Как называется кладовщик на флоте
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Список корабельных должностей
высший
в морской службе чин, соответствующий генеральскому чину в сухопутных
войсках. Командует флотом. Адмиральских чинов 4: генерал-адмирал,
адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал.
— в Англии и Голландии морской офицер, командующий эскадрой
— командир корабля. Может состоять даже в должности лейтенанта (об этом в следующем пункте)
—
морской офицер, является помощником капитана. Вместе с тем лейтенант
является командиром корабля 4 ранга, имеющем 14-16 пушек. На такие
корабли капитан не назначается. На корабле 3 ранга, имеющем 50 пушек
лейтенант является старшим помощником капитана ( т.к. там по регламенту
нет капитан лейтенанта). Говоря современным языком лейтенант является
вахтенным офицером, начальником вахты, т.е. части экипажа, несущей
корабельную службу в данный отрезок времени.
—
на любом корабле один секретарь. Можно сказать, что этот офицер
является помощником капитана по учету личного состава, штабной работе,
учету, контролю за работой всех служб снабжения, переписке. Он обязан
контролировать прием на корабль всех припасов, вести бортовой журнал,
знакомить экипаж с Уставом, письменными приказами и распоряжениями
старших флотских начальников, вести судебные протоколы, составлять
контракты на поставку припасов, контролировать выдачу пищи и другого
имущества личному составу, учитывать добычу взятую у неприятеля,
записывать расход пороха и ядер во время боя, составлять заявки в порт
на пополнение припасов, переписывать вещи погибших и умерших и
передавать их родственникам. Он не имеет права покидать борт корабля
(кроме как для исполнения обязанностей, требующих его присутствия на
берегу) пока тот не будет поставлен на длительную стоянку и не будет
разоружен.
—
священник приравнивался скорее к офицерам по своему положению, но и
однозначно к офицерам его отнести было нельзя. Скорее он просто стоял
особняком. На флоте имелся один начальный священник, отвечавший за
деятельность корабельных священников. На каждом корабле имелся
священник, который отправлял все религиозные мероприятия. Кроме того он
был обязан посещать раненых и больных и облегчать их душевные
страдания. Священник отвечал за священнические припасы и вел их учет и
использование (походная церковь, престол с облачением, Евангелия,
кресты и т.п.)
—
на всех кораблях имелся один лекарь. В зависимости от ранга корабля у
него имелось разное количество помощников. Лекарь ведал учетом,
снабжением лекарствами, медицинскими инструментами, вел учет больных,
отвечал за лечение больных, качество и количество выдаваемой им пищи.
Во время боя ему запрещалось выходить на палубу, а должен был
находиться в интрюме, где было определено место сбора раненых. Если
устанавливалось, что больной или раненый умер от небрежения лекаря, то
последний рассматривался как убийца и подлежал казни.
— отвечал за штурманское имущество, его получение, хранение,
использование, расходование. Штурманским имуществом считались флаги,
сигнальные флаги, вымпелы, гюйсы корабельные и шлюпочные, компаса,
песочные часы, лаги, лоты, лампады. Штурман вел журнал учета
штурманского имущества, следил за пополнением и исправностью своего
имущества. Он же отвечал за морские карты, лоции, исправность рулевого
управления корабля. Он выверял компаса и песочные часы. Во время
плавания он должен был сверять карты с реальной береговой линией,
островами, скалами, рифами и наносить на карты все их изменения.
Штурман обязан сообщать офицерам и капитану об опасностях курса корабля
(мели, рифы, скалы) и настаивать на его изменении, и даже если капитан
или иной офицер его не послушают, и корабль будет потерян, то штурман
будет казнен или отправлен на каторгу. При постановке на якорь штурман
обязан следить, чтобы в этом месте не было мелко и корпус корабля не
проломило бы своим якорем. Подштурман помогает штурману, а в его
отсутствие полностью отвечает за штурманскую службу.
— специалист младшего командного состава экипажа судна (в ВМФ —
старшинского состава); непосредственный начальник палубной команды. В
обязанности боцмана входит поддержание исправного состояния корпуса,
такелажа и палубных устройств судна, руководство общесудовыми работами
и обучение рядовых членов палубной команды (матросов) морскому делу,
наблюдение за порядком и чистотой на судне. На крупных военных кораблях
имеется один главный боцман и несколько боцманов.
—
непосредственный помощник офицеров. Основная обязанность следить за
полным и точным исполнением всеми членами экипажа приказаний офицеров.
В другие обязанности входит организовывать укладку и размещение в
помещениях корабля имущества и вести журнал учета этого имущества.
— командует матросами, размещаемыми в данном кубрике. Он обязан следить
за наличием своих матросов на корабле, за здоровьем своих матросов,
чистотой и исправностью их одежды, за выдачей матросам питания и за
возврат на поварню остатков пищи и посуду, за тем, чтобы продукты,
оружие, вещи, снасти не растаскивались с корабля. Квартирмейстер также
является командиром шлюпки, следит за ее исправностью, оснащенностью,
управляет ею на воде и командует матросами, назначенными в экипаж
шлюпки.
—
обязан следить за тем. чтобы не было течей в корпусе, чтобы люки и
пушечные порты были плотно закрыты. При появлении течей совместно с
корабельным плотником устранять их.
— на корабле любого ранга один парусный мастер. Под его руководством
один-два парусных ученика. Обязан следить за исправностью парусов и
чинить их.
Солдаты (морские пехотинцы)
— привлекались для обслуживания пушек в помощь канонирам, из них составлялись абордажные и десантные команды.
—
младшее звание. Привлекались для работы на судне, как то: работа с
парусами, откачка воды из трюма, содержание корабля в чистоте. На
разбойничьих судах составляли абордажную команду.
Служба по призыву
Служба
Кладовщик (баталер)
Кладовщик (баталер) выполняет задачи по обеспечению личного состава воинской части материальным, вещевым и продовольственно-пайковым довольствием. В его обязанности входит выдача довольствия военнослужащим и его прием на хранение, ежедневный учет материальных ценностей, ведение отчетной документации.
Кладовщик должен знать основы делопроизводства, правила учета материальных ценностей и их стоимость, уметь работать на пишущей машинке и пользоваться калькулятором.
Деятельность кладовщика осуществляется со значительными статическими нагрузками в изолированных условиях, носит в основном исполнительский характер. Работа в целом разнообразная, проходит в комфортных условиях. Деловые контакты частые, с большим количеством лиц при непосредственном общении.
Профессионально важными качествами являются: высокое чувство долга, трудолюбие, способность к быстрому и точному выполнению арифметических операций, а также умение выделить в потоке информации наиболее существенное, быстро запомнить зрительную информацию.
Для овладения специальностью необходимо среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование.
Должности кладовщиков (баталеров) комплектуются военнослужащими, прошедшими подготовку в учебной воинской части.
Родственные гражданские специальности: бухгалтер, делопроизводитель, заведующий хозяйством, машинистка.
«Кэп», «чиф», старпом и другие должности на флоте: кто чем занимается
«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.
Баталер
К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.
Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.
Боцман
Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.
Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.
Капитан
Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.
Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.
На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.
Капитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org
Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.
Кок
Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.
Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.
На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.
Лоцман
Задача этого человека – просчитать все опасности и преграды на пути следования корабля. Другими словами, именно лоцман прокладывает путь судна, учитывая наличие подводных скал, рифов, айсбергов или мелей.
В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.
Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.
Матрос
Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.
Матросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com
В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода. И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.
Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».
Машинист (моторист)
Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.
Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.
Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.
Механик
Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.
На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.
При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.
Старший помощник капитана (командира)
На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.
Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.
Штурман
Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.
На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.
Юнга
Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.
Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.
Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.
Служба по призыву
Служба
Кладовщик (СТ)
Кладовщик – массовая профессия в частях, подразделениях и службах тыла. Он производит получение, вывоз, транспортирование, хранение продовольствия и имущества, ведет учет и отчетность, определяет качество продуктов или предметов вещевого снабжения.
Кладовщик обязан знать номенклатуру продовольствия и вещевого имущества, нормы и порядок снабжения воинских частей продовольствием и имуществом, порядок получения, истребования, хранения и выдачи продовольствия и имущества; уметь пользоваться измерителями массы, длины, объема, удельного веса; работать на вычислительных машинах, выполнять правила хранения материальных ценностей на складах и хранилищах.
Цель деятельности кладовщика – организовать правильное хранение материальных ценностей, обработать полученные продукты, имущество и подготовить их к выдаче.
Работа выполняется с помощью простых ручных инструментов, механического оборудования с использованием измерительных устройств. Деятельность кладовщика четко определена правилами и инструкциями, но в ней есть место для принятия собственных решений. Свое дело кладовщик выполняет самостоятельно и лично отвечает за его результаты.
Работа выполняется по указаниям руководства, в контакте со многими людьми. Ответственность – преимущественно материальная.
Для овладения специальностью необходимо иметь среднее профессиональное образование и опыт административно-хозяйственной работы.
Доподготовка специалистов производится по месту службы в войсках.
Родственные гражданские специальности: кладовщик, контролер-кассир непродовольственных товаров, контролер-кассир продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров, продавец продовольственных товаров, товаровед.
Как называется кладовщик на флоте
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Флотские специальности Р.И.Ф.
1. Офицерский состав.
1.1. Командир корабля.
1.2. Старший офицер корабля (старпом).
1.3. Вахтенный начальник.
1.4. Ревизор.
1.5. Офицеры-специалисты.
1.6. Вахтенные офицеры.
2. Флотские чиновники.
2.1. Инженеры-механики.
2.2. Медики.
3. Содержатели.
3.1. Шкиперы.
3.2. Коммисары.
3.3. Артиллерийские содержатели.
3.4. Машинные содержатели.
4. Кондукторы.
4.1. Старшие боцманы,
4.2. Артиллерийкие,
4.3. Минные,
4.4. Рулевые,
4.5. Сигнальные,
4.6. Машинные
4.7. Минно-машинные.
5. Технический состав.
5.1. Комендоры.
5.2. Гальванёры.
5.3. Минёры.
5.4. Минные машинисты.
5.5. Трюмные.
5.6. Машинисты.
5.7. Кочегары.
6. Матросский состав.
6.1. Боцманы.
6.2. Боцманматы.
6.3. Квартирмейстеры.
6.4. Рулевые.
6.5. Сигнальщики.
6.6. Марсовые.
6.7. Водолазы.
6.8. Матросы.
7. Матросы-специалисты.
7.1. Дальномерщики.
7.2. Вестовые.
7.3. Ротные писари.
7.4. Помощники повара.
7.5. Хлебопекари.
7.6. Буфетчики.
7.7. Юнги.
8. Специалисты.
8.1. Горнисты и барабанщики.
8.2. Подшкиперы.
8.3. Баталеры.
8.4. Минно-артиллерийские содержатели.
8.5. Машинные содержатели.
8.6. Оружейники.
8.7. Писари.
8.8. Фельдшеры и санитары.
9. Корабельные рабочие.
9.1. Ложники.
9.2. Плотники.
9.3. Конопатчики.
9.4. Маляры.
9.5. Парусники.
9.6. Коки.
1. Офицерский состав.
Главный человек на корабле, это кормандир корабля. Он не только производит управление кораблём и его экипажем, но и лично отвечает за них. В случае оставления корабля экипажем командир покидает корабль последним. Или частенько не покидает, потому что вся ответственность возлагается на него. Капитан является полновластным хозяином корабля, он владеет и железом, и живыми существами на корабле. Да, именно, капитан распоряжается жизнями команды и пассажиров. Капитан корабля, это такой маленький король. Император небольшого плавучего острова. Капитан несёт ответственность, производит верховное планирование, а всё остальное делают его подчинённые. Если на корабле присутствует адмирал, то капитана можно смело заменить на какой-нибудь манекен. По статусу флотский капитан где-то на пару ступенек выше сухопутных собратьев. Капитан-то он капитан, командует батальоном, но статус у него как у полковника. Или даже бригадного генерала.
Если капитан работает уже просто одним своим существованием, то старший офицер корабля производит реальные работы. Собственно старший офицер и пашет вместо капитана, позволяя тому расслабиться и подумать о чём-то высоком. О миссии корабля. Страшный офицер корабля организует все действия корабельной команды, доводит свои приказы до подчинённых, после чего его задачи ограничиваются контролем, плюс конечно возможны разные форс-мажоры, когда все планы летят к чертям и требуется всё заново спланировать и организовать. Таким образом, непрерывного присутствия от старшего офицера не требуется, и он свободен лишь чуть меньше, чем капитан. Всю непосредственную работу производят остальные офицеры, непосредственными исполнителями являются вахтенные офицеры.
На корабле должно быть минимум трое офицеров, чтобы стоять на вахте. Вахтенные начальники. Во время вахты вахтенному начальнику запрещено уходить с верхней палубы, потому что он должен непрерывно контролировать состояние корабля и экипажа, а также следить за исполнением приказов командира корабля. В подчинении у вахтенного начальника имеются вахтенные офицеры. В целом задачи вахтенных офицеров ограничиваются обеспечением безопасности корабля, его обороны, плюс конечно же организацией тех манёвров корабля, которые были предписаны командиром судна.
Корабельные офицеры.
2. Флотские чиновники.
Корабельный врач в аптечном пункте корабля.
Я конечно далёкий от флота человек и могу заблуждаться, но как понимаю, шкипер, это такой капитан. Капитан корабля в смысле исполнения приказов. Судоводитель. И по совместительству судовладелец, он на корабле живёт. Шкипер не является старшим офицером, он не имеет никакой серьёзной реальной власти над подчинёнными, и подчинение тут больше организационное, но функционально это именно что капитан. Другое дело, что на корабле обычно присутствуют командир и старпом, и заботы шкипера ограничиваются хозяйственной частью. При капитане шкипер является завхозом, и не более того. Но шкипер опытен лишь в сугубо морских вопросах, он знает про судовождение, про обслуживание корабля, про всякие мелкие механизмы, но в сложных материях вроде пушек и силовых агрегатов он не рубит вообще, и для таких вещей выделяются специализированные «завхозы». Да, у нас в части зампотыл был самым страшным подполковником. Дедушки его боялись больше, чем старшину. Ж)))
Что главное на боевом корабле? Движение! Пушки! Так вот, прикол в том, что этими главными вещами на корабле управляют отнюдь не матросы, а специализированные техники. Матросы, это по сути дела корабельная пехота, которая нужна для абордажных дел, десантирования куда-нибудь в ебеня, плюс она выполняет всевозможные корабельные работы. Пушками управляют не матросы, а специализировнные корабельные артиллеристы, комендоры, а матросы даются им в помощь, заряжающими.
Комендоры башни главного калибра.
За чисто техническую часть отвечают машинисты. На корабле великое множество всевозможных механизмов, и к ним приставлены механики, машинисты. Инженеры. Машины век назад были херовые, им требовалось непрерывное обслуживание и постоянный ремонт, и машинист, это действительно инженер. Механик. Машинисты, это далеко не только главные паровые машины корабля, которые приводят его в движение. Лишь часть машинистов ошивается в машинном трюме. Кстати да, есть специальные «машинисты» и для чисто трюмов. Трюмные. «Хозяева трюмных отсеков», плюс их подручные. Ну и конечно же кочегары, которых на корабле с угольным отоплением ровно столько же, сколько и матросов. Переход на нефтяное отопление реально _уполовинил_ экипажи кораблей.
Трюмная, «черная» команда. (ЖЖ зачем-то у6ил эту фотку!)
6. Матросский состав.
А6ордажная тренировка.
Одной из задач марсовых является наблюдение за окрестными пространствами, но в деле наблюдения марсовые слабы, потому что отбираются по другим признакам. Марсовые должны быть ловки и не бояться высоты, а острота зрения у них как повезёт. Поэтому для целей наблюдения дополнительно отбираются наиболее зоркие матросы на должность сигнальщиков. Как это понятно из названия, сигнальщики должны не только наблюдать, но и читать сигналы других кораблей, равно как их передавать при необходимости. Если марсовых на кораблях 20го века достаточно четверых, чтобы они могли ходить в четыре вахты, то сигнальщиков требуется как минимум вдвое больше, потому что необходимо непрерывное наблюдение сразу на все 360 градусов. Отдельно нужно заметить то, что число марсовых и сигнальщиков практически не зависит от размера корабля.
Отдельно нужно упомянуть рулевых, в которых отбираются самые надёжным матросы, потому что от рулевых зависит судьба корабля. Это очень высокостатусные матросы, и командир отделения рулевых (рулевой квартирмейстер) по сути дела является штурманом и способен подменять офицера. Впрочем, рулевые точно такие же «лучшие», как и марсовые, водолазы и сигнальщики, но по другим статьям, и в целом равны им. Число рулевых также слабо зависит от размера корабля, и определяется лишь числом постов управления кораблём. На крупных боевых кораблях этих постов два, и соответственно требуется восемь рулевых.
Если матросу не требуется иметь обширных знаний, то боцманмат уже должен знать такелажные работы, подъём и спуск рангоута, всё касающееся вооружения корабля, компас, управление рулём, управление шлюпкой под парусом и др. Боцманмат является командиром шлюпки. В отличие от боцманмата, от боцмана требуется дополнительно знать работу с якорями, погрузочные и разгрузочные работы, подводку пластыря под пробоину, плюс владение в совершенстве парусной шлюпкой, при любых условиях. По сути дела боцман должен знать и уметь вообще всё, за исключением сложных технических дисциплин, для которых требуется специализированное образование. Кроме того, боцман уже является командиром для всех нижних чинов, это аналог сухопутного старшины. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров (всю тысячу, ага), их способности и познания в морском деле, наблюдать за их поведением. Это старший унтер-офицер.
Палубная, «6елая» команда. Контрастно, не правда ли? :))
Кроме простых обычных матросов имеются и матросы-специалисты. Матросы специального назначения, подрабатывающие в свободное время всяким спецназом. Да, точно такие же специалисты есть и у рядовых сухопутчиков. Рядовые, вызывающие доверие у командиров, получают какие-то специальные обязанности, за которые конечно же имеют некоторые привелегии. По росту доверия это будут 1) юнги, 2) буфетчики, 3) хлебопекари, 4) помощники повара, 5) ротные писари, 6) вестовые, 7) дальномерщики. Да, с одной стороны, юнга является самым младшим матросом и ниже по статусу, чем рядовой матрос, но с другой стороны ему доверяют больше, чем такому рядовому матросу.
Артиллерийский юнга.
Ответственного человека можно поставить на кухню или даже допустить к складу, а если он вдобавок грамотен, то его самое оно задействовать для внутренней бюрократии, писарем. Если человек ещё более лоялен, чем писарь, то он становится вестовым, т.е. посыльным. Ординарцем. Это вообще-то очень высокостатусные матросы. Как понимаю, именно им оказывают честь высоким доверием прикоснуться в бою к минно-торпедному оружию. Ну а хуле, торпедист ведь может и корабль утопить. Вот. А если человек не только вменяем, грамотен, и лоялен, но ещё и интеллектуален, то он задействуется как технический специалист, в частности, дальномерщик. Однако, матросы-специалисты остаются матросами и могут на полную катушку привлекаться для обычных матросских задач.
8. Нестроевые специалисты.
Кроме вышеописанных полуматросов-полуспециалистов имеются и чистые специалисты. Самый очевидный аналог специалиста у сухопутчиков, это каптёр. Каптернамус. Хранитель имущества. Это высокостатусный матрос в унтер-офицерском чине. На флоте задачи каптёров выполняют подшкиперы, баталеры, и содержатели. Подшкиперы являются содержателями общекорабельного имущества, баталеры (буквально «ветераны») отвечают за вещевое и продуктовое довольствие матросов (аналог ротного старшины на суше), плюс есть специализированные содержатели: оружейные и машинные. Плюс оружейник, которого не нужно путать с оружейным содержателем. Содержатель, это просто кладовщик, а оружейник, это уже специалист-ремонтник по оружию.
В отличие от простого матроса, специалисты специально выделены для решения своих задач. Если ротный писарь снимается с работ для решения письменных задач, то писарь-специалист только письменными задачами и занят. Туда же фельдшеры и санитары, которые днями на пролёт маятся безделием, чтобы при потребности сразу же вскочить и побежать. И это вобщем очень высокостатусные моряки, так тот же фельдшер находится где-то на уровне боцмана. Тут уже не матросы, а кондукторы, т.е. люди со специальным образованием.
Тут нужно упомянуть и военных музыкантов. Их значение почему-то принято преуменьшать, но это очень серьёзные специалисты, и я бы даже сказал, что самые серьёзные из специалистов. Подразделением управляет не офицер, нет. Подразделением управляет горнист, которому отдаёт приказы офицер. Горнист является каналом связи между офицером и его подразделением, и от состояния этого канала зависит практически всё. Горнист, это такой связист. Таким образом, горнист лишь чуть менее статусен, чем знаменосец и по сути дела является вторым по значимости нижним чином в подразделении. Ещё не боцман, но уже боцманмат. Барабанщик приравнен к горнисту, и они всегда ходят в паре. Один двухротный батальон, это один знаменосец в чине боцмана, и одна пара из горниста и барабанщика.
9. Мастеровые. Рабочие.
Далее нужно отметить корабельных рабочих. За кораблём вообще-то нужно ухаживать. Нужно исправлять неисправности и повреждения, особенно в случае боевого корабля, который только и создан, чтобы боевые повреждения находить на ровном месте. И так далее. Обычный матрос ничего такого сделать не может, и тут нужен квалифицированный специалист, который в свою очередь будет херов как матрос. Например, вышеописанный оружейник. Впрочем, оружейник как раз является военным, а здесь уже более-менее гражданские специальности. Да, имеются на корабле и механики, которые могут взять на себя кузнечные и слесарные работы, но такие работы всегда связаны с механизмами, за которые механики и отвечают, а для остальных задач нужны какие-то другие специалисты. Так что корабельный рабочий, это рабочий. В бою он не шашечкой махает, а бегает по трюму с кувалдой, и устраняет течи с пробоинами. Смеяться не нужно, раньше на флоте была такая специальность: конопатчик.
Конопатчик очень ответственный работнег, потому что от него зависит выживание корабля. Это специалист по заделыванию течей. Для эпохи железных броненосцев сия профессия несколько устарела, но не нужно о ней забывать. Впрочем, обязанности конопатчиков ныне возложены на плотников. Да, это ещё более высокопоставленные рабочие. На парусном корабле плотник было чрезвычайно высокостатусен, это был почти что боцман, но на паровых кораблях плотник измельчал. Плотник, он и в африке плотник. Не конопатит, но плотит. Воплощает. Да, конечно же, любой плотник без проблем сделает плот, но на корабле он совсем не за этим. А как вы думаете, чем и как устраняются боевые повреждения на корабле? Вот. Именно что кувалдой. Плотники делают щиты для заделки пробоин, забивают там всякие клинья, ставят распорки, подкрепления под трещинами, и всё такое. Но плотники могут делать только самую грубую работу, и они дополняются ложниками. Плотниками тонкой работы. Генералами не топора, но стамески. Да, столяр, это такой наладчик для письменного стола. :))
Корабельные повара.
Поварская операционная.
Типичный крейсерский штат.
________Нижние чины, строевые.
________Нижние чины, нестроевые.
Если интересно подробностей, то в сети есть подробный штат броненосца «Князь Суворов», крейсера 1го ранга «Олег», и крейсера 2го ранга «Жемчуг». Также при желании можно ознакомиться и с монографиями, соответственно, по броненосцу «Слава», крейсеру 1го ранга «Олег», и крейсеру 2го ранга «Жемчуг».
Флотская организация Р.И.Ф.
Экипаж корабля имеет четыре этажа иерархии: 1) офицеры, 2) кондукторы, 3) унтер-офицеры, и 4) нижние чины. Офицеры, это люди с дворянскими фамилиями, это официальные представители правящего класса Империи, и они поставлены на судно только за тем, чтобы обеспечивать выполнения поставленных экипажу задач. Офицер, это такой надсмотрщик. Изначально морские офицеры не были даже морскими, это были обыкновенные сухопутные аристократы, пассажиры, гости на кораблях. Корабли были обычными гражданско-военными торговцами, этими кораблями командовали шкиперы, их хозяева, которые уже нанимали матросов и решали все вопросы судовождения, а офицеры всего лишь банковали золотом, по достижению заранее оговоренных milestones. Однако, государство росло, увеличивалась его потребность в кораблях, и со временем уже государство начало строить свои собственные корабли, опять же ставя на них своих шкиперов, но уже своих, проверенных, шкиперов-офицеров. Но государственные шкиперы были херовыми, работали из-под палки, и шкиперские обязанности разделили сразу на несколько офицерских должностей, тем более что размеры кораблей росли, увеличивался груз проблем, и одиночный человек уже не мог стащить с места этот гранитЪ. Так появились всем нам известные флотские офицеры.
Самые проверенные из мужичков, это кондукторы. Кондуктор, это человек с дипломом (квалификацией), фактически выпускник ВУЗа. Это очень серьёзные спецы, зачастую превосходящие офицеров по знаниям и навыкам, и им на флоте оказывается должное уважение, к примеру, у них есть своя собственная кают-компания по типу офицерской. К кондукторам причисляются и высшие унтер-офицеры, которые в процессе службы проходят должные проверки и де-факто сдают все нужные экзамены. Однако, типовой унтер-офицер является самым обычным мужичком, и живёт вместе со своими подчинёнными, взирая на кондукторов снизу вверх. Далеко не каждому унтеру будет позволено обедать в кондукторской кают-компании.
Как уже понятно, экипаж делится на офицеров, кондукторов, унтер-офицеров, и матросов. Но на самом деле тут существенно тоньше. То, что кроме офицеров на корабле были гражданские чиновники, это мелочи. Ну, подумаешь, комиссар от РПЦ(п). Этим никого не удивить. Наличие кадрового старшего унтер-офицерского состава (типа нынешних прапорщиков) тоже совершенно естественно. Тонкости в существенных различиях нижних чинов: есть матросы, есть матросы-специалисты, есть специалисты, есть технический состав, и есть корабельные рабочие. Более того, на паровом корабле чётко выделяются две команды: «белая» и «чёрная» (палубная и трюмная), плюс есть нестроевой сугубо служебный технический персонал.
«Чёрная» и «белая» корабельные команды.
Писари не ходят на вахты. Вахта, это для матросов и строевых специалистов, а у нестроевых специалистов обычный рабочий день, за исключением всяких мелких неприятностей типа какой-нибудь Цусимы. Зачем иметь на корабле четырёх писарей на одно место, как это принято у матросов? Незачем! Поэтому нестроевой специалист имеется на корабле в единственном числе, ему не нужен напарник для вахты. На вахты ходят строевые специалисты, и их имеется с запасом для организации нескольких вахт. Но у каких-нибудь машинистов и кочегаров уже не четыре вахты, а лишь две, благо полная нагрузка у них лишь в чрезвычайных случаях, когда вполне можно организовать сменщиков из матросов. Впрочем, можно обойтись и без сменщиков, потому что угля на корабле обычно лишь на два(!) дня полного хода. Две вахты сменились, вот уголёк и кончился.
При правильном подходе и кочегары и машинисты должны бы тоже являться военными моряками, чтоб с винтовками и воинскими почестями на похоронах, тем более что тем же кочегаром (не говоря уж про машиниста) не взять абы кого, и у них должны быть полноценные обучение, жалование, и карьера, впрочем, разделение на «белую» и «чёрную» команды я бы всё-таки сохранил, потому что оно _функциональное_. Вобщем я бы засчитал «чёрную» команду за строевую, с некоторыми ограничениями, и пустил бы её параллельно «белой», с аналогичными уровнями обязанностей и привелегий, потому что в бою от машин зависит ничуть не менее, чем от пушек.
Кочегары с машинистами являются нестроевыми исторически, инерционно. Закостенелое мышление такое. Дело в том, что в каждой воинской части имеются такие вот вольно-наёмные обслуживающие специалисты: мастеровые, повара, истопники, сантехники, и так далее. Ну а кто такой машинист, как не продвинутый сантехник? Те же трубы, разве что пар вместо говен. Вот. Поэтому во времена РЯВ кочегары и машинисты относились не к «экипажам», а к «корпусам». Принадлежности к зданиям, элементы инфраструктуры такие. И действительно, сантехники _обязаны_ быть приписаны к конкретным зданиям, к конкретным системам, потому что их знания зачастую неформализуемы и неотчуждаемы. Сам труд несложен, а вот знать что где как, это не каждый сможет. Впрочем, на войне бывает всякое, и «экипажи» могут менять «корпуса» как перчатки, сдавая те в утиль. И чтобы не сдавать в утиль вместе с железными «корпусами» и человеческие «корпуса», по возможности корпусные специалисты должны бы вводиться в экипажи, пусть и отдельным отделом, намертво закрепляя за железом только итендантов, которые _живут_ на корабле, и ведут этот металлолом от стапеля до самого разделочного стенда.
Современная организация экипажей.
Было бы неправильно не сказать пару слов и о современной организации экипажей. На современных боевых кораблях «белая» команда практически исчезла, и основную массу составляют как раз «чёрные» специалисты. Блин, ну до смешного доходит, нынешние тру-матросы, это _морпехи_. Военные моряки нынче зачастую даже плавать не умеют, не говоря уже про лодку и парус. Моря моряки не видят, сидят в своих трюмах, и совершенно естественно, что экипаж корабля разделяется по отсекам, или, если точнее, по «боевым частям».
«Боевые части» выделились достаточно давно, к примеру, за якоря и цепи на флоте издавна отвечает не кто-то там, а _артиллерийский_ офицер, уже просто потому, что он непосредственно рядом с этими якорями и цепями находится, плюс, конечно же, он по роду своей службы разбирается в этом металлоломе. Как понимаю, окончательное деление экипажа на «боевые части» произошло от подводных лодок, где чёткое разделение на отсеки и экипаж чётко членится по этим отсекам, а у отсеков в свою очередь чёткая специализация и соответствующие командиры, которые автоматом становятся командирами находящихся в их отсеках членов экипажа. Вобщем современные боевые корабли больше подводные лодки, чем корабли. Ж)))
Типичный список боевых частей:
* БЧ-1 — штурманская;
* БЧ-2 — артиллерийская;
* БЧ-3 — минно-торпедная;
* БЧ-4 — связи;
* БЧ-5 — электромеханическая;
* БЧ-6 — авиационная;
* БЧ-7 — радиотехническая (управления).
Опять же, в пост все не влазит, и продолжу комментами.
- Как оборудовать место для ночлега собаки своими руками: практическое руководство
- посадить пихту на участке примета