Как называется конкурс на строительство
Конкурс на закупку строительных работ
Редактор-эксперт Контур.Школы по направлению «Закупки 44-ФЗ, 223-ФЗ»
Смотрим, как обязательное наличие проектной документации в составе заявки о закупке изменило порядок ее рассмотрения
С 1 сентября 2020 г. из перечня товаров, работ, услуг, закупки которых заказчик обязан проводить в форме аукциона в электронной форме (электронный аукцион), исключены код 42.1 «Здания и работы по возведению зданий», 42 «Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства» и 43 «Здания и работы по возведению зданий». Согласно ч. 68
ст. 112 Закона 44-ФЗ закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства проводится путем открытого конкурса в электронной форме. Весь алгоритм его проведения теперь зависит от того, включена ли проектная документация в состав пакета документов для осуществления закупки или нет.
Процедура проведения открытого конкурса в электронной форме начинается с момента разработки согласно законодательству проектной документации. В рамках градостроительного законодательства она может составлять эскизы, чертежи, графики и сметы, то есть весь набор разделов, перечисленных в положениях соответствующего законодательства и приказах Минстроя. При проведении же закупок по капитальному ремонту проектная документация может состоять только из смет.
После подготовки необходимой проектной документации, как и всего пакета документов, для участия в закупке на строительство и капитальный ремонт можно приступать к формированию извещения документации и размещения ее в ЕИС. На подачу заявок отведено 15 рабочих дней.
При участии в открытом конкурсе в электронной форме у поставщика «выпадает» две стадии процедуры: поскольку с 1 сентября проектная документация обязательна, пропускается шаг рассмотрения и оценки первых частей заявок, а также шаг подачи окончательных предложений. Это связано с тем, что участники закупок изначально могут видеть закупочную процедуру на строительные работы заказчика, у которого в документации установлено требование о том, что «участнику закупки в первой части заявки достаточно дать только свое согласие». Никаких форм, где необходимо описывать объект закупки исходя из его функциональных и качественных характеристик, нет.
В течение одного рабочего дня после окончания подачи заявок оператор электронной площадки направляет заказчику сразу две ее части и ценовое предложение. Заявка участника традиционно состоит из трех электронных документов: первая часть, где указывается информация о товарах, вторая часть, где содержатся сведения о самом участнике закупки, и третья часть — ценовое предложение. Согласно последним изменениям законодательства, первая часть заявки сама по себе становится свидетельством согласия участника. Вторая и третья части остаются без изменений.
Закупочная комиссия заказчика в течение пяти рабочих дней рассматривает и оценивает заявки, которые поступили по процедуре. После формируется соответствующий протокол и не позднее одного рабочего дня после того, как все поступившие предложения были рассмотрены, опубликовывается в ЕИС и, соответственно, на электронной торговой площадке.
Таким образом, алгоритм конкурса в электронной форме в рамках строительных работ стал короче по своему сроку. Но, судя по всему, данный способ закупок строительных работ применяться будет не очень часто, и дело здесь в требованиях, которые необходимо установить к участникам закупки.
Подробнее про требования к участникам закупки рассказывает эксперт Контур.Школы Светлана Китаева.
Полная версия вебинара «Закупка строительных работ путем проведения открытого конкурса» здесь!
Как проходят госзакупки в строительстве: пошаговая инструкция
Госзакупки в строительстве — это конкурентные и неконкурентные процедуры определения подрядчика на выполнение ремонтных, реконструкторских, восстановительных и иных работ с целью удовлетворения потребностей заказчика. Недавно правила изменились.
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Скачать Постановление Правительства № 921 от 25.06.2020 об изменении аукционного перечня из КонсультантПлюс |
Скачать Федеральный закон № 249 от 31.07.2020 об особенностях конкурсов на работы по строительству из КонсультантПлюс |
Нормативная база
Вот какими законами регулируются госзаказы в строительстве в 2021 году:
Эксперты КонсультантПлюс разобрали меры поддержки из-за коронавируса для представителей строительного бизнеса. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Выбираем способ определения поставщика
С 01.09.2020, по ПП № 921, заказы на строительные работы исключили из обязательного аукционного перечня, утвержденного Распоряжением Правительства № 471-р от 21.03.2016. Это значит, что с 1 сентября 2020 года закупку строительных работ можно осуществлять посредством аукциона или конкурсных процедур. Также допустимо заключение контракта с единственным поставщиком по основанию, которое закреплено в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
В контрактной системе по способу проведения подрядные торги бывают нескольких видов:
Код ОКПД2 на разработку проектной документации 41.10.10.000 не входит в аукционный перечень. Вот каким способом провести закупку по изготовлению ПСД — конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика.
Готовим закупочную документацию
В состав документов для конкурентных строительных тендеров включаем документацию, проект контракта и извещение. Заказчиками конкурсные процедуры по отбору подрядчиков на выполнение строительно-монтажных работ по объектам капитального строительства, обеспеченным утвержденной проектной документацией на начало текущего года, должны быть завершены в сроки, которые прописаны в 44-ФЗ. Сроки размещения извещения и всех регистров в Единой информационной системе таковы (ч. 1 ст. 54.2, ч. 2, 3 ст. 63, п. 3 ч. 3 ст. 82.1 44-ФЗ):
Требования для электронных запроса котировок и конкурса с ограниченным участием устанавливаются в порядке, закрепленном положениями Федеральной контрактной системы. Не забываем и о типовой документации электронных закупок (ПП РФ № 1401 от 05.11.2019). Требование к единым формам документов устанавливает Минфин.
Закупочные регистры аккумулируют все подробные сведения о приобретаемых работах. В документации учитываем все особенности госзакупок в сфере строительства. Вот как подготовить документы на госзаказ работ по строительству (ч. 1 ст. 54.3, ч. 6 ст. 56.1, ч. 1 ст. 64 44-ФЗ):
Шаг 1. Формируем требования к участникам. Для потенциальных поставщиков действуют единые требования в госзаказах на строительство, в определенных ситуациях применяются и дополнительные требования (ч. 1, 4 ст. 31 44-ФЗ). Подрядчики строительных работ обязаны иметь свидетельство о членстве в саморегулируемой организации, следовательно, потребуйте от подрядчиков предоставить в составе заявки копию выписки из реестра (только саму выписку или ее копию, не придирайтесь к срокам действия и дате выдачи). Исключения прописаны в ч. 2.1, 2.2 ст. 52, ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ. По рекомендации ФАС, помимо условия о членстве в СРО, запросите у участников подтверждение, что уровень его ответственности в компенсационном фонде СРО не меньше, чем его предложение о цене контракта.
Дополнительные требования устанавливаются для аукционов на строительство по 44-ФЗ с НМЦК, превышающей 10 миллионов рублей, и для конкурсов с ограниченным участием ценой свыше 100 миллионов рублей. Объекты таких закупок — работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу, возведению некапитального строения, благоустройству территории, ремонту и содержанию автодорог.
Шаг 2. Утверждаем проект. Проектная документация готовится практически для всех видов строительства, кроме тех, когда она не требуется и когда госзаказ ведется по положениям ч. 16, 16.1 ст. 34 44-ФЗ (п. 8 ст. 33 44-ФЗ).
Процедура госзаказа в области строительства по закону о контрактной системе особо не отличается от закупок других видов работ и услуг. Но есть один важный нюанс: при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства описанием объекта закупки является проектная документация. Разработанный проект включают в документы заказа, заявки участников оценивают по предложенным проектам.
В проектной документации обосновывается НМЦК госзакупок на строительство.
Главная особенность электронного аукциона с проектной документацией: отдельно готовить техническое задание нет необходимости, равно как и расписывать качественные, технологические и функциональные особенности объекта.
Если госзаказ финансируется из бюджетных средств, заказчик вправе ограничиться только сметой (ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ). По 44-ФЗ, при проведении аукциона на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника на выполнение работ по условиям заказчика.
Покупка объекта недвижимости, который планируется к возведению, — это не строительные работы, и проводить заказ по правилам, определенным для строительства, запрещено. В некоторых случаях не допускается и приобретение уже построенного недвижимого имущества у единственного поставщика. Об этом говорится в письме ФАС № ИА/93181/19 от 24.10.2019.
Шаг 3. Устанавливаем требования к содержанию заявки.
Вот какие особенности работы по 44-ФЗ для подрядчиков устанавливают заказчики:
Шаг 4. Определяем дату окончания рассмотрения первых частей заявок. Вот основные сроки (ч. 1 ст. 54.5, ч. 4 ст. 56.1, ч. 2 ст. 67 44-ФЗ):
Для тех аукционов, в составе документов которого есть проект, и в случае согласия подрядчика на выполнение строительства первые части рассматривать нет необходимости (ч. 10 ст. 67 44-ФЗ).
Шаг 5. Определяем дату проведения процедуры. Такой датой является следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок для электронного аукциона или день подачи окончательных ценовых предложений для участников электронного ограниченного конкурса.
Если аукцион с проектной документацией, то торги начнутся через 4 часа после окончания приема первых частей предложений. Для конкурса срок процедуры — второй рабочий день после окончания рассмотрения комиссией первых частей заявок (ч. 3 ст. 54.6, ч. 3 ст. 68 44-ФЗ).
09.06.2020 на портале правовой информации опубликовали Постановление Правительства № 921 от 25.06.2020, которое изменило правила оценки заявок участников конкурсов на строительство по ПП № 1085 от 28.11.2013 и доптребования к ним по ПП № 99 от 04.02.2015. Нововведения в закупках строительных работ по 44-ФЗ заработали с 09.07.2020.
Из правил оценки заявок убрали работы на особых объектах и автодорогах. Новый порядок действует в госзакупках:
С 09.07.2020 поправили доптребования к участникам закупок по строительству. В частности, снизили стоимостный порог таких закупок, при котором предъявляются доптребования. Например, в закупках работ по строительству, реконструкции линейного и нелинейного объекта капстроительства их установят, если НМЦК превышает:
Период, за который учитывают опыт в строительстве, увеличили с 3 до 5 лет. Участники закупок на строительство не подтвердят его, если предоставят сведения о выполненном контракте (договоре) на капремонт или снос объекта.
По новым правилам, документы, которые подтверждают опыт, принимают не раньше чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Похожие поправки предусмотрели и для закупок работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории и ремонт, содержанию автомобильных дорог. Они перечислены в п. 2.2 и 2.3 приложения № 1 к ПП № 99.
В отдельное основание вынесли госзакупки работ по капремонту, сносу линейного и нелинейного объекта капитального строительства. В закупках таких работ подрядчики смогут подтвердить опыт (на выбор):
Список ситуаций, когда придется установить доптребования, дополнили новой позицией. Их устанавливают в закупках работ по подготовке проектной документации или выполнению инженерных изысканий, если НМЦК превышает:
31.07.2020 законодатели внесли правки в 44-ФЗ, которые закрепляют особенности подготовки документации для закупок в сфере строительства в форме электронного конкурса (ч. 68 ст. 112 44-ФЗ):
Оформляем проект контракта и извещение
После разработки закупочной документации сверьте все с информационной картой и приступайте к подготовке проекта контракта. В случае соответствия сведений о госзакупке информационной карте используйте типовые контракты или типовые условия.
Сейчас используют типовые условия на строительство, которые утвердили Приказом Минстроя № 9/пр от 14.01.2020.
Если вы приобретаете работы по строительству, которые не включены в информационную карту к типовым условиям, готовьте собственный проект контракта, руководствуясь нормами законодательства и потребностями заказчика. К проекту контракта на закупку строительства сформируйте:
Пример проекта контракта из тендерной документации.
После подготовки закупочной документации и проекта контракта подготовьте и опубликуйте извещение, используя функции Единой информационной системы. При заполнении извещения учитывайте положения ст. 42, ч. 3 ст. 54.2, ч. 6 ст. 56.1, ч. 5 ст. 63, ч. 2 ст. 82.2 44-ФЗ.
Рассматриваем заявки
Поступившие предложения заказчику на подрядных торгах называют конкурсными заявками. Состав и алгоритм рассмотрения заявок определяется наличием проекта в составе закупочной документации. Если проект есть, то первые части заявок в аукционе не рассматриваются, и торги за контракт на строительные работы начинаются через 4 часа после окончания срока подачи заявок. Как только торги завершатся, оператор электронной площадки направит заказчику обе части заявок на анализ и оценку (ч. 19 ст. 68 44-ФЗ).
Если проектных документов нет, то действуют другие правила рассмотрения. Первые части анализируются до момента торгов. Комиссия обязана изучить заявки, допустить или не допустить участников, сформировать и разместить протокол рассмотрения. Протокол размещаем не только в ЕИС, но и на торговой площадке (ч. 6, 7 ст. 67 44-ФЗ).
После завершения торгов среди допущенных участников комиссия оценивает вторые части заявок. По итогам рассмотрения формируется протокол, который публикуется в ЕИС и на ЭП (ч. 8 ст. 69 44-ФЗ). Подтвердительные регистры от подрядчиков направляются вместе со вторыми частями заявок. Комиссия рассматривает их вместе с предложениями участников. Соглашения о субподряде не являются подтверждением соответствия дополнительным требованиям (п. 2 письма ФАС № МЕ/51304/19 от 19.06.2019). Если в закупке принимает участие только один подрядчик, то комиссия рассматривает сразу обе части его предложения (ч. 1 ст. 71 44-ФЗ).
При проведении электронных процедур — запроса котировок и конкурса с ограниченным участием — действует общий порядок рассмотрения и оценки заявок, установленный Федеральной контрактной системой.
31.07.2020 опубликовали поправки в ФЗ-44, которые закрепляют особенности рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме на проведение работ по строительству (ч. 68 ст. 112 44-ФЗ):
Собрали в таблицу ответы на ключевые вопросы об изменениях при размещении электронных конкурсов.
Вопросы | Ответы |
---|---|
Для каких закупок действуют особенности |