостью?
Какими бывают молитвенные коврики
Единых стандартов внешнего вида молитвенных ковриков у мусульман нет. Централизованного производства намазлыков тоже не существует. Их изготавливают в небольших мастерских, разбросанных по всему свету. Поэтому дизайн коврика зачастую содержит различные религиозные символы и декоративные элементы, присущие тому или иному региону. Но у всех намазлыков есть одна общая черта — это их размер. Молитвенный коврик не может быть больше полутора метров в длину и 60 сантиметров в ширину. Выбор такого размера не случаен.
Такая площадь коврика позволяет делать все обязательные поклоны — суджуд, не покидая его пределов. Кроме того, на коврик не могут быть нанесены изображения нечистых животных, например, свиньи, а также лица выдуманных персонажей и реальных людей. Часто в оформлении намазлыков используют растительные орнаменты, окружающие основной рисунок. На саджжадах, как ещё называют намазлыки, чаще всего встречаются изображения различных архитектурных сооружений, имеющих религиозное значение. Например, это может быть Кааба, отдалённая мечеть аль-Акса или Запретная мечеть. Кроме этого, на намазлыках изображают михраб (нишу в стене мечети) или арку с двумя колоннами.
Рисунок на коврике располагается таким образом, чтобы чётко был виден верх и низ. Получается так, что на нижней части молитвенного коврика молящийся стоит или сидит. А верхняя часть указывает направление на Каабу — главную мусульманскую святыню. Интересно, что если мусульманин по какой-либо причине не имеет при себе коврика для намаза, а время молитвы уже пришло, то он может использовать некоторые другие предметы вместо коврика. Например, разрешается молиться на шкурах овец и коров, крупных листьях наподобие пальмовых, халатах, куртках и других предметах одежды, а также на отрезе ткани или бумаги без типографских знаков. Главное, чтобы этим предметы были чистыми, поскольку гигиена у мусульман играет немаловажную роль в жизни.
Роль намазлыка во время совершения намаза
Перед совершением намаза каждый мусульманин должен обязательно совершить вуду — ритуальное омовение. Кроме этого, он должен быть одет только в чистую одежду и должен выбрать чистое место для расстилания коврика. Любые нечистоты, попавшие на тело или одежду, делают совершаемый намаз недействительным. К нечистотам, или наджасу, согласно исламскому праву, относятся различные человеческие выделения, например, сперма, кал, моча или рвота. Нечистыми также считаются менструальные и послеродовые выделения. Их относят к тяжёлым нечистотам, так же как и выделения животных, мертвечину, алкоголь и свинину.
Существуют и лёгкие нечистоты, которых тоже следует избегать. Это помёт и моча домашней скотины и помёт хищных птиц. Поэтому мусульманам запрещено читать молитвы на скотобойнях и в местах содержания домашнего скота. К запретным местам также относятся бани, ванные комнаты, уборные и перекрёстки дорог, поскольку они могут быть нечистыми. Ревностно относящиеся к гигиене мусульмане никогда не будут совершать намаз там, где есть наджас.
И именно поэтому нужен индивидуальный молитвенный коврик. Он защищает тело и одежду молящегося от наджаса. Особенно важно наличие коврика во время совершения намаза на улице, где нет уверенности в чистоте выбранного места. Многие используют коврик для намаза и дома, расстилая его поверх имеющегося ковра или напольного покрытия. Всё дело в том, что наджас можно смыть только проточной водой. А испачканный, например, ребёнком или животным ковёр полностью помыть проблематично. И чтобы оградить себя от скверны, мусульмане используют молитвенный коврик и дома. К чистоте самого намазлыка тоже относятся довольно ревностно. Если есть подозрение, что на него попали нечистоты, то коврик обязательно стирают и не один раз.
Единственное место, где использование индивидуального намазлыка не приветствуется, — это мечеть. Во всех мечетях на полах и так расстелены ковры, обращённые в сторону Каабы. Поэтому стелить собственный молитвенный коврик поверх них нерационально. Но прямого запрета на это нет, всё остаётся на усмотрение муллы или имама мечети.
Как ещё используют намазлык
До X–XI века повсеместного использования намазлыков для совершения намаза не было. Более того, до этого времени о нём нет даже упоминаний в Коране. Однако там встречается описание хумры, весьма похожей на молитвенный коврик. До появления намазлыков хумру использовали не для совершения намаза, а для защиты тела и лица молящегося от холода или жара земли. А появившиеся после XI века саджжады использовали и в некоторых других случаях.
Раньше многие мусульмане, идя в дом, где жили христиане, обязательно брали с собой молитвенный коврик. Его расстилали поверх стула или ковра и садились, оставаясь таким образом на «собственной территории». Если мусульманину предстояла долгая дорога с женщиной на одном ездовом животном, например, лошади или осле, то коврик тоже играл важную роль. Намазлык клали поверх седла, предназначенного для мужчины. Кроме того, последователи суфизма (одного из основных течений в исламе) считали и до сих пор считают, что саджжад является духовным троном. Он передаётся по наследству от одного основателя тариката — суфийского братства, к другому. Примечательно, что и суфии, и сунниты, и шииты не отказываются от использования современных технологий для облегчения своей жизни и совершения намаза.
Сенсорные коврики
Не так давно, а именно пять лет назад, дагестанский изобретатель Эльдар Клычев презентовал своё детище — сенсорный коврик. По словам Клычева, такой намазлык призван помочь мусульманину не сбиться во время намаза с подсчёта ракаатов. Ракаат — это цикл молитвенных движений и поз, который обязательно сопровождается чтением молитвенных формул. Все движения и позы обязательно следуют друг за другом в определённом порядке. И некоторые из них нужно совершить несколько раз. Немудрено, что некоторые молящиеся всё-таки сбиваются с ритма, а в таком случае намаз считается недействительным.
Эльдар Клычев сам не раз совершал ошибки во время счёта ракаатов. поэтому ему пришла идея о создании сенсорного молитвенного коврика. Клычев создал опытный образец и показал его на презентации. Принцип действия такого сенсорного намазлыка довольно прост. В него встроены тактильные датчики, фиксирующие количество прикосновений лба молящегося к верху ковра. Цифра выводится на небольшой экран, расположенный на самом коврике. Если совершающий намаз сбивается или совершает ошибку в смене, то коврик начинает вибрировать. Это служит сигналом, что нужно быстро изменить свои действия. Пока что коврик не выпущен на большой рынок, но в скором времени Эльдар Клычев собирается исправить эту ситуацию.
Молитвенный коврик: читаем намаз в чистоте
Важными условиями намаза являются его совершение в чистом месте и состояние ритуальной чистоты, которому должен соответствовать молящийся. Если со вторым моментом всё более-менее понятно (необходимость взять вуду’ осознаёт каждый практикующий мусульманин), то момент, связанный с чистотой места, необходимо прокомментировать отдельно.
Мусульманам нельзя совершать намаз только в семи местах:
— в банях (ванных комнатах, душевых);
— местах, где люди держат скотину;
— перекрёстках и пересечениях дорожных путей;
— в той части дома, где живут женщины (личное пространство жены, дочерей);
В остальном Шариат никак не ограничивает верующего в выборе места для преклонения перед Всевышним. Главное – чтобы он это делал от чистого сердца, сосредоточенно (а потому желательно избегать шумных мест) и в чистоте, о чём было сказано выше. Для реализации последнего пункта мусульмане используют специальный коврик, называемый представителями тюркских народов намазлыком (в арабском языке для этого применяются слова «саджаада» и «саджадид»).
Что такое намазлык
Намазлык (молитвенный коврик) – это кусок ткани, используемый молящимися мусульманами, чтобы сохранить чистоту в ситуации соприкосновения с полом/землёй во время молитвы. Контакт с поверхностью иных (помимо стоп) частей тела происходит при совершении суджуда (земного поклона) и кууда (сидения между двумя земными поклонами и после них). Размер коврика составляет примерно 0,5 метра в ширину и 1-1,5 метра в длину.
Во время намаза молитвенный коврик, равно как и сам верующий, должен быть направлен в сторону Кыйблы. Обычно мусульманам следует знать это направление не только у себя дома, но и в ходе поездок.
Изначально в двух важнейших источниках исламского права – Священном Коране и Благородной сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) – не содержалось упоминания о предмете, который напоминал бы по своему функционалу намазлык. Его повсеместное использование началось уже после того, как границы мусульманского мира ушли далеко за пределы Аравийского полуострова, – примерно в X-XI веках.
Нужен ли намазлык в мечети?
Отношение мусульман к молитвенному коврику, как правило, носит крайне трепетный характер. Это связано с тем, что именно на нём происходит общение со Всевышним в формате исполнения молитвы, а потому не допускаются попадание на этот предмет религиозного обихода нечистот и использование его не по назначению.
Однако не стоит забывать об изначальной цели намазлыка. Речь идёт о чистоте. А потому ситуативно мусульмане могут использовать в качестве защиты от нечистот другую материю – будь то покрывало на диване, простыню, большое полотенце и так далее. Ввиду того, что нет каких-то правовых норм и чётких богословских критериев относительно данного предмета, то однозначно запрещать использование таких ситуативных материалов для чтения намаза невозможно. Главное – чтобы они сами были чистыми.
В условиях России и СНГ, где погодные условия далеки от климата Аравийского полуострова, на праздничные молитвы приходится часто ходить с собственным ковриком для намаза. Это позволяет верующим, которые не сумели попасть внутрь мечети, совершить ритуал поклонения в полном формате (с правильным суджудом) на улице.
Что касается использования отдельного коврика внутри мечети, где непосредственное место для выполнения молитвы уже застелено, по сути, намазлыками, то такое явление некоторыми богословами порицается. Эту ситуацию непросто комментировать, ведь, как уже было отмечено выше, в исламском праве использование молитвенного коврика никак не урегулировано. В этой ситуации мусульманину, который хочет совершить намаз непосредственно на своём коврике, постеленном поверх ковра в мечети, нужно действовать, исходя из ситуации. Если есть понимание, что в данном мусульманском храме не приемлют установления новых практик и/или несоблюдения существующих образцов поведения (например, аксакалы часто весьма ревностно реагируют на такие моменты, но осуждать их не стоит, так как все мы люди и имеем некоторые слабости), то лучше избежать конфликтной ситуации и не использовать принесённый с собой коврик. Если же в мечети никого нет или сразу же ощущается более либеральный подход со стороны постоянных посетителей, то намазлык может смело пойти в дело.
Каким должен быть молитвенный коврик?
Если говорить о внешнем виде данного атрибута, то здесь нет каких-то единых стандартов. Всё зависит от того, в какой местности был произведён намазлык, а также индивидуальных вкусов мастера, который сшил его или разработал дизайн. Однако исследователи в области материальной культуры часто находят в старых молитвенных ковриках особые символы религиозности и декоративные элементы, характерные для разных народов, что представляет большую этнографическую ценность. При выборе намазлыка следует обращать внимание, чтобы в рисунке не присутствовало элементов, напоминающих объекты животного мира, а также лицо человека или мифических персонажей.
Часто на коврик наносится какой-нибудь архитектурный объект – известный на данной местности мусульманский храм, Аль-Акса в Иерусалиме, Запретная мечеть в Мекке или сама Кааба.
В целом, не будет преувеличением сравнение намазлыка с мечетью. Как правило, орнамент на нём геометрически демонстрирует наличие верха и низа. На нижней части молящийся стоит, а верхняя служит в качестве указателя направления, в соответствии с которым верующий должен исполнять намаз. Собственно, эта верхняя часть-направление выступает в качестве михраба в мечети, которая также показывает мусульманам, в какую именно сторону необходимо обращать собственный лик во время молитвы.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Вглядитесь в свой молитвенный коврик!
Сегодня большое количество мусульман во всем мире подвергается давлениям и угнетениям. Во многих странах предпринимаются различные действия, направленные на ограничение и препятствование поклонению верующих.
На этот раз под угрозой оказались вещи, предназначенные для поклонения мусульман, а именно коврики для молитвы (намазлыки). Ими пользуются миллионы людей как минимум пять раз в день.
Враги Ислама со знанием дела пустили в производство молельные коврики со скрытыми недопустимыми для мусульман изображениями. На первый взгляд, такой намазлык ничем не отличается от других, однако если приглядеться, то можно заметить на нем фигуру свиньи, креста или же других неподобающих символов, пишет timeturk.com.
Такое явление называется техникой «Сублиминальных/подсознательных знаков, сообщений». Ее суть заключается в том, что в любой объект/элемент встраивается скрытый визуальный образ. Он не виден человеческому глазу, не слышен человеческому уху, однако действует на человеческое подсознание, посылая ему определенные сообщения, знаки, звуки.
Эта техника широко используется в визуальных средствах массовой информации: в рекламных роликах, в фильмах.
Итак, внимательно рассмотрите свой коврик, не видите ли Вы, что-нибудь подозрительное?
Примеры некоторых «оскверненных» молитвенных ковриков.
1. Если присмотреться, можно увидеть на ковре священника
4. Фигура животного
5. Масонские символы (пентаграммы, символы freemasson, египетские пирамиды, всевидящее око)
Зачем мусульмане используют молитвенный коврик для намаза
Для каждого мусульманина молитвенный коврик – обязательный элемент при совершении намаза. В мечетях полы застелены большими коврами, в домах правоверных также могут быть ковры разного типа и размера, но индивидуальный молитвенный коврик при обращении к Аллаху будет присутствовать непременно. Какую роль выполняет этот аксессуар и почему без него не обойтись?
Определенного стандарта для молитвенного коврика в исламском мире не существует – он может быть любого размера и расцветки. Тем не менее есть определенные черты, объединяющие эти предметы. Обычно на коврике выткан михраб – традиционная в арабской архитектуре арка, опирающаяся на две колонны. Вершина арки во время молитвы должна быть направлена в сторону Мекки. Направление это называется кибла, и мусульмане хорошо знают, как его определить.
Обычно коврик имеет ширину 60 см и в длину не менее 150 см, но это совсем нестрогое правило. Главное, чтобы во время молитвы человек полностью на нем помещался и мог совершать в его пределах поклоны. Молиться мусульманам можно почти везде, за исключением 7 мест: туалета, свалки мусора, скотобойни, середины дороги, водопоя верблюдов, бани, крыши главной святыни – Каабы.
В Коране сказано, что когда-то молиться можно было только в мечетях, но затем Аллах сделал всю землю местом для молитвы. Пророк Мухаммед (аль-Бухари, 328; Муслим, 521)
Так как намаз совершается пять раз в день и отведенное для него время может застать верующего в любом месте, используются молитвенные коврики. Они позволяют не только соблюдать обычные правила гигиены, но и требования религиозной чистоты. Для вещей грязных, к которым нельзя прикасаться, в исламе существует термин «наджас». Это широкое понятие, но чаще всего под ним понимают такие субстанции: моча, кал, сперма, рвота, кровь, менструальные выделения, гной и собачья слюна.
Человек может не знать, что на место, где он собирается совершить намаз, кто-то помочился и осквернит себя и свою молитву прикосновением к грязи. Наджас можно смыть, но для этого нужно, во-первых, знать о нем, а во-вторых, использовать проточную воду, которая далеко не всегда есть под рукой.
Молитвенный коврик не даст совершить оплошность и осквернить себя – он как храм, который всегда с мусульманином и надежно защищает его от любого наджаса.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
АМУЛЕТЫ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ
Панегирик талисман, созданный с соблюдением всех требований древнейших традиций, связывает его хранителя необычайно близко с Создателем. Амулеты Святой Земли веками хранили, и продолжают укреплять, могущество семей и властные дома, в которых хранятся… Святые реликвии от набожных Мастеров с молитвами Великих Праведников и светлой Памятью мудрых Отцов, от чистого сердца и с Именем Б*жьим — на Ваше вечное хранение*.
Молитвенный коврик
لا إله إلا الله ومحمد رسول الله
Саджада – молитвенный коврик, постелив который мусульманин отгораживает себя от внешнего мира, временно отделяет себя от мирской суеты. На нем обычно изображение ниши или арки, остриём касающейся Мекки.
При молитве следует расстелить саджаду лицом в сторону Мекке (кибла), одному общему центру поклонения для верных, соответственно все мечети, могилы и надгробные памятники строятся фасадом в ту же сторону.
Если имеется в виду самый ранний этап развития мусульманства, то развернуть саджаду и проделать тоже-самое, следует лицом к Иерусалиму. Мухаммад* 13 лет призывал в Мекке людей к принятию Ислама. Во время молитвы он направлял лицо в сторону Иерусалима.
Коврик для намаза играет особую роль в жизни мусульман. Этот коврик по-разному называют у разных народов: у арабов – саджджада, у иранцев – таги, джанамаз, у тюркских народов – намазлык, мехраби… Но используется он везде одинаково. Это коврик для совершения молитвы. В литературе на русском языке о нем по известным причинам писалось очень мало и редко. Эти коврики практически не появлялись на выставках. Но любой мусульманин легко отличит молитвенный коврик от множества других. Молитвенный коврик не обязательный, но желательный атрибут молитвы. Вместо него можно использовать практически любую подстилку, включая собственную одежду, но специальный коврик наиболее удобный и привычный атрибут молитвы.
Традиционные молитвенные коврики ткутся, но иногда встречаются и бархатные, суконные, льняные, вышитые и набивные. Особой эстетикой отличаются коврики лоскутные. Как правило, молитвенный коврик бывает рассчитан на одного человека (размер 100х150 см), но встречаются ковры на 3 – 6 человек, для семьи с несколькими женами, или на несколько десятков, а иногда и сотен человек – для совершения массовых молитв в больших мечетях.
Существует определённый набор изобразительных элементов, позволяющих легко отличить молитвенный коврик от обычных. Некоторые из этих элементов являются почти обязательными, другие встречаются реже. На каком-то ковре может быть изображён только один, но существенный образ; на другом могут присутствовать много образов. Все зависит от фантазии и желания автора и заказчика.
Самый главный изобразительный элемент молитвенного коврика, по которому он почти всегда безошибочно узнаётся, – это мехраб, специальная арка в мечети, указывающая направление во время молитвы.
Второй важный изобразительный элемент – специальные надписи. Как правило, это цитаты из Корана, молитвы, отдельные фразы, имеющие особый смысл. В верхней части ковра в рамочке очень часто появляется фраза «Великий Аллах (Б*г) велик». К этому месту прикасаются лбом во время молитвы и поэтому многие называют этот участок ковра алтарем. Вообще надписи располагаются так, чтобы на них нельзя было наступить во время молитвы.
Часто изображаются чётки, в последнее время становятся все более популярными изображения знаменитых мусульманских мечетей, например, Ай-Софи или Сулеймания.
Молитвенный коврик можно назвать «микромоделью» мечети.
Нередко на молитвенном коврике бывают отмечены те семь частей тела, которыми молящийся прикасается к ковру во время молитвы. Это ступни, колени, ладони и лоб. Особенно часто встречается изображение кистей рук.
Часто на молитвенном коврике изображаются те предметы, которыми пользуются во время молитвы. Это одновременно и их изображение, и указание места, на котором они должны находиться. Эти предметы, хранят завёрнутыми в коврик, что очень удобно.
Мусульманин расстилает коврик, направляя верхнюю часть изображённого на нем мехраба в сторону Каабы (это направление называется киблой), раскладывает предметы по своим местам, становится в указанном месте – и он готов к совершению ритуала.
Молящийся использует гребёнку, которой расчёсывает бороду, зубочистку из волокнистого дерева с размочаленным концом, для которого используются определённые сорта дерева, мешочек с благовониями, лепестками роз, создающими вокруг приятный аромат.
Некоторые мусульмане обязательно используют спрессованный кусочек священной земли (Мекки), который бывает разной формы и на котором тоже бывают специальные надписи. Его располагают в верхней части ковра и именно к нему прикасаются головой во время молитвы.
Некоторые мусульмане считают: молитвенный коврик связан со своим хозяином и коврик мудреца несет в себе определённую энергию. Такие коврики очень ценились и передавались по наследству как носители особой благодати своих хозяев. Ведь мусульманин совершает молитву пять раз в день. Если он находится в пути, то обязательно берет с собой молитвенный коврик. Это то пространство, которое сакрализуется после произнесения первых молитвенных формул, это то, что отделяет мусульманина от обычного мира не только физически, но и духовно, это место его общения с Б*гом.
Вот фрагмент поучения средневекового теоретика Кабуса, которое он написал для своего ученика:
«Если не изучишь ты её по предписанию веры, то изучи хоть на основании здравого смысла, ибо молитва дает много выгод. Первое то, что всякий, кто выполняет пять обязательных молитв, у того всегда тело и платье будут чистые, а чистота во всяком случае лучше грязи. Второе то, что молящийся далек от осуждения [других] и гордыни, ибо суть молитвы положена в смирении, а коль скоро ты приучишь природу к смирению, тело тоже последует за природой. А затем мудрецам известно, что кто хочет уподобиться каким-нибудь людям, тому надо с ними видеться… По признанию всех разумных мужей, нет власти и мощи сильнее мощи ислама и нет веления действительнее велений его. Следовательно, если хочешь всегда быть мощным и счастливым, ищи общество обладателя власти и будь покорен им и не ищи сопротивления ему, дабы не стать несчастным и грешником».