Как называется картина шишкина с медведями
«Утро в сосновом лесу» – как создавалась знаменитая картина Шишкина?
Картина «Утро в сосновом лесу» хранит немало тайн, а об удивительных фактах его создания знают немногие
Иван Иванович Шишкин знаменитый русский живописец, своими работами прославлял красоту России, из самых разных её уголков. Благодаря ему приобрёл известность родной город Шишкина, Елабуга, а неповторимые пейзажи, запечатлённые на полотнах, до сих пор восхищают публику.
Знаменитейшей работой живописца стала картина «Утро в сосновом лесу» что нашла отражение в массовой культуре. С советских времён её изображение украшает любимые многими малышами конфеты, а сам шедевр можно увидеть в Третьяковской галерее. Как же создавалось «Утро в сосновом лесу»? И почему она признана одной из лучших работ Шишкина?
О мастере
Пейзажи, созданные кистью Ивана Ивановича Шишкина, известны во всём мире. Уроженец Елабуги, он использовал приём Дюссельдорфской школы рисования, однако, неповторимый стиль создавался благодаря особому отношению самого живописца.
Каждое из его творений показывает, как глубоко Шишкин ощущал природу, как пропускал через себя каждый оттенок её настроения. Да, ведь природа – главный персонаж его картин. В то же время живописец старательно избегал преувеличений и украшений, показывая реалистичную красоту окружающего мира.
“Поэзия света и тени”, – именно так называют творчество Шишкина некоторые критики, и я не могу не согласиться с ними. Художник специально выбирал места, что не были тронуты рукой человека.
Иван Николаевич Крамской «Портрет Ивана Ивановича Шишкина», 1880 год
Местонахождение портрета: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Ему нравилось писать природу, что сохранила свою первозданность и силу. Могущество природы в отражении Шишкина всюду – как в бескрайних просторах родной земли, так и в хрупкой одинокой сосенке, что склонилась под напором ветра.
Помимо живописи, Иван Шишкин активно занимался общественной деятельностью. Его родители хотели, чтобы он пошёл по стопам отца, став купцом. Живой характер и общительность Шишкина располагали к нему людей, и вскоре он занял должность управляющего. Всеми силами он стремился развивать родную Елабугу. Его заслугой стало укрепление города, развитие культурного направления, создание «Истории города Елабуга».
«Утро в сосновом лесу» – вершина творчества Шишкина
Однако, несмотря ни на что, Шишкин всегда оставался в первую очередь живописцем. С огромным трепетом, истинной любовью он относился к лесной природе. Лес очаровывал его многообразием оттенков, игрой света и тени, таинственными оттенками и очертаниями.
«Утро в сосновом лесу» стало настоящей одой художника лесу. На картине изображена интересная сцена из жизни дикой природы. С помощью оттенков и всевозможных красок Шишкин показал начало дня, когда солнце лишь начинает подниматься по небу, просвечивая лучами сквозь стволы сосен.
Становится ясно, что это дерево упало от старости, и именно так Шишкин хотел показать нелюдимость этого леса. Здесь никогда не бывал человек, а природа живёт и развивается в своём естественном цикле.
Одной из самой сложных технических деталей, на мой взгляд, стал туман, изображённый на фоне света утреннего солнца. Он указывает нам на время суток, однако изобразить это столь реалистично по силам далеко не каждому мастеру.
Медведица и три медвежонка
Фрагмент картины «Утро в Сосновом лесу»
Тайны и факты о картине
Мало кто знает, что «Утро в сосновом лесу» было написано в соавторстве с художником Константином Савицким. Его перу принадлежат образы медведей. Сам Шишкин был прекрасным пейзажистом, однако для изображения животных на своём полотне пригласил коллегу.
Шишкин и Савицкий часто любили прогуливаться в лесах своей малой родины. Встретив однажды утро в сосновом бору, они решили увековечить его на холсте. В качестве прототипа был выбран лес острова Гордомля на озере Селигер.
Иван Николаевич Крамской «Портрет художника Константина Аполлоновича Савицкого», 1871 год
Местонахождение: Воронежский музей имени И. Н. Крамского, Воронеж, Россия
Картина «Утро в сосновом лесу» была представлена публике в 1889 году. По решению Третьякова, принявшего творение на выставку, подпись Савицкого была стёрта. Конечно, художника это задело, он даже выдвигал претензии Третьякову. Однако тот объяснил, что стиль полотна в целом и даже эскизы медведей принадлежат Шишкину. К счастью, всё решилось мирно, а Савицкий отказался от авторства в пользу друга.
Как я уже заметила, картина Ивана Ивановича Шишкина стала необыкновенно популярной в народе. Она изображалась на открытках, марках, обёртках конфет. Люди даже подобрали ей неофициальное название – «Утро в сосновом бору».
И. И. Шишкин, К. А. Савицкий «Утро в Сосновом лесу», 1889 год
Местонахождение картины: Третьяковская галерея, Москва, Россия
По всей видимости, слово “бор” показалось более звучным и ярким. Интересно, что некоторые до сих пор называют шедевр «Три медведя», что в корне неверно – так картина не называлась никогда.
Ещё один малоизвестный факт о картине. Поныне в частной коллекции в Польше хранится её первая версия. Она называется «Туман в сосновом лесу». Об этом полотне известно немногим, однако именно оно вдохновило Шишкина на написание «Утра в сосновом лесу». Изначально на изображении присутствовали два медведя, но позднее художник решил добавить ещё двух животных, передав игровые моменты лесной жизни.
Эскиз картины «Утро в сосновом лесу», 1886 год
Эскиз находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург
«Утро в сосновом лесу» – одна из самых известных и, бесспорно, потрясающих картин, о которых знают во всём мире. Её автор, Иван Иванович Шишкин, благодаря высокому мастерству и особому стилю сумел отразить красоту начала дня в лесу, передал бесконечную притягательность и особое волшебство дикой природы. Неизменной частью всех творений Шишкина является его безграничная любовь к родине, что присутствует на каждой картине живописца.
Утро в сосновом лесу описание
Кто написал «Утро в сосновом лесу»
Автором картины «Утро в сосновом лесу» является великий русский художник Иван Иванович Шишкин (1832-1898). Однако его руке принадлежит только сам пейзаж. Главных героев картины — трёх медвежат и медведицу написал другой известный художник Константин Аполлонович Савицкий. Ошибочное представление, что «Утро в сосновом лесу» была написана только Шишкиным, связано с тем, что Павел Михайлович Третьяков, купивший картину для своей коллекции, стёр подпись Савицкого.
История картины
Картина была написана в 1889 году. Холст, масло. Размеры: 139 × 213 см. В настоящее время находится в Третьяковской галерее в Москве. Интересно, что изначально картина имела название «Медвежье семейство в лесу».
Считается, что сюжет картины Иван Шишкин придумал во время посещения острова Городомля, который расположен на озере Селигёр. Здесь живописец увидел нетронутую природу, густой лес, который поражает воображение своей красотой и первозданностью.
Изначально на картине не было медведей, только сам лесной пейзаж. Иван Шишкин был непревзойдённым пейзажистом, однако в анимализме, то есть изображении животных, он был не силён. Поэтому медведей написал другой художник — Константин Савицкий.
Описание картины «Утро в сосновом лесу»
Картина «Утро в сосновом лесу» буквально пленяет зрителя своей необычайной красотой. Вековой лес поражает своей мощью, нетронутой природой. Сосны с толстыми стволами и узловатыми ветвями будто сами собой намекают на свою древнюю природу. Лес тонет в белесом тумане, который рано с утра покрыл всё вокруг молочной завесой.
На картине изображено раннее утро. Солнце только начинает вставать и лес начинает окрашиваться в золотистые оттенки рассвета. Так как солнце бросило свои первые лучи на самые верхушки деревьев, они резко контрастируют с полумраком внутри леса. Такой красивый переход цветов и оттенков завораживает. Оттенки картинки плавно меняются от тёмно-зелёного снизу до ярко-золотого сверху.
На переднем плане находится поваленная сосна. Здесь собралось медвежье семейство. Три беспокойных медвежонка ползают по надломленному стволу. Рядом находится мать-медведица, которая следит за своими детками, которым ещё хочется играть и обследовать всё незнакомое. Один из медвежат встал на задние лапы и всматривается вглубь окутанного туманом леса. Таким образом он интригует зрителя, так что хочется проследить за его взглядом, всмотреться вглубь картины, чтобы увидеть, что такое увидел вдалеке замерший медвежонок.
Три медведя в сосновом бору: как картина Ивана Шишкина стала конфетой
МОСКВА, 25 янв — РИА Новости, Виктория Сальникова. 185 лет назад, 25 января 1832 года, родился Иван Шишкин, возможно, – самый «народный» русский художник.
В советское время репродукции его картин висели во многих квартирах, а знаменитые медвежата с полотна «Утро в сосновом лесу» перекочевали на фантики конфет.
Картины Ивана Шишкина до сих пор живут своей, далекой от музейного пространства, жизнью. Какую роль в их истории сыграл Владимир Маяковский и как медведи Шишкина попали на обертки дореволюционных конфет — в материале РИА Новости.
Двойка по арифметике
Знаменитую картину Шишкина в народе называют по-разному: «Утро в сосновом лесу», «Сосновый бор» и даже «Три медведя» (несмотря на то что медведей на картине четыре). Во многом виной тому сладости: новую «жизнь» произведению Шишкина подарили конфеты «Мишка косолапый» и шоколад «Три медведя».
Рецепт конфеты, как и ее упаковка, появились еще в дореволюционное время, когда фабрика называлась «Эйнем» — по имени ее основателя, немца Фердинанда Теодора фон Эйнема. Он много сил вкладывал в рекламу продукции и создал несколько серий конфет, в том числе «Русские художники и их картины».
Фабрика договорилась с Павлом Третьяковым, которому на тот момент принадлежала картина «Утро в сосновом лесу», и разместила репродукцию Шишкина на фантике.
«Заведи Сберкнижку!»
В советское время дизайн фантика не изменился, зато «Мишка» стал самым дорогим лакомством: в 1920-е килограмм конфет продавали за четыре рубля. У конфеты даже появился слоган: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе Сберкнижку!». Эту фразу поэта Владимира Маяковского даже начали печатать на обертках.
Несмотря на высокую цену, лакомство пользовалось спросом у покупателей: художник и график Александр Родченко даже запечатлел его на здании Моссельпрома в Москве в 1925 году.
В 1950-е конфета «Мишка косолапый» отправилась в Брюссель: фабрика «Красный Октябрь» участвовала во Всемирной выставке и получила высшую награду.
Искусство в каждый дом
Но конфетами история «Утра в сосновом лесу» не ограничилась. Другим популярным направлением в советское время были репродукции классических произведений искусства.
«Утро в сосновом лесу», или как мишки стали знаменитыми
Дарья Рощеня об Иване Шишкине
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Несмотря на протесты родни, в двадцать лет поступил в Московское училище живописи и ваяния. А еще через четыре года поехал в Петербург поступать в Императорскую Академию.
Единственный, кто понимал и одобрял интерес Ивана Шишкина к живописи, был его отец. Именно он иконой Спаса Нерукотворного, которая висела в красном углу в доме Шишкиных и была любима Иваном, благословил сына на эту поездку. Отец верил в талант сына, восхищался, даже гордился им. Много позже в своей книге «История города Елабуга» он вскользь упомянет талантливого художника Ивана Шишкина, получавшего звание академика.
31 января 1856 года датировано письмо Ивана Шишкина, в котором он просит у «любезных Тятиньки и Маминьки» родительского благословения: «Завтра пойду к профессору, к которому должен поступать, и принесу ему свои рисунки и работы и свидетельство из Московского училища о моих успехах и о прочем. Страшно представляться к строгим профессорам Академии, здесь мне кажется все величавым, массивным, в полном смысле что Императорская Академия художеств. О следствии моего представления я вас извещу — не знаю порадует ли меня или опечалит». Так неуверенно и робко писал Иван Шишкин. Он и не подозревал, что полвека спустя будет назван народным, «царем леса», выдающимся художником своего времени, национальным сокровищем русского искусства.
Дайте лужу грязную
Взлохмаченные, чуть с проседью пышные волосы. Густая борода лежит поверх полураспахнутого пиджака. Сократовский лоб, красивые крупные черты лица, умные, с прищуром глаза и едва уловимая улыбка. Крепким, основательным, будто вросшим корнями в землю смотрит с портрета Крамского художник Иван Шишкин. Собственно таким он и был. Купеческий сын из провинциального города Елабуга. Самородок, художник по призванию.
Басовитый богатырь с искореженными гравировальной работой руками он много и по-разному пробовал себя, все время учился. Шишкин удивлял коллег по цеху блистательными полотнами. Они были богаты деталями, разнообразны подробностями, которые художник выписывал с точностью ювелира. Дымка тумана, пробивающаяся сквозь ветви, мягкие мхи, золотистый песок, прозрачный ручей, заросшее болотце, прохлада утра, летний жар. В своих работах он в меру эпичен и всегда монументален. В нем, как в художнике, нет пафоса, но только глубокое и искреннее восхищение величаем земли.
Однажды Третьяков написал: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия. »
Такую правду увидел Третьяков в картинах Шишкина. С удовольствием покупал его работы. Среди прочих на очередной передвижной выставке в 1889 году приобрел картину «Утро в сосновом лесу».
Утренний туман врасплох застал резвящихся медвежат. Художник привычно обрезает краем холста верхушки деревьев. Прорисовывает корни поваленной сосны. Выписывает стоящий между вековыми стволами туман. Трудно назвать более известную работу Шишкина. Символизм, иносказательность, социальный протест, развивающееся демократическое искусство? А может влюбленный с детства в русскую природу Иван Шишкин просто вновь говорит о том, что любит? Вокруг «Утра в сосновом лесу» немало мифов, еще больше критических замечаний. И всем этим, то есть особенным вниманием к работе Шишкина, как оказалось, мы обязаны скандалу и сладостям.
Рука Савицкого и скипидар Третьякова
Дело в том, что медведицу с тремя медвежатами на полотне изобразил Константин Савицкий. Шишкин счел долгом не только поделиться гонораром (из четырех тысяч рублей, полученных от Третьякова, отдал Константину Савицкому тысячу), но попросил Савицкого оставить на полотне подпись.
Однако Третьяков был по купечески жестким, и повел себя принципиально. Раз покупал картину у Шишкина, значит подпись будет на картине только Шишкина.
После этой истории родился миф, который бытует по сей день. Неумеха Шишкин вынужден был просить знакомого художника нарисовать медведей, потому что сам не смог. А Константин Савицкий, будто бы узнав, что картина осталась без его фамилии, в пух и прах разругался с Шишкиным и никогда с ним больше не общался. Однако, все это неправда.
Художники вместе состояли в Товариществе передвижных выставок, много общались, переписывались, встречались и вместе же обдумывали сюжеты будущих картин. У обоих однажды родилась идея написать масштабное полотно, в котором фигурировало бы медвежье семейство. Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год). В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину». Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей.
Это вовсе не значит, что Шишкин не сумел бы этого сделать сам. Как известно, он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера. На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь». Да и в эскизах к картине «Утро» медведи присутствуют. Поэтому остается только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому. Возможно потому, что идея написать медведей родилась у Константина Апполоновича. А может, дружелюбный, веселого нрава Шишкин знал, что Савицкий полотно не испортит. Ведь он частенько рисовал животных своему маленькому сыну Георгию (будущему художнику).
Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе сберкнижку
В 1867 году на Софийской набережной кондитер Теодор Фердинанд фон Эйнем вместе со своим компаньоном финансистом Юлиусом Гейсом, построил и запустил паровую фабрику по производству шоколадных конфет и чайных печений. Производство быстро набирало обороты. Продукция получала призы и награды на выставках. А предприимчивые немцы изобретали новые способы привлечь внимание покупателей. Рекламе, как двигателю торговли, отдавалось должное. Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и даже просвещала. Так на фабрике «Эйнем» среди прочего выпускались серий конфет в 12 и 14 картинах: «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара», «Русские художники и их картины». На одной стороне обертки покупатель видел картинку, на другой мог почесть краткую энциклопедического плана статью. История умалчивает, когда именно Гейс (Эйнем отошел от дел еще в 1876 году) договорился с Третьяковым и получил разрешение размещать на обертках репродукции картин из коллекции братьев Третьяковых. Но на самих этикетках серии «Русские художники. » находим дату: 1896 год. Одним словом, когда говорят, что конфете «Мишка косолапый» больше ста лет, это правда. Рецепту то уж точно.
В привычном нам виде, в отдельной обертке с медвежатами на бирюзовом фоне, конфета «Мишка косолапый» производилась с 1925 года. Правда, уже не на известной во всем мире паровой фабрике «Эйнем», а на национализированной советской властью фабрике «Красный октябрь» (бывшей «Эйнем»).
Пралиновые конфеты (глазированные шоколадом вафли, между которыми находится начинка из растертых с сахаром миндаля и какао-бобов) пользовались популярностью, экспортировались и стоили довольно дорого. Гений агитпропа Владимир Маяковский даже придумал звучный слоган, который тут же был запечатлен на фантике: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе Сберкнижку». Четыре рубля за килограмм это вам не шутки шутить.
Картины, написанные маслом, советские граждане себе позволить не могли. А вот лакированные репродукции (их продавали очень дешево в книжных магазинах), в том числе «Утро в сосновом лесу» Шишкина, вплоть до конца девяностых можно было найти в каждом уважающем себя доме. Во всяком случае, в провинциальном.
«Утро в сосновом лесу»: Как картина русского пейзажиста превратилась в конфетную обертку
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Иван Иванович Шишкин считался в высшей степени мастером, когда необходимо было выписать каждый листочек, каждую травинку, но с изображением людей или животных у него дело не спорилось. Именно поэтому на знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» медвежье семейство писал другой художник – Константин Савицкий.
Картину подписали оба художника, но когда ее отнесли заказчику Павлу Михайловичу Третьякову, тот скипидаром стер фамилию Савицкого, заявив, что заказывал полотно только у одного живописца.
Иван Иванович Шишкин получил за картину 4000 рублей. Одну тысячу он отдал Савицкому. Константин Аполлонович возмутился, что гонорар поделили не пополам, и в сердцах даже заявил, что его медведи занимают центральное место на картине, а лес является только фоном. Эти слова очень обидели Шишкина. Совместных картин художники больше не писали.
Примерно в тот же период, когда полотно «Утро в сосновом лесу» было представлено широкой общественности, на кондитерской фабрике «Товарищества «Эйнемъ» изготовили новый сорт конфет: покрытые шоколадом вафельные пластины с прослойкой миндального пралине. Возникла необходимость создания обертки для конфет, и тут взгляд владельца предприятия Юлиуса Гейтса случайно упал на репродукцию картины Шишкина. Решение было найдено.
После Октябрьской революции конфетную фабрику национализировали и переименовали в «Красный Октябрь», хотя еще несколько лет в скобках дописывали «бывш. «Эйнемъ», настолько популярна была торговая марка. Конфета «Мишка косолапый» стала любимой сладостью советских граждан. Со временем картина Шишкина стала ассоциироваться с оберткой, а ее название упростили до «Трех медведей», хотя на полотне их четыре.
Иван Иванович Шишкин запомнился потомкам не только полотном «Утро в сосновом лесу». Ему, как никому другому, удавалось передавать через свои картины красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края. Самые известные полотна русского пейзажиста настолько реалистичные, что кажется, что вот-вот где-то послышится шум ручья или шелест листьев.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: